Char de Forteresse ARL

 

 

Char de Forteresse ARL

Франция

Сверхтяжелый танк

масса

120 т

вооружение

75-мм орудие

2 огнемета

2 пулемета

экипаж

5 чел.

проект

1939г., ARL

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     9 или 10 мая 1938г. было принято решение о разработке сверхтяжелого танка с толщиной брони до 120 мм, комбинации 75-мм и 47-мм орудий (для 75-мм орудия требовалось иметь начальную скорость 640 м/с) в башнях. Вспомогательное вооружение должно было включать огнемет, который мог устанавливаться либо внутри танка, либо иметь буксируемый прицеп с огнесмесью – было посчитано, что на 4 минуты действия огнемета под огнесмесь требовалась емкость объемом 6 м3. Специалисты определили, что танк, способный преодолевать рвы шириной 4,5 м и проходить вброд до 1,4 м  при сочетании с о 120-мм броней весил бы от 150 до 200 тонн. В связи с этим был поставлен вопрос о создании модульной конструкции, чтобы машина могла разбираться на модули для транспортировки – отдельно орудийный модуль и отдельно огнеметный модуль. Второй вариант предусматривал разбирать танк на отдельные элементы – башня, двигатель, корпус и т.д. – перевозить такой «конструктор» на грузовиках, а затем собирать перед употреблением.

    22 июля 1938г. приняли окончательное решение, что максимальная толщина брони должна быть не менее 120 мм. Считалось, что такой толщины брони достаточно, чтобы выдержать огонь новых 75-мм орудий, стреляющих бронебойными боеприпасами. Говорят, учитывались также способности немецкой зенитной пушки калибра 8,8 см.

     К концу лета 1938г. подошли к мнению, что сверхтяжелый танк прорыва должен пересекать ров шириной от 6,5 м до 7 м.

    Char Minimum по теме выглядел так: максимальная толщина брони 120 мм, 75-мм пушка в башне и два огнемета (вероятно, в корпусе). Пушечная версия весила 56 тонн (при транспортировке ее можно было уменьшить до 40 тонн). Вариант с огнеметом – 57 тонн, плюс буксируемый прицеп. Ширина преодолеваемого рва всего 2,5 метра, что обусловило отклонение такого типа.

     На ARL проектировали машину концептуально наиболее близкую заданию на Char Maximum. Летом 1939 года ARL представила чертежи двух разных вариантов: сочлененного и классического длинного варианта. Свои варианты на ARL обозначили Char de Forteresse (буквально «крепостной танк»).

     Сочлененный вариант имел два 60-тонных модуля общей массой 120 тонн. (Рис.1)

 

Рис.1 – Чертеж сочлененного варианта.

 

     Одно представляло собой боевое отделение с вооружением и экипажем, другое — моторно-топливное отделение. Каждый модуль имел свою собственную ведомую звездочку (ведущее колесо), что намекает на возможность собственного двигателя в обеих секциях. Нет полной ясности в вопросе, как могла управляться машина, поскольку, судя по чертежу, конструкция сочленения не была глубоко проработана.

     Военная комиссия отметила, что видимых проблем с конструкцией не видит, однако выразила желание иметь второе орудие в «корме» - огнемет к тому времени уже был не актуален. (Рис.2)

 

Рис.2 – Изображение Char de Forteresse ARL.

Illustration by Pavel Alexe.

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru