Char cavalerie AMX 40

Char cavalerie AMX 40
Франция
Полусредний по массе кавалерийский танк
|
16 т |
|
|
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
160 л.с. |
|
проект |
1940г., AMX |
Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.
В конце 1939г. – начале 1940г. французы обратили внимание на возможность
разработки типа крейсерского быстроходного танка на базе конструкции Кристи по
аналогии с британскими машинами этого типа. (Рис.1)

Рис.1 – Британский Cruiser Tank Mk.III А13.
Проектированием крейсерского танка
(французы относили его к кавалерийским машинам) в начале 1940 года занялись в
конструкторском бюро AMX. Руководил разработкой Жозеф Молине (Joseph
Molinié), главный инженер AMX (chief engineer of AMX), в будущем
создатель наиболее известных французских послевоенных танков.
4 марта 1940 года конструкторское бюро AMX
выдало чертеж 0–387, на котором был изображен танк, получивший индекс Char
cavalerie AMX 40. (Рис.2)



Рис.2 – Чертежи AMX 40, март 1940 года.
Источник:
Archives de l’Armement, Châtellerault.
На мой взгляд, концептуально машина почти
точно повторяла Christie М1937, получив необходимое развитие под трех членов
экипажа и двухместную литую башню яйцевидной/овальной формы с толщиной брони 60
мм по периметру. Корпус также выполнялся литым с большими углами наклона. Двое обитателей башни сидели на ремнях,
зависимых от движения башни (командир-наводчик сидел слева, заряжающий –
справа). Решение с двухместной башней было не характерно
для французского танкостроения того времени. Машина проектировалась под
требования 60-мм лобовой брони (бортовая броня – 30-50 мм, кормовая – 40 мм,
бронещиты ходовой – 15 мм) и с двигателем, которой мог бы обеспечить машине
20-тонного класса (иногда указывают массу танка в 19,5 т, также встречается,
что расчетная масса танка составляла 16 т) удельную мощность 10 л.с. на тонну.
Для таких целей сначала рассматривался 4-цилиндровый дизельный двигатель Aster
мощностью 160 л.с. при скорости 2000 оборотов в минуту, а на замену ему
предлагался более крупный и мощный Aster Diesel с 6 цилиндрами и мощностью 220
л.с. Мотор размещался по левому борту корпуса (справа находились воздушный
фильтр и радиатор), топливные баки с соляркой по бортам корпуса спереди,
моторное масло в баке сзади. (Рис.3, Рис.4)

Рис.3 – Расположение двигателя
AMX 40 в разрезе.

Рис.4 – По бортам корпуса находились
топливные баки с дизельным топливом, общей емкостью 400 л. Предполагаемый
среднетехнический расход топлива – 17 л в час.
Максимальная скорость танка ожидалась на
уровне 45–50 км/ч, запас хода 500 км.
Как и требовала спецификация, вооружение
AMX 40 состояло из 47-мм пушки SA 35 (наводка по вертикали от – 14° до +18°),
спаренного с ней 7,5-мм пулемета MAC Mle.1931 и такого же зенитного пулемета (иногда
упоминается авиационный пулемет MAC 34), который являлся выдвижным – «устанавливался
на коленной чашечке в забашенном отсеке» - весьма оригинальное решение! (Рис.5)

Рис.5 – Схема размещения зенитного пулемета в AMX 40.
Боекомплект из 122 снарядов (указывают и 156
снарядов) находился в двух круглых стойках
по 36 снарядов в каждой с каждого борта корпуса, за башней и перед
радиостанцией и зенитным пулеметом; еще одна боеукладка на 30 выстрелов
располагалась сразу за сиденьем водителя, она могла складываться; в корпусе,
перед башней, по бокам от складывающейся стойки располагались еще две небольшие
стойки по 10 снарядов каждая. Таким образом, ни один артиллерийский снаряд не
хранился внутри башни. (Рис.6)

Рис.6 – Вид сверху на внутреннее устройство AMX 40, показывающий
размещение 47-мм боеприпасов по периферии башни.
Боекомплект к пулеметам составлял 34
барабанных магазина емкостью 150 патронов, всего – 5100 патронов калибра 7,5
мм. В передней части башни имелось 4 барабанных магазина на 150 патронов, а в корпусе справа от
водителя находился вращающийся цепной механизм, вмещавший 30 барабанных
магазинов (эта цепочка будет меняться по мере изъятия из нее магазинов,
теоретически обеспечивая постоянный доступ к новым магазинам).
В башне, в двух отверстиях в бортах башни,
устанавливался оптический дальномер – в правом отверстии располагался
оптический прицел, обеспечивающий поле зрения 50°, а в левом — телеметрический
прицел, обеспечивающий поле зрения 15°. (Рис.7)

Рис.7 – Вид сверху на положение дальномера-прицела.
Обзор был возможен через
панорамный перископ на вершине башни. Башня поворачивалась при помощи рукоятки
за счет гидравлики, бачок для жидкости,
используемой в этой системе, располагался в закругленной вершине башни. Диаметр
башенного погона оказался менее метра (90 см), общая ширина башни получилась
тесноватой – 1,26 метра. В корме башни также находился люк для экипажа
диаметром 60 см. (Рис.8)

Рис.8 – Компоновка башни.
У водителя в передней части корпуса имелся
свой люк, но пользовать им он мог только при повернутой вбок башне. Водитель
управлял машиной с помощью руля, в центре руля монтировался щиток с приборами. (Рис.9)


Рис.9 – Реконструкция внешнего вида AMX 40, авторство приписывают
Всеволоду Мартыненко.
Пишут, что длина AMX 40
составляла 5,33 м, ширина – 2,45/2,44 м, высота – 2,37 м (1,58 м без башни). Одной
из необычных особенностей AMX 40 была бесступенчатая трансмиссия Robin-Van
Roggen, автоматическая трансмиссия без отдельных передач. Эта трансмиссия
устанавливалась в задней левой части корпуса, за двигателем. Слева от коробки
передач находился выхлоп. Ходовая часть состояла с каждого борта из четырех
больших сдвоенных опорных катков (диаметром 82 см); два последних колеса были
ведущими/моторными, что, в принципе позволяло осуществлять движение на колесах
(т.е. это колесно-гусеничный танк – в некоторых источниках категорически
утверждается, что машина проектировалась чисто гусеничной), ведущее колесо
(звездочка) – находилось сзади и было приподнято над землей. Ходовая часть
закрывалась щитами. (Рис.10)

Рис.10 – Ходовая часть танка.
Машина радиофицировалась – место
для рации выбрали за башней перед моторным отсеком.
В июне
1940 года проектирование машины прекратилось.