Испанское танкостроение

Танки Испании Spanish tanks Tanques España

1925 – 1928

 

Этап открывается информацией о принятии решения строительства собственного легкого танка типа Renault FT в 1925г. и заканчивается решением о серийном производстве танков Trubia А4.

 

© Смирнов А.Г., 2016г.

 

Характеристика Этапа 1925-1928гг.

Ключевая фраза: танк Trubia А4

Этап характеризуется разработкой отечественного танка Trubia А4

 

Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1925-1928гг.

Сквозной №

Инд.№

Название

Тип

Образ

1

1.1

Renault FT-Trubia

Легкий по массе пехотный танк

2

1.2

Carro de Combate Trubia serie A

Легкий по массе пехотный танк

 

Календарь событий 1925-1928гг.

1925г.

Решение о производстве собственного типа легкого пехотного танка. Начало проектирования.

1926г.

Появление прототипа танка Trubia А4

1928г.

Решение о серийном производстве танков Trubia А4

 

Влияние Renault FT                                                                                                                     2

 Заполучить Renault FT, испано-марокканский конфликт, танки в Марокко, разработка собственного танка, трактор Landesa.

Заключение                                                                                                                          

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевой тип, опытный тип, классификация по массе, классификация по вооружению, производство, импортные типы, Эпилог.

 

Влияние Renault FT

 

Заполучить Renault FT, испано-марокканский конфликт, танки в Марокко, разработка собственного танка, трактор Landesa.

 

⃰ Заполучить Renault FT.

С бронетехникой испанцы впервые познакомились в 1909г., закупив во Франции бронированный автобус или грузовик Schneider-Brillié (Schneider n° 15) в качестве транспорта для перевозки пехоты. (Рис.1)

 

Рис.1 – БА Schneider-Brillié.

 

 На этих машинах стоял бензиновый мотор в 40 л.с. и карданный привод на задние колеса с литыми резиновыми шинами, причем передние были одинарными, а задние — двойными. Машины бронировались листами толщиной 5 мм. Крыша имела А-образный наклон, чтобы с нее скатывались ручные гранаты. На хорошей дороге эти машины могли ездить со скоростью до 35 км/ч, а запас хода равнялся 75 км. Постоянное вооружение у этого броневика отсутствовало, зато у него было шесть люков-амбразур по каждому борту (они также могли использоваться для вентиляции), через которые вели огонь пулеметы на вертлюгах, либо стрелки из своего личного оружия. Экипаж насчитывал 10 человек. Несмотря на медлительность и маломощность машины, был приобретен и второй экземпляр бронеавтобуса (пишут также о 24-х купленных броневиках этого типа). Вроде бы, в 1912г. эти бронированные транспортные средства были переброшены в Марокко (Empleo en Marruecos en misiones de escoita de los vehiculos disponibles), где использовались для несения патрульной службы и ведения боевых действий.

Настоящий интерес к танкам пробудился к концу Первой мировой войны (Испания не участвовала в мировом конфликте). 28 октября 1918г. был направлен официальный запрос французскому правительству на покупку одного танка Renault FT-18. 15-16 января 1919г. испанский комиссар по делам изобретений и проектов (исп.: Proyectos y Comprobacion del Material de Guerra; англ.: Experiences, Projects and Confirmation Commission) сделал уточнение – запрос на приобретение танков включал требование на 4 пушечных Renault FT-18 и 1 пулеметный Renault FT-18. 5 марта заказ был увеличен еще на 2 пушечных танка, однако 12 апреля 1919г. французское правительство заявило, что не может принять заказ к исполнению.

Все же в мае 1919г. французы санкционировали продажу одного пулеметного танка Renault FT-18, который был доставлен в Испанию в июне 1919г. Испанцы заменили на танке французский 8-мм пулемет Гочкиса на собственный 7-мм. После знакомства с танком испанцы решили приобрести восемь пулеметных и два пушечных танка. Французы ответили, что в настоящий момент не имеют свободных машин (- лукавая отговорка, учитывая количество имеющихся в наличии легких танков – более двух тысяч) и кроме того, ни при каких обстоятельствах испанцем не будет позволено ставить на танки свои пулеметы.

    В 1921–1922гг. испанцы забронировали восемь шасси грузовиков «Нэш-Квад» (Nash-Quad). Получились бронеавтомобили с посредственными боевыми качествами. (Рис.2)

 

Рис.2 – БА «Нэш-Квад».

 

    Постройку бронемашин осуществлял CEYC (Centro Electrotecnio y et Comunicaciones). Колесная формула 4х4. Грузовик оснащался бензиновым двигателем мощностью 40 л.с. Помимо экипажа из 2-3 человек (водитель, помощник водителя и командир) внутри можно перевозить 6-8 солдат. (Рис.3)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/spain/ac_nash_quad/ac_nash_quad_1.jpg

Рис.3 - Экипаж БА Camion Protegido.

 

    Для стрельбы из личного оружия было сделано по три бойницы с каждого борта. Посадка экипажа и десанта проводилась через бортовые двери. На крыше корпуса устанавливалась небольшая наблюдательная башня с люком в верхнем наклонном бронелисте. Штатное вооружение отсутствовало.

    БА на шасси Nash-Qaud поставлялись тремя партиями. Первые три машины были получены в августе 1921 года и получили номера от «1» до «3». Следующие две передали заказчику в марте 1922 года (номера «7» и «8»), а последние три машины поступили в сентябре (номера «15», «16» и «17»). Все бронеавтомобили были переданы инженерной службе и несли на борту надпись Ingeneros Camion Protegido, а также индивидуальные номера. Первые две машины впервые приняли участие в патрулировании и перевозке личного состава одного из пехотных полков 22-го августа 1921 года в окрестностях Севильи. После этого несколько Nash-Quad были направлены в Западную Африку, где применялись вплоть до начала 1930-х годов. Первое серьёзное происшествие в Марокко случилось 31-го сентября 1921г. — в ходе очередного патрульного рейда одна из машин угодила в яму-ловушку и была разбита. Погиб водитель Себасья Монтанер (Sebastian Montaner). Тем не менее, после ремонта машину удалось ввести в строй и в течение сентября-ноября все бронемашины участвовали в сопровождении конвоев между населенными пунктами Соко-эль-хад-Меллила (Zoco el Had Melilla) и Надор-Тахуима (Nador-Tahuima). В декабре три машины приняли участие в оккупации населенного пункта Сайо (Zaio), оставаясь там ещё несколько дней для наблюдения и охранения. Далее их использовали для переброски солдат на плато Тикермин (Tikermin). В течение 1923 года Nash-Qaud использовали совместно с другими бронированными грузовиками в составе смешанных автомобильных групп (Grupos Mixtos de Automoviles y Radiotelegrafia). Ввиду высокого износа материальной части количество этих машин постоянно уменьшалось. Предположительно к 1934 году сохранилось не более четырех бронеавтомобилей типа Camion Protegido, два из которых находились в парке артиллерийского командования (в метрополии). Один из Nash-Qaud участвовал в подавлении восстания, вспыхнувшего в Астурии в 1934г. В 1936 г. четыре сохранившихся броневика этого типа находились на складах под Мадридом. С началом мятежа Ф. Франко республиканцы попытались отремонтировать их, но из этой затеи ничего не вышло, поскольку состояние «Нэш-Квадов» было очень ветхим.

⃰ Испано-марокканский конфликт.

Обзавестись некоторым количеством танков Испании помог испано-марокканский конфликт, разразившийся в 1921г., в котором интересы Франции и Испании совпадали.

В 1912г. Испании удалось установить протекторат над северной частью Марокко (участок в 20.948 кв. км у побережья, включая горный район Риф, или всего 5% территории Марокко, административный центр - Тетуан) (Рис.4) – основная часть Марокко была французским протекторатом. 

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Morocco-spanish-protectorate-1955-a.svg/1198px-Morocco-spanish-protectorate-1955-a.svg.png

Рис.4 – Часть Марокко под испанским протекторатом.

 

Формально, тем не менее, Марокко продолжало считаться единой страной: султан обладал номинальной верховной властью и находился в реальном подчинении у французов, а в испанской «зоне» правил его «духовный вассал», имевший титул халифа, на деле подчинявшийся испанцам. Общая численность испанских переселенцев была совсем невелика, причём проводилась политика жёсткой сегрегации в отношении испанцев и коренных жителей (арабов и берберов) во всех вопросах жизни. Сопротивление испанцам со стороны местных жителей, в первую очередь берберов, началось практически сразу же после ввода испанских войск в Северное Марокко. После захвата северной части Марокко, испанское правительство, чувствуя угрозу своему владычеству, для стабилизации ситуации направило в регион огромную армию — до 140000 человек, а местные колониальные чиновники собрали ополчение из 3000 человек - впрочем, во время конфликта местные силы переметнулись на сторону противников испанцев. Испанские войска в Марокко первоначально состояли большей частью из испанских призывников и местных наёмников. Ни те, ни другие не отличались хорошим боевым духом, а снабжение армии, пусть и имевшей большую численность и современное вооружение, включая артиллерию, было очень плохим. Многие призывники с полуострова, кроме того, отличались очень слабой военной подготовкой и иногда даже не умели толком стрелять, не говоря уже о знаниях в области боевых действий в условиях горной местности. Ещё одним негативным фактором была коррупция в среде офицерского корпуса. К моменту начала войны силы испанцев были усилены за счёт более профессиональных солдат — так называемой «Африканской армии», с 1911 года включённой в состав «Регуларес» марокканских войск, и в 1920г. по образцу Французского Иностранного легиона появился Испанский легион (Tercio de Extranjeros, буквально — «полк иностранцев»). Примерно 25 % солдат легиона по национальности не были испанцами, а половину легиона составляли потомки выходцев из стран Латинской Америки. Легион отличался высокой мобильностью и дисциплинированностью, но «прославился» и своей крайней жестокостью. Командиром этого легиона стал Франсиско Франко (Рис.5).

 

Рис.5 - Франси́ско Паули́но Эрменехи́льдо Тео́дуло Фра́нко Баамо́нде (исп. Francisco Paulino Hermenegildo Teódulo Franco Bahamonde), 1892-1975гг.

В 1939-1975гг. каудильо (вождь) Испании, генералиссимус.

 

Историк Рикардо де ла Серва писал о том времени: «Военные и экономические усилия Испании являются экстраординарными, общая численность армии достигла 250 тысяч человек, военные расходы составляют 581 миллион песет, половину бюджета страны, причём большая часть этой суммы идёт на непропорционально высокую заработную плату офицерам и генералам».

Королевским указом от 30 января 1920 года командующим всеми силами в Испанском Марокко был назначен генерал-майор Манэуль Фернандес Сильвестре.

1 июня 1921 года находившийся в городе Анвале генерал Сильвестре решил начать наступление на Монте-Тхе - последний барьер перед заливом Альхусемасом, с которого открывался вид на прибрежные территории клана Бени-урагель. Из Анвала вышел отряд, который за несколько часов занял эту позицию, однако входившие в отряд ополченцы из коренных жителей внезапно напали на испанских артиллеристов (нападавших удалось разбить). Через несколько дней испанцы заняли гору Игурибен, чтобы защитить Анвал с юга. Но 21 июля берберские племена региона Риф - или рифы осадили эту позицию и взяли её (из трёхсот пятидесяти человек гарнизона спастись удалось только одиннадцати).

Рифы издавна славились своим воинским искусством, сочетавшимся с меткой стрельбой, великолепной организацией маскировки на местности и засад, а также высоким моральным духом и храбростью; значительным фактором также был политический опыт и военный талант руководителя восстания, Абд аль-Керима. Точная численность рифской армии неизвестна. Испанский генерал Года оценивал её следующим образом: первоначально рифам удалось собрать племенное ополчение из 3000 человек, впоследствии же оно значительно увеличилось, но существенную его часть составляли воины из племён, прямо не подчинённых аль-Криму, но присоединившихся к восстанию для защиты своих территорий, и потому не обязанных служить в войске далеко от земель своих кланов более пятнадцати дней подряд. Элита рифской армии — войска, непосредственно подчинённые аль-Криму, — насчитывали порядка 6000-7000 человек. Всего же на пике восстания рифская армия насчитывала до 80000 человек.

На следующий день, 22 июля 1921г., рифы осадили уже сам город Анвал. Их было около 3000 человек, однако противостоять им испанцы, армия которых находилась в совершенном беспорядке, не могли, и вскоре Анвал был взят, а практически весь его гарнизон, насчитывавший 5000 человек, был уничтожен. Генерал Сильвестре тоже погиб в битве, но тело его так и не было найдено. Части испанских войск всё-таки удалось бежать с поля боя, где они были остановлены отрядом под командованием генерала Филиппе Наварро, шедшим на помощь Сильвестре. Объединившиеся войска укрепились на горе Монте-Арруит в 80 км от Анвала, но почти сразу же были окружены рифами и две недели находились в осаде, не имея в достаточном количестве не только пищи, но и воды, вдобавок зная о нестабильности в тылу, где восстали новые племена. В итоге генерал Наварро согласился на капитуляцию, однако рифы, формально согласившись на это, напали на практически безоружных испанцев и устроили массовую резню. Общие потери испанцев под Анвалом и Монте-Арруит составили более 13000 человек, как минимум 600 человек, включая самого Наварро, попали к рифам в плен. Рифы потеряли 800 чел. убитыми.

Поражение при Анвале имело огромные последствия.

Во-первых, военные последствия - в результате поражения испанцы были отброшены к Мелилье (Рис.6), и создалась реальная угроза её захвата повстанцами, поэтому требовались дополнительные войска из метрополии.

 

Рис.6 – Отступление испанских войск к Мелилье.

 

Во-вторых, сильнейшим образом была подорвана репутация испанской армии и испанского государства. Испанский политик Индалесио Прието писал, что «…мы живём в период наиболее острого испанского декаданса. Поражение при Анвале — это полный, полнейший, абсолютный провал испанской армии».

В-третьих, многие берберские племена после битвы при Анвале начали восстания по всему испанскому протекторату и массово присоединялись к армии аль-Крима, авторитет которого сильно вырос. 19 сентября 1921 года двенадцать берберских племён объединились в Рифскую республику (1 сентября 1922 года Рифская республика была преобразована в Конфедеративную республику племён Рифа), государство с централизованной администрацией, которую возглавил Абд аль-Крим в должности президента. Армию планировалось создать по образцу бывшей султанской марокканской армии. Предполагалось обучить и мобилизовать 20000-30000 человек в возрасте от 16 до 50 лет, разделив их на «сотни», подразделявшиеся, в свою очередь, на группы численностью 25-50 человек, и оснастить их современным европейским оружием.

В такой критической для испанцев ситуации французы решили удовлетворить просьбы испанцев в танках.

⃰ Танки в Марокко.

В сентябре 1921г. испанский военный посланник во Франции закупил 10 пулеметных танков Renault FT-18, 6 средних танков СА1 (которые французы не успели разоружить и оставили на консервации) и один «радиотанк» на базе Renault FT. Renault FT-18 поступили в «Центральную стрелковую школу» (Escuela Central de Tiro) и 12 января здесь была сформирована рота из 11 пулеметных танков Renault FT-18 и радиотанка – рота штурмовых пехотных танков (Carros de Asalto de Infanteria). Из средних танков была сформирована батарея артиллерийских повозок (Bateria de Carros de Asalto de Artilleria, ее также называют 3-й батарей штурмовых повозок). (Рис.7)

 

Рис.7 - Bateria de Carros de Asalto de Artilleria.

 

В Марокко первыми, 28 февраля 1922г., прибыли танки СА1 (Рис.8), а 13 марта 1922г. в Мелилье выгрузилась рота легких танков «Рено» (8 пулеметных машин и радиотанк) (Рис.9).

 

Рис.8 – Выгрузка «Шнейдеров» в Марокко.

 

 

Рис.9 – Первая партия танков Рено, прибывших в Марокко.

 

18 марта 1922 года рота легких танков приняла участие в первой боевой операции в Марокко. Танки были приданы Испанскому легиону для захвата города Тунгунц. Вид танков произвел должный первоначальный эффект, и легионеры, двигавшиеся следом, быстро овладели городом Анвар. Но далее, направляясь к Тунгунцу, танки оторвались от пехоты - и танки, и пехота, действовавшие раздельно, подверглись сильному огню. В результате, танки отошли к Анвару, при этом два танка были оставлены своими экипажами из-за механических проблем – затем эти танки были подорваны рифами при помощи динамита. Последующий анализ операции показал, что неудача явилась следствием отсутствия взаимодействия танков и пехоты, слабой огневой мощи пулеметных танков и отсутствия предварительной подготовки атаки.

Дальнейшие боевые действия не приносили испанцам перелома в войне - на 1924 год под реальным контролем испанцев в Северном Марокко находились только Сеута, Мелилья, Тетуан, Лараш и Арсила. В период с конца 1922г. по сентябрь 1925г., рота легких танков применялась почти непрерывно в мелких стычках. (Рис.10)

 

Рис.10 – Радиотанк TSF в испанской армии.

 

Берберские воины выработали интересную тактику борьбы с танками. Пользуясь медлительностью машин Renault FT, берберские воины подбегали к танкам сзади и, вскакивая на моторно-трансмиссионный отсек, камнями сбивали дула пулеметов и закалывали саблями экипаж через смотровые щели. Иногда танки обливали керосином и поджигали.

В 1924г. рифы спровоцировали Францию вступить в войну на стороне Испании. Началом участия Франции в конфликте стало размещение блокпостов на границе с испанскими владениями, хотя долгое время французы занимали выжидающую позицию. Однако через какое-то время рифы стали нападать и на французские укрепления, вторгаясь на территорию Французского Марокко и убивая французских солдат. Во время особенно крупного вторжения во Французское Марокко французы остановили рифов на пути к Фесу у города Уарга. После победы в битве при Уарге Франция получила основания для официального вступления в войну против рифов на стороне Испании. (Рис.11)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_ft_kegresse_2.jpg

Рис.11 - В 1925 году правительство Франции санкционировало отправку экспедиционного корпуса с ротой модернизированных танков Renault FT – французские Renault Hinstin-Kegresse в Северной Африке.

 

В 1925г. французская армия развернула массированное наступление на территории рифов с юга. Общая численность войск европейцев доходила до почти 300 тыс. человек, командовал объединёнными войсками Анри Филипп Петен (Рис.12), который сменил Юбера Лиоте на посту командующего французскими силами в Марокко.

 

Картинки по запросу Анри Филипп Петен

Рис.12 - Анри́-Фили́пп Пете́н, Анри́-Фили́пп-Бенони-Омер-Жозеф Пете́н (фр. Henri Philippe Benoni Omer Joseph Pétain), 1856-1951гг.

Французский военный и государственный деятель, маршал Франции с 21 ноября 1918г., в 1940-1944г. возглавлял правительство Франции в Виши.

 

В ходе боевых действий французская армия начала активно применять против рифов трофейное (сделанное в Германии) химическое оружие – горчичный газ (иприт). Испанцы вскоре также стали использовать иприт, сбрасывая бомбы с самолётов Farman F.60 (Рис.13).

 

Farman goliath.jpg

Рис.13 – Тяжелый двухмоторный бомбардировщик Farman F.60 Goliath.

 

На начало сентября 1925г. французские и испанские войска запланировали высадку морского десанта в Альхусемасе, или в заливе Аль-Хосейма (Al Hoceima) (Рис.14).

 

Рис.14 – Местоположение Аль-Хосейма.

 

8-9 сентября 1925г. в заливе Аль-Хосейма легкие танки (испанские Renault FT) приняли участие, как пишут, в первой в истории морской десантной операции с применением танков.

К тому времени испанцы получили 6 новых танков Renault FT-18, видимо, в счет утраченных и вышедших из строя в течение трех лет эксплуатации в боевых условиях. Перед операцией роту легких танков перевели в Сеуту для подготовки к морскому десантированию. Танки принимали участие в тренировочных учениях с четырьмя десантными кораблями типа “K”, специально оборудованными для перевозки трех танков на каждом. Но 8 сентября - в день высадки – один из десантных кораблей во время операции сел на мель в 50-55м от пляжа – в результате танковая рота не смогла выгрузится до следующего дня. После высадки танки поддерживали атаку левого фланга испанской армии и помогли захватить высоту, контролировавшую окрестные пляжи.

Осенью 1925 года, Франция и Испания начали секретные переговоры с рифами, но они провалились из-за неприемлемых требований туземцев. Более того, лидер повстанцев аль-Крим предпринял отчаянную попытку — наступление на столицу Испанского Марокко, город Тетуан. Ему удалось подойти к городу и в сражении нанести ощутимые потери войскам Испанского легиона, но изменить ход войны это уже не могло. 27 мая 1926 года Абд аль-Крим сдался французским войскам, война была завершена.

После окончания боевых действий рота испанских легких танков была переведена в метрополию в июле 1926г. 

Танки Шнейдер СА1 также использовались, но не как танки, а как САУ, не вступая в открытые столкновения. (Рис.15)

 

 

Рис.15 – «Шнейдеры» в Марокко.

 

 Примечательно, что командовал батареей штурмовых танков СА1 капитан артиллерии Карлос Руис де Толедо (captain of artillery Carlos Ruiz de Toledo) (Рис.16), т.е. испанцы действительно воспринимали СА1 не как танки, а как САУ.

 

Рис.16 - El capitán Ruiz de Toledo и al General Sanjurjo рядом с боевыми машинами.

 

Как правило, батарея СА1 поддерживала своим огнем роту легких танков. В сентябре 1925г. танки «Шнейдер», вроде бы, также принимали участие в десантной операции в районе Аль-Хосейма. Танки СА1 применялись в Марокко вплоть до окончания войны в мае 1926г. Пишут, что в Марокко было потеряно 2 машины СА1 (- вероятно, сильно повреждены). Танки «Шнейдер» были возвращены в Испанию в 1929г.

Итоги рифской войны вызвали глубокий кризис в испанском обществе и в армии, они послужили одними из обстоятельств, приведших к кризису монархии короля Альфонса XIII (Рис.17) и её последующему свержению в 1931 году.

 

Рис.17 - Альфо́нсо XIII (исп. Alfonso XIII), 1886-1941гг.

Король Испании 1886-1931гг.

 

⃰ Разработка собственного танка.

Предположительно, осенью 1924г., очевидно, в поисках новых идей, испанцы закупили французскую колесно-гусеничную танкетку «Сен-Шамон» М1921 (Рис.18) и итальянский легкий танк Фиат 3000А (Рис.19) (по цене 183 400 итальянских лир закуплен в октябре 1924г, доставлен в Испанию в январе или феврале 1925г., приписан к Центральной стрелковой школе, Escuela Central de Tiro в Карабанчеле, Мадрид, машине присвоили номер АТМ- 984).

 

Рис.18 - Chenillette St-Chamond modele 1921.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/fiat3000/fiat3000_10.jpg

Рис.19 - FIAT 3000A.

 

Машины тестировали, сравнивали с Renault FT-18. (Рис.20)

 

https://imgur.com/M99tlfX.jpg

Рис.20 – Сцена учений танка FIAT 3000A совместно с пехотой.

Фото появилось на обложке журнала Estampa 1 мая 1937 года.

 

В результате, было принято решение разработать танк, по компоновке похожий на Renault FT, но на собственном оригинальном шасси.

О дальнейшей судьбе колесно-гусеничной машины «Сен-Шамон» М1921 ничего не известно, что касается танка FIAT 3000A с номером АТМ- 984 - он хранился на складе в Мадриде до 1936г. (Рис.21) и, как считают, в начале Гражданской войны был утилизирован.

 

https://imgur.com/Kgl1em0.jpg

Рис.21 – Фото периода Гражданской войны, похоже, что танк к тому времени не имел вооружения – на башне виден пустой пулеметный порт.

 

В 1925г. испанская армия начала программу разработки собственного танка. К тому времени испанцы, накопив опыт эксплуатации танков Renault FT, пришли к пониманию, что Renault FT не отвечали требованиям по броневой защите, скорости передвижения и вооружению. Первоначально, вроде, планировалось разрабатывать машину в двух вариантах – пулеметном и пушечном, причем, в пушечном варианте рассчитывали использовать 40-мм пушку собственного производства с дальностью стрельбы 2060 м и начальной скоростью снаряда 294 м/с. Но затем испанцы склонились только к пулеметному варианту. Скорее всего, Commander Victor Landesa Domenech, артиллерийский офицер, прикомандированный к заводу Fabrica de Artilleria Trubia в Астурии, придумал двухъярусную пулеметную башню с одним 7-мм пулеметом Hotchkiss в каждом ярусе. Имея два пулемета в независимо вращающихся друг от друга ярусах башни, теоретически, можно было вести одновременный огонь в разных секторах. Кроме того, два пулемета дублировали друг друга, если один из них заклинит. В 1925г. такая башня была изготовлена и, возможно, в том же году установлена на танк Renault FT. (Рис.22)

 

Рис.22 - Renault FT с двухъярусной пулеметной башней.

 

Помимо оригинальной башни на корпусе появился фронтальный носовой таран или резак круглой формы для разрезания колючей проволоки. Из некоторых источников можно понять, что на этом танке стоял четырехцилиндровый двигатель Hispano-Suiza 40/50 (таким же двигателем с 1915г. оснащались грузовики испанской армии).

Вопрос датировки появления испанского варианта Renault FT с двухъярусной башней представляет проблему, поскольку во всех источниках этот эпизод смазан - как правило, говорят, что испанский вариант начал разрабатываться с 1925г., иногда под этим понимают создание Renault FT с двухъярусной башней, но сразу следует оговорка, что испытан танк был в 1926г.: «Разработанный и построенный в 1925 году по собственной инициативе и профинансированный из собственных карманов, прототип Trubia будет испытан в 1926 году». Единственное фото данного танка (приведено выше) не имеет даты. Определенно можно говорить лишь о том, что машина разрабатывалась на заводе Fabrica de Artilleria Trubia в Астурии.

Вероятно, в 1926г., после окончания войны в Марокко, руководить программой создания испанского танка назначили капитана Carlos Ruiz de Toledo – командира батареи штурмовых танков СА1 – видимо, считалось, что Толедо понимал боевое значение танков в современном бою. Под его руководством сформировалась группа в составе самого Толедо, Victor Landesa и главного инженера завода Trubia Rogelio Areces. Toledo и Rogelio Areces немедленно отправились в командировку за рубеж. Причем, как можно понять, их интересовали новинки, не связанные с конструкцией танков типа Renault FT. В Британии их ожидало разочарование, поскольку Vickers Mk E еще не был создан, а увлечение британцев темой среднего танка типа Vickers Medium Mk I-II было для испанцев не по карману. В Германии испанцев познакомили с оригинальной конструкцией ходовой части, которая называлась «Орион» (некоторые допускают, что ее разрабатывали в 1918г. для гигантского K-Wagen). Оригинальность конструкции заключалась в том, что внутренняя часть траков гусеницы скользила по направляющим полозьям внутри бронированного обвода, а внешняя часть каждого второго трака (специальный выступ на каждом втором траке) охватывала эту бронировку снаружи. (Рис.23)

 

Рис.23 – Скользящая гусеничная цепь с обхватывающими выступами.

 

Надеялись, что выступы на траках смогут предотвращать соскакивание гусениц при маневрировании. Пишут, что Toledo и Areces закупили в Германии шесть комплектов ходовой части «Орион», причем два комплекта были большего размера, и 6 двигателей Daimler, из них 4 имели мощность 75 л.с., а еще 2 были более мощными – возможно, 200-сильными.

Обогативщись немецкой ходовой «Орион», создатели испанского танка окончательно разработали конструкцию машины. (Рис.24)

 

https://imgur.com/QMPv468.jpg

Рис.24 – Проект легкого танка Trubia.

 

Официально эта машина проходила по документам как «быстроходный танк пехоты» - Carro Ligero de Combate для Infantería Modelo Trubia 75 H.P. Встречаются и другие названия: Tipo Rápido Serie A, Carro Rápido de Infantería [Rapid Infantry Tank], Trubia А или Trubia А4.

Общая компоновочная идея танка наследовалась от Renault FT, ходовая часть - типа немецкой «Орион», на это водружалась оригинальная двухъярусная пулеметная башня.

    Танк получил сравнительно высокий корпус, который имел заостренную носовую часть, на вершине которого примостилась относительно небольшая полукруглая пластина – резак (или таран) для колючей проволоки. Впереди находились элементы трансмиссии. Передне-центральная часть корпуса вмещала отделение управления и боевое отделение, над которым возвышалась башня. В передней части корпуса находилось место водителя, который управлял танком при помощи обычного рулевого колеса. Перед водителем в съемном спонсоне (или небольшой съемной рубке) устанавливался пулемет. За местом водителя, в боевом отделении, размещался командир танка, рядом с которым, как будто, было место стрелка. Лобовой лист имел наклон 45°. Передние бортовые бронелисты также располагались под значительными углами наклона, а борта корпуса крепились строго вертикально. В задней части располагался двигатель. В корпусе с двух сторон были предусмотрены довольно широкие люки для доступа к мотору. С правой стороны за таким люком находилась выхлопная труба. К корме прикреплялся хвост.

    Лобовая часть корпуса и башня имели толщину брони 20 мм, борта - по 16 мм, крыша и днище - по 4 мм. В некоторых источниках указывают, что и лобовая, и бортовая броня имели толщину 20 мм. Броня была изготовлена из хромоникелевых стальных пластин, которые приклепывали к внутренней раме.

На танке Trubia А планировалось устанавливать 4-цилиндровый двигатель Daimler MV1574 мощностью 75 л.с. (56 кВт) при 900 об / мин - четыре таких мотора со свечами зажигания Beru Toledo и Areces только что привезли из Германии. Охлаждение для мотора и салона обеспечивалось двумя большими вентиляторами. Передний вентилятор оказался в середине транспортного средства, он всасывал воздух изнутри кабины экипажа к мотору, а задний вентилятор гнал воздух из танка наружу. Двигатель и два вентилятора были собраны в одно целое и были соединены с каждой стороны кузовом. (Рис.25)

 

Рис.25 – Силовая установка танка.

 

Под передним вентилятором было двойное конусное сцепление, которое активировалось педалью справа от водителя.

     Двигатель мог запускаться с помощью компрессора сжатым воздухом, для чего были добавлены зубчатое колесо и цепная передача, но, если эта система была неисправна, двигатель можно было запустить вручную с помощью кривошипа и электрической системы Bosch. Ручной запуск двигателя был расположен перед фронтальным вентилятором и мог быть доступен снаружи с обеих сторон через распашные двери. Коробка передач находилась под водителем и была сделана из литой стали. Он состоял из четырех скоростей (встречается, что коробка передач имела четыре передние и четыре задние скорости), причем первая скорость использовалась для преодоления препятствий и для движения по неровной поверхности. Крутящий момент через карданный вал передавался на передние ведущие колеса. Топливный бак вмещал 180 литров.

Ходовая часть имела переднее ведущее и заднее направляющее колеса, но ни поддерживающих роликов, ни опорных катков не было. Гусеницы скреплялись с роликами, скользившими по поверхности дорожки, крепившейся к раме. Похоже, что система не имела элементов подвески – т.е. это была жесткая ходовая. По проекту ходовая часть полностью бронировалась.

Танк вооружался тремя 7,5-мм пулеметами Hotchkiss М24/29 (по другой версии, 7-мм пулеметы Hotchkiss M1914). Два пулемета, находясь в шаровых установках на разных ярусах, действовали независимо, из них стрельбу вели два человека, один из них командир танка. Еще один пулемет находился перед водителем, стрелять из него должен был водитель. Боекомплект составлял 8000 патронов. Кроме того, по правому борту (возможно, по обоим бортам) предусматривалась шаровая установка, как пишут, для винтовки Маузера. (Рис.26)

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-05/1464175537_3.trubia.jpg

Рис.26 – Trubia А в целом.

 

     Каждый ярус башни состоял из никелевой стали толщиной 16 мм. Каждый ярус имел шаровую установку, которая допускала наведение пулемета 65° по вертикали и 110° по горизонтали без изменения положения всей башни. На противоположной стороне от шарового крепления была небольшая смотровая щель, а по бокам башни имелись небольшие раздвижные окна. На крыше башни устанавливался стробоскоп. Прибор этот представлял собой два цилиндра, которые вставлялись один в другой, причем внутренний был неподвижен, а внешний вращался с большой скоростью. Поверхность внешнего цилиндра покрывали вертикальные щели шириной меньше диаметра пули, тогда как на внутреннем имелись смотровые окна, закрытые пулестойким стеклом. Когда внешний цилиндр начинал быстро вращаться, срабатывал стробоскопический эффект, и окружающая наблюдателя бронировка как будто «таяла». Стробоскопы обеспечивали обзор на 360°, но требовали хорошей освещенности и специального привода, который на танках нередко выходил из строя. Стробоскоп соединили с вентилятором башни, для чего над ним предусмотрели бронеколпак.

В некоторых источниках пишут, что существовал вариант танка Trubia А4 с 40-мм орудием Ramírez Arellano (модифицированная пехотная пушка) испанского производства, однако, кажется, что это замечание справедливо к более позднему испанскому легкому танку, а Trubia А4 проектировался в пулеметном варианте.

    Первый экземпляр танка Trubia А строился и был готов в 1926г. (Рис.27)

 

Бронетанковые вивисекторы. Сборная Европы.

https://imgur.com/wjJBDW7.jpg

  

 Рис.27 – Строительство первого экземпляра танка Trubia А.

 

Машина имела массу 8,9 т (иногда указывают 8,1 т, но, видимо, в длинных тоннах) при габаритах: длина – 5380 мм, ширина – 2100 мм, высота – 2390 мм. Бронирование составляло: лоб корпуса, башня – 20 мм, борт корпуса – 16 мм, крыша, днище – 5 мм. Вооружение три пулемета Hotchkiss M24/29 (боекомплект – 8000 патронов, 50 ручных гранат). Экипаж 3 чел. (кажется, первоначально планировалось, что экипаж будет состоять из 2-х чел.). Двигатель - Daimler MV-1574, бензиновый, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 75 л.с.

Готовую машину вроде бы сразу же затребовали на испытания в Центральную стрелковую школу (Escuela Central de Tiro) в Carabanchel (южный пригород Мадрида). (Рис.28)

 

Рис.28 – Первый танк Trubia Serie A на открытой платформе для транспортировки в Мадрид.

На фоне танка его строители, справа - главный инженер фабрики, Rogelio Areces (Фото: Артемио Мортера Перес (2007), с. 5).

 

Испытания включали в себя передвижение по пересеченной местности, разрушение препятствий, преодоление уклонов, утяжеление массы конструкции за счет запасных броневых плит, обстрел броневых плит той же толщины, что и на танке из 40-мм орудия.

    Танк Trubia развивал максимальную скорость до 30 км/ч (19 миль/ч км/ч), на местности машина двигалась со скоростью 8 км/ч. Запас хода 100 км. Машина преодолевала подъем в 40°, стенку высотой 0,761 м, брод глубиной 0,914 м, брод шириной 1,83 м. (Рис.29)

 

Рис.29 – Испытания Trubia Serie A.

 

   По результатам испытаний были отмечены как плюсы, так и недостатки. К положительным моментам отнесли более мощный, чем у Renault FT, двигатель, удобство доступа к механизмам и пишут, что экипаж имел лучшие условия обитания (- очевидно, имелась ввиду принудительная вентиляция боевого помещения). Основные неприятности доставляла ходовая часть (предложили снять брызговики над гусеницами), было признано, что танку не хватает жесткости и его конструкция должна быть усилена, возникали проблемы с вентилятором, зажиганием (свечи Beru заменили сначала на Bosch, а затем на K.L.G.), возникали проблемы в подаче масла в двигатель, когда танк находился под углом 45°, барахлила система привода сжатого воздуха (- видимо, подача воздуха из компрессора), для входа и выхода водителя нужно было сделать люк в лобовом наклонном листе, «особую озабоченность» вызывал верхний ярус башни – другими словами, одновременное обслуживание двух пулеметов весьма затруднительно из-за большой тесноты не только в башне, но и в корпусе.

   После испытаний машину отправили обратно на завод. Однако, в целом, испанцы, видимо, остались довольны, поскольку удалось создать более подвижную и защищенную, чем французский Renault FT, машину. Поэтому танк был принят на вооружение как Modelo Trubia 75HP, tipo rapido, serie A (Trubia 75HP Serie A mod.1926 г.), или Carro de Combate Trubia serie A, или более просто – Trubia A4. В 1926г. (возможно, в ноябре) было заложено ещё 3 образца танка Trubia А.

    Существует и иное изложение событий об испытаниях и начале производства танков Trubia А. Мол, в 1926г. было сразу, с небольшими интервалами, построено 4 образца танка Trubia А (- видимо, из тех комплектов ходовой и двигателей, которые привез Толедо из-за границы). 3 первых танка поездом отправили в Мадрид на Estación del Norte (Северный вокзал, современный Príncipe Pío). Четвертый танк доставили отдельно, и он был не достроен, даже пришлось снять гараж рядом с железнодорожной станцией в Мадриде, чтобы завершить его постройку. Вместе с танками в Мадрид прибыла группа работников завода для исправления технических дефектов. Согласно этой версии, все четыре танка Trubia А проходили тесты одновременно. В пользу этой версии, как будто, выступают фотографии с испытательного полигона, на всех фото запечатлены танки без штатного вооружения, а на одной машине спереди отсутствует резак. (Рис.30)

 

Рис.30 – Фото испытаний Trubia А, на верхнем снимке танк с резаком, на других – резак отсутствуют, на всех фото танк (или танки) без штатного вооружения, хотя, судя по приведенным выше фото, первый танк покинул завод в полной комплектации.

 

Конечно, можно допустить, что первенца по какой-то причине во время испытаний частично разукомплектовали. Однако с этими снимками есть одна проблема – они публикуются без датировки, а известно, что в 1928г. провели испытания так называемого модифицированного танка или, как пишут, танка второй серии (“segunda serie”), и испытания проводились на машине без вооружения и без резака. Но и это замечание мало что дает. Как можно понять, главным видимым результатом «модификации» (помимо исправления технических недостатков некоторых агрегатов: вентилятора, компрессора, изменения положения масляного бака для питания двигателя маслом при больших кренах танка) стало отсутствие брызговиков на гусеницах и появление люка для водителя в лобовом элементе слева от пулеметной рубки. Возможно, именно в таком варианте появляется третий член экипажа. Действительно, фото такого танка попадается, следовательно, приведенные выше фото, скорее всего, относятся к 1926г.

Пишут, что модифицированный Trubia А первоначально испытывался на территории завода Trubia перед военными командирами Астурийского региона во главе с генералом Зувиллагой (General Zuvillaga). (Рис.31)

 

 

https://imgur.com/0ZWVKjY.jpg

https://imgur.com/BziiL2M.jpg

Рис.31 – Испытание модифицированного образца в Астурии, 1928г.

Считается, что на верхнем фото рядом с танком стоит капитан Карлос Руис де Толедо.

 

В мае 1928г. (19 числа) модифицированный образец вновь тестировали в Мадриде на Poligono de Tiro de Carabanchel. Председательствовал в комиссии по проведению испытаний подполковник Антонио Гарсия Перес, генеральный секретарь Estado Mayor Central (Центрального генерального штаба), ответственный за надзор за военными центрами. Результаты были оценены как удовлетворительные: «легкий танк Trubia, обладает всеми необходимыми возможностями для танка его типа». Модифицированный танк, получив номер “A.T.M. 2204”, был включен в состав армии. (Рис.32)

 

Рис.32 - Фото датируется 1936г. или 1937г. (франкистский танк Trubia А охраняет оружейный завод в Овьедо), на машине хорошо видна новая планировка лобового элемента – люк водителя слева от пулеметной рубки, отсутствие брызговиков над гусеницами.

 

В 1928г. было заказано еще 12 новых танков Trubia А, сборку которых начали на предприятии Trubia в том же 1928 году. Получается, танки Trubia А были приняты на вооружение испанской армии не в 1926г., а в 1928г. Предполагалось, что после их постройки можно будет начать формирование Grupo de Carros de Asalto – «группа машин поддержки». Но машины серии 1928г. построены не были. Как пишут, проект никогда официально не отменялся, но из-за отсутствия финансирования угас.  Так же есть сведения, что в 1928г. Толедо и Аресе приказали построить более тяжелый танк с двигателем 200 л.с. (Толедо привез из Германии два двигателя Daimler большой мощности), но к реализации этого приказа не приступали.

Строительство ранее заложенных танков было продолжено. Третий танк Trubia сдали в 1931г., а четвертый - в 1934-м – в этом случае получается, что модифицированный танк произвели в 1928г., и он был вторым по счету. Но встречается и другая информация – в 1931г. был изготовлен второй экземпляр, а в 1934г. завершили постройку еще двух (есть и по-другому, в 1930г. – второй экземпляр, в 1931г. – третий и в 1934г. – четвертый) – из этого следует, что в 1928г. был модифицирован первый экземпляр танка, произведенный еще в 1926г.

Построенные танки Trubia А поступали в распоряжение пехотного полка №32 “Milan” в г.Овьедо. В 1935г. первый экземпляр вернули на завод Trubia для ремонта, а машины с номерами от А-1 до А-3 остались в полку. В годы Гражданской войны машины оказались по разные стороны баррикад. Прототип на заводе Трубия был взят рабочими под свой контроль, отремонтирован и введен в строй армии республиканцев. Танки полка «Милан» были переданы франкистам. Получилось так, что в 1936г. все четыре танка Trubia приняли участие в боях при Овьедо.

     Овьедо оказался единственным городом на севере Испании, который сразу взял сторону франкистов. В городе находились три танка Trubia А, они использовались для подавления первых нападений милиционеров на город и помогли укрепить националистический контроль над ним. (Рис.33)

 

https://imgur.com/7PUtVZF.jpg

Рис.33 – Франкисты у танка Trubia А.

 

     22 августа 1936 года все три танка Trubia А были использованы в наступлении на Лома-дель-Кампон, по дороге в гор. Трубию. Танки поддерживали действия двух стрелковых и одной пулеметной роты из пехотного полка nº 32, отряда гражданской гвардии и батареи орудий Schneider 105/11. Боевая задача была выполнена, но танк №2 под командованием инженера-бригадира Антонио Моралеса Эльвира (engineer brigadier Antonio Morales Elvira) сломался. Ночью машину отбуксировали на базу, говорят, по пути из-за общего плохого состояния танка и неровностей земли с танка свалилась башня. Вероятно, позже башню вернули на место, и танк продолжили эксплуатировать. (Рис.34)

 

https://imgur.com/CjzpaRb.jpg

Рис.34 - Отремонтированный Trubia Serie A nº2 после того, как он сломался в Лома-дель-Кампон. Самый крайний справа - бригадный инженер Антонио Моралес Эльвира, командир танка.

 

    После этого небольшого наступления машины вернулись в Овьедо и применялись в обороне осажденного города. Один танк защищал La Argañosa (западный въезд в город), а два других, один из которых был придан частям гражданской гвардии, были расположены между улицей Кампо-де-лос-Патос и оружейным заводом, защищавшим восточный подход вдоль дороги Сантандер. (Рис.35)

 

https://imgur.com/LRqsEL8.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-05/1464175559_4.-trubia_abandoned.jpg

Рис.35 - Один из танков Trubia A на оборонительных позициях в Овьедо защищает Кампо-де-лос-Патос и восточный въезд в город.

 

   Танк, защищавший La Argañosa осенью 1936г. сломался, франкисты не могли отбуксировать его из-за сильного перекрестного огня противника, тогда, чтобы не допустить возможности захвата его республиканцами, машину взорвали. (Рис.36)


https://imgur.com/ZiXdza2.jpg

Рис.36 – Останки взорванного в La Argañosa танка Trubia A.

 

    Оставшиеся два танка Trubia A продолжали использоваться франкистами для задач обороны г. Овьеда.  27 октября танк № 3 был отправлен на холм Наранко, чтобы отбуксировать в Овьедо республиканский бронетрактор Landesa, который прорвался через линии обороны, но сломался. Есть показательный фоторепортаж того, как танк Trubia A привел в Овьедо на буксире республиканский бронетрактор Landesa. (Рис.37)

 

 

Бронетанковые вивисекторы. Сборная Европы.

Рис.37 – Доставка в г.Овьда танком Trubia A бронетрактора Landesa.

 

    21 февраля 1937г. два франкистских танка Trubia A приняли участие в отражении крупного наступления армии республиканцев на г. Овьедо.  По крайней мере, один танк пережил февральские бои, но, когда блокада Овьедо была снята (Рис.38), а республиканцы потерпели на севере Испании поражение (к осени 1937г.), танки Trubia A могли списать – у франкистов теперь было достаточно бронетехники.

 

https://imgur.com/JjyghgR.jpg

Рис.38 – Мавританская пехота армии Франко движется по деблокированному Овьедо мимо танка Trubia A.

 

    Пишут, что один танк был отправлен в Севилью и использовался в парадах победы, но это, как говорится, не проверенная информация.

    Что касается республиканского танка Trubia A, имевшего бортовой номер 4, то он был использован 10 сентября 1936г. в наступлении на Овьедо. Боевые действия велись в небольшом городке Лас-Крусес (к северу от Трубии и северо-западу от Овьедо) и Лома-дель-Канто на окраине Овьедо. В Лома-дель-Канто танк Trubia A сломался на нейтральной полосе, очевидно, неопытный экипаж пережег сцепление. После захвата Лома-дель-Канто республиканцами в октябре 1936г., как будто, предпринимались усилия для восстановления танка, однако более ничего конкретного о его судьбе неизвестно.

    Встречаются какие-то нечеткие сведения о том, что танки (или танк) Trubia А, якобы, участвовали в городских боях в провинции Эстремадура, при этом указывается, что в уличных столкновениях пулеметного вооружения оказалось вполне достаточно. Впрочем, совершенно непонятно, чьи это были танки, когда и при каких обстоятельствах их применяли.

⃰ Трактор Landesa.

Задел по танку Trubia А получил развитие при разработке бронированного тягача Landesa.

В 1928-1929гг. на заводе Trubia под руководством майора артиллерии Виктора Ландеса Доменка и при участии главного инженера предприятия Areces был спроектирован и начал строится трактор “Landesa”, названный в честь своего творца. В основе идеи была задача разработать армейский тягач, но машина могла эксплуатироваться и в мирных целях, например, как сельскохозяйственный трактор. Машина разрабатывалась на базе шасси танка Trubia А. В конструкцию ходовой добавили горизонтальные пружины, для подрессоривания переднего и заднего колес (возможно, была добавлена только одна пружина для переднего колеса), а сами колеса немного приподняли. Двигатель перенесли вперед, а места для водителя и сопровождающего оказались сзади. Двигатель был покрыт стальными пластинами, заклепанными вместе, с решетками с обеих сторон и спереди. Поверх этого моторного отсека была фара. Позади двигателя было рулевое колесо, сиденье водителя, на котором была небольшая электрическая лампа, и место для дополнительного члена экипажа, который выполнял функции помощника водителя. Две лампы и электрооборудование были изготовлены компанией Scinilla и питались от 24-вольтовой батареи Tudor.

Первый трактор (как будто, он имел двигатель Mercedes мощностью 60 л.с.) был готов в 1930г. (Рис.39)

 

https://i.imgur.com/rfMPnML.jpg

Рис.39 – На фото один из серийных образцов, видимо, поздней постройки, некоторые считают, что данный образец изготовлен не на Trubia, а на заводе Sociedad Española de Construcción (SECN) Naval в г. Сестао близь Бильбао.

 

Трактор строили Landesa Domenech и Areces с помощью заводских рабочих с завода Trubia, но в мастерской Compania Anónima Basconia в Бильбао. Машину протестировали на холме Мальмасин близь Бильбао. Затем Landesa Domenech и Areces решили доставить свой новый трактор в Трубию с намерением строить его серийно. В конечном счете, разработчики арендовали фабрику Industrial Química de Nalón в Трубии для производства своих тракторов. Здесь произвели машинокомплекты для двух траторов, которые собраны были на предприятии Juliana Constructora Gijonesa S.A. в Хихоне. Как будто эти две машины получили двигатели SEFA неустановленной мощности. Существует и альтернативное мнение, что второй и третий трактора собирались на заводе Trubia.

Вроде бы, в апреле 1932г. один трактор был отправлен в Мадрид на испытания. А в октябре 1932 года два трактора Landesa с двигателями SEFA были отправлены в Паленсию (центральный север Испании) для участия в военных маневрах Маниобра-дель-Писуэгра. Это были первые военные маневры новой Второй испанской республики (созданной в апреле 1931 года) и привлекли большое внимание. Трактора были прикреплены к Grupo de Artillería nº1 (Артиллерийская группа № 1) для буксировки 76,5-мм пушек Skoda – в группе имелось 8 таких пушек. Надо сказать, что на маневрах одновременно можно было использовать только один трактор, т.к. имелся только один подготовленный экипаж. Производительность тракторов во время испытаний, несмотря на работу в неблагоприятных условиях (грязь, осадки) была признана удовлетворительной. Однако у обоих тракторов были поломки, как пишут: «вызванные поломкой конструкции, связывающей двигатель с кузовом».

Видимо, по результатам испытаний на маневрах, разработчики поняли, что двигатель Mercedes превосходит SEFA. Была дана команда на сборку немецких двигателей в домашних условиях. Некоторые компоненты двигателя было невозможно скопировать, поэтому их заказали в Германии, что привело к обвинению в том, что Trubia занималась выпуском нелицензионной продукции. К счастью для Ландеса Доменека и Ареса, последствий не наступило. Их оправдание состояло в том, что Трубия создала экспериментальную серию двигателей и не собиралась их продавать. Эти новые двигатели будут называться Mercedes-Trubia и будут иметь мощность 60 л.с. Встречается также, что первые три трактора имели двигатели Daimler-Benz L-2000 мощностью 55 л.с. (41 кВт).

Итак, следующий трактор получил новый двигатель Mercedes-Trubia. Этот трактор отправлен в Escuela Central de Tiro (испытательный полигон армии) в Карабанчеле (Мадрид) для проверки его способности к буксировке и преодолению препятствий. Испытания имели большой успех: трактор мог буксировать 15-сантиметровые пушки и 155-мм гаубицы даже по грязи реки Харама. Армия решила разместить заказ на девять тракторов с двигателями Mercedes-Trubia (для оснащения Grupo de Artillería Antiarea № 1 (Зенитная артиллерийская группа № 1), базировавшаяся в Карабанчеле.

После того, как трактора для Grupo de Artillería Antiarea № 1 были готовы, в рекламных целях их решили отправить в Мадрид своим ходом (370 км или 230 миль). За штурвалами машин сидели работники завода Trubia. Машины с легкостью преодолели первые 60 км, затем начался подъем на перевал Пахарес (1378 м). Ведущий трактор, которым управляли Константино Альзуэта и Зенон Солер (испытывавшие трактора с самого их появления) благополучно преодолели перевал, но рекомендовали другим экипажам не повторять этот подвиг, опасаясь, что менее опытные товарищи загубят технику. Предупреждение выглядело весьма реалистично, поэтому трактора погрузили в поезд и довезли до Кольядо-де-Вильяльба, расположенного в 32 км (20 милях) от Мадрида. Колонна вошла в Мадрид своим ходом рано утром 12 октября 1935 года. К машинам прицепили орудия Шкода, и процессия приняла участие в военном параде, приуроченном к Фиесте де Ла Раза / Día de la Hispanidad (национальный день Испании, который отмечается в годовщину прибытия Христофора Колумба в Америку). Затем машины осмотрел военный министр Хосе Мария Хиль-Роблес и Куинонес. Считается, что эти трактора оставались в эксплуатации вплоть до Гражданской войны и использовались на протяжении всей войны республиканскими силами, защищавшими Мадрид и его окрестности, хотя каких-либо доказательств, подтверждающих это утверждение, пока не найдено.

В 1935г. один трактор продемонстрировали комиссии Министерства сельского хозяйства, но контракта не последовало.

    В конце 1935 или начале 1936 года планировалось построить четыре новых трактора с двигателями BOMAG, но только один из них будет готов до Гражданской войны в Испании в июле 1936 года. Два трактора из этой партии в начале 1937г. будут преобразованы в бронетрактора для республиканской Северной армии. Четвертую машину 21 октября 1937 года, после падения республиканкой власти на Севере Испании, по приказу Ландеса Доменека отправили в небольшой город Порриньо (Понтеведра) на северо-западе Испании в качестве сельскохозяйственного трактора.

 Встречаются сведения, что республиканцы в 1936-1937гг. на заводе Sociedad Española de Construcción (SECN) Naval в г. Сестао близь Бильбао организовали, так сказать, контрафактное производство тракторов Landesa (Рис.40), поскольку сам Landesa Domenech примкнул к франкистам.

 

https://imgur.com/rFeq0Jj.jpg

Рис.40 – Строительство тракторов Landesa.

В некоторых источниках пишут, это завод SECN.

 

     Пишут, что вариант трактора Landesa, изготовленный на SECN имел некоторые отличия – например, на корме, как будто, появилось два дополнительных места для пассажиров. Такой вариант именовался Landesa fabricado por la Constructora Naval. Скорее всего, на SECN было построено 2 экземпляра трактора Landesa.

 

Заключение

 

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевой тип, опытный тип, классификация по массе, классификация по вооружению, производство, импортные типы, Эпилог.

 

* Технические концепции и Директории Этапа.

В рассматриваемый Этап в Испании получила развитие Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. (Табл.1)

 

Таблица 1 – Директории Этапа 1925-1928гг.

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

1 Директория, 1925-1928гг.

Синтетический прототип «Рено», Fr, 1916 – (бгм)9

Renault FT-Trubia

Carro de Combate Trubia serie A

 

* Резюме.

Этап развития испанского танкостроения 1925-1928гг. не имеет логических Периодов.

После окончания Первой мировой войны, в которой Испании посчастливилось не принимать участия, испанцы пытались закупить во Франции легкие танки Renault FT, однако французы не стремились вооружать своих пиренейских соседей. Только война, вспыхнувшая в 1921г. между испанцами и местными племенами в северном Марокко помогла Испании приобрести некоторое количество как легких, так и средних французских танков. К 1925г. испанцы пришли к выводу о необходимости разработать собственный тип танка. За образец был выбран все тот же Renault FT, но испанцы пытались сделать свою машину более подвижной, лучше защищенной, с более мощным вооружением. Некоторые из поставленных задач испанцам удалось решить в конструкции своего танка Trubia A4. В 1928г. испанцы приняли решение о серийном производстве легких танков Trubia A4.

* Количественная оценка танковой техники за Этап.

Всего за Этап 1925 -1928гг. в Испании было произведено танков: 2 шт., один из них конверсия. (Табл.2).

 

     Таблица 2 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Испании в 1925-1928гг.

Пехотные типы 1925-1928гг.

Легкие пехотные танки 1925-1928гг.

Легкий по массе пехотный танк

Renault FT-Trubia

1925/26

1 оо

конверсия

Легкий по массе пехотный танк

Carro de Combate Trubia serie A

1925-1928гг.

1 шт.

Всего: 2 шт.

 

⃰ Боевой тип.

К 1929г. был произведен, скорее всего, один танк Trubia A4, т.е. первоначально его построили в 1926г, а в 1927-1928гг. он прошел модернизацию. Впоследствии танки этого типа выпускались малой серией, но принимали участие в боевых действиях во время Гражданской войны.

⃰ Опытный тип.

В 1925г. или в 1926г. на базу Renault FT поставили башню оригинальной конструкции, однако от банальной переделки танков Renault FT затем отказались.

* Классификация по массе.

Танки Renault FT-Trubia и Carro de Combate Trubia serie A относятся к танкам «легким по массе» (2 шт.).

* Классификация по вооружению.

Первые испанские танки несли пулеметное вооружение (2 шт.).

* Производство.

Танки Trubia A4 проектировались и производились на казенном предприятии Fabrica de Artilleria Trubia, находившемся на севере страны, в провинции Астурия. Это предприятие со второй половины XIX века было важным центром по производству крупнокалиберных артиллерийских систем, преимущественно, для береговой артиллерии и флота. (Рис.41)

 

150-мм пушка

120-мм пушка

90-мм пушка

Рис.41 – Образцы продукции завода Fabrica de Artilleria Trubia.

 

    Надо заметить, что к 1927г. в Испании на заводе Maquinaria Moderna para Construcciones y Obras Publicas, S.A.E.” («Современное оборудование для строительства и общественных работ»), находившимся в г.Сан Садурни де Нойя (San Sadurni de Noya) недалеко от Барселоны (Каталония) наладили производство гусеничных тракторов Benach. (Рис.42)

 

Картинки по запросу tractor Benach

http://1.bp.blogspot.com/_kutYdBuakKo/TR3EKDE9AxI/AAAAAAAAGMY/fViblOsOjNY/s1600/AKAG9-154.jpg

Картинки по запросу tractor Benach

Рис.42 – Вверху каталог от 1927г., внизу – трактора Benach.

 

   Известно, что трактора Benach оснащались двигателями Hispano-Suiza мощностью 60 л.с.

   По заказу Министерства общественных работ Испании было построено более 60-ти тракторов Benach.

 

Таблица 3 - Испанское танкостроение Этапа 1925-1928гг. по годам.

Годы

1 Директория

1925

Renault FT-Trubia

1926

Carro de Combate Trubia serie A (1)

 

Таблица 4 – Количество произведенных танков по годам.

год

количество

1925

1 оо

1926

1

Итого

1оо + 1 = 2

° Предположительно.

 

⃰ Импортные типы.

Первым типом танка, попавшим в Испанию, был французский легкий танк Renault FT-18. В 1919г. удалось заполучить только один пулеметный образец этой машины. В 1921г. французы продали еще 10 пулеметных танков Renault FT-18 и один радиотанк на базе Renault FT. В 1921-1925гг. танки Рено, сведенные в танковую роту, вели боевые действия в Марокко. После вступления в испано-марокканскую войну Франции в 1925г., французы обновили танковый парк испанской танковой роты - было поставлено 6 новых легких танков Renault FT В (в их числе, возможно, было три пушечных танка (Рис.43)), взамен утраченных в боях, либо выбывших из строя по техническим причинам.

 

Рис.43 – Пушечный Renault FT-18 испанской армии, музей бронемашин в Эль-Голосо.

 

Таким образом, в 1919-1925гг. французы передали испанцам 17 легких танков Renault FT-18.

После окончания войны в Марокко, в июле 1926г. танковая рота, видимо, имея на вооружении 10 (или 12) боевых танков Рено и, возможно, радиотанк была переведена в Испанию. В 1927г. (- или в 1929г.?) на базе роты был развернут танковый батальон (del Batallon de Carros de Asalto). (Рис.44)

 

Рис.44 – Испанские Рено на ученьях.

 

В мае 1931г. танковый батальон был расформирован. 5 машин Renault FT-18 зачислили в первый танковый полк (Regimiento Ligero de Carros de Combate N° 1), расквартированный в Мадриде. (Рис.45)

 

Рис.45 - Renault FT-18 из состава Regimiento Ligero de Carros de Combate N° 1 на показательных выступлениях, март 1932г.

 

 Другие 5 машин вошли в состав второго танкового полка (RLCC N° 2), имевшего базу в Сарагосе (Zaragoza). Во время начавшейся в 1936г. Гражданской войны первый танковый полк вместе с материальной частью оказался в руках республиканского правительства (Рис.46), а второй танковый полк – в руках франкистов.

 

Рис.46 – «Рено» на службе республики.

 

К концу октября 1936г. республиканцы имели только 3 танка «Рено» (2 машины были потеряны 5 сентября 1936г.). Сложно сказать, как долго «сахарские» танки «Рено» применялись сторонами в боях, возможно, они были утеряны или выведены из эксплуатации не далее 1938г.

В феврале 1922г. в испанском Марокко выгрузили 6 (по некоторым сведениям, 4) средних французских танков СА1. Танки воевали в Марокко, видимо, в качестве машин огневой поддержки легких танков до окончания войны в 1926г. В 1929г. (- возможно в 1927г.), машины, вероятно, почти выработавшие технический ресурс все же перевезли в Испанию. Здесь по причинам технического состояния они были выведены в резерв и вначале причислены к танковому батальону, а в 1931г.  распределены по двум танковым полкам. 4 машины определили в Regimiento Ligero de Carros de Combate N° 1 (в Мадриде), еще 2 – в Regimiento Ligero de Carros de Combate N° 2 (в Сарагосе). С началом Гражданской войны, таким образом, 4 танка СА1 оказались у республиканцев, а 2 – у франкистов. Считается, что республиканцам удалось привести в боеспособное состояние от 1-го до 3-х танков СА1 (Рис.47).

 

French built WW1 Schneider CA1 tank on the streets in Spain during the Spanish Civil War

Рис.47 – «Шнейдер» в руках республиканцев на мадридской улице - на нижнем фото, похоже, в районе Куарт де ла Монтанья, где находились главные военные казармы столицы, и где в 1936г. развернулись ожесточенные бои.

Любопытство вызывает цепь на танке, как будто, машина привязана к чему-то, как средство от угона.

 

Сведений о применении франкистами своих СА1 нет, но есть версия, что франкистам удалось захватить исправный республиканский СА1 и использовать его чуть ли не до 1939г. Впрочем, большинство источников сходятся, что все машины СА1 были выведены из эксплуатации к концу 1936г. (Рис.48)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/47/CA_1_Schneider_1_cannon.jpg/1024px-CA_1_Schneider_1_cannon.jpg

Рис.48 – Орудие с СА1 – все, что сохранилось от испанских «Шнейдеров» на сегодняшний день.

 

В начале 1925г. в Испанию прибыли французская танкетка «Сен-Шамон» М1921 и итальянский легкий танк Фиат 3000А. Обе машины прошли испытания, но на вооружение приняты не были. О дальнейшей судьбе «Сен-Шамон» М1921 сведений нет. Некоторые авторы указывают, что испанцы, якобы, купили 7 машин «Сен-Шамон» М1921. В отношении танка Фиат 3000А известно, что его определили в Центральную стрелковую школу. Пишут, что к началу Гражданской войны Фиат 3000А использовали в качестве донора деталей и агрегатов для строевых Renault FT.

Некоторые источники считают, что в 1926г. испанцы закупили прототип новой модификации Renault FT-18 - NC2 (М24/25) и даже использовали этот танк в боевой обстановке в Марокко. Но, скорее всего, прототип танка NC2 (М24/25) применяли в Марокко сами французы и испанцам он не передавался.

⃰ Эпилог.

В 1925-1928гг. в Испании была предпринята попытка зарождения собственного танкостроения.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru