Light
Tank А3Е1
Light Tank
А3Е1
Британия
Легкий по массе пехотный танк
масса |
6-8 т |
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
40 л.с. |
проект |
1925г., Vickers,
Royal Ordnance Factory |
выпускался |
1925г., Royal Ordnance Factory 1 шт. опытный |
Основная статья:
Британское танкостроение 1919-1929гг.
В 1925 году фирма Vickers получила от военного ведомства заказ на разработку танка сопровождения пехоты, но не среднего, а легкого, оснащенного пулеметным вооружением, в конструкции которого необходимо было использовать уже освоенные промышленностью узлы и агрегаты от танка Medium Tank Mk.II. Работы проводились при активном сотрудничестве специалистов из Royal Ordnance Factory (ROF) и на их производственных мощностях. Новый танк получил обозначение А3Е1, но также он проходил по документам как Carrier, Machine Gun No.1. В современных публикациях используется название Light Tank А3Е1.
При проектировании специалисты Vickers, видимо, оттолкнулись от идеи машины с двумя постами управления и кормовым размещением дополнительного вооружения, которая прорабатывалась на танке среднего класса Vickers Mk.A/Vickers Mk.В. (Рис.1)
Рис.1 – Проект Vickers Mk.A/Vickers Mk.В.
В результате, две башни с пулеметным вооружением заняли переднее и кормовое положение, а между ними находился двигатель. Правда, на корме второй пост управления все же не появился. (Рис.2)
Рис.2 - Light Tank
А3Е1, 1925г.
Проектные работы начались в том же 1925г. При
габаритах: длина – 5334 мм, ширина – 2740 мм, высота – 1830 мм; бронирование –
6,35 мм. В доступных источниках указывают массу машины в 3 т, но кажется, что
это ошибка. Скорее всего, масса машины 6 - 8 т.
Опытный образец А3Е1 оснащался ходовой частью, которая, судя по количеству поддерживающих роликов (5 шт.), была заимствована от САУ Birch Gun, вероятно, с незначительными изменениями. (Рис.3)
Рис.3 – САУ Birch Gun/Mounting SP QF 18 pr.
Применительно на один борт она включала 12 или 13, из них, скорее всего, 10 опорных катков группировались в 5 тележек с подвеской на вертикальных пружинных рессорах и еще 2 катка с индивидуальной пружинной подвеской, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеница крупнозвенчатая со стальными траками шириной 330 мм. Элементы подвески опорных катков и, частично, направляющие колеса, защищались бронированным фальшбортом.
Корпус танка был разработан заново. Моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в центральную часть корпуса, а спереди и сзади (почти симметрично) устанавливалось по одной цилиндрической башне, каждая оснащалась 7,71-мм пулеметом Vickers. В результате, полностью исчезала необходимость в громоздкой надстройке. Место водителя с бронированной коробчатой рубкой осталось спереди с правого борта. Соответственно пулеметная башня была смещена влево. Рубка водителя существенно ограничивала сектор обстрела передней башни. Полный экипаж состоял из трех человек: два пулеметчика и водитель (вероятно, он же командир).
В совокупности удалось уменьшить габариты танка – в частности, высота сократилась с 2,73 до 1,83 метра. Кроме того, за счет отсутствия надстройки корпуса, главной башни с боекомплектом снарядов уменьшилась боевая масса.
Вместо дорогого двигателя Armstrong-Siddley, который устанавливался на средние танки Mk.II и САУ Birch Gun, установили более дешевую и экономичную силовую установку. АЕС мощностью 40 л.с. Как указывают, несмотря на столь серьёзное уменьшение мощности силовой установки при заявленной боевой массе порядка 3000 кг (-?) (против примерно 10-11 тонн у САУ Birch Gun и 12 тонн у танков Vickers Medium I-II), удельная мощность оказалась даже выше.
Первый прототип А3Е1 был готов в конце 1925 года. В процессе испытаний было установлено, что по динамическим качествам легкий танк, оснащенный более слабым двигателем, не уступает серийным Medium Mk.II. И всё же машина успеха у военных не имела. Хорошую кучность стрельбы можно было обеспечить только при стрельбе по борту. Продольно размещенные башни не имели возможность вести круговой обстрел. Больше всех при этом пострадала носовая башня, сектор вращения которой дополнительно ограничивался рубкой водителя. В конечном итоге представители RTC отказались от продолжения работ по А3Е1. Окончательно проект был отменен в 1926 году.
Однако, так и не получив полноценный легкий танк сопровождения пехоты, у военного ведомства появилась идея использовать шасси А3Е1 для создания другого типа перспективных машин – гусеничных бронетранспортеров. В 1927 году единственный А3Е1 был переоборудован в бронированный транспортер боеприпасов и амуниции – машина получила обозначение В3Е1 (Рис.4).
Рис.4 - Бронетранспортер В3Е1, 1927г.
Пулеметные башни и рубка водителя были демонтированы, а на крыше корпуса обустроили транспортную площадку, защищенную бронированными бортами. Внутри можно было перевозить до 6 человек (то есть, полноценный орудийный расчет) вместе с боекомплектом к орудию.
Военным машина понравилась, но до серийного производства дело не дошло – вместо неё были предложены более специализированные варианты, разработанные той же фирмой Vickers, а опытный образец В3Е1 утилизировали.