Batignolles-Chatillon DP-3

Batignolles-Chatillon DP-3
Франция
Полусредний по массе плавающий танк
|
масса |
15 т |
|
вооружение |
2 пулемета |
|
экипаж |
3/4 чел. |
|
проект |
1939г., Batignolles-Chatillon |
|
выпускался |
1940г., Batignolles-Chatillon 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1938-1942гг.
В 1935-1937гг. в интересах кавалерии
проводились работы по типу легкого по массе плавающего танка Batignolles-Chatillon DP-2 (Рис.1).
Рис.1 – Плавающий танк DP-2, масса 12 тонн.
Работы закончились не успешно. Было
признано, что клепаный корпус не может обеспечить герметичность машины, а
смещенный назад центр тяжести препятствует ее выходу из воды – опытный образец
на испытаниях даже тонул.
Вероятно, в 1939г.
на фирме Compagnie Generale de Construction de Locomotives Batignolles-Chatillon вернулись к теме разработки плавающего танка. К маю 1940г. был
получен прототип, известный как Batignolles-Chatillon DP-3.
Новый вариант плавающего танка, похоже,
разительно отличался от предшественника – например, новая машина, по одним
авторам имела массу в 15 тонн, по другим – 13 тонн. Собственно говоря, никаких
других достоверных подробностей об этом танке, за исключением нескольких ее
фотографий нет. (Рис.2, Рис.3)


Рис.2 – Фотография и художественная реконструкция DP-3.
Illustration by Andrei ‘Octo10’ Kirushkin.

Рис.3 – В сравнении с немецкими солдатами, понятно, насколько
крупными были габариты этой машины.
Внешне, по силуэту, заметно некоторое
сходство DP-3 со штурмовым противоминным танком Char de deminage Renault, но никто не указывает на связь между этими машинами. Как видим,
на варианте DP-3 отсутствует башня – вместо этого по бортам машины угадывается
круглые «боевые камеры» (- разумеется, если допустить, что эти камеры
симметричны – второго борта машины мы не видим). Некоторые авторы описывают эти
рубки как цилиндрические одноместные башни, которые могли иметь сектора
вращения порядка 200° - в то время, как другие употребляют термин «барбеты».
Мне лично до конца не понятно, имели ли эти «камеры» или башни? крышу – т.е.
была ли машина полностью бронированной. За не имеем доказательств в обратном,
придется принять, что машина была полностью бронирована и, таким образом,
являлась танком. Между ними находилось отделение управления с немного
выдвинутой вперед рубкой и невысокой надстройкой. Какой тип вооружения должен устанавливаться
в эти «башни», неизвестно, допускают, что пулеметы. Предполагаемый состав
экипажа – 4 чел.: водитель, командир и по стрелку к гипотетическому пулемету,
но также можно допустить, что экипаж составлял всего 3 чел., водитель мог быть
и командиром. Природа двигателя также остается загадкой. Хорошо просматриваются
высокие гусеницы машины, охватывающие большую часть корпуса. Исследователи
насчитывают на борт 15 опорных катков малого диаметра, 12 попарно в тележках и
три опорных катка имеют независимую подвеску. Как
пишут: «судя по всему, в
конструкции использовалась задняя ведущая звездочка и переднее натяжное колесо
(- ленивец)». Такое наблюдение и допущение позволяют предполагать, что на
машине могла стоять ходовая часть по типу АМХ, похожая на ту, что имелась на
танке AMX R-40.
Машину, как будто, успели испытать, и
авторы считают ее более успешной, чем DP-2, но никакой реальной подоплеки не
прилагается. Существует версия, что, когда в начале июня 1940 года немецкие
войска приблизились к району Нант, где проходили испытания DP-3, машина была
намеренно затоплена в реке Эрдре (Erdre), чтобы не дать немцам захватить и
потенциально использовать ее. Через несколько месяцев немцы подняли машину.
Дальнейшая судьба DP-3 неизвестна.
