Char BDR-ARL40 V39

 

 

Char BDR-ARL40 V39

Франция

Средний по массе истребитель танков

масса

25 т

вооружение

75-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4/5 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1938г., BDR, ARL

выпускался

1938/39г., BDR, ARL

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     По пути создания танка типа char de protection из наработок по теме G/G1, помимо SOMUA, пошла еще одна компания - BDR (Baudet-Donon-Roussel). (Рис.1)

 

Рис.1 – Задел фирмы BDR по программе G/G1. Тяжелый по массе средний пехотный танк массой 37,5т.

 

     BDR вышла из программы G/G1, вероятно, после очередного изменения спецификации в феврале 1938г. BDR занялась подгонкой своего проекта под тему char de protection не одна, а в сотрудничестве с компанией ARL. Со стороны ARL проект вел капитан Валла (Valla). Вероятно, вклад его в дело был громаден, поскольку в литературе полученный фирмами BDR и ARL образец char de protection называют и Valla-BDR, и ARL V39, где буква V означала фамилию инженера, капитана Валла. Встречаются и другие обозначения этой машины: ARL 40 V39, Char ARL 40.

     Машина BDR- ARL, как и SAu 40 проектировалась с расположением все того же орудия APX 75mm gun mle 1928 в лобовом элементе корпуса. Говорят, под BDR- ARL сделали еще одно (второе по счету, первое стояло на SAu 40) орудие APX 75mm gun mle 1928, но из двух орудий только одно было рабочим (- скорее всего, BDR- ARL получил нерабочее орудие). Общей для обоих проектов была и командирская башня, в которой устанавливался пулемет, ее разработчиком являлся ARL. Опытный образец Valla-BDR был готов к концу июня 1938 года (-?, возможно летом 1938г. было построено шасси с корпусом без вооружения и башни), и военные потребовали совместного испытания двух машин - SAu 40 и ARL V 39, каковые, должно быть, и состоялись в феврале 1939г. (Рис.2)

 

Рис.2 – Прототип SPG-охотника (SPG – штурмовое орудие) за танками BDR- ARL.

 

     Масса машины 25 тонн. Габариты: длина 5,8 м, ширина 2,57 м, высота 2,45 м. Максимальная толщина брони 50 мм, но пишут, что прототип выполнялся из мягкой стали. Вооружение: орудие APX 75mm gun mle 1928 (угол горизонтального поворота 6°) и один 7,5-мм пулемет (в башне). Пишут, что экипаж машины составлял 5 чел., но почему-то кажется, что вряд ли больше 4-х. В качестве силовой установки иногда указывают двигатель Hispano-Suiza J 12, 12-cyl., gasoline (450 l) мощностью 250 hp. Ходовая часть – просматривается на борт 10 опорных катков, 8 из которых, вероятно, соединены попарно в четыре тележки. Тип подвески неизвестен. Ширина траков 400 мм. Максимальная скорость 42 км/ч (26 миль/час), запас хода 160 км.

     По другим сведениям, прототип BDR-ARL появился только в июне 1940г. Впрочем, возможно, что с июня 1940г. планировалось серийно выпускать ARL 40 V39? Данный танк (САУ) теоретически должен был поступать на вооружение бронетанковых (- кирасирских?) дивизий резерва и играть роль мобильной артиллерии поддержки – т.е. данный тип переходил из класса истребителей танков в класс артиллерийских танков. Теория не срослась с практикой все по той же, что и в случае с SAu 40 причине – отсутствия серийного производства орудия APX 75mm gun mle 1928.

     Говорят, после капитуляции опытный образец ARL 40 V39 тайно переправили во Французское Марокко, но проект был остановлен из-за отсутствия промышленной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru