Японское танкостроение
Танки Японии Japanese tanks 日本戦車
1925 – 1929
Этап открывается в 1925г. решением о разработке собственных типов танков и заканчивается в 1929г. разработкой первого японского боевого типа.
© Смирнов А.Г., 2016г.
Характеристика Этапа 1925-1929гг.
Ключевая фраза: Шу Сенша (средний танк).
Этап характеризуется разработкой первого японского боевого типа танка.
Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1925-1929гг.
Сквозной № |
Инд.№ |
Название |
Тип |
Образ |
1 |
1.1 |
“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 |
Средний по массе тяжелый пехотный танк |
|
2 |
2.1 |
Osaka Rikugun Zoheisho №2 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
3 |
2.2 |
Type 89 "2589" |
Средний по массе пехотный танк |
|
4 |
3.1 |
Renault Otsu-Gata |
Легкий по массе пехотный танк |
|
5 |
4.1 |
Nagayama Tank |
Экспериментальный сверхлегкий по массе радиоуправляемый танк |
|
6 |
5.1 |
Inoma-Kaminishi Tank |
Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк |
Календарь событий 1925-1929гг.
1925г. |
Генеральный Штаб принимает решение о разработке собственных танков. |
1925г., октябрь |
Начало работ по танку №1. |
1926г., май |
Завершение проектирования танка №1. |
1927г., февраль |
Завершение сборки танка №1. |
1927, март |
Прибывает британский танк Vickers Medium C. |
1927г., 21 июня |
Начало испытаний танка №1. |
1928г., апрель |
Начало работ по танку №2. |
1928г. |
Прибывают французские танки Renault NC27. |
1929г., апрель |
Построен танк №2 |
1929г. |
Конверсия французских танков Renault NC27, принятие обновленных машин на вооружение. |
1929г. |
Производство опытного колесно-гусеничного плавающего танка и экспериментального радиоуправляемого танка. |
1929г., конец |
Появление серийного образца танка Type 89 "2589". |
Под сенью сакуры
Становление азиатского тигра, первые танки в Японии, доктрина «ден тики сен», курс на собственный танк, новый британский импульс, машины на шасси Тип 89, семейство инженерных машины на шасси Тип 89, Renault Otsu-Gata, на пути свежих решений, японские танковые силы в 1929г.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, опытные типы, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
Под сенью сакуры
Становление азиатского тигра, первые танки в Японии, доктрина «ден тики сен», курс на собственный танк, новый британский импульс, машины на шасси Тип 89, семейство инженерных машины на шасси Тип 89, Renault Otsu-Gata, на пути свежих решений, японские танковые силы в 1929г.
⃰ Становление азиатского тигра.
В конце XIX века мир с изумлением обнаружил, что на Востоке появилось современное развитое в промышленном и военном плане государство – Японская империя (大日本帝國).
В 1868 году правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. Девизом реформ был выбран лозунг «фукоку кёхэй» («богатая страна, сильная армия»). Проводилась политика «просвещения сверху». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана «Миссия Ивакуры», которая, побывав в 15 странах, привезла на родину полезную информацию о современных принципах общества.
На первом этапе модернизации ставка делалась на заимствование «материальной цивилизации» («буссицо буммэй») и «машинной цивилизации» («кикай буммэй»). Индустриализация японской экономики требовала создания с нуля современной индустрии (кораблестроение, производство пороха, цемента, стекла, хлопка и т.д.). Масштабные госинвестиции в 1870-х позволили Японии решить эти задачи, однако привели к росту инфляции, что заставило правительство искать пути снижения госрасходов. В начале 1880-х годов правительство решило оставить в своем управлении только стратегические отрасли (кораблестроение, производство оружия, железные дороги, телеграф и т. п.), а активы в остальных отраслях продать, как правило по низкой выкупной стоимости, связанным c правительством семейным торговым группам Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и Ясуда, которые стали контролировать банковские и индустриальные объединения – такая система получила в Японии название дзайбацу (財閥).
Принятые меры позволили Японии к началу 1890-х годов наладить выпуск в стране станков и электрооборудования. Было начато производство собственных локомотивов, экспорт угля и меди. В секторе лёгкой промышленности успешно развивалась текстильная промышленность.
Формула «богатая страна, сильная армия» определила содержание военной реформы, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы. В 1873 году была создана национальная призывная армия, заменившая войска самураев.
Значительное содействие в развитии европейских технологий в промышленности, в армии и на флоте оказали британцы. (Рис.1)
Рис.1 – Броненосец «Микаса» - флагман японского флота в начале XX века, построен в Британии.
Созданные и обученные по западным образцам армия и флот быстро набрали силу и позволили Японии задуматься о внешней экспансии, в первую очередь в Корею и Китай. В 1894-1895гг. Япония нанесла серию поражений китайской армии и флоту и только энергичное дипломатическое вмешательство западных союзников Китая - России, Германии и Франции - держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем, не позволило Японии захватить территории на континенте. Следующий конфликт – с Россией в 1904-1905гг. разрешил Японии захватить Корею, некоторые собственно российские области (Южный Сахалин) и стяжать себе статус сильнейшей державы на Дальнем Востоке. (Рис.2)
Рис.2 – Цусимское морское сражение 14 (27) мая – 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в результате которого японский флот разгромил русский флот – русские потеряли 26 кораблей (21 корабль потоплен, 5 сдались в плен), из них 8 броненосцев, потери в личном составе: 5045 чел. убито, 803 ранено, 6016 чел. пленено; при этом японцы потеряли 3 небольших миноносца, 117 чел. убитыми и 538 ранеными.
Это сражение можно считать своеобразным громогласным анонсом возникновения мощнейшей военно-промышленной державы на Дальнем Востоке.
В Первую мировую войну Япония вступила 23 августа 1914г. на стороне Антанты. Поскольку Германия не могла организовать серьёзного сопротивления в Восточной Азии, Япония быстро оккупировала немецкие азиатские колонии. Для Японской империи крупнейшим сражением Первой мировой войны стала осада порта Циндао (Рис.3) – административного центра Германии на Дальнем Востоке.
Рис.3 – Вверху – географическое положение Циндао, внизу – эскиз карты Циндао на 1906г.
В ночь на 7 ноября 1914г. Циндао пал – японцы потеряли 3000 человек, немцы – 700 человек убитыми и раненными. Этим событием активное участие Японии в Первой мировой войне ограничилось.
В 1919 году Японская империя, наряду с США, Великобританией, Францией и Италией, стала одной из пяти великих держав, принимавших участие в Версальской мирной конференции. По итогам Первой мировой войны Японская империя получила немецкие территории в Шаньдуне, а также часть бывших немецких колоний в Тихом океане, составившую Южный Тихоокеанский мандат. Кроме того, Японская империя стала одной из стран-основателей Лиги Наций – другими словами, за Японией закрепился статус мировой державы.
⃰ Первые танки в Японии.
Первым танком, прибывшим в Японию, оказался английский ромб Mk.IV – некоторые источники считают, что было доставлено 2 таких машины. Произошло это историческое событие 24-го октября 1918 года в порту Йокогамы. Упоминают, что японский Mk.IV затем был (или были) доставлен(ы) на территорию Китая, находившуюся под контролем японских войск (- очевидно, речь идет о Циндао), для ознакомления и испытаний. (Рис.4)
Рис.4 – Японская «четверка» на испытаниях, 1920-е.
В 1919г. или в 1920г. в Японию прибыли 6 (некоторые пишут - 4) английских танков Whippet Mk A, получили название «Тип 2597» (- скорее всего, обозначение «Тип 2597» не применимо в данном случае, цифры «2597» указывают на год, в пересчете на христианский календарь – 1937-ой, получается, танк Whippet Mk A в Японии обозначали, как танк модели 1937-го года). Танки Mk.A «Уиппет» считались в Императорской армии Японии боевыми до 1929г. (Рис.5)
Рис.5 - Whippet Mk A в составе японской армии.
Некоторые считают, что в 1919г. или в 1920г. из Владивостока в Японию перевозят 10 танков Renault FT-18, которые предназначались для русской армии адмирала Колчака (указывают, что 10 танков Renault FT были разгружены во Владивостоке в марте 1920г.). В этой связи японский автор Akira Takizawa сообщает, что японские Renault FT участвовали в действиях экспедиционного корпуса на Дальнем Востоке в 1919г. То есть, полной ясности в вопросе первоначальной принадлежности этих танков нет, но есть подтверждение того, что в 1919-1920гг. на русском Дальнем Востоке действительно могли находиться 10 танков Renault FT.
В 1922г. японцы закупили еще 12 или 13 легких французских танков. Танки Renault FT-18 получили в Японии название «Ко Гата Сенша» (Ko Gata Sensha), другое название «Тип 79» или Type A. (Рис.6)
Рис.6 – Японские Renault FT.
Пишут, что прибывшие в 1922г. 13 легких танков были частью направлены в недавно созданную офицерскую пехотную школу в Куруме, а несколько штук в армейскую кавалерийскую школу. В других источниках пишут так: «Первые танки (- речь о Renault FT) были переданы в танковый отряд Пехотной школы и первый танковый отряд в Kurume».
Спустя несколько лет японцы перевооружили французские легкие танки (- возможно, не все) своими пушками и пулеметами. Пушечные машины получили 37-мм орудие тип 11, Sogekiho, а пулеметные – 6,5-мм пулеметы тип 3, Taisho. (Рис.7)
Рис.7 – Танки Renault FT, перевооруженные японским вооружением.
37-мм пушка тип 11 Sogekiho (Рис.8) были разработаны на базе французской 37-мм траншейной пушки М1916.
Рис.8 – 37-мм пушка тип 11.
Масса тела пушки 33-35 кг. Длина ствола орудия составляла 1036 мм (28 калибров). Скорость снаряда 530 м/с. Пушка тип 11 имела ствол моноблок, вертикальный клиновой затвор. Пушка не имела автоматики, процесс открытия – закрытия затвор производился вручную. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника.
Пулемет Taisho тип 3 являлся модификацией пулемета Type Meiji 38 Hotchkiss, с 1914г. выпускавшегося Армейским техническим бюро под руководством Кидзиро Намбу. Модификация была официально принята в 1915г. (Рис.9)
Рис.9 – 6,5-мм пулемет Taisho тип 3.
Масса пулемета 27,9 кг. Длина пулемета 1204 мм, длина ствола 742 мм. В японском пулемете автоматика Hotchkiss была заменена на автоматику пулемета Lewis.В качестве боеприпаса использовался винтовочный патрон 6,5х50 мм Арисака. Начальная скорость пули 740 м/с. Максимальная дальность стрельбы 2000 м, эффективная стрельба – на дистанции 600 м. Скорострельность 120 выстр./мин (при непрерывной стрельбе лентой – 480 выстр./мин.
Вероятно, по мере исчерпания моторесурса, танки Renault FT стали оснащать карбюраторными двигателями японского производства, также по мере износа меняли родные гусеничные траки на траки местной выделки.
Японцы применяли танки Renault FT в Маньчжурии в 1931-1932гг. (Рис.10)
Рис.10 – Японские Renault FT в Китае.
Не исключено, что верхняя фотография сделана в Харбине.
Как видим, в Китае машины еще имели родное вооружение.
Свою карьеру на японской службе танки Renault FT закончили в Танковой школе. (Рис.11)
Рис.11 - Галерея Ko Gata Sensha.
Вероятно, около 1923-1924 года японцы купили техническую документацию на плавающую бронемашину на колесно-гусеничном ходу американского инженера Кристи М1923 (Рис.12).
Рис.12 – Плавающая бронемашина Кристи М1923.
⃰ Доктрина «ден тики сен».
Принятие танков в Японии проходило не просто. В среде военных возникло два мнения насчет будущего развития армии и роли танков и авиации в обеспечении боеспособности сухопутных сил. Первая группа – т.н. «старая школа», взрощенная еще на традициях русско-японской войны, лидерами которой являлись генералы Араки, Ниси, Абе, Уэда и будущий маршал и министр армии Тэраути Хисаити (Рис.13) - ставила во главу угла боевой дух японского солдата, отвергала европейские технические новинки, как не подходящие самурайскому духу.
Рис.13 - Тэраути Хисаити (寺内寿一, англ.: Hisaichi Terauchi), 1879-1946гг.
С марта 1936 по февраль 1937 министр армии, с 6 июня 1943г. маршал японской императорской армии.
Группа «молодых офицеров», лидером которой считался генерал Ураки, отстаивала европейские концепции танковой и воздушной войны.
По мнению представителей «строй школы», молодые офицеры явно переоценивали «технологию войны» - победа добывается ценой самопожертвования самураев, а не количеством бензина в баках танков. Им оппонировала молодежь - полковник Т. Хосино писал: «Ни одна страна не может считать свои войска современными и обороноспособными без мощной артиллерии, современных танков и военных самолётов. Само наше будущее зависит от них». Таким образом, программа моторизации и механизации японской армии рождалась в мучительных спорах между представителями «молодых офицеров» и «старой школой».
Результатом споров стала доктрина «ден тики сен» - своеобразный аналог германского «блицкрига». Японцы, как и их союзники по «оси», делали ставку на быстрый разгром противника, но обычными средствами, а не танками и пикирующими бомбардировщиками. Во главу угла японцы ставили нанесение морального, а уже потом физического поражения неприятелю. Эта доктрина и определила в общих чертах конфигурацию будущих бронетанковых частей Японии.
С самого начала появления танков в составе Императорской армии Генеральный штаб рассматривал их преимущественно как средство ведения разведки и сопровождения пехоты. Считалось, что танки слишком медлительны, чтобы взаимодействовать с конницей. Поэтому танки решили придавать пехоте.
В апреле 1925г. завершилось формирование двух отдельных танковых рот, на вооружении которых состояли танки «Ко Гата Синша» (французские Рено FT-17) и британские «Уиппет». 1-я рота была придана расквартированной в Курума 12-й пехотной дивизии. 2-я рота вошла в качестве испытательного подразделения в состав пехотного училища в Тиба (окрестности Токио). Пишут, что в каждой роте имелось по четыре линейных и одному резервному танковым взводам, а в каждом взводе насчитывалось по четыре танка. Таким образом, в двух ротах должно было находиться примерно 40 танков – эта цифра не совсем стыкуются с количеством танков, приобретенных Японией в первой половине 1920-х годов. Вероятно, в каждой роте могло находиться по 14 танков: по 3 танка «Уиппет» и по 11 «Рено». Указывают также, что штаб роты располагал автомобилями и мотоциклами. Танковая рота усиленная артиллерийской батарей, представляла собой боевую группу.
Некоторое время командование Императорской армии изучало возможность интеграции кавалерийских бригад и танковых частей в смешанные маневренные соединения. В этой связи более адекватным средством усиления кавалерии, казалось, могут служить скоростные бронеавтомобили. Однако к середине 1920-х возобладало мнение, что от кавалерийских частей нужно вовсе отказаться (как показала практика Первой Мировой войны, кавалерийские части оказались слишком уязвимыми) в пользу формирования отдельных эскадронов скоростных бронеавтомобилей. В связи с такими умонастроениями предположительно в 1924г. в Японию завезли колесно-гусеничную новинку от французской фирмы FAHM – сверхлегкий танк или танкетку Chenillette St-Chamond modele 1921 (Рис.14).
Рис.14 – Японский экземпляр St-Chamond М1921.
Казалось, что St-Chamond М1921 неплохо вписывался в техническое задание японской армии на разведывательную бронемашину. (Рис.15)
Рис.15 – Танкетка St-Chamond М1921 на испытаниях в Японии.
В 1928г. японская армия получила на вооружение более традиционные бронеавтомобили – Sumida, на шасси 5-тонного грузовика Wolseley CP Truck, поэтому иногда их называют Wolseley-Sumida или Wolseley CP Armored Car. (Рис.16)
Рис.16 – БА Sumida.
Машины Wolseley CP Truck производились в Японии по британской лицензии. Конструктивно бронеавтомобиль Sumida образца 1928 года был схож с машинами типа Crossley M1926 (Рис.17), которые японская армия получила несколько ранее.
Рис.17 – Британский БА Crossley M1926 на службе японской армии.
Масса БА Sumida 4200 кг. Экипаж 3 чел. Компоновка машины была классической. Впереди располагался 30-сильный бензиновый двигатель, в средней части - отделение управления, боевой отсек – в корме. Толщина бронирования не превышала 6 мм. Вооружался бронеавтомобиль тремя 6,5-мм пулеметами, один из которых устанавливался в одноместной конической башне на крыше боевого отделения и два размещались в корпусе. Ходовая часть практически полностью перешла от грузовика с сохранением колесной формулы 4х2. Все колеса были спицоваными, на бескамерных шинах из жесткой резины. Передние колеса были управляемыми, задние — сдвоенные, ведущие.
Точные данные о количестве выпущенных бронеавтомобилей Wolseley-Sumida отсутствуют. Есть данные, что в 1931 году несколько машин этого типа активно применялись в ходе вторжения в Маньчжурию и до середины 1930-х гг. несли патрульную и охранную службу. (Рис.18)
Рис.18 – БА Sumida на службе.
В 1928 году, в опытном порядке, был разработан и реализован проект установки бронированного корпуса на французский грузовой автомобиль Renault грузоподъёмностью 2,5 тонны. Ходовая часть этого грузовика состояла из трех осей, передняя из которых оснащалась одинарными управляемыми колесами, а задняя – двумя парами ведущих сдвоенных колес. Шины были пневматическими. Подвеска включала четвертьэллиптические (или полуэллиптические?) рессоры из металла. Сведений о силовой установке не сохранилось, но вероятнее всего машина могла оснащаться бензиновым двигателем мощностью 50-55 л.с., оснащенным жидкостной системой охлаждения.
Масса бронеавтомобиля на данной базе оценивается в 6 тонн. (Рис.19)
Рис.19 – БА на шасси Renault.
Корпус собирался из двух больших секций. В первой размещался двигатель, система охлаждения и масляная система, причем лобовой радиатор закрывался нерегулируемыми створками клиновидной формы, установленные под небольшим углом. Рациональные углы наклона также получили только верхние бронелисты в носовой части корпуса и на корме. Лобовой бронелист во время движения на марше мог приподниматься вверх для улучшения обзора водителя. В боевых условиях наблюдение за местностью велось только через смотровые щели в корпусе. Посадка и высадка экипажа производилась через небольшие двери по обоим бортам корпуса. Помимо прочего, было предусмотрено два поста управления – передний и задний. Численность экипажа составляла 6 человек. На крыше боевого отделения, которое было совмещено с отделением управления, устанавливалась одноместная башня в форме усеченного конуса. В ней находился единственный 6,5-мм пулемет Таишо Тип 3 (Taisho Type 3), представлявший собой японский вариант французского пулемета Hotchkiss.
В 1929 году было построено два опытных образца, которые после непродолжительных испытаний передали Кавалерийской школе. Пишут, что затем машины отправили в Маньчжурию. (Рис.20)
Рис.20 – БА на шасси Renault в колонне.
⃰ Курс на собственный танк.
После детальной оценки прибывших машин было принято решение о приобретении лицензии на выпуск танков зарубежных образцов, однако, по ряду причин оно было пересмотрено.
В 1925 году Штаб Армии распорядился начать работы по танкам собственной конструкции, которые должны были превзойти зарубежные образцы.
Изначальным планом предполагалась разработка двух типов: 10-тонного лёгкого, подобного FT-17 и 20-тонного танка.
Проектирование машин поручили 4-й военной лаборатории Технического бюро Императорской армии Японии. Говорят, молодому инженеру - Томио Хара (Рис.21) – который выделялся на фоне коллег удалось убедить начальство сфокусироваться на разработке «тяжелого» танка – лучше вооруженного и защищенного, чем легкие машины.
Рис.21 – Томио Хара (原 乙未生), 1895-1990гг., ведущий японский конструктор бронетехники до 1945г.
Итак, приоритетным направлением стал 20-ти тонный танк, который мыслился в качестве «тяжелой» машины по типу французского двухбашенного 2С. Правда, встречается чертеж британского пятибашенного танка A1E1, выполненного японцами (Рис.22) – не исключено, что японские специалисты рассматривали оба варианта тяжелого многобашенного танка, но от британской концепции отказались, отдав предпочтение французской компоновке.
Рис.22 – Японский чертеж британского пятибашенного танка А1Е1.
Работы по созданию первого японского танка начались в октябре 1925г. в 4-й военной лаборатории Технического бюро Императорской армии Японии. Руководил группой из 16-ти конструкторов Томио Хара. На реализацию проекта запросили 2 года.
Согласно обновлённым требованиям, боевая машина должна была иметь длину 6 метров (чтобы уместиться в железнодорожные габариты), массу 12-15 тонн и экипаж из 5 человек. Толщина брони рассчитывалась из требований отражать снаряды пехотных орудий калибра до 37 мм на дистанции 500-600 метров. Сразу планировалась многобашенная продольная схема: в главной башне рассчитывали установить 57-мм орудие, а в двух малых башнях (одна спереди, одна в корме) - по одному пулемету. Требовалось также обеспечить максимальную скорость 25 км/ч, что было теоретически возможно при двигателе мощностью 150 л.с. Танк должен был преодолевать ров шириной 2,5 метра и уклон 43°.
Проектирование (Рис.23) было завершено в мае 1926 года, но постройка прототипа затягивалась по причине недостатка производственных мощностей и отсутствия квалифицированных кадров.
Рис.23 – Проект первого японского танка.
Кроме того, сам танк оказался технологически очень сложным - его конструкция состояла более чем из 10000 отдельных компонентов. Чтобы работы продвигались быстрее к процессу изготовления деталей подключили фирмы Mitsubishi (Митсубиши) и Kawasaki (Кавасаки).
Сборка первого прототипа Osaka Rikugun Zoheisho №1 (или Экспериментальный Танк №1, другое его название “2587” «Чи-и» - 実験タンク番号壱, Jikken tanku bangō wən, Type 87 Chi-I) (Рис.24) производилась из мягкой стали и была завершена в феврале 1927 года, за два месяца до истечения срока заказа, во многом силами Армейского Арсенала в Осаке (здесь также изготовили часть деталей).
Рис.24 – Первый японский танк, 1927г.
Масса машины составила около 18 т (габариты, увы, неизвестны, по длине, возможно, около 6000 мм). Толщина элементов: лоб корпуса, главная башня – 20 мм, борт корпуса -10 мм. Вооружение - одна 57-мм пушка и два 6,5-мм пулемета Тип 97. Экипаж 6 чел.
Корпус танка имел значительную длину и внутри разделялся 6-мм бронированными перегородками на три отсека. В передней части находилось отделение управления (справа) и носовая малая башня с 6,5-мм пулеметом (слева). Среднюю часть занимало основное боевое отделение, на крыше которого устанавливалась коническая главная башня с 57-мм пушкой Тип 90 (Рис.25), оснащенная башенкой с командирским куполом.
Рис.25 – Схема 57-мм пушки Тип 90.
Далее в центре находилось моторно-трансмиссионное отделение, а на корме разместили ещё одну малую башню с 6,5-мм пулеметом.
В основе силовой установки находился 120-сильный 8-ми цилиндровый карбюраторный двигатель с уникальной системой воздушно-жидкостного охлаждения. Топливные баки располагались по бортам корпуса. Трансмиссия механического типа включала 6-скоростную планетарную коробку передач, что должно было обеспечить радиус разворота не более 7 метров.
Ходовая часть танка включала, применительно на один борт, восемь пар опорных катков с пружинной подвеской, три независимых опорных катка, три поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо и ведущее колесо заднего расположения. Гусеница состояла из мелкозвенчатых одногребневых траков.
Испытания Экспериментального Танка №1 начались 21-го июня 1927 года. (Рис.26)
Рис.26 – Первый японский танк на испытаниях.
Вначале была произведена демонстрация военным специалистам, после чего танк своим ходом преодолел примерно 8 км от железнодорожной станции Готемба до армейских казарм. Это путешествие казалось весьма рискованным из-за опасения низкой надежности основных элементов конструкции. Дальнейшие испытания проводились на полигоне у горы Фудзи. При массе 18 тонн японский средний танк показал максимальную скорость 20 км/ч (запас хода по шоссе – 100-150 км) и имел радиус разворота 4,6 метра, что было даже лучшим показателем, чем у зарубежных аналогов. Однако, несмотря на достаточно успешные испытания Экспериментальный Танк №1 не пошёл в серию – эта машина казалась военным сыроватой, недостаточной была найдена и ее способность к преодолению препятствий.
⃰ Новый британский импульс.
Для решения задачи разработки более легкого 10-ти тонного танка обратили внимание на современную иностранную технику. В марте 1927г. в Японию прибыл новейший танк британской фирмы Vickers - Medium C (масса пустого танка 10,6 т) (Рис.27).
Рис.27 - Vickers Medium C с японскими опознавательными знаками.
Японцы немедленно принялись тестировать британский «медиум». Первые же тесты показали, что британское танкостроение заметно опережает японское, хотя не обошлось без неприятного инцидента – в процессе нарочито интенсивных испытаний загорелся бензиновый двигатель - считается, что этот эпизод навел японских инженеров на мысль о необходимости использования на танках дизельного двигателя. Так возникла идея создать своего рода «гибрид» - основа британская конструкция, плюс японские представления.
Разработку танка начали на Арсенале в г. Осака («Осака Рику- гун Зохейшо») в апреле 1928 года после согласования требований с представителями Генштаба. По сути, японская машина представляла собой хорошо скопированный, но более легкий – массой 9,8 т - Medium Mk.C.
Корпус собирался из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины. Танк получил бронирование лобового элемента корпуса - 15 мм, а борта и корма защищались 11-мм бронёй. В передней части корпуса, за массивным лобовым бронелистом, располагались места для механика-водителя (слева) и пулеметчика (справа). Под передней пулеметной установкой находился большой одностворчатый люк, предназначенный для высадки и посадки экипажа. В состав смотровых приборов водителя был включен стробоскоп, представлявший собой вращающийся диск с радиальными рядами отверстий.
Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. На крыше устанавливалась башня ассиметричной формы с толщиной лобовой части 17 мм и 15 мм бортами. Пишут, что на прототипе монтировалась 47-мм короткоствольная пушка (-?) и кормовой 6,5-мм пулемет Тип 91, который крепился вместе с сошками и телескопическим прицелом. Полный боекомплект состоял из 100 выстрелов и 2745 патронов. Место командира танка находилось справа от орудия, место заряжающего было с левой стороны. Для эвакуации экипажа был предусмотрен кормовой люк.
Моторно-трансмиссионное отделение находилось в задней части корпуса. Osaka Rikugun Zoheisho №2 оснащался немецким бензиновым двигателем Daimler, развивавшим мощность 118 л.с. при 1800 об/мин. Трансмиссия – механического типа, оснащалась 4-ступенчатой коробкой передач, главным и бортовыми фрикционами, а также механическими тормозами. Для охлаждения в верхних бронелистах МТО установили бронированные жалюзи. Выхлопная труба и глушитель выводились на левый борт. Для доступа к агрегатам силовой установки и трансмиссии в кормовых бронелистах имелись люки.
Наиболее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть. Применительно на один борт ходовая часть включала четыре тележки с двумя катками диаметром 229 мм, соединенные попарно на общем балансире и закрепленные на общем балансире, который подвешивался на полуэллиптической рессоре, закреплённой к борту корпуса. Дополнительно был применен передний натяжной каток с индивидуальной пружинной амортизацией. Верхняя ветвь гусеница поддерживалась пятью роликами с каждого борта. Ведущие колеса диаметром 762 мм с цевочным зацеплением находились сзади, направляющие спициованные колёса диаметром 914 мм и винтовой механизм натяжения гусениц – спереди. Гусеница мелкозвенчатая одногребневая, с шириной трака 305 мм и шагом 150 мм. Открытые элементы подвески защищались бронированными экранами.
Прототип Osaka Rikugun Zoheisho №2 был готов в апреле 1929 года. (Рис.28)
Рис.28 - Osaka Rikugun Zoheisho №2, 1929г.
Кажется, что на фото 57-мм пушка Тип 90.
К тому времени военные пришли к выводу, что масса «легкого» танка не должна превышать 9,1 т и машина Osaka Rikugun Zoheisho №2, в качестве легкого танка была отвергнута по причине слишком высокой массы и низких динамических качеств. Однако Генштаб утвердил прототип в классификации «средний танк» - Шу Сенша (средний танк) “2589”, Тип 89 «И-го» или “2589”, Yi-Go, I-Go, 八九式.
Испытания опытного образца прошли вполне успешно, хотя был отмечен ряд недостатков. Танк показал хорошие динамические качества, мог преодолевать подъёмы крутизной до 37° и траншей шириной до 2,5 метров. Вместе с тем, состав вооружения, обзорность и дальность хода были признаны недостаточными. Весьма непростым оказалось управление танком – водитель был вынужден оперировать пятью рычагами и тремя педалями.
У этого экземпляра не совсем обычные гусеницы.
Рис.29 – Варианты Тип 89А.
Список изменений включал установку нового 57-мм орудия Тип 2590 с длиной ствола 18,5 калибров и углами вертикального наведения в пределах от -15° до +20°. Стрельба производилась унитарными выстрелами массой 2,57 кг. Снаряд обладал начальной скоростью 350-380 м/с и прицельной дальностью до 800 метров. На дистанции 500 метров осколочно-фугасный снаряд (другие в боекомплект не входили) мог пробить вертикально установленную броневую плиту толщиной всего 20 мм. Несмотря на весьма скромные характеристики бронепробиваемости, данное орудие было признано вполне пригодным для установки на танк. Основной задачей танков Тип 89 являлась поддержка пехоты, поэтому мощность фугасных снарядов этого калибра считалась вполне достаточной. Башня получила смещенную влево нишу с шаровой установкой 6,5-мм пулемета и командирскую башенку конической формы, откидывающуюся в сторону (некоторые считают, что на первых машинах командирская башенка отсутствовала). Чтобы обеспечить преодоление более широких рвов и траншей к кормовому бронелисту крепился откидной хвост, на котором имелась возможность перевозить ящик ЗИП и маскировочную сеть. (Рис.30)
Рис.30 – Вид на башню с откинутой в сторону башенкой и нишей (нижнее фото) и откидной хвост.
Ещё одной особенностью стала установка отечественного двигателя Mitsubishi мощностью 115-118 л.с.
Масса доработанной машины составила 11,5 т (в источниках приводится цифра и 11,8 т) при габаритах: длина – 4300 мм (без хоста), 5750 мм (с хвостом), ширина – 2150 мм, высота – 2200 мм, клиренс – 350 мм. Барятинский приводит немного другие размеры машины: длина – 5850 мм (без хвоста), 6360 мм с хвостом, ширина - 2150 мм, высота - 2600 мм, клиренс – 480 мм. Бронирование: вертикальные элементы корпуса и лоб башни – 17 мм, борт, корма башни – 15 мм, крыша – 10 мм, днище – 6 мм. Вооружение - одна 57-мм пушка и два 9,5-мм пулемета Тип 91 (в шаровых установках в лобовом листе корпуса и корме башни). Боекомплект 100 выстрелов и 2745 патронов. Экипаж – 4 чел. Двигатель - Mitsubishi, карбюраторный, 6-цилидровый, мощностью 115-118 л.с. при 1800 об/мин. Трансмиссия - механического типа: 4-ступенчатая КПП (4+1), главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи. Скорость - 27 км/ч по шоссе, запас хода по шоссе – 87 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 34°, ширина рва 2,5 м, высота стенки 0,83 м, глубина брода 1 м. (Рис.31)
Рис.31 – Возможности Тип 89А.
В 1932г. после опыта применения танков в Китае были предложены новые улучшения. Несмотря на практически полное отсутствие противотанковых средств, китайские солдаты старались концентрировать огонь на смотровых щелях, что приводило к многочисленным ранениям танкистов. В качестве ответных мер было решено местами усилить бронирование: установить сплошной наклонный лобовой лист корпуса с одностворчатой дверью; перед люком водителя приклёпывался грязеотбойный щиток; в «скулах» корпуса установлены смотровые люки на петлях; над лобовой дверью установлен люк для выдвижной фары; стробоскоп механика-водителя оборудован крышкой с дугообразным вырезом; изменена маска пушки (-?- на доступных фото не просматривается); появились броневые кожухи на пулеметах и выхлопной трубе. Новой модификации присвоили обозначение Тип 89В или Тип 89 «Оцу» (Otsu), иногда употребляют просто «Оцу»; в некоторых источниках считают, что новую модификацию уместнее обозначать Тип 92 (2592), 九二式. На поздних сериях Тип 89В на башне появилась новая командирская башенка грибовидной формы со смотровым прибором. (Рис.32)
Рис.32 - Тип 89 Оцу.
Постройку танков Тип 89 было решено развернуть сразу на нескольких предприятиях. В общей сложности с 1929г. по 1936г. было построено 220 или 230 танков Тип 89. Серийное производство в 1931г. организовали Арсенале в г. Нагойя, фирма Mitsubishi поставляла двигатели, но до 1933г. было выпущено незначительное количество танков. Крупносерийное производство Тип 89 было развернуто только в 1935 году на фирме Mitsubishi (Mitsubishi специально построила завод по производству танков) – постепенно к подряду присоединились заводы Tokyo-Gasu Denki, Ishikawajima.
Пишут, что на некоторых машинах Тип 89, выпущенных в 1936г. устанавливались дизельные двигатели от фирмы Kawasaki. Павда, возможно, что в данном случае речь идет о следующем варианте – Тип 94. Не исключено также, что в число 220 или 230 построенных танков этого типа включаются и варианты Тип 89, и Тип 94 (сообщают, что машин этой модификации было получено 189 шт.).
Рис.33 – Кадры первого применения японских танков Тип 89, Шанхай, февраль 1932г.
В дальнейшем танки Тип 89 находились на вооружении следующих соединений:
1-я отдельная смешанная бригада
2-я танковая дивизия
3-й танковый полк
4-й танковый полк
6-й танковый полк
7-й танковый полк
2-я отдельная танковая рота
7-я отдельная танковая рота
8-я отдельная танковая рота
1-я отдельная танковая рота
1-й танковый батальон
2-й танковый батальон
5-й танковый батальон
Отдельная танковая рота Китайской танковой группы
Танковая рота Шанхайского отряда морской пехоты
Танковая школа морской пехоты в Шанхае. (Рис.34)
Рис.34 – Тип 89 на маневрах японской армии.
Танки Тип 89 активно применялись в боевых действиях в Китае и Маньчжурии (Рис.35), в 1939г. против СССР на реке Халхин-Гол и на Тихоокеанском театре вплоть до 1945г.
Рис.35 – Тип 89 в Маньчжурии.
В середине 1930-х гг. на базе танка Тип 89 разрабатывался проект самоходной артиллерийской установки, но довести его до реализации в металле не удалось.
Тип 90 И-Ке (Рис.36) выпускался в 1930-1935гг., предназначался для буксировки 100-мм орудия.
Рис.36 – Тягач Тип 90 И-Ке.
Масса 4,6 т. Длина – 3600 мм, ширина – 1800 мм, высота – 2400 мм. Экипаж 6 чел. Основная часть производственной серии с карбюраторным двигателем мощностью 98 л.с., машины поздней серии с дизельным двигателем. Скорость 23 км/ч. Эксплуатировался, вероятно, до конца Второй мировой войны.
Тип 91 Ни-Ку (Рис.37) выпускался в 1931-1935гг., предназначался для буксировки 150-мм орудия.
Рис.37 – Тягач Тип 91 Ни-Ку.
Масса 8 тонн. Длина – 4300 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2600 мм. Экипаж 7 чел. На данные машины устанавливались как карбюраторные двигатели, так и дизельные. Эксплуатировался, вероятно, до конца Второй мировой войны.
Тип 92 (Рис.38) выпускался в 1932-1936гг., всего произведено 1657 машин, предназначался для буксировки 150-мм орудия.
Рис.38 – Тягач Тип 92.
Масса 8-9,3 т. Длина – 4300 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2600 мм. Экипаж 7 чел. Производился с моторами двух типов: с 6-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 130 л.с. (Model 92-A) и с 6-цилиндровым дизельным двигателем 120 л.с. (Model 92-B). Скорость 20 км/ч. Эксплуатировался, вероятно, до конца Второй мировой войны.
*Семейство инженерных машины на шасси Тип 89.
На базе Тип 89 было разработано шасси для инженерных машин различного назначения. Проектирование шасси началось в 1930г. и в 1931г. военным был представлен первый прототип машины Soukou Sagyou (SS). Конструкция шасси имела сходство с танком, однако для SS использовались только отдельные элементы от серийных машин. Так, применительно на один борт, ходовая часть состояла из четырех двухкатковых тележек, соединенных попарно в два блока с амортизацией на листовых рессорах. Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления – сзади. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали по два верхних ролика с каждого борта. Гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, состояла из стальных траков.
В конструкцию корпуса было внесено несколько изменений - передний одностворчатый люк был заменен на двухстворчатый, а шаровая установка под пулемет сместилась к центру лобового элемента, в нишах корпуса предусмотрели установку огнеметов. Соответственно, отсутствовала башня, вместо которой на крыше боевого отделения установили небольшую командирский купол со смотровым прибором. К передней части крепился двухсекционный плужный трал. На корме устанавливались лебедочные механизмы с забором мощности от двигателя и буксирные приспособления.
Поскольку машины SS не предполагалось использовать в прямых боевых столкновениях толщину бронирования решили немного уменьшить. Теперь толщина крыши и днища составляла по 6 мм, борта корпуса – по 13 мм, правда, пишут, что толщина брони лобового элемента корпуса составляла 25 мм. В качестве основы для силовой установки использовался дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 145 л.с. при 1800 об/мин.
Экипаж 5 чел.
В целом, прототип получился громоздким, а из всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные. Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и одного пулемета, был достаточно грозным. Через некоторое время Армия подписала контракт на поставку небольшой партии машин под обозначением SS-Ki (Рис.39), которые стали поступать в войска с 1935г.
Рис.39 – Инженерная машина SS-Ki.
Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937г. эти машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей. Позднее их отправили на советско-маньчжурскую границу в составе инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным, армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии инженерных машин. В течение 1931-1943гг. (включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – 98) в шести основных модификациях:
SS-Ki - основная модификация инженерной бронемашины;
SS Kou Gata - инженерная бронемашина с модифицированной ходовой частью: введено четыре поддерживающих ролика с каждого борта (Рис.40);
SS Otsu Gata - бронированный мостоукладчик с модифицированной ходовой частью: введены новые направляющие и ведущие колёса, по три поддерживающих ролика с каждого борта (Рис.41);
SS Hei Gata - бронированный траншеекопатель с ходовой частью от Otsu Gata и навесными бронеэкранами (Рис.42);
SS Tei Gata - инженерная бронемашина с ходовой частью от Otsu Gata (Рис.43);
SS Bo Gata - бронированный мостоукладчик на основе базовой модификации, последний вариант (Рис.44).
Рис.40 - SS Kou Gata.
Рис.41 - SS Otsu Gata.
Рис.42 - SS Hei Gata.
Рис.43 - SS Tei Gata.
Рис.44 – SS Bo Gata.
Последние сведения об инженерных машинах SS относятся к лету 1945 г., когда 8 из них были захвачены американцами после освобождения Филиппин.
⃰ Renault Otsu-Gata.
В отсутствии собственных легких танков японцы в 1927г. приобрели во Франции новую модификацию танка Renault - Renault NC27.
Как будто, первоначально речь шла о 23 танках Renault NC27, но затем решили, что в варианте NC27 достаточно будет иметь только 10 машин, а еще 13 – будут обычными Renault FT.
Итак, в 1929г. (или в 1928г.) 10 танков NC27 прибыли в Японию. Из литературы можно понять, что 4 танка NC27 (регистрационные номера 122, 303, 305 и 306) имели пушечное вооружение, а 6 – с пулеметное. Однако машины пришли, а боеприпасов к ним не было. После первого знакомства с новинкой японцы взялись на улучшение французского танка, присвоив машине название Renault Otsu-Gata (или «Оцу Гата Сенша», Otsu-Gata Sensha, 大津ガスセンサ - танк второй модели, еще одно название Renault Otsu, или просто Type B). Главным образом, следовало установить вооружение под японские боеприпасы. (Рис.45)
Рис.45 – Renault Otsu-Gata в момент переоснащения вооружения.
Первоначально пулеметные машины получили японские станковые пулемёты Тип 3 калибра 6,5 мм. (Рис.46)
Рис.46 - Renault Otsu-Gata с пулеметом Тип 3.
Довольно быстро выяснилось, что пулемет Тип 3 не является нормальным вооружением для танка (- по какой причине – не сообщается). Посему вскоре появилась еще одна вариация - установка ручного пулемета Тип 11 (питался обоймами), точнее, его танковой версии - Тип 91. Для этого пулемета разработали специальную шаровую установку, пишут, что пулемет в нее ставился вместе с сошками. (Рис.46а)
Рис.46а – Танк с пулеметом в шаровой установке.
Вместо 37-мм пушки SA 18 японцы установили на танки 37-мм пехотные пушки Тип 11. Эти орудия, как и SA 18, основывались на конструкции французской 37-мм траншейной пушки обр.1916 года, но при этом они были более мощными и могли использоваться как противотанковые. Правда, часто встречается, что японцы поставили не 37-мм, а 57-мм пушки, что, скорее всего, является неточностью. (Рис.46b)
Рис. 46b – Танк с японской пушкой Тип 11.
Встречается также, что в процессе модернизации японцы заменили родные двигатели на мотор «Мицубиси» мощностью 75 л.с. Машина разгонялась до 20 км/ч.
Работы по модернизации завершились в 1929г. (Рис.47), а на вооружение танки могли поступить в 1930г. (Рис.47а)
Рис.47– Перевооруженные по японским стандартам Renault Otsu-Gata.
На полигоне, Япония.
Рис.47а - Японские NC27 в войсках.
Японцы решили опробовать новый танк во время вторжения в Маньчжурию (операция началась 18 сентября 1931г.). В конце январе 1932г. японцы подошли к Харбину. В захвате Харбина принимала участие 2 пехотная дивизия, видимо, которой была придана 1 специальная (или отдельная) танковая рота под командованием капитана Хайакутаке или Хиякутаке (Hyakutake). Как будто, в составе роты имелись как танки Renault FT-17, так и Renault NC27 (Renault Otsu-Gata). Впрочем, следует заметить, что наличие танков Renault NC27 (Renault Otsu-Gata) в составе роты капитана Хайакутаке вызывает некоторое сомнение. К счастью для японцев, китайские войска оказали слабое сопротивление – полноценного сражения не получилось, китайцы быстро отступили (- читай бежали, не приняв боя). Тем не менее, японцы заметили, что французские танки имеют крайне маленький запас хода.
Более достоверной смотрится информация о применении танков Renault NC27 (Renault Otsu-Gata) месяц спустя (в феврале 1932г.) у Шанхая, куда была переброшена 2-ая отдельная танковая рота под командованием капитана Шигеми или Сигеми (Shigemi), оснащенная пятью танками Тип 89 и десятью NC (- если допустить, что в 1 роте также были танки NC-27, то состав танков во 2-ой роте мог выглядеть наоборот – 10 танков Тип 89 и 5 машин NC-27, впрочем, некоторые пишут, что танков в рое было поровну – 10 Тип 89 и 10 NC-27). Бои в городских условиях показали полную непригодность танков Renault в сражениях подобного рода (Рис.48), в то время как танки японской постройки весьма эффективно проявили себя.
Рис.48 - Танк NC-27 движется по улице Шанхая.
После оккупации города NC были возвращены в Японию и направлены на формирование 1 отдельного танкового полка в Куруме. (Рис.48а)
Рис.48 – Танки 1-го танкового полка в Куруме, помимо танков Renault Otsu-Gata танки Тип 89, примерно 1932г.
Танки Renault Otsu-Gata использовались только в качестве учебных до 1941г.
⃰ На пути свежих решений.
В 1929г. под руководством майора японской армии Нагаямы был построен радиоуправляемый танк массой около 3 т. (Рис.49)
Рис.49 – Танк Нагаямы.
При его постройке Нагаяма использовал ходовую часть сельскохозяйственного трактора Fordson, поставляемого в Японию на экспорт из США. Сам гусеничный трактор, более известный как Fordson Crawler Tractor (модель 1922г.) (Рис.50), представлял собой конверсию из колёсной модели "F", которая был разработана ещё в 1916 году.
Рис.50 – Трактор Fordson Crawler Tractor.
Ходовая трактора Fordson обладала нетрадиционной конструкцией. Применительно на один борт оно состояло из трех опорных катков на борт, переднего направляющего и заднего ведущего спицованного колеса. При этом, катки напоминали катушки для ниток и выходили за ширину гусениц, что по идее должно было препятствовать её соскакиванию при резком маневрировании. Ведущее колесо оригинального зубового зацепления имело значительно больший диаметр, чем направляющее, и лежало вплотную к опорной поверхности. Гусеница крупнозвенчатая, состояла из 19 стальных траков. Верхняя ветвь гусеницы ничем не поддерживалась. В стандартном варианте силовая установка размещалась спереди, а место водителя, органы управления и топливный бак - сзади.
Эти машины оснащались достаточно мощным для массы машины 20-сильным 4-цилиндровым бензиновым двигателем, что, видимо, казалось достаточным автору танка.
Для радиоуправляемого танка Нагаяма разработал корпус оригинальной конфигурации, по форме несколько напоминавший подводную лодку. Это было вызвано тем, что танк должен был иметь возможность форсировать незначительные водные препятствия. В результате, носовая и кормовая части корпуса были сильно вынесены относительно габаритом короткой ходовой части. Толщина брони составляла 10 мм. Вооружение состояло из одного 6,5-мм пулемета, установленного в неподвижной закрытой рубке, так что сектор обстрела был ограничен и мог варьироваться только эволюциями танка.
Нагаяма предполагал, что его радиоуправляемый танк можно будет использовать для огневой поддержки пехоты, установки мин и разведки.
Сообщается, что испытания (Рис.51) прошли успешно, но дальнейшие работы по танку Нагаямы были прекращены.
Рис.51 – Танк Нагаямы на демонстрации.
Во-первых, в те годы радиоуправляемые машины могли наводиться на цель только в пределах видимости оператора или путем взаимодействия оператора и дальнего поста наведения. (Рис.52)
Рис.52 – Радиоуправление танком в пределах видимости.
Во-вторых, шасси выбранного конструктором трактора посчитали уязвимым, не обеспечивающим достаточную проходимость по местности.
Но в целом, идея радиоуправляемых танков (по сути, танков-роботов) была интересной и ее заметили за рубежом. (Рис.53)
Рис.53 – Обложка американского журнала Popular Science за август 1930г.
В середине 1920-х гг. японская армия стала подыскивать подходящую замену для кавалерийских частей, ставка была сделана на бронемашины и сверхлегкие танки или танкетки.
Изучив колесно-гусеничный ход на французской машине St-Chamond М1921, японцы решили построить плавающмй танк с подобнм ходом. Так в 1929г. появился плавающий колесно-гусеничный танк «Инома-Каминиши», в английской версии Ishikawajima. (Рис.54).
Рис.54 – Японский плавающий колесно-гусеничный танк.
Масса машины оценивается в 4 т.
Танк или бронемашина предназначалась для кавалерии и проектировалась с расчетом на применение в будущих заморских владениях. По назначению «Инома-Каминиши» соответствовала многоцелевому лёгкому танку, но японские конструкторы решили развить ее многофункциональность за счет амфибийности.
Ходовая часть «Инома-Каминиши» состояла из двух основных частей. Гусеничное шасси на один борт включало 4 опорных катка, 2 поддерживающих ролика, передние направляющее колесо и ведущее колесо заднего расположения. Гусеница представляла собой резинометаллическую ленту. Колесная часть состояла из двух мостов автомобильного типа с односкатными колесами, оснащенными бескамерными шинами и амортизацией на листовых рессорах.
Плавающей корпус проектировался с расчетом на хорошую плавучесть. В результате его форма получилась весьма оригинальной, больше напоминая подводную лодку. Компоновку корпуса можно было назвать классической: отделение управления спереди, боевое отделение – в средней части и моторный отсек на корме. На крыше боевого отделения устанавливалась коническая башня с верхним люком, в лобовом листе которой монтировался 6,5-мм пулемет. Сведений о типе силовой установки не сохранилось, но, возможно, на «Инома-Каминиши» устанавливался карбюраторный двигатель мощностью 30-35 л.с., а также трансмиссия механического типа. Для передвижения на воде в кормовой части корпуса устанавливался гребной винт. (Рис.55)
Рис.55 – Вид на гребной винт «Инома-Каминиши».
Предположительно машина оснащалась двумя постами управления. Экипаж – 2 чел. Толщина бронирования корпуса, согласно некоторым источникам, составляла 10 мм.
Единственный образец «Инома-Каминиши» был предъявлен на испытания в 1929 году. В зависимости от типа местности танкетка «Инома-Каминиши» могла передвигаться в трех режимах: на гусеницах, на колесах или на полугусеничном ходу. Несмотря на некоторые преимущества перед конкурентом, был выявлен ряд недостатков, устранить которые не представлялось возможным. Помимо невысокой скорости на воде (предположительно до 4 км/ч) проходимость по местности оказалась ниже расчетной. Кроме того, выбранный тип гусеничного движителя оказался ненадежным, а высокая центровка не способствовала высоким ходовым качествам.
Впрочем, насчет «единственности» прототипа колесно-гусеничного танка есть сомнения. Существует фото машины очень похожей, на ту, что представлена выше, но все другой – иная башня (или рубка?), иные обводы корпуса. (Рис.56)
Рис.56 – Другой прототип колесно-гусеничного плавающего танка.
Одни авторы считают, что это второй прототип от «Инома-Каминиши», другие – что это изделие фирмы Sumida.
Действительно, фирма Sumida представила образец плавающей бронемашины, также предназначенной для кавалерии, но полугусеничной. (Рис.57)
Первый вариант.
Окончательный вариант.
Рис.57 - Experimental Amphibious Car Sumida AMP.
Масса машины оценивается в 2600 кг.
Ходовая часть состояла из двух основных компонентов. Спереди располагался обычный мост автомобильного типа, с помощью которого водитель управлял направлением движения машины. В кормовой части находился гусеничный движитель, который включал в себя 4 опорных катка малого диаметра, один поддерживающий ролик, переднее направляющее и заднее ведущее колеса. Об особенностях управления, а также о бронировании данной бронемашины сведений найти не удалось. Вооружение состояло из одного 6,5-мм пулемета Тип 3, установленного в одноместной цилиндрической башне. Корпус машины был выполнен в форме заостренной с обеих концов лодки. Экипаж состоял из двух человек: механик-водитель и командир (он же пулеметчик).
Рис.58 - Experimental Amphibious Car Sumida AMP на испытаниях.
Рис.59 – Вероятно, бронетранспортер, 1929г.
⃰ Японские танковые силы в 1929г.
В 1929г. в Японской Императорской армии по-прежнему имелись 2 танковые роты: 1-я рота была придана 12 пехотной дивизии, расквартированной в Курума; 2-я рота находилась в качестве испытательного подразделения в состав пехотного училища в Тиба (окрестности Токио) - на базе роты изучались и отрабатывались тактические приемы использования танков. После поступления на вооружение десяти танков Renault Otsu-Gata, общее количество танков в японской армии составило: 22 шт. «Ко Гата Синша» (французские Рено FT-18), 6 шт. британские «Уиппет» и 10 шт. Renault Otsu-Gata, итого – 38 шт. Теперь в каждой роте имелось по четыре линейных и одному резервному танковым взводам. В каждом взводе насчитывалось по четыре танка, кроме того, штаб роты располагал автомобилями и мотоциклами. Рота, усиленная артиллерийской батареей, представляла собой боевую группу.
Возможно, 1-я рота имела статус батальона, либо обе роты формально входили в состав единого 1-го танкового батальона.
Заключение
Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, экспериментальные типы, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, пилотное решение, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.
* Технические концепции и Директории Этапа.
В рассматриваемый Этап в Японии получили развитие Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. и Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. (Табл.1)
Таблица 1 – Директории Этапа 1925-1929гг.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
1 Директория, 1925-1927гг.→ Синтетический прототип FCM Char Lourd, Fr, 1916 - (бгм)5 Региональный прототип FCM 2C/Char Lourd 2C “2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 |
|
2 Директория, 1928-1929гг.→ Синтетический прототип Vickers Medium, UK, 1922- (бгм)35 Региональный прототип Vickers Medium C Osaka Rikugun Zoheisho №2 Type 89 "2589" |
|
3 Директория, 1929гг. Синтетический прототип «Рено», Fr, 1916 – (бгм)9 Региональный прототип Renault NC1/NC27 Renault Otsu-Gata 5 Директория, 1929г.→ Синтетический прототип Inoma-Kaminishi, J, 1929 – (бгм)61 Inoma-Kaminishi Tank |
4 Директория, 1929гг. Синтетический прототип Fordson Crawler Tractor, J,1929-(тр)15 Nagayama Tank
|
⃰ Резюме.
Этап развития японского танкостроения 1925-1929гг. не имеет логических Периодов.
После некоторых колебаний относительно полезности танков в военном деле, японцы в середине 1920-х приняли решение разрабатывать собственные типы танков. Первые японские танки создавались либо по образу (французский 2С), либо непосредственно на базе (английский Vickers Medium C) зарубежных машин. В 1929г. был получен танк Type 89, который станет первым японским боевым типом.
* Количественная оценка танковой техники за Этап.
Всего за Этап 1925 -1929гг. в Японии было произведено танков: 6 шт. + 10 шт. условно произведенных (переделанные французские Renault NC27) (Табл.2).
Таблица 2 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Японии в 1925-1929гг.
Пехотные типы 1925-1929гг. |
||||||||||||||||
Средние пехотные танки 1925-1929гг.
Легкие пехотные танки 1928-1929гг.
|
||||||||||||||||
Всего: 11 шт., 2 оо |
||||||||||||||||
Маневренные типы 1929г. |
||||||||||||||||
Быстроходные танки 1929г.
|
||||||||||||||||
Всего: 2 оо |
||||||||||||||||
Экспериментальные танки 1929г. |
||||||||||||||||
Экспериментальный сверхлегкий по массе радиоуправляемый танк 1929г.
|
||||||||||||||||
Всего: 1 э |
В Табл.3 приводится количество произведенных в Этапе танков боевых типов.
Таблица 3 – Выпуск японских боевых танков в 1925-1929гг.
марка |
тип |
Количество выпущенных танков, годы производства |
Танков, изначально поступивших на вооружение японской армии |
Танков, изначально отправленных на экспорт |
Renault Otsu-Gata |
Легкий по массе пехотный танк |
10 шт. 1929г. |
10 шт. |
|
Type 89 "2589" |
Средний по массе пехотный танк |
1 шт. 1929г. |
1 шт. |
|
ВСЕГО |
|
11 шт. |
11 шт. |
|
Таблица 4 – Выпуск опытных танков в 1925-1929гг.
марка |
тип |
Годы |
количество |
“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 |
Средний по массе тяжелый пехотный танк |
1926-1927 |
1 шт. |
Osaka Rikugun Zoheisho №2 |
Легкий по массе пехотный танк |
1929 |
1 шт. |
Inoma-Kaminishi Tank |
Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк |
1929 |
2 шт. |
* Тактическая классификация боевых и опытных танков.
В Табл.5 приводится количество выпущенной танковой техники по тактическим классам, совокупно боевых машин и опытных образцов.
Таблица 5 – Количество выпущенных боевых и опытных машин по тактическим типам.
Тактический тип |
Боевые машины |
Опытные образцы |
итого |
Пехотные танки |
11 |
2 |
13 шт. |
Маневренные танки |
|
2 |
2 шт. |
Итого |
11 |
4 |
15 шт. |
* Экспериментальные типы.
В Японии в 1929г. была впервые реализована идея радиоуправляемого танка - Nagayama Tank.
Все построенные и проектировавшиеся в 1925-1929гг. японские танки можно разделить по массам (Табл.6).
Таблица 6 – Классификация по массам.
Сверхлегкий по массе танк |
до 4,2т Inoma-Kaminishi Tank (2) Nagayama Tank (1)
Итого: 2 шт. |
Плавающий колесно-гусеничный танк и экспериментальный танк. |
Легкие по массе танки |
4,2-11т Osaka Rikugun Zoheisho №2 (1) Renault Otsu-Gata (10)
Итого: 11 шт. |
Прототип первого серийного японского танка и конверсия французских танков Renault FT-18. |
Средние по массе танки |
11-24т “2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 (1) Type 89 "2589" (1)
Итого: 2 шт. |
Первый японский танк, разработан по образцу французского 2С и первый серийный японский танк. |
* Классификация по вооружению.
Таблица 7 – Классификация танков по вооружению.
Пулеметные
Итого: 3 шт. |
Маневренные типы: Inoma-Kaminishi Tank (2) Экспериментальные танки: Nagayama Tank (1) |
Пушечно-пулеметные
Итого: 3 шт. |
Пехотные типы: “2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 (1) Osaka Rikugun Zoheisho №2 (1) Type 89 "2589" (1) |
Пушечные
Итого: 10 шт. |
Пехотные типы: Renault Otsu-Gata (10)
|
* Оригинальные конструктивные решения.
Японский танк “2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 имел многобашенную компоновку.
В танках Inoma-Kaminishi Tank сошлись сразу два Оригинальных конструктивных решения – колесно-гусеничный ход, причем танк мог передвигаться раздельно на колесах или на гусеницах, так и одновременно на колесах и на гусеницах, т.е. имел и полугусеничный ход; второе Оригинальное конструктивное решение – возможность плавания танка. Inoma-Kaminishi Tank конструктивно также можно отнести к танкеткам-танкам.
* Пилотное решение.
Японский радиоуправляемый танк Nagayama Tank, без сомнения, опередил свое время.
* Производство.
В конце 20-х годов танки в Японии собирались «от нуля» штучно на Osaka Rikugun Zoheisho (Армейский Арсенал г. Осака) – 3 шт., и на фирме Inoma-Kaminishi («Инома-Каминиши») – 1 шт.
Таблица 8 – Японское танкостроение Этапа 1925-1929гг. по годам.
годы |
1 Директория |
2 Директория |
3 Директория |
4 Директория |
5 Директория |
1925 |
“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 |
|
|
|
|
1926 |
“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 |
|
|
|
|
1927 |
“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1 (1) |
|
|
|
|
1928 |
|
Osaka Rikugun Zoheisho №2 |
|
|
|
1929 |
|
Osaka Rikugun Zoheisho №2 (1) Type 89 "2589" (1) |
Renault Otsu-Gata (10) |
Nagayama Tank (1) |
Inoma-Kaminishi Tank (2) |
Из Табл.8 следует, что по годам Этапа 1925-1929гг. было произведено танков (Табл.9):
Таблица 9 – Количество произведенных танков по годам.
год |
количество |
1925 |
0 |
1927 |
1 оо |
1929 |
3 оо + 1 э + 11 шт. = 15 шт. |
Итого |
4 оо + 1 э + 11 шт. = 16 |
* Импортные типы.
В конце 1918г. в Японию прибыл первый танк – британский тяжелый ромб Mk IV «самка», вероятно, в начале 1920-х эта машина служила стендом, на котором японцы знакомились с танковой техникой как таковой.
В 1919-1922гг. в Японии попадают 6 (или 4) шт. британских средних танков Whippet Mk A и 13 или 22 легких французских танков Renault FT-18. В отношении количества французских легких танков следует заметить, что, скорее всего, прибыло 22 машины типа Renault FT-18, однако, не исключено, что первоначально 9 или 10 шт. от этого количества предназначалось для русской армии адмирала Колчака, но эти танки «застряли» в Японии (по некоторым сведениям, перевезены из Владивостока). И Whippet Mk A, и Renault FT-18 в 1925г. вошли в состав японской Императорской армии - Whippet Mk A под обозначением «Тип 2597» (- ?), Renault FT-18 под обозначением «Ко Гата Синша» - и составляли основу ее танковых сил до начала 1930-х годов. Танки Whippet Mk A, вероятно, с 1929г. вывели «во вторую линию». Танки Renault FT-18 в январе 1932г. приняли участие в боевых действиях в районе Харбина. В боевых условиях FT-18 японцам не понравились. В 1932г. или в 1933г. они были выведены из числа боевых и некоторое время использовались в качестве учебных машин.
В 1924г. японцы закупили во Франции колесно-гусеничную танкетку St-Chamond modele 1921. Машина тестировалась, но ни в серию, ни на вооружение японской армии не пошла, правда, ее конструкция послужила точкой отсчета для проектирования японцами собственного сверхлегкого колесно-гусеничного танка.
В марте 1927г. в Японию прибыл новейший танк британской фирмы Vickers - Medium C. Этому танку суждено было стать прототипом первого японского серийного танка Type 89 "2589".
Есть сведения, что в 1928г. японцы закупили в Италии один танк FIAT 3000A.
Завершает парад иностранной техники, поступившей в Японию в двадцатые годы (в 1928г. или в 1929г.), 10 танков Renault NC1/NC27. В 1929г. эти машины были модернизированы на японский лад, поступили на вооружение японской армии, но в 1932г. или 1933г. переведены в ранг учебных, каковыми оставались до 1941г.
В литературе встречается и другая трактовка приобретения японцами танков Renault FT и Renault NC во второй половине 1920-х. Вероятно, в 1927г. японцы заказали во Франции 25 машин типа Renault: 2 «радиотанка» Renault FT TSF и 23 только что появившихся Renault NC-27. Однако затем заказ исправили - 10 Renault NC-27 и 13 Renault FT. О «радиотанках» сведений нет. Заказ был исполнен к 1929г., или в 1929г.
* Отправные решения.
Таблица 10 – Дублирующий реликтовый прототип, 1929г.
1929 |
Дублирующий реликтовый прототип Fordson Crawler Tractor, J,1929-(тр)15 |
Fordson Crawler Tractor
|
гусеничный трактор, полученный из колесного |
Таблица 11 – Синтетический прототип, 1929г.
1929 |
Синтетический прототип Inoma-Kaminishi, J, 1929 – (бгм)61 |
Inoma-Kaminishi Tank
|
Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк |
⃰ Эпилог.
Во второй половине 1920-х годов в Японии были предприняты практические шаги к созданию собственного танкостроения.