Char de deminage Renault

 

 

Char de deminage Renault

Франция

Средний по массе противоминный танк

масса

25 т

вооружение

37-мм орудие или 75-мм орудие (?)

3 пулемета

экипаж

5 чел.

проект

1939г., Renault

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     К типу штурмового танка можно отнести и проект Луи Рено (Louis Renault), поданный им в 1939г., после объявления войны Германии. Машина, известная ныне как Char de deminage Renault (CDR), или на английский лад Renault Improved Battle Tank заявлялась тяжелобронированным противоминным танком. Целью проекта являлась разработка типа танка, устойчивого к преодолению минных полей.  Для решения этой задачи Рено предложил использовать очень широкие гусеницы, полностью охватывающие корпус машины. Ширина обеих гусениц (вместе) должна была составлять не менее половины ширины всей машины. Гусеницы должны были быть не только чрезвычайно широкими, но и очень толстыми, с большим шагом, иметь реборду, выступающую за широкие края каждого звена. Это служило для перекрытия и обеспечения непрерывного движения бронепояса – т.е. движущихся гусениц. (Рис.1)

 

Рис.1 – Чертежи из патента French Patent FR865243. Справа, сверху – вид спереди.

Заявка подана 21 декабря 1939 года. Несмотря на оккупацию, патент был выдан 17 февраля 1941 года, а опубликован 16 мая того же года.

 

     На чертеже, предоставленном Louis Renault, показано по 34 звена гусеницы на каждую сторону. Толщина гусеницы фактически была специально подогнана под толщину брони танка и изготовлена ​​из стали высокой твердости. Таким образом, компания Renault спроектировала гусеницы как часть реальной брони танка. Штифты, соединяющие каждое из звеньев, также должны были быть значительно толще и тяжелее, чем стандартные пальцы гусеницы, и, таким образом, эти гусеницы должны были обеспечивать устойчивость к взрыву любой мины, по которой могла проехать машина. Подвеска тяжелой гусеницы должна была обеспечиваться рядами катков под полом и кормовой частью танка - не менее пяти катков на звено. (Рис.2)

 

Рис.2Чертежи подвески. French Patent FR865243.

 

     Эти катки снабжались пружинами, чтобы обеспечить амортизацию как от взрыва мины, так и при обычном движении. Также в кормовой части, между гусеницами, можно было подвесить под машиной специальный ролик/каток, который должен был давить мины. Таким образом, эта машина, двигаясь вперед, очищала минное поле на всю ширину.

     Некоторые исследователи считают, что корпус танка, изображенный в патенте Рено, по форме напоминает сильно приплюснутый корпус танка типа В1-В1bis. Башня на машине отсутствует, но имеется командирская башенка. Считается, что по габаритам танк разминирования уступал машинам типа В1-В1bis, при этом пишут, что длина танка составляла чуть более 4 метров. Массу машины оценивают в 25 тонн. Рено в патенте не указал точных величин толщины бронирования, за исключением замечания, что гусеницы по толщине были по крайней мере равны толщине брони корпуса. Наблюдатели допускают, что речь могла идти о броне толщиной 60 мм, как у B1bis, поскольку Renault Improved Battle Tank, очевидно, должен был действовать в паре с тяжелобронированными танками этого типа. Указывают следующие точки расположения вооружения на Renault Improved Battle Tank: в центре передней части узкого корпуса предполагалась шаровая установка для короткоствольной пушки (37-мм типа SA18, или что-нибудь побольше?) или пулемета, в корме также указан пулемет, еще две пулеметные шаровые установки прорисованы по бортам танка. Таким образом, танк мог вооружаться тремя пулеметами и одним орудием. Никаких подробностей о количестве членов экипажа в патентных документах нет. Авторы, анализируя детали чертежей, рисуют такую картину расположения членов экипажа: командир располагался высоко в корпусе, используя башенку; водитель находился, скорее всего, спереди и довольно низко; наводчик орудия, занимавший положение выше водителя, управлял означенной пушкой; еще два члена экипажа обслуживали два бортовых и кормовой пулемета. Итого энтузиасты насчитывают 5 членов экипажа. Двигатель, судя по положению воздухозаборников на чертежах, мог располагаться либо по центру, что предполагало совместное обитаемое отделение и моторное отделение. Однако Рено описал, что внутри машины будет два раздельных помещения: «отделение управления и боя» и отделенный двигатель – в таком случае, не совсем ясно, как мог осуществляться доступ к бортовым и кормовому пулеметам. Привод от двигателя к гусеницам обеспечивался ведущими звездочками сзади. (Рис.3)

 

Рис.3 - Renault Improved Battle Tank. Illustration by Pavel Carpaticus.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru