D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine

 

 

D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine

Британия

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

8,4 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4-5 чел.

мощность силовой установки

90 л.с.

проект

1927г., Vickers

выпускался

1928г., Vickers

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Развитие нетривальных идей

 

 

     С 1925г. специалисты Vickers объединили усилия с инженерами автомобилестроительной фирмы Wolseley (в то время Wolseley являлась дочерней компанией Vickers) в деле проработки темы колесно-гусеничного хода для бронетехники. Принцип использования таких машин – по шоссе на колесах, по местности на гусеницах. Для первого опыта взяли легковой автомобиль Wolseley и дополнительно снабдили его гусеничным движителем – эта машина получила название Wolseley-Vickers wheel-cum-track car или Vickers Reconnaissance Car. (Рис.1)

 

Рис.1 - Экспериментальный колесно-гусеничный автомобиль Wolseley-Vickers wheel-cum-track car, 1926г.

 

Опытная машина с колесной формулой 4х2 и гусеничным шасси поступила на испытания в 1926 году. Никакого бронирования на ней не было, но задел для работы по колесно-гусеничной боевой машине был сделан огромный. Схема смены хода была достаточно проста. Колеса автомобильных мостов с подвеской на листовых рессорах жёстко закреплялись на своих местах, а поднималась и опускалась только гусеничная часть. Применительно на один борт она состояла из четырех тележек с двумя опорными катками каждая, жёстко крепившихся к нижней части продольной стальной балки, к верхней стороне которой устанавливались кронштейны для крепления поддерживающих роликов. Именно эта балка поднимала и опускала опорные элементы ходовой части. Ведущие колеса зубового зацепления – заднего расположения, направляющие колеса находились спереди.

     В 1927г. специалисты фирмы Wolseley, при активном сотрудничестве с Vickers, решили создать полноценную боевую машину с комбинированной ходовой частью, причем классифицировалась она как «танк» - Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank (Рис.2).

 

Рис.2 - Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank, 1927г.

 

Масса машины составила 7,5 т. Бронирование всех элементов – 8 мм, Вооружение - три 7,71-мм пулемета Vickers. Экипаж – 4 чел.

Испытания бронированного варианта Wolseley-Vickers были проведены также в 1927 году. Удалось установить, что при боевой массе 7500 кг машина способна развивать скорость до 40 км/ч на колесах и до 25 км/ч на гусеничном ходу. Весьма приемлемой оказалась подвижность, однако представители британской армии отнеслись к опытному образцу без должного внимания. Дело было не только в высокой технологической сложности Wolseley-Vickers по сравнению с обычными танками и бронеавтомобилями. Низкой оказалась защищенность подвески колесной части, периодически возникал перегрев наглухо закапотированного двигателя. Прототип Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank был разобран.

Однако задел не пропал даром. 9-го июня 1927 года фирма Vickers подписала с Военным ведомством контракт Т6508 на поставку колесно-гусеничной бронемашины нового образца. 12 мая 1928 года фирма предоставила полностью готовый прототип танка, которому заранее присвоили номер Т838. В официальной документации этот танк проходил под названием Vickers Wheel-cum-Track Machine. Несколько позднее он получил армейский «бронеавтомобильный» индекс D3E1 (литера D обозначала БА), т.е. официально машина считалась бронеавтомобилем, хотя Vickers Wheel-cum-Track Machine можно относить к колесно-гусеничным танкам. (Рис.3)

 

Рис.3 – Обычно эти изображения идентифицируются, как D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine, 1928г.

 

Масса – 8,4 т. Длина – 5486 мм, ширина – 2438 мм, высота – 2743 мм. Бронирование – 8-6 мм. Вооружение - три 7,71-мм пулемета Vickers (два в отдельных башнях и один в кормовой части корпуса). Экипаж – 4-5 чел.

Корпус прототипа D3E1 был почти полностью клёпаным и собирался на металлическом каркасе и листов катаной броневой стали. Лобовая часть корпуса, борта и корма имели толщину 8 мм, крыша и днище – по 6 мм.

Компоновка танка предусматривала расположение бензинового двигателя Armstrong Siddeley V8 мощностью 90 л.с. в передней части корпуса. Рядом был установлен топливный бак на 48 галлонов (181 литр) бензина, что обеспечивало запас хода до 193 км на гусеницах и 418 км на колесах. В свою очередь, трансмиссия, включавшая механическую 4-скоростную (4 передачи впереди и 1 назад) коробку передач, располагалась в кормовой части корпуса. Такое техническое решение было вызвано расположением ведущих колес сзади, что значительно упрощало смену хода.

Отделение управления находилось спереди, справа от силовой установки.

Боевое отделение танка D3E1 было разделено на две части. Передняя секция предназначалась для установки мест командира танка и первого пулеметчика. На крыше устанавливалась одноместная башня в форме усеченного конуса с двумя бортовыми смотровыми приборами и небольшой наблюдательной башенкой. В её передней части предполагалась установка двух 7,71-мм пулеметов Vickers. Задняя секция боевого отделения была, скорее, наследством от бронемашин времен Первой мировой войны. Высота этой части корпуса была ниже и на образовавшемся уступе разместили вторую башню цилиндрической формы с одним пулеметом Vickers. Для доступа к агрегатам трансмиссии и посадки в танк второго пулеметчика в кормовом наклонном бронелисте сделали двухстворчатые двери. Посадка в танк проводилась через большие прямоугольные люки в бортах корпуса. Полный экипаж состоял из четырех человек (механик-водитель, командир и два пулеметчика), но при необходимости он мог быть расширен до пяти.

Гусеничная ходовая часть на один борт состояла из 8 опорных катков на пружинной подвеске, четырех поддерживающих колес, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса цевочного зацепления и гусеничной цепи со стальными траками.

Колесная ходовая часть включала два моста автомобильного тип, при этом задний мост был полностью убран в корпус. Каждый мост оснащался подвеской на листовых рессорах и двумя одинарными колесами с бескамерными шинами из жесткой резины. Колеса на D3E1 выполнили со штампованными дисками.

Машина имела новую систему смены хода, осуществляемую при помощи пары червячных передач (приводимых в движение двигателем) на каждый борт. При вращении вертикального червяка, по нему двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя, и поднимали его. При перемене направления вращения гусеничный движитель опускался. Большим преимуществом такой схемы было то, что при смене движителя экипаж мог всё время находится внутри танка, не покидая свою бронированную машину.

Испытания опытного образца D3E1, проведенные в течение всего 1928 года в MWEE (Mechanised Warfare Experimental Establishment), прошли с переменным успехом. Было выяснено, что при передвижении на колесах по дорогам с твердым покрытием скорость машины составила 48 км/ч. При этом машина неплохо управлялась и была не слишком сложной в обслуживании. С другой стороны, недостатков оказалось больше. Езда вне дорог была практически невозможна на любом шасси - достаточно сказать, что клиренс с поднятыми гусеницами не превышал 20 см, а нагрузка на мосты автомобильного типа оказалась предельной. Помимо этого, длина гусеничной ходовой части была слишком мала для нормального передвижения по пересеченной местности. Максимальная скорость на гусеницах едва доходила до 20,92 км/ч, но самое главное - из-за высокой центровки и узкой гусеничной колеи танк был неустойчивым. При наличии таких недостатков прототип D3E1 был отправлен фирме для доработок, в результате которых была получена новая модификация D3E2 Vickers Wheel-cum-Track Machine.

Опытный образец D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine эксплуатировался в RTC до 19 октября 1933 года.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru