Char B40 Version 1

&

Char B40 Version 2

 

 

Char B40 Version 1

Char B40 Version 2

Франция

Тяжелый танк

масса

Char B40 Version 1

Char B40 Version 2

 

40 т

42 т

вооружение

Char B40 Version 1

 

 

Char B40 Version 2

 

75-мм орудие

47-мм орудие

1 пулемет

75-мм орудие

1 пулемет

экипаж

Char B40 Version 1

Char B40 Version 2

 

4/5 чел.

5 чел.

мощность силовой установки

500 л.с.

проект

1940г., ARL

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В 1936-1937гг. разрабатывались проекты по теме тяжелого танка прорыва Char de Rupture. Свои варианты танков массой от 45 т до 59 тонн подготовили сразу три фирмы: ARL, FCM и AMX. Консультативный совет по вооружению (Conseil Consultatif de lArmement, ССА) во главе с генералом Дюфло в 1937г. отклонил почти все проекты по теме Char de Rupture (за искл. двухбашенного варианта Char FCM F4 D).

     В апреле 1938 года Верховное командование (High Command) создало комиссию с задачей, выяснить, можно ли возродить программу 45-тонного тяжелого танка, теперь уже в качестве Char Lourd вместо создания новых, более тяжелых конструкций. 4 мая 1938 года Управление по производству вооружений (Direction des Fabrications d’Armement) хотело назвать эту новую программу Char H, но оно было отклонено, чтобы не вносить путаницу с танками Hotchkiss. Через пять дней было принято решение разрабатывать два типа Char Lourd: 45-тонный танк и сверхтяжелый танк. Как следует из книги французского исследователя Pierre Touzin “Les véhicules blindés français, 1900-1944”, в отношении 45-тонного танка требовалось, чтобы он был вооружен пушкой, огнеметом (ёмкость для огнесмеси могла размещаться как внутри корпуса, так и на возимом прицепе) и пулеметами, развивал максимальную скорость 10 км/ч, имел максимальную толщину брони 100 мм и пушку главного калибра в корпусе. Однако программа 45-тонных Char Lourd на стала приоритетной, предпочтение отдали разработке сверхтяжелых танков.

     Тем не менее в конце 1939г. – начале 1940г. два ведущих конструкторских бюро Франции AMX и ARL предложили тип тяжелого танка массой 40-42 тонны. К тому времени обозначился и провал программы G1, стало ясно, что потребуется альтернатива в виде нового, более современного танка, который перекроет нишу танков Char de Bataille и 45-тонных Char Lourd. Правда, разработчики обозначили, что максимальное бронирование не превысит 80 мм, а об огнемете речи не шло. Рабочие проекты AMX и ARL планировалось оценить в первом триместре 1940 года.

     На фирме ARL команда Лавиротта (Lavirotte) в качестве базы для 42-тонного танка взяла за основу конструкцию B1 Ter (Рис.1).

 

Рис.1 - Char B1 ter.

 

     Новый проект в литературе именуют В40, вероятно, его разработкой занялись с самого начала 1940г. В40 называют последним в линейке танков В1. Фактического материала об этом варианте почти нет, как сообщают некоторые авторы: «у нас есть подсказки о том, как могла выглядеть машина, никакие изображения или чертежи не дошли до наших дней». Знания о машине получены в основном благодаря статье, написанной его ведущим разработчиком Лавироттом в 1967 году. (Рис.2)

 

Рис.2 – В40, первый вариант.

 

     Масса 40 тонн. Корпус машины имел общие черты с B1 ter. На В40 планировалось почти полностью отказался от крепления болтами и получить почти полностью сварной корпус. Толщина брони должна была составлять 80 мм спереди и по бортам, 60 мм сзади. Дополнительные боковые экраны толщиной 40 мм защищали подвеску. Крыша имела толщину 30 мм. Днище корпуса также толщину 40 мм, поскольку B40 проектировался с учетом противоминной защиты. Это днище будет состоять из днища самого корпуса и днища из 40-мм листов, защищающих подвеску, соединенных пластинами, наклоненными под углом 45°.

     Известно, что корпус B40 был несколько расширен по сравнению с B1 Ter, чтобы вместить более крупный погон башни, а также более широкие гусеницы, которые помогли бы более равномерно распределить вес машины. По ширине машина могла достигать чуть более 3,10 м, что соответствовало требованиям SNCF (Société Nationale des Chemins de Fer – Национальной железнодорожной компании) – для сравнения: B1 Ter имел ширину 2,73 м.  Основной причиной такого расширения машины было значительное расширение погона башни – диаметр башни увеличивался до 1680 мм. Такое расширение погона башни обеспечивало установку сварной башни типа ARL 2C, в которой можно было поместить более мощное 47-мм орудие 47 mm modèle 1934 RF.

     В качестве второго варианта рассматривалась танковая версия 47-мм полевой противотанковой пушки SA 37 (47 mm SA 37 field anti-tank gun) – для чего, вероятно, орудие следовало адаптировать под установку в танке. (Рис.3)

 

Рис.3 – Сanon 47 mm S.A. Mle 1937/Canon antichar de 47 mm modèle 1937.

 

     Масса бронебойного снаряда к SA 37 (Mle 1936 типа британского АРСВС) 1,725 кг, масса осколочного снаряда (Mle 1932) 1,410 кг. Начальная скорость снаряда 855 м/с. Эффективная дальность стрельбы 2000 м. Пишут, что бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 70 мм на дистанции 800 м! C 500 м пробивалась 90-мм броня, а со 100 м – 100-мм. Более точные данные выглядят так: при угле встречи 60°: 57 мм со 100 м, 50 мм с 500 м, 42 мм с 1000 м, 36 мм с 1500 м.

     Сообщается также, что на В40 за счет увеличенной башни появлялась возможность, обслуге 75-мм орудия, находясь в корпусе, заряжать башенное орудие, облегчая жизнь командиру. По другим данным, в составе экипажа появился выделенный заряжающий к 47-мм пушке. В связи с появившейся возможностью заряжать башенное орудие из корпуса, некоторые пишут, что на В40 планировалась двухместная башня.

     75-мм орудие в корпусе сохранялось, как, вероятно, и 7,5-мм пулемет в башне. Количество членов экипажа не менялось – 4 чел. Командир стрелял из 47-мм орудия, водитель в известном смысле являлся наводчиком орудия в корпусе, заряжающий заряжал оба орудия, плюс радист.

     Двигатель, которым должен был оснащаться B40, представлял собой турбокомпрессор Talbot мощностью 500 л.с., что было очень значительной модернизацией по сравнению с двигателем B1 Ter мощностью 307 л.с., которым также оснащался B1 Bis. За счет расширения корпуса танк мог получить топливные баки емкостью до 1400 литров. На танке должна была использоваться коробка передач, установленная перпендикулярно оси танка, имеющая шесть скоростей, а за счет реверса и шесть передач заднего хода, а также главный и вторичный дифференциал. В системе управления машиной рассматривалась два варианта альтернативные системе Naeder. Одна из них, TAHV, должна была представлять собой гидравлическую систему более простой конструкции. Другая, B.N., представляла собой электрическую машину. По сравнению с системой Naeder она не требовала радиатора, гораздо меньше обслуживания и требовала меньше физических усилий при повороте танка. Однако если в случае с Naeder танк вращался одновременно с рулевым колесом, связанным с системой, то в случае с B.N водителю приходилось сначала полностью повернуть рулевое колесо, а затем постепенно повернуть его назад, чтобы машина могла вращаться вместе с ним, из-за задержек в передаче команд. В конечном итоге эта система была признана уступающей Naeder, и B40 сохранил упрощенную и улучшенную версию классической гидравлической системы рулевого управления. Конструкция тормозов была похожа на конструкцию тормозов тяжелых грузовиков. Иммобилизационный тормоз действовал на главный дифференциал, а два тормоза меньшего размера действовали на вторичный дифференциал и также могли использоваться при повороте танка.

     На B40 планировали поставить маслопневматическую подвеску, которую, говорят, удачно протестировали на прототипе ARL B1 Ter, правда, машина работала всего 10 часов. На В40 гусеницы расширялись с 50 см до 60 см.

     Уже в ходе французской кампании – к концу мая 1940г. – из частей стали поступать жалобы на неудачное положение 75-мм в корпусе танков типа B1, несмотря на наличие системы Naedar, которая была призвана помочь наводить 75-мм орудие за счет быстрого поворота всей машины. Танкисты отмечали, что 75-мм орудие было бы гораздо полезнее в башне, причем следовало разместить такое орудие, которое одинаково успешно выполняло противотанковые задачи и борьбу с пехотой и земляными фортификационными сооружениями.

     На ARL оперативно прислушались к мнению военных. Инженеры ARL в конце мая и начале июня 1940г. приняли решение установить на танке двухместную башню ARL 4 (под диаметр погона 1680 мм), которую разрабатывали для сверхтяжелого танка ARL по теме Char de Forteresse, правда, толщина брони на башне для В40 снижалась со 120 мм до 80 мм. В эту башню надлежало установить 75-мм пушку APX 30 калибра (75 мм APX mle. 1929). (Рис.4)

 

Рис.4 – Изображение В40 с 75-мм пушкой в башне.

 

     Масса варианта, вероятно, 42 тонны. Экипаж этого варианта, возможно, 5 чел.: командир, наводчик, водитель, заряжающий, радист. Бронирование: лоб и борта корпуса 80 мм, башня 80 мм, корма корпуса 60 мм, днище 40 мм, крыша корпуса 30 мм.

     После подписания перемирия летом 1940г. работы по В40 были заморожены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru