Medium Tank A6

 

 

Medium Tank A6

Британия

Средний танк

масса

16 т

вооружение

47-мм орудие

5 пулеметов

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

180 л.с.

проект

1926-1928гг. Vickers

выпускался

1928г. ROF Woolwich

3 шт. опытные

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Производные конструкций Первой мировой

 

 

В мае 1926 года War Office выдал требования (ТТТ разрабатывал RTCC, Royal Tank Corps Centre, Лулворт Кэмп) на новый средний танк (индекс А6), основные пункты которого гласили:

- боевая масса до 16 тонн;

- ширина танка должна соответствовать габаритам железнодорожных вагонов;

- основное вооружение должно быть способно пробивать броню машины аналогичного типа на дистанции 1000 ярдов (900 метров);

- должны присутствовать две независимые пулеметные башни;

- должно быть установлено бронирование лобовой части, достаточное для защиты при пересечении горизонтальных препятствий (подъёмы, эскарпы);

- топливные баки должны размещаться снаружи корпуса по бортам;

- шумность танка должна быть минимально возможной.

В дополнительных комментариях было указано, что средний танк должен иметь компоновку, схожую с тяжелым танком А1Е1 - боевое отделение располагается в передней части корпуса и отделено перегородкой от моторного отсека, размещенного на корме. (Рис.1)

 

Рис.1 – Тяжелый танк A1E1 “Independent”.

 

Носовую часть корпуса предполагалось вынести вперёд, на один уровень с направляющими колесами. Толщина бронирования составляла от 6,5 до 13 мм (по другим данным - до 14 мм). Боевое отделение также проектировалось по аналогии с А1Е1 и должно было сохранить одинаковый башенный погон диаметром 630 мм. Башню кругового вращения предполагалось оснастить 3-фунтовым орудием с углами вертикального наведения от -10° до +30°. В носовой части корпуса, согласно требованиям, устанавливалось две пулеметные башни с одним или двумя пулеметами и отрицательным углом наведения -3°. Ещё одна башня того же типа должна была устанавливаться в средней части корпуса, между основной башней и трансмиссионным отсеком. Также иногда указывается, что задняя пулеметная башня была зенитной. На танке была запланирована установка 120-сильного двигателя, который обеспечил бы максимальную скорость порядка 14 миль/час (22,5 км/ч).

Спустя некоторое время (возможно, к сентябрю 1926г.) требования уточнили. Согласно обновлённому проекту, при сохранении бронирования толщиной 6,5-13 мм боевая масса составила бы 14,7 тонны. Общий запас топлива определялся в 120 галлонов (550 литров), из которых только 10 галлонов находились во внутреннем баке, а остальное - в наружных. На выбор теперь предлагалось два варианта двигателя мощностью 120 и 180 л.с. Во втором случае максимальная скорость поднималась до 20 миль/ч (32,2 км/ч). Экипаж состоял из 7 человек – из них четверо помещались в боевом отделении под главной башней, пишут также: «в главной башне».

Работы по проекту А6 продвигались быстрыми темпами и уже в марте 1927 года был изготовлен деревянный макет. В предложенном виде он не полностью удовлетворил заказчика, в связи с чем была выдана новая порция требований. Интересно, что от зенитной башни на А6 быстро отказались. И все-таки проект утвердили и приняли решение о постройке двух опытных образцов, получивших обозначение A6E1 и A6E2. В качестве предприятия, ответственного за сборку танков, был выбран Королевский арсенал в Вулвиче (ROF Woolwich).

К июню 1928 года были построены два прототипа из мягкой стали, которые обозначались как А6Е1 (W.D.No.T404, Reg.No.ML8698) и А6Е2 (W.D.No.T405, Reg.No.ML8699), машины были сразу же предоставлены Mechanized Warfare Experimental Establishment для ходовых испытаний. Некоторые указывают, что А6Е1 был построен в начале 1928г. Поскольку полная масса превысила 16-тонн, в переписке, а затем и во многих справочниках, появился индекс 16-tonner (16-тонный) – 16-tonner №1 и 16-tonner №2.

Обе машины внешне были практически идентичны, а вооружение соответствовало проекту. (Рис.2)

 

Рис.2 – Средний танк А6.

 

Масса – 16 т. Длина – 6600 мм, ширина – 2650 мм, высота – 2490/2794 мм, клиренс – 440 мм. Бронирование: лоб корпуса, главная башня – 25,4 мм (по другим данным, лобовая броня корпуса составляла 14 мм), борт корпуса, корма корпуса, пулеметные башни – 12,7 мм, крыша, днище – 9,5 мм. Вооружение - одна 47-мм пушка OQF 3-pdr Mk.II. и один 7,71-мм пулемет Vickers в основной башне, по два 7,71-мм пулемета Vickers в передних башнях. Боекомплект - 180 выстрелов и 8400 патронов. Экипаж – 6 чел.

В двух передних башнях, имевших сектор горизонтального обстрела порядка 200°, устанавливалась спарка из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, защищенных общим бронированным кожухом.

В главной башне конической формы, которая устанавливалась на высокой подбашенной коробке и имела возможность кругового вращения, находилась 40-калиберная 47-мм танковая пушка OQF 3-pdr Mk.II и ещё один 7,71-мм пулемет.

Подразумевалось, что пулеметные башни будут использоваться для борьбы с пехотой, а центральная, орудийная башня, возьмёт на себя танки противника. Спаренный пулемет в орудийной башне тоже предназначался для борьбы с пехотой. В связи с тем, что на пулеметы возлагалась задача борьбы с живой силой, а орудие предназначалось для борьбы с бронетехникой, в боекомплекте 3-фунтовой (47-мм) танковой пушки не предусматривалось наличие осколочно-фугасных снарядов. 40-калиберная 47-мм пушка OQF 3-pdr Mk.II могла поражать с дистанции 1000 (914) м танки с толщиной брони 20 мм - в то время редко какие танки превосходили этот порог защиты (из строевых, пожалуй, только тяжелые французский FCM 2C и итальянский  FIAT 2000).

Немного странно было выполнено место водителя – при закрытом «забрале» для водителя не предусмотрели смотровых щелей, т.е. предполагалось движение «на ощупь». (Рис.3)

 

 

Рис.3 - А6, вид спереди.

 

Ходовая часть танка А6, применительно на один борт состояла из 8 опорных катков, блокированных попарно в тележки, 2 независимых катка увеличенного диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков, заимствованных от танка Medium Mk.II. Опорные катки оснащались независимой подвеской. Нижняя часть была закрыта бронированным экраном, который защищал элементы подвески от попаданий пуль и осколков.

Основные различия между опытными образцами заключались в силовой установке.  Если на А6Е1 устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощностью 180 л.с. с 4-скоростной КПП Armstrong-Siddеley коробкой передач, то на А6Е2 (Рис.4) был установлен дизель Ricardo C1 той же мощности и новая коробка передач с гидравлическим приводом, разработанная швейцарской фирмой Wintcrhur\SLM (по другим данным, испытания дизельной силовой установки проводились в 1932-1933гг., а коробка передач была планетарная Wilson с гидравлическим механизмом включения).

 

Рис.4 - А6Е2.

 

     В дальнейшем второй прототип также был оснащен двигателем Armstrong-Siddeley.

В процессе тестов было установлено, что средний танк может развивать максимальную скорость до 41,8 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием. Но более важным было то, что благодаря независимой рессорной подвеске опорных катков танк обладал поистине уникальной для того времени плавностью хода.

В июле 1928 года, когда были проведены огневые испытания, было установлено, что спаренная установка пушки и пулемета не является оптимальной, в результате чего от неё отказались. Также выяснилось, что эксплуатационные качества подвески ненамного выше, чем у Medium Mk.II, механизмы наводки орудия не удовлетворяют требованиям, защищенность танка является недостаточной, в связи с чем разработчики получили новое требование, согласно которому предстояло увеличить толщину бортового бронирования. Вместе с этим оставалось условие сохранения проектной массы, даже если понадобиться уменьшить толщину брони в других местах. (Рис. 5)

 

Рис.5 – А6 на испытаниях.

 

Доработки не заставили себя ждать. На А6Е2 двойные пулеметы в малых башнях были заменены на одинарные, а на их крышах установили небольшие купола (по другим данным, танк сразу оснащался доработанными пулеметными установками). В главной башне пушку и пулемет решили устанавливать раздельно.

Летом 1928г. был получен заказ на третий прототип А6Е3 (W.D.No.T732, Reg.No.MT9637), который тоже собирался из мягкой стали.

Первоначально А6Е3 (Рис.6) оснащался стандартным 180-сильным двигателем Armstrong-Siddeley, но позднее было выдвинуто предложение установить на него Thornycroft RY/12, развивавший мощность 500 л.с.

 

Рис.6 - А6Е3.

 

Этот агрегат представлял собой два спаренных авиационных двигателя Rolls-Royce “Phantom” I, который взаимодействовал с трансмиссией Wilson, но поскольку его стоимость оказалась чрезмерно высокой решили вернуться с исходному варианту. Пишут, что новый танк получил пулемётные башни, спроектированные по типу A1E1 Independent. Количество пулемётов в каждой из них сократилось до одного. Кроме того, танк был оснащён новой подвеской. Опорные катки были сгруппированы по четыре в две группы, по две тележки в каждой. Подвеска в целом представляла собой вариант конструкции, разработанной Джоном Карденом и Вивианом Лойдом для Vickers Mk.E – в некоторых источниках пишут, что на этом танке стояла подвеска Vickers-Horstmann. Однако серьёзного улучшения характеристик с новой подвеской достичь не удалось (А6Е3 мог разогнаться до 40 км/ч, но держал эту скорость короткое время), а общая масса танка выросла до 16,25 тонн.

Несмотря на попытки внести улучшения в конструкцию А6, военные не спешили с принятием решения о серийном производстве (смущали не только технические недостатки, но и стоимость изделия – 16000 фунтов стерлингов за штуку) – таким образом, Королевский Танковый Корпус (КТК) отказался от серийного выпуска А6 в каком бы то ни было варианте, а имеющиеся три танка решили использовать для тестов. (Рис.7)

 

Рис.7 – Доставка А6 на полигон.

 

В целом, нельзя сказать, что танки А6 оказались совершенно негодными (Рис.8), но полный объём проблем был настолько велик, что, казалось, выгоднее было разрабатывать новый танк, чем доводить до ума то, что есть на данный момент.

 

Рис.8 - Vickers Medium Mk.II и Medium Tank A6 в сравнении.

 

Впрочем, разработчики продолжили бороться за свой проект.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru