Panhard
АМ 40Р

Panhard АМ 40Р
Франция
Легкий по массе колесный танк
|
9 т |
|
|
вооружение |
25-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
85 л.с. |
|
проект |
1938-1939гг., Panhard |
|
выпускался |
1939г., Panhard 1 шт. опытный |
Основная статья:Французское танкостроение 1938-1942гг.
Осенью
1934 года на вооружение кавалерии был принят колесный танк/бронеавтомобиль AMD 35 Panhard 178. (Рис.1)


Рис.1 - AMD 35 Panhard 178. Масса 8,2 т.
В 1934-1940гг. построили не менее 628
таких колесных танков, из них около 101 шт. уже после капитуляции – до октября
1940г. Однако еще в апреле 1940г. приняли решение с весны 1941г. заменить Panhard 178 другим более тяжелым броневиком.
На
самом деле, работы по тяжелому бронеавтомобилю для кавалерии (de l’automitrailleuse puissante Cavalera) были инициированы
за полтора года до начала Второй мировой войны. Говорят, в истоке процесса
стоял конструктор Луи Делягард. Техническое задание
было выдано 5 марта 1938 года. В техзадании обращалось внимание на
необходимость хорошего бронирования машины – на уровне тяжелых гусеничных
танков, до 60 мм. Предполагалось, что в случае успеха предприятия новые
бронеавтомобили смогут в некоторой мере заменить машины типа AMR и AMD, которые
несли легкую броню и чисто пулеметное вооружение.
Осенью
1938г. фирма Panhard представила проект тяжелой
бронемашины, получившие внутреннее название “voiture
201 speciale” или Panhard
201. Машина имела очень необычный вид. (Рис.2)

Рис.2 - Panhard 201, вид сбоку.
Столь футуристические пропорции машины были спровоцированы требованием
тяжелого бронирования. Чтобы избежать непременного при таких условиях
возрастания массы и снижения ходовых качеств машины Делягарду
пришлось разработать компактный приземистый корпус удлиненной формы. Форма
корпуса была выполнена таким образом, чтобы обеспечить наилучшие
противоснарядные качества. При толщине лобового бронирования 60 мм передняя
часть имела достаточно сложную форму с невысокой надстройкой, на крыше которой
располагалась очень интересная башня. В передней и задней части корпуса
устанавливалось по два ведущих колеса с пневматическими пулестойкими шинами
большого сечения на пружинных рессорах. Между ними, по бортам корпуса, крепилось
по ещё одной паре металлических колес с развитыми грунтозацепами.
Обладая свободным вращением, они служили для лучшего преодоления пересеченной
местности – так что эту машину, пожалуй, нельзя назвать четырехосной –
поскольку мостов, видимо, было всего два. Пишут также, что средние колеса можно
было приподнимать при помощи гидравлического привода.
Машина массой 9 тонн имела классическую танковую компоновку (отделение
управления спереди – боевое отделение - моторный отсек). Габаритные размеры:
длина 4340 мм, ширина 2000 мм, высота 1800 мм, клиренс 380 мм. Известно, что
толщина брони лба корпуса составляла 60 мм. Вооружение в виде одной 25-мм пушки
SA35 и одного 7,5-мм пулемета Reibel располагалось в
башне. 25-мм автоматическая пушка SA 35 представляла собой 25-мм
противотанковую пушку с укороченным стволом. Для стрельбы использовались
бронебойно-трассирующие выстрелы образца 1934 года с увеличенным пороховым
зарядом, чтобы компенсировать меньшую длину ствола пушки. Скорострельность
пушки достигала 15 выстрелов в минуту. 320-граммовый бронебойно-трассирующий
снаряд имел начальную скорость 880 м/с и на дальности 500 м пробивал 40-мм
вертикальную броневую плиту. При стрельбе с расстояния 200 м по бронеплите,
установленной под углом 35° бронепробиваемость составляла
32 мм. Экипаж 2 чел. В силу оригинальности компоновки рабочее место командир
(он же наводчик, заряжающий и стрелок) оказалось чрезвычайно компактным, если
не сказать больше. Чтобы высвободить место в миниатюрной башне пушку пришлось
сдвинуть вправо. Башня имела весьма оригинальную конструкцию. Она состояла из
двух вставленных один в другой полуцилиндров, причем нижний цилиндр был
рассечен наискось. Когда оба полуцилиндра вращались одновременно,
осуществлялось наведение на цель в горизонтальной плоскости; когда вращался
только нижний полуцилиндр, его косой срез изменял угол возвышения пушки,
установленной в верхнем полуцилиндре. Таким образом, пушка наверху оставалась
неподвижной, что позволяло выбрасывать стреляные гильзы наружу. Водитель
размещался в передней части корпуса по центру. Обзор ему обеспечивало лобовое
окно, закрывавшееся бронекрышкой со смотровой щелью,
оборудованной стеклопакетом. Двигатель Panhard,
карбюраторный, рабочим объёмом 3834 см3, мощность 85 л.с. Трансмиссия механического типа. Для доступа в
моторно-трансмиссионный отсек, находившийся в задней части корпуса, в наклонном
кормовом бронелисте был сделан большой люк круглой
формы. Скорость 80 км/ч. Запас хода по шоссе 100 км. Преодолеваемые
препятствия: высота стенки 0,50-0,60 м, глубина брода 0,60-0,70 м, ширина рва
2,00 м.
Постройка опытного образца была начата в 1939 году. Пишут,
что в сентябре машина была представлена военному министру (-?) –
в то время этот пост занимал Эдуа́р
Даладье́ (Рис.3).
Рис.3 – Édouard Daladier, 1884-1970гг. С апреля 1938г. по март 1940г. премьер-министр
Франции и одновременно министр обороны, покинул пост министра обороны 18 мая
1940г.
В январе 1940 года Panhard 201 поступил на ходовые испытания. Появление
Panhard 201 произвело на военных сильное
впечатление. 5-го января 1940 года (по другим сведениям, 1 мая 1940г.) военное
ведомство сделало заказ на 600 машин, которым присвоили обозначение Panhard АМ 40Р. (Рис.4)




Рис.4 - Panhard 201, он же Panhard AM40P.
Планы производства AM40P были сорваны быстрой
капитуляцией Францией. Фирма Panhard не успела
выпустить ни одного серийного образца. Единственный прототип, чтобы он не
достался немцам, летом 1940 года вывезли в Марокко. Вроде бы этой машине была
уготована участь закончить свой век на складе, но по воле случае Panhard 201 был просто… потерян в африканских песках. Не
исключено, что прототип был уничтожен самими французами, либо произошла поломка
и машину бросили в пустыне.
