ТАНКИ БРИТАНИИ
1903-1919гг.
© Смирнов А.Г., 2016г.
1 Директория, 1903г.
Высококолесная концепция (бк) 1903г.
Директория основана на идее бронированных вооруженных машин повышенной проходимости на трехметровых pedrial колесах Диплока, публично высказанной фантастом Г.Уэллсом. |
1.1) Land Ironclad
Реликтовый прототип «Сухопутный броненосец», UK, 1903 - (бк)1
Сухопутный броненосец: 30 м, ?т, автоматические винтовки шт. и, возможно, пулеметы – шт.?, 42 чел
Иллюстрация «Сухопутного броненосца», январь 1904г.
Фантастический рассказ Г.Уэллса, декабрь 1903г.
2 Директория, 1914-1915гг.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Идея капитана Туллоча (Туллока) о «сухопутном линкоре» («сухопутном крейсере») на шасси гусеничных тракторов Hornsby. |
2.1) Land Ship
Дублирующий реликтовый прототип «Сухопутный линкор», UK, 1914 - (бгм)7
Сухопутный линкор: 100-300т, 6х12-фунтовых ор, 12пуль, 100 чел
Точного изображения или чертежей не существовало, только идея, на рисунке отражена общая концепция, очень и очень условно.
Идея, октябрь 1914г. – февраль 1915г., Tulloch
3 Директория, 1915г.
Высококолесная концепция (бк) 1903г.
Директория основана на концепции высококолесной конструкции типа лэндшип, предложенную британским офицером Хезерингтоном (T.G. Hetherington). Образцов, реализованных в металле, построено не было. |
Дублирующий реликтовый прототип Big Wheel Machine, UK, 1914 – (бк)7
The Big Wheel Machine
3.1) Pedrial Big Wheel
Прямой прототип: Big Wheel Machine
Сухопутный линкор: 20т, 102 мм, ? пуль, ? чел
Сухопутный линкор: 20т, 2х37/57мм, 12 пуль, 18? чел
Проект Хезерингтона при участии д’Энкура, февраль-март 1915г.
4 Директория, 1915г.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
В первой половине 1915г., наряду с другими, конкурировала идея разработки боевой машины на моногусеничном pedrial ходу. После постройки опытного шасси от идеи отказались. |
Дублирующий реликтовый прототип Diplock pedrails, UK, 1915 – (бгм)10
Diplock pedrails
полу-тонный моногусеничный pedrial прицеп
Проект коммодора Суэтера (Sueter), январь-февраль 1915г.
Выпускался январь 1915г., Pedrail Transport Ltd.
Выпущено 1 шт. (опытный).
4.1) Pedrial Landship Mk I
Непосредственный прототип: Diplock pedrails (бгм)10
Танк-транспортер: 25-28т, 12-фунтовое ор, 8 чел + 20 чел десанта
Проект, 1915г. февраль-март
(опытное шасси строилось летом 1915г., Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co., Stothert & Pitt Ltd.)
4.2) Pedrial Landship Mk II
Непосредственный прототип: Pedrial Landship Mk I
Танк-транспортер: 25-28т, 12-фунтовое ор, 8 чел + 50 чел десанта (по спецификации)
Проект, 1915г.
5 Директория, 1915г.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Не реализованные в металле проекты гусеничных машин инженера Макфи. |
Дублирующий реликтовый прототип тип Macfie, UК, 1915 – (бгм)8
Macfie’s amphibious tracklayer
Трехгусеничное бронированное амфибийное шасси
Проект, апрель 1915г., Macfie
5.1) Macfie’s tracked vehicle
Непосредственный прототип: Macfie’s amphibious tracklayer
Сухопутный линкор: 25-30т, 2х57?мм, 4 пуль?, 10-12? Чел
Проект четырехгусеничного танка, апрель 1915г., Macfie
6 Директория, 1915г.
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Летом 1915г. был построен единственный объект этой Директории – первый в истории бронированный трактор (без вооружения) или эрзац танк. |
Дублирующий реликтовый прототип трактор «Киллен-Страйт», UК, 1915 – (тр)2
Трактор «Киллен-Страйт»
трехгусеничный трактор
Имел деревянные траки на гусеницах.
6.1) Killen-Strait Armored Tractor
Непосредственный прототип: американский трактор «Киллен-Страйт»
Бронированный гусеничный трактор: 2-4?т, пуль, 2 чел
Проект, июль 1915г.
Выпускался июль 1915г., RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)
Выпущено 1 шт. (опытный)
7 Директория, 1915-1918гг.
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Идея приспособить шасси гусеничного трактора под боевую машину витала едва ли не с осени 1914г. Весной-летом 1915г. выбор пал на американский трактор Bulloсk. Первый образец на базе Bulloсk оказался неудачным. После глубокой модернизации ходовой части появилась машина, которая считается первым реальным танком - Little Willie. От этой машины ведет свою родословную первый в мире маневренный танк Light Tank Mk A, Whippet, который активно применялся во время WWI. Отталкиваясь от конструкции Little Willie, предпринимались попытки разработать тип танка с противоснарядной броней. |
Основной прототип Трактор Bulloсk, UК, 1915 – (тр)24
Bullock
Полугусеничный трактор
Американская фирма производитель Bullock Tractor Co., Chicago, USA
7.1) Crompton’s Project/Pedrial Landship Mk III
Непосредственный прототип: трактор Bullock
Танк-транспортер: 25т, 2х40мм/4пуль,/огнемет, 8? чел + 50 чел десанта (по спецификации)
Проект, 1915г.
Испытания сдвоенных шасси тракторов Bullock, июль 1915г.
Шасси строилось силами RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)
7.2) Lincoln Machine No.1
Непосредственный прототип: Crompton’s Project
Бронированный полугусеничный трактор:
- проект: 16,5т, 40мм, 6 ручных пулеметов, 6 чел
- опытный образец: 14т, б/в, 2 чел
Разработка июль 1915г., Tritton
Выпускался август - сентябрь 1915г., William Foster & Company of Lincoln
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1915, испытания 17 сентября, затем к 6 декабря 1915г. переделан в Little Willie
7.3) Little Willie/ Tritton’s Tank
Непосредственный прототип: Lincoln Machine No.1
Танк средний по массе:
- проект: 16,5т, 40мм, 6 ручных пуль, 6 чел
- опытный образец: 18,3т, б/в, 2 чел
Конверсия из Lincoln Machine No.1, сентябрь-ноябрь 1915г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (опытный)
7.4) Foster’s Battletank
Прямой прототип: Little Willie
Сверхтяжелый танк: 100т, 2х57мм, 5 пуль, 11 чел
Проект, июнь-июль 1916г., Tritton
7.5) Flying Elephant
Непосредственный прототип: Foster’s Battletank
Сверхтяжелый танк: ~100т, 57мм/75мм, 4 чел
Проект танка Flying Elephant, дизайн А, июль-август 1916г.
Сверхтяжелый танк: 60т, 57мм/75мм, 6 пуль, 8-10 чел
Проект танка Flying Elephant, дизайн В, август 1916- январь 1917г.
Проект июль 1916 - январь 1917г.
Стадия макета, 1916г.
Проектировался как танк с противоснарядной броней (толщина брони 51мм).
7.6) Chaser/Tritton’s Tank №2
Непосредственный прототип: Little Willie
Средний по массе легкий кавалерийский танк: 14т, пуль, 2 чел
Башенная машина с одним пулеметом на шасси Little Willie.
Проект, сентябрь- октябрь 1916г., Tritton
Выпускался декабрь 1916г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
7.7) Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A
Непосредственный прототип: Chaser
Средний по массе легкий кавалерийский танк: 14,225т, 4пуль, 3-4 чел
Проект, август-сентябрь 1917г.
Выпускался октябрь 1917 – октябрь1918гг., "William Foster & Co", «Северо-Британские паровозостроительные заводы»
Принят на вооружение.
Выпущено 200 шт.
Эксплуатация 1917 – 1922гг. (в ЮАС до 1925/27гг.)
Принимал участие в БД (WWI)
После службы в британской армии экспорт:
Япония |
1919г. 1919-1929гг. |
6 шт. |
Россия |
1919г. 1919-1920гг. |
17 шт. |
Трофейное применение:
Германия |
1918г. 1918-1919гг. |
2-4 шт. (бывш. британские) |
СССР |
1929-1920г. 1920-1930гг. |
12 шт. (бывш. русские) |
7.8) Whippet Mk A Johnson
Непосредственный прототип: Light Tank Mk A, Whippet
Экспериментальный средний по массе танк: 14,225т, 4пуль, 3чел
Конверсия из Light Tank Mk A, Whippet, 1918г., Центральные мастерские Танкового корпуса (Central Tank Corps Workshops)
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1918г.
8 Директория, 1915-1919гг.→
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Тракторное шасси не вполне удовлетворяло военных в смысле проходимости сильно пересеченной местности поля боя, изрытого воронками и перекопанного траншеями. Осенью 1915г. конструкторы переделали тракторную ходовую часть таким образом, чтобы гусеничный движитель охватывал весь корпус машины. Вооружение при этом перенесли в боковые спонсоны, а двигатель занял центральное положение. Именно такая ромбовидная конструкция получила название «танк» и впервые была применена в боевых условиях в сентябре 1916г. В 1916-1918гг. в Британии производились тяжелые ромбовидные танки, а в 1918г. в ограниченном количестве успели выпустить средние по массе ромбовидные танки. Вершиной тяжелого ромба времен WWI считается совместный британо-американский Heavy Mk VIII. |
8.1) Big Willie/Mother
Синтетический прототип «Большой Вили», UK, 1915 – (бгм)4
Тяжелый по массе пехотный танк: 26т, 2х57мм, пуль, 8 чел
Разработка, сентябрь-ноябрь 1915г., Tritton, Wilson
Выпускался декабрь 1915г. - январь 1916г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (предсерийный)
Эксплуатация 1916г.
8.2) Flotilla Leader
Непосредственный прототип: «Большой Вили»
Тяжелый танк: 45т, 2х57мм, 13пуль, 19-21 чел
Проект, март-апрель 1916г., Wilson
8.3) Heavy Tank Mk I
Непосредственный прототип: «Большой Вили»
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 27,43т, 5 пуль, 8 чел
Выпускался май-ноябрь 1916г., William Foster & Co., Metropolitan Carriage and Wagon, Oldbury Wagon
Принят на вооружение.
Выпущено 150 шт. (75 самцов и 75 самок)
Эксплуатация 1916 – 1918гг.
Принимал участие в БД (WWI)
8.4) Heavy Tank Mk II
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 27,43т, 5пуль, 8 чел
Выпускался декабрь1916г. – январь 1917г., "William Foster & Co", Metropolitan Carriage and Wagon
Принят на вооружение.
Выпущено 50 шт. (25 самцов и 25 самок)
Эксплуатация 1917-1918гг.
Принимал участие в БД (WWI)
В боевой обстановке применялись только 45 единиц, прочие 5 единиц «самки» использовались в экспериментальных целях.
Трофейное применение
Германия |
1917г. 1918г. |
1 шт. (бывш. британские) |
8.5) Heavy Tank Mk III
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 27,43т, 5пуль, 8 чел
Выпускался январь-февраль 1917г., Metropolitan Carriage and Wagon
Принят на вооружение.
Выпущено 50 шт. (25 самцы и 25 самки)
Эксплуатация 1917-1925?гг. (в качестве учебных)
8.6) Mk.II "Wilson Epicyclic Tank"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2 чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с планетарной коробкой передач Вильсона.
Выпускался февраль 1917г., Metropolitan Carriage and Wagon
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.7) Mk.II "Wilkins Multiple Clutch Tank"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 4 чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной механической трансмиссией.
Выпускался февраль 1917г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.8) Mk.II "Foster-Daimler Petroil Electric Tank"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной электротрансмиссией по типу французского танка «Сен-Шамон».
Выпускался февраль 1917г., "William Foster & Co."
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.9) Mk.II "Westinghouse Petroil Electric"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной оригинальной электротрансмиссией.
Выпускался февраль 1917г., «Бритиш Вестингауз»
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.10) Mk.II "William-Jenney Hydraulic"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной гидравлической трансмиссией.
Выпускался февраль 1917г., з-д Brown Brothers, Эдинбург
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.11) Heavy Tank Mk IV
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28 (27,4)т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 26,4т, 5пуль, 8 чел
Разрабатывался февраль 1917г.
Выпускался март 1917г. - октябрь 1918г., Metropolitan Carriage and Wagon (построено больше всего – 640 шт.), William Foster & Co. of Lincoln (100 «самцов»), Armstrong-Whitworth (100 шт.), Coventry Ordnance Works (100 шт.), William Beardmore and Company (25 шт.), Mirrlees Watson & Co. (50 шт.)
Принят на вооружение.
Выпущено 1015/1016 шт. (420 самцы и 595/596 самки)
Эксплуатация 1916 – 1918гг.
Принимал участие в БД (WWI)
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1917-1918гг. 1917-1925гг. |
1003 шт. |
США |
1918г. 1918-19??гг. |
1 шт. |
Япония |
1918г. 1918-19??гг. |
1 шт. |
Трофейное применение
Германия |
1917г. 1918-1919гг. |
44 (бывш. британские) |
8.12) Heavy Tank Mk V
Непосредственный прототип: Mk.II "Wilson Epicyclic Tank"
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 29,47т, 2х57мм, 4пуль, 7-8 чел
- самка: 28,45т, 6пуль, 7-8 чел
- композит: 29т, 57мм, 5пуль, 7-8 чел
Разрабатывался март 1917г. – декабрь 1917г.
Выпускался декабрь 1917 - июнь 1918гг., Metropolitan Carriage and Wagon («Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани».), завод в Бирмингеме.
Принят на вооружение.
Выпущено 400 шт. (200 самцов и 200 самок; в 1918г. в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции некоторое количество самок были переделаны в композиты).
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1917-1918гг. 1917-1925гг. |
381 шт. |
США |
1918г. 1918-1920?гг. |
19 шт. |
Принимал участие в БД (WWI)
После службы в британской армии экспорт:
Россия |
1919г. 1919-1920гг. |
59 шт. |
Эстония |
1919г. 1919-1938гг. |
4 шт. |
Латвия |
1919г. 1919-1930гг. |
2 шт. |
Трофейное применение
Ирландия |
1919?-1930гг. |
1 шт. (бывш. англ.) |
СССР |
1919-1920гг. 1920-1930гг. 1940г. 1941г. |
45 (бывш. русские) 4 шт. (бывш. эстонские) (WWII) |
Германия |
1941г. 1945г. |
2 шт. (бывш. советские) (WWII) |
8.13) Heavy Tank Mk VI
Прямой прототип: Heavy Tank Mk IV
Тяжелый по массе пехотный танк: 33т, 57мм, 4 пуль, 8 чел
Разрабатывался май-июнь 1917г.
Стадия деревянного макета, июнь - июль1917г., Metropolitan
8.14) Heavy Tank Mk VII
Непосредственный прототип: Mk.II "William-Jenney Hydraulic"
Тяжелый по массе пехотный танк: 37т, 2х57мм, 5пуль, 8 чел
Разрабатывался март1917г. – март 1918г., з-д Brown Brothers
Выпускался 1918г. (с июля), з-д «Братья Браун» в Эдинбурге
Принят на вооружение.
Выпущено 3 шт.
Эксплуатация 1918 – 1925гг.
8.15) Heavy Tank Mk V «Tritton’s»
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: ?т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел
- самка: ?т, 6пуль, 8 чел
Проект, июнь - июль 1917г., Metropolitan
8.16) Medium Tank Mk B
Прямой прототип: Heavy Tank Mk V
Средний по массе маневренный танк:
- самка: 18т, 4-5пуль, 5 чел
Разрабатывался осень 1917г.- июль 1918г.
Выпускался сентябрь 1918 – февраль/март 1919гг., North British Locomotive в Глазго, Coventry Ordnance Works and the Patent Shaft и Axletree Company
Принят на вооружение.
Выпущено 102 шт. (на вооружении UK армии только 45 шт., остальные сохранялись на складе или экспортировались)
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1918-1919гг. 1918-1925гг. |
45 шт. |
Россия |
1919г. 1919-1920гг. |
1 шт. |
Латвия |
1919г. 1919-1929гг. |
2 шт. (из числа ранее поставленных в Россию) |
Трофейное применение
СССР |
1920г. 1920-1924?гг. |
1 шт. (бывш. русский) |
- самец: 18т, 40мм/57мм, 3пуль, 5 чел
Проект осень 1917г.- март 1918г.
8.17) Mk IV Johnson
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV
Экспериментальный тяжелый по массе танк: ок. 30т, ор?, пуль?, 4 (?) чел
Выпускался ноябрь 1917г., Центральные мастерские танкового корпуса
Выпущено 1 шт. (опытный)
8.18) Mark IV Tadpole
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV
Экспериментальный тяжелый по массе танк: более 28т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
Разработка декабрь 1917г., Tritton
Выпускался март 1918г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
8.19) Medium Tank Mk C
Прямой прототип: Heavy Tank Mk VI
Средний по массе маневренный танк:
- самка: 19,5т, 4пуль, 4 чел
Разрабатывался зима 1917/18гг. – апрель 1918г.
Выпускался август-декабрь 1918г., William Foster & Co Ltd, Armlet & Wortley
Принят на вооружение.
Выпущено 50/36 шт.
Эксплуатация 1918 – 1925гг. (на вооружение поступило 36 шт.)
- самец: 19,5т, 57мм, 3пуль, 4 чел
Проект 1918г.
8.20) Heavy Tank Mk VIII
Прямой прототип: Heavy Tank Mk V «Триттона»
Тяжелый танк: 39,4т, 2х57мм, 7пуль, 12 чел
Проект, декабрь 1917г. – январь 1918г.
Выпускался в Британии с июля 1918 по декабрь 1918г. (февраль/март 1919г.?), North British Locomotive Company (1 шт.), завод «Ханслет энд Озмондфорпе» в Лидсе, William Beardmore and Company?
Выпущено 25/7 шт.
Эксплуатация 1918-1919гг.
8.21) Heavy Tank Mk V*
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел + 15 чел десант
- самка: 32т, 8пуль, 8 чел + 15 чел десант
Выпускался май 1918- февраль/март1919гг., Metropolitan
Принят на вооружение.
Выпущено 700 шт. (500 самцов и 200 самок)
До перемирия построено 579 шт. (по другим сведениям, 632 шт.).
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1918-1919гг. 1918-1925гг. |
602 шт. |
Франция |
1918г. 1918-1923/1929?гг. |
77 шт. |
США |
1918г. 1918-1920?гг. |
21 шт. |
8.22) Heavy Tank Mk V**
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V*
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел
- самка: 33т, 6пуль, 8 чел
Проект, май-октябрь 1918г.
Выпускался октябрь/ноябрь1918- март1919гг., Metropolitan
Принят на вооружение.
Выпущено 25/5 шт.
Эксплуатация 1918 – 1925гг.
8.23) Heavy Tank Mk X/Mk V***
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V «Tritton’s»
Тяжелый по массе пехотный танк: 33-35т, 2х57мм, 6пуль, 10 чел
Проект, июнь 1918г. (полноразмерный макет), Armstrong-Whitworth & Co. in Newcastle-upon-Tyne
8.24) Mark V* Tadpole
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V*
Экспериментальный тяжелый по массе танк: более 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел + 15 чел десант
Выпускался август 1918г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
8.25) Heavy Tank Mk VIII*
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk VIII
Тяжелый танк: 42-42,5т, 2х57мм, 7пуль, 12 чел
Удлиненный Heavy Tank Mk VIII
Проект, 1918г.
8.26) Mk VST
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? Чел
Танк с экспериментальными «змеиными» траками.
Выпускался зима 1919г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1919г.
9 Директория, 1917-1918гг.
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Проект гусеничного танка – концептуально, бронированный трактор – запатентован жителем Канады в США, рассматривался британским военным ведомством. |
9.1) Kupchak landship
Синтетический прототип Kupchak, UK, 1917 – (тр)26
Танк тяжелый по массе: 30-40т, 75мм/100мм, 2пуль, 6-8 чел
Проект 1917-1918гг.
10 Директория, 1918-1919гг.→
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
В рамках работ по перспективному среднему танку в 1918-1919гг. был выполнен проект среднего танка Mk D, который обладал скоростными характеристиками маневренных танков и сохранял проходимость ромбовидных машин. |
10.1) Medium Tank Mark D
Синтетический прототип Mk D, UK, 1918- (бгм)26
Средний танк: 13,5т, 3пуль, 4 чел
Макет, ноябрь 1918г. (начало 1919г.)
Medium Tank Mk D, 1920г. (конец 1919г.)
Проект 1918 - 1919гг., Johnson
Выпускался 1919-1920гг., John Fowler & Co. Leeds, Vickers Ltd. Wolseley
Выпущено 5 шт. (опытных)
Эксплуатация 1920-1922гг.