Renault-AMX R-40

 

 

Renault-AMX R-40 

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

12 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82-85 л.с.

проект

1938-1939гг., АМХ

выпускался

1940гг., АМХ, Renault

130 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     С июня 1936г. началось серийное производство нового типа легкого танка – Renault R-35. (Рис.1)

 

 

Рис.1 - Renault R-35.

 

     Новый танк оказался не идеален. К R-35 имелось ряд претензий, прежде всего, по ходовой части – была ненадежной и часто ломалась. В мае 1938г. приняли официальное решение о необходимости модернизации ходовой части Renault R-35.

     За дело взялись специалисты AMX. На AMX в то время занимались разработкой перспективного танка в этом классе машин – АМХ-38. Специалисты AMX решили приспособить модернизированную конструкцию ходовой от АМХ-38 под R-35. Как следует из литературы, было предложено два варианта модернизированной ходовой части АМХ-38. (Рис.2)

 

Рис.2 – Ходовая часть АМХ-38.

 

     В обоих случаях общее число опорных катков малого диаметра составило 12 штук, имелось также 4 поддерживающих ролика, ведущее колесо располагалось сзади. Катки группировались в 6 тележек. В одном случае тележки подвешивались на вертикальных спиральных пружинах, причем каждые две пружины от соседних тележек соединялись с общим для них коромыслом. Благодаря такому решению увеличивался ход катков. Такая система позволяла поднять плавность хода. (Рис.3)

 

Рис.3 – На чертеже первоначальный вариант модернизации ходовой части от AMX.

Указывают, что на фото запечатлен первоначальный вариант модернизации ходовой части от AMX, в то же время сообщается, что первоначальный вариант в металле не был реализован – вероятно, речь идет о родной ходовой от АМХ-38, которая имела отличия от представленного выше варианта.

Говорят, для ходовой полагался бронещит толщиной 8 мм, но ни на чертеже, ни на фото его нет.

 

     Альтернативный вариант подвески выглядел еще сложнее. Свечи на каждую тележку из 2-х катков сохранили, но от коромысла отказались, заменив его на похожую конструкцию, которая крепилась заметно ниже. Дополнительно ввели листовые рессоры, а также центральный узел подвески с резиновыми шайбами как упругий элемент. (Рис.4)

 

Рис.4 – Альтернативный вариант подвески от АМХ.

 

     В целом, ходовая часть AMX получилась довольно громоздкой и тяжелой. Масса танка возрастала на 1100 кг, что не смотрелось плюсом. Тем не менее испытания показали, что ходовая часть АМХ лучше, чем конструкция новой ходовой части для R-35, разработанной специалистами Renault – выбрали ходовую часть АМХ. (Рис.5)

 

Рис.5 – R-35 с финальной ходовой от АМХ.

 

    Окончательно с новой ходовой частью определились в начале 1939 года. 16 февраля было решено принять ходовую часть разработки AMX. Танк с новой ходовой частью утвердили, как Char léger Modèle 1935 R modifié 1939. В литературе машина более известна под обозначением Renault-AMX R-40 или Renault R-40.

     Пока машина готовилась к производству на серийные R-35 и Н-38/39 начали устанавливать новое 37-мм орудие SA 38 L/35 (во многих источниках указывают SA38 L/33), существенно улучшавшее боевые качества танков. 37-мм пушка SA 38 (Рис.6) имела хорошие показатели бронепробиваемости. (Рис.7)

 

Рис.6 – SA38.

 

http://www.atf40.fr/ATF40/materiel/h39.jpg

Рис.7 – Легкие по массе тяжелобронированные танки с 37-мм пушкой SA38. Два верхних изображения – Renault R-35, масса 10 т. Внизу – Hotchkiss H-38/Н-39, масса 12,1-13,2 т. Танки с 37-мм пушкой SA38 производились с весны 1940г.

 

     В источниках попадаются разные характеристики бронепробиваемости по пушке SA 38, например, пишут, что вертикальный 30-мм или 29-мм вертикальный лист брони пробивался с дистанции 1000 м, некоторые указывают – 100 м, другие – 300-400 м. По немецким данным (у немцев орудие стандартизировалось как 3.7cm KwK 143(f)), это орудие с боеприпасом Obus de rupture Mle1938 (APC) (в немецком варианте Pzgr 146(f)) (Рис.8) показало следующие значения бронепробиваемости: броня 29 мм под углом 30° - со 100 м; броня 23 мм под углом 30° - с 500 м; броня 16 мм под углом 30° - с 1000 м; броня 12 мм под углом 30° - с 1500 мм.

 

Рис.8 – Снаряд Obus de rupture Mle1938 (APC).

Калибр 37х149R мм, масса снаряда 700 гр, длина – 103 мм, начальная скорость 705 м/с.

Указывается возможная бронепробиваемость – 30 мм под углом 30° с дистанции 400 м.

 

    Помимо боеприпаса Obus de rupture Mle1938 (APC) из этого орудия можно было применять фугасный боеприпас Obus explosif Mle1938 (HE) (в немецкой транскрипции – Sprgr 145(f)) (Рис.9) – данные бронепробиваемости с этим боеприпасом не указываются.

 

Рис.9 – Снаряд Obus xplosive Mle1938 (HE).

Калибр 37х149R мм, масса снаряда 670 гр, длина – 110 мм, начальная скорость 610 м/с.

 

     Серийное производство этих орудий удалось наладить, примерно, во второй половине 1939г. (вероятно, ближе к концу года), а на танки они стали поступать с февраля 1940г. Эти орудия с прицелом L767 устанавливались на R-40 в башне АРХ-R1 вместе со спаренным 7,5-мм пулеметом MAC31 Reibel. Впрочем указывают, что часть танков R-40 получило пушки SA 18 или SA 18 M37. В 1939-1940гг. на французских легких тяжелобронированных танках зачастую устанавливали хвосты. (Рис.10)

 

Рис.10 – Идеальное представление Renault R-40.

 

     Масса 10419 кг, по другой версии – не менее 12 тонн (- вероятно, последнее – более точное указание). Габариты: длина – 4570 мм (без хвоста), ширина – 2020 мм, высота – 2350 мм. Бронирование: лоб корпуса – 43 мм, борт корпуса – 40 мм, крыша – 25 мм, днище – 10 мм, башня – ? мм. В некоторых источниках пишут, что максимальна толщина бронирования составляла 58 мм. Экипаж 2 чел. Боекомплект для орудий SA 38 – 65 снарядов, для пулемета – 3000 патронов.  В отношении силовой установки обычно указывают, что на танке стоял двигатель Renault карбюраторный, водяного охлаждения, 4-цилиндровый, мощностью 82-85 л.с. Правда, в конце 1938г. пехотное командование пришло к выводу, что удельная мощность лёгких танков должна составлять не менее 10 л.с., следовательно, двигатель мощностью  85 л.с. для 10-тонной машины в принципе не годился.  Пишут, что все или почти все R-40 были радиофицированы. Как будто, Renault R-40 получали гусеничные ленты отличные от таковых на R-35.

     Скорость по шоссе 20 км/ч, вне дороги – 12 км/ч. Запас хода 100 км. (Рис.11, Рис.12)

 

Renault R 40 из состава 48 BCC

Рис.11 – Серийные R-40 с 37-мм орудием SA38.

 

Рис.12 – R-40 с 37-мм орудием SA18, на нижних фото в эксплуатации у немцев.

    

     По контракту №98114 D/P от 2 сентября 1939 года, выпуск Renault R 40 предполагалось начать с 1501-го танка Renault R-35, что по факту могло произойти с февраля 1940г. Пишут также, что в конце 1939 года предполагалось модернизировать (установить новую ходовую часть) 800 уже выпущенных танков R 35, но эти планы не были реализованы. Несмотря на изъятие своих мощностей, фирма Renault по-прежнему принимала деятельное участие в танковой программе. Помимо моторов и прочих агрегатов, компания обеспечивала AMX ходовой частью, которая производилась на заводе Renault в Понтльё (на юге от Ле-Мана). Завод был перегружен заказами и в необходимые сроки наладить выпуск новой ходовой не смог. Первые 15 комплектов ходовой части сдали в марте 1940 года, еще 38 в апреле, еще 73 в мае. Предполагалось, что первым Renault R 40 был танк с регистрационным номером 51541, выпущенный в марте 1940г. Недавно выяснилось, что это ошибка. Сборку R 40 на АМХ смогли наладить с мая 1940г. Реально первым танком новой версии стала машина с регистрационным номером 51546, изготовленная в мае 1940 года. Сдали первые машины данного типа 19 мая, всего же до конца месяца удалось сдать 83 танка. (Рис.13)

 

Рис.13 – Сборка R 40 в цеху АМХ.

 

     В связи с подходом фронта к Парижу производство Renault R 40 частично перенесли. Последние танки собирались на заводе Renault в Сент-Этьен.

     Из-за общей неразберихи, творившейся в июне 1940 года, общее число выпущенных Renault R 40 точно неизвестно. Ю. Пашолок замечает, что самый больший встречающийся номер на фотографиях – 51670, следовательно, выпустили их как минимум 130 штук. Один из самых крупных французских исследователей Франсуа Вовилье говорит о 155 построенных танках. Но, вероятно, часть машин оказались не комплектными (Рис.14).

 

Рис.14 – Шасси или некомплектные танки R 40. Вверху – шасси с корпусом без башни. Внизу – отсутствует ствол орудия, хотя кожух орудия просматривается.

 

     Итак, авторы, опирающиеся на знание о количестве произведенных танков на АМХ до эвакуации производства придерживаются значения полученных танков R 40 – 83 шт. Еще в ряде публикаций встречается число 120/130 танков R 40 и, наконец, приводят количество – 150 единиц. Я склоняюсь, что в виде полноценных танков могло быть произведено до 130 шт.

    Танки поступали в войска с середины мая 1940г. уже в военной обстановке, причем совсем не благоприятной для французов.

     Первым Renault R 40 получил 40-й танковый батальон (40e Bataillion de Chars de Combat). В некоторых источниках сообщают, что 40-й танковый батальон это один из батальонов 510-го танкового полка. 40-й BCC изначально имел всего 3 Hotchkiss H 39 и 33 Renault FT. Предполагалось, что далее батальон получит Hotchkiss H 39, но с 19 мая (по некоторым данным на 19 мая батальон располагал 19-ю танками R40) по 21 мая в адрес 40e BCC отгрузили 30 Renault R40 и 15 Renault R35. Воевал он в составе 2-й танковой (кирасирской) дивизии. Первые бои, состоявшиеся 31 мая возле Корби, показали, что новые танки были лучше предшественников. Батальон потерял девять R 35, а его R 40 получили лишь повреждения смотровых приборов. Вплоть до конца французской кампании батальон вёл оборонительные бои, причём к 18 июню в его составе оставалось 27 танков. К концу кампании часть машин экипажи вывели из строя сами. (Рис.15)

 

Рис.15 – В 40-м BCC.

 

     Поступали R 40 и в 48-ой танковый батальон. Первоначально батальон имел Renault FT, но далее ему отправили около 30 или 20 Renault R 40, плюс около 15 Renault R 35 – на 19 число имел 20 танков R 40. Воюя в составе 4-й танковой/кирасирской дивизии, под Абвилем батальон потерял 11 танков, при этом отмечают, что R 40 проявили себя лучше, чем другие французские одноклассники. К 8 июня из 26 танков, имевшихся в батальоне, подавляющее большинство составляли R 40.

     Также в конце мая 1940 года около 35 Renault R 40 получил 25-й танковый батальон (сформирован из 509-го танкового полка). Изначально он воевал на Hotchkiss H39, но понес тяжелые потери (в начале июня этот батальон воевал в районе Соммы), их восполнили пехотными танками. Помимо R40, попали туда и R 35. Пишут, что эти машины поступили в 25-й батальон из формирующегося польского танкового батальона. Как будто, к концу кампании в составе этого батальона числилось всего 6 танков. (Рис.16)

 

Рис.16 – Renault R 40 на защите Франции.

 

     Renault R40 направили на комплектование польского танкового батальона. Сформировали его из бывших военнослужащих 10-й бронекавалерийской бригады, которая еще до войны получила Renault R 35. Матчасть батальон стал получать, начиная с 5 июня, когда ситуация уже была критической. Две его роты получили 17 или 21 R-35 и 24 танка R-40. Правда пишут, что эти танки (или их часть) поляки, видимо, почти сразу передали в 25-й танковый батальон. 19 июня поляки вновь получили 13 танков R-40. При этом пишут, что

боевой дебют 2-го польского танкового батальона состоялся 14 июня 1940 года. Далее роты разделились: отбиваясь, а затем бросив матчасть, польские танкисты смогли попасть в портовые города, откуда перебрались в Англию. По другой версии, личный состав был отозван в Англию. (Рис.17)

 

Рис.17 – R 40 польского батальона.

 

     В последний раз Renault R 40 воевали 21-23 июня в районе завода Сент-Этьен. Сражались на них танкисты из группы Зиглера. (Рис.18)

 

Рис.18 – Танки и танкисты группы Зиглера.

 

     К окончанию кампании мая-июня 1940 года в распоряжении немецкой армии находилась вся производственная цепочка по выпуску Renault R40. Имелся задел и по корпусам с башнями. Но интереса этот танк не вызвал. В общей сложности немцам удалось вернуть в строй около 30 Renault R 40. В 1941 году им присвоили индекс Panzerkampfwagen 40 R 736 (f), но по факту именовали танк как Pz.Kpfw.40R (f). Поначалу немцы танки R 40 не переделывали. Уже после 1942 года танкам срезали их смотровые башенки, поставив двухстворчатый люк. R 40 оказался едва ли не единственным французским лёгким танком, который в принципе не повергался переделкам в самоходные установки или спецмашины. (Рис.19)

 

 

Рис.19 – Немцы на Renault R 40.

 

     В отличие от Renault R 35, эти танки никогда не рассматривались как боевые машины первой линии. Машины применялись для обучения экипажей на территории Франции. Надо сказать, что немцы не делали большой разницы между R 35 и R 40. Поэтому сколько было на вооружении немецкой армии именно R 40, сказать сложно. Скорее всего, они оказались в тех же охранных подразделениях, что и Pz.Kpfw.35 R (f). Несколько таких танков оказалось в составе гарнизона Парижа. В августе 1944 года один такой танк захватили восставшие, он немного повоевал на их стороне. На этом служба Renault R 40 закончилась. (Рис.20)

 

Рис.20 – Pz.Kpfw.40 R (f), захваченный FFL в ходе боёв за Париж в августе 1944 года.

 

     Завод Renault в Понтльё к моменту окончания боевых действий имел определенное число комплектов ходовой части, которые остались бесхозными. Их использовали в 1942-43 годах для изготовления гусеничных снегоочистителей Schneefräse typ CW (или снегоочиститель типа DER), которые производили на заводе Laffly. Всего построили 60 таких машин, официально изготовителем значится Erich Shad & Co., Страсбург. Schneefräse typ CW эксплуатировались несколько десятилетий, несколько таких машин дожило до наших дней. (Рис.21)

 

Рис.21 – Schneefräse typ CW, снегоочиститель с ходовой частью из задела по Renault R 40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru