Бразильское танкостроение
Танки Бразилии Brazilian tanks Tanques Brasileiros
1930 – 1938
Этап открывается с началом проектирования в инициативном порядке нескольких типов эрзац танков на базе тракторов гражданского назначения и заканчивается формированием в 1938г. Отряда боевых машин Учебного центра моторизации и механизации.
© Смирнов А.Г., 2019г.
Характеристика Этапа 1930-1938гг.
Ключевая фраза: эрзац танки
Этап характеризуется появлением нескольких эрзац танков, созданных на шасси тракторов гражданского назначения.
Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1930-1938гг.
Сквозной № |
Инд.№ |
Название |
Тип |
Образ |
1 |
1.1 |
“Rio Grande do Sul” & “Parayba” |
Бронированный трактор |
|
2 |
2.1 |
“Minas Geraes” |
Бронированный гусеничный трактор |
|
3 |
2.2 |
Blindado Lanca-Chamas |
Бронированный гусеничный трактор |
Календарь событий
1930г. |
Танки Renault FT переводят в штат Гвардейского батальона. |
1930г. |
Первые проекты эрзац танков на тракторном шасси. |
1930г., 3 ноября |
Приход к власти Варгаса. |
1931г. |
Построены первые эрзац танки. |
1932г., февраль |
Боевое применение эрзац танка армией штата Сан-Паулу. |
1932г., 9 июля |
Начало Гражданской войны штата Сан-Паулу с федеральным центром. |
1932г., 2 октября |
Окончание Гражданской войны в Бразилии. |
1932г., конец года |
Разбронирование эрзац танков. |
1935г. |
При Генеральном штабе был создан отдел моторизации. |
1938г. |
Формирование Отряда боевых машин Учебного центра моторизации и механизации. |
Броня с оттенком кофе 3
Первые танки бразильской армии, танки революции, развитие бронетанковой темы в 1930-е годы.
Заключение 25
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, классификация по массе, классификация по вооружению, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
Броня с оттенком кофе
Первые танки бразильской армии, танки революции, развитие бронетанковой темы в 1930-е годы.
* Первые танки бразильской армии.
Осенью 1917г. бразильская армия направила во Францию ознакомительную военную миссию по вопросам моторизации и механизации армии. В ее составе находился капитан José Pessoa Cavalcanti de Albuquerque (Рис.1), племянник одиннадцатого президента Бразилии Epitácio Lindolfo da Silva Pessoa (годы президентства 1919-1922гг.).
Рис.1 - Хосе Пессоа Кавальканти де Альбукерке в молодости. На фото справа в звании капитана.
Во Франции José Pessoa провел короткую стажировку в военной академии Сен-Сир, после чего был направлен в 4-й драгунский полк 2-й кавалерийской дивизии. В его подчинении находилось подразделение колониальных войск, с которым José Pessoa отличился на поле брани (говорят, солдаты подарили ему ожерелье из ушей врагов – высшая степень уважения для командира). В 1919г. José Pessoa прошел стажировку в 503-м танковом полку, где на практике познакомился с танками типа Renault FT-17. Вернувшись домой, капитан José Pessoa написал трактат о развитии и применении бронетанкового оружия на театре военных действий: «Танки в европейской войне», опубликованный в 1921 году в Рио-де-Жанейро. В работе встречались такие очаровательные пассажи: «На самом деле это был новый воздух. На самом деле это было новое оружие, имеющее решающее действие и без него, как принято считать, Союзники потеряли бы много крови в той кровавой игре, которая шла на огромной доске Европы между морем и западными границами Швейцарии». На долю José Pessoa выпало организовать первое танковое подразделение в структуре бразильской армии. José Pessoa считается отцом бразильских бронетанковых войск, дослужился до звания маршала. (Рис.2)
Рис.2 - José Pessoa Cavalcanti de Albuquerque, 1885-1959гг., маршал с января 1953г.
В мае 1919г. в Париж прибыла бразильская военная миссия. Французы продали и передали бразильцам 12 машин типа Renault FT. В начале 1920г. машины прибыли в Бразилию. Из бразильских источников, в число 12-ти прибывших машин вошли: 6 новых пушечных танков с башней Berliet, произведенных на заводе Delaunay-Belleville (Рис.3), 5 пулеметных танков с башнями Renault (Рис.4) и 1 машина связи - «радиотанк» TSF (Рис.5).
Рис.3 – Пушечный Renault FT-17 на бразильской службе, фото 1940-го года.
Рис.4 – Пулеметный Renault FT-17 на бразильской службе, фото 1924-го года.
Танк имел имя собственное Colônia dos Dourados.
Рис.5 – TSF на бразильской службе.
Приводится и иной расклад, прибывших французских машин Renault FT: 7 пушечных, 4 пулеметных и 1 радиотанк TSF.
Это были первые танки, оказавшиеся в Южной Америке.
Первоначально машины поместили в расположении 1-го пехотного полка (1-я пехотная) дивизия в Рио-де-Жанейро. В 1920г. бразильская армия наняла французскую военную миссию для помощи в модернизации бразильской армии. 28 сентября 1921г. танки передали в ведение вернувшегося из Франции капитана José Pessoa, на которого возлагалась задача – создать танковую роту. Надо заметить, как пишут источники, José Pessoa Cavalcanti de Albuquerque считал, что Renault FT не слишком годятся для Бразилии. Знакомство с вверенной материальной частью огорчило José Pessoa. Согласно бюллетеню №223 от 01.10.1921г.: «машины после поступления в Бразилию не смазывались… приборы, имеющие жизненно важное значение для функционирования танков покрыты ржавчиной, это же касается пулеметного вооружения». В этом же документе указывалось, что для комплектации боеспособной танковой роты к танкам необходимо присовокупить другие машины, а именно: 5-ть 7-тонных грузовиков для перевозки танков, один 5-тонный грузовик с прицепом-мастерской, один 3½-тонный грузовик с 3-тонным прицепом, 1 мотоцикл 1 велосипед и 1 вагон-кухня. Кроме того, запрашивалось 1 животное (- вероятно, лошадь) и 6 тягловых животных (- скорее всего, быков). По плану мобилизации требовалось еще 8 быков, 10 грузовиков для перевозки танков, 2 3½-тонных грузовика с 2-мя 3-тонными прицепами, 1 разведывательная машина (12 л.с.), 1 двухместный автомобиль (для командира), 2 велосипеда (служба связи, разведка), 2 передвижных доски для посадки (- не могу сделать боле точного перевода с португальского: 2 pranchas móveis para embarque), 1 скорая помощь.
Бразильские авторы считают, что запрошенная техника никогда не была выделена для танковой роты в полном объеме.
3 ноября 1921г. в округе Федерал, на холме Боскоса, в Вила Милитар прошли первые маневры танков, причем, вместе с авиацией. (Рис.6)
Рис.6 – Фото датируется 3 ноября 1921г.
7 декабря 1921г. капитан José Pessoa в бюллетене №55 сообщал, что танковая рота укомплектована 7-ю офицерами и 123-мя низшими чинами. Однако командир замечал, что в танкисты следует определять «сильных личностей, уже прослуживших не менее 2-х лет, как правило, нужно набирать из электриков, водителей и механиков, а не из торговцев, фермеров, студентов, как произошло на этот раз». (Рис.7)
Рис.7 – Лица бразильских танкистов.
Указом 15.235 от 31 декабря 1921 года на Вила Милитар в Рио-де-Жанейро (Vila Militar, Rio de Janeiro) была сформирована танковая рота – рота штурмовых машин (Companhia de Carros-de-Assalto), поскольку танки Renault FT классифицировались как carros de assalto (штурмовые повозки).
25 августа 1922г. танкисты принимали присягу на Кампо-де-Сан-Кристован, Рио-де-Жанейро. (Рис.8)
Рис.8 – На Кампо-де-Сан-Кристован.
7 сентября 1922г. был устроен парад с участием 11-ти танков в честь визита бельгийского короля – первая публичная демонстрация танковой мощи республики. (Рис.9)
Рис.9 – Парад в честь короля Бельгии Альберта, 7 сентября 1922г.
В 1924г. танковая рота приняла участие в событиях восстания 1924г. 05.07.1924г. в г. Сан-Паулу вспыхнуло вооруженное антиправительственное выступление военных во главе с генералом И. Лопесом (Рис.10).
Рис.10 - Изидо́ру Ди́ас Ло́пис (Isidoro Dias Lopes), 1865-1949гг.
Военный и политический деятель.
09.07.1924г. Сан-Паулу полностью перешел под контроль повстанцев. 10 июля восставшие опубликовали «Революционный манифест 1924г». В нем, в частности, указывалось, что Бразилия переживает период социальной деградации, в которой повинно ее погрязшее в коррупции и пресмыкающееся перед иностранными державами правительство, неспособное осуществить стоящие перед ней задачи. «Наша революция - не изолированный эпизод. Она носит патриотический характер. Борьба идет не против личности А.Бернардеса (Рис.11), а против всей политической системы.
Рис.11 – Арту́р да Си́лва Берна́рдис (Artur da Silva Bernardes), 1875-1955гг.
Двенадцатый президент Бразилии (1922-1926гг.).
Мы боремся за демократию, за идеалы народа против нынешней олигархической диктатуры и призываем народ поддержать нас. Вооруженные силы стремятся выполнить свой святой долг - охранить права народа, взять оружие в свои руки, чтобы установить в стране господство закона, престиж справедливости и ограничить исполнительную власть рамками, совместимыми с республиканским режимом». 12.07. Сан-Паулу осадили верные правительству войска. 20.07. правительственные войска применили, как минимум, 6 танков Renault FT-17. Точных сведений о характере применения танков не встречается, но иногда упоминают, что роте танков было поручено занять город Сан-Паулу, после вывода из него повстанцев – но повстанцы покинули город только 27-28 июля. (Рис.12)
Рис. 12 - Бразильский танк - Renault FT-17 "FORTE DE COIMBRA" in 1924 Revolution.
18 мая 1925г. рота штурмовых машин (Companhia de Carros-de-Assalto) была
переименована
в
роту
боевых
машин (Combat Car Company). В
1930 году, вероятно, стараниями José Pessoa в руководстве по
военной подготовке появляется описание тактических приемов для танков. «Они (-
танки) являются средством наступления. Несмотря на
пули, они позволяют вести бой до линии врага, чтобы уничтожить или сделать
бесполезными средства защиты. Они действуют в тесном и эффективном контакте с
пехотой. Пехота должна направлять танки к пунктам сопротивления, которые мешают
ей двигаться вперед. Однако действие машин будет отменено, если пехота не будет
сопровождать их, и если пехота не будет занимать уже очищенные позиции.
Они чрезвычайно уязвимы для артиллерии и представляют
собой сложные объекты, которые нужно удалить из поля зрения противника с
момента их обнаружения, чтобы не угодить под огонь артиллерии. Шум,
производимый двигателем танка, слышен на расстоянии 300 или 400 метров, поэтому
лучше сосредотачивать их при плохой видимости.
Также следует
принять меры по наблюдению за самолетами противника. Основные принципы
применения танков: массовое применение на участках с точно произведенной
разведкой; в случае развития успеха можно использовать группами, не менее
взвода; нельзя применять танки против позиций, в глубине которых есть тяжелые
батареи до тех пор, пока вражеская артиллерия не дезорганизована нашей». В
руководстве отдельное внимание уделялось вопросу штурмовки населенного пункта.
В главе «Атака на населенные пункты» относительно использования танков Renault
FT-17 говорилось следующее: «... Идеальное оружие для атаки на населенный пункт
будет, конечно, танк (с пулеметами или 37-мм пушкой), при этом использовать
танки лучше повзводно или половиной взвода при поддержке чистильщиков (- группы
пехоты). Боевой процесс будет основан на следующем: во-первых, разведка огневых
точек; второе, избегать подставляться под огонь противника; в-третьих, максимально сосредоточенный огонь по огневым
элементам защитников (если возможно, то из танков)...». В 1940г. вышло 8-е
издание Руководства по военной подготовке под редакцией капитана Руй Саньяго,
куда приведенные выше постулаты применения танков José Pessoa
были перенесены без изменений.
В 1930г. José Pessoa, к тому времени уже майор, покидает танковую роту. С его уходом, видимо, начинается упадок роты. Указом №20986 от 21 января 1932г. танки перевели в штат батальонной пехотной школы Гвардейского батальона (или батальона охраны). Из источников можно понять, что произошло это по причине плохого технического состояния машин - танки поставили в ремонт. (Рис.13)
Рис.13 – Танки в ремонте в железнодорожной мастерской Энженьо де Дентро (Engenho de Dentro), на переднем плане машина Renault TSF, фото 1932 года.
Тем не менее, летом 1932г., вероятно, 5 танков Renault FT-17 использовали при подавлении нового восстания в Сан-Паулу. Танки использовались поштучно или парами для охраны мостов. Для штурмовки позиций повстанцев в горных районах с укрепленными пулеметными гнездами (на границе между штатами Минас-Жерайс и Сан-Паулу) танки не применяли, как следует из бразильских источников – для таких целей танки «не подходили и не сыграли решающего значения для достижения превосходства в конфликте».
В 1935 году Renault FT-17 по-прежнему числились на балансе батальонной пехотной школы батальона охраны (Гвардейского батальона). Пишут, что танки Renault FT-17 сняли с вооружения в 1938г., но в качестве учебных некоторые из их использовались до 1942г.
В 1930г. в Бразилии на фоне обвала мировых цен на кофе (основная статья национального экспорта) случилась очередная революция. В начале 1930 года была нарушена традиционная договорённость между штатами Сан-Паулу и Минас-Жерайс о последовательном чередовании кандидатов, выдвигаемых на пост президента Бразилии - традиция, известная как «Политика кофе с молоком». Тогдашний президент Вашингтон Луис Перейра ди Соза, выдвинутый в 1926г. от Сан-Паулу, отказался назвать кандидатуру своего преемника от Минас-Жерайса, каковым должен был стать губернатор штата Антониу Карлус Рибейру ди Андрада. Президент сослался на то, что в условиях Великой депрессии, охватившей мировую экономику, правительство должно пойти на экстраординарные меры для исправления положения, и роль главы государства в таких условиях он доверяет губернатору Сан-Паулу Жулиу Престису. По результатам выборов президентом стал Жулиу Престис, победивший с 1 091 тысячами голосов против 742 тысяч у кандидата от оппозиции Жетулиу Варгаса (Рис.14) (возглавлял штат Риу-Гранди-ду-Сул). (Рис.?)
Рис.14 – Жету́лиу Дорне́лис Ва́ргас (Getúlio Dornelles Vargas), 1882-1954гг.
Президент Бразилии в 1930-1945гг. и в 1950-1954гг.
Рис.15 – Географическое положение регионов, политическая элита которых наиболее активно участвовала в борьбе за центральную власть.
Президентские выборы раскололи страну надвое. Потерпевший поражение кандидат, объявив о своей «победе», обвинил правительство в фальсификации и начал подготовку к вооружённому восстанию. В октябре дело дошло до вооруженной борьбы. 24 октября власть в Рио-де-Жанеро захватила военная хунта (Рис.16), но уже 3 ноября 1930г. в столицу вошли повстанцы во главе с верховным вождем революции Жетулиу Варгосом (Рис.17), принявшим на себя полномочия временного президента и полномочия эти продлились до 1945 года («Эра Варгаса»).
Рис.16 – Члены военной хунты: генералы Тасу Фрагозу и Мена Баррету, адмирал Исайас ди Норонья.
Рис.17 – Жетулиу Варгас и его сторонники перед походом на Рио-де-Жанейро.
Правда, гражданские беспорядки продолжилась до 1932г. В 1931 году создан Революционный комитет Северо-Востока, оппозиционный режиму Варгаса. В октябре 1931г. случилось восстание в 21-м пехотном батальоне (Ресифе, штат Пернамбуко). 09.07.1932г. оппозиционеры Варгасу открыто выступили в Сан-Паулу, это выступление считается началом Гражданской войны. 23.07.1932г. была проведена авиационная бомбардировка Сан-Паулу. В августе, правительственные войска захватывают Сан-Паулу. 02.10.1932г. окончание гражданской войны. Полная победа Варгаса.
На таком фоне в Бразилии были построены первые боевые машины типа танк и строили их восставшие.
В 1930г. в штате Риу-Гранди-ду-Сул, в котором заправлял тогда еще оппозиционный Варгас, в городе Porto Alegre (Порту-Алегри, столица штата) задумали построить собственные танки на базе более ли менее подходящих тракторов. Кем именно были разработаны проекты осталось неизвестным, но постройка трех машин проводилась совместными усилиями предприятия Estaleiros Alcaraz & Cia Ltd и Политехнической Школы города Порто Алегре.
Два эрзац танка (“Rio Grande do Sul” и “Parayba”), возможно, были созданы на базе колесного трактора Fordson модели 1921г. (Рис.18), хотя некоторые полагают, что за основу был взят гусеничный вариант Fordson Trackson модели 1922г. (Рис.19)
Рис.18 – Американский сельскохозяйственный трактор Fordson модели 1921г.
Рис.19 - Fodson Trackson 1922.
В пользу первой версии свидетельствует конструкция ходовой части этих двух машин, которая состояла их двух колес на каждый борт, на которые «обули» гусеничные цепи. (Рис.20)
Рис.20 – Эрзац танки “Rio Grande do Sul” и “Parayba”.
Весьма похоже, что ходовая часть этих машин состояла из двух колес на каждый борт и крупнозвенчатой гусеницы с шириной траков около 200 мм. С корпусами для этих машин тоже не все ясно. Вероятно, что бронирование состояло из листов котельной или корабельной стали, способной выдерживать попадания пуль винтовочного калибра. Обе машины получили приблизительно одинаковые башни, но танк “Rio Grande do Sul” имел закругленный капот, а “Parayba” отличался более угловатым корпусом с носовой частью в форме клина. Полагают, что масса машин составляла около 6 тонн, но мне кажется, что это завышенный показатель, скорее всего, масса машины не более 4 тонн, экипаж вряд ли более 2-х чел, вооружение 8-мм пулемет Hotchkiss в башне. Скорость машин оценивают в 3-5 км/ч.
Третий эрзац танк - “Minas Geraes”, созданный в Porto Alegre строился на совершенно другой базе – базе гусеничного трактора. Бразильские источники утверждают, что бронировался Best 60 модели 20 или 22, но ряд авторов, судя по габаритам машины, считают, что это не так. (Рис.21)
Рис.21 – Эрзац танк “Minas Geraes”.
Я допускаю, что “Minas Geraes” мог быть построен на шасси трактора Caterpillar Fifteen – габариты приблизительно схожие (Рис.22).
Рис.22 - Caterpillar Fifteen с испанскими бойцами, фото времен Гражданской войны в Испании.
Массу машины можно оценить в 5-6 тонн по аналогии, например, с почти однотипным испанским вариантом Blindado Mercier, экипаж 2 чел., вооружение 8-мм пулемет Hotchkiss в башне, скорость 3-5 км/ч.
О боевом применении эрзац танков штата Риу-Гранди-ду-Сул сведений мало. Известно, что машина с названием “Rio Grande do Sul” участвовала в боях близ столицы штата Бело Оризонте. Иногда указывается, что все три бронетрактора в течение 1931-1932 гг. участвовали в боях местного значения как на стороне повстанцев, как и на стороне федеральных войск (- вероятно, когда Варга уже стал временным президентом). После завершения Гражданской войны их разбронировали. (Рис.23)
Рис.23 – Эрзац танки “Rio Grande do Sul”, “Parayba” и “Minas Geraes” вместе.
В Сан-Паулу также соорудили один эрзац танк на базе гусеничного трактора.
Рис.24 - Reynaldo Ramos de Saldanha da Gama, 1905-1990гг.
Указывают, что за основу был взят сельскохозяйственный трактор Caterpillar с бензиновым 4-цилиндровым двигателем мощностью 25/31 л.с. считается, что это мог быть трактор серии Twenty Two, но другие авторы так не считают, поскольку выпуск данной серии был налажен в 1934г. Так что, вероятно, базовый трактор относился к более ранней серии. Ходовую часть трактора описывают так: на один борт 7 опорных катков с блокированной подвеской, переднее направляющее и заднее ведущее колесо зубового зацепления. На этой базе да Гама спроектировал довольно сложное изделие. В продольной проекции друг за другом располагались: радиатор, двигатель, бак с горючим, органы управления и места водителя и огнеметчика. Да, главным оружием танка да Гама сделал огнемет в башне – отсюда название машины: Blindado Lanca-Chamas (дословно «огнеметный танк»). Модель огнемета неизвестна. Полагают, что выбор огнемета был определен дефицитом орудий у повстанцев. Цилиндрическая башня находилась на крыше довольно просторной надстройки. В настройке насчитывалось семь смотровых щелей, что обещало хорошую обзорность. Смотровые щели закрывались броневыми щитками. За габариты машины по бортам выходили две секции. В передней и задней частях этих секций было установлено по одному 8-мм пулемету Hotchkiss. Рядом с задними пулеметами располагалось по одной двери для высадки и посадки экипажа. (Рис.25)
Рис.25 - Blindado Lanca-Chamas, боковая проекция.
Точная дата изготовления единственного Blindado Lanca-Chamas неизвестна, но считается, что это случилось в конце 1931г. или в начале 1932г. (Рис.26)
Рис.26 - Blindado Lanca-Chamas в железе. Крайний слева – лейтенант да Гама.
Полагают, что машину строили с помощью специалистов и рабочих из мастерской Политехнической Школы, после чего танк отправили на ходовые испытания близ населенного пункта Лорена (Lorena). Пишут, что у эрзац танка на испытаниях возникли проблемы с ходовыми качествами, вследствие перегрузки. Отмечалось, что передвижение по местности возможно, но лучше передвигаться по дорогам, где есть возможность маневра. С вооружением тоже было не все ладно. Теоретически пулеметы обеспечивали круговой обстрел, но фактически сектора стрельбы из них оказались ограниченными из-за крайне стесненного положения стрелков. В более выгодном положении находился огнеметчик, у которого была возможность вести огонь на 360°, но при этом дальность действия пехотного огнемета составляла всего 20-25 метров. (Рис.27)
Рис.27 – Действие огнемета, фото сделано на испытаниях.
Рис.28 - Blindado Lanca-Chamas на грузовике.
Появление огнеметного танка в ночном бою произвело сильное впечатление на обе стороны. Солдаты правительственных войск бежали, дав восставшим некоторую отсрочку. Многие сообщают, что на этом факте боевое применение Blindado Lanca-Chamas исчерпывается. Однако в бразильских источниках можно найти, что да Гама в дальнейших событиях 1932г. воевал на бронепоезде №6, который действовал в долине Параиба, прикрывая 2-ю пехотную дивизию вплоть до отступления к Сан-Паулу. Не исключено, что танк Blindado Lanca-Chamas был размещен на передней платформе этого бронепоезда и вел пулеметный огонь по противнику. (Рис.29)
Рис.29 – Вероятно, на платформе бронепоезда.
После окончания гражданской войны огнеметный эрзац танк отправили на слом.
*Развитие бронетанковой темы в 1930-е годы.
После умиротворения недовольных в 1932 году в Бразилии наступила эпоха стабильности, постепенно это отразилось и на теме развития моторизации армии и насыщения ее бронетанковыми средствами.
В феврале 1935г. в Голландии на судостроительном заводе Wilton-Fijenoord закупили 2 бронеавтомобиля для перевозки личного состава на шасси грузовика Ford - Ford / Wilton-Fijenoord и 2 БА Wilton-Fijenoord на немецком трехосном шасси Krupp-Protze L2H43 (в некоторых источниках пишут Krupp 22H143 6 x 6) (Рис.30).
Рис.30 - Krupp-Protze L2H43.
Машины Ford / Wilton-Fijenoord могли перевозить до 22 бойцов, бронирование 4 мм. (Рис.31)
Рис.31 – Ford / Wilton-Fijenoord.
БА Wilton-Fijenoord вооружались тремя пулеметами, два из которых были установлены в корпусе, а один - в полностью вращающейся башне. Экипаж состоял не менее чем из трех человек, двух водителей-стрелков и одного командира-стрелка. При необходимости экипаж мог быть увеличен до пяти человек. Масса машины составляла 4,5 т, бронирование 3-10 мм, максимальная скорость – 70 км/ч по дороге. Пишут, что на два задних колеса (по каждому борту) можно было натягивать гусеницу – максимальная скорость хода по бездорожью 30 км/ч. (Рис.32)
Рис.32 - БА Wilton-Fijenoord.
Рис.33 – Бразильские БА Wilton-Fijenoord.
В 1936г. все четыре машины были приданы Специальным полицейским силам Сан-Паулу, где и прослужили около 10 лет.
25 мая 1938 года создана Эскадрилья автопулеметов Учебного центра моторизации и механизации (Esquadrão de Auto Metralhadoras do Centro de Instrução de Motorização e Mecanização) в составе Гвардейского батальона (или батальона охраны), возглавил ее капитан Карлос Флорес де Пайва Чавес (Capitão Carlos Flores de Paiva Chaves) (Рис.34).
Рис.34 - Carlos Flores de Paiva Chaves в 1951 году, дослужился до звания полковника.
В нее вошли и танки Renault FT-17 из учебного подразделения, и новые, купленные в Италии танкетки-танки типа C.V.3. Говорят, что инициатива в приобретении этих машин исходила от генерала Вальдомиро Кастильо де Лима (Рис.35), хотя этот деятель скончался в том же 1938 году.
Рис.35 - General Waldomiro Castilho de Lima, 1873-1938гг.
Вскоре появляется новое название – Отряд боевых машин Учебного центра моторизации и механизации (Pelotão de Carros-de-Combate do Centro de Instrução de Motorização e Mecanização) – в русскоязычных источниках это формирование называют автобронетанковой школой.
Считается, что бразильцы покупали в 1938 году не базовую модель C.V.3, но под их заказ итальянцы разработали вариант CV3/38 (Рис.36).
Рис.36 - CV38.
CV3/38 имел существенные отличия в ходовой части. Ходовая часть на борт включала 4 обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно, один независимый каток, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения. Изменилась система подвески. У водителя появился улучшенный смотровой прибор. Вооружение состояло из одного 13,2-мм пулемета Breda mod.31 Tipo Marina (часто указывают калибр пулемета 12,7 мм), который был более эффективным, чем спарка пулеметов винтовочного калибра. Появился и более мощный двигатель FIAT, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. при 2600 об/мин. Масса CV3/38 достигла 3,5 т.
У авторов нет единого мнения был ли вариант CV38 запущен в серийное производство с 1938г., либо остался опытной машиной. Встречаются сведения, что единственный образец CV38 (возможно, три штуки) был отправлен заказчику – в Бразилию. (Рис.37)
Рис.37 – Предлагается считать, что так выглядела машина CV3/38 с 13,2-мм пулеметом Madsen для Бразилии.
Эти три (или одна) машины вошли в число 23-х или 24-х машин типа C.V.3. Обычно пишут, что что бразильцы получили (очевидно, уже в 1939г.) 17 машин, вооруженных двумя 7-мм пулеметами «Мадсен», 3 машины, вооруженные 13,2-мм пулеметами Breda mod.31 (надо полагать, это и были CV3/38) и 3 радийные командирские машины. По другим данным, 18 машин оснащались спаркой 7-мм пулеметами, а 5 штук несли 13,2-мм пулеметы.
Итальянские танки-танкетки обозначались как Autometralhadoras (пулеметная повозка) и вошли в состав Pelotão de Carros-de-Combate do Centro de Instrução de Motorização e Mecanização, хотя из некоторых источников следует, что их выделили в разведывательный полк Autometralhadoras Reconnaissance Regiment, как будто, находившийся в составе кавалерийской дивизии. Но, по другим сведениям, для полка планировалось две роты по 20 танков-танкеток, и полк развернут не был. Единственная рота C.V.3 разделялась на 4 взвода по 5 машин во взводе и три в резерве роты или командирские. (Рис.38)
Рис.39 – Бразильские танкисты на фоне своих C.V.3.
Вероятно, в 1942г. итальянские танки-танкетки были выведены из эксплуатации. (Рис.40)
Рис.40 – На вечной стоянке.
В 1939г. бразильские военные присматривались к танкам-танкеткам чехословацкого производства. 12 июня 1939 года комиссия по закупкам, возглавляемая полковником де Ферриасом, появляется на заводе Škoda Works. Из всех представленных образцов заинтересовал танк-танкетка Т-1 (Š-I). (Рис.41)
Рис.41 – Чехословацкий Т-1 (Š-I). Машина массой 2,2 тонны.
Бразильцы пояснили свой интерес тем, что этот тип подойдет им для полицейских целей, но, в принципе, эти машины годились и для комплектования разведывательных полков Autometralhadoras Reconnaissance Regiment кавалерийских дивизий. Сделка с чехами заключена не была.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, классификация по массе, классификация по вооружению, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
* Технические концепции и Директории Этапа.
В рассматриваемый Этап в Бразилии развивались следующие технические концепции: Концепция колесного трактора (кт) 1915г., Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. (Табл.1)
Таблица 1– Директории Этапа 1930-1938гг.
Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
1 Директория, 1930-1931гг. Дублирующий реликтовый прототип Fordson mod. 1921г, Br, 1930 – (кт)12 “Rio Grande do Sul” & “Parayba” |
2 Директория, 1930-1932гг. Синтетический прототип Caterpillar-Best, Br, 1930 – (тр)31 “Minas Geraes” Blindado Lanca-Chamas |
*Резюме.
Этап развития бразильского танкостроения 1930-1938гг. не имеет логических Периодов.
Бразильские эрзац танки (бронированные трактора) не были явлением какой-либо государственной программы, они появились в двух разных штатах, в тот момент оппозиционных федеральной власти.
В 1938г. появились планы оснащения кавалерийских дивизий бразильской армии сверхлегкими танками иностранного производства.
* Количественная оценка танковой техники за Этап.
Всего за Этап 1930-1938гг. в Бразилии было произведено танков: 4 шт. (Табл.2).
Таблица 2 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Бразилии в 1930-1938гг.
Типы эрзац танков 1930-1932гг. |
||||||||||||
Бронетрактора 1930-1932гг.
Всего: 4 шт. |
* Боевые типы.
Все произведенные кустарным способом эрзац танки отнесены боевыми типами, поскольку, как считается, принимали участие в боевых операциях.
* Классификация по массе.
Таблица 3 – Классификация по массам.
Минилегкие по массе танки |
3-5,5 т “Rio Grande do Sul” & “Parayba” (2) “Minas Geraes” (1) Итого: 3 шт. |
Определенных сведений о массе указанных танков нет, но, исходя из предположений о шасси этих машин, примем, что их масса не могла быть менее 3 тонн и более 5,5 т. |
Легкие по массе танки |
5,6-13,7 т Blindado Lanca-Chamas (1)
Итого: 1 шт. |
Шасси гусеничного трактора получило довольно большую надстройку и башню, что позволяет допускать, что масса машины выходила за пределы 6 тонн. |
* Классификация по вооружению.
Таблица 4 – Классификация танков по вооружению.
Пулеметные
Итого: 3 шт. |
Эрзац танки: “Rio Grande do Sul” & “Parayba” (2) “Minas Geraes” (1)
|
Огнеметно-пулеметные
Итого: 1 шт. |
Эрзац танки: Blindado Lanca-Chamas (1)
|
⃰ Производство.
Эрзац танки бронировались в двух штатах. Три машины (“Rio Grande do Sul”, “Parayba”, “Minas Geraes”) были сооружены в городе Porto Alegre (штат Риу-Гранди-ду-Сул) и одна в Сан-Паулу (Blindado Lanca-Chamas). Обращает на себя внимание, что в обоих случаях к созданию машин привлекались кадры местных Политехнических школ.
Таблица 5 – Бразильское танкостроение Этапа 1930-1938гг. по годам.
годы |
1 Директория |
2 Директория |
1930 |
“Rio Grande do Sul” & “Parayba” “Minas Geraes” |
|
1931 |
“Rio Grande do Sul” & “Parayba” (2) “Minas Geraes” (1) |
Blindado Lanca-Chamas
|
1932 |
|
Blindado Lanca-Chamas (1) |
Таблица 6 – Количество произведенных танков по годам.
год |
количество |
1931 |
3 |
1932 |
1 |
Итого |
4 |
⃰ Импортные типы.
На протяжении 1920-х и 1930-х в эксплуатации находилось 11 танков Renault FT-17 (и одна машина связи на базе Renault FT). В 1938г. эти машины были переведены в разряд учебных. Теперь ставка была сделана на итальянские танки-танкетки типа C.V.3 – в 1939 году прибыло 23 или 24 единицы этих машин. Указывают, что C.V.3 сняты с вооружения уже в 1942г.
⃰ Отправные решения.
Таблица 7 – Дублирующий реликтовый прототип, 1930г.
1930г. |
Дублирующий реликтовый прототип Fordson mod. 1921г, Br, 1930 – (кт)12 |
Fordson модели 1921г.
|
Колесный сельскохозяйственный трактор
|
Таблица 8– Синтетический прототип, 1930г.
1930г. |
Синтетический прототип Caterpillar-Best, Br, 1930 – (тр)31 |
Caterpillar Fifteen /Best
|
Гусеничный трактор гражданского назначения, точная модель неизвестна |
⃰ Эпилог.
Появление нескольких эрзац танков, разработанных и построенных в Бразилии в начале 1930-х годов носило бессистемный случайный характер.