Австрийское танкостроение
Танки Австрии Austrian tanks Österreichische Panzer
1933-1938
Этап открывается разработкой четырехосного колесного танка, начавшейся в 1933г. и заканчивается пресечением собственно австрийского танкостроения в связи с вхождением страны в состав Германии в 1938г.
© Смирнов А.Г., 2016г.
Характеристика Этапа 1933-1938гг.
Ключевая фраза: полноприводный колесный танк
Этап характеризуется разработкой и производством колесных танков.
Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этап 1933-1938гг.
Сквозной № |
Инд.№ |
Название |
Тип |
Образ |
2/1 |
2.1 |
ADGС |
Легкий по массе тяжелый колесный танк |
|
3/2 |
2.2 |
Steyr ADGZ
|
Легкий по массе тяжелый колесный танк |
|
4/3 |
3.1 |
Styer-Daymler ADKZ
|
Легкий по массе средний колесный танк |
|
5/4 |
4.1 |
Styer-Daymler ADSK |
Минилегкий по массе колесный танк |
Календарь событий
1933г. |
Начало проектирования четырехосного полноприводного колесного танка. |
1935г. |
Первый образец колесного танка ADGZ. |
1935г. |
Начало работ по колесному танку ADKZ. |
1936г. |
Первый образец ADKZ. |
1937г. |
Армия и полиция Австрии подписали контракты на поставку машин ADGZ. |
1937г. |
Испытание прототипов ADKZ. |
1937г. |
1937 окончание производственной программы ADGZ по австрийскому заказу. |
1938г., 12-13 марта |
Вхождение Австрии в Германию. |
Танки полного привода 2
Эрзац бронетехника, Heigl и его наследие, ADGZ, ADKZ, ADSK, бронеавтомобили нового поколения, колесно-гусеничная тема, бронетехника в Австрии в 1930-е годы.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальное конструктивное решение, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
Танки полного привода
Эрзац бронетехника, Heigl и его наследие, ADGZ, ADKZ, ADSK, бронеавтомобили нового поколения, колесно-гусеничная тема, бронетехника в Австрии в 1930-е годы.
⃰ Эрзац бронетехника.
После окончания WWI на Австрию, как на правопреемницу Австро-Венгерской империи были наложены ограничения (Сен-Жерменский мирный договор от 1919 года) в части вооруженных сил (численность австрийской армии, Бундешир, определялась до 30 тыс. чел) и вооружения – в частности, Австрии не позволялось разрабатывать и производить танки и другую бронетехнику. Тем не менее, в стране сохранились кадру офицеров-патриотов, мечтавших усилить боевой потенциал Австрии. К числу таковых относился лейтенант Фриц Хейгл (Fritz Heigl, 1893-1930гг.), прошедший школу «офицера-окопника» на итальянском фронте. Он, видимо, еще с войны знал об итальянских бронеавтомобилях Lancia IZ, а, возможно, даже наблюдал за действиями бронеавтомобилей противника в труднодоступной горной местности. В общем, он решил сконструировать свой БА для австрийской армии. Для выполнения этой задачи была найдена юридическая лазейка – австрийцам запрещалось создавать боевые бронеавтомобили, но учебные машины под запрет прямо по тексту не подпадали. Командование поддержало Хейгла, и летом 1925г. он занялся проектированием и постройкой образца учебного бронеавтомобиля (Schule Panzerauto).
Предполагалось, что броневик под названием Heigl Panzerauto M.25 будет выполнен на базе существующего автомобильного шасси, оснащен броней и вооружением. Никаких специальных требований к машине не предъявлялось. Основой нового броневика M.25 стало шасси грузового коммерческого автомобиля: либо это была пятитонная машина компании Daimler, либо Büssing-Fross. Оба грузовика имели приемлемые характеристики и были хорошо освоены в эксплуатации. Шасси броневика имело колесную формулу 4х2 с задними ведущими колесами и управляемыми передними. Точная модель двигателя и его мощность неизвестны. Колеса с бескамерными шинами устанавливались на подвеске с листовыми рессорами. Масса БА оценивается в 4 т.
С разницей в несколько месяцев были разработаны несколько вариантов проекта M.25. Первый вариант получил условное обозначение Hans. Бортовые бронелисты корпуса этой машины располагались вертикально, а кормовая часть корпуса состояла из нескольких частей. Верхний кормовой лист был установлен под большим углом к вертикали. Точная толщина листов бронекорпуса неизвестна, но имеющиеся сведения позволяют предполагать, что она не превышала 5-7 миллиметров. Компоновка внутренних объемов бронекорпуса ничем не отличалась от общепринятой. Под бронированным капотом располагался двигатель и часть агрегатов трансмиссии, а в боевом отделении находились рабочие места шести членов экипаж. Сиденья механика-водителя и командира были установлены в передней части обитаемого объема. Для наблюдения за обстановкой в лобовом листе корпуса и дверях имелись небольшие окна с щитками. Еще два окна-амбразуры имелись в средней части бортов корпуса. Вооружение броневика Heigl Panzerauto M.25 состояло из четырех пулеметов Schwarzlose калибра 7,92 мм, каждым из которых управлял отдельный стрелок. Два пулемета устанавливались в боковых амбразурах корпуса. Еще два размещались в двух башнях диаметром 800 мм, смонтированных в средней части крыши корпуса. Расположение башен не позволяло обеспечить круговое наведение оружия для каждой из них. Однако вместе башни могли контролировать все окружающее пространство. Пулеметы, установленные в башнях и в корпусе, могли вести огонь в любом направлении, а несколько секторов впереди, сзади и по бокам броневика одновременно контролировались двумя пулеметами. (Рис.1)
Рис.1– БА Heigl Panzerauto M.25 Hans.
Чуть позже появился броневик с обозначением Fritz. От БА Hans он отличался новыми башнями. Для удобства работы стрелков обновленный броневик получил башни большего диаметра - 950 мм. Из-за этого пришлось изменить их расположение. Если на первом варианте машины M.25 башни находились рядом друг с другом, то версия проекта Fritz подразумевала установку левой башни со сдвигом назад. Это позволило вписать башни большего размера в габариты старой крыши. Размеры и расположение перекрывающихся секторов обстрела изменились, однако по-прежнему позволяли вести огонь в любом направлении. (Рис.2)
Рис.2 - БА Heigl Panzerauto M.25 Fritz.
Третий вариант бронеавтомобиля Heigl Panzerauto M.25 имел значительные отличия от предыдущих, хотя и не получил уникального обозначения. Заметным переработкам подвергся бронекорпус. Кормовой лист с большим углом наклона сочли неправильным решением и переработали всю корму броневика. Пулеметные башни получили скошенный лобовой лист с амбразурой. Левую башню перенесли в переднюю часть крыши, правую – в корму. В центральной части крыши поместили командирскую рубку с щелями для наблюдения. За счет изменения формы корпуса в его бортах удалось добавить по одному дополнительному люку. (Рис.3)
Рис.3 - БА Heigl Panzerauto M.25 третий вариант.
В 1925-26 годах было построено по одной машине M.25 каждой из трех версий. Согласно некоторым источникам, по третьему варианту проекта построили два броневика.
В 1926 Ф. Хейгл и его коллеги году начали разработку следующего бронеавтомобиля. Машина Heigl Panzerauto M.26. По некоторым данным, основой для броневика M.26 стал тот же грузовик, что и в случае с предыдущей боевой машиной. Однако при его доработке задние колеса стали сдвоенными. Двигатель, трансмиссия и колесная формула остались прежними. Для облегчения конструкции и обеспечения достаточного уровня защиты бронированный корпус был выполнен из листов, расположенных под различными углами к вертикали - в его конструкции отсутствуют вертикальные листы, а единственный горизонтальный лист – крыша. Экипаж машины был сокращен до 4 чел.: водитель, командир и два стрелка. Два пулемета Schwarzlose, как и на предыдущем броневике, устанавливались в корпусе и должны были вести огонь через люки в бортах. Еще два пулемета установили в крупной башне с характерным наклонным лобовым листом. Вращение башни осуществлялось вручную, как на моделях 1925 года. (Рис.4)
Рис.4 - Heigl Panzerauto M.26.
Возможно, где-то в группе офицеров стоит и Хейгл.
В 1926 году был построен единственный экземпляр бронеавтомобиля Heigl Panzerauto M.26. В ряде источников он носит альтернативное обозначение P.A.I. (Panzerauto I).
Австрийская армия использовала броневики Хейгля для подготовки личного состава. На этих машинах обучилось несколько десятков водителей, стрелков и командиров. Кроме того, БА Хейгля участвовали в маневрах в августе 1926г.
Любопытная иллюстрация о положении дел с австрийской бронетехникой находится в анналах разведывательного управления Главного штаба чехословацкой армии. 19 сентября 1926г. появилась аналитическая записка чехословацких разведчиков и экспертов в области бронетехники, в которой об Австрии сообщалось следующее: «Австрия танки: Существование реальных танков, которые запрещены мирным договором, еще не было надежно установлено. На тренировках, однако, используются макеты (- бронированные) танков. В учебном центре в Бруке а/л, танковые (-?) и маневренные броневики используются в маршевых и учебных курсах по стрельбе. Также в одном упражнении экипажа Линца были обнаружены самодельные танки (- видимо, все-таки макеты). Бронированные машины: тип – неизвестно; броня: 4 - 9 мм; экипаж - 1 командир и 4 - 6 человек; вес 8-12 тонн; вооружение тяжелые пулеметы, скорострельное орудие 37,5 мм». (Рис.5)
Рис.5 - Снято с учений в учебном центре Bruck a /л в Австрии, слева макет танка, справа броневик типа Heigl Panzerauto.
«Макет танка» выглядит весьма убедительно.
Активная эксплуатация бронемашин типа Heigl Panzerauto продолжалась до начала 1930-х годов, после чего они были списаны.
⃰ Heigl и его наследие.
Параллельно конструированию броневиков Хейгль занялся составлением экспертного справочника, в котором он собирал сведения о производившихся или производимых ранее типах танков в разных странах мира. Первый вариант справочника был издан в середине 1927г. Работу заметили. В 1927г. шведская фирма Morgårdshammar AB сделала Heigl деловое предложение – в то время Morgårdshammar AB включалась в программу проектирования среднего танка по шведской спецификации. Пишут, что первые контакты Хейгля со шведской компанией Morgårdshammar AB возникли еще в 1925г. В январе 1928 Хейгль, к тому времени уже майор, прибыл в Стокгольм. Судя по переписке, к тому моменту он уже имел концептуальные наброски танка собственной разработки. (Рис.6)
Рис.6 – Проект Mogårdshammar A.
Также шведам были переданы чертежи Heigl Panzerauto M.26. Стоит отметить, что танкостроением в Швеции инженер занимался без разрыва с родиной. Хейгль пытался активно содействовать развитию танкостроения в Австрии. В том же 1928 году он предложил создать в Вене центр, где могли проводиться военные разработки, но австрийские военные отказались. В результате Швеция стала единственным местом, где инженер мог реализовать свои идеи.
Вслед за “Mogårdshammar A” Хейгль предложил второй вариант среднего танка для шведской армии – “Mogårdshammar B”, который оказался довольно примечательным. (Рис.7)
Рис.7 – Проект Mogårdshammar B.
Особенностью проекта было то, что предусматривалось самостоятельное передвижение танка по железной дороге.
Масса обеих машин оценивалась в 10,5 т с максимальной толщиной бронирования 30 мм. Вооружение – одна 37мм пушка, три пулемета. Экипаж – 4 чел. Двигатель карбюраторный 100 л.с. Расчетная скорость 25 км/ч по шоссе. Оба проекта Mogårdshammarstridsvagnen были поданы на рассмотрение в 1929г. и, вроде бы, считались приоритетными, но 11 декабря 1930г., после тяжелой болезни, Фриц Хайгль умер в возрасте всего 37 лет.
Проекты Mogårdshammarstridsvagnen не пережили автора, шведы почти тотчас от них отказались, но вот его справочник по танкам мира оказался весьма интересен танковым специалистам и пережил несколько переизданий, оказав большое влияние на историю мирового танкостроения. Пишут, что публиковать Хейгля начали немцы. Отставной германский генерал-лейтенант Константин фон Альтрок в 1924 и 1925 годах издавал ежемесячное приложение «Дер Кампфваген» к полуофициальному еженедельнику рейхсвера «Милитер Вохенблатт» (также издававшийся Альтроком), видимо, здесь и появились первые работы Хейгля. В 1935г. немцы издали работу Хейгля "Taschenbuch Der Tank" (Рис.8) – в некоторых источниках приводят ссылку на мюнхенское издание "Taschenbuch Der Tank" от 1930г.
Рис.8 - Немецкое издание.
Heigl’s Taschenbuch der Tanks
by Fritz Heigl
Published 1935 (-?) by J.F. Lehmann in München.
Пишут, что в 1936г. в Берлине была издана работа под названием "Die Kampfwagen fremder Heere" («Боевые колесницы иностранных армий»), основу которой составлял справочник Хейгля - вероятно, были включены некоторые добавления. Публикацией очень заинтересовались в СССР. В том же или в следующем году ее издали на русском языке в СССР. Всего справочник Хейгля издавался в СССР дважды в серии «Библиотека командира». Советская редакция справочника Хейгля изобиловала фактами, о которых Heigl уже не мог знать по причине своей кончины. Материалы из этого справочника использовались поздними советскими авторами, которые делали ретроспективные обзоры по иностранной танковой технике, оттуда информация перешла в популярные издания и статьи по танкам Первой мировой - 1920-х - начала 1930-х годов XX века. Следы этой информации и теперь можно найти на просторах интернета.
⃰ ADGZ.
Пишут, с 1931г. разработкой бронеавтомобилей занялись в компании Austro-Daimler (Вена).
Вероятно, истоки этого направления следует искать в стартовавшей в 1927г. в Германии программе разработки полноприводной колесной бронированной машины-амфибии Mannschafstransportwagen (Mtw). В Германии в конкурсе приняло участи три компании, среди них Daimler-Benz AG (Штутгарт), по отношению к которой Austro-Daimler была дочкой, между компаниями сохранялись тесные связи – достаточно сказать, что в 1926г. должность главного инженера штутгартской компании занял Фердинанд Порше (Рис.9), который с 1906г. по 1923г. являлся техническим директором и главным конструктором Austro-Daimler (его сменил Рабе).
Рис.9 – Фердинанд По́рше (Ferdinand Porsche), 1875-1951гг., крупный конструктор автомобилей и бронетанковой техники.
В 1927-1928гг. доктор Порше принял активное участие в разработке полноприводной плавающей бронемашины по немецкой спецификации. (Рис.10)
Рис.10 - Daimler-Benz MTw 1, апрель 1928г.
Надо заметить, что немецкий MTw 1 имел, скорее, танковую компоновку – моторное отделение располагалось в кормовой части, а отделение управления и боевое – в передне-средней части машины. В этом смысле MTw 1 был близок французскому колесному танку Renault SK (Рис.11), правда, французы, имея 4 колеса на борт, ограничились только двумя ведущими мостами (второй и третий), еще два моста (первый и четвертый) были поворотными.
Рис.11 – Французский колесный танк Renault SK.
В январе 1929г. Порше со скандалом покинул Daimler-Benz, и его пригрела австрийская автомобилестроительная фирма Steyr Werke AG, но и здесь творческий гений не задержался - уже в том же году Порше основал своё конструкторское бюро. Видимо, в этот короткий срок пребывания Порше в Steyr Werke AG мог произойти какой-то обмен технической информацией, скажем, по конструкции четырехосного полноприводного автомобиля. Уже в тот же год Steyr Werke AG вступает в тесные производственные отношения с Austro-Daimler - Steyr и Austro-Daimler имели общего хозяина - главным акционером обеих компаний являлся австрийский банк Österreichische Credit-Anstalt, именно банк настоял сначала на сотрудничестве двух фирм, а в 1934г. произошло их формальное объединение в Steyr-Daimler-Puch (автомобильная фирма Puch еще в 1928г. вошла в Austro-Daimler).
Так что, возможно, все же, что работы по созданию броневика начались не на Austro-Daimler, а на фирме Steyr. В источниках приводится фотодокумент, как будто датируемый 1933 годом, на котором запечатлен прототип полноприводной машины ADGС, скорее всего, производства Steyr. (Рис.12)
Во многих источниках прямо пишут, что разработкой броневика с 1934г. (т.е. в год объединения Steyr и Austro-Daimler) занялась группа Steyr. Видимо, 1934г. фигурирует не случайно. 25 июля 1934г. в Вене случилась попытка фашистского государственного переворота, погиб канцлер Австрии Дольфус (Рис.13)
Рис.13 - Энгельберт Дольфус (Engelbert Dollfuß), 1892-1934гг. Канцлер в 1932-1934гг.
На этом фоне власти почувствовали необходимость усиления техническими средствами армии и органов правопорядка.
В литературе ADGZ принято считать бронеавтомобилем, но, следуя примеру Renault SK, нет никаких препятствий отнести эту машину к колесным танкам.
Масса машины – 12 т (пустая масса 7,5 т). Габариты: длина – 6,2 м, ширина – 2,1 м, высота – 2,5 м.
ADGZ разрабатывался на специально созданным для него шасси. Основой шасси стала оригинальная рама многоугольной формы. Компоновка машины была танковой, как на MTw 1 и Renault SK - моторное отделение располагалось в кормовой части, а боевое отделение – в передне-средней части машины. Для большей маневренности в бою предусмотрели два поста управления: передний – за радиатором, задний – в кормовой части обитаемого объема. Бронированный корпус предлагалось сваривать из листов различной толщины. Лобовые и бортовые листы корпуса, а также башня имели толщину 11 мм, крыша и днище – 6 мм. Под лобовым листом корпуса поместили радиатор охлаждения двигателя. В походном положении он обдувался воздухом, поступавшим через жалюзи в лобовом листе. Перед боем водитель должен был закрывать жалюзи радиатора и открывать воздухозаборник, расположенный на днище. Для посадки и высадки в бортах имелись четыре люка, еще один – в крыше башни.
Основное вооружение размещалось во вращающейся двухместной башне на крыше корпуса. Здесь могли находиться 20-мм пушка Solothurn (Рис.15) и 7,92-мм пулемет Schwarzlose, или два 7,92-мм пулемета.
Рис.15 – Швейцарская 20-мм Tankbüchse Solothurn S 18-100.
По сути, это орудие являлось противотанковым ружьем.
В середине тридцатых годов пушка калибра 20 мм была эффективным оружием против танков.
Экипаж танка состоял из 7 чел.: командир, два водителя, заряжающий, наводчик, два стрелка.
В корме корпуса находился карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с., сопряженный с гидравлической коробкой передач. Последняя была применена для одинаковых ходовых характеристик при движении вперед и назад. Крутящий момент двигателя через карданные валы передавался на все четыре оси машины.
Колеса оснащались бескамерными шинами. Односкатные колеса передней и задней оси были управляемыми. На две средние оси монтировались двускатные колеса. Подобная ходовая часть, как ожидалось, должна была обеспечить высокие характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.
Пишут, что первый экземпляр ADGZ был произведен в 1935г. (Рис.16)
Рис.18 - ADGZ на учениях австрийской армии, 1937 год.
Рис.19 – Вверху – присоединение Австрии к Германии.
Далее – жители Австрии приветствуют вермахт, 13 марта 1938г.
Внизу – фюрер в Вене.
Поначалу были планы продать все 27 штук ADGZ машины в Болгарию или Румынию, но вскоре от этой меры отказались. В 1938-1939-х годах они прошли небольшой ремонт и модернизацию. Главная цель этих работ заключалась в изменении вооружения в соответствии с немецкими стандартами. Пулеметы «Шварцлозе» были заменены на MG34. Броневики получили радиооборудование. Доработанные бронеавтомобили ADGZ были переданы нескольким частям СС и военной полиции. (Рис.20)
Рис.20 – Теперь с немецкими крестами на борту.
Рис.21 – Один из ADGZ в Судетах, октябрь 1938г.
Рис.22 - ADGZ во время боя в Данциге, 1 сентября 1939 года.
В 1941г. войска СС заказали Steyr-Daimler-Puch постройку еще 25 машин ADGZ. Некоторые пишут, что на машинах новой серии испытывалась установка башен с советских танков Т-26, но фактических материалов на эту тему нет.
В начале 1942 года производитель выполнил заказ и передал СС 25 машин ADGZ, получивших радиооборудование и новое вооружение. Как и переоборудованные ADGZ австрийской серии, новые ADGZ несли пулеметы MG34. Вместо 20-мм пушки Solothurn на них установили орудия KwK 35 L/45 такого же калибра.
Все имевшиеся ADGZ использовались войсками СС для охраны тылов и борьбы с партизанами, как в СССР, так и на Балканах (в дивизии СС «Принц Савойский»). (Рис.23)
Рис.23 – ADGZ на ратной службе.
Рис.24 – Бойцы С. А. Ковпака рядом с ADZG, который был захвачен у дивизии СС «Викинг».
Рис.25 - ADGZ войск СС во время патрулирования побережья Франции. 1944 год.
Пушка на заднем плане напоминает советскую МЛ-20.
В иных источниках указывают, что на вышеприведенном фото ADZG 7-й добровольческой дивизии СС «Принц Евгений» - т.е. действие происходит на Балканах, очевидно, на побережье Адриатики.
После войны все имевшиеся машины ADGZ были утилизированы.
Наблюдатели признают колесный танк ADGZ (или тяжелый бронеавтомобиль ADGZ) самой удачной разработкой австрийской оборонной промышленности в межвоенный период. Разработанная с нуля машина имела высокие ходовые характеристики и огневую мощь.
⃰ ADKZ.
В 1935г. на Steyr-Daimler-Puch начали проектировать еще одну полноприводную колесную машину по схеме танковой компоновки, на этот раз – трехосную – ADKZ (Austro-Daimler Typ ADKZ, или Styer-Daymler-Puch ADKZ). Если ADGZ позиционировался как тяжелый бронеавтомобиль, то ADKZ смотрелся средним бронеавтомобилем, что, впрочем, не помешает нам отнести его к колесным танкам. (Рис.26)
Рис.26 - ADKZ.
Масса 7 т (пустой 4 т). Габариты: длина – 4765 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2416 мм, клиренс – 300 мм. Бронирование: лоб корпуса — 14,5 мм, борта — 11 мм, корма корпуса — 9 мм, башня - ? мм, крыша - 6 мм, днище — 6 мм.
Машина имела танковую компоновку. В носовой части корпуса клиновидной формы находилось отделение управления. В верхнем наклонном бронелисте был выполнен люк водителя, который закрывался бронированной крышкой со смотровой щелью. На нижнем бронелисте монтировалось два крепления для установки специальных роликов, предназначенных для преодоления более широких рвов и траншей. По бортам спереди и сзади, на крыльях, крепилось по одной фаре. Средняя часть корпуса была отдана под боевое отделение, но фактически оно было единым с отделением управления. На крыше устанавливалась башня шестигранной формы с вертикально установленными бронелистами. Небольшой угол наклона имел только верхний передний бронелист, а в заднем был сделан люк для посадки и высадки экипажа. В лобовой части башни находилась 20-мм пушка и 8-мм пулемет Schwarzloze, имевшие раздельные шаровые установки и, соответственно, возможность раздельного наведения. Предусматривалась также установка радиостанции, поручневая антенна которой должна была крепиться на башне. Для улучшения обзора в бортах корпуса и башни имелись дополнительные смотровые приборы. В кормовой части боевого отделения располагалось место второго водителя и дублирующие органы управления.
Экипаж бронемашины ADKZ мог состоять из 3-х или 4-х человек, в зависимости от того, была ли необходимость в наличии второго водителя.
Двигатель Daimler M-650 (бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 105 л.с. при 2500 об/мин.) размещался сзади под приземистым бронированным капотом. На машине ставилась 6-скоростная КПП (3+3).
Ходовая часть имела колесную формулу 6х6, с передними односкатными и задними двускатными колесами, укомплектованными пулестойкими шинами размерами 8,25х20 дм.
Первый прототип был готов в 1936г. Вооружение, радиостанция, антенна и передние ролики на нем не устанавливались. (Рис.27)
Рис.27 – Первый прототип ADKZ.
Первый прототип, по сути, являлся экспериментальным шасси для отработки агрегатов, тем не менее австрийцы послали документацию на ADKZ на конкурс в Голландию, голландцы выбрали другой вариант колесного танка.
В 1937г.собрали второй прототип ADKZ. (Рис.28)
Рис.28 – Второй прототип ADKZ.
Второй прототип отличался более плавными обводами корпуса, наличием антенны и вооружения. Испытания обоих образцов успешно проводились в 1937г. (Рис.29) - машина разогналась до 75 км/ч, но ADKZ на вооружение принят не был.
Рис.29 – Тесты второго варианта
⃰ ADSK.
С 1936г. на Steyr-Daimler-Puch проектировали и третий – двухосный - вариант колесного танка - ADSK. Бронемашина ADSK предназначалась для ведения ближней разведки, охраны и патрулирования. Также, как ADGZ и ADKZ, ADSK была полноприводной машиной. Пишут, что было разработано два варианта ADSK. Первый предусматривал только один пост управления с оптическим оборудованием в задней части корпуса. Второй вариант оснащался двумя постами управления без оптики, в результате чего его высота была на 100 мм больше. В 1937г. был построен первые прототип. (Рис.30)
Рис.30 – Пишут, что это первый вариант ADSK.
Боевая масса ADSK 3200 кг. Габариты: длина – 3700 мм, ширина – 1650 мм, высота – 1570 мм. Бронирование: лоб корпуса — 7 мм, борт корпуса — 7 мм, корма корпуса — 7? мм, крыша — 4 мм, днище — 4 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение два 7,92-мм пулемета Schwarzloze или MG13. Один пулемет устанавливался справа в лобовом листе корпуса, а второй предполагалось разместить в башне. Двигатель бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 65 л.с. Трансмиссия механического типа: 4-ступенчатая КПП и демультипликатор Ходовая часть: колесная формула 4х4, подвеска на вертикальных пружинах, диаметр шин 7.00×18 дм, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах.
В течение 1937г. построили 5 машин ADSK с одним постом управления 0-й серии, а, вроде, в 1938г. появился ADSK с двумя постами управления (Рис.31).
Рис.31 – ADSK со вторым постом управления, построен, вроде, в 1938г.
Рис.32 – Испытание первого прототипа ADSK, 1937г.
Предполагалось, что ADSK поступят на вооружение взвода легких бронемашин. Впоследствии, после выпуска ещё восьми машин ADSK и четырех ADGP, планировалось сформировать механизированный разведывательный батальон, но всё это так и осталось в проекте. Точно неясно, как сложилась судьба машин ADSK после аншлюса Австрии.
Не исключено, что шасси ADSK стало базой для совместной разработки фирмами Steyr и британской Morris колесного танка для нужд британской армии. (Рис.34)
Рис.34 – Колесный танк Morris-Steyr.
Броневик Morris-Steyr в 1937г. или в начале 1938г. поступил в Британии на испытания. Вероятно, дальнейшему сотрудничеству австрийской и британской фирм положило конец присоединение Австрии к Германии.
⃰ Бронеавтомобили нового поколения.
Помимо ADGZ и ADKZ фирма Steyr-Daimler-Puch в 1934-1936гг. проектировала сразу несколько бронеавтомобилей на трехосном шасси.
Первый проект получил обозначение ADG-K (в наше время чаще употребляется ADGK), был представлен в 1934 году. (Рис.35)
Рис.35 - ADG-K.
В общем машина вполне смотрелась в духе времени - некоторые подчеркивают ее сходство с американским БА T4 Armored Car (Рис.36), хотя и братья-арийцы немцы строили нечто подобное (Рис.37).
Рис.36 – Американский БА T4 Armored Car.
Рис.37 – Немецкий БА Sd.Kfz.231 (6-Rad).
Боевая масса машины оценивается в 7000 кг. Габариты: длина – 4340 мм, ширина - ? мм, высота – 2100 мм. Корпус ADGK имел классическую компоновку и проектировался с учетом повышения пулестойкости, которая достигалась за счет установки бронелистов под рациональными углами наклона. В передней части корпуса, под бронированным капотом, размещалась силовая установка. За ним находилось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Экипаж 4-5 чел. Вооружение одна 20-мм пушка Solothurn и три 7,92-мм пулемёта. Места для водителя и пулеметчика находилось спереди, соответственно, с левой и правой стороны. На крыше боевого отделения устанавливалась приземистая цилиндрическая башня с 20-мм автоматической пушкой, обслуживаемая командиром. В кормовой части корпуса находилось место второго пулеметчика. Тип двигателя Austro-Daimler, бензиновый – более точных сведений не приводится. Трехосная ходовая часть имела колесную формулу 6х4 с подвеской на листовых рессорах. Передний мост с односкатными колесами был управляемым, два задних моста с двухскатными колесами – ведущие. Все колеса должны были оснащаться пневматическими пулестойкими шинами. В целях улучшения проходимости на раме крепилось два небольших барабана. Кроме того, по бортам корпуса, перед отделением управления, подвешивались свободно вращаемые запасные колеса. Расчетное значение максимальной скорости на шоссе превышало 50 км/ч.
ADGK остался на уровне проекта.
Продолжая работы по программе ADG, фирма Steyr-Daimler-Puch в 1936г. представила в 1936 году новый проект трехосного бронеавтомобиля Austro-Daimler Typ ADG. (Рис.38)
Рис.38 – ADG.
Боевая масса примерно 7000 кг. Экипаж чел. 4-5 чел. Габариты: длина – 5500 мм. Вооружение одна 20-мм пушка Solothurn и два 7,92-мм пулемёта. Корпус имел классическую компоновку с передним расположением двигателя и боевым отделением (совмещенным с отделением управления) в задней части. Рациональные углы установки получили только бронелисты верхней части капота и кормовой части корпуса. На крыше боевого отделения устанавливалась двухместная башня, в лобовом листе которой монтировалась 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет. Кроме того, ещё один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. Новая машина должна была оснащаться ходовой частью с колесной формулой 6х6.
Второй проект среднего бронеавтомобиля на трехосном шасси также был отвергнут.
В 1936г. начались проектные работы по более компактному трехосному бронеавтомобилю ADAZ (Austro-Daimler Artilleriezugwagen) – как пишут, тип разведывательного автомобиля. (Рис.39)
Рис.39 - Austro-Daimler Typ ADAZ.
Масса машины оценивается в 6 т. Экипаж 3 чел. Машина отличалась компактными размерами, но вооружалась орудием в башне и пулеметом в лобовом листе корпуса. Трехосная ходовая часть, по всей видимости, имела колесную формулу 6х6 с подвеской на листовых рессорах. Все колеса были одинарными и оснащались пневматическими шинами. Было также предусмотрено два поста управления. Проект рассматривался в 1937г., но к реализации принят не был.
⃰ Колесно-гусеничная тема.
Как будто, с 1935г. на фирме Saurer занялись проектированием колесно-гусеничных машин. Первой в 1935г. получилась колесно-гусеничная танкетка ADMK (Рис.40).
Рис.40 – ADMK.
Судя по конструкции гусеничной части ходовой, предлагалось два варианта ADMK.
На вернем снимке в гусеничной ходовой части прослеживается влияние решений итальянской фирмы Ansaldo – два опорных катка блокируются на характерной полуэллиптической подвеске.
Честно говоря, не совсем понятен замысел конструкции – для чего нужны были колеса в кормовой части машины. (Рис.41)
Рис.41 – В чем смысл колес?
В 1936г. появились колесно-гусеничные тягача ADMK “Mulus” уже с более понятным расположением колес. (Рис.42)
Рис.42 – Варианты ADMK “Mulus”.
Работы по теме колесно-гусеничной танкетки продолжались до 1938г., а затем, видимо, перешли по наследству немцам (точнее, тем же австрийцам, но уже в составе Германии). (Рис.43)
Рис.43 – Варианты “Mulus” с 1938г.
В 1938г. (по другим сведениям, в 1936г.) был получен колесно-гусеничный бронеавтомобиль/бронетранспортер Saurer RR-7 (Рис.44).
Рис.44 – Колесно-гусеничный БА фирмы Saurer.
Судя по фото, в конструкции машины нашла применение колесно-гусеничная схема, близкая к колесно-гусеничной схеме Vollmer, которая была реализована в середине 1920-х в чехословацких колесно-гусеничных машинах типа КН (Рис.45).
Рис.45 – Колесно-гусеничный ход Vollmer на базе трактора Hanomag.
Немцам понравился австрийский колесно-гусеничный БА. Машина была принята на вооружение под индексом Sd.Kfz.254. В общей сложности (включая небронированные артиллерийские тягачи) было произведено 140 экземпляров машины. (Рис.46)
Рис.46 - Sd.Kfz.254.
Пишут, что применялись эти машины в Африканском корпусе вермахта. (Рис.47)
Рис.47 - Sd.Kfz.254 в песках Сахары.
Встречается снимок Sd.Kfz.254 в условиях снежной зимы – уж, не на Восточном фронте ли? (Рис.48)
Рис.48 - Sd.Kfz.254 в снегу.
В середине 1938 года Управление вооружений Германии предложило фирме Saurer продолжить работы в данном направлении и создать колесно-гусеничную разведывательную машину с легким пулеметным вооружением. Конструкторы фирмы Saurer спроектировали оригинальный образец боевой машины RK-9. В 1942 году были представлены два опытных образца этой машины – по другим сведениям, первый прототип был готов в 1941г. (Рис.49)
Рис.49 - RK-9 в полном виде.
Масса 6 т. Габариты: длина ок. 5000 мм, ширина ок. 2000 мм, высота ок. 2000 мм. Бронирование лоб корпуса — 14,5 мм, борт корпуса — 14,5 мм, корма корпуса — 14,5 мм, башня - ? мм, крыша — 5,5 мм, днище — 5,5 мм. Экипаж 3 чел.: командир, водитель, радист. Вооружение один 7,92-мм тяжелый пулемет MG141 (EW141) и один 7,92-мм пулемет MG34 в башне (Рис.50).
Рис.50 – Все вооружение сосредоточено в башне.
Двигатель Saurer OKD, карбюраторный, мощностью 100 л.с. Ходовая: гусеничная часть (на один борт) - 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо; колесная часть - формула 4х2, передний управляемый и задний ведущий мост. На колесах машина могла следовать со скоростью 80 км/ч, на гусеницах – 30 км/ч.
В конце 1942 года был выдан заказ на постройку 15 машин предсерийной партии, однако ни одна из них не покинула заводские цеха. Зимой 1943г. требования к разведывательным машинам были изменены в сторону усиления бронирования и вооружения – конструкция RK-9 не позволяла выполнить ни того, ни другого. Таким образом, проект колесно-гусеничного разведывательного танка RK-9 был закрыт.
⃰ Бронетехника в Австрии в 1930-е годы.
В 1927г. австрийцы закупили в Чехословакии три БА Skoda PA-II “Zelva”. Машины поступили в распоряжение полицейского департамента г. Вена. В июле 1934 г. все три PA-II были задействованы в подавлении нацистского путча. Преимущественно эти БА использовались для охраны правительственных учреждений и резиденции канцлера в Вене. Спустя четыре года, когда Австрия была присоединена к Германии, бронеавтомобили PA-II оставили на полицейской службе. (Рис.51)
Рис.51 – В период Аншлюса.
После краха нацистской Германии машины продолжили службу в австрийской полиции.
В марте 1934г. в Италии закупили четыре БА Lancia IZ, их перевооружили на стандартные для австрийской армии 8-мм пулеметы Schwarzloze. В том же году в Италии была закуплена партия из 12-ти танков-танкеток C.V.3/33, прибывших в феврале 1935 года и также отличавшихся вооружением — один пулемёт Шварцлозе вместо итальянской спаренной установки.
В декабре 1936 года австрийцы заказали в Швеции одну опытную машину типа L-60. Машина под этот заказ несколько отличалась. В целом, танк практически не изменился, но, согласно чертежам, длина его корпуса выросла на 6 см, поменялась конструкция ведущего колеса, съёмный венец которого снимать стало намного проще. Также немного было переделано вооружение - был установлен пулемёт принятого в Австрии калибра 8 мм. Слегка переделанный танк получил обозначение Landsverk L-60Ö (от шведск. Österrike, то есть «Австрия»). К концу марта 1937 года Landsverk L-60Ö (Рис.52) был готов, но в итоге австрийцы отказались от танка.
Рис.52 - Австрийский Landsverk L-60Ö на испытаниях, апрель 1937 года.
Заметно, что у машины иная конструкция ведущих колёс.
К марту 1937 года Австрией были заказаны ещё 48 C.V.3/33 и 12 C.V.3/35. В 1937г. на вооружение армии поступили 12 колесных танков ADGZ, а в жандармерию еще 14 аналогичных машин.
Австрия проявляла интерес к перспективному итальянскому танку M11/39, но окончательного решения по этому вопросу принято не было.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальное конструктивное решение, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
⃰ Заключительные аспекты.
В 1930-е годы в Австрии имела развитие Концепция колесного движителя (кт) 1915г. (Табл.1)
Таблица 1 – Директории Этапа 1933-1938гг.
Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
2 Директория, 1933-1937гг. Синтетический прототип MTw 1, G, 1927-(кт)7 ADGС Steyr ADGZ |
3 Директория, 1935-1937гг. Синтетический прототип Steyr-Daimler, Au, 1935-(кт)8 Styer-Daymler ADKZ |
4 Директория, 1936-1938гг. Синтетический прототип ADSK, Au, 1936-(кт)11 Styer-Daymler ADSK |
* Резюме.
Этап развития австрийского танкостроения 1933-1938гг. не имеет логических Периодов.
В Австрии, стране с хорошими дорогами, было разработано три типа колесных полноприводных танков: четырехосных (тяжелых), трехосных (средних) и двухосных (легких) – полный спектр из возможного. Причем, эти машины действительно мыслились австрийцами не как бронеавтомобили, поскольку параллельно разрабатывались типы бронированных вооруженных многоосных машин с автомобильной компоновкой, не имевших вездеходных свойств.
* Количественная оценка танковой техники за Этап.
Всего за Этап 1933-1938гг. в Австрии было произведено танков: 29 шт. (Табл.2).
Таблица 2 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Австрии в 1933-1938гг.
Многоцелевые типы 1933-1938гг. |
||||||||||||||||
Легкие многоцелевые танки 1933-1938гг.
|
||||||||||||||||
Всего: 27 шт., 2 оо, 2 проекта |
* Классификация по массе.
Таблица 3 – Классификация по массам.
Минилегкие по массе танки |
>3-5,5т Styer-Daymler ADSK
Итого: 0 шт. |
Двухосный колесный танк. |
Легкие по массе танки |
5,6-13,7т ADGС Steyr ADGZ (27) Styer-Daymler ADKZ (2)
Итого: 29 шт. |
Трехосные и четырехосные колесные танки. |
* Классификация по вооружению.
Таблица 4 – Классификация танков по вооружению.
Пулеметные
Итого: 0 шт. |
Многоцелевые типы: Styer-Daymler ADSK |
Пушечно-пулеметные
Итого: 29 шт. |
Многоцелевые типы: ADGС Steyr ADGZ (27) Styer-Daymler ADKZ (2) |
* Оригинальные конструктивные решения.
Все проектировавшиеся и строившиеся в Австрии танки имеют одинаковое оригинальное конструктивное решение – характеризуются вездеходной колесной ходовой частью.
* Производство.
Центром по разработке колесных танков стал конгломерат предприятий автомобильной промышленности Steyr-Daimler-Puch. Разработкой колесно-гусеничной техники занималась фирма Saurer.
Таблица 5 - Чехословацкое танкостроение Этапа 1923-1929гг. по годам.
Годы |
2 Директория |
3 Директория |
4 Директория |
1933 |
ADGС |
|
|
1934 |
ADGС Steyr ADGZ |
|
|
1935 |
Steyr ADGZ (1) |
Styer-Daymler ADKZ |
|
1936 |
Steyr ADGZ (11) |
Styer-Daymler ADKZ (1) |
Styer-Daymler ADSK |
1937 |
Steyr ADGZ (15) |
Styer-Daymler ADKZ (1) |
Styer-Daymler ADSK |
1938 |
|
|
Styer-Daymler ADSK |
Таблица 6 – Количество произведенных танков по годам.
год |
количество |
1933 |
0 |
1935 |
1 шт. |
1936 |
1 оо + 11 шт. = 12 |
1937 |
1 оо + 15 шт. = 16 |
Итого |
2 оо + 27 шт. = 29 |
⃰ Импортные типы.
В 1935-1937гг. австрийцы приобрели для вооружения своей армии, по одним сведениям, 72 танка-танкетки C.V.3/33-C.V.3/35 итальянского производства, по другим – 60 штук. Партия из 12-ти машин CV3/33 была поставлена в феврале 1935г. К марту 1937 года Австрией были заказаны ещё 48 C.V.3/33 и 12 C.V.3/35. Другие указывают, что 60 машин заказа 1937г. не поступили в Австрию, по крайней мере, до аншлюса. Машины C.V.3/33-C.V.3/35 пошли на вооружение дивизии Шнелла, иногда ее называют «быстрой дивизией».
После присоединения страны к Третьему Рейху эта бронетехника формально стала собственностью вермахта.
⃰ Отправные решения.
Таблица 7– Синтетические прототипы.
1935г. |
Синтетический прототип Steyr-Daimler, Au, 1935-(кт)8 |
Styer-Daymler ADKZ
|
Легкий по массе колесный танк |
1936г. |
Синтетический прототип ADSK, Au, 1936-(кт)11 |
Styer-Daymler ADSK |
Минилегкий по массе колесный танк |
⃰ Эпилог.
Дальнейшее развитие австрийского танкостроения вплоть до 1945г. происходило в границах государства Германия и поэтому будет рассматриваться, как часть немецкого танкостроения.