Panhard178-Renault
Panhard178-Renault
Франция
Легкий по массе колесный танк
|
9 т |
|
|
вооружение |
47-мм орудие |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
105 л.с. |
|
проект |
1940г., Renault |
|
выпускался |
1940г., Renault 1 шт. |
Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.
В январе 1939г. Генеральный штаб
французской армии (French Army General Staff) и Управление кавалерии (Direction
of the Cavalry) в совместном письме заявили о необходимости установки 47-мм
пушки SA 35 на бронеавтомобиль/колесный танк Panhard, по крайней мере для
машин, предназначенных для службы в Северной Африке. Однако в том же письме
сообщалось, что Panhard 178 будут оснащаться 47-мм пушкой SA 35 только в том
случае, если производство последней будет достаточным для оснащения этой пушкой
танков (S35 и B1 Bis) и переоборудования старых В1 и D2, ранее вооружавшиеся
короткоствольными 47-мм орудиями SA 34. Письмо
заканчивалось просьбой Генерального штаба ускорить производство 47-мм орудий SA
35 «насколько это возможно» у Управления вооружения (Direction of Armament
Manufacturing). Видимо, этот документ интерпретируют в
литературе как факт, что 14 января 1939г. было
принято принципиальное решение перевооружить броневики/колесные танки
Panhard 178 47-мм орудием SA 35. Ввиду дефицита этих орудий в апреле 1940г. приняли решение вооружать
панары 47-мм орудием SA 37
(-?). Однако под 47-мм орудие нужна была башня. Первоначально рассматривался
вариант совмещения 47-мм орудия с башней APX 3, но корпуса
к Panhard 178 изготавливались значительно быстрее, чем башни APX 3. Дело дошло
до самодеятельности. 31 мая 1940г. командир эскадрона d’Astorg, командовавший
1-м RAM (Régiment d'automitrailleuses / Armored Car Regiment) 4-ой DLC
(Division Légère de Cavalerie - Light Cavalerie Division, по
другой версии – 1еRAM 1eDLM второго
формирования), не получив, видимо обещанные, башни APX 3 под корпуса своих
Panhard 178, обратился в танковое конструкторское бюро Renault с просьбой
придумать способ вооружения корпусов Panhard 178 47-мм пушкой SA 35 за простым
орудийным щитом вместо полностью вращающейся башни. Невероятно, но конструкторское
бюро Renault под руководством инженера Джозефа Рестани (Restany) спроектировало
целую башню за три дня. Производство прототипа этой башни началось немедленно:
5 июня 1940 года башня была установлена на корпус, а на следующий
день прошли огневые испытания, которые оказались успешными. (Рис.2)



Рис.2 - Panhard 178 с башней Renault под
47-мм орудие.
Башня получилась цельносварной с
некоторыми интересными решениями. Лобовая плита имела довольно значительный
наклон. Она была изготовлена из двух разных листов: первый имел толщину 13 мм,
а затем 25 мм, что давало толщину 38 мм без учета наклона, что по меркам 1940
года было вполне прилично даже для средних танков. Борта и корма башни имели
толщину 25 мм. Как и башня APX 3, башня Renault могла вместить двух членов
экипажа – отмечается, что кормовая часть башни получилась относительно
просторной. Основным вооружением была 47-мм пушка SA 35. На крыше башни имелся
люк, через который экипаж попадал в машину, его характеризуют «скорее крышкой»,
в корме башни традиционного для французов люка не было. Обзор обеспечивался
довольно большими круглыми отверстиями, которые можно было закрыть вращающейся
крышкой. Башня не имела электропривода поворота, поэтому ее приходилось
поворачивать вручную.
11 июня 1940г. на Renault
заявили, что могут производить по 4 таких башни в день, но на следующий день
началась эвакуация завода в Бийанкуре, и к тому времени, когда 13 июня 1940
года поступил официальный заказ на сорок башен, Renault не смогла его выполнить.
Единственная выпущенная башня оставалась уникальной, также, как и единственный
образец колесного танка Panhard 178 с башней Renault под 47-мм орудие, который
иногда называют Voiture 47.
Panhard 178 с башней Renault был доставлен
6 июня 1940 года в 1-й RAM д'Асторга, который на тот момент уже входил в 4-ю
DLM (Division Légère Mécanique - легкая механизированная
дивизия). Пишут, что в корпусе машины уже в части установили пулемет FM 24/29 –
на изображениях пулемета не наблюдаю ни в корпусе, ни в башне.
d’Astorg сообщает об одной конкретной
стычке, в которой принимал участие танк Panhard 178 с 47-мм пушкой. Дело
произошло 15 июня 1940 года. Около моста на реке Йонна (Yonne) в Этиньи (Etigny
или Etignie), примерно в 100 км к юго-востоку от Парижа, патруль, возглавляемый
этой машиной, вступил в бой с немецкой моторизованной колонной, состоящей из 15
машин в сопровождении двух «тяжелых танков» (термин, которым во французских
свидетельствах о кампании во Франции обычно обозначают Panzer IV, а иногда и
Panzer 38(t)). Французы обороняли мост, а немцы пытались перейти через него. Panhard
178 смог подбить два танка тремя 47-мм снарядами, что позволило патрулю под
командованием младшего лейтенанта Буье (Bouhier) затем подбить остальную часть
немецкой колонны. Д'Асторг также сообщил, что башня танка выдержала несколько
попаданий, хотя он не уточнил, были ли это попадания из противотанковых средств
или просто из огнестрельного оружия.
17 июня Voiture 47 был затоплен или брошен
своим экипажем ввиду невозможности пересечь реку Луару вблизи железнодорожного
моста у Cosnes-sur-Loire (или Châtillon-sur-Loire). Затем машина попала к
немцам, дальнейшая судьба ее неизвестна. (Рис.3)



Рис.3 – Фотографии Panhard 178 с башней Renault после выбытия из
строя. Нижний снимок, вероятно, самый последний.
