AMX
Tractor В

AMX Tractor В
Франция
Тяжелый танк
|
масса |
42,6 т |
|
вооружение |
105-мм орудие или 75-мм орудие 47-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
370-400 л.с. |
|
проект |
1939-1940гг., АМХ |
Основная статья: Французское
танкостроение 1938-1942гг.
В 1936-1937гг. разрабатывались проекты по
теме тяжелого танка прорыва Char de Rupture. Свои варианты танков массой от 45
т до 59 тонн подготовили сразу три фирмы: ARL, FCM и AMX. Консультативный совет по вооружению (Conseil Consultatif de l’Armement, ССА) во главе с генералом
Дюфло в 1937г. отклонил почти все проекты по теме Char de Rupture (за искл. двухбашенного варианта Char FCM F4 D).
В
апреле 1938 года Верховное командование (High
Command) создало комиссию с задачей, выяснить, можно ли возродить программу 45-тонного
тяжелого танка, теперь уже в качестве Char Lourd вместо создания новых, более
тяжелых конструкций. 4 мая 1938 года Управление по производству вооружений (Direction des
Fabrications d’Armement) хотело назвать эту новую программу Char H, но оно было
отклонено, чтобы не вносить путаницу с танками Hotchkiss. Через пять дней было принято решение разрабатывать два
типа Char Lourd: 45-тонный танк и сверхтяжелый танк. Как следует из книги
французского исследователя Pierre Touzin “Les
véhicules blindés français, 1900-1944”, в отношении 45-тонного
танка требовалось, чтобы он был вооружен пушкой, огнеметом (ёмкость для
огнесмеси могла размещаться как внутри корпуса, так и на возимом прицепе) и
пулеметами, развивал максимальную скорость 10 км/ч, имел максимальную толщину
брони 100 мм и пушку главного калибра в корпусе. Однако программа 45-тонных Char Lourd на стала приоритетной,
предпочтение отдали разработке сверхтяжелых танков.
Тем не менее в конце 1939г. –
начале 1940г. два ведущих конструкторских бюро Франции AMX и ARL предложили тип тяжелого танка массой 40-42 тонны. К тому времени
обозначился и провал программы G1, стало ясно, что потребуется альтернатива в виде нового, более
современного танка, который перекроет нишу танков Char de Bataille и 45-тонных Char Lourd. Правда, разработчики обозначили, что
максимальное бронирование не превысит 80 мм, а об огнемете речи не шло. Рабочие
проекты AMX и ARL планировалось оценить в первом триместре 1940 года.
Фирма AMX начала свой проект
по теме 42-тонного тяжелого танка в сентябре 1939г. Проект вел Жозеф Молинье (Joseph Molinié), руководитель конструкторского
бюро бронетехники AMX (the head of AMX’s armored vehicles design bureau).
Проект имел внутреннее обозначение AMX
Tracteur B. Он базировался на AMX Tracteur А, который являлся вовсе не танком,
а артиллерийским шасси – гусеничным моторизованным шасси. Тема артиллерийского
шасси находилась в прогрессии на AMX с 1937г. По теме AMX Tracteur А
разрабатывалось сразу семейство из четырех разных тягачей массой от
45 до 55 тонн – AA, AB, AC и AD – которые в совокупности образуют самоходную
370-мм артиллерийскую установку (перемещаемую на тягаче AD). (Рис.1)

Рис.1 – Один из тягачей по теме AMX Tracteur А – вариант AD, на котором перевозился 370-мм ствол.
Говорят, к 1940г. компания АМХ заказала
шесть гусеничных шасси в качестве прототипов, но дальнейшая судьба работ по
семейству AMX Tracteur А не прослеживается.
Первое упоминание
о AMX Tracteur
В датируется сентябрем 1939г. Проект Tracteur В известен по серии из одиннадцати планов,
датированных периодом с ноября 1939 года (в некоторых источниках утверждается,
что 6 ноября 1939г. проект был «представлен») по апрель 1940 года. Они в основном сосредоточены на конструкции
ходовой части машины и башни, оставляя, в частности, корпус и его внутреннее
устройство менее ясными. Вкратце Tracteur B можно охарактеризовать как машину,
имеющую ту же конфигурацию, что и B1/B1 Bis, но с более тяжелым бронированием и
вооружением. (Рис.2)

Рис.2 – Проекции AMX Tracteur B из порции
первых проектных документов, датированных ноябрем 1939 года. Источник:
Mémoire des hommes.
Точная масса машины неизвестна,
по оценкам, танк в подобной конфигурации с максимальным бронированием 80 мм мог
весить от 40 до 42 тонн (указывают также и более широкий диапазон от 35 до 42
тонн). По размерам машина становилась немного больше B1 Bis во всех измерениях.
В первом наборе чертежей, датированном ноябрем 1939 года, длина корпуса AMX
Tracteur B составляла 6,73 м, но указывалось, что он может быть удлинен.
Действительно, в новом наборе чертежей от января 1940 года длина машины
составляла 6,948 м – неопределенность относительно длины, вероятно, связана с
неопределенностью относительно моторного отсека. В еще одном, недатированном
плане (возможно, июнь 1940 года) длина машины обозначена в 7,023 м. Корпус
должен был иметь высоту 1,915 м (с башней танк имел высоту 2,965 м) и ширину
ровно 3 м; ширина гусениц – 50 см. (Рис.3)

Вид сверху на корпус AMX Tracteur B.

Вид AMX Tracteur B в разрезе спереди и
сзади, показывающий удлинители корпуса, закрывающие винтовые пружины, и
положение гусениц.
Рис.3 – Чертежи корпуса AMX Tracteur B.
Судя по всему, корпус должен был
выполняться сварным, за исключением передней части корпуса, которая предполагалась
литой. Лобовой элемент корпуса имел приличный наклон, его толщина составляла 80
мм. Остальная часть корпуса (вертикальные поверхности) бронировалась листами
толщиной 70 мм или 40 мм под углом, что эквивалентно 70 мм в некоторых частях
корпуса, ходовую часть. Днище, возможно, имело толщину 35 мм, что обеспечивало
защиту от мин, а толщина крыши составляла 30 мм.
Локализация корпусного орудия
(орудия, устанавливавшегося в лобовой части корпуса танка) показана почти по
центру лобового элемента корпуса, справа от места водителя. В качестве
корпусного орудия рассматривалось сразу три варианта. Первый вариант – все та
же 75-мм пушка SA 35, что и на B1 Bis и B1 Ter – в данном случае, вероятно, с
установкой, аналогичной последней, которая позволяла бы обеспечить смещение
орудия ±10° (- точнее, 9° - 5° вправо и 4° влево) без необходимости поворота всего танка.
(Рис.4)

Рис.4 – Установка под 75-мм орудие SA 35,
реализованная для танков B1 Ter.
Орудие SA 35 стреляло
укороченными версиями снарядов классической 75-мм модели 1897 года. Было
доступно два типа снарядов. Один – Obus de rupture Mle.1910M (англ. Rupture Shell
model 1910M), который представлял собой бронебойно-фугасный снаряд. Снаряд имел
вес 6,4 кг и содержал 90 граммов взрывчатого вещества. Стрельба велась с
начальной скоростью 220 м/с. Он обеспечивал бронепробиваемость 40 мм при угле
падения 30° на дистанции 400 метров, хотя в основном предназначался для
использования против укреплений. Другим снарядом был Obus Explosif Mle. 1915 г.
(англ. Explosive Shell model 1915), осколочно-фугасный снаряд. Он весил 5,55 кг
и содержал 740 граммов взрывчатого вещества. Стрельба велась с начальной
скоростью 220 м/с.
Другой вариант орудия – 75 мм APX mle. 1929, оно же APX 75 mm gun. (Рис.5)

Рис.5 – 75 мм APX mle. 1929.
Орудие стреляло боеприпасами от орудия 75-мм ML. 1897 г. - по
сути, удлиненные варианты тех же снарядов, что и 75-мм SA 35. Начальная скорость для разрывного выстрела с уменьшенным зарядом
(осколочной гранаты mle1915) составляла 400 м/с, для бронебойного (mle1915) –
570/574 м/с. На дистанции до 1000 метров бронебойный снаряд мог пробить
вертикально установленную бронеплиту толщиной до 50 мм.
В качестве третьего варианта в
марте 1940г. рассматривалось 105-мм орудие – танковая адаптация 105-мм пушки Schneider mle. 1919/1928 — короткоствольная горная
гаубица с длиной ствола 11 калибров (98 см). (Рис.6)

Рис.6 – 105-мм
пушки Schneider mle. 1919/1928.
Фугасные снаряды этого орудия
имели массу 12 кг. Заряд взрывчатого вещества неизвестен, но его масса могла
составлять несколько килограммов! В стандартной комплектации для
осколочно-фугасных снарядов использовались пять различных зарядов, в результате
чего начальная скорость варьировала от 184 м/с до 350 м/с. В танковом варианте,
скорее всего, предполагалось использовать один заряд. Оценочная
скорострельность (в танковом варианте) – от 3 до 5 выстрелов в мин.
Хотя сообщают, что к окончанию
проектных работ ни один из вариантов орудия не был выбран окончательно, ведущий инженер Молинье, вроде бы, отдавал предпочтение 105-мм
горной гаубице.
47-мм противотанковая пушка размещалась в
башне, сама башня на корпусе смещалась к правому борту. (Рис.7)

Рис.7 – Данные по башне.
Для танка AMX Tracteur B разрабатывалась одноместная литая башня
оригинальной конструкции с диаметром погона 1285 мм. В лобовой части башня
должна была иметь толщину 80 мм, а боковые и, вероятно, кормовой лист – 70 мм. Все
вертикальные поверхности имели рациональные углы наклона. (Рис.8)


Рис.8 – Соотношение угла наклона и толщины
брони.
Башня имела шестиугольную
асимметричную конструкцию, при этом передний левый лист был значительно больше
переднего правого из-за смещения вооружения вправо. Как и подавляющее
большинство французских башен того времени, она имела открывающийся задний
люк/дверь. Слева располагалась командирская башенка, по конструкции очень
похожая на башенку APX 4 B1 Bis, которую можно было поворачивать вручную, чтобы
направить передний эпископ в любое место, за которым командир хотел наблюдать. Вообще,
на башне располагалось несколько епископов. Один находился в передней части
купола. По одному на каждом бортовом листе башни. На передней левой пластине
находилось неизвестное устройство обзора, скорее всего, какой-то порт обзора.
На кормовой двери/люке также будет находиться смотровая щель. (Рис.9)

Вид сверху.

В разрезе.

Вид спереди.
Рис.9 – Проекции башни Tracteur B.
В башне предполагалось установить мощное
47-мм орудие 47 mm modèle 1934 RF (Région Fortifiée). Это
орудие разрабатывали в качестве противотанковой крепостной пушки для линии
Мажино. (Рис.10)

Рис.10
– 47 mm modèle 1934 RF L/50. В
крепостном варианте подвешивалось на потолочной балке.
Данное орудие стреляло бронебойным снарядом с магниевым
колпачком. Это был довольно тяжелый снаряд массой 1670 кг, приводимый в
движение 610-граммовым пороховым зарядом, что обеспечивало начальную скорость
880 м/с. При угле падения 30° он пробивал 77-мм броню на расстоянии 500 м и
56-мм на расстоянии одного километра.
В танковом варианте орудие имело
два гидравлических тормоза отката, защищенных выступающим из маски
бронезащитным кожухом. Углы наводки по вертикали достигали от +15° до -10°. Скорострельность
могла составлять 2 выстрела в минуту.
47-мм пушка была совмещена со
спаренным 7,5-мм пулеметом MAC 31E. Это был стандартный танковый пулемет
французской армии, стрелявший французским патроном 7,5х54 мм со
скорострельностью 750 выстрелов в минуту и начальной скоростью
775 м/с из барабанных магазинов на 150 патронов.
Некоторые источники сообщают,
что на AMX Tracteur B должны были разместиться в корпусе три пулемета MAC 31.
Один в передней части корпуса, а два – по бортам (устанавливались через зазоры
в подвеске между первым и вторым возвратными роликами). Однако ни в одном из
доступных чертежей AMX Tracteur B эти пулеметы не просматриваются.
Экипаж сохранялся стандартным
для тяжелых французских танков типа В1 – 4 чел. 3 человека в корпусе: водитель,
заряжающий 75-мм орудия и радист и в башне командир.
О предполагаемой силовой
установке танка иногда сообщают, что мог быть дизельный
мотор Aster мощностью 370 лошадиных сил с возможностью форсирования до 400, но
так ли это на самом деле – трудно судить.
Ходовая часть AMX Tracteur B была
довольно подробно проработана, поскольку вела свое начало от AMX Tracteur А –
принципиально такая же конструкция реализовывалась на легких по массе
тяжелобронированных танках Char léger AMX 1938 и Char leger АМХ-39. Ходовая AMX Tracteur B на борт насчитывала
шестнадцать сдвоенных опорных катков малого диаметра (29 см). Передние и задние
опорные катки были независимыми. Остальные 14 соединялись попарно. Каждая пара
(тележка) подвешивалась на вертикальной спиральной
пружине. 6 тележек попарно соединялись с общим для пары коромыслом, еще одна
тележка такого соединения не предусматривала. Также в ходовой имелось 5
натяжных роликов. Звездочка (ведущее колесо) диаметром 83,2 см находилось
сзади, ленивец диаметром 80 см спереди. Конструкция гусениц танка не отличалась от таковой танков типа В1 bis. (Рис.11, Рис.12)

Вид ходовой без вертикальных пружин.

Рис.11 – Ходовая AMX Tracteur B. Внизу
показано распределение нагрузки на тележки.

Рис.12 – Вид спереди на подвеску Tracteur B
с разрезанными пружинами, показывающий сдвоенные опорные катки (распределяют
нагрузку на внешнюю и внутреннюю стороны траки) и большие литые пластины
(коромысла), приклепанные к звеньям колодок.
Интересно, что ходовая часть не
закрывалась снаружи бронещитом, а находилась внутри бронекорпуса машины,
который нарочно выступал наружу, чтобы заключать в себе элементы ходовой части
(подвеска). Это означало, что подвеска защищалась 70-миллиметровой броней. (Рис.13)

Рис.13 – Просматривается своего рода
«нарост» корпуса на ходовую часть.
Январем 1940г. датируется
последний чертеж общего вида АМХ Tracteur B. (Рис.14)



Рис.14 – Последний доступный чертеж
проекций АМХ Tracteur B (в иных источниках пишут, что это чертеж от ноября
1939г.) и изображение танка на этой основе created by
Pavel “Carpaticus” Alexe. Внизу еще одно изображение этого танка, как мне
кажется, более далекое от чертежа, но часто встречающееся.
Масса до 42,6 тонн. Габариты: длина –
6,948 м, ширина – 2,965 м, высота 3 м. Бронирование: фронт корпуса 80 мм, борт
корпуса 70 мм, днище 35 мм, крыша корпуса 30 мм, башня лоб 80 мм, башня стенки
70 мм, башня крыша 30 мм. Экипаж 4 чел. Вооружение: 75-мм или 105-мм орудие,
47-мм орудие, пулемет.
Специалисты AMX утверждали, что,
если проект будет принят, прототип из мягкой стали будет готов к июлю 1941 года,
но проект был остановлен в июне 1940г.