SOMUA SAu 40 47mm Mle 1937

 

 

SOMUA SAu 40 47mm Mle 1937

Франция

Средний по массе истребитель танков

масса

21,6 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4/5 чел.

мощность силовой установки

190 л.с.

проект

1940г., SOMUA

 

 

Основная статья:Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     С 1935г. к теме char de protection (охранный танк – специальный танк для борьбы с вражескими танками, другими словами, истребитель танков) подключилась фирма SOMUA. 25 декабря 1937 года был собран опытный образец CAM 2, но без орудия и командирской башенки. (Рис.1)

 

Рис.1 - Опытный образец SOMUA CAM 2 на заводском дворе, начало 1938 года.

 

     Интересно, что на этой базе также пытались реализовать проект перспективного среднего танка по программе G/G1 - SOMUA Char G (Рис.2).

 

Рис.2 - Средний по массе пехотный танк, масса 22-23 т. Проект 1936-1937гг.

 

     Среднего танка не получилась, но в 1939г. на испытание вышел танк САМ 2 по теме char de protection. 15 октября 1939 года CAM 2 приняли на вооружение французской кавалерии как SOMUA SAu 40. (Рис.3)

 

Рис.3 – SOMUA Sau 40. Масса 21,6 тонн.

 

    Объём первого заказа составил 36 машин, из них 12 должно было быть командирскими, не имеющими орудий. Поступать они должны были в подразделения истребителей танков при легких механизированных дивизиях (Division Légère Mécanique, DLM). Однако до июня 1940г. наладить производство SOMUA Sau 40 не удалось – как сообщают, из-за отсутствия серийного производства требуемого 75-мм орудия APX 75mm gun mle 1928. Единственный экземпляр, вроде бы, отправили в войска – Somua S-35 squadron. Часть, в которой находилась SOMUA SAu 40 в бой не вступала, а после подписания перемирия машина оказалась в руках немцев, дальнейшая судьба машины в литературе не освещается. (Рис.4)

 

Рис.4 - Сданная немцам машина SOMUA SAu 40 в районе Перигё, Аквитания, июнь 1940 года.

 

     В некоторых источниках намекают, что в июне 1940г. было выпущено три танка SOMUA SAu 40 с 47-мм пушкой, однако надежного достоверного подтверждения этой информации я не встретил. (Рис.5)

 

Рис.5 – Художественное представление варианта SOMUA SAu 40 с 47-мм пушкой Mle 1937.

 

     Боевая масса машины 21,6 тонны. Габариты: длина – 6400 мм (5900 мм без орудия), ширина – 2510 мм, высота – 2635 мм. Бронирование: башня – 30 мм, лоб корпуса, борт корпуса – 35-40 мм, корма корпуса – 38 мм (-?), крыша, днище – 20 мм. Вспомогательное вооружение – пулемет в башне. Экипаж 4 или 5 чел. Двигатель бензиновый Somua 8-cyl. мощностью 190 л.с. Ходовая часть на борт: 9 опорных катков и 1 «натяжной» каток, 3 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков. Скорость 35 км/ч, запас хода по шоссе – 280 км.

     Пишут, что после капитуляции Франции новое правительство смогло договориться с немецкими властями о возобновлении строительства SAu 40. Производственные мощности SOMUA сохранились целыми, предполагалось собирать до 8 единиц этих машин в месяц. Также не исключался вариант выпуска SAu 40 для нужд Panzerwaffe. Ни один из этих планов не был осуществлен. Немецкая администрация очень скоро свернула выпуск всей боевой техники, предназначенной для французской армии, конфисковав уже выпущенные образцы. Производство машин SOMUA SAu 40 не возобновлялось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru