Char cavalerie AMX 40

 

 

Char cavalerie AMX 40

Франция

Полусредний по массе кавалерийский танк

масса

16 т

вооружение

 

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

160 л.с.

проект

1940г., AMX

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В конце 1939г. – начале 1940г. французы обратили внимание на возможность разработки типа крейсерского быстроходного танка на базе конструкции Кристи по аналогии с британскими машинами этого типа. (Рис.1)

 

Рис.1 – Британский Cruiser Tank Mk.III А13.

 

      Проектированием крейсерского танка (французы относили его к кавалерийским машинам) в начале 1940 года занялись в конструкторском бюро AMX. Руководил разработкой Жозеф Молине (Joseph Molinié), главный инженер AMX (chief engineer of AMX), в будущем создатель наиболее известных французских послевоенных танков.

     4 марта 1940 года конструкторское бюро AMX выдало чертеж 0–387, на котором был изображен танк, получивший индекс Char cavalerie AMX 40. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Чертежи AMX 40, март 1940 года.

Источник: Archives de l’Armement, Châtellerault.

 

     На мой взгляд, концептуально машина почти точно повторяла Christie М1937, получив необходимое развитие под трех членов экипажа и двухместную литую башню яйцевидной/овальной формы с толщиной брони 60 мм по периметру. Корпус также выполнялся литым с большими углами наклона. Двое обитателей башни сидели на ремнях, зависимых от движения башни (командир-наводчик сидел слева, заряжающий – справа). Решение с двухместной башней было не характерно для французского танкостроения того времени. Машина проектировалась под требования 60-мм лобовой брони (бортовая броня – 30-50 мм, кормовая – 40 мм, бронещиты ходовой – 15 мм) и с двигателем, которой мог бы обеспечить машине 20-тонного класса (иногда указывают массу танка в 19,5 т, также встречается, что расчетная масса танка составляла 16 т) удельную мощность 10 л.с. на тонну. Для таких целей сначала рассматривался 4-цилиндровый дизельный двигатель Aster мощностью 160 л.с. при скорости 2000 оборотов в минуту, а на замену ему предлагался более крупный и мощный Aster Diesel с 6 цилиндрами и мощностью 220 л.с. Мотор размещался по левому борту корпуса (справа находились воздушный фильтр и радиатор), топливные баки с соляркой по бортам корпуса спереди, моторное масло в баке сзади. (Рис.3, Рис.4)

 

Рис.3 – Расположение двигателя AMX 40 в разрезе.

 

Рис.4 – По бортам корпуса находились топливные баки с дизельным топливом, общей емкостью 400 л. Предполагаемый среднетехнический расход топлива – 17 л в час.

 

     Максимальная скорость танка ожидалась на уровне 45–50 км/ч, запас хода 500 км.

     Как и требовала спецификация, вооружение AMX 40 состояло из 47-мм пушки SA 35 (наводка по вертикали от – 14° до +18°), спаренного с ней 7,5-мм пулемета MAC Mle.1931 и такого же зенитного пулемета (иногда упоминается авиационный пулемет MAC 34), который являлся выдвижным – «устанавливался на коленной чашечке в забашенном отсеке» - весьма оригинальное решение! (Рис.5)

 

Рис.5 – Схема размещения зенитного пулемета в AMX 40.

 

     Боекомплект из 122 снарядов (указывают и 156 снарядов) находился в двух круглых стойках по 36 снарядов в каждой с каждого борта корпуса, за башней и перед радиостанцией и зенитным пулеметом; еще одна боеукладка на 30 выстрелов располагалась сразу за сиденьем водителя, она могла складываться; в корпусе, перед башней, по бокам от складывающейся стойки располагались еще две небольшие стойки по 10 снарядов каждая. Таким образом, ни один артиллерийский снаряд не хранился внутри башни. (Рис.6)

 

Рис.6 – Вид сверху на внутреннее устройство AMX 40, показывающий размещение 47-мм боеприпасов по периферии башни.

 

     Боекомплект к пулеметам составлял 34 барабанных магазина емкостью 150 патронов, всего – 5100 патронов калибра 7,5 мм. В передней части башни имелось 4 барабанных магазина на 150 патронов, а в корпусе справа от водителя находился вращающийся цепной механизм, вмещавший 30 барабанных магазинов (эта цепочка будет меняться по мере изъятия из нее магазинов, теоретически обеспечивая постоянный доступ к новым магазинам).

     В башне, в двух отверстиях в бортах башни, устанавливался оптический дальномер – в правом отверстии располагался оптический прицел, обеспечивающий поле зрения 50°, а в левом — телеметрический прицел, обеспечивающий поле зрения 15°. (Рис.7)

 

Рис.7 – Вид сверху на положение дальномера-прицела.

 

     Обзор был возможен через панорамный перископ на вершине башни. Башня поворачивалась при помощи рукоятки за счет гидравлики, бачок для жидкости, используемой в этой системе, располагался в закругленной вершине башни. Диаметр башенного погона оказался менее метра (90 см), общая ширина башни получилась тесноватой – 1,26 метра. В корме башни также находился люк для экипажа диаметром 60 см. (Рис.8)

 

 

 

Рис.8 – Компоновка башни.

 

     У водителя в передней части корпуса имелся свой люк, но пользовать им он мог только при повернутой вбок башне. Водитель управлял машиной с помощью руля, в центре руля монтировался щиток с приборами. (Рис.9)

 

Рис.9 – Реконструкция внешнего вида AMX 40, авторство приписывают Всеволоду Мартыненко.

 

     Пишут, что длина AMX 40 составляла 5,33 м, ширина – 2,45/2,44 м, высота – 2,37 м (1,58 м без башни). Одной из необычных особенностей AMX 40 была бесступенчатая трансмиссия Robin-Van Roggen, автоматическая трансмиссия без отдельных передач. Эта трансмиссия устанавливалась в задней левой части корпуса, за двигателем. Слева от коробки передач находился выхлоп. Ходовая часть состояла с каждого борта из четырех больших сдвоенных опорных катков (диаметром 82 см); два последних колеса были ведущими/моторными, что, в принципе позволяло осуществлять движение на колесах (т.е. это колесно-гусеничный танк – в некоторых источниках категорически утверждается, что машина проектировалась чисто гусеничной), ведущее колесо (звездочка) – находилось сзади и было приподнято над землей. Ходовая часть закрывалась щитами. (Рис.10)

 

Рис.10 – Ходовая часть танка.

 

     Машина радиофицировалась – место для рации выбрали за башней перед моторным отсеком.

     В июне 1940 года проектирование машины прекратилось.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru