Char leger АМХ-39

 

 

Char leger АМХ-39

Франция

Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

16,5 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

160 л.с.

проект

1939-1940гг., АМХ

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Практически до конца 1938г. проект танка АМХ-38, который должен был заменить и R-35, и другие легкие тяжелобронированные танки существовал на бумаге. (Рис.1)

 

Рис.1 – Чертеж Char léger AMX 1938 от 13 июня 1938г.

 

     Первый опытный образец АМХ-38был изготовлен весной 1939 года. (Рис.2)

 

Рис.2 – АМХ-38.

 

     Масса машины 13,5 тонн. Габариты: длина – 5034 мм, ширина – 1930 мм, высота – 2270 мм. Бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, башня – 40 мм, корма корпуса — 20 мм, крыша — 20 мм (?). Экипаж танка состоял только из двух человек — водителя и командира, который одновременно выполнял функции наводчика и заряжающего. Вооружение -длинноствольная 37-мм пушка SA 38 и 7,5-мм пулемет МАС 31. Двигатель, возможно – 130-сильный дизель фирмы Ateliers de Construction Mecanique l’Aster (Aster).

     С 1 августа 1939 года в должность инспектора бронетанковых войск вступил бригадный генерал Луи Келлер (Келлер, Луи-Мари-Жозеф-Фердинанд). (Рис.3)

 

Рис.3 – Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller, 1881-1944гг.

Генерал-майор, с 01.08.1939г. по 01.09.1940г. Inspector-General of Armoured Troops (Генеральный инспектор бронетанковых войск), одновременно, с 17.01.1940г. по 02.06.1940г.  General Officer Commanding 1st Armoured Group (командующий 1-й бронетанковой группой). Некоторые авторы обвиняют Келлера едва ли не в саботаже французской танковой программы в самый ответственный момент.

В августе 1944 года отставной генерал арестован немцами, 16 ноября 1944 года Келлер был убит в Бухенвальде.

 

     Он решил пересмотреть аспекты танкостроительной программы. Новое начальство обратило внимание и на тему АМХ-38. Выводы, сделанные Келлером, привели к появлению новых требований. Теперь максимальная толщина брони для лёгких танков должна была составлять 60 мм, а боевая масса – от 13,5 до 16,5 тонн. Удельная мощность при этом должна была оставаться в пределах 9–10 л.с. на тонну. От 37-мм пушки SA 38 отказались в пользу 47-мм пушки SA 35, которой вооружались танки Renault D2, B1 Bis и Somua S 35. В совокупности эти требования автоматически поставили крест на АМХ-38 в его тогдашнем виде.

     11 декабря 1939 года AMX подготовила документацию на «серийный легкий танк» (Char leger serie), так в переписке проходил вариант, позже получивший обозначение Char leger АМХ-39. Согласно техническому заданию, толщина брони выросла до 60 мм, но только в лобовой части корпуса и башни. Поскольку боевая масса выросла до 16,5 тонн, в танк предполагалось поставить 160-сильный дизельный мотор всё той же фирмы ASTER. В связи с новой силовой установкой полная длина шасси выросла до 5279 мм, что в свою очередь привнесло незначительные изменения в ходовую часть – появился дополнительный – 16-й опорный каток. Под более крупное 47-мм орудие SA 35 (Рис.4) появилась литая башня под погон 1120 мм, похожая на башню танка FCM 36 с высокой командирской башенкой со смотровым прибором. Высота танка составила 2270 мм. Экипаж 2 чел.? (Рис.5, Рис.6, Рис.7, Рис.8)

 

Рис.4 – 47-мм орудие SA 35, со второй половины 1930-х устанавливалось на танках B1, B1bis, S35, D2bis. К орудию имелся бронебойный боеприпас (АРС) Obus de Rupture modèle 1935 и фугасный (НЕ) Obus Explosif Modele 1932. АРС весил 1,62 кг, имел начальную скорость 660 м/с, бронепробиваемость 40 мм при угле падения 30° на дистанции 400 м. НЕ весил 1,41 кг, включая 142 грамма взрывчатки, начальная скорость 590 м/с.

 

Рис.5 – Установка 47-мм пушки SA 35.

 

Рис.6 – Новая башня для leger АМХ-39.

 

Рис.7 – Корпус leger АМХ-39.

 

Рис.8 – Общий вид Char leger АМХ-39, декабрь 1939г.

 

    14 марта 1940г. состоялось совещание, на котором комиссия во главе с Келлером рассмотрела проект leger АМХ-39. Увы, вариант был отставлен. Как будто, следовало усилить толщину бронирования – видимо, по бортам, что вело к увеличению массы до 20 тонн. Для придания машине такой массы адекватной подвижности планировалось установить мотор, которым оснащали танки SOMUA S35 – 190-сильный 8-циллиндровый V-образный агрегат 1900CV V8, разработанный фирмой Janvier, Sabin et Cie по заказу SOMUA. На самом деле, вырисовывался вполне себе танк среднего класса. С начала 1939г. на АМХ уже проектировали средний танк 20-тонного класса AMX Char Moyen Modele 1939, поэтому, вероятно, было целесообразнее использовать некоторые наработки по Char leger АМХ-39 в теме AMX Char Moyen Modele 1939, чем продолжать развивать собственно Char leger АМХ-39 – другими словами, на этом разработку Char leger АМХ-39 можно считать закрытой.

     Теперь известно, что АМХ все же приступила к строительству АМХ-39 (или как пишут – второго варианта АМХ-38), в сети (ресурс eBay) даже опубликован снимок построенного корпуса этой машины (Рис.9) – правда, до конца не понятно, корпус строился в версии 16,5-тонной или 20/25-тонной машины.

 

Рис.9 – Корпус АМХ-39.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru