Batignolles-Chatillon DP-3

 

 

Batignolles-Chatillon DP-3

Франция

Полусредний по массе плавающий танк

масса

15 т

вооружение

2 пулемета

экипаж

3/4 чел.

проект

1939г., Batignolles-Chatillon

выпускался

1940г., Batignolles-Chatillon

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В 1935-1937гг. в интересах кавалерии проводились работы по типу легкого по массе плавающего танка Batignolles-Chatillon DP-2 (Рис.1).

 

Рис.1 – Плавающий танк DP-2, масса 12 тонн.

 

     Работы закончились не успешно. Было признано, что клепаный корпус не может обеспечить герметичность машины, а смещенный назад центр тяжести препятствует ее выходу из воды – опытный образец на испытаниях даже тонул.

     Вероятно, в 1939г. на фирме Compagnie Generale de Construction de Locomotives Batignolles-Chatillon вернулись к теме разработки плавающего танка. К маю 1940г. был получен прототип, известный как Batignolles-Chatillon DP-3. Новый вариант плавающего танка, похоже, разительно отличался от предшественника – например, новая машина, по одним авторам имела массу в 15 тонн, по другим – 13 тонн. Собственно говоря, никаких других достоверных подробностей об этом танке, за исключением нескольких ее фотографий нет. (Рис.2, Рис.3)

 

Рис.2 – Фотография и художественная реконструкция DP-3.

Illustration by Andrei ‘Octo10’ Kirushkin.

 

Рис.3 – В сравнении с немецкими солдатами, понятно, насколько крупными были габариты этой машины.

 

     Внешне, по силуэту, заметно некоторое сходство DP-3 со штурмовым противоминным танком Char de deminage Renault, но никто не указывает на связь между этими машинами. Как видим, на варианте DP-3 отсутствует башня – вместо этого по бортам машины угадывается круглые «боевые камеры» (- разумеется, если допустить, что эти камеры симметричны – второго борта машины мы не видим). Некоторые авторы описывают эти рубки как цилиндрические одноместные башни, которые могли иметь сектора вращения порядка 200° - в то время, как другие употребляют термин «барбеты». Мне лично до конца не понятно, имели ли эти «камеры» или башни? крышу – т.е. была ли машина полностью бронированной. За не имеем доказательств в обратном, придется принять, что машина была полностью бронирована и, таким образом, являлась танком. Между ними находилось отделение управления с немного выдвинутой вперед рубкой и невысокой надстройкой. Какой тип вооружения должен устанавливаться в эти «башни», неизвестно, допускают, что пулеметы. Предполагаемый состав экипажа – 4 чел.: водитель, командир и по стрелку к гипотетическому пулемету, но также можно допустить, что экипаж составлял всего 3 чел., водитель мог быть и командиром. Природа двигателя также остается загадкой. Хорошо просматриваются высокие гусеницы машины, охватывающие большую часть корпуса. Исследователи насчитывают на борт 15 опорных катков малого диаметра, 12 попарно в тележках и три опорных катка имеют независимую подвеску. Как пишут: «судя по всему, в конструкции использовалась задняя ведущая звездочка и переднее натяжное колесо (- ленивец)». Такое наблюдение и допущение позволяют предполагать, что на машине могла стоять ходовая часть по типу АМХ, похожая на ту, что имелась на танке AMX R-40.

     Машину, как будто, успели испытать, и авторы считают ее более успешной, чем DP-2, но никакой реальной подоплеки не прилагается. Существует версия, что, когда в начале июня 1940 года немецкие войска приблизились к району Нант, где проходили испытания DP-3, машина была намеренно затоплена в реке Эрдре (Erdre), чтобы не дать немцам захватить и потенциально использовать ее. Через несколько месяцев немцы подняли машину. Дальнейшая судьба DP-3 неизвестна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru