Швейцарское танкостроение
Танки Швейцарии Swiss tanks
1937 – 1945
В 1937г. швейцарская закупочная комиссия сформулировала свои требования к танку чехословацкого производства типа LTL, это событие считается отправной точкой швейцарского танкостроения. Этап завершается в 1945г. в связи с окончанием работ по модернизации танка Panzer 39.
© Смирнов А.Г., 2025г.
Характеристика Этапа 1937-1945гг.
Ключевая фраза: Panzer 39
Этап характеризуется модернизацией под собственные стандарты легкого танка чехословацкого производства типа LTL.
Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1937-1945гг.
Сквозной № |
Инд.№ |
Название |
Тип |
Образ |
1 |
1.1 |
Panzerwagen 39
|
Легкий танк |
|
2 |
1.2 |
Panzerwagen 39 mod. 1941 |
Легкий танк |
|
3 |
2.1 |
Panzer Meili |
Бронированный колесный трактор |
|
Календарь событий 1937-1945гг.
1937г., апрель |
Определение потребности в количестве танков. |
1937г., начало сентября |
Представители военно-технического отдела военного министерства знакомятся с экспортными танками чехословацкой фирмы ČKD. |
1937г., 18 октября |
Формулируются требования к легкому танку на базе чехословацкого LTL/LTL-H. |
1937г., 18 декабря |
Заключение контрактов с фирмой ČKD. |
1938г., 1 марта |
Появление первого прототипа LTН. |
1938г., июнь |
Пришла документация на машинокомплекты серийного LTL-H для сборки в Швейцарии. |
1939г., апрель |
Окончание в Чехословакии сборки танков LTL-H по швейцарскому заказу. |
1939г., май |
Начало поступления танков LTL-H в швейцарскую армию. |
1939г. |
Строительство швейцарской партии LTL/LTL-H - Panzer 39. |
1939г., сентябрь |
Начало мобилизации. |
1939г., сентябрь |
Образовано 6 танковых взводов. |
1940г., 25 июля |
Оглашен оборонительный план. |
1940г., август |
Компромиссный договор с Германией. |
1940г., декабрь |
Танковые взводы переформированы в 3 танковые роты. |
1941г. |
Начало изысканий по установки на танки Panzer 39 более мощного орудия. |
1943г., апрель |
Разработана башня под 47-мм орудие для Panzer 39. |
1943г. |
Производство бронированных тракторов Майли. |
1943г. |
Nahkampfkanon 1 с 75-мм орудием. |
1944г. |
Nahkampfkanon 1 со 105-мм орудием. |
1945г. |
Завершение работ по теме Nahkampfkanon 1. |
1945г. |
Panzer 39 mod. 1941. |
На страже векового спокойствия
Страна вооруженного нейтралитета, ситуация с бронетехникой до 1939г., история появления Panzer 39, дальнейшее развитие Pzw 39, во время Второй мировой войны, бронетехника в годы войны.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, классификация по массе, классификация по вооружению, производство, танки иностранного производства в 1937-1945гг., отправные решения, Эпилог.
На страже векового спокойствия
Страна вооруженного нейтралитета, ситуация с бронетехникой до 1939г., история появления Panzer 39, дальнейшее развитие Pzw 39, во время Второй мировой войны, бронетехника в годы войны.
⃰ Страна вооруженного нейтралитета.
Швейцарская Конфедерация, формально признанная в 1648 году, со времен XVI века придерживалась политики вооруженного нейтралитета, страна не вела внешних войн с 1815 года. Несмотря на небольшую территорию и преимущественно горный ландшафт местности, Швейцария во второй половине XIX века покрылась развитой сетью железных дорог, что стимулировало индустриализацию страны, создание очень качественных обрабатывающих (в том числе металлообрабатывающих) промышленных предприятий. После Первой мировой войны ряд немецких промышленных гигантов создали на территории Швейцарии дочерние фирмы или вошли в долю швейцарских компаний, в том числе профильных в области разработки и производства вооружений (самый яркий пример – разработка и производство в начале-середине 1930-х годов для немецкой армии пулемета MG 34). Сами швейцарцы народ предприимчивый, склонный к инновационным разработкам в области механики и техники. Общим местом является старинная традиция производства швейцарских часов. А в 1806 году майор швейцарской службы Франсуа Исаак де Риваз сконструировал самодвижущуюся машину с двигателем внутреннего сгорания взрывного действия, работавшего на водороде! В основе лежал опыт Алессандро Вольта – заряд гремучего газа, поджигаемый искрой от «вольтова столба» (прототип электрозажигания рабочей смеси). Де Риваз предлагал свою повозку Наполеону как артиллерийский тягач. Тягач де Риваза выглядел намного прогрессивнее, чем незадолго до того появившаяся повозка Конью с паровым двигателем внешнего сгорания, но идея де Риваза не была воплощена. В 1904г. Эдуард Ридлин запатентовал в Швейцарии способ перемещения грузов с использованием катковых гусеничных цепей – своего рода вариант движителя под машины большой грузоподъемности. Все эти обстоятельства создавали базу для возможного производства бронетехники в Швейцарии. Однако до конца 1930-х годов этого не случилось – швейцарцы предпочитали покупать бронетехнику в очень ограниченных количествах за рубежом.
⃰ Ситуация с бронетехникой до 1939г.
Впервые к идеи бронированных вооруженных мобильных средств швейцарцы обратились в 1890-е годы, купив в Германии несколько бронированных кареток Шумана, движимых гужевой тягой. (Рис.1)
Рис.1 – Каретка Шумана в общем виде, современные фото. В Швейцарию продавались варианты в модификациях с 37-мм и 57-мм орудиями.
В 1922 году (по другим данным, в 1921г.) Швейцария закупила два танка Renault FT, швейцарцы называли их Mosquitos (регистрационные номера 7310 и 7314). Машины прослужили до 1940г. (Рис.2)
Рис.2 – Швейцарский Mosquito.
До 1928г. (- возможно, до 1929/30г.) два Renault FT являлись единственными образцами гусеничной бронетехники в альпийской стране. По некоторым сведениям, как пишут, «предположительно» в 1928г. (-?) швейцарцы заказали у британской фирмы Vickers две танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Пишут, что эти машины эксплуатировались до середины 1930-х годов. (Рис.3)
Рис.3 - Carden-Loyd Mk.VI в Швейцарии.
Новый прирост гусеничной бронетехники состоялся в середине 1930-х годов. В 1934г. Швейцария закупила опытный образец для испытаний малого британского танка Vickers М.1934. По результатам тестов, в 1934г. был подписан контракт на поставку еще 5 машин. В Швейцарии танки получили обозначение Panzer 34/35.
Танки Vickers М.1934 для Швейцарии имели новую маску для пулемета, а на башне небольшой купол полусферической формы. (Рис.4)
Рис.4 – Vickers М.1934 для Швейцарии.
Некоторые сообщают, что в 1934г. в Швейцарию поступило 2 танка этого типа и еще 4 - в 1935г. Пишут и несколько иначе: «в 1933 году на вооружение швейцарской армии поступили два 4-тонных Vickers-Armstrong Light Tank Model 1933. Годом спустя было закуплено еще четыре Vickers-Armstrong Light Tank Model 1934. В швейцарской армии они получили обозначение Panzerwagen 34/35». Как будто предполагалось построить (- собственными силами?) Panzerwagen 34/35 «в больших количествах и использовать их в качестве пограничных патрульных и разведывательных машин». В отношении «больших количеств» в литературе встречается оговорка, что были планы к 1939г. закупить за рубежом или построить собственными силами 80-90 танков. Впрочем, швейцарцы быстро разочаровались в малых легких танках Vickers – машинам не хватало огневой мощи и брони, чтобы противостоять другим танкам.
Vickers М.1934 находились на вооружении Швейцарии вплоть до 1944 года (по другим сведениям, до 1948г.). До наших дней сохранился один экземпляр в танковом музее города Тун (Thun). (Рис.5, Рис.6)
Рис.5 - Panzer 34/35 на учениях.
Рис.6 – Сохранившийся швейцарский Vickers М.1934.
В сети встречаются две спорные, на мой взгляд, фотографии, которые интерпретируются как швейцарские Vickers М.1934. В первом случае смущает отсутствие на танке купола на башне и не характерная для швейцарской армии тактическая маркировка танка в виде полосы на башне – возможно, это танк литовской армии? (Рис.7)
Рис.7 - Vickers М.1934 с тактической маркировкой в виде полосы на башне.
На втором снимке изображен малый танк Vickers также без купола на башне и с дополнительными бронеэкранами. Некоторые авторы называют этот вариант LT II Panzer 34/35. Судя по индексу танка, машина с добавленными бронеэкранами могла появиться в 1935г. Танк, как будто, предназначался для командира (видимо, который командовал прочими танками Vickers), но, возможно, это модификация Vickers М.1933 с усиленным бронированием, проданная фирмой Vickers в Финляндию и к Швейцарии не имеет отношения. (Рис.8)
Рис.8 – Малый танк фирмы Vickers с дополнительными бронеэкранами.
Осенью 1935 года швейцарская делегация посетила Швецию, где проходили испытания танка L-60. (Рис.9)
Рис.9 – Швейцарцы испытывают L-60.
В намерения швейцарской стороны входила покупка сразу шести машин типа L-60 и боле легкого L-120, однако сделка не состоялась.
В апреле 1937 года швейцарские военные окончательно определились с потребностями в танках: по планам, шесть дивизий получали по одному взводу из четырех танков в каждом, итого их требовалось 24 штуки.
С 15 по 22 апреля 1937 года швейцарская закупочная комиссия побывала в немецком Эссене, на заводе фирмы Krupp. Швейцарцы познакомились с германским экспортным танком типа L.K.A. (L.K.A./L.K.B).
Встречается, что в 1939г. швейцарцы приобрели еще три танка Renault FT. Не совсем понятно, для чего нужно было покупать к тому времени устаревшие танки – можно лишь предположить (если факт покупки действительно имел место), что эти машины поступи на замену двум танкам Renault FT, купленным в 1922г. Возможно, эти Renault FT эксплуатировались до 1944/45гг. (Рис.10)
Рис.10 - Renault FT в швейцарском музее.
19 января 1939г. свои изделия, включая средний танк S-III, швейцарской стороне предложила чешская фирма Škoda. Швейцарцы ответили на предложение, что им нужны только восьмитонные танки LTH от ČKD – речь об этом пойдет ниже.
⃰ История появления Panzer 39.
Итак, в 1935-1937гг., посетив шведскую фирму Landsverk в Стокгольме и немецкую фирму Krupp в Эссене, швейцарцы не нашли достойную замену Panzer 34/35. Говорят, в Германии швейцарской делегации посоветовали обратить внимание на чехословацкие танки фирмы ČKD.
В середине июля 1937 года Эмиль Оплатка, представитель ČKD, получил письмо от капитана Кёнига. Кёнига интересовали подробные характеристики малого танка Praga AH-IV-Sv. 21 июля Оплатка прибыл в Берн, где у него состоялась беседа с Кёнигом. Была предварительно согласована поездка швейцарской делегации в Прагу. В начале сентября 1937 года в Прагу прибыло руководство KTA, где ему показали танки производства ČKD. ČKD предложила швейцарской делегации закупить 60 пулеметных танков типа AH-IV (Рис.11) по цене от 354 000 до 383 500 чешских крон за штуку, однако швейцарцы отклонили это предложение.
Рис.11 – Малый легкий танк типа AH-IV чехословацкого производства. Масса до 4 тонн. Вооружение 2 пулемета, экипаж 2 чел.
Швейцарскую делегацию заинтересовал танк 6-тонного класса с 20-мм орудием LTL (TNH-L), который то время разрабатывали по литовскому заказу. (Рис.12, Рис.13)
Рис.12 – Один из ранних набросков Praga LTL.
Рис.13 – Общая схема танка типа TNH-L (LTL).
18 октября 1937 года швейцарские военные сформировали требования к новому танку. Боевая масса танка оценивалась в 6 тонн, толщина брони должна была составить 25 мм (по другой версии, толщина брони в лобовой проекции доводилась до 32 мм), в качестве вооружения предполагалось использовать 20-мм автоматическую пушку Örlikon и пулеметы системы Максима. На танк планировалось установить дизельный двигатель Saurer.
На разработку эскизного проекта варианта для Швейцарии потребовалось всего 5 дней. Машина, получившая обозначение Praga LTL-H (или LTН), внешне очень напоминала LTL. (Рис.14)
Рис.14 - Предварительный вариант танка Praga LTL-H.
В ноябре 1937г. ČKD получила от чехословацкого министерства обороны разрешение на продажу Швейцарии лицензии на производство танка типа LTH. К началу декабря 1937г. было подготовлено два контракта. Первый, №15430, подразумевал выпуск 12 танков в собранном виде с двигателями Scania-Vabis 1664 (по другой версии, с двигателями Skoda Praga EPA мощностью 119 л.с.), по цене 600 000 чешских крон за каждый. В стоимость не входили вооружение и оптика. Согласно второму контракту, №15431, Швейцария получала разрешение на лицензионное производство еще 12 танков. Точнее говоря, из Чехословакии в Швейцарию поставлялись машинокомплекты в разобранном виде. В процессе сборки швейцарским специалистам предстояло своими силами установить дизели собственного производства Saurer CT1 D SZ 1007 мощностью 110 л.с. Также соглашения подразумевали помощь со стороны ČKD в сборке машин. 6 декабря 1937 года контракты согласовали в Праге, а 18 числа (указывают также 16 декабря) состоялось окончательное их подписание в Берне.
9 февраля 1938г. Швейцарию посетил главный конструктор танка А. Сурин (Рис.15), чтобы окончательно договориться о технических характеристиках LTL-H – видимо, также речь шла об увеличении массы танка.
Рис.15 – Слева - Алексей Михайлович Сурин, 1897-1974гг.
Чехословацкий конструктор танков русского происхождения. Фото 1937г.
Прототип по швейцарскому заказу был готов к 1 марта 1938г. (собирался с конца января 1938г.) Вышедшая на испытания в Чехословакии машина несколько отличалась от изначального проекта. Несмотря на то, что на танк предполагалось ставить дизельный двигатель Saurer, на опытный экземпляр поставили шведский мотор Scania-Vabis 1664. Некоторые считают, что вместо пушки на танке установили деревянный макет (по другим данным, на танке была установлена 20-мм пушка Örlikon), имелось два пулемета системы Максима. Ходовая часть получила третий поддерживающий ролик. (Рис.16)
Рис.16 - Прототип LTН, номер Р-00.073.
Кроме того, для защиты моторного отделения от горючих жидкостей (- видимо, отголосок испанских событий) машину оснастили приспособлением по патенту Сурина – т.н. «юбкой». Это решение предотвращало затекание горючей смеси внутрь танка - горючая смесь не растекалась по надгусеничным полкам, а стекала назад. (Рис.17)
Рис.17 - Приложение к патенту Алексея Сурина на специальную систему, предотвращающую затекание горючей смеси внутрь танка.
17 марта 1938г. на испытания прибыл сам Кёниг с группой офицеров. (Рис.18)
Рис.18 - Швейцарская делегация на фоне опытного образца Praga LTL-H. В кожаном плаще в центре стоит капитан Кёниг.
После завершения первого этапа испытаний (Рис.19), в ходе которых танк прошел 811 километров, в конструкцию LTL-H внесли небольшие изменения.
Рис.19 - Заводские испытания LTH.
Далее опытный образец отправился в Швейцарию, где прошел еще 901 километр. После этого LTL-H получил новый двигатель – 110-сильный дизель Saurer CT1D, изначально разработанный для автобуса. С ним машина прошла еще 750 километров. Заказчик остался доволен выбранным типом танка. По сравнению с британскими Vickers M1934, закупленными ранее, танк LTH обладал более высокой скоростью (до 45 км/ч) и был значительно лучше бронирован и вооружен. По завершению испытаний LTL-H вернулся обратно в Прагу, где его разобрали – очевидно, разобрали для осмотра, а затем вновь собрали, установив двигатель Scania-Vabis 1664.
В двадцатых числах декабря 1938г. на ČKD произвели два серийных LTH (- сообщают, что сборка их началась в августе 1938г.) – машины собирались без вооружения. Есть сведения, что масса машины в серийном варианте LTH возросла до 7700 кг. В некоторых источниках сообщается, что в январе 1939г. LTH протестировали вместе с LTL (- вероятно, литовским LLT). Обе машины показали примерно равные ТТХ - по шоссе скорость 45 км/ч, запас хода 200 км; по бездорожью скорость 20 км/ч, запас хода 120 км. Опытный образец танка LTL прошел 1474 км израсходовав 1415 литров топлива, в то время как LTH на 1431 км потратил 1515 литров. По другой версии тестировались оба LTH. Первый серийный экземпляр прошел 150 км, второй – 1500 км.
Сборка партии из 12-ти штук LTH на ČKD завершилась в апреле 1939г. Построенные в Праге танки получили не дизельные двигатели, а шведские бензиновые Scania-Vabis 1664 - по другой версии, двигатели Skoda Praga EPA мощностью 119 л.с. Прибывшие для приемки Кёниг и другие офицеры из руководства KTA распорядились отправить машины в Швейцарию.
Параллельно с производством танков в Праге продолжалось изготовление машинокомплектов для выпуска второй партии машин в Швейцарии. Из Чехословакии прибывали листы брони, смотровые приборы, элементы ходовой части, а также компоненты трансмиссии – из этого в Швейцарии собирали целый танк. В качестве площадки для выпуска танков отвели государственный завод K+W (Eidgenössische Konstruktionswerkstätte) в городе Тун, неподалеку от Берна. Здесь же располагалось конструкторское бюро, а также полигон. Тун стал сердцем швейцарского танкостроения.
Работы по сборке затянулись, поскольку броня с чешского завода в Кладно страдала дефектами - некоторые броневые листы пришлось полностью заменять. Для помощи в исправлении недостатков с ČKD был прислан инженер.
В процессе, швейцарцы решили устанавливать на танке не 20-мм автоматическую пушку Örlikon 1S, а 24-мм пушку. В 1938 году под руководством Адольфа Фуррера (Johann Adolf Furrer-Kägi), главного конструктора Waffenfabrik Bern, была разработана 24-мм полуавтоматическая пушка. Ее создали в двух вариантах – противотанковом 24 mm Pzaw B-K 38 (Panzerabwehr-Befestigungskanone 38) и танковом 24 mm Pzw-Kan 38 (Panzerwagen Kanone 1938). (Рис.20, Рис.21)
Рис.20 - 24-мм танковая пушка Pzw-Kan 38 (Panzerwagen Kanone 1938).
Рис.21 – Пушка Panzerabwehr-Befestigungskanone 38 в буксируемом варианте.
Несмотря на небольшой калибр, орудия фирмы Oerlikon выпускали снаряды с начальной скоростью 790 м/с (по другим сведениям, начальная скорость бронебойного снаряда достигала 900 м/с), могли пробить 43-мм броню на дистанции 150 м. В комплекте имелись бронебойные (АР) и фугасные (НЕ) снаряды. Благодаря магазинному питанию (магазин орудия был рассчитан на 6 выстрелов), скорострельность этого орудия достигала 30–40 выстрелов в минуту. С магазином оказалась связана одна проблема: он крепился сверху, так что в крыше башни пришлось делать выступ. Также, как будто, в кормовой части башни появился воздуховод (-?). (Рис.22)
Рис.22 – Тот самый выступ на башне, который получили все швейцарские танки LTH. На фото справа на крыше башни отчетливо виден небольшой «нарост».
Пулеметное вооружение было представлено, по одной версии, пулеметами Maxim M.38 калибра 8-мм; по другой версии - одним пулеметом 7,5-мм Panzerwagen Maschinengewehr 1938 и одним пулеметом 7,5-мм LMG 1925.
Пушка и пулеметы изготавливались на швейцарском предприятии Waffenfabrik W + F Bern.
В таком виде машину приняли на вооружение швейцарской армии под обозначением Panzerwagen 39, или Pzw 39. (Рис.23)
Рис.23 - Panzerwagen 39.
Масса 7,7 тонн. Габариты: длина 4460 мм, ширина 2000 мм, высота 2100 мм, клиренс 400 мм. Бронирование корпуса: лоб 32 мм, борта 15 мм, корма 8 мм. Бронирование башни – 32 мм лоб. Вооружение: 1 пушка Oerlikon Panzerwagen Kanone 1938 калибра 24 мм, 2 пулемета Maxim M.38 калибра 8 мм, по другой версии - 2 x 7.5 mm (0.30 in) W+F Panzerwagen Maschinengewehr 1938. В качестве зенитного мог использоваться 7.5 mm (0.30 in) Leichtes Maschinengewehr 1925. Боекомплект 114 выстрелов, 2800 патронов. Экипаж 3 чел.: командир, водитель, наводчик пушки. В функции командира танка входило также управление радио и стрельба из башенного пулемета справа от пушки. Наводчик также являлся заряжающим орудия и должен был вести стрельбу из курсового пулемета в корпусе. Двигатели – на 12-ти машинах чешского выпуска бензиновые Scania-Vabis 1664; по другой версии, двигатели Skoda Praga EPA мощностью 119 л.с. На 12-ти машинах швейцарской сборки дизели Saurer CT1 D SZ 1007 (110 hp) (81 kW), по другой версии – Saurer — Arbon CT1, дизельный, мощность 125 л.с. (92,4 кВт), рабочий объем 7750 см³. Трансмиссия: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная, планетарная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи. Ходовая часть: четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения. (Рис.24)
Рис.24 – Элементы ходовой части танка.
Машины снабжались радиостанциями.
Максимальная скорость 45 км/ч, экономичная – 20-25 км/ч. Запас хода по шоссе 200 км, по бездорожью – 120 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°; ширина рва 1,8 м; высота стенки 0,8 м; глубина брода 0,8 м.
Из источников можно понять, что все 24 танка типа LTH были сданы к началу или в начале 1940г., но пишут, что машины начали поступать в швейцарскую армию в мае 1939г. (- вероятно, машины сборки ČKD).
К сентябрю 1939 году было организовано шесть танковых взводов, в каждый из них поступило по четыре Pzw 39. Регистрационные номера танков распределились в соответствие с тем, в какой взвод машина попала. Цифра 75 означала боевую массу (7,5 тонн), третья цифра – номер взвода, а четвертая – номер танка во взводе:
1 взвод: M+7511 — M+7514
2 взвод: M+7521 — M+7524
4 взвод: M+7541 — M+7544
5 взвод: M+7551 — M+7554
6 взвод: M+7561 — M+7564
7 взвод: M+7571 — M+7574.
Номер взвода, в свою очередь, соответствовал номеру пехотной дивизии, в которую взвод организационно входил.
В другом изложении приводится следующее: «Танки были распределены между танковыми ротами трёх легких бригад, дислоцированных в Альпах». Более детально информация выглядит так: «Поступив на службу в швейцарскую армию в 1939 году, эти танки были разделены на 6 танковых отрядов, известных как Pzw. Det. 1, 2, 4, 5, 6 и 7, с 4 танками на отряд. В 1940 году (- в декабре 1940г.) 6 танковых отрядов были преобразованы в 3 танковых роты (Panzerwagen Kompanie, Pzw. Kp), 1, 2 и 3, каждый из которых был присоединен к легкой бригаде». Танки первой роты получили в качестве эмблемы игральные карты, вторая – носорога, а третья – черепаху.
Монотонно-серую окраску, которую танки носили первое время, довольно быстро заменили на двухцветный камуфляж. По периметру башни появились большие буквы CH, дабы никто не перепутал – танк швейцарский. Некоторые танки, в частности, машины 5-го взвода, имели трехцветный камуфляж. (Рис.25)
Рис.25 - Pz.39 в камуфляже.
В таком виде танки принимали участие в маневрах, которые швейцарская армия проводила в 1940 году. (Рис.26)
Рис.26 - Pz.39 в камуфляже.
В целом, швейцарская армия оказалась довольна танком, к тому же швейцарцы не испытывали проблем с запчастями – немцы не препятствовали поставкам запчастей с подконтрольного им предприятия в Чехии (под немцами ČKD называлась ВММ). В последний раз запчасти у ČKD швейцарцы заказали уже после Второй мировой войны в 1947 году, что позволило успешно продлить эксплуатацию этих боевых машин. С августа 1948г. на вооружение швейцарской армии поступили истребители танков G-13, и танки Pz.39 оказались в компании этих машин. В 1948г. швейцарская армия была реорганизована, и 3 танковых роты (Panzerwagen Kompanie, Pzw. Kp), 1, 2 и 3 переформировали в 1949г. в Panzerjäger Kompanie (противотанковые роты) с 31 по 33. (Рис.27)
Рис.27 – Pzw 39 в конце 1940-х годов. На заднем плане истребители танков G-13.
По одним сведениям, танки Pzw 39 были сняты с вооружения в 1950 году, по другим – «окончательно» в 1960г. До наших дней сохранилось 9 танков этого типа, то есть больше трети от всего объема выпуска. (Рис.28)
Рис.28 - Panzer 39, танк на нижнем снимке located at the Military museum Full-Rheuental.
Швейцарские военные быстро сообразили, что 24-мм орудие PzwK 38 недостаточно эффективно. В 1941 году были начаты работы по подбору для Panzer 39 нового орудия. Выбор остановили на в 4,7 см Panzerwagen Kanone 41. Пушка имела пробитие около 60 мм брони в упор (- ?), бронебойный снаряд весил 1,75 кг и имел скорость у дульного среза 750 м/с. Для установки этого орудия следовало переделать башню, причем проектировать новую башню требовалось таким образом, чтобы это не повлекло переделку корпуса и шасси машины.
Новая конструкция башни была разработана в апреле 1943г. Башня заметно увеличилась в размерах, имела более толстое бронирование: лоб – 30 мм, борта 8-10 мм, корма -8 мм. Самое замечательное отличие данной башни от предыдущей то, что она была сварной. Новая конструкция башни для установки 47-мм пушки была представлена в апреле 1943 года. (Рис.29)
Рис.29 – Схема размещения нового орудия в башне.
Танк Panzer 39 с новой башней получил обозначение Panzerwagen 39 mod. 1941. Прототип этого варианта (причем, как пишут, с деревянным макетом орудия) появился только в 1945г., когда тема стала абсолютно не актуальной. В конце 1945г. башня была демонтирована и утилизирована, тема закрыта. (Рис.30)
Рис.30 - Panzerwagen 39 mod. 1941.
Масса 7,7 тонн. Габариты: длина 4460 мм, ширина 2000 мм, высота 2100 мм. Бронирование корпуса: лоб 30 мм, борт 15 мм, корма 8 мм. Вооружение 4.7 cm Panzerwagen Kanone 1941, 2 x 7.5 mm (0.30 in) Panzerwagen Maschinengewehr 1938, зенитный 7.5 mm (0.30 in) Leichtes Maschinengewehr 1925. Экипаж 3 чел. Двигатель Saurer CT2D, 125 bhp (92 kW). Ходовая часть: четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения. Максимальная скорость по шоссе 45 км/ч. Запас хода 200 км по шоссе, 120 км по бездорожью.
Идея усиления вооружения Panzer 39 привела к работам по созданию 75-мм и 105-мм САУ, названных Nahkampfkanon 1 (NK1). Nahkampfkanon переводится как «орудие ближнего боя», поскольку САУ предназначалась для ведения огня прямой наводкой, в этой связи разработку относят к типу ПТ САУ. Работы начались с 1943г., в качестве исполнителя указывают фирму Arbon & Berna AG (Berna A.G.OIten) или фирмы Berna at Olten и Saurer (Adolf Saurer AB). В одних источниках ведущую роль в строительстве САУ отводят фирме Berna AG из Ольтена, в других – фирме Saurer.
В качестве базы выбрали шасси танка Pz.39. Вместо башни должна была появиться высокая рубка. Толщину машины надлежало усилить в лобовой проекции до 40 мм, бортов – до 25 мм – возможно, все же, что имеются ввиду проектные показатели толщины бронирования рубки. В результате масса САУ достигала 12500 кг. Для компенсации перегрузки ходовую часть Pz.39 удлинили на один каток, добавили четвертый поддерживающий ролик (на один борт).
Первоначально (в 1943г.), как будто, на САУ поставили 75-мм пушку 7,5-см Feldkanone 42 L/42. Это орудие было произведено в Швейцарии и сопоставимо с немецкой 75-мм пушкой Pak 39. 7,5-см Feldkanone являлось противотанковой версией 7,5-см зенитной пушки Flab Kan 38 L/49, которая сама по себе была лицензионной копией французской пушки Canon de 75 CA modèle 1940 Schneider. (Табл.1)
Таблица 1 – Характеристики орудия 7,5-см Feldkanone 42 L/42.
Дополнительного вооружения в виде пулемета, кажется, не предусматривалось.
На деле, нижняя часть САУ имела бронирование как на танке Pz.39, а надстройка была выполнена путем удвоения 8-мм орудийного щита – т.е. толщина надстройки составляла 16 мм – некоторые даже пишут: «броня (- рубки) состояла только из тонкого листового металла». Не совсем ясно, имела ли рубка полное бронирование. Из некоторых источников можно понять, что рубка САУ была полностью закрыта. Возможно, авторы, утверждая этот тезис, опираются на современный внешний вид машины, которая представлена в музее – действительно, у экспоната рубка полностью закрыта. Однако, обращает на себя внимание, что рубка в таком виде не имеет люков или дверей для проникновения экипажа внутрь. Кроме того, на некоторых фото САУ, правда, со 105-мм орудием, видно, что задняя стенка и, вероятно, часть крыши рубки отсутствуют. (Рис.31)
Рис.31 - Nahkampfkanon 1 с 75-мм орудием.
В 1944г. на САУ установили 105-мм гаубицу 10,5-см Haubitze 42 L/22. Это орудие массово использовалось швейцарской армией. (Табл.2)
Таблица 2 – Характеристики орудия 10,5-см Haubitze 42 L/22.
На этом снимке не видно задней стенки рубки и крыши в кормовой ее части.
Альпийский угол возвышения.
Рис.32 - Nahkampfkanon 1 со 105-мм орудием.
Получается, что Nahkampfkanon 1 со 105-мм орудием вовсе не относился к ПТ САУ, а мог выступать в роли САУ огневой поддержки. Видимо, швейцарцы рассудили также и вернули на САУ 75-мм орудие.
К 1945г. работы по Nahkampfkanon 1 завершились. Единственный прототип (швейцарский регистрационный номер 7236) использовался армией до 1947г. (Рис.33)
Рис.33 – Современный вид САУ Nahkampfkanon 1.
⃰ Во время Второй мировой войны.
С началом Второй мировой войны Швейцария провела мобилизацию, надлежало призвать 430 000 чел., что составляло 20% от числа работающих лиц. Главнокомандующим швейцарских войск являлся генерал Анри Гизан (Рис.34).
Рис.34 – Анри Гизан (Henri Guisan), 1874-1960гг.
Четвёртый и последний в истории Швейцарии полный генерал.
Гизан еще после Первой мировой войны предложил концепцию организации обороны страны, получившей название «Швейцарский национальный редут», или просто «Редут». Согласно ей признавалась ограниченность национальных ресурсов в живой силе и вооружениях по сравнению с вероятными противниками. Поэтому задачей вооружённых сил была не оборона границ, а создание ситуации, в которой оккупация страны представлялась бы противнику слишком дорогостоящим и даже не имеющим смысла предприятием, при этом правительство Швейцарии могло оставаться в укрытии на протяжении длительного срока. Стратегия Редута, таким образом, являлась в первую очередь сдерживающим фактором.
Силы вторжения агрессора отражались бы на границах лишь время, достаточное для организованного отступления основных сил за линию Редута. Основная линия обороны заранее переносилась с равнин в горы, где многочисленные фортификационные сооружения были способны противостоять пехоте и танкам противника. Горные дороги и тоннели минировались и подготавливались к взрывам. Командованию и личному составу всех частей и подразделений доводилось, что с момента начала боевых действий они должны оборонять свои участки, больше не обращая внимания ни на какие приказы о прекращении сопротивления. Таким образом, любой противник, вторгшийся в страну, в результате столкнулся бы с задачей установления контроля над обширными горными районами с полностью разрушенной инфраструктурой, где держали бы оборону многочисленные полуавтономные формирования.
В 1940г., после разгрома Франции угроза суверенитету Швейцарии стала как никогда реальной. 26 июля 1940 года командованием сухопутных сил Германии был подготовлен план операции «Танненбаум», согласно которому 12-я армия силами одного горнострелкового и трёх пехотных корпусов должна была осуществить захват Швейцарии в течение 2-3 дней, овладев индустриальными районами Берна, Золотурна, Цюриха и Люцерна, в то время как итальянские войска вторглись бы с юга. После этого Германия и Италия собирались разделить территорию Швейцарии между собой. 31 июля 1940 была определена примерная линия раздела страны между Германией и Италией, которая проходила от Сен-Мориса по водоразделу Аре - Рона до горного массива Ретикон и горы Тёди и заканчивалась у горы Муттлер в Центральных восточных Альпах. Против 10 швейцарских пехотных дивизий было сосредоточено 2 горнострелковые, 8 пехотных, 6 танковых и моторизованных немецких дивизий. Причём любая из этих танковых дивизий имела на своём вооружении танков минимум в четыре раза больше, чем вся швейцарская армия.
План «Танненбаум» неоднократно обновлялся и уточнялся вплоть до октября 1940г. Более того, вооружённые силы Германии симулировали выдвижение в направлении Швейцарии, но Гитлер так и не дал разрешения на осуществление этой операции. Причины этого остаются неясными до сих пор. Вероятно, фюрер германского народа учитывал тот факт, что самой крупной этнической группой страны являлись немцы и теоретически впоследствии могли бы вестись переговоры о мирном вхождении Швейцарии в состав Германии, как это случилось с Австрией. К тому же в Швейцарии находились предприятия смешанного или немецкого капитала, добросовестно выполнявшие немецкие заказы, а швейцарские банки были полезны для проведения тайных финансовых операций по всему миру.
Рассуждения Гитлера в Берне не были известны, и швейцарцы продолжали готовиться к худшему. 23 июня 1940г. армия была отведена в центр страны, оставив индустриальные густонаселенные внутренние районы относительно незащищенными. Окончательная редакция плана обороны, принятая 12 июля, предписывала организованное отступление в Альпы, где создавались резервные склады для поддержки неопределенно долгого сопротивления без возможности дальнейшего отхода. Оборонять планировалось лишь важные трансальпийские автомобильные и железнодорожные коммуникации — в качестве последнего средства они могли быть сделаны бесполезными для агрессора путем подрыва ключевых мостов и тоннелей. Также при необходимости предполагалось уничтожение изнутри всех входов в горные массивы. 25 июля швейцарский оборонительный план был предан гласности Анри Гизаном в рамках т. н. «Рютлийского рапорта» — собрания офицерского корпуса швейцарских вооруженных сил на лугу Рютли (месте, где была основана Швейцарская конфедерация). (Рис.35)
Рис.35 – План оборонительных линий Швейцарского редута.
В августе 1940г. наметился компромисс между сторонами. Швейцария предоставляла режим наибольшего благоприятствования для транзита немецких грузов (в том числе и военных) через свою территорию, обязалась продавать Германии золото и другие драгоценные металлы за рейхсмарки, и, кроме того, предоставляла Германии долгосрочный кредит в размере 150 000 000 швейцарских франков.
Новая фаза обострения ожиданий худшего случилась в Швейцарии в мае 1941г., после молниеносного разгрома немцами Югославии и Греции. Вновь были мобилизованы все швейцарские вооруженные силы, до того момента насчитывавшие 2/3 своего состава. 8 дивизий и 3 горнострелковых бригады заступили на оборону линий Швейцарского редута. А золотые резервы банка Швейцарии вывезены из Цюриха в Сен-Готард и Берн. (Рис.36)
Рис.36 – Гордые швейцарцы охраняют свои горы.
Несмотря на все перипетии, уступки и треволнения, Швейцария смогла сохранить нейтральный статус на протяжении всей войны. (Рис.37)
Рис.37 – Маленькая Швейцария в окружении блока нацистско-фашистских государств. Ситуация на лето-осень 1942г.
⃰ Бронетехника в годы войны.
К началу французской кампании 1940г. на территории Швейцарии находились 6 малых легких танков Vickers М.1934 (возможно, 2 Vickers М.1933 и 4 Vickers М.1934), 24 танка Panzer 39 и, хотя и очень сомнительно – 3 шт. Renault FT в ходовом состоянии. На завершающем этапе разгрома французской армии некоторые ее подразделения смогли проникнуть в нейтральную страну – например, 45-й французский корпус почти в полном составе перешел границу со Швейцарией и часть 2-й польской дивизии, сформированной во Франции. В их числе оказались 12 танков R-35 (Рис.38).
Рис.38 – Французский легкий тяжелобронированный танк R-35.
Швейцарцы интернировали личный состав, а вот танки R-35 приняли на вооружение своей армии и, как пишут, использовали их, большей частью, для обучения до конца 1940-х годов. В швейцарской армии танкам R-35 присвоили обозначение Leichter Panzer 35. (Рис.39)
Рис.39 – Редкий кадр – швейцарский Leichter Panzer 35, видимо, на тренировке.
Столь мизерного количества бронетехники не хватало даже для учебных целей, поэтому с 1943г. швейцарцы стали изготавливать колесную бронетехнику. Как правило, это были импровизированные бронеавтомобили, вооруженные пулеметом во вращающейся башне. Возможно, это были не настоящие броневики, а манекены или как их называли Panzerattrappen - манекены танков. (Рис.40)
Panzer-Atrappe (манекен танка)
Panzer-Atrappe II.
Рис.40 – Panzerattrappens в действии.
Было в этом многообразии эрзац-броневиков одно исключение – на мой взгляд, вполне реальная боевая машина, хотя в литературе называется манекеном. Называют этот аппарат Panzerattrappen Meili. Meili это - фамилия человека - Эрнста Майли, который с 1934г. занялся производством тракторов, открыв собственную компанию E. Meili AG Fahrzeugbau. Трактора Майли были колесными, но с особенностью – на задней оси машины ставились так называемые «захватные колеса». К сожалению, я не нашел подробного технического описания этих колес, встретился лишь старый снимок. (Рис.41)
Рис.41 – «Захватное» колесо.
В 1943г. на фирме Meili построили промышленным способом целую партию броневиков, точнее – бронетракторов с такими колесами. (Рис.42)
Рис.42 - Panzerattrappen Meili
Масса машины, скорее всего, около 4-х тонн. Бронирование неизвестно, можно допустить, что не более 6-8 мм. Вооружение одна 37-мм или 40-мм пушка Экипаж 2 чел.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, классификация по массе, классификация по вооружению, производство, танки иностранного производства в 1937-1945гг., отправные решения, Эпилог.
* Технические концепции и Директории Этапа.
В рассматриваемый Этап в Швейцарии танкостроение развивалось в рамках Концепции боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. и Концепция колесного движителя (кт) 1915г. (Табл.3)
Таблица 3 – Директория Этапа 1937-1945гг.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
1 Директория, 1937-1945гг. Panzerwagen 39 Panzerwagen 39 mod. 1941 |
|
|
2 Директория, 1943г. Panzer Meili |
⃰ Резюме.
Этап развития швейцарского танкостроения 1937-1945гг. не имеет логических Периодов.
После нескольких лет поисков за рубежом танков для своей армии швейцарцы остановили выбор на типе легкого танка, производившегося чехословацкой фирмой ČKD на экспорт. Швейцарцы внесли определенные требования к своему варианту. По условиям контракта, половину заказанных машин (12 шт.) производили на ČKD, но без вооружения, а вторую половину (еще 12 шт.) собирали в Швейцарии – из Чехословакии поставлялись броня, элементы ходовой и трансмиссии, а швейцарцы ставили свой двигатель и вооружение. По ходу дела, все машины (и чехословацкой партии, и местной) немного переделали под установку нового, не предусмотренного ранее, основного вооружения -24-мм пушки. С 1941г. начались работы по перевооружению танков на более мощное 47-мм, но работы затянулись, и в 1945г. произвели только одну переделку, которая уже не являлась удовлетворительной для своего времени.
В 1943г. фирма E. Meili AG Fahrzeugbau выпустила партию бронированных гусеничных тракторов.
* Количественная оценка танковой техники за Этап.
Всего за Этап 1937-1945гг. в Швейцарии было произведено танков: 33 танка, из них – 13 шт. конверсии. (Табл.4).
Таблица 4 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в 1937-1945гг.
Многоцелевые типы 1937-1945гг. |
||||||||
Легкие многоцелевые танки 1937-1945гг.
|
||||||||
Типы эрзац танков 1943г. |
||||||||
Бронетрактора 1943г.
|
* Боевые типы.
Таблица 5 – Произведенные боевые танки в 1937-1945гг.
марка |
тип |
Количество выпущенных танков, годы производства |
Танков, изначально поступивших на вооружение польской армии |
Танков, изначально отправленных на экспорт |
Panzerwagen 39 |
Легкий танк |
24 шт. 1939г. |
24 шт. |
|
Panzer Meili |
Бронированный колесный трактор |
8 шт. 1943г. |
8 шт. |
|
|
|
32 шт. |
32 шт. |
|
* Опытные типы.
Таблица 6 – Произведенные опытные танки в 1937-1945гг.
марка |
тип |
годы |
количество |
Panzerwagen 39 mod. 1941 |
Легкий танк |
1941-1945 |
1 шт. |
* Тактическая классификация боевых и опытных танков.
Таблица 7 – Количество выпущенных боевых и опытных машин по тактическим типам.
Тактический тип |
Боевые машины |
Опытные образцы |
итого |
Легкие по массе танки |
24 |
1 |
25 шт. |
Эрзац танки |
8 |
|
8 шт. |
Итого |
32 |
1 |
33 шт. |
⃰ Классификация по массе.
Таблица 8 – Классификация по массам.
Минимальные по массе танки |
До 6 т Panzer Meili (8)
Итого: 8 шт. |
Колесные бронированные трактора |
Легкие по массе танки |
6-13,7т Panzerwagen 39 (24) Panzerwagen 39 mod. 1941 (1)
Итого: 25 шт. |
Машины на базе легкого танка чехословацкого танка типа LTН |
⃰ Классификация по вооружению.
Таблица 9 – Классификация по вооружению.
Пушечно-пулеметные
Итого: 25 шт. |
Многоцелевые типы: Panzerwagen 39 (24) Panzerwagen 39 mod. 1941 (1)
|
Пушечные
Итого: 8 шт. |
Типы эрзац танков: Panzer Meili (8)
|
⃰ Производство.
В 1938-1939гг. в качестве площадки для выпуска танков отвели государственный завод
Federal Construction Workshop (K+W) Eidgenössische Konstruktionswerkstätte в городе Тун, неподалеку от Берна. Аббревиатура K+W является официальной аббревиатурой, «+» обозначает швейцарский крест, т.е. «федеральный». Здесь же располагалось конструкторское бюро, а также полигон. K+W была одной из немногих компаний, которая могла производить изделия с нуля. Тун стал сердцем швейцарского танкостроения.
В 1861г. федеральное правительство и парламент приняли решение о создании собственного оружейного производства. В 1863 году инспектор артиллерии, а позднее генерал Ганс Герцог (Рис.43) основал в Туне Федеральную ремонтную мастерскую, с 1874 года известную как Федеральная строительная мастерская, а также Федеральную лабораторию, позднее — Федеральный завод боеприпасов.
Рис.43 - Hans Herzog, 1819-1894гг.
Задачи предприятия были сформулированы следующим образом: изготовление и ремонт тех частей армейской техники, которые не могут быть переданы другим военным мастерским или частным лицам, создание чертежей и моделей, а также проведение соответствующих испытаний, разработка правил и положений по военным материалам, выполнение частных поручений. На этих правилах изготавливались орудия, полевые автомобили, железнодорожные вагоны, передвижные мастерские и многое другое оборудование. Компания также сотрудничала с зарубежными производителями при разработке орудий, такими как немецкая Krupp и шведская Bofors. В преддверии Первой мировой войны число сотрудников составляло примерно до 500 человек. В годы Первой мировой войны на предприятии наладили выпуск собственных самолетов. (Рис.44)
Производство авиационных моторов.
Биплан Häfeli DH-1 с пулеметом.
Рис.44 – Авиационное производство в Туне. Начиная с 1940 года производство самолетов постепенно переводилось с в Эммен; в 1943 году туда же было переведено авиационное КБ, и в Эммене был официально основан Федеральный авиазавод. Это означало, что строительство и техническое обслуживание самолетов больше не входили в сферу ответственности компании K+W в Туне.
После войны количество военных заказов, а следовательно, и число сотрудников резко сократилось. Только после того, как гонка вооружений в Европе возобновилась, с середины 1930-х годов началась модернизация машин и реализация различных проектов в области разработки оружия. В 1938 году крупный пожар уничтожил производственные и складские помещения. В 1939 году численность персонала составляла около 1100 человек, а в 1942 году — 1600 человек, однако сокращение персонала (до 700 чел.) началось уже в 1943 году.
Таблица 10 – Швейцарское танкостроение Этапа 1937-1945гг. по годам.
годы |
1 Директория |
2 Директория |
1937 |
Panzerwagen 39 |
|
1938 |
Panzerwagen 39 |
|
1939 |
Panzerwagen 39 (24) |
|
1941 |
Panzerwagen 39 mod. 1941 |
|
1942 |
Panzerwagen 39 mod. 1941 |
|
1943 |
Panzerwagen 39 mod. 1941 |
Panzer Meili (8) |
1945 |
Panzerwagen 39 mod. 1941 |
|
Таблица 11 – Количество произведенных танков по годам.
год |
количество |
1939 |
24 |
1943 |
8 |
1945 |
1 оо |
Итого |
1 оо + 32 = 33 |
⃰ Танки иностранного производства в 1937-1945гг.
Таблица 12 – Импортные танки, имевшиеся в Швейцарии в 1937-1945гг.
Марка и страна-производитель |
Тактический тип |
Количество |
Годы эксплуатации |
Примечания |
Renault FT-17/18 Франция |
Легкий по массе пехотный танк |
2 шт. в 1922г. 3 шт. в 1939г.
|
1922-1940гг. 1939-1944/45гг.
|
Эта позиция вызывает вопросы. |
Vickers Light Tank Model 1934 Британия |
Малый легкий танк |
6 шт. в 1934-1935гг. |
1935-1944/48гг. |
|
Renault R-35 Франция |
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк |
12 шт. в 1940г. |
1940-1949гг. |
|
⃰ Отправные решения.
Таблица 13 – Синтетический прототип.
1943г. |
Синтетический прототип Meili, S, 1943-(кт)27 |
Panzer Meili |
Бронированный колесный трактор
|
⃰ Эпилог.
В конце 1930-х швейцарцы пришли к пониманию необходимости наладить производство танков в собственной стране. Первый опыт выглядел как сборка машинокомплектов иностранного производства на швейцарских мощностях, при этом машины оснащались отечественными моторами и вооружением.