ТАНКИ ФРАНЦИИ
1874г., 1903-1918гг.
© Смирнов А.Г., 2016г.
1 Директория, 1874г.
Концепция «безрельсового бронепоезда» (бп) 1874г.
Самый ранний проект боевой машины, подпадающий под критерии «танк». |
1.1) Buyen project
Реликтовый прототип Проект Э.Буйена, Fr, 1874 - (бп)1
Подвижный форт: 120т, 12ор, 4 митральезы, 200 чел
Проект, 1874г., Buyen
2 Директория, 1903-1908гг.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Единственный объект директории был следствием идеи разработки мобильной скорострельной унитарной артиллерийской системы. |
2.1) Levavasseur project
Реликтовый прототип Levavasseur project, Fr, 1903/1908 - (бгм)1
Бронированная самоходная пушка, движимая гусеничной системой: 4т, 75мм, 4 чел
Проект 1903-1908гг., Levavasseur
3 Директория, 1914-1915гг.
Высококолесная концепция (бк) 1903г.
Идейно директория базируется на тактическую концепцию «сухопутного броненосца», непосредственной базой для единственной конструкции директории выступил дорожный колесный каток Laffly. |
Дублирующий реликтовый прототип дорожный каток Laffly, Fr, 1914 – (бк)6
Дорожный каток Laffly 1912г.
3.1) Frot-Laffly landship/FROT-TURMEL-LAFFLY
Непосредственный прототип: дорожный каток Laffly 1912г.
Подвижный форт: 10т, 2ор, 6пуль/8пуль, 9 чел
Проект ноябрь/декабрь 1914 – январь 1915гг.
Выпускался 1915г. (январь-февраль)
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация до мая 1915г.
4 Директория, 1915г.
Концепция колесного движителя (кт) 1915г.
Директория представлена разработками мобильных огневых точек на шасси колесного трактора Filtz. |
Реликтовый прототип колесный трактор Filtz, Fr, 1915 – (кт)1
Трактор Filtz
Колесный трактор: 4т
4.1) Tracteur Cuirasse Filtz - STG
Непосредственный прототип: трактор Filtz (кт)1
Бронированный колесный трактор: 4т, пуль, 2 чел
Проект 1915г., S.T.G.
Выпускался лето 1915г.
Выпущено 10 шт.
Эксплуатация 1915г. (эксплуатировались в тестовом режиме).
4.2) Aubriot-Gabet "Fortress"
Непосредственный прототип: трактор Filtz (кт)1
Бронированный колесный трактор: 4-5т, 37мм, 2 чел
Проект осень 1915г., Aubriot-Gabet
Выпускался 1915г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1915г.
5 Директория, 1915г.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Оригинальный проект танка французского офицера Charles de Poix. |
5.1) Char de Poix
Дублирующий реликтовый прототип de Poix, Fr, 1915 - (бгм)14
Танк легкий по массе: ок.8т, 37мм, пуль, 3 чел
Проект 1915г., Charles de Poix
6 Директория, 1915 – 1917гг. →
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Линейки танков «штурмовой артиллерии», берущих свое начало от конструкции трактора Holt Model 45. |
Реликтовый прототип трактор Holt Model 45, Fr, 1915 – (тр)1
Holt Caterpillar Model 45.
Гусеничный 45-сильный трактор, гусеничный тягач: 5т, б/в, 1 чел
Вариант 1910г.
Вариант 1914г. или артиллерийский 5-ти тонный тягач – задняя тележка с упругой подвеской
Holt 45 обр.1917г.
Выпускался, Holt Caterpillar
6.1) Souain prototype
Непосредственный прототип: трактор Holt Caterpillar Model 45 (тр)1
Бронированный гусеничный трактор: 5т, 2пуль, 3 чел
Проект осень 1915г., Брийе-Бретон
В декабре 1915г. построено опытное шасси.
6.2) Cuirasse Aubriot-Gabet
Непосредственный прототип: трактор Holt Model 45
Танк легкий по массе: 8т, 37мм/пуль, 2?чел
Проект, декабрь 1915г.
6.3) Char FOUCHE type C
Непосредственный прототип: Souain prototype
Танк средний по массе: 12-13т, 2пуль, 4чел
Первый вариант, февраль 1916г.
Выпускался март 1916г., лейтенант Fouche (Service Technique Automobile - техническая служба механизации французской артиллерии)
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1916 – 1918гг. (в качестве машины техн. службы)
6.4) Schneider CA1
Непосредственный прототип: Souain prototype
Средний по массе танк специальной артиллерии: 13,5т (после модернизации 14,6т), 75мм, 2пуль, 5-6 чел
Разрабатывался 1916г.
Выпускался сентябрь 1916 - август 1917 (август 1918?) гг., Schneider&Co., (SOMUA?)
Принят на вооружение.
Выпущено 395 шт.
Общее кол-во выпущенных шасси 400, из них: прототип С – 1 шт., СА2 – 1 шт.; СА3 – 1 шт.; экспериментальная сцепка шасси по Boirault – 2 шт.
Поступление на вооружение и эксплуатация
Франция |
1916-1918гг. 1916-1918гг. |
393 шт. |
Италия |
1917-1918г. 1917-1927/29гг. |
2 шт. |
Принимал участие в БД (WWI)
После службы во французской армии экспорт:
Испания |
1922г. 1922-1936гг. |
6 шт. |
6.5) Char Saint-Chamond М1916/М1917
Прямой прототип: Char FOUCHE type C
Средний по массе танк специальной артиллерии: 22т/24т, 75мм, 4пуль, 8 чел
Разрабатывался 1916г.
Выпускался июнь 1916 – март 1918гг., фирма FAMH
Принят на вооружение.
Выпущено 400 шт. (включая прототип и танки снабжения, т.е. речь идет о 400 выпущенных шасси).
Эксплуатация 1916 – 1919гг.
Принимал участие в БД (WWI)
6.6) Char STA-Renault
Прямой прототип: Char Saint-Chamond М1916/М1917
Средний по массе танк специальной артиллерии: 20т, 75мм, 3/4пуль, 6 чел
Проект 1916г., Renault
6.7) Char Delauny-Belleville 1916
Непосредственный прототип: трактор Holt Caterpillar Model 45 (тр)1
Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты: 2,75 т, пуль, 2 чел
Проект конец 1916г., Delauny-Belleville
Отклонен, видимо, в начале 1917г.
6.8) Schneider CA2
Непосредственный прототип: Schneider CA1
Средний по массе командирский танк: 11-13т, 37мм, 2пуль, 4 чел
Проект, 1916г. декабрь – февраль 1917г.
Выпускался март 1917г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917-1918гг.
6.9) Char Schneider- Renault/Delauny-Belleville
Прямой прототип: Schneider CA1
Легкий по массе пехотный танк: 8т, 37мм, пуль, 2 чел
Проект конец 1916г. – начало 1917г., Schneider? Delauny-Belleville?
6.10) Schneider-Boirault
Непосредственный прототип: Schneider CA1
Экспериментальный танк: 27т, 2х75мм, 4пуль, 10-12 чел
Сцепка двух линейных Schneider CA1
Выпускался январь 1917г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
6.11) Schneider CA3
Непосредственный прототип: Schneider CA1
Средний танк: 14т, 75мм, 3пуль, 4 чел
Окончательный вариант – май-июль 1917г.
Выпускался октябрь 1917г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
Закрытие проекта февраль 1918г.
6.12) Schneider CA4
Прямой прототип: Schneider CA1
Средний танк: 17-20т, 75мм, 2пуль, 4 чел
Проект, август-ноябрь 1917г.
7 Директория, 1916-1918гг. →
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
В 1916г. Луи Рено создал классическую компоновку танка. Во время WWI танк Renault FT оказался самым востребованным и массовым типом. |
7.1) Renault FT-17/18
Синтетический прототип «Рено», Fr, 1916 – (бгм)9
Легкий по массе пехотный танк:
- Char Mitrailler 8 mm: 6,5т, пуль, 2 чел
- Char Canon 37mm: 6,7т, 37мм, 2 чел
Проект август-октябрь 1916г.
Выпускался во Франции февраль 1917 – декабрь1918гг./1920г., (в феврале 1917г. появился первый прототип машины, серийный выпуск с сентября 1917г.), Renault, Berliet, SOMUA, Delauney-Belleville
Принят на вооружение.
Выпущено 3587 шт. (2316 шт. пулеметных и 1271 шт. пушечных)
Принимал участие в БД (WWI, WWII)
Поступление на вооружение и эксплуатация
Франция (WWI, WWII) |
1917-1918гг. 1919г. 1917-1945гг. |
3177 шт. 1020 шт. |
США (WWI) |
1918г. 1918г.? |
173/514 шт. |
Италия |
1918-1919гг. 1918-1927/29гг. |
4 шт. |
Британия |
1918г. |
1 шт. |
Польша (WWII) |
1919-1924гг. 1919-1939гг. |
143 шт. |
Испания |
1919г. 1921г. 1925г. (?) 1936г. 1936-1937гг.
1919-1939гг. |
1 шт. 10 шт. 6 шт. (?) 6 шт. 16/64 шт. (из Польши)
|
Румыния |
1919г. 1920-1945гг. |
74/76 шт. |
Финляндия |
1919-1921гг. 1919-1943гг. |
34 шт. |
Бельгия |
1919г. 1919-1934гг. |
54/75 шт. |
Япония |
1919-1920гг. 1920-1933/40гг. |
10 шт.
|
Бразилия |
1920-1921гг. 1920-1942гг. |
11 шт. |
Швеция |
1921г. 1921-1926гг. |
1 шт. |
Чехословакия |
1922-1924г. 1923-1934/36гг. |
6 шт. |
Япония |
1922г. 1929г. 1920-1933/40гг. |
13 шт. 10 шт. |
Швейцария |
1922г., 1939г. 1922-1945?гг. |
2 шт. 3 шт. |
Литва |
1923г. 1923-1940гг. |
12 шт. |
Эстония |
1924г. 1924-1940гг. |
12 шт. |
Китай |
1925г.-1926?гг. 1925-1931г. |
13/36 шт.
|
Турция |
1926/28г. 1928-1930-е гг. |
20 шт. |
Голландия |
1927г. 1927-1939гг. |
1 шт. |
Норвегия |
1920-е? |
1 шт. возможно, только для тестирования, после чего был возвращен |
Греция |
1920-е |
1 шт. возможно, только для тестирования, после чего был возвращен |
Иран (Персия) |
1920-е? 19??-1941гг. |
несколько? шт. |
Югославия
|
1930г., 1935г. 1930-1941гг. |
38 шт. |
Трофейное применение:
Германия |
1918г. 1918-1919гг. 1940г. 1940-1944г. |
2-4 шт. (бывш. французские)
500-704 шт. (бывш. французские) |
СССР |
1919-1920гг. 1919-1929г. |
15 шт. (бывш. французские и польские) |
Россия (армия Врангеля) |
1920г. 1920г. |
2 шт. (бывш. советские) |
Маньчжоу-Го |
1932г. 1932-1945гг. |
ок. 10 шт. (бывш. китайские) |
Афганистан |
после 1945г? 1945-19??гг. |
не менее 1-го (бывшие персидские) |
7.2) Char Peugeot
Прямой прототип: Renault FT-17/18
Легкий по массе экспериментальный танк: 8т, 37мм/пуль, 2 чел
Проект 1917-1918гг., Peugeot
Выпускался 1918г., Peugeot
Выпущено 1 шт. (опытный)
7.3) Renault FZ
Прямой прототип: Renault FT-17/18
Легкий по массе танк огневой поддержки: 7т, 75мм, 3 чел
Проект 1917г., Renault
Выпускался 1918г., Renault
Выпущено 1 шт. (опытный)
7.4) Renault FT-17 75 BS
Прямой прототип: Renault FT-17/18
Легкий по массе танк огневой поддержки: 7т, 75мм, 3 чел
Проект 1918г., Renault
Выпускался 1918-1919г., Renault
Принят на вооружение.
Выпущено 39/40 шт.
Поступление на вооружение и эксплуатация
Польша |
1923г. 1923-1939?гг. |
1 шт. |
8 Директория, 1916-1918гг. →
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Линейка французских тяжелых танков. |
8.1) FCM A/Char Lourd A
Синтетический прототип FCM Char Lourd Fr, 1916 - (бгм)5
Тяжелый танк: 38т, 105/75мм, ?пуль, ? чел
Проект 1916г., FCM
8.2) FCM 1A/Char Lourd 1А
Непосредственный прототип: FCM A/ Char Lourd A
Тяжелый танк: 41,4т, 105/75мм, 2пуль, 7-6 чел
FCM 1A 105mm
FCM 1A 75mm
Проект 1916-1917гг., F.C.M.
Выпускался 1917г., фирма F.C.M.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917-1918гг.
8.3) FCM 1В/Char Lourd 1B
Непосредственный прототип: FCM 1A/Char Lourd 1А
Тяжелый танк: 45т, 75мм, 4пуль, 7 чел
Проект 1917г., фирма F.C.M.
8.4) FCM 1C/Char Lourd 1C
Непосредственный прототип: FCM 1A/Char Lourd 1А
Тяжелый танк: 60т, 75мм, 4пуль, 10-12 чел (двухбашенный)
Проект 1917г., F.C.M., Establishment Experementale Francais
8.5) FCM 2C/Char Lourd 2C
Непосредственный прототип: FCM 1С/Char Lourd 1С
Тяжелый танк: 69/70т, 75мм, 4пуль, 12-13 чел (двухбашенный)
Проект 1918г., F.C.M.
Выпускался 1918-1922г., фирма F.C.M.
Принят на вооружение.
Выпущено 10 шт.
Эксплуатация 1922-1936гг., 1939-1940гг.
Принимал участие в БД (WWII)
9 Директория, 1917г.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Проект французского ромба по британскому образцу. |
Синтетический прототип «Большой Вили», UK, 1915 – (бгм)4
Big Willie/Mother
Тяжелый по массе пехотный танк: 26т, 2х57мм, пуль, 8 чел
Выпускался декабрь 1915г. - январь 1916г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (предсерийный)
Эксплуатация 1916г.
9.1) Char 25t Saint-Chamond
Прямой прототип: Big Willie/Mother
Тяжелый по массе пехотный танк: 20-25т, 75мм, 4пуль, 7-8 чел
Проект, 1917г.
10 Директория, 1917-1918гг.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Штурмовой тип танка от фирмы |
10.1) Char d'Assault Peugeot
Синтетический прототип Peugeot, Fr, 1917/18-(бгм)73
Легкий по массе штурмовой танк: 9т, 75мм, 2 чел
Проект 1917-1918гг., Peugeot
Выпускался 1918г., Peugeot
Выпущено 1 шт. (опытный)
11 Директория, 1918г. →
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
В 1918г. появился оригинальный проект инженера Верле двухсекционной боевой машины. |
11.1) Char Varlet 1918
Синтетический прототип двухсекционный танк Варле, Fr, 1918 – (бгм)6
Штурмовой танк повышенной проходимости: ?т, 75мм?, 4пуль, 8 чел
Первый вариант
Второй вариант.
Проект, 1918г., Varlet