SOMUA S40

 

 

SOMUA S40 

Франция

Средний по массе кавалерийский танк

масса

20,05 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

230/219 л.с.

проект

1938-1939гг., SOMUA

выпускался

1940г., SOMUA

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Обсуждение дальнейшего развития кавалерийского танка SOMUA S35 началось в конце 1938 года. (Рис.1)

 

Рис.1 - SOMUA S35.

 

     В нем довольно активно участвовало руководство предприятия ARL, национализированного в 1936 году танкового производства фирмы APX. Машина получила внутризаводское обозначение АС 5, но больше известна как SOMUA S40. Радикальной модернизации SOMUA S35 делать не предполагалось, чтобы без задержки можно было бы организовать серийное производство. Первоначально даже башню планировалось использовать ту же – APX-1 CE. Наиболее заметным внешним изменением AC 5 должен был стать корпус, за счет изменения корпуса пытались понизить центр тяжести машины. Ширина корпуса расширялась на 33 см. Длина машины чуть увеличивалась, за сет чего в ходовой части появлялся дополнительный опорный каток, а общая высота немного уменьшалась. Заметнее всего менялась лобовая часть корпуса, угол наклона которой становился больше. Так при той же толщине брони увеличивалась защищённость танка в лобовой проекции. Единственным местом, где толщина брони увеличилась, стало днище. На S 35 его толщина варьировала от 15 до 20 мм, а у модернизированного танка толщина днища составляла 20 мм по всей длине. Вместе с корпусом переделке подверглись и смотровые приборы. Предварительные расчёты показывали, что боевая масс машины составит 20,5 тонн. (Рис.2)

 

Рис.2 – Изначальная конфигурация модернизированного S 35 с башней APX 1-CE.

 

     Интенсивные работы по танку начались на заводе SOMUA в Сент-Уэне с апреля 1939 года. Вероятно, к тому времени пришли к мнению о необходимости замены одноместной башни APX-1 CE на новую башню ARL 2 C, однако также одноместную. (Рис.3)

 

Рис.3 – Проекции башни ARL 2 C.

 

     Разработка башни ARL 2 C началась в январе 1939 года. В отличие от APX 1 CE, новая башня являлась частично сварной (литой осталась только командирская башенка), что улучшало её снарядостойкость. Максимальная толщина бронирования башни ARL 2 C в лобовой проекции – 60 мм, впрочем, возможно, что такую толщину имели все вертикальные стенки башни – попадается замечание, что для танка B1 ter толщину брони башни ARL 2 C увеличили до 70 мм. Указывают, что в отличие от APX 1 CE, которую можно было пробить из немецкой противотанковой пушки 3,7 cm Pak с дистанции 200–300 метров, ARL 2C выдерживала попадание её снаряда практически в упор. Командирская башенка теперь стала неподвижной (на APX 1 CE она была вращающейся), но большего размера. В башне помещалось 7 снарядов к 47-мм пушке. (Рис.4, Рис.5)  

 

 

Рис.4 – Опытный образец башни ARL 2 C.

 

Рис.5 – SOMUA S40 с башней ARL 2 C.

 

     Помимо изменения формы корпуса и новой башни, на AC 5 предполагалось ставить дизельный (-?) двигатель объемом 13,75 литра и мощностью 230 лошадиных сил при 2200 об/мин (в некоторых источниках указывают – 219 л.с.). С таким мотором максимальная скорость танка составила бы 45 км/ч. Из-за возросшей массы усиливалась подвеска, а ленивец выносился немного вперед, что должно было улучшить характеристики при езде по бездорожью и обеспечить возможность преодолеть более крутые подъёмы.

     Табличные данные по танку SOMUA S40 смотрятся так: масса – 20500 кг; длина – 5670 мм, ширина – 2120 мм, высота – 2648 мм; максимальная толщина бронирования во фронтальной проекции – 40 мм, толщина бронировании башни 60 мм; экипаж 3 чел. – водитель, радист, командир-наводчик; вооружение – 47-мм пушка SA35, 7,5-мм пулемет MAC-31; двигатель карбюраторный Somua 8 cylindres 125x140, 230 hp; ходовая часть (применительно на один борт) состояла из 8 стальных опорных катков малого диаметра, сблокированных в 4 тележки, двух независимых катков, двух поддерживающих роликов и ведущего колеса заднего расположения, две соседние тележки имели единый упругий элемент в виде пластинчатых рессор, на передней тележке монтировался масляный амортизатор, также ударные нагрузки гасила буферная пружина, установленная в корпусе кронштейна заднего катка, гусеничная лента состояла из 103 литых траков, соединяемых между двумя пальцами, для поддержки верхней ветви гусеницы дополнительно использовалась пара поддерживающих полозьев по каждому борту, подвеска и катки практически полностью закрывались бронещитами; машина радиофицировалась.

     Скорость по шоссе 45 км/ч, запас хода 250 км.

     В августе 1939 года была составлена калькуляция стоимости танка, который в это время впервые получил обозначение SOMUA S40. Согласно ей, стоимость одного танка составляла 100 877 французских франков. Первый контракт № 98 302 D/P на изготовление 50 AC 5 был подписан 21 сентября 1939 года. Эти 50 танков (№451–500) должны были оснащаться башнями APX 1 CE. Машину предполагалось запустить в серию в октябре 1940г., после выпуска 450 танков S-35. Начавшаяся Вторая мировая война заставила сдвинуть начало выпуска S40. Согласно уточнённым планам, первый танк с серийным номером 451 предполагалось выпустить в июле 1940 года. Первая партия строилась бы недолго: по планам французского военного руководства, с мая 1940 года планировалось ежемесячно выпускать по 30 кавалерийских танков SOMUA. Следующий контракт № 130 PR/PX подразумевал выпуск 324 танков (с номерами в интервале 501–824). Для обеспечения их корпусами к Creusot, основному поставщику, добавлялась еще и фирма Cail-Denain.

     В январе 1940 года на заводе Creusot изготовили первый корпус, на его основе был собран первый опытный образец. (Рис.6)

 

Рис.6 – Линейка танков фирмы SOMUA, слева-направо: S35, S40, Sau 40. По центру

опытный образец SOMUA AC 5 с макетом подбашенной коробки, на танке установлена опытная башня ARL 2 C, февраль 1940г.

 

     В феврале 1940 года SOMUA скорректировала планы по выпуску: первые 14 готовых машин ожидались в июле, 27 – в августе и 32 в сентябре. Таким образом, уже в сентябре (или с августа) 1940 года завод в Сент-Уэн планировали производить первые S 40 основной серии с башнями ARL 2 C.

     Следующие два корпуса удалось собрать в апреле и еще пять – в мае, и на этом все. (Рис.7)

 

Рис.7 – Пишут, что это четвертый по счету корпус SOMUA S40, май 1940 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru