Char
BDR-ARL40
V39

Char BDR-ARL40 V39
Франция
Средний по массе истребитель танков
|
масса |
25 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
4/5 чел. |
|
мощность силовой установки |
250 л.с. |
|
проект |
1938г., BDR, ARL |
|
выпускался |
1938/39г., BDR, ARL 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1938-1942гг.
По пути создания танка типа char de protection из наработок по теме G/G1, помимо SOMUA, пошла еще одна компания - BDR (Baudet-Donon-Roussel). (Рис.1)

Рис.1 – Задел фирмы BDR по программе G/G1. Тяжелый по массе средний пехотный танк массой 37,5т.
BDR вышла из программы G/G1, вероятно,
после очередного изменения спецификации в феврале 1938г. BDR занялась подгонкой
своего проекта под тему char de protection не одна, а в сотрудничестве с компанией ARL. Со стороны ARL проект вел капитан Валла (Valla). Вероятно, вклад его в дело был громаден,
поскольку в литературе полученный фирмами BDR и ARL образец char de protection называют и Valla-BDR, и ARL V39, где буква V
означала фамилию инженера, капитана Валла. Встречаются и другие обозначения
этой машины: ARL 40 V39, Char ARL 40.
Машина BDR- ARL, как и SAu
40 проектировалась с расположением все того же орудия APX 75mm gun mle 1928 в
лобовом элементе корпуса. Говорят, под BDR- ARL сделали
еще одно (второе по счету, первое стояло на SAu 40) орудие APX 75mm gun mle
1928, но из двух орудий только одно было рабочим (- скорее всего, BDR- ARL получил нерабочее орудие). Общей для обоих проектов была и
командирская башня, в которой устанавливался пулемет, ее разработчиком являлся
ARL. Опытный образец Valla-BDR был готов к концу июня 1938 года (-?, возможно
летом 1938г. было построено шасси с корпусом без вооружения и башни), и военные
потребовали совместного испытания двух машин - SAu 40 и ARL V 39, каковые,
должно быть, и состоялись в феврале 1939г. (Рис.2)



Рис.2 – Прототип SPG-охотника (SPG –
штурмовое орудие) за танками BDR- ARL.
Масса машины 25 тонн. Габариты: длина 5,8
м, ширина 2,57 м, высота 2,45 м. Максимальная толщина брони 50 мм, но пишут,
что прототип выполнялся из мягкой стали. Вооружение: орудие APX 75mm gun mle
1928 (угол горизонтального поворота 6°) и один 7,5-мм пулемет (в башне). Пишут,
что экипаж машины составлял 5 чел., но почему-то кажется, что вряд ли больше
4-х. В качестве силовой установки иногда указывают двигатель Hispano-Suiza J 12, 12-cyl., gasoline (450 l) мощностью 250 hp. Ходовая часть –
просматривается на борт 10 опорных катков, 8 из которых, вероятно, соединены
попарно в четыре тележки. Тип подвески неизвестен. Ширина траков 400 мм.
Максимальная скорость 42 км/ч (26 миль/час), запас хода 160 км.
По другим сведениям, прототип BDR-ARL появился только в июне 1940г. Впрочем, возможно, что с июня
1940г. планировалось серийно выпускать ARL 40 V39? Данный танк (САУ) теоретически должен был поступать на
вооружение бронетанковых (- кирасирских?) дивизий резерва и играть роль
мобильной артиллерии поддержки – т.е. данный тип переходил из класса
истребителей танков в класс артиллерийских танков. Теория не срослась с
практикой все по той же, что и в случае с SAu 40
причине – отсутствия серийного производства орудия APX 75mm gun mle 1928.
Говорят, после капитуляции опытный образец
ARL 40 V39 тайно переправили во Французское Марокко, но проект был остановлен
из-за отсутствия промышленной базы.