ARL Tracteur C

 

 

ARL Tracteur C

Франция

Сверхтяжелый танк

масса

120 т

вооружение

75-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

проект

1939-1940г., ARL

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     9 или 10 мая 1938г. было принято решение о разработке сверхтяжелого танка с толщиной брони до 120 мм, комбинации 75-мм и 47-мм орудий (для 75-мм орудия требовалось иметь начальную скорость 640 м/с) в башнях. Вспомогательное вооружение должно было включать огнемет, который мог устанавливаться либо внутри танка, либо иметь буксируемый прицеп с огнесмесью – было посчитано, что на 4 минуты действия огнемета под огнесмесь требовалась емкость объемом 6 м3. Специалисты определили, что танк, способный преодолевать рвы шириной 4,5 м и проходить вброд до 1,4 м  при сочетании с о 120-мм броней весил бы от 150 до 200 тонн. В связи с этим был поставлен вопрос о создании модульной конструкции, чтобы машина могла разбираться на модули для транспортировки – отдельно орудийный модуль и отдельно огнеметный модуль. Второй вариант предусматривал разбирать танк на отдельные элементы – башня, двигатель, корпус и т.д. – перевозить такой «конструктор» на грузовиках, а затем собирать перед употреблением.

    22 июля 1938г. приняли окончательное решение, что максимальная толщина брони должна быть не менее 120 мм. Считалось, что такой толщины брони достаточно, чтобы выдержать огонь новых 75-мм орудий, стреляющих бронебойными боеприпасами. Говорят, учитывались также способности немецкой зенитной пушки калибра 8,8 см.

     К концу лета 1938г. подошли к мнению, что сверхтяжелый танк прорыва должен пересекать ров шириной от 6,5 м до 7 м.

    Вариант сверхтяжелого типа, разработанный компанией ARL, представлял собой танк классической компоновки, только очень длинный. В литературе этот вариант часто обозначают ARL Tracteur C 1939. (Рис.1)

 

Рис.1 – ARL Tracteur C 1939. Как видим, встречаются два изображения машины, немного отличающихся в деталях.

 

     Масса 120 тонн. Габариты: длина – 12,05 м, ширина – 3,2 м, высота – 3,65 м. При таком габарите по длине при транспортировке машину планировалось разделять на две секции, при этом задняя часть играла роль трактора (-?). Максимальная толщина бронирования или бронирование по всему периметру корпуса – 120 мм, и башни тоже. Сварная трехместная башня Tourelle ARL 4 имела шестиугольную форму с большим выступом слева за орудием для командира. Выступ навешивался на башню, позволяя командиру входить и выходить. В выступе имелось около 7 смотровых щелей. Возможно, в башне устанавливался бы дальномер. Основное вооружение состояло из 75-мм пушки APX/75 mm Mle. 1929 (-?). Кроме того, танк комплектовался 3-мя пулеметами (один находился в маске орудия, один — в корпусе, рядом с водителем, третий — сзади для защиты от фланговой пехоты) и 2-мя огнеметами – по другим данным, огнеметы уже не предусматривались. Экипаж 5 чел. Про двигатель и трансмиссию деталей не сообщается, но считается, что военные потребовали, чтобы на машине стоял один мотор, а не спарка двигателей, впрочем, и эта информация выглядит не очень достоверной. Вероятно, машина могла иметь электрическую трансмиссию. Ходовая часть – многокатковая. Расчетная максимальная скорость по твердому покрытию – 10-18 км/ч.

     Часто пишут, что проект был заброшен в октябре 1939 года без постройки какого-либо прототипа, однако мне попалась фотография с почти достроенным полноразмерным деревянным макетом танка, снимок датируется июнем 1940г. (Рис.2)

 

Рис.2 – Недостроенный полноразмерный деревянный макет танка ARL Tracteur C 1939, июнь 1940г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru