Renault-AMX R-40

Renault-AMX
R-40
Франция
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк
|
масса |
12 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
82-85 л.с. |
|
проект |
1938-1939гг., АМХ |
|
выпускался |
1940гг., АМХ, Renault 130 шт. |
Основная статья:
Французское танкостроение 1938-1942гг.
С июня 1936г. началось серийное производство нового типа легкого танка –
Renault R-35. (Рис.1)

Рис.1 - Renault R-35.
Новый танк оказался не идеален. К R-35
имелось ряд претензий, прежде всего, по ходовой части – была ненадежной и часто ломалась. В мае 1938г.
приняли официальное решение о необходимости модернизации ходовой части Renault R-35.
За дело взялись специалисты AMX. На
AMX в то время занимались разработкой перспективного танка в этом классе машин
– АМХ-38. Специалисты AMX решили приспособить
модернизированную конструкцию ходовой от АМХ-38 под R-35. Как следует из литературы, было предложено
два варианта модернизированной ходовой части АМХ-38.
(Рис.2)

Рис.2 – Ходовая часть АМХ-38.
В обоих случаях общее число опорных катков
малого диаметра составило 12 штук, имелось также 4 поддерживающих ролика,
ведущее колесо располагалось сзади. Катки группировались в 6 тележек. В одном
случае тележки подвешивались на вертикальных спиральных пружинах, причем каждые
две пружины от соседних тележек соединялись с общим для них коромыслом. Благодаря
такому решению увеличивался ход катков. Такая система позволяла поднять
плавность хода. (Рис.3)


Рис.3 – На чертеже первоначальный вариант модернизации ходовой
части от AMX.
Указывают, что на фото запечатлен первоначальный вариант
модернизации ходовой части от AMX, в то же время сообщается, что первоначальный
вариант в металле не был реализован – вероятно, речь идет о родной ходовой от АМХ-38, которая имела отличия от представленного
выше варианта.
Говорят, для ходовой полагался бронещит толщиной 8 мм, но ни на
чертеже, ни на фото его нет.
Альтернативный вариант подвески выглядел
еще сложнее. Свечи на каждую тележку из 2-х катков сохранили, но от коромысла
отказались, заменив его на похожую конструкцию, которая крепилась заметно ниже.
Дополнительно ввели листовые рессоры, а также центральный узел подвески с
резиновыми шайбами как упругий элемент. (Рис.4)

Рис.4 – Альтернативный вариант подвески от АМХ.
В целом, ходовая часть AMX получилась
довольно громоздкой и тяжелой. Масса танка возрастала на 1100 кг, что не
смотрелось плюсом. Тем не менее испытания показали, что ходовая часть АМХ
лучше, чем конструкция новой ходовой части для R-35,
разработанной специалистами Renault – выбрали ходовую часть АМХ. (Рис.5)

Рис.5 – R-35 с финальной
ходовой от АМХ.
Окончательно с
новой ходовой частью определились в начале 1939 года. 16 февраля было решено принять
ходовую часть разработки AMX. Танк с новой ходовой частью утвердили, как Char
léger Modèle 1935 R modifié 1939. В литературе машина
более известна под обозначением Renault-AMX R-40 или Renault R-40.
Пока машина готовилась к
производству на серийные R-35 и Н-38/39 начали устанавливать новое 37-мм орудие SA 38 L/35 (во многих источниках указывают SA38
L/33), существенно улучшавшее боевые качества танков. 37-мм пушка SA 38 (Рис.6)
имела хорошие показатели бронепробиваемости. (Рис.7)






Рис.7 – Легкие по массе
тяжелобронированные танки с 37-мм пушкой SA38. Два верхних
изображения – Renault R-35, масса 10 т. Внизу – Hotchkiss
H-38/Н-39, масса 12,1-13,2 т. Танки с 37-мм пушкой SA38 производились с весны 1940г.
В
источниках попадаются разные характеристики бронепробиваемости по пушке SA 38,
например, пишут, что вертикальный 30-мм или 29-мм вертикальный лист брони
пробивался с дистанции 1000 м, некоторые указывают – 100 м, другие – 300-400 м.
По немецким данным (у немцев орудие стандартизировалось как 3.7cm KwK 143(f)), это орудие с
боеприпасом Obus de rupture Mle1938
(APC) (в немецком варианте Pzgr 146(f)) (Рис.8) показало следующие значения
бронепробиваемости: броня 29 мм под углом 30° - со 100 м; броня 23 мм под углом
30° - с 500 м; броня 16 мм под углом 30° - с 1000 м; броня 12 мм под углом 30°
- с 1500 мм.

Рис.8 – Снаряд Obus de rupture Mle1938 (APC).
Калибр 37х149R мм, масса снаряда 700 гр, длина – 103
мм, начальная скорость 705 м/с.
Указывается возможная бронепробиваемость – 30 мм под углом 30° с
дистанции 400 м.
Помимо боеприпаса Obus de rupture Mle1938 (APC) из этого орудия можно было применять фугасный боеприпас Obus explosif
Mle1938 (HE) (в немецкой транскрипции – Sprgr 145(f)) (Рис.9) – данные бронепробиваемости
с этим боеприпасом не указываются.

Рис.9 – Снаряд Obus xplosive Mle1938 (HE).
Калибр 37х149R мм, масса снаряда 670 гр, длина – 110
мм, начальная скорость 610 м/с.
Серийное производство этих орудий удалось наладить,
примерно, во второй половине 1939г. (вероятно, ближе к концу года), а на танки
они стали поступать с февраля 1940г. Эти орудия с
прицелом L767 устанавливались на R-40 в башне АРХ-R1 вместе со спаренным 7,5-мм пулеметом MAC31 Reibel. Впрочем
указывают, что часть танков R-40 получило пушки SA 18 или SA 18 M37. В 1939-1940гг. на французских легких
тяжелобронированных танках зачастую устанавливали хвосты. (Рис.10)




Рис.10 – Идеальное представление Renault R-40.
Масса 10419 кг, по другой версии – не
менее 12 тонн (- вероятно, последнее – более точное указание). Габариты: длина
– 4570 мм (без хвоста), ширина – 2020 мм, высота – 2350 мм. Бронирование: лоб
корпуса – 43 мм, борт корпуса – 40 мм, крыша – 25 мм, днище – 10 мм, башня – ?
мм. В некоторых источниках пишут, что максимальна толщина
бронирования составляла 58 мм. Экипаж 2 чел. Боекомплект для орудий SA 38 – 65 снарядов,
для пулемета – 3000 патронов. В
отношении силовой установки обычно указывают, что на танке стоял двигатель Renault карбюраторный,
водяного охлаждения, 4-цилиндровый, мощностью 82-85 л.с. Правда, в конце 1938г.
пехотное командование пришло к выводу, что удельная мощность лёгких танков
должна составлять не менее 10 л.с., следовательно, двигатель мощностью 85 л.с. для 10-тонной машины в принципе не
годился. Пишут, что все или почти все R-40 были радиофицированы. Как будто, Renault R-40 получали гусеничные
ленты отличные от таковых на R-35.
Скорость по шоссе 20 км/ч, вне дороги – 12
км/ч. Запас хода 100 км. (Рис.11, Рис.12)

Renault R 40 из состава
48 BCC

Рис.11 – Серийные R-40 с 37-мм орудием SA38.



Рис.12 – R-40 с 37-мм орудием SA18, на нижних фото в эксплуатации у немцев.
По
контракту №98114 D/P от 2 сентября 1939 года, выпуск Renault R 40
предполагалось начать с 1501-го танка Renault R-35, что по факту могло произойти с февраля 1940г. Пишут также, что в
конце 1939 года предполагалось модернизировать (установить новую ходовую часть)
800 уже выпущенных танков R 35, но эти планы не были реализованы. Несмотря на изъятие своих мощностей, фирма Renault
по-прежнему принимала деятельное участие в танковой программе. Помимо моторов и
прочих агрегатов, компания обеспечивала AMX ходовой частью, которая
производилась на заводе Renault в Понтльё (на юге от Ле-Мана). Завод был
перегружен заказами и в необходимые сроки наладить выпуск новой ходовой не
смог. Первые 15 комплектов ходовой части сдали в марте 1940 года, еще 38 в
апреле, еще 73 в мае. Предполагалось, что первым Renault R 40 был
танк с регистрационным номером 51541, выпущенный в марте 1940г. Недавно
выяснилось, что это ошибка. Сборку R 40 на АМХ смогли наладить с мая
1940г. Реально первым танком новой версии стала машина с регистрационным номером
51546, изготовленная в мае 1940 года. Сдали первые машины данного типа 19 мая,
всего же до конца месяца удалось сдать 83 танка. (Рис.13)

Рис.13 – Сборка R 40 в цеху АМХ.
Из-за
общей неразберихи, творившейся в июне 1940 года, общее число выпущенных Renault
R 40 точно неизвестно. Ю. Пашолок замечает, что самый больший встречающийся
номер на фотографиях – 51670, следовательно, выпустили их как минимум 130 штук. Один из самых
крупных французских исследователей Франсуа Вовилье говорит о
155 построенных танках. Но,
вероятно, часть машин оказались не комплектными (Рис.14).


Рис.14 – Шасси или некомплектные танки R 40. Вверху – шасси с корпусом без
башни. Внизу – отсутствует ствол орудия, хотя кожух орудия просматривается.
Итак, авторы, опирающиеся на знание о
количестве произведенных танков на АМХ до эвакуации производства придерживаются
значения полученных танков R 40 – 83 шт. Еще в ряде публикаций встречается число 120/130 танков R 40 и, наконец,
приводят количество – 150 единиц. Я склоняюсь, что в виде полноценных танков
могло быть произведено до 130 шт.
Танки
поступали в войска с середины мая 1940г. уже в военной обстановке, причем
совсем не благоприятной для французов.
Первым Renault R 40 получил 40-й
танковый
батальон (40e Bataillion de Chars de Combat). В некоторых источниках
сообщают, что 40-й танковый батальон это один из батальонов 510-го танкового
полка. 40-й BCC изначально имел всего 3 Hotchkiss H 39 и 33 Renault FT.
Предполагалось, что далее батальон получит Hotchkiss H 39, но с 19 мая (по
некоторым данным на 19 мая батальон располагал 19-ю танками R40) по 21 мая в
адрес 40e BCC отгрузили 30 Renault R40 и 15 Renault R35. Воевал он в составе
2-й танковой (кирасирской) дивизии. Первые бои, состоявшиеся 31 мая возле
Корби, показали, что новые танки были лучше предшественников. Батальон потерял
девять R 35, а его R 40 получили лишь повреждения смотровых приборов. Вплоть до
конца французской кампании батальон вёл оборонительные бои, причём к 18 июню в
его составе оставалось 27 танков. К концу кампании часть машин экипажи вывели
из строя сами. (Рис.15)

Рис.15 – В 40-м BCC.
Поступали R 40 и в 48-ой танковый батальон. Первоначально батальон имел
Renault FT, но далее ему отправили около 30 или 20 Renault R 40, плюс около 15
Renault R 35 – на 19 число имел 20 танков R 40. Воюя в составе 4-й танковой/кирасирской
дивизии, под Абвилем батальон потерял 11 танков, при этом отмечают, что R 40
проявили себя лучше, чем другие французские одноклассники. К 8 июня из 26
танков, имевшихся в батальоне, подавляющее большинство составляли R 40.
Также
в конце мая 1940 года около 35 Renault R 40 получил 25-й танковый батальон
(сформирован из 509-го танкового полка). Изначально он воевал на Hotchkiss H39,
но понес тяжелые потери (в начале июня этот батальон
воевал в районе Соммы), их восполнили пехотными танками. Помимо R40, попали туда и R 35.
Пишут, что эти машины поступили в 25-й батальон из формирующегося польского
танкового батальона. Как будто, к концу кампании в составе этого батальона
числилось всего 6 танков. (Рис.16)

Рис.16 – Renault R 40 на
защите Франции.
Renault R40 направили на комплектование польского танкового
батальона. Сформировали его из бывших военнослужащих 10-й бронекавалерийской
бригады, которая еще до войны получила Renault R 35. Матчасть батальон стал
получать, начиная с 5 июня, когда ситуация уже была критической. Две его роты получили 17 или 21 R-35 и 24 танка R-40. Правда пишут, что эти танки (или их часть) поляки, видимо, почти
сразу передали в 25-й танковый батальон. 19 июня поляки вновь получили 13
танков R-40. При этом пишут, что
боевой
дебют 2-го польского танкового батальона состоялся 14 июня 1940 года. Далее
роты разделились: отбиваясь, а затем бросив матчасть, польские танкисты смогли
попасть в портовые города, откуда перебрались в Англию. По другой версии,
личный состав был отозван в Англию. (Рис.17)

Рис.17 – R 40 польского батальона.
В
последний раз Renault R 40 воевали 21-23 июня в районе завода Сент-Этьен.
Сражались на них танкисты из группы Зиглера. (Рис.18)

Рис.18 – Танки и танкисты
группы Зиглера.


Рис.19 – Немцы на Renault R 40.
В отличие от Renault R 35, эти танки никогда
не рассматривались как боевые машины первой линии. Машины применялись для
обучения экипажей на территории Франции. Надо сказать, что немцы не делали
большой разницы между R 35 и R 40. Поэтому сколько было на вооружении немецкой
армии именно R 40, сказать сложно. Скорее всего, они оказались в тех же
охранных подразделениях, что и Pz.Kpfw.35 R (f). Несколько таких танков
оказалось в составе гарнизона Парижа. В августе 1944 года один такой танк
захватили восставшие, он немного повоевал на их стороне. На этом служба Renault
R 40 закончилась. (Рис.20)

Рис.20 – Pz.Kpfw.40 R (f), захваченный FFL в ходе боёв за Париж в
августе 1944 года.
Завод Renault в Понтльё к моменту
окончания боевых действий имел определенное число комплектов ходовой части, которые
остались бесхозными. Их использовали в 1942-43 годах для изготовления
гусеничных снегоочистителей Schneefräse typ CW (или снегоочиститель типа
DER), которые производили на заводе Laffly. Всего построили 60 таких машин,
официально изготовителем значится Erich Shad & Co., Страсбург.
Schneefräse typ CW эксплуатировались несколько десятилетий, несколько
таких машин дожило до наших дней. (Рис.21)

Рис.21 – Schneefräse typ CW,
снегоочиститель с ходовой частью из задела по Renault R 40.