Итальянское танкостроение
Танки Италии Italian tanks Carri armati italiani
1915 – 1919
Этап открывается информацией о колесном танке Pavesi, проектирование которого началось в 1915г. и заканчивается принятием решения в 1919г. о производстве танка легкого типа.
© Смирнов А.Г., 2016г.
Характеристика Этапа 1915-1919гг.
Ключевая фраза: тяжелые танки FIAT
Этап характеризуется началом танкостроения на основе оригинального шасси фирмы FIAT.
Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1915-1919гг.
Сквозной № |
Инд.№ |
Название |
Тип |
Образ |
1 |
1.1 |
Pavesi Autocarro Tagliafili |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
2 |
2.1 |
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
Подвижный форт |
|
3 |
2.2 |
Ansaldo Torpedino |
Подвижный форт |
|
4 |
3.1 |
Gussalli Tank |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
5 |
4.1 |
Carro Pesante FIAT mod.17 |
Тяжелый танк |
|
6 |
4.2 |
FIAT 2000 |
Тяжелый танк |
|
7 |
5.1 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) |
Подвижный форт |
|
8 |
5.2 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) |
Танк средний по массе |
|
9 |
6.1 |
Pomilio Tank |
Сухопутный линкор |
Календарь событий 1915-1919гг.
1915г. |
Проект колесного трактора Pavesi. |
1916г., конец года |
Начало разработки специалистами FIAT гусеничного шасси для тяжелого трактора. |
1916г. конец – 1917г. начало |
Проекты инженера Turrinelli. |
1917г., январь |
Обнародован проект майора Magrini. |
1917г., май |
Испытания колесного трактора Pavesi. |
1917г., 21 июня |
Испытание гусеничного шасси FIAT. |
1918г., февраль |
Официальный заказ на строительство тяжелых танков. |
1918г., февраль-март |
Построен прототип Carro Pesante FIAT mod.17. |
1918г., май |
Итальянцы получили от французов 3 Рено FT-18 и 1 СА.1. |
1918г., к сентябрю |
Построены 2 серийных FIAT 2000. |
1918г., 1 сентября |
Сформировано первое танковое подразделение. |
1919г., январь-февраль |
Построены 2 последних серийных FIAT 2000. |
1919г., февраль |
Начало боевой службы итальянских танков. |
1919г. |
Курс на разработку и строительство типа легких танков. |
1919г., май |
Открыта первая танковая школа. |
Пробы 3
Боевые повозки, штурмовые башни и боевые колесницы, бронеавтомобили, к вопросу о проходимости артиллерии, колесный танк Pavesi Autocarro Tagliafili, FIAT 2000, проекты от фирмы Ansaldo, курс на легкий танк, представление о войне моторов, проект инженера Pomilio. служба первых танков.
Заключение 44
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, проекты, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
Пробы
Боевые повозки, штурмовые башни и боевые колесницы, бронеавтомобили, к вопросу о проходимости артиллерии, колесный танк Pavesi Autocarro Tagliafili, FIAT 2000, проекты от фирмы Ansaldo, курс на легкий танк, представление о войне моторов, проект инженера Pomilio. служба первых танков.
* Боевые повозки, штурмовые башни и боевые колесницы.
В Средневековье на Апеннинском полуострове, как и в некоторых других частях Европы, возродился интерес к боевым машинам, которые использовались еще в Античности. (Рис.1)
Рис.1 - Древнеримская передвижная стрелометательная машина.
Одной из таких машин – выступала боевая повозка. Идея боевой повозки уходит корнями далеко вглубь веков. Защищенные повозки использовались, например, еще римлянами под именем «виней», в Средние века их именовали «кошками» — при штурме крепостей они прикрывали и поддерживали действия других штурмовых машин - таранов, штурмовых или осадных башен. (Рис.2)
Рис.2 – «Кошки» готовят для штурмовой башни («бельфрей») проход через ров.
В 1472г. свет увидел трактат итальянца Роберто Вальтурио «О военном деле». В нем, в частности, предлагался проект любопытной боевой повозки, приводимой в движение ветром (Рис.3).
Рис.3 – Боевая повозка, приводимая в движение ветром, 1472г
В 1482г. Леонардо Да Винчи в письме к герцогу Людовику Сфорца описал некие черепахообразные повозки, вооруженные пушками (Рис.4).
Рис.4 - Рисунок «закрытой повозки, вооруженной пушкой», по описанию Леонардо Да Винчи.
«Также я строю закрытую колесницу, совершенно неуязвимую. Когда она врежется со своими пушками в глубину неприятельского расположения, какова бы ни была численность противника, последнему придется отступить; пехота может следовать за ними, не зная ни потери, ни прочих помех».
Леонардо предлагал обшить железными листами круглую повозку, напоминающую перевернутую суповую миску (Рис.5).
Рис.5 – Проект Да Винчи приводимой в действие человеком боевой машины с колесами, 1482г.
Поначалу он предлагал ставить внутрь пару лошадей, но потом решил заменить их восьмью людьми, которые бы вращали коленчатый вал, приводивший во вращение через систему шестерен четыре колеса (Рис.6).
Рис.6 – Внутреннее устройство повозки Да Винчи.
По периметру повозки в амбразурах ставились бы пушки, а под куполом разместился бы командир.
По сути, конструкция Да Винчи (Рис.7) была развитием давно известных закрытых повозок, толкаемых скрывавшимися в них бойцами, отличием повозки Да Винчи являлось наличие механической трансмиссии.
Рис.7 – Боевая повозка на колесах, современная реконструкция.
Увы, проект не был реализован.
В 1588г. еще один итальянец Августино Рамелли показал проект закрытой повозки, которая могла переплывать заполненные водой рвы (Рис.8).
Рис.8 – Плавающая боевая повозка Августино Рамелли, 1588г.
По дороге эту повозку тянули лошади, а движителем на плаву служили два гребных колеса, которые приводили во вращение сидящие внутри люди. (Рис.9)
Рис.9 – Способы применения повозок Рамелли.
Другой вид древних боевых машин - осадные башни. (Рис.10)
Рис.10 – Ассирийская осадная башня с тараном (IX век до н.э.).
Их расцвет приходится на Средние века. Обычно это были 3-5 этажные сооружения с достаточным количеством колес для передвижения. (Рис.11)
Рис.11 – Схема и устройство осадной башни.
Например, башни, построенные викингами для осады Парижа (885-886гг.) двигались на 16 колесах. (Рис.12)
Рис.12 – Осадная башня в действии.
Осадные башни часто имели таран и перекидной мостик (Рис.13).
Рис.13 - Средневековая осадная башня с перекидным мостиком.
Проектировались и более компактные осадные конструкции – например, Вальтурио в своем трактате «О военном деле» предлагал штурмовую башню, вооруженную огнестрельным орудием (Рис.14).
Рис.14 – Проект штурмовой башни, вооруженной огнестрельным орудием, 1472г.
В Средневековье и в Эпоху Возрождения вернулись и к идее боевых колесниц, успешно применявшихся в Древнем мире. (Рис.15, Рис.16)
Рис.15 – Боевые египетские колесницы в боевом порядке войска.
Рис.16 – Вверху боевая колесница греков (XII век до н.э.), внизу – этрусская колесница.
В 1339г. некто Гвидо да Виджевано предложил боевую колесницу, вооруженную пушкой (Рис.17)
Рис.17 – Огнестрельная боевая колесница – орудие, толкаемое сзади лошадью и прикрытое наклонным деревянным щитом.
Тот же Леонардо Да Винчи предлагал сделать колесницы главным оружием (Рис.18).
Рис.18 – Боевая колесница Леонардо, 1482г.
Да Винчи предлагал на колеснице устанавливать вращающиеся серпы или косы. Идея с косами на боевых колесницах, впрочем, отнюдь не оригинальна (Рис.19).
Рис.19 – Персидская «серпоносная» колесница (IV век до н.э.).
Впрочем, до начала XX века на территории Италии не воплощались в натуре какие-либо идеи передвижных боевых машин.
* Бронеавтомобили.
Признано, что итальянцы первыми применили в боевых действиях бронеавтомобили. Дело происходило в условиях Ливийской пустыни под Триполи в 1912г. Этот опыт сочли успешным во многих армиях мира.
Тема вооруженных бронированных автомобилей возникла в Итальянском королевстве в 1906г. Фирма «Фиат», видимо, под впечатлением от французского броневика Charron-Girardot-Voigt («Шаррон, Жирардо э Вуа») (Рис.20), приступила к проектированию собственной аналогичной машины.
Рис.20 – Французский бронеавтомобиль «Шаррон» образца 1905г.
По другим сведениям, БА «Фиат» строились в 1911-1912гг. для применения в итало-турецкой войне.
Итальянский «Фиат» также, как и «Шаррон» имел башенное расположение вооружения, к тому же он был полноприводным. Для действий в ночное время суток итальянский БА имел в башне прожектор.
В конце 1912 года итальянские военные заказали автомобильному заводу «Изота-Фраскини» в Милане (Fabbrica Automobili Isotta Fraschini) два броневика для использования их в Северной Африке. Бронировка велась по проекту инженера Д. Каттанео, а в качестве базы использовали 4-тонные грузовые шасси «Изотта-Фраскини» 16А. Для повышения маневренных качеств машин на них установили 100 (по другим данным, 120) — сильные двигатели с гоночных машин той же фирмы. Броневики сдали в начале 1913 года. Они защищались броней толщиной в 3–5 мм и имели вооружение из двух пулеметов — один во вращающейся башне, другой в корме корпуса. Между собой броневики различались рядом деталей (например, на одном башня была цилиндрическая, на втором — граненая и т. п.). Одна машина была отправлена в Северную Африку, а вторую (шасси № 5641) в 1914 году приобрела фирма британца Ч. Джаррота. Последний, после неудачной попытки продать броневик британскому Департаменту морской авиации (в то время бронеавтомобили находились в его ведении), предложил его в сентябре 1914г. русской закупочной комиссии полковника Секретева. После кратких переговоров 2 октября 1914 года между русскими представителями и фирмой Джаррота был подписан договор, и в декабре 1914 года бронемашина «Изотта-Фраскини» прибыла в Россию. Признанный непригодным для использования на фронте в «своем настоящем виде», броневик передали штабс-капитану Мгеброву для переделки. Машина получила трехместную башню оригинальной конструкции, в проекте активно использовалось расположение бронелистов под рациональными углами наклона. БА «Мгебров-Изотта-Фраскини» был окончен на Ижорском заводе 10 мая 1916г. (Рис.21)
Рис.21 – Бронеавтомобиль Мгебров-Изотта-Фраскини, июнь 1916г.
Испытание броневика прошло 4 июня 1916 года и показало хорошие результаты: «Боевая нагрузка машины - 44 пуда, в том числе 4 человека команды. Общий вес без боевой нагрузки 274 пуда 32 фунта (5088 кг), нагрузка на переднюю ось 169 пудов 36 фунтов, на заднюю ось 169 пудов 36 фунтов. Общая протяженность пробега составляла около 120 верст. Состояние дороги очень хорошее, автомобиль развивал скорость до 60 верст в час, средняя скорость 35 верст в час. Кипение воды в радиаторе не наблюдалось, подъемы и спуски бронеавтомобиль брал вполне удовлетворительно. На больших ухабах дороги наблюдались удары сплошных шин задних колес о кожух, предохраняющий от попадания грязи внутрь броневого кузова… При испытании пулеметов стрельбой исследовались максимальные и минимальные радиусы обстрела, которые составляют 2200 и 20 шагов (- 1540 и 14 метров соответственно)».
Броневик, получивший название «Череп» (Рис.22), принимал участие в боевых действиях Первой мировой войны и Гражданской войны в России.
Рис.22 - Бронеавтомобиль «Череп» на шасси «Изотта-Фраскини», весна 1919г.
Летом 1919 года при отступлении красных со станции Шипово бронеавтомобиль был взорван.
В годы Первой мировой войны итальянская армия получила сразу несколько БА «Лянча-Ансальдо» образца 1915г., «Бианчи» образца 1916г. (Рис.23), “Fiat Terni” (Рис.24).
Рис.23 – БА «Бианчи».
Рис.24 – БА “Fiat Terni”.
Из этих машин самой значимой оказалась «Лянча-Ансальдо». Первая машина фирмы «Лянча» (модель Lancia IZ 25), применявшаяся в боевых действиях, не имела бронирования и представляла собой небольшой грузовой автомобиль, в кузове которого была смонтирована пожарная лестница, использовавшаяся в поднятом положении в качестве наблюдательного пункта и для корректировки артиллерийской стрельбы. Поскольку данные функции имели непосредственное отношение к боевым действиям, в 1915 году машину обшили бронированными листами. Фирма «Ансальдо» из Турина разработала на базе этой машины БА. Машина была выполнена по традиционной схеме с передним расположением мотора, имела задние сдвоенные пневматические колеса, броню из хромоникелевой стали. Первый вариант данного БА IZ (обр. 1915г.) имел двухъярусное расположение пулеметного вооружения в двух башнях, расположенных одна над другой (Рис.25)
Рис.25 – Бронеавтомобиль IZ фирмы «Лянча», 1915г.
При этом в нижней, широкой, башне устанавливалось два пулемета, в верхней, с независимым вращением - один. При такой компоновке машины экипаж составлял 6 чел.: командир, водитель, механик и три стрелка (Рис.26).
Рис.26 - Бронеавтомобиль Ansaldo или Lancia IZ и его экипаж.
Машина имела габариты по длине - 5,40 м, по ширине - 1,824 м, по высоте - 2,40 м; при этом масса составляла 3,8 т. Броневик оснащался бензиновым двигателем мощностью 26/30 кВт {35/ 40 л.с.).
Первая серия Ansaldo IZ – 10 или 12 шт. – была выпущена в 1916г. Скоро стало понятно, что двухъярусное расположение башен – неудачное решение. На модели 1917г., которая получила обозначение IZM, от верхней башенки отказались. Ближе к кормовой части в кузове устанавливалась низкопрофильная бронированная башня с двумя пулеметами, а третий пулемет располагался в задней стенке корпуса (Рис.27).
Рис.27 - Бронеавтомобиль Ansaldo IZМ, 1918г.
Особенностью конструкции бронеавтомобиля IZМ стали характерные дуги, установленные по бортам и протянувшиеся от верхней части кабины до передней нижней части брызговиков передних колес (Рис.28).
Рис.28 – Боковые дуги на бронеавтомобиле Ansaldo IZМ.
Эти заостренные спереди дуги предназначались для преодоления препятствий из колючей проволоки. На некоторых моделях такие дуги устанавливались не только спереди, но и сзади. Толщина лобовой брони на некоторых машинах была доведена до 18-мм, имелась частичная бронезащита колес.
В войне с Австро-Венгрией итальянские войска редко использовали бронеавтомобили для выполнения боевых задач, поскольку бои шли в основном в недоступных для автотранспорта горах. Лишь в 1917 году на фронте с австро-германскими войсками подразделение в составе 12 бронеавтомобилей IZ выполняло патрульные задачи, но впоследствии эти машины были переброшены в Северную Африку, где поступили на вооружение полицейских формирований. Всего в 1918 году было выпущено около 110 бронеавтомобилей IZМ, часть из них после войны была передана вооруженным силам Албании, где они составили основу формируемой армии.
После WWI БА IZМ воевали в Эфиопии и Испании, применялись во Второй мировой войне в Северной Африке и на Сицилии. (Рис.29)
Рис.29 - Итальянский бронеавтомобиль Лянча-Ансальдо IZM в Северной Африке.
* К вопросу о проходимости артиллерии.
После ливийской компании 1912г. итальянцы задумались о необходимости создания комплекса, который позволял бы транспортировать орудия калибром более 200 мм. Для передвижения, в том числе, по труднопроходимой местности, артсистем меньшей мощности, например, 149-мм орудия, итальянцы снабжали лафеты колесами «pedrial» (Рис.30).
Рис.30 – Итальянское 149-мм орудие.
Инженер Де Стефано развил тему. Он предложил оригинальную конструкцию лафета под орудие массой 30т, который можно было бы перемещать, для чего колеса лафета также имели башмаки «pedrial». (Рис.31)
Рис.31 - 305-мм гаубица 305/17 G на на лафете De Stefano, влекомая трактором.
Лафет представлял собой большую клепанную коробку, которая собиралась из двух боковин, соединенных между собой балками и продольными металлическими пластинами. (Рис.32)
Рис.32 - 305-мм гаубица 305/17 G на лафете De Stefano.
Передняя часть боковых панелей, где устанавливалась гаубица и передние колеса, была очень массивной. Задняя же часть была облегченной и выполнялась в виде перевернутой буквы «Г». (Рис.33)
Рис.33 – Лафет De Stefano в повороте.
Принцип работы комплекса выглядел следующим образом. Гаубица буксировалась тягачом к подготовленной позиции. Прибыв на место, конструкция устанавливалась на рельсы (Рис.34).
Рис.34 – Лафет De Stefano на рельсах («башмаки» с колес сняты).
При выстреле орудие передавало лафету энергию, при этом лафет откатывался назад-вверх, а затем возвращался на место. Фактически орудие могло стрелять только в ту сторону, куда были проложены рельсы без возможности наведения по горизонтали. (Рис.35)
Рис.35 – 305 мм гаубица на позиции.
В боевых условиях доставка таких орудий на фронт стало настоящим мучением. По правилам, во время транспортировки следовало снимать орудие с лафета (Рис.36), но из-за трудоемкости операции на деле этого не выполняли.
Рис.36 – Демонтаж орудия с лафета.
В результате, при транспортировке по причине высокого центра тяжести конструкции возникала опасность опрокидывания лафета с орудием. На разборку-сборку и подготовку позиции тратился целый день.
В 1917-1918гг. гаубицы этого типа обстреливали германо-австрийские позиции в горах, но считают, что без особого успеха. (Рис.37)
Рис.37 – Двухорудийная батарея 305 мм гаубиц на позиции.
* Колесный танк Pavesi Autocarro Tagliafili.
20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Подписанты взяли обязательства не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне. Договор возобновлялся в 1887 и 1891 годах (при этом вносились дополнения и уточнения) и автоматически продлевался в 1902 и 1912 годах. Однако в разразившемся в 1914г. конфликте Италия не проявила союзнической солидарности с Германией и Австро-Венгрией. Более того, королевское правительство вступило в сношение с Антантой. 26 апреля 1915г. в Лондоне было подписано секретное соглашение о вступлении Италии в войну на стороне Антанты. Италии были обещаны район Трентино вплоть до перевала Бреннер, Триест и п-ов Истрия, а также часть Далмации, включая города Задар и Шибеник с близлежащими островами, предусматривалось, что Италия примет участие в разделе германских колоний. В результате, Италия расторгла соглашение о Тройственном союзе и 24 (или 23) мая 1915г. объявила войну Австро-Венгрии. Уже на следующий день после вступления в войну итальянские войска развернули наступление в долине реки Изонцо. Главный удар итальянцев пришелся в направлении Триеста.
После первоначальных местных успехов, наступила заминка. Хотя итальянцы имели численный перевес над противником, их армия не обладала достаточной выучкой и опытом проведения масштабных операций, к тому же сказывалось почти полное отсутствие тяжелой артиллерии (вскоре британцы были вынуждены поставить итальянской армии 100 тяжелых орудий). Следует также учитывать, что местность, в которой шли бои, была удобной для обороны. Итальянской армии пришлось наступать по узкому фронту между горами и морем. Окопавшихся австрийцев приходилось выбивать фронтальными атаками. Длинное и густонаселенное итальянское побережье было открыто для атак австрийских частей, действующих с укрепленных баз Пола в Истрии и Дураццо в Албании. В то же время австрийские прибрежные районы в Далмации, Сербии и Албании были менее уязвимы. На альпийском фланге итальянская армия попыталась использовать традиционные методы ведения осадных боевых действий, при этом горные склоны рассматривались как крепостные укрепления. Войска перевозились и снабжались с помощью системы фуникулеров и канатных дорог. В толще скальных пород были выдолблены искусственные пещеры-укрепления. Вскоре стало ясно, что боевые действия приняли позиционный характер.
В такой обстановке итальянцы задумались о вездеходных вооруженных бронированных машинах.
В 1915 году фирма Pavesi-Tolotti взялась за проектирование вездеходной бронированной вооруженной машины на колесном ходу. В некоторых источниках уточняют, что инициатором разработки такого аппарата мог выступить капитан от артиллерии Луиджи Гуссалли (Luigi Gussalli) – в отечественных источниках его можно узнать под именем Луиджи Кассали.
Инженер Уго Павези (Ugo Pavesi) был создателем первых в мире военных автомобилей высокой проходимости с шарнирно-сочлененной рамой - т.е. передняя и задняя оси могли поворачиваться относительно друг друга в горизонтальной плоскости. Первоначально предприятие Ugo Pavesi (или Pavesi и Tolotti), основанное в Милане около 1913г., ориентировалось на выпуск сельскохозяйственных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, развивавших скорость 10 км/ч. (Рис.38)
Рис.38 – Колесный трактор с шарнирно-сочлененной рамой Pavesi (или “Pavesi-Tolotti”) тип А, выпускалось с 1913г.
Эти трактора были машинами классической компоновки на металлических колесах, оснащенные 56-сильным бензиновым мотором, 2- или 3-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом. Уникальность конструкции заключалась в раме, имевшей две части, которые сочленялись посредством шарнира, и в механическом поворотном устройстве с приводом от обычного рулевого колеса. Шарнирно-сочлененная конструкция обуславливала хорошую проходимость, так как колеса не вывешивались, а всегда находились на грунте. Кроме того, трактор был полно приводным. Агрессивный вид машине предавали большие колеса диаметром 1300 миллиметров, которые состояли из большого количества спиц, что, в свою очередь, должно было снижать не подрессоренную массу, а это облегчало управление в трудных условиях. К другим особенностям конструкции следует отнести неразрезные мосты, качавшиеся вокруг центрального шарнира; жесткий продольный приводной вал, игравший роль дополнительной тяги, связывавшей оба моста; индивидуальные шестеренчатые приводы всех колес большого диаметра, выполненные из прочной стали и снабженные откидными боковыми грунтозацепами. Все это обеспечивало высокую проходимость, но делало машину слишком сложной и неповоротливой.
В 1914г. машина, вроде бы, тестировалась военными (возможно, не только итальянскими, но и французскими) под нужды артиллерийского тягача, но тема в то время не была востребована.
В 1915г. родилась идея построить боевую бронированную машину, оттолкнувшись от конструкции трактора Pavesi. Идея заключалась в том, чтобы на тракторное шасси установить коробчатый бронекорпус, в носовой части которого устанавливалось две цилиндрические надстройки с башнями кругового вращения. В башнях устанавливались двухствольные пулеметы Villar-Perosa M1915 (по другим данным это были FIAT-Revelli M1914) и ещё один пулемет размещался в кормовой части корпуса. (Рис.39)
Рис.39 – Проект колесной бронемашины Pavesi, 1915г.
Бронирование находилось в пределах 3,5-4 мм, что для насыщенного ружейно-пулеметного огня было явно мало. Основным назначением этой бронемашины мыслилось преодоление проволочных заграждений, для чего в передней части корпуса крепилось два устройства для разрезания колючей проволоки.
Конструкция ходовой части претерпела существенные изменения по сравнению с исходным вариантом - трактором. Машина стала трехосной, причем две оси с широкими колесами располагались спереди и одна, с узкими колесами, сзади. Две передних оси связывались общей подвеской с пластинчатыми рессорами. То есть, тракторное шасси было развернуто кормой назад и моторный отсек размещался в кормовой части корпуса.
Первый прототип машины, имевшей название Pavesi Autocarro Tagliafili, начали строить в первой половине 1916 года и закончили в следующем году. (Рис.40, Рис.41)
Рис.40 - Pavesi Autocarro Tagliafili в 1916г.
На нижнем фото отлично виден резак проволоки.
Рис.41 - Pavesi Autocarro Tagliafili, 1917г.
Фото см. Ceva Lucio, Curami Andrea. «La meccanizzazione dell'esercito italiano dalle origini al 1943». Tomo 2. Documentazione, Roma, 1994.
На испытания машина поступила в мае 1917 года. (Рис.42)
Рис.42 – Танк Pavesi на испытаниях.
При тестировании машина продемонстрировала не лучшие результаты. При передвижении по ровной поверхности машина развивала скорость до 6 км/ч (3-5км/ч), но общие ходовые качества были скромными. На пересеченной местности «танк» мог передвигаться только прямо. (Рис.43)
Рис.43 - Танк Pavesi на дороге.
Инженеры пересмотрели конструкцию машины в сторону упрощения. Новый вариант имел стандартное двухосное шасси и измененный корпус. Рубка в передней части была сохранена, но вместо двух закрытых пулеметных башен с правого борта устанавливалась одна «барбетного» типа с лобовым бронещитом – т.е. башня не имела полной броневой защиты. Вооружение сократили до одного пулемета. (Рис.44)
Рис.44 – Машина Pavesi обр. 1917г.
В обновленном виде машину Pavesi уже невозможно причислить к танкам - это бронемашина инженерного назначения. Ее испытания провели в 1917 году (Рис.45), но был сделан вывод, что база колесного трактора не подходит для создания инженерных машин подобного назначения.
Рис.45 – Колесная инженерная машина Pavesi на испытаниях, 1917г.
В результате, проект был закрыт, а оба опытных образца разобрали.
Павези доработал свой трактор (Рис.46), и в 1916г. он позиционировался как артиллерийский тягач.
Рис.46 – “Pavesi –Tolotti” тип В, 1916г.
Есть сведения, что в 1916г. капитан Luigi Gussalli предложил еще один необычный проект бронированной машины. (Рис.47)
Рис.47 – Gussalli,
бронированная боевая машина.
Конструкция этой машины основывалась на шагающем движителе оригинальной разработки, использовавшем две пары синхронно перемещающихся лыж. (Рис.48)
Рис.48 – Проект шагающего движителя Luigi Gussalli.
Корпус условно делился на две части – в нижней располагалась силовая установка, передававшая мощность на движитель, а сверху должна была устанавливаться надстройка с вооружением (вероятно, речь шла о пулемете), таким образом, сей аппарат придется отнести к категории «танки».
Проект не вышел из стадии предварительных чертежей и масштабной модели, ввиду технической сложности.
* FIAT 2000.
Постепенно в среде военных специалистов стало преобладать мнение, что вездеходная бронированная машина должна быть гусеничной и полностью бронированной, способной поддержать пехоту в атаке и провести «зачистку» траншей противника. Соответственно, требовалось обеспечить защиту танка от огня полевой артиллерии и оснастить его вооружением с максимально возможными секторами обстрела. Таким образом, Италии нужен был танк, способный преодолевать значительные препятствия и оснащенный пушечно-пулеметным вооружением.
В начале 1916 года итальянские конструкторы из фирмы FIAT, не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания, приступили к разработке тяжелого гусеничного шасси.
В сентябре 1916г. мир узнал об английских танках, а в апреле 1917г. о французских танках штурмовой артиллерии. Первым итальянским офицером, которому было поручено изучить потребность национальной армии в новом виде оружия, стал артиллерист, капитан Алфредо Бенницелли. Именно его военный министр Цуппели отправил в командировку для ознакомления с техникой, используемой британцами и французами. Бинницелли, который сегодня считается «отцом» итальянских танковых войск сделал выбор в пользу французских танков. Это было связано с тем, что в отличие от англичан, они дали итальянцу возможность ознакомиться с работой заводов, где выпускались танки.
Летом или осенью 1917г. итальянцы заполучили от французов 1 танк «Шнейдер».
Тем временем, первый опытный образец шасси FIAT (Рис.49) был предъявлен на испытания 21-го июня 1917 года.
Рис.49 – Опытное шасси FIAT, 1917г.
Для обеспечения максимально возможной проходимости по пересеченной местности в обоих направлениях (вперед-назад) была разработана абсолютно симметричная ходовая часть, занимавшая примерно 50% от общей высоты танка. Применительно на один борт она состояла из следующих компонентов:
- четыре двухктаковые тележки с подвеской на полуэллиптических рессорах;
- два натяжных ролика (спереди и сзади) на пружинных рессорах;
- переднее ведущее колесо;
- заднее направляющее колесо;
- желоб для поддержки верхней ветви гусеницы;
- крупнозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 450 мм, каждый трак оснащался подушкой с развитым грунтозацепом и рельсом, по которым катились катки с ребордами.
На опытном образце устанавливался макет части корпуса из обычной стали, прикрывавший ходовую часть. Открытый сверху корпус прикрывался только брезентом, натянутым на деревянных стойках по бортам. Компоновка была близкой к «классической»: спереди – отделение управления, в средней части – «боевой отсек», а на корме устанавливался бензиновый двигатель и трансмиссия. Привод на ведущие колёса обеспечивался цепями Галля.
Опытный образец шасси проходил усиленные испытания на полигоне под Турином в течение второй половины 1917 года.
Почти параллельно итальянцы провели тщательное тестирование и французского танка Schneider CA1. На испытаниях, проведенных на гористой местности, французская машина оставила не лучшее впечатление, странноватой казалась и общая компоновка танка, особенно размещение артиллерийского вооружения. Впрочем, армейское командование посчитало их вполне удовлетворительными и решилось на приобретении партии СА1. Возможно, на решение влияла отчаянная обстановка на фронте - 24 октября 1917г. в битве при Капоретто итальянская армия потерпела сокрушительное поражение, что заставило ее отступить по всему фронту до р. Пьяве, на таком фоне даже пал кабинет министров Италии. Заказали 20 штук. Между тем, французская сторона всячески затягивала переговоры, делая акцент на первоочередные нужды для собственной армии, в результате чего второй образец СА1 прибыл в Италию только в мае 1918г. По причине уклончивости французов и технических недостатков конструкции «Шнейдер», итальянцы взяли курс на строительство собственного тяжелого танка на шасси FIAT. В феврале 1918 года фирма FIAT получила формальный заказ от верховного командования на разработку тяжелого танка. К этому времени танк получил официальное обозначение FIAT 2000, к которому в ряде источников добавляется название Carro Pesante, что можно перевести как «тяжелый танк».
Вероятно, при проектировании своего танка итальянцы учли негативный опыт французской машины. В конструкцию прототипа внесли несколько изменений, а также установили имитацию верхней части корпуса и приземистой башни конической формы, выполненные из фанеры. Предварительно был утвержден вариант с установкой трех пулеметов в лобовом листе корпуса и четырех пулеметов по бортам. (Рис.50)
Рис.50 – Первый вариант танка FIAT - Carro Pesante FIAT mod.17, 1917г.
Прототип был готов в конце февраля – начале марта 1918г. Впрочем, вооружение на прототипе так и не было установлено (Рис.51).
Рис.51 – Carro Pesante FIAT mod.17, весна 1918г.
Нетрадиционной получилась компоновка танка. Корпус был поделен на два этажа. Моторно-трансмиссионное отделение и баки с горючим занимали пространство между днищем корпуса и полом обитаемого отделения по всей длине. Верхнюю часть занимало обитаемое боевое отделение. В целом, выбранный итальянскими инженерами курс получил полное подтверждение – опытный образец обладал неплохими динамическими качествами (сравнительно с англо-французскими танками), а также показал хорошую проходимость по бездорожью и горной местности. (Рис.52)
Рис.52 – Прототип танка FIAT mod.17 на испытаниях, 1918г.
Первоначально планировалось выпустить сотни тяжелых танков. Но их серийное строительство оказалось делом нешуточным, к тому же внимание военных привлекли легкие французские танки, и в последние месяцы войны заказ существенно сократили. В конечном итоге с фирмой FIAT был заключен контракт на постройку 4 серийных тяжелых танков, два из которых успели сдать к ноябрю 1918 года. Остальные два танка были выпущены в начале 1919 года.
Серийные машины (Рис.53) имели массу в 42 т при длине 7,4 м, ширине 3,1 м, высоте 3,8 м. Высота клиренса составляла 540 мм.
Рис.53 – Схема окончательного варианта танка FIAT 2000, 1918г.
В основе конструкции корпуса лежал стальной каркас, на котором при помощи болтов, заклёпок и уголков, крепились листы катаной броневой стали. Вертикальные бронелисты (лоб, корма, борт) имели толщину 20 мм, горизонтальные (крыша, днище) – по 15 мм. Имелся наклон лобового, бортовых и кормового листов корпуса, ходовая часть прикрывалась большими экранами, что неплохо защищало экипаж и силовую установку. Для посадки и высадки служила дверь в левом борту.
В корпусе монтировались семь 6,5-мм пулеметов FIAT-Revelli mod.1914. с водяным охлаждением. Пулеметы имели оптические прицелы. Чтобы улучшить сектора обстрела расположение их изменили. Теперь они располагались следующим образом: по два с каждого борта, два по углам передней части, два по углам задней части корпуса и один в кормовом бронелисте. Вертлюжная установка пулемета крепилась на кронштейне к стенке корпуса и включала качающийся цилиндрический щиток и поворотный щиток в форме половины усеченного конуса, допускала угол горизонтального наведения 100-110°, так что в сумме пулеметы давали почти круговой обстрел. Автоматика пулеметов действовала за счет отдачи ствола с коротким ходом, питание производилось от коробчатого магазина на 50 патронов, снаряжавшегося из винтовочных обойм. Боевая скорострельность пулеметов составляла 400 выстрелов в минуту.
Кроме того, были сохранены бортовые амбразуры уменьшенного размера для стрельбы из личного оружия (по три с каждого борта и два в кормовом бронелисте), оснащенные бронированными заслонками.
На крыше корпуса устанавливалась полусферическая башня, в лобовой части которой монтировалось 65-мм горное орудие с длиной ствола 17 калибров (Cannone 65/17 modele 1913). (Рис.54)
Рис.54 – Вид анфас и профиль FIAT 2000.
Наведение орудия и вращение башни было ручным. Наличие телескопического прицела и возможность вертикального наведения в пределах от -10° до +75°. Большие углы наведения по вертикали были весьма полезны, поскольку размещение башни оставляло вокруг танка большую мертвую зону, и огонь из пушки приходилось вести в основном навесной, что делало FIAT 2000 опасным противником для укрывшейся в траншеях пехоты. Амбразура башни перекрывалась изнутри связанным с пушкой вертикальным щитком. Стрельба велась фугасными снарядами массой 4,3 кг, которые имели начальную скорость 345 м/с и максимальную дальность стрельбы 6800 метров.
Экипаж из 10 человек размещался в двухъярусном обитаемом отделении. (Рис.55)
Рис.55 – Внутренняя компоновка FIAT 2000.
Водитель (он же командир машины) размещался по оси машины в выступающей передней рубке со специфическим выгнутым лобовым бронелистом, для наблюдения на марше он пользовался окном в этом листе, закрывавшимся глухой бронекрышкой, в бою - перископическим прибором. Водитель управлял танком при помощи рулевой колонки, которая была связана через специальное сцепление с тормозными барабанами. В центре боевого отделения во вращающейся башне стоя располагался наводчик, рядом заряжающий; по периметру корпуса - пулеметчики.
Танк получил неплохую обзорность. Для наблюдения за местностью на марше использовались люки по бортам рубки и в её лобовой части, которые прикрывались бронированными крышками с наблюдательными щелями. В боевых условиях наблюдение велось с помощью перископического прибора.
В кормовой части корпуса, под ступенчатым полом, устанавливался авиационный 6-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT A-12 мощностью 240 л.с. при 1400 об/мин, который оснащался карбюратором Solex M.O.V.T. и жидкостной системой охлаждения заполняемой водой. Сверху двигатель защищался металлическими пластинами, а за ним находились радиатор и вентилятор. Радиатор обдувался вентилятором, засасывающим воздух через бронированные жалюзи, установленные в заднем бронелисте. Два глушителя выводились по бортам корпуса. Трансмиссия включала главный фрикцион (сцепление) и коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми фрикционами, служащими механизмом поворота. Топливный бак ёмкостью на 600 (по другим данным – 1000) литров бензина находился в средней части корпуса. Машина развивала скорость по шоссе 7,5 км/ч (среднетехническая скорость 6 км/ч). Запас хода 75 км.
Ходовая часть танка имела упругую подвеску и не отличалась от прототипа образца 1917 года: на борт восемь сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на полуэллиптических рессорах; спереди и сзади имелись натяжные ролики («упорные катки»). Ведущие колеса располагались впереди и приводились цепями Галя. Выступавшие впереди цепи были весьма уязвимы. Дополнительная бронезащита ведущих и направляющих катков так и не прижилась, поскольку пространство между ними часто забивалось грязью. Следует также отметить, что при длине опорной поверхности гусеничных цепей 2150 мм и ширине траков 450 мм удалось обеспечить приемлемое давление на грунт при лучшей защищенности шасси.
На испытаниях первый серийный FIAT 2000 показал чуть худшие показатели, чем прототип, но даже в этом случае боевые возможности собственного танка (Рис.56) итальянцы оценивали намного выше, чем у танков французского производства.
Рис.56 – Тяжелый танк FIAT 2000.
Например, при полной боевой масса 42 тонны и максимальной длине 7,4 метра танк мог преодолевать ров шириной 3,5 метра, стенку высотой 0,9-1,1 метра и брод глубиной до 1 метра при наличии относительно твердого и пологого дна. Также в процессе публичных демонстраций, FIAT 2000 мог проломить кирпичную стену толщиной 3,5 метра и шириной 60 см, а также свалить дерево с диаметром ствола порядка 50 см. (Рис.57)
Рис.57 – Демонстрация возможностей FIAT 2000.
В боевых действиях WWI танки FIAT 2000 участия принять не успели, но казались весьма совершенными тяжелыми машинами. Машина имела лучшую по сравнению с французскими танками штурмовой артиллерии проходимость и маневренность, мощный 240-сильный авиационный двигатель, превосходила все танки союзников по толщине брони. Защищенность ее улучшалась также за счет броневых фальшбортов гусениц и наклонной бронировки боевого отделения. Танк отличался сильным вооружением. 7 пулеметов, расположенных по периметру вагонообразного корпуса и 65-мм горная пушка в полусферической башне создавали сплошную зону огня, в то время как другие тяжелые машины похвастаться этим либо не могли, либо их огонь не достигал такой интенсивности. Выгодно, по сравнению с жесткой тракторной подвеской на английских ромбах, смотрелась упругая подвеска итальянца. Двигатель и баки с горючим находились под полом между гусениц, что повышало защищенность моторно-трансмиссионной установки, хотя вследствие этого высота танка и превышала 3,8 м. Для командира (он же водитель танка) имелся перископ для наблюдения, что отличало «Фиат-2000» в лучшую сторону от других танков своего времени, имевших примитивные смотровые щели.
Восторженные отзывы несколько утихли после поступления информации, полученной в ходе эксплуатации танков. Наибольшие нарекания вызывала ходовая часть – небольшой динамический ход катков делал тряску машины весьма ощутимой, а устранить эту недоработку без коренных изменений в конструкции ходовой части было невозможно.
Скоростные качества FIAT 2000 также оказались далеки от идеальных. По дорогам с твердым покрытием танк не смог развить скорость более 7,5 км/ч, а среднетехническая скорость не превышала 6 км/ч. Эксплуатационные качества двигателя также оказалась весьма низкими. При работе более 4-5 часов система охлаждения не справлялась с нагрузкой, что вызывало сильный перегрев силовой установки и повышение температуры в боевом отделении. Однако поистине непомерным оказался расход топлива – огромный 800-литровый топливный бак опустошался уже через 75 км пути.
Оказалось также, что высота и ширина танка не являются оптимальными. Центровка получилась слишком высокой, и использовать FIAT 2000 на пересеченной гористой местности было небезопасно. (Рис.58)
Рис.58 – Наглядные габариты танка FIAT 2000.
Ещё одним неприятным сюрпризом стало наличие только одной двери, предназначенной для высадки и посадки экипажа в танк. При условии отсутствия каких-либо люков в корпусе эвакуация танкистов даже в случае пожара (а такая опасность присутствовала на всём периоде эксплуатации танка) было очень затруднительным делом.
В процессе учений работа экипажа осложнялась не только высокой температурой, но и скоплением пороховых газов после выстрелов из пушки и пулеметов. Поскольку вентиляция осуществлялась единственным вентилятором, выполнить полное проветривание можно было лишь после остановки танка и открытия всех люков и двери – в боевых условиях это привело бы к фатальным последствиям.
Также инженеры не позаботились об обеспечении танка средствами связи. Внутри боевого отделения танкисты могли обмениваться только жестами, а в бою ведомые танки должны были ориентироваться на маневры ведущего или вообще действовать самостоятельно.
Помимо прочего, масса претензий была предъявлена к вооружению. Рабочие места для обслуживания пулеметов были признаны неудачными. Из всех 10 членов экипажа более-менее удобное рабочее место имел водитель Кормовым пулеметчикам приходилось вести стрельбу в буквальном смысле с колена, что на ходу отрицательно сказывалось на точности.
Конструкция башни также подверглась критике – сектора обстрела по горизонту сокращались массивной крышей корпуса, большая высота полусферы оказалась избыточной, а управление башней было затруднено.
⃰ Проекты от фирмы Ansaldo.
В 1916-1917гг. в военное ведомство поступило несколько проектов от инженеров фирмы Ansaldo. Компания Ansaldo на тот момент занимала в Италии лидирующие позиции в поставках военной техники и амуниции. Руководство фирмы (владелец - Пио Перроне) было не против их реализации, при наличии соответствующего заказа и финансирования.
Создателем двух, вроде бы, осуществимых проектов, объединенных моногусеничной ходовой частью, называется инженер Туринелли.
Первый проект нынче обозначается Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I). (Рис.59)
Рис.59 - Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I), 1916г.
Корпус танка в продольном разрезе был почти полукруглым, что в сочетании с 50-60 мм бронированием позволяло обеспечить высокую живучесть на поле боя. С каждого борта имелись амбразуры для двух пулеметов. Основное вооружение, которое состояло из пушек калибра 37-65 мм, размещалось в двух башнях, установленных в передней и задней части корпуса. Предусматривалось также 4 пулемета. На крыше корпуса, ровно по центру, находилась командирская рубка. Исходя их перечисленных особенностей, экипаж танка Туринелли 1-й модели мог состоять из 10 человек: командир, водитель, четыре пулеметчика и четыре артиллериста.
Моногусеничная ходовая выглядела следующим образом: две гусеничные тележки по каждому борту с двумя большими опорными катками и гусеничной цепью шириной порядка 800-900 мм. Для улучшения преодоления вертикальных преград перед каждой секцией устанавливался металлический барабан. Мощность на гусеничные секции передавалась от двух бензиновых двигателей (каждый по 200 л.с.) через электрическую трансмиссию. Вместе с предварительными чертежами, выполненными в масштабе 1:20, Туринелли представил схемы возможного преодоления различных препятствий, на которых очень наглядно показывались преимущества многогусеничной ходовой части собственной разработки. (Рис.60)
Рис.60 – Схема преодоления моногусеничной машиной препятствий.
Автор оценивал
массу своего изделия в 20 тонн при габаритах по длине – 8000 мм (полная), 7020
мм (по корпусу); по ширине – 4650 мм (полная)
4150 мм (по корпусу); по высоте – 3080 мм; клиренс – 220 мм. Однако многие
специалисты и, видимо, итальянские военные, считали, что масса в 40 тонн не
являлась пределом для такой машины.
Современные исследователи полагают, что в тактическом смысле машина Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) приближалась к идее «подвижного форта».
В 1917 году Туринелли представил второй проект многогусеничного танка, который сейчас известен как Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II). (Рис.61)
Рис.61 - Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II), 1917г.
Масса – 20 т. Длина – 6600 мм, ширина – 3150 мм, высота – 2500 мм. Бронирование: лоб корпуса – 50 мм. Вооружение – одна пушка 75-76 мм. Экипаж мог составлять 4 человека.
Общая компоновка второго проекта Туринелли соответствовала классической. В передней части находилась массивная рубка с наклонным лобовым бронелистом и вертикальными бортами, где отделение управления и боевой отсек были совмещены. В задней части находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался бензиновый двигатель (по другим сведениям, два карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения, по 200 л.с. каждый) и трансмиссия электрического типа, работавшая от генератора Soller-Mangiapan.
Гусеничные секции имели абсолютно новую конструкцию. (Рис.62)
Рис.62 – Элементы конструкции моногусеничной ходовой Турнелли.
Появились ведущие и направляющие колеса, поднятые над поверхностью, а также опорные катки в количестве 7 штук (5 основных небольшого диаметра и два концевых увеличенного диаметра). Ширина траков гусеничной ленты стала заметно меньше и оценивалась примерно в 250 мм. В передней и задней части корпуса, ровно по продольной оси, устанавливалось по одному металлическому барабану, предназначавшихся для улучшения преодоления вертикальных препятствий.
Некоторые считают, что по концепции новый танк больше напоминал САУ.
Несмотря на то, что проект Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli второго варианта получился более совершенным, от его реализации также отказались.
В январе 1917 года на рассмотрение владельцу фирмы Ansaldo Пио Перроне попал проект майора Магрини. Из источников можно понять, что означенный Магрини приступил к проектированию своего типа танка еще в 1915г. и в 1916г. проект был готов.
В основу танка была положена идея «подвижного форта» ("fortino mobile"). (Рис.63)
Рис.63 - Fortino Mobile Tipo Pesante.
Магрини подошел к проектированию танка довольно творчески, решив оснастить его восемью гусеничными секциями (по четыре с каждого борта). Столь необычное техническое решение было обусловлено желанием обеспечить максимально высокую проходимость по труднодоступной местности. В связи с этим, четыре гусеничные секции были опорными, а другие четыре располагались под наклоном попарно спереди и сзади.
Чтобы обеспечить надлежащую мощность и управляемость столь сложной машиной Магрини решил использовать четыре силовые установки с двигателями внутреннего сгорания (карбюраторные, рядные, жидкостного охлаждения, по 200 л.с. каждый), вырабатывавшими электричество для трансмиссии. Вооружение танка состояло из двух пушек калибра 75-76 мм, установленных в башнях корабельного типа в передней и задней частях корпуса.
Масса машины оценивается в 70 т, экипаж в 20 чел., но, вероятно, экипаж не мог быть более 10 человек.
Руководство фирмы Ansaldo одобрило проект, передав его, в свою очередь, в руки военных чиновников. Рассмотрение проекта представителями Direzione Generale del Genio состоялось 26-го января 1917 года, причем его сравнивали со схожим проектом инженера Туринелли. Однако ни один из проектов в металле построен не был – в то время итальянские военные интересовались больше французскими танками Schneider.
Похоже, что невнимание военных не остановило Магрини. Как пишут: «предположительно, в 1918г.» автор создал проект еще одного восьмигусеничного танка, на этот раз сверхтяжелого - Ansaldo Torpedino (- название, скорее, литературное, чем историческое). Сообщают, что внешне танк-форт Ansaldo Torpedino должен был напоминать корабль-броненосец с достаточно мощным артиллерийским вооружением. В частности, предлагался корпус большого удлинения с клиновидной носовой и кормовой частью. С помощью большого удлинения планировалось улучшить проходимость при движении по пересеченной местности. Благодаря нескольким гусеничным тележкам, большой длине корпуса и изогнутому днищу носа можно было пересекать рвы шириной до 5 м. Также планировалось подниматься на пологие склоны, небольшие стенки и т.д. При габаритах: длина – 20000 мм, ширина – 4000 мм, высота – 4500 мм, масса машины ожидалась в 100000 кг. Вооружение – 6 пушек разного калибра и не менее 4-х пулеметов (из них не мене 2-х зенитных). Возможный экипаж – 25-30 чел. Под это описание в источниках подкладывается изображение некой боевой машины типа танк по внешнему виду и компоновке похожего на корабль. В носовой и кормовой частях прорисовано по три орудийные установки, несколько различающихся по конструкции. Как пишут, носовая установка имеет одно орудие крупного калибра в центральной части и два орудия калибром поменьше в бортовых спонсонах. В кормовой части центральное орудие было мелкокалиберным, а два бортовых – крупнокалиберными. Ближе к корме по бортам указаны амбразуры для орудий небольшого калибра или для пулеметов. На крыше корпуса три наблюдательных купола. Ходовая часть имела восемь гусеничных секций: шесть опорных и две вспомогательные в передней части. Интересной особенностью было использование восьми «ног»/домкратов, на которых танк мог приподниматься над поверхностью и превращаться в неподвижную огневую точку. (Рис.64)
Рис.64 – Предлагаемое изображение Ansaldo Torpedino.
Однако! Предлагаемое изображение не имеет отношения к Ansaldo Torpedino – это один из чертежей тяжелого танка, разрабатывавшегося в 1918-1933гг. французским морским офицером Perrinelle-Dumay. В 1933г. этот и другие чертежи своего тяжелого танка Perrinelle-Dumay опубликовал в книге “Les chars de Combat 1933”. Источник информации – Malmassai, P. Un incroyable cuirasse terrestre Francais. Steelmasters magazine no.17. Похоже, что и приведенные выше ТТ данные также взяты из материалов к танку Perrinelle-Dumay, причем, с существенными ошибками – перепутаны местами корма и нос. Таким образом, если проект Ansaldo Torpedino действительно существовал, то выглядел он как-то иначе.
* Курс на легкий танк.
Видимо, осенью 1917г. итальянцы пытались закупить 100 шт. новейших французских легких танков «Рено». В мае 1918г. французы передали итальянским союзникам только 3 единицы «Рено» FT-18. Всего, итальянцы заполучили 2 пушечных (Рис.65) и 2 пулеметных экземпляра Рено, последний, четвертый «Рено» прибыл по окончании WWI.
Рис.65 – Пушечный Renault FT с серийным номером 66947, поставленный в Италию в 1918 году.
По другой версии, был получен только один пушечный танк Renault FT. Пулеметные танки в итальянской армии получили номера А1001, А1002, А1003.
Итальянцы провели серьезные испытания машин и остались вполне довольны. Более того, под впечатлением от новинки они остыли к идее массового строительства тяжелых машин. Италия попыталась разместить во Франции заказ на 1400 (или 1500) легких танков. В ответ французы дипломатично намекнули, что итальянцы и сами в силах развернуть производство танков этого типа. Действительно, итальянцами был выработан вариант сборки танков на итальянских предприятиях фирм FIAT, Ansaldo и Breda. Предварительно планировалось, что темп ежемесячного выпуска составит 200 машин, начиная с 1 мая 1919 года, однако война закончилась намного раньше и заказ существенно урезали. Теперь план производства составлял всего 100 танков, поставки которых должны были начаться с сентября 1919 года. Однако за это время итальянскими инженерами был сделан вывод, что конструкция FT-18 далека от оптимальной. По их мнению, французский танк был тесноватым, имел очень высокую центровку и часто переворачивался при преодолении глубоких траншей и вертикальных стенок. Состав вооружения и скоростные качества FT также требовали улучшения. Так появился план строить собственный вариант легкого танка, программа производства Renault FT в Италии была закрыта.
В конце 1918г. инженер Bennicelli предложил на шасси пушечного танка Рено (№66947) сделать самоходное 105мм орудие. (Рис.66)
Рис.66 – Проект и модель 105-мм САУ на шасси Renault FT.
105-мм короткоствольная гаубица устанавливалась по ходу назад, однако для транспортировки боеприпасов к ней места уже не хватало.
Проект был выполнен на заводе Ansaldo. (Рис.67)
Рис.67 - Renault FT на заводе Ansaldo в ходе переделки из танка в САУ. Параллельно изучалась конструкция машины.
В апреле 1919г. Semovente 105/14 демонстрировалась в присутствии короля на Стадио -ди-Рома. (Рис.68)
Рис.68 – 105-мм САУ на шасси Renault FT, 1919г.
Армия планировала закупить 12 штук таких самоходок, но эти планы не были реализованы.
Пулеметные Renault FT были итальянцами перевооружены - одна машина получила пулемет FIAT-Revelli M1914 (Рис.69), а, видимо, позже на два танка установили авиационные пулеметы SIA Modello 1918 (Рис.70)
Рис.69 - Renault FT с пулеметом FIAT-Revelli M1914.
Рис.70 - Renault FT с пулеметом SIA Modello 1918.
* Представление о войне моторов.
В мае 1918г. итальянский офицер Дж.Дуэ задумал обнародовать свои взгляды о моторизованной войне в форме фантастического романа «Крылатая победа». В книге он «снабдил» Германию двумя тысячами «колоссальных танков Круппа по 4000 т весом, с 6 дизелями по 3000 л.с. (из них 2 запасных), со скоростью 4 км/ч, разбрызгивающих на площади полукруга радиусом в 100 м зажигательную жидкость. (Рис.71)
Рис.71 - Таким представлялся огнеметный танк недалекого будущего.
Экипаж – всего 2 человека. Такие колоссы понадобились Дуэ для того, чтобы подчеркнуть мощь предлагаемой им «межсоюзнической воздушной армии», сокрушающей в романе германскую и австрийскую армии ударами по тыловым коммуникациям.
⃰ Проект инженера Pomilio.
В августе 1918г. инженер Карло Помилио (Carlo Pomilio) представил весьма необычный проект бронированной вооруженной машины. (Рис.72)
Рис.72 – Проект инженера Pomilio, 1918г.
В основу проекта была положена ходовая часть с центральным колесом (барабаном или катком), вокруг которого строился корпус. Силовая установка располагалась внутри корпуса и колеса одновременно. Для улучшения преодоления препятствий спереди и сзади устанавливалось по одному дополнительному барабану. Вооружение предполагалось из 4-х орудий, два из которых располагались в барбетах по бортам корпуса, еще две – одна спереди, другая сзади. Судя по пропорциям орудий к конструкции аппарата – «танк» должен был иметь солидные габариты.
По понятным причинам проект танка Помилио дальше эскизов не пошел.
* Служба первых танков.
Немногочисленный итальянский танковый парк был сведен 1 сентября 1918г. в Специальное подразделение (взвод) штурмовых машин (Sezione SPECIALE carri Armati), которое вскоре переименовали в Специальную передовую часть штурмовых машин (Reparto Speciale di marcia carri d’Assalto) под командованием Мажжиоре Корсале (Maggiore Corsale). Затем, в декабре 1918 года, была создана 1-я независимая батарея штурмовых машин (1° Batteria autonoma carri d'assalto), которая формально находилось в подчинении автомобильного управления генерального штаба и комплектовалось в соответствии с их инструкциями. На самом же деле курировала танки Королевская артиллерия, что более соответствовало итальянской военной доктрине, предусматривавшей использование танков для непосредственного сопровождения пехоты.
В конце 1918г. батарея имела два FIAT 2000, три Renault FT-17 и два СА.1. Штат подразделения состоял из двух офицеров и 17 добровольцев из числа нижних чинов. Все это разделили на два взвода (в каждом по одному тяжелому танку и 1-2 легких «Рено»), средние СА.1 предназначались только для учебных целей. (Рис.73)
Рис.73 – Фиат 2000 в эксплуатации.
Первым местом дислокации был Турин, но в скором времени танки перебросили в Верону (по другим сведениям, напротив, первое место базирования танковой части – Верона, а затем – Турин), где батарею пополнили ещё двумя тяжелыми танками FIAT 2000 и одним FT-17. Затем танкистов перевели в Милан. Французское влияние было не только техническим, даже форма у итальянских танкистов была сшита по французскому образцу – на ее левом рукаве был символ «штурмовой артиллерии» - две скрещенные пушки. Правда, затем итальянцы сменили одну пушку на пулемет. В мае 1919г. в Нептуно открылась танковая школа (Scuola di condotta carri d’assalto), она находилась в подчинении Артиллерийского управления (Direzione Generale di Artiglieria).
В феврале 1919 года один тяжелый танк и три FT-17 (по другим сведениям, только один FT-17) были отправлены в Триполитанию (Ливию), где итальянские войска пытались сломить сопротивление восставших арабских племен. (Рис.74)
Рис.74 - FIAT 2000 в Триполи, 1919г.
Ряд зарубежных источников утверждает, что FIAT 2000 принял участие в нескольких операциях 1919-1920гг., но без уточнения подробностей. Не исключено, что тяжелый танк использовался в качестве средства устрашения, но нельзя исключать факта возможности его применения в качестве самоходного орудия огневой поддержки. Впоследствии этот FIAT 2000 остался в Триполи, войдя в состав «независимой артиллерийской секции», где закончил свою карьеру в 1930-е гг. - был разобран на металл.
Два первых серийных танка FIAT 2000 не покидали пределов Италии, и 1-го (- или 2-го) апреля 1919 года они вместе с пулеметными FT-17 и опытной 105-мм самоходкой, под которую был переделан один из «Рено» (Рис.75), были продемонстрированы на военном параде в Риме (Рис.76).
Рис.75 - Semovente 105/14, апрель 1919г.
Рис.76 – Итальянцы восторженно встречают свое детище.
После этого танки FIAT 2000 интенсивно эксплуатировались ещё пару лет, а затем постепенно, по мере наращивания количества лёгких танков FIAT 3000 (1922-1925гг.), выводились во «вторую линию».
Последний, четвертый FIAT 2000 был отправлен на полигон под Римом, где использовался для различного рода испытаний. В 1932-1933гг. на этом танке в рамках программы модернизации тяжелых машин путем усиления вооружения, вместо носовых пулеметов установили две 37-мм пушки (Cannone da 37/40), что теоретически позволяло использовать «подвижные форты» в качестве противотанковых средств. Однако их большие размеры и общий износ конструкции окончательно убедил военных в бесперспективности проводимых доработок. Окончательно танки FIAT 2000 сняли с вооружения в 1934 году. Две машины FIAT 2000 отправили своим ходом в Форт Трибутино – путешествие выдалось напряженным, поскольку несколько раз возникала угроза возгорания двигателей. Неудивительно, что после прибытия оба танка незамедлительно отправили на слом. Третий FIAT 2000, ранее оснащенный 37-мм пушками, частично разукомплектовали и, оснастив муляжами вооружения, установили в качестве памятника в Болонье, во внутреннем дворе казарм 3-го танкового полка (3° Reggimento carristi). К сожалению, этот музейный экспонат до наших дней не сохранился. Предположительно, танк был уничтожен в ходе боевых действий на территории Италии в 1944 году.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, проекты, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
* Технические концепции и Директории Этапа.
В рассматриваемый Этап в Италии получили развитие следующие технические концепции: Концепция колесного движителя (кт) 1915г., Концепция шагохода (кш)1916г., Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. и Высококолесная концепция (бк) 1903г.
Перечисленные концепции развивались по 6-ти Директориям (Табл.1).
Таблица 1 – Директории Этапа 1915-1919гг.
Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
Концепция шагохода (кш)1916г. |
Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
1 Директория, 1915г.→ Основной прототип колесный трактор "Павези-Толотти" (кт)2 Pavesi Autocarro Tagliafili |
2 Директория, 1915-1917гг.→ Дублирующий реликтовый прототип Magrini, It, 1915-(бгм)15 Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan Ansaldo Torpedino |
|
|
|
4 Директория, 1916 – 1919гг. Дублирующий реликтовый прототип FIAT, It, 1916 – (бгм)25 Carro Pesante FIAT 2000 5 Директория, 1916-1917гг. Дублирующий реликтовый прототип Ansaldo Turrinelli, It, 1916-(бгм)16 Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) |
3 Директория, 1916г. Реликтовый прототип Gussalli, It, 1916 – (кш)1 Gussalli Tank |
|
|
|
|
6 Директория, 1918г. Дублирующий реликтовый прототип Pomilio, It, 1918-(бк)8 Pomilio Tank |
* Резюме.
Этап развития итальянского танкостроения 1915-1920гг. не имеет логических Периодов.
Италия создала свои первые бронемашины (бронеавтомобили) без серьезных на то оснований еще до Первой мировой войны - Италия не так уж нуждалась в наземной бронетехнике, благодаря особенности своего географического положения. Со вступлением в WWI ситуация стала стремительно меняться.
Уже в 1915г. появляется первый инициативный проект колесного эрзац танка, а в 1916г. специалисты фирмы FIAT также в инициативном порядке взялись за проектирование гусеничного шасси для тяжелого трактора. Весной 1917г. итальянцы обратили внимание на французские танки СА.1 внешне близкие к проектируемому ими тяжелому танку. Апробация французской машины выявила ее худшие по сравнению с отечественной разработкой качества. Весной 1918г. появился прототип итальянского тяжелого танка. Итальянцы рассматривали свой танк, как штурмовой и как средство поддержки пехоты.
Весной-летом 1918г. поля сражений Первой мировой начал завоевывать французский легкий танк Renault FT. Для итальянцев становилось очевидным, что в условиях гористой местности, где вела боевые действия их армия, наиболее полезным окажется легкий тип танка. К концу 1918г. итальянцы отказываются от программы строительства сотен тяжелых танков, но быстро развернуть массовое производство танков Renault FT на своих заводах в 1918-1919гг. не удалось. Война закончилась, и итальянские инженеры решили не копировать Renault FT, а, усовершенствовав, строить собственный легкий танк.
* Количественная оценка танковой техники за Этап.
Всего за Этап 1915-1919гг. в Италии было произведено танков: 6 шт. (Табл.2).
Таблица 2 – Машины и проекты Этапа 1915-1919гг., отнесенные к категории танки.
Типы эрзац танков 1915-1918гг. |
||||||||||||
Бронированные вооруженные вездеходные машины 1915-1917гг.
Танк средний по массе 1917г.
Сухопутный линкор 1918г.
Всего: 1 оо, 3 проекта |
||||||||||||
Позиционные типы 1915-1918гг. |
||||||||||||
Подвижные форты 1915-1917гг.
Всего: 3 проекта |
||||||||||||
Штурмовые типы 1917-1919гг. |
||||||||||||
Танки прорыва 1917-1919гг.
Всего: 1 оо, 4 шт. |
* Боевые типы.
Из общего количества произведенных танков, танков, выпускавшихся серийно, заказанных, принятых на вооружение итальянской и/или другими армиями – боевых танков: 4 шт. (Табл.3).
Таблица 3 – Выпуск итальянских боевых танков в 1918-1919гг.
марка |
тип |
Количество выпущенных танков, годы производства |
Количество танков, могших принять участие в б.д. WWI |
Танков, изначально поступивших на вооружение итальянской армии |
Танков, изначально отправленных на экспорт |
FIAT 2000 |
Тяжелый танк |
4 шт. 1918-1919 |
|
4 шт. |
|
Итого |
Тяжелых танков |
4 шт. |
|
4 шт. |
|
ВСЕГО |
|
4 шт. |
4 шт. |
4 шт. |
|
* Опытные типы.
Помимо боевых машин было выпущено 2 опытных образца (Табл.4).
Таблица 4 – Выпуск опытных танков в 1915-1918гг.
марка |
тип |
Годы |
количество |
Pavesi Autocarro Tagliafili |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
1917 |
1 шт. |
Carro Pesante FIAT mod.17 |
Тяжелый танк |
1918 |
1 шт. |
* Тактическая классификация боевых и опытных танков.
В Табл.5 приводится количество выпущенной танковой техники по тактическим классам, совокупно боевых машин и опытных образцов.
Таблица 5 – Количество выпущенных боевых и опытных машин по тактическим типам.
Тактический тип |
Боевые машины |
Опытные образцы |
итого |
Типы эрзац танков |
|
1 |
1 шт. |
Тяжелые танки |
4 |
1 |
5 шт. |
Итого |
4 |
2 |
6 шт. |
⃰ Проекты.
Не реализованные в металле проекты машин, отнесенных к категории танки указаны в Табл.6.
Таблица 6 – Не реализованные в металле проекты машин, отнесенные к категории танки 1915-1918гг.
марка |
тип |
годы |
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
Подвижный форт |
1915-1917 |
Gussalli Tank
|
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
1916 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) |
Подвижный форт |
1916 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) |
Танк средний по массе |
1917 |
Ansaldo Torpedino |
Подвижный форт |
1918 |
Pomilio Tank |
Сухопутный линкор |
1918 |
* Классификация по массе.
Все построенные в 1915-1919гг. итальянские танки можно разделить по массам (Табл.7).
Таблица 7 – Классификация по массам.
Легкие по массе танки |
4-10т Pavesi Autocarro Tagliafili (1) Gussalli Tank Итого: 1 шт. |
Машины, предложенные капитаном Gussalli. |
Средние по массе танки |
10-25т Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) Итого: 0 шт. |
Проекты инженера Turrinelli. |
Тяжелые по массе танки |
25-70т Carro Pesante FIAT mod.17 (1) FIAT 2000 (4) Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan Итого: 5 шт. |
Прототип и серийные тяжелые танки FIAT, проект майора Magrini. |
Сверхтяжелые по массе танки |
Более 70т. Pomilio Tank Ansaldo Torpedino Итого: 0 шт. |
Проекты. |
* Классификация по вооружению.
В рассматриваемый Этап в Италии строили и проектировали танки с разным вооружением (Табл.8).
Таблица 8 – Классификация танков по вооружению.
Пулеметные
Итого: 1 шт. |
Типы эрзац танков: Gussalli Tank
|
Пушечно-пулеметные
Итого: 5 шт. |
Пехотные типы: Carro Pesante FIAT mod.17 (1) FIAT 2000 (4) Позиционные типы: Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) Ansaldo Torpedino |
Пушечные
Итого: 0 шт. |
Типы эрзац танков: Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) Позиционные типы: Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
* Оригинальные конструктивные решения.
Итальянцы отличились несколькими радикальными техническими решениями.
Во-первых, проекты восьмигусеничных (!) танков Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan и Ansaldo Torpedino.
Во-вторых, проект танка на шагающей ходовой части Gussalli Tank.
В-третьих, проекты машин на моногусеничном шасси. (Табл.9)
Таблица 9 – Проекты танков на моногусеничном шасси 1916-1917гг.
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) |
Подвижный форт |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) |
Танк средний по массе |
Любопытно, что в этих проектах моногусеница была не одна, а по две и располагались они тандемом.
Самым оригинальным итальянским проектом выглядит проект боевой машины - Pomilio Tank - с ходовой частью в виде одного колеса или катка большого диаметра.
Итальянцы также увлекались многобашенными конструкциями. (Табл.10)
Таблица 10 – Проекты и машины многобашенных танков.
Pavesi Autocarro Tagliafili (1) |
Бронированный колесный трактор |
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
Подвижный форт |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) |
Подвижный форт |
Имели место проекты безбашенных пушечных танков: Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II), Pomilio Tank, Ansaldo Torpedino.
* Производство.
В 1915-1919гг. в Италии было произведено незначительное количество танков (Табл.11)
Таблица 11 – Производство итальянской бронетехники Этапа 1915-1919гг.
производители |
типы |
Кол-во |
годы |
Pavesi-Tolotti |
Pavesi Autocarro Tagliafili |
1 |
1915 |
FIAT |
Carro Pesante FIAT mod.17 FIAT 2000 |
1
2 |
1918 |
FIAT |
FIAT 2000 |
2 |
1919 |
Итого: 2 оо + 4 = 6 шт. |
Первую итальянскую машину, которую можно отнести к категории «танки» построили на шасси колесного трактора, разработанного инженером Ugo Pavesi, который имел в Милане (начиная, очевидно, с 1913г.) небольшое предприятии Pavesi-Tolotti SA. Предприятие ориентировалось на выпуск сельскохозяйственных колесных тракторов и грузовиков с шарнирно-сочлененной рамой. К концу 20-х предприятие Павези попало под контроль одного из флагманов итальянской промышленности компании FIAT.
Фирма Fiat S.p.A. была основана в Турине в 1899г. Компания - ее изначальное название Fabbrica Italiana Automobili Torino (F.I.A.T.) – как следует из названия, ориентировалась на выпуск автомобилей. (Рис.77)
Рис.77 - Fiat 3 ½ CV (1899), справа современное фото.
Построено 24 шт.
В 1902г. управляющим стал один из учредителей - Джованни Аньелли. Синьор Аньелли был отставным офицером, и в своей компании он утвердил армейскую дисциплину и жёсткий порядок. После посещений заводов Форда, Аньелли в Турине установил первый в Европе автосборочный конвейер. В 1910г. в США была учреждена American F.I.A.T. Automobile Company, а в городе Poughkeepsie (Поукипзи), штат NY, был построен автозавод.
В годы Первой мировой концерн занимался выпуском самолётов, двигателей, пулеметов, грузовиков, санитарных автомобилей. В 1917г. специалистами F.I.A.T., в основном для американского потребителя, был разработан сельскохозяйственный колесный трактор (Рис.78).
Рис.78 – Трактор FIAT на американском рынке, 1917г.
К концу войны на F.I.A.T. был создан тип тяжелого гусеничного танка, мелкосерийное производство которого имело место во второй половине 1918г.- начале 1919г.
Таблица 12 - Итальянское танкостроение Этапа 1915-1919гг. по годам.
годы |
1 Директория |
2 Директория |
3 Директория |
4 Директория |
5 Директория |
6 Директория |
19 15 |
Pavesi Autocarro Tagliafili |
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
|
|
|
|
19 16 |
|
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
Gussalli Tank |
|
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) |
|
19 17 |
|
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
|
Carro Pesante FIAT mod.17
|
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) |
|
19 18 |
|
Ansaldo Torpedino |
|
Carro Pesante FIAT mod.17 (1) FIAT 2000 (2) |
|
Pomilio Tank
|
19 19 |
|
|
|
FIAT 2000 (2) |
|
|
* Импортные типы.
Предположительно, летом-осенью 1917г. итальянцы заполучили от французов один средний СА.1, который подвергли серьезному тестированию. В мае 1918г. итальянцы поимели еще 1 СА.1 и 3 легких «Рено». Очевидно, сразу после WWI в Италию прибыл еще 1 «Рено», который был переделан в 105-мм САУ. «Шнейдеры» использовались итальянцами в качестве учебных до конца 20-х (или даже сверх того). Легкие «Рено» находились в строю, очевидно, до начала 30-х.
* Отправные решения.
Отправные решения итальянского танкостроения на Этапе 1915-1919гг. (Табл.13, Табл.14, Табл.15).
Таблица 13 – Реликтовый прототипы 1916г.
1916г. |
Реликтовый прототип Gussalli, It, 1916 – (кш)1 |
Pavesi Autocarro Tagliafili
|
Шагающая вооруженная бронемашина |
Таблица 14 – Основной прототип 1915г.
1915г. |
Основной прототип колесный трактор "Павези-Толотти" (кт)2 |
"Павези-Толотти"
|
Колесный трактор |
Таблица 15 – Дублирующие реликтовые прототипы 1915-1918гг.
1915г. |
Дублирующий реликтовый прототип Magrini, It, 1915-(бгм)15 |
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan |
Восьмигусеничный подвижный форт |
1916г. |
Дублирующий реликтовый прототип FIAT, It, 1916 – (бгм)25 |
FIAT гусеничный
|
Тяжелое гусеничное шасси
|
1916г. |
Дублирующий реликтовый прототип Ansaldo Turrinelli, It, 1916-(бгм)16 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) |
Подвижный форт на моногусеничном шасси |
1918г. |
Дублирующий реликтовый прототип Pomilio, It, 1918-(бк)8 |
Pomilio Tank |
Одноколесный сухопутный линкор |
* Эпилог.
Первые тяжелые итальянские танки FIAT 2000 служили до 1934г. В 1920г. была развернута программа собственного легкого танка, аналогичного конструкции французского Renault FT-17/18.