Panhard 178 CDM

 

 

Вариант с 47-мм орудием.

Вариант с 25-мм орудием.

Panhard 178 CDM

Франция

Легкий по массе колесный танк

масса

9 т

вооружение

47-мм или 25-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3/4 чел.

мощность силовой установки

105 л.с.

проект

1941г., CDM

выпускался

1941-1942гг., CDM

45 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     На встрече в апреле 1941г. глава CDM (Camouflage du Matériel - служба сбора и изготовления вооружения армии Виши) полковник Моллар поручил инженеру Рестани из Renault возглавить промышленный проект по изготовлению 45 башен для 45 корпусов (без вооружения и башен) бронеавтомобилей/колесных танков Panhard 178, эвакуированных в 1940 году (корпуса тайно хранились в нескольких кавалерийских полках) – летом 1940г. Рестани менее чем за неделю спроектировал и установил на один Panhard 178 башню с 47-мм пушкой  SA 35 (вариант Panhard178-Renault (Рис.1)).

 

Рис.1 - Panhard178-Renault 

 

     Эти новые башни могли быть вооружены разнообразным вооружением, для чего CDM имело в своем распоряжении несколько 47-мм SA 35 и 25-мм орудий, а также 13,2- и 7,5-мм пулеметов. Рестани принял предложение и взял себе псевдоним Джей-Джей Рамон, чтобы возглавить этот крайне секретный проект.

     Было решено, что производство башен CDM будет сосредоточено вокруг города Кастр-сюр-Агу (Castres-sur-Agout), в сельской части юго-запада Франции. Этот выбор мотивировался несколькими причинами: несмотря на то, что этот район был довольно сельским, здесь было несколько механических мастерских; а сам город Кастр включал в себя артиллерийский парк, возглавляемый полковником, связанным с Молларом, также здесь находился 3-й драгунский полк (3rd Dragons regiment), официально имевший на вооружении несколько машин Panhard 178 без башни.

      Рестани пришлось вновь проектировать башню к Panhard 178 (его КБ располагалось в гостиничном номере отеля Grand-Hôtel de Castres). Дело в том, что чертежи предыдущей спроектированной им в июне 1940г. башни были утеряны, кроме того, по заверению Рестани, изготовить эту башню на имеющихся в Castres мощностях было невозможно. Конструкцию следовало максимально упростить. Новая башня, по словам автора, имела «псевдопирамидальную» форму. (Рис.2)

 

Рис.2 – Башня CDM, вид сбоку.

 

     Лоб, борта и корма башни имели толщину брони 20 мм, верх и кольцо башни — 10 мм. По сравнению с машиной 1940 года передняя часть башни была существенно изменена: орудие получило другую установку. Поворот башни осуществлялся вручную. Башня, удерживалась в желаемом направлении с помощью реечной детали, которая «блокировалась на фиксированном круге». Что касается обзора, то при движении верхний люк мог открываться, чтобы наводчик мог высунуть голову из башни. По сравнению с башней 1940 года, у которой был только базовый верхний люк, башни CDM имели как заднюю дверь, так и верхний люк улучшенной конструкции. В башне CDM размещались два члена экипажа. Башня была спроектирована Рестани для установки как 47-мм SA 35, так и 25-мм пушки, хотя неизвестно, были ли это укороченные 25-мм SA 35, предназначенные для бронетехники, или оригинальные и более распространенные 25-мм SA 34.

     Прежде чем начались работы по производству настоящих башен, в конце мая 1941 года в мастерской кастрского промышленника Анри Дельмаса (Henri Delmas) был изготовлен деревянный макет башни. Через Дельмаса будут наниматься субподрядчики для изготовления различных элементов башен, что позволит снизить риск раскрытия схемы. Дельмас предоставил Рестани и CDM мастерскую в городе Мазаме (Mazamet), недалеко от Кастра, которая принадлежала управляемому им обществу. Этот цех использовался как склад для поставок бронелистов. Сами листы были украдены со сталелитейного завода в Saint-Chamond. Производство осуществлялось в нескольких различных мастерских, в том числе в Мазаме, а также в Со-дю-Тарне и Сен-Жюри. Резка броневых листов происходила в мастерской Мазаме, а производство механических, литейных и кузнечных деталей обеспечивал Дельмас и его субподрядчики в Кастре. Шарикоподшипники были изготовлены в районе промышленного центра Сент-Этьена (Saint-Etienne), а затем доставлены в район Кастра. Сборка башен сначала осуществлялась в мастерской в ​​Сен-Сиприене (Saint-Cyprien), на побережье Средиземного моря, недалеко от испанской границы. Однако в середине производства его заменили мастерской, установленной в заброшенной шахте в Гриффуле (Griffoul). Весь транспорт, необходимый для этого обширного производственного процесса, был обеспечен парком грузовых автомобилей, подготовленным CDM ранее.

     Первая башня была собрана в Сен-Сиприене (Saint-Cyprien) 1 октября 1941 года. Она оказалась вполне удовлетворительной, потребовав однократного изменения в последующих башнях — применения фиксированного щитка для герметизации потенциальных зазоров между орудием и башней. Затем ежемесячно собиралось девять башен, последняя из 45 была закончена 28 января 1942 года. После изготовления башен их доставляли в различные части, где хранились безбашенные корпуса Panhard 178. Эти поставки осуществлялись с использованием грузовика-мастерской. Во время этих поставок возникли некоторые незначительные проблемы. Рестани сообщил в своем отчете о производстве башен CDM, что корпуса в Шатору были «доработаны» «любителями», не вдаваясь в подробности того, что это означает, за исключением того, что отметил, что это вызвало трудности у команды, которой пришлось установить башни. Интересно, что он отмечает, что в Монтобане, недалеко от Тулузы, корпуса, на которые должны были устанавливаться башни, имели меньший по размеру подбашенный круг, что потребовало переделки верхней части этих корпусов для последующей установки башни – возможно, это были корпуса колониального варианта: восемь Panhard 178, модифицированных для установки башни меньшего размера APX 5, были заказаны в августе 1939 года, но известно, что только четыре получили башню и были отправлены в Индокитай, вполне возможно, что у четырех других все еще не было башен, когда их эвакуировали весной 1940 года. В своем отчете Рестани упоминает города Ош, Клермон-Ферран, Шатору, Лимож (где, по его словам, корпуса были так хорошо спрятаны, что до них было трудно добраться), Лион, Марсель, Монтобан и Кастр. Доставка башен в Кастр, несмотря на то что Кастр был центром производственной схемы, оказалась наиболее рискованной. Рестани сообщает, что к грузовику, перевозившему две башни, во время стоянки в сторону подъехало шесть автомобилей, причем это были не кто иные, как немецкая контрольная комиссия Тулузы, совершавшая обход этого района. Он сообщил, что немцы не осмотрели грузовик с башнями, к большому облегчению курьеров.

     Считается, что около 20 машин вооружалась 47-мм орудием, остальные – 25-мм пушкой.

     Полками, получившими башни CDM, называют 2nd Dragons in Auch, the 3rd Dragons in Castres, the 8th Cuirassiers in Châteauroux, the 8th Dragons, the 6th Cuirassiers in Limoges, the 11th Cuirassiers in Lyon, the 7th Chasseurs (егерский) and the 3rd Hussards in Montauban.

     Уже после того, как башни были установлены, командование CDM обратилось к Рестани с просьбой оснастить башни дополнительно 7,5-мм пулеметом. По словам Рестани, это была несложная модификация, но для ее выполнения требовалось отправить команды в каждое место, где находились броневики. Модификация заключалась в создании небольшого проема в башне слева от основного орудия. Через это отверстие вставлялся ручной пулемет FM 24/29. Рестани сообщил, что эта модификация заняла менее часа на каждую башню. (Рис.3)

 

Рис.3 – Установка для ручного пулемета FM 24/29 (по чертежу Рестани). FM 24/29 — интересный выбор для спаренного пулемета, это оружие по конструкции и возможностям напоминало британский пулемет Bren. Странно, что выбор не пал на стандартный для французов танковый пулемет MAC 31. Вероятно, в распоряжении CDM было не так много пулеметов MAC 31.  

 

     Известно, что переоборудование башен для установки пулеметов FM 24/29 было завершено к началу ноября 1942 года, незадолго до немецкой оккупации Свободной зоны, начавшейся 11 ноября.

     Однако некоторые башни CDM не получили пулеметного отверстия, как описано Рестани. На трех фотографиях видно, что пулемет находился в довольно большой квадратной надстройке справа от орудия, элемент, который, скорее всего, требовал более масштабной работы. По совпадению, единственными известными фотографиями 25-мм башен являются эти фотографии, в то время как на всех башнях с 47-мм вооружением пулемет проходит через отверстие слева от орудия, как описал Рестани. Было высказано предположение, что квадратная надстройка была на всех машинах с 25-мм вооружением. (Рис.4, Рис.5, Рис.6)

 

Рис.4 – На данном фото я вообще не нахожу установку спаренного с орудием пулемета FM 24/29. В башне установлено 47-мм орудие.

 

Рис.5 – Танки с 25-мм орудием отлично просматривается установка пулемета FM 24/29 в довольно массивной надстройке на башне.

 

Рис.6 – Общий вид Panhard 178 CDM с 47-мм пушкой.

Автор David Bocquelet.

 

     После захвата «свободной» зоны Франции в ноябре 1942г. немцы обнаружили некоторое количество танков Panhard 178 CDM – какое, сказать точно невозможно, поскольку часть машин французы утопили в местных водоемах. Некоторые источники допускают, что единичные экземпляры могли сохраняться до прихода во Францию союзников в 1944г. и поступить на вооружение сил сопротивления, но никаких фотографических доказательств, подтверждающих такую возможность, не существует.

     Захваченные немцами Panhard 178 CDM использовались, как пишут, силами безопасности. На нескольких фотографиях показаны машины, используемые Sicherungs-Aufklärung-Abteilung 1000, разведывательной группой 189-й резервной пехотной дивизии. Известно, что одна рота, получившая обозначение Panzer Späh Kompanie, использовала броневики Panhard. (Рис.7)

 

A 47 mm-armed Panhard 178 CDM of Sicherungs-Aufklärung-Abteilung 1000 in Paris.

Panhard 178 CDM in service with the German Sicherungs-Aufklärung-Abteilung 1000, a reconnaissance group of the 189. Reserve Infanterie-Division, France, 1944.

Рис.7 – Немцы и Panhard 178 CDM.

 

     Дальнейшая судьба немецких бронеавтомобилей Panhard 178 CDM неизвестна.

     После окончания войны в 1948г.  в Туре (in Tours) был найден один Panhard 178 CDM. Он сильно пострадал, хотя неизвестно, произошло ли это в результате использования на полигоне или в бою. Также неясно, использовалась эта машина немцами или французским сопротивлением.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru