
Char leger АМХ-39
Франция
Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк
|
масса |
16,5 т |
|
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
160 л.с. |
|
проект |
1939-1940гг., АМХ |
Основная статья:
Французское танкостроение 1938-1942гг.
Практически до конца 1938г. проект танка АМХ-38, который должен был заменить и R-35, и другие легкие тяжелобронированные танки существовал на
бумаге. (Рис.1)

Рис.1 – Чертеж Char léger AMX 1938 от 13 июня 1938г.
Первый опытный образец АМХ-38был изготовлен весной 1939 года. (Рис.2)

Рис.2 – АМХ-38.
Масса машины 13,5 тонн. Габариты: длина –
5034 мм, ширина – 1930 мм, высота – 2270 мм. Бронирование: лоб корпуса, борт
корпуса, башня – 40 мм, корма корпуса — 20 мм, крыша — 20 мм (?). Экипаж танка
состоял только из двух человек — водителя и командира, который одновременно
выполнял функции наводчика и заряжающего. Вооружение -длинноствольная 37-мм
пушка SA 38 и 7,5-мм пулемет МАС 31. Двигатель, возможно –
130-сильный дизель фирмы Ateliers de Construction Mecanique l’Aster (Aster).
С 1 августа 1939 года в должность инспектора бронетанковых войск
вступил бригадный генерал Луи Келлер (Келлер, Луи-Мари-Жозеф-Фердинанд).
(Рис.3)

Рис.3
– Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller, 1881-1944гг.
Генерал-майор, с 01.08.1939г. по 01.09.1940г. Inspector-General of Armoured Troops (Генеральный инспектор бронетанковых войск), одновременно, с
17.01.1940г. по 02.06.1940г. General Officer
Commanding 1st Armoured Group (командующий 1-й бронетанковой группой).
Некоторые авторы обвиняют Келлера едва ли не в
саботаже французской танковой программы в самый ответственный момент.
В августе 1944 года отставной генерал арестован немцами, 16 ноября
1944 года Келлер был убит в Бухенвальде.
Он решил пересмотреть аспекты
танкостроительной программы. Новое начальство обратило внимание и на тему АМХ-38. Выводы, сделанные Келлером, привели к
появлению новых требований. Теперь максимальная толщина брони для лёгких танков
должна была составлять 60 мм, а боевая масса – от 13,5 до 16,5 тонн. Удельная
мощность при этом должна была оставаться в пределах 9–10 л.с. на тонну. От
37-мм пушки SA 38 отказались в пользу 47-мм пушки SA 35, которой вооружались
танки Renault D2, B1 Bis и Somua S 35. В совокупности эти требования
автоматически поставили крест на АМХ-38 в его
тогдашнем виде.
11 декабря 1939 года
AMX подготовила документацию на «серийный легкий танк» (Char leger serie), так
в переписке проходил вариант, позже получивший обозначение Char leger АМХ-39. Согласно техническому заданию, толщина брони выросла до
60 мм, но только в лобовой части корпуса и башни. Поскольку боевая масса
выросла до 16,5 тонн, в танк предполагалось поставить 160-сильный дизельный
мотор всё той же фирмы ASTER. В связи с новой силовой установкой полная длина
шасси выросла до 5279 мм, что в свою очередь привнесло незначительные изменения
в ходовую часть – появился дополнительный – 16-й опорный каток. Под более
крупное 47-мм орудие SA 35 (Рис.4) появилась литая башня под погон 1120 мм,
похожая на башню танка FCM 36 с высокой командирской башенкой со смотровым
прибором. Высота танка составила 2270 мм. Экипаж 2 чел.? (Рис.5, Рис.6, Рис.7,
Рис.8)

Рис.4 – 47-мм орудие SA 35, со второй половины 1930-х
устанавливалось на танках B1, B1bis, S35, D2bis. К орудию имелся бронебойный боеприпас (АРС) Obus de Rupture modèle 1935 и фугасный (НЕ) Obus Explosif
Modele 1932. АРС весил 1,62 кг, имел начальную скорость 660 м/с,
бронепробиваемость 40 мм при угле падения 30° на дистанции 400 м. НЕ весил 1,41 кг, включая 142 грамма
взрывчатки, начальная скорость 590 м/с.

Рис.5 – Установка 47-мм пушки SA 35.

Рис.6 – Новая башня для leger АМХ-39.

Рис.7 – Корпус leger АМХ-39.

Рис.8 – Общий вид Char leger АМХ-39, декабрь 1939г.
14 марта 1940г. состоялось
совещание, на котором комиссия во главе с Келлером рассмотрела проект leger АМХ-39. Увы, вариант был
отставлен. Как будто, следовало усилить толщину бронирования – видимо, по
бортам, что вело к увеличению массы до 20 тонн. Для придания машине такой массы
адекватной подвижности планировалось установить мотор, которым оснащали танки SOMUA S35 – 190-сильный 8-циллиндровый
V-образный агрегат 1900CV V8, разработанный фирмой Janvier, Sabin et Cie по
заказу SOMUA. На самом деле,
вырисовывался вполне себе танк среднего класса. С начала 1939г. на АМХ уже
проектировали средний танк 20-тонного класса –
AMX Char Moyen Modele 1939, поэтому, вероятно, было целесообразнее
использовать некоторые наработки по Char leger АМХ-39 в теме AMX Char Moyen
Modele 1939, чем продолжать развивать собственно Char leger АМХ-39 –
другими словами, на этом разработку Char leger АМХ-39 можно
считать закрытой.
Теперь известно, что АМХ все же приступила
к строительству АМХ-39 (или как пишут – второго варианта АМХ-38), в сети (ресурс eBay) даже опубликован
снимок построенного корпуса этой машины (Рис.9) – правда, до конца не понятно,
корпус строился в версии 16,5-тонной или 20/25-тонной машины.

Рис.9 – Корпус АМХ-39.