Char B1 ter

Char B1 ter
Франция
Тяжелый по массе пехотный танк
|
масса |
36,6 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 47-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
300/350/400 л.с. |
|
проект |
1939-1940гг., ARL, FL,
FMC |
|
выпускался |
1940г., ARL 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1938-1942гг.
В декабре 1935г. генерал Вельпри в рамках
темы тяжелых/тяжелых пехотных танков инициировал разработку машины, массой 45 т
с 75-мм броней. В декабре 1937г. на испытания вышел первый опытный по данной
теме – танк Char B1 ter prototype, разрабатывавшийся специалистами фирмы АРХ/ARL. (Рис.1)


Рис.1
– Прототип Char
B1 ter prototype. Масса 33 т.
Испытания этого образца в 1937-1938гг.
вызвали отрицательную реакцию специалистов.
Отчет испытательной комиссии по прототипу B1
ter prototype оказался весьма критическим. В машине не только не были решены
большинство проблем B1 и B1 Bis, но и возникло несколько новых. Доклад комиссии
завершился очень лаконичным комментарием: «Танк B1 ter малоинтересен в своем
нынешнем состоянии; его производство в настоящее время не может рассматриваться
даже в относительно долгосрочной перспективе». Однако заключение комиссии не
повлекло списание B1 ter. Осенью 1939 года было принято решение, что, начиная с
танка с серийным номером 715, B1 bis будет заменён на B1 ter, но затем приоритет был отдан массовому производству танков B1
bis, а внедрение B1 ter в серию отодвинули на март 1941 года, начиная с
танка с порядковым номером 1333. У трех разных фирм –
ARL, Fives-Liles (FL, специализировалась на паровозах и больших металлических
конструкциях) и FCM было заказано по предсерийному прототипу (время заказа
неизвестно, некоторые считают, что сделано это было еще в декабре 1937г., во
время показа B1 ter prototype премьер-министру). Вероятно, в конце 1939г. предприятия
принялись строить новые прототипы B1 ter.
Все
три предсерийные машины Char B1 ter наследовали решения Char B1 ter prototype в плане конструкции
корпуса, состава и размещения вооружения, боекомплекта, максимального
бронирования 70-мм плитами под наклоном 25°. Впрочем, надлежало уменьшить по
высоте установку для 75-мм орудия, чтобы обеспечить нормальную обзорность с
места водителя. Полагалось изменить конструкцию бортов, при сохранении
рациональных углов их наклона. От вывода воздухозаборника системы охлаждения
назад отказались – его следовало разместить на крыше. Танки сохраняли радиостанцию ER 51 образца 1938 года.
В отношении силовой установки пишут, что с 1940г. машины могут получать либо, 6-цилиндровый
двигатель Renault 155×165 мощностью 350 л.с., либо 12-цилиндровый двигатель
Renault 130×130 мощностью 400 л.с. Следовало доработать трансмиссию и
ходовую часть, поскольку масса машин выстреливала в 36,6 т. Несколько
улучшалась обзорность из танка. Командир мог пользоваться PPL эпископом,
который обеспечивал поле зрения от +5 до -22 ° по вертикали и 34 ° с каждой
стороны по горизонтали. За эпископом можно было найти резервный порт обзора на
случай, если он будет отключен. У водителя спереди имелась закрывающаяся
смотровая щель, вдвое больше, чем на B1 Bis. В распоряжении водителя также были
два PPL эпископа. Левый эпископ имел такое же поле зрения, как эпископ
командира, за исключением того, что он опускался только до -18° по вертикали. Правый
был более ограничен из-за наличия артустановки, его поле зрения составляло от
+5° до -10° по вертикали и 22,5° с каждой стороны по горизонтали. На крыше
водительского места присутствовал панорамный перископ.
Между собой прототипы должны были
различаться, главным образом, башней. Предполагалось, что прототип FCM получит башню собственной конструкции,
а ARL и FL — сварную башню ARL 2, подобно той, что установлена на
S40, с толщиной брони по периметру 70 мм и крыши 40 мм. При этом погон башни
увеличивался со 1022 мм (под стандартную для танков В1 bis башню APX 4), но башня по-прежнему
оставалась одноместной. Правда, источники допускают, что прототипы от FL и ARL,
возможно, все еще сохраняли башню APX 4.
Один из трех прототипов должен
был быть изготовлен на заводе Fives-Lilles в пригороде крупного французского
города Лилль, недалеко от бельгийской границы. К моменту немецкого вторжения в
мае 1940 года прототип, судя по всему, находился где-то в сборочном цеху и был
быстро эвакуирован. Его отправили на заводы ARL в Рюэй, в пригороде Парижа, в
надежде продолжить работу над прототипом с инженерами FL, но уже на сборочных
линиях ARL и ее объектах. Степень готовности этой машины неизвестна.
В отношении прототипа от ARL пишут, что эта машина
оказалась близка к завершению. (Рис.2)

Рис.2 – Фотографии корпуса танка от ARL на начало 1940г.
В литературе верхний снимок часто приписывают
варианту В40, но это ошибка.
По этим фотографиям можем судить
об обновленной конструкции корпуса танка B1 ter
новой артустановкой, постом водителя, увеличенным кольцом башни и
установленными сверху решетками радиатора. Говорят, на машине была установлена
маслопневматическая подвеска (oleo-pneumatic
suspension или олеостойка — это пневматический воздушно-масляный гидравлический
амортизатор, используется, например, на шасси большинства самолетов). При этом каждая группа тележек получала
большой цилиндр. Размер опорных катков, судя по всему, в целом сохранялся
Некоторые сообщают, что «ARL B1
Ter, судя по всему, был полностью завершен и испытан на испытательном полигоне
танков в Рюэле» - с башней и вооружением? «Машина проработала всего около 10
часов… Эти испытания в какой-то момент были прерваны из-за проблем с
трансмиссией Naeder и переключением передач. Их быстро исправили, и после этого машина, судя
по всему, работала довольно хорошо и неплохо вела себя на дороге. С двигателем
мощностью 300 л.с. планировалось достичь максимальной скорости всего лишь 26,5
км/ч. Однако ограниченной продолжительности этих испытаний по-прежнему
недостаточно, чтобы определить, сделали ли изменения, внесенные в первый
прототип B1 Ter, предсерийные прототипы достаточно надежными на практике».
Как говорилось выше, прототип
FCM отличался от двух других башней. К 1940 году FCM некоторое время
проектировала сварную башню, и ей было предоставлено право оснастить свой B1
Ter башней собственной конструкции. Эта башня была бы похожа на ARL 2 по общей
конструкции, но оставалась другой. В отличие от преимущественно литой башни ARL
(между собой сваривались литые маски) предполагалась, что башня FCM, скорее
всего, будет полностью сварной. Известно, что FCM экспериментально установила
сварную башню (кормовую башню от
проекта FCM F4?) на танке В1bis №234 Marseille в 1938 (-?) году.
(Рис.3)

Рис.3 – В1bis №234
Marseille.
Пишут, что это, был, скорее прототип
башни. Что касается броневой
защиты башни, то она, возможно, была идентична по толщине APX 4. Известно, что
к сентябрю 1939г. на В1bis №234 Marseille вернули штатную башню APX 4. В 1939г. машина стала
танком командира 15ème BCC (Bataillon de Char de Combat – боевого
танкового батальона). Танк принял участие в битве при Абвиле. Он сломался на
дороге в ночь с 5 на 6 июня 1940 года. К полудню 7-го числа его захватила его
немецкая пехота. (Рис.4)

Рис.4 – Как видим, на танке В1bis №234 Marseille в июне 1940г. установлена штатная башня APX 4.
Авторы допускают, что башня подобная той, которая испытывалась на В1bis №234 Marseille, вероятно, была бы установлена на предсерийном танке FCM B1ter. Однако к июню 1940
года FCM B1 Ter, похоже, находился на ранней стадии сборки. (Рис.5)

Рис.5 – Идеальное изображение FCM B1 Ter с
оригинальной башней.
Масса машины около 36,6
т. Габариты: длина – 6,34/6,37 м, ширина – 2,72/2,73 м, высота – 2,79/2,86 м. Бронирование от 20 (днище) мм до 70 мм (во многих источниках
указывают все же 75 мм). Вооружение: 75-мм орудие SA35 (в
корпусе), 47-мм орудие (в башне) и 7,5-мм пулемет (в башне). Боекомплект: 90/100 выстрелов к 75-мм орудию, 67/80
выстрелов к 47-мм орудию, 4500/5100 патронов к пулемету. Экипаж 4 человека: командир/наводчик 47-мм
орудия/заряжающий 47-мм орудия, водитель, наводчик/заряжающий 75-мм орудия,
радист. Трансмиссия Naeder, гидравлическая,
5-скоростная КПП (5 скоростей вперед, одна назад) с переключателем FIEUX,
двойной дифференциал электрического типа. Топливные баки объемом 500 литров. Ходовая часть состояла из 16 опорных катков (на сторону), направляющего
и ведущего колес. 12 опорных катков были сблокированы в три тележки по четыре
катка в каждой, подвешенные на спиральных и листовых рессорах. Три катка
собирались в самостоятельную тележку, расположенную впереди, а один каток,
находившийся сзади, имел свою собственную рессору. Радиостанция ER 51.
Скорость 26,5 км/ч. Запас хода 180 км.
Машина могла проходить вброд водоем глубиной 1,8 м.
При падении Франции прототипы B1ter постигла разная, но
одинаково печальная судьба.
В конце мая 1940 года, когда немецкие войска приближались к Парижу, три
машины, находившиеся на объектах ARL – предсерийные машины ARL и FL, а также Char B1 ter prototype (прототип на базе № 101) были эвакуированы
в гавань Сен-Назер (Saint-Nazaire), в устье реки Луары на западном побережье Франции.
Вначале обсуждался вариант отправки машин в Соединенные Штаты для налаживания
там их производства, если Франция продолжит войну. Но 17 июня
1940 года все три машины были погружены на грузовой корабль Mécanicien
Principal Carvin, направлявшийся во Французскую Северную Африку, на борту
которого также было одно или два 380-мм орудия для линкора Jean Bart.
21 июня
немецкие бомбардировщики потопили корабль в устье реки Жиронды неподалёку от
Руайона (- не исключено, что, ввиду обстоятельств французы сами утопили
корабль). Транспорт остается в иле реки по сей день, неся в своем трюме три из
четырех когда-либо изготовленных танков, связанных с темой B1ter.
Прототип FCM B1ter, строившийся на заводах компании в Ла-Сейн-сюр-Мер (La-Seyne-Sur-Mer), на южном средиземноморском побережье Франции в зону
оккупации не попал. На момент перемирия объекты FCM оказались в
неоккупированной части Франции, полностью под властью режима Виши. Однако, поскольку разработки бронетехники были ограничены, дальнейшие
работы по FCM B1ter B1 Ter, по-видимому, не проводились.
Известно, что Лавиротт (Lavirotte, главный инженер ARL) продолжал свою деятельность во время
оккупации, работая над некоторыми секретными проектами. Предполагалось, что он
и его команда могли использовать B1 Ter в качестве донора запасных частей или
для каких-то экспериментов, но достоверной информации на эту тему нет. Когда в ноябре 1942 года немецкие и итальянские войска
полностью оккупировали Южную Францию, объекты FCM оказались в руках Италии. В
итальянском отчете за июнь 1943 года, наряду с небольшим количеством B1 Bis на
различных стадиях завершения, упоминается наличие на мощностях FCM «36-тонного
прототипа танка» - правда, изображения машины нет. Вероятно, это был
предсерийный танк FCM B1 Ter. Этот отчет также является последним
свидетельством его существования. В отчете предлагалось перевезти машину в
Геную, Италия, на завод Ансальдо Фоссати (Ansaldo Fossati) для изучения. Судя по
всему, этого не было сделано до того, как Италия подписала перемирие, а затем
была оккупирована Германией в сентябре 1943 года.