Норвежское танкостроение
Танки Норвегии Norwegian tanks Norske stridsvogner
1936-1940
Эпизод освещает события, связанные с историей и эксплуатацией первого норвежского танка.
© Смирнов А.Г., 2019г.
Характеристика Эпизода 1936-1940гг.
Ключевая фраза: “Rikstanken”
Эпизод характеризуется появлением первого норвежского танка.
Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Эпизода 1936-1940гг.
Сквозной № |
Инд.№ |
Название |
Тип |
Образ |
1 |
1.1 |
L-120 “Rikstanken”
|
Малый легкий танк |
Календарь событий
1937г. |
Покупка шасси L-120. |
Первая ласточка
Норвежский L-120, знакомство с чехословацкими танками, норвежская кампания 1940 года, Заключительные аспекты.
*Норвежский L-120.
Общепринято, что первый танк прибыл в Норвегию в 1937г., однако встречается информация, что в 1920-х годах норвежцы то ли купили один танк Renault FT-18, то ли завезли его для ознакомления, а потом вернули французам. Впрочем, эта история, возможно, есть плод наложения на норвежскую почву информации о появлении первого танка в Швеции. Действительно, известно, что в начале 1920-х шведы купили один танк Renault FT-18.
Более документальной выглядит информации о покупке в феврале 1923г. во Франции трех (в некоторых источниках указано – четырех) полугусеничных автомобилей типа Citroen-Kegresse K1 (Рис.1), но в спортивном исполнении кузова – B2 Caddy Sport (Рис.2).
Рис.1 – На фото стандартный Citroen-Kegresse K1 на испытаниях датской армии.
Рис.2 – Те самые норвежские Citroen-Kegresse, возможно, один из них имеет немного другую ходовую часть – Kegresse P4T.
В 1926 году на один Citroen-Kegresse K1 установили бронекорпус. (Рис.3)
Рис.3 - Citroen-Kegresse K1 с бронекорпусом.
Данные по массе БА и его бронированию выглядят приблизительными, поскольку некоторые допускают, что машина получила не реальный корпус, а его макет. Итак, возможная масса норвежского БА (получил название Panserbil K1) – 5 т при габаритах: длина – 5000 мм, ширина – 2500 мм, высота – 3000 мм. Боевое отделение этого БА было совмещено с кабиной водителя. На крыше корпуса устанавливалась надстройка с полусферической в продольном разрезе крышей и лобовой амбразурой, по всей видимости, предназначавшейся для установки пулемета – указывают даже пулемет Colt. Экипаж 2 + 6 чел.: 2 – это водитель и стрелок из пулемета, 6 чел. – это перевозимый состав. Если информация по составу экипажа верна, то, вероятно, норвежцы планировали использовать этот БА в качестве бронетранспортера. Прототип бронеавтомобиля Panserbil K1 находился в крепости Акерсхус недалеко от Осло. Проект был быстро закрыт и дальнейшего продолжения работ по теме не последовало.
Происхождение первого норвежского танка все же тесно связано со Швецией. По некоторым сведениям, норвежцы в 1936г. заинтересовались (или даже заказали) шведский танк, или шасси шведского танка L-120 для нужд кавалерии. (Рис.4)
Рис.4 - Прототипы L-120.
Масса машины 4,5 т, при габаритах: длина – 4050 мм, ширина – 1750 мм, высота – 1650 мм. Толщина брони, видимо – 9 мм (в некоторых источниках толщину лобовой брони указывают в 20 мм). Экипаж 2 чел. Вооружение - 2 пулемета винтовочного калибра. 85-сильный двигатель Volvo DC. Ходовая часть с торсионной подвеской. Машина разгонялась до 50 км/ч.
Норвежцы получили свой L-120 в 1937г., но прибыл он без башни, вооружения, а, возможно и без бронекорпуса, или с измененным корпусом в передней части машины. (Рис.5)
Рис.5 - L-120 без башни и вооружения.
В Норвегии безбашенный L-120, или шасси L-120, был быстро оборудован импровизированной башней с пулеметом - на него установили корпус из железных листов и башню с 7,92-мм пулемётом. Машина получила сразу несколько высокопарных названий: «Национальный танк» (“Rikstanken”), «Королевский танк» (“Kongstanken”) и «Норвежский танк» (“Norgestanken”). (Рис.6)
Рис.6 - Норвежский “Rikstanken”.
На верхней фотографии – оба норвежских танкиста-спортсмена.
По другим данным, норвежцы купили и готовый вариант L-120. Также встречается, что в Норвегию было отгружено три L-120, один из которых не имел башни и вооружения. Но, видимо, эти мнения ошибочны. Вероятно, такие толкования есть отголосок искаженной информации о том, что танк L-120 был зачислен в некую кавалерийскую часть, на вооружении которой находились также две машины на тракторной платформе, представлявшие собой бронированные машины, вооруженные пулеметом.
Более убедительно выглядит версия о том, что норвежцы купили одно шасси L-120 для испытаний, достроили и вооружили его и, действительно, активно тестировали в составе кавалерийского отряда, заодно гордо демонстрируя «Национальный танк» населению. (Рис.7)
Рис.7 - “Rikstanken” в снегах.
В отношении же неких бронемашин на тракторной платформе есть сомнения. Во-первых, вряд ли можно было использовать гусеничные трактора, чья максимальная скорость едва дотягивает до 10 км/ч, совместно с кавалерией или с танком L-120, способным разогнаться до 50 км/ч. Во-вторых, известно, что накануне вторжения немцев в Норвегию в апреле 1940г. – т.е. в конце 1939г. или в начале 1940г. - норвежская кавалерия заказала постройку нескольких бронемашин для собственных нужд. Предполагалось, что это будут машины преследования и непосредственной поддержки кавалерийских частей, что предполагало высокие динамические характеристики. Это информация косвенно доказывает, что с бронетракторами здесь что-то не так.
Бронеавтомобили для кавалерии действительно были изготовлены в количестве, минимум, трех штук – получили армейское обозначение Panserbil, т.е. РВ 21, РВ 22, РВ 23. (Рис.8)
Рис.8 - Кавалерийские бронемашины, слева-направо: РВ 23, РВ 22, РВ 21, 1940г.
Масса броневика типа РВ 21 указывается в 5 т. Все три образца имели ряд отличий. Более всего подробностей приводится по модели Panserbil 21. РВ 21 был собран на основе 2,5-тонного трехосного грузовика Morris (колесная формула 6х4 – два задних моста ведущие). От двух других моделей его отличала измененная водительская кабина и наличие цилиндрической башни на крыше транспортного отсека. (Рис.9)
Рис.9 - Слева - РВ 21, справа - РВ 23.
Корпус представлял собой коробку, собранную из листов катаной броневой стали, крепившихся под прямыми углами. Для обеспечения обзора в лобовом листе кабины имелось два люка, один из которых (справа) использовался как амбразура для курсового пулемета Colt калибра 7,62-мм. Второй аналогичный пулемет устанавливался в башне с круговым вращением. Внутри транспортного отсека имелась возможность перевозки 6-8 солдат, что позволяло использовать Panserbil 21 в качестве бронетранспортера. Также в укладке перевозилось три винтовки Krag-Jørgensen калибра 6,5-мм.
С одной стороны, просится допустить, что танк L-120 тестировался именно совместно с бронеавтомобилями РВ 21, РВ 22, РВ 23. С другой стороны, возможно, когда БА этого типа появились у кавалеристов, L-120 уже находился в ремонте. Пишут, что накануне открывшихся в апреле 1940г. боевых действий L-120 находился в районе Осло, но техническое состояние его было настолько плохим, что танк не смог покинуть свой ангар и не принял меры к отражению удара врага. Существует фото, сделанное немцами, которое детализирует состояние L-120 в 1940г. – по сути, машина находилась в полуразобранном состоянии (Рис.10)
Рис.10 – Танк “Rikstanken” в руках захватчиков. Фюреровец, запечатленный на танке, не лишен остроумия.
*Знакомство с чехословацкими танками.
Рис.11 - Танки, показывавшиеся норвежской делегации.
24 ноября 1937 года, оба норвежских офицера в сопровождении посетили завод ČKD в Высочанах. (Рис.12)
Рис.12 - Норвежские полковники заглядывают внутрь AH-IV-R.
25 ноября норвежцы побывали на заводе в Либене, где на военном полигоне в Киже проходили испытания опытных образцов AH-IV-S, AH-IV-R, P-II-а и V-8-H. (Рис.13)
Рис.13 - Ряд чехословацких танков на экспорт.
Пятницу 26 ноября посвятили общим мероприятиям в Высочанах и Либенях, а затем встреча в Карлине.
В 1938 году норвежцы обратили внимание на предложение чехословацкой фирмы Škoda.
В январе 1939г. Škoda направила тендерные документы на танки T-1 (Š-I), T-2 (Š-I-P), T-11 и T-21. Норвежцы выбрали небольшой танк T-2(Š-I-P) – всего 10 штук, но требовали установить на машину вместо 15-мм пулемета 20-мм автоматическую пушку. (Рис.14)
Рис.14 - Чехословацкий минилегкий танк Š-I-P.
Таким мог быть массовый предвоенный норвежский танк.
В феврале 1940г. стороны вышли на реальное соглашение, но дальнейшие переговоры вскоре были прерваны вторжением Германии в Норвегию.
⃰ Норвежская кампания 1940 года.
Ситуация на Скандинавском полуострове начала накаляться в конце 1939г. в связи с открывшейся советско-финской войной (советы атаковали Финляндию 30 ноября 1939г.). Союзники по антигитлеровской коалиции (Британия, Франция, правительство Польши в изгнании), а также Швеция и Норвегия заняли сторону Финляндии. Союзники намеревались отправить через Норвегию (с высадкой в Нарвике (Рис.15), этот порт имел важное значение для экспорта норвежкой и шведской железной руды) и Швецию экспедиционные силы для борьбы с советским агрессором в Финляндии.
Рис.15 - Местоположение Нарвика.
Такие намерения всерьез всполошили Германию, которая распознала в этих телодвижениях угрозу своим интересам по импорту руды из Скандинавии – без норвежско-шведской руды германская промышленность попадала в тяжелые условия в плане обеспечения армии высокосортной сталью, в том числе броневых марок. Перед Германией встала задача обеспечить пути импорта руды.
14 декабря 1939 года командование вермахта получило задание от Гитлера исследовать возможность захвата Норвегии. 27 января 1940г. был создан отдельный штаб для разработки плана под кодовым названием «Учения на Везере» (нем. “Weserübung”). 16 февраля 1940г. в водах пока еще нейтральной Норвегии произошел вооруженный инцидент между кораблями Великобритании и Германии. Германское вспомогательное судно “Altmark“, которое ранее сопровождало уже потопленный британцами крейсер “Admiral Graf Spee”, имея на борту 300 британских военнопленных, пыталось укрыться в Йосингфьорде в юго-западной части Норвегии от преследовавшего его британского эсминца HMS Cossack. Однако британец последовал за немецким судном в территориальные воды Норвегии, где британцы на абордаж захватили немецкий корабль. Во время этой акции британские пленные были освобождено, но погибло 7 немцев. При этом, все действие происходило на виду норвежских военных кораблей, которые бездействовали.
Узнав о случившемся в водах Норвегии, Гитлер 21 февраля приказал начать подготовку операции по захвату Норвегии. Уже 29 февраля план был готов. (Рис.16)
Рис.16 - Никола́ус фон Фа́лькенхорст (Nikolaus von Falkenhorst), 1885-1968гг. В 1940г. командовал 21-м армейским корпусом. Штаб 21 корпуса разрабатывал план по захвату Норвегии и Дании.
Принципиальной чертой плана было стремление осуществить молниеносные одновременные десанты (морские и воздушные) в ключевых городах, по возможности без применения оружия. В операцию включили также захват Дании: для снабжения «норвежского» десанта нужны были аэродромы Ютландии; также нужно было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам. На совещании 2 апреля Гитлер назначил «днём Везер» (высадки) девятое апреля 1940г. (Рис.17)
Рис.17 - Пункты для высадки десантов в Норвегии и Дании.
На проведение операции на суше немцы выделили 122 000 чел., 1641 лошадь, 2660 транспортных средств и 72 танка (9 дивизий, 1 артиллерийский батальон, 1 танковый батальон). На море привлекались почти все наличные корабли военного и торгового флота рейха. Военные корабли, принявшие участие в операции: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», 2 тяжёлых и 4 лёгких крейсера, 14 эсминцев, 7 торпедных катеров. Кроме того, Кригсмарине для прикрытия десанта использовало субмарины. Люфтваффе поручили: перевозить парашютистов и сухопутные части в Ольборг, Осло, Кристиансанн, Ставангер и Берген; оборонять суда и оказывать авиаштурмовую поддержку вермахту. Эти задачи были возложены на 10-й воздушный корпус генерал-лейтенанта Гейзлера. В него вошли 4-я, 26-я, 30-я боевые эскадры, 100-я группа боевой эскадры, 3 зенитных отделения, батальон парашютистов, 7 авиатранспортных групп, по одной наземной и морской транспортной эскадре.
Немцы накануне выступления установили контакты с лидером партии “Nasjonal Samling” Видкуном Квислингом (Рис.18), но, как пишут, на проведении военной операции это никак не сказалось.
Рис.18 - Видкун Абрахам Лёуриц Йонссён Квислинг (норв. Vidkun Abraham Lauritz Jonssøn Quisling), 1887 -1945гг. Норвежский офицер и дипломат, национал-социалист, глава норвежского правительства после оккупации Норвегии германскими войсками.
Норвежцы могли выставить 55 000 солдат (6 дивизий), около 100 орудий и 1 сломанный танк L-120. Норвежский флот имел 2 броненосца береговой обороны, 7 миноносцев, 8 тральщиков, 10 минных заградителей, 17 миноносцев, 9 подводных лодок. Норвежская авиация состояла из 190 самолётов (Рис.19).
Рис.19 - Норвежский Глостер «Гладиатор».
Возглавлял сопротивление король Норвегии Haakon VII (Рис.20), королем Дании был его родной брат Christian X (Рис.21).
Рис.20 - Хо́кон VII (норв. Haakon VII), 1872 – 1957гг. Король Норвегии с 25 ноября 1905г.
Рис.21 - Кристиан X (дат. Christian Carl Frederik Albert Alexander Vilhelm), 1870-1947гг.
Король Дании c 14 мая 1912г. и король Исландии с 1 декабря 1918г. по 17 июня 1944г. Имел чины прусского генерал-полковника и шведского генерала, норвежского, шведского, британского и германского адмирала.
В ходе кампании на подмогу норвежцам прибыло еще 38 000 человек - 4 британских, 3 французских и 1 польская бригады (в основном из числа тех, кого готовили к отправке в Финляндию). Британский флот выдвинул 3 авианосца, 4 линкора, 21 крейсер, 21 эсминец и 18 подводных лодок. Французский флот выделил 2 крейсера, 11 эсминцев и 1 подводную лодку. Даже польский флот прислал 3 эсминца и 1 подводную лодку.
В первый день операции, 9 апреля, немцы добились успеха в большинстве мест высадки. (Рис.22)
Рис.22 - Немецкие танки в Обенро, 9 апреля.
Заминка случилась в Кристиансанне, и крупная неприятность приключилась в Осло – столице Норвегии. В порт Осло (Рис.23) направлялась внушительная группа кораблей в составе тяжёлых крейсеров «Блюхер» (флагман контр-адмирала Куммеца, на нём также находился штаб дивизии генерал-майора Энгельбрехта) и «Лютцов», лёгкого крейсера «Эмден», 3-х миноносцев, 8-ми тральщиков и 2-х вооружённых китобойных судов.
Рис.23 - Карта Осло-фьорда.
Немцы рассчитывали высадить десант прямо на набережную Осло, полагая, что серьезного сопротивления не будет. После прохождения прожекторного заграждения между Болаерне и Рауёй были направлены штурмовые группы для захвата этих укреплений и главного военного порта Норвегии, Хортена. У северного выхода из прохода Дрёбак находился остров-форт Оскарсборг. В 5:20 неожиданно для немцев две батареи форта открыли перекрёстный огонь из 280-миллиметровых орудий по шедшему первым тяжелому крейсеру «Блюхер» с дистанции 500 метров. На крейсере сразу отказала система управления огнём и начались пожары; маневрируя, он вёл беспорядочный огонь из зенитных орудий. В это время корабль получил две торпедные пробоины от превосходно замаскированной береговой торпедной установки в Кахольме. В 7:23 «Блюхер» затонул на 90-метровой глубине в 400 метрах от берега. (Рис.24)
Рис.24 - Тонущий «Блюхер».
«Эмден» и «Лютцов» задним ходом вышли из прохода. В это время в боях за Рауёй и Хортен были потоплены немецкий катер-тральщик R-17 и норвежская субмарина A-2. Вечером люфтваффе атаковало Дрёбак и Оскарсборг (Рис.25); с батареями в Осло-фьорде велись переговоры о сдаче.
Рис.25 -
Немецкие корабли вошли в порт Осло только утром 10 апреля.
В ночь с 9 на 10 апреля немцы попытались захватить короля Хокона VII возле города Эльверум, однако их атаки были отбиты. (Рис.26)
Рис.26 - Место положение г. Эльверум.
Большая и лучшая часть норвежского вооружения была потеряна в первые 24 часа после немецкого вторжения, что значительно снизило эффективность действий норвежцев.
Возле Нарвика 10 апреля произошло морское сражение между подошедшими силами английского флота и немецкими эсминцами. Британцам удалось потопить или повредить немецкие корабли возле Нарвика, тем самым отрезав действовавшие в городе части второй и третьей горнострелковых дивизии. В результате немцам не удалось в первые дни кампании развить наступление на севере страны. (Рис.27)
Рис.27 - Эпизод морского сражения возле Нарвика.
13 апреля англичане вновь нанесли поражение силам немецкого флота, подошедшим к Нарвику, и 14 апреля начали высадку объединённого англо-франко-польского контингента в городе Харстад, где они соединились с норвежской 6-й дивизией и начали наступление на Нарвик. 14 апреля англо-французский контингент высадился также в городе Намсус и развернул плотное наступление в центр страны. 17 апреля британские силы высадились в Ондальснесе. Однако наступления союзников из Намсуса и Ондальснеса в центр страны окончились поражениями в районах Стейнхьера и Лиллехаммера, и они были вынуждены вновь отойти к прибрежным городам.
Преодолевая сопротивление норвежских войск, немцы к 22 апреля заняли большую часть Южной Норвегии. При этом некоторые города, где находились сопротивлявшиеся норвежские войска, были подвергнуты сильным авиационным бомбардировкам: Ондалснес, Молде (Рис.28), Кристиансанн, Стейнхьер, Намсус, Будё, Нарвик.
Рис.28 –
В ходе бомбардировок погибло много гражданского населения, города были разрушены, многие жители бежали из городов в сельскую местность.
В ходе боевых действий в Норвегии потери норвежской армии составили 1335 человек убитыми и пропавшими без вести, до 60 тысяч пленными. Английские войска в боевых действиях на суше потеряли 1896 человек убитыми, пропавшими без вести и тяжелораненными (общее количество убитых и раненых — 4400 англичан), французские и польские войска – 530 чел. убитыми. Потоплены британские авианосец «Глориес», крейсер ПВО, 7 миноносцев, 4 подводные лодки; повреждения получили 2 линейных корабля и 7 крейсеров. Французский флот потерял потопленной 1 подводную лодку, действовавшие совместно с ними польские ВМС потеряли потопленной 1 подводную лодку.
Немецкие потери в Норвегии — 1307 убитых, 2375 пропавших без вести и 1604 раненых. Потери в воздухе составили 127 самолётов. Особенно большие потери понёс немецкий флот — потоплены тяжёлый крейсер «Блюхер», лёгкие крейсера «Карлсруэ» и «Кёнигсберг», 10 эсминцев, артиллерийское учебное судно «Бруммер», 8 подводных лодок, миноносец, 11 транспортов и более 10 малых кораблей. Повреждения получили линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер», лёгкий крейсер «Эмден», артиллерийское учебное судно «Бремзе».
В результате удачного завершения кампании немцам удалось оккупировать Данию и Норвегию. Германия получила стратегически важный плацдарм на севере Европы, улучшила базирование авиации и обеспечила подвоз стратегического сырья из скандинавских стран. Однако, существенные потери германского флота, Кригсмарине, привели к недостатку сил для десантной операции в Британии.
⃰ Заключительные аспекты.
В Норвегии имела некоторое развитие Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. (Табл.1) - произведен путем доделки 1 танк на шасси L-120.
Таблица 1 – Директория Эпизода 1936-1940гг.
Концепции боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
1 Директория, 1937г. Синтетический прототип L-60, Swe, 1931-(бгм)48 Региональный прототип Landsverk L-120 L-120 “Rikstanken” |
Таблица 2 – Сводные характеристики типа L-120 “Rikstanken”
Марка |
Состояние |
Тактический тип |
Классификация по массе |
Классификация по вооружению |
Оригинальное конструктивное решение |
L-120 “Rikstanken”
|
1 шт. боевой тип, произведен условно |
Малый легкий танк |
Минилегкий по массе |
Пулеметный |
|