Williams Tank

 

 

Williams Tank

США

Бронированная вооруженная вездеходная машина

масса

ок. 12 т

вооружение

37/57-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

проект

1942г., Williams

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В декабре 1942г. полковник Allison Williams (Рис.1) предложил Amphibious Armored Vehicle, конструкция которого отличалась сферическими колесами, внутри которых находилась силовая установка, а боевое отделение заключалось между колесами-сферами.

 

Рис.1 – Colonel Allison Ridley Williams (1891-1966). Yazoo City, Mississippi.

Photo: Nashvillekit via findagrave.com

 

   К тому времени Williams был известен как изобретатель, специализирующийся на электрических системах управления (рулевого управления, тормозной системы). Во время войны он разработал две конструкции оборудования для разминирования, реализованные в 1944 году.

    30 декабря 1942г. Williams подал заявку на патент плавающего броневика (Patent US2432107). В заявке говорилось о намерении создать «автомобили-амфибии высокой маневренности, приспособленные для атаки и уничтожения военного танка и снабженные множеством независимых автономных силовых установок для его управления». Другими словами, речь шла об амфибийной боевой машине типа танк с необычным приводом и атипичным движителем.

    Начнем разбор проекта с движителя. В таковом качестве выступали 4 сферических колеса, похожие на сферические колеса Aghnides. Каждое колесо должно было состоять из двух полусферических тяжелых стальных оболочек с развитым протектором, скрепленных болтами вокруг центрального резинового колеса, действовавшего как обычное колесо на дороге с твердым покрытием. Сферы должны были сохранять водонепроницаемость (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Внешний вид колеса-сферы по Williams.

 

   По мере того, как земля становилась мягче, все большая часть колеса соприкасалась с землей. Таким образом, колеса фактически приобретали значительно большее сцепление с дорогой даже при очень незначительном погружении, и даже когда земля становилась неспособной выдерживать вес транспортного средства, оно фактически оставалось плавучим. Т.е. амфибийность машины обеспечивалась большими полыми внутри колесами-сферами, выступавшими в роли поплавков.

  Внутри каждого колеса находился отдельный/независимый двигатель. (Рис.3)

 

Рис.3 – Сферическое колесо с приводом внутри. Source: Patent US2432107.

 

    Система трансмиссии и управления описывается следующим образом (Tank Encyclopedia (tanks-encyclopedia.com)): «Каждое колесо было установлено на поворотном кронштейне, позволяющем колесу перемещаться горизонтально, но не вертикально. Гидравлическая муфта перемещалась через это шарнирное соединение, идущее к двигателю машины. Таким образом, один двигатель, расположенный в корпусе колеса, приводил его в движение со скоростью двигателя, определяемой посредством гидравлической связи. Хотя эта система была очень сложной, она имела значительные преимущества в конструкции, обеспечивая более низкий центр тяжести, уменьшение размера и веса корпуса и улучшение баланса в воде. Движение и рулевое управление осуществлялись с помощью джойстика, контролирующего подачу жидкости под давлением через муфты к каждому приводу. Большее давление влево приводило к тому, что левые колеса оказывались сильнее, чем правые, вызывая поворот направо, и наоборот. Таким образом, управление машиной было удивительно простым, особенно по сравнению с обычными для танков того времени рычагами управления. Ускорение осуществлялось за счет равномерного давления на ручку вперед и замедления за счет ее отвода назад. Предположительно, эта ручка имела пружинное управление, так что ее естественное положение - в «заднем» положении, без какого-либо давления на какой-либо двигатель». (Рис.4)

 

Рис.4 – Схема из патента Williams, вероятно, поясняющая принцип работы системы.

 

    В заявке разъяснялось также, что машина сможет маневрировать даже при потере двух двигателей – в комбинации по одному с каждой стороны. Выхлопы двигателя выводились не через внешнюю часть колеса, а через внутреннюю часть муфты, через односторонний клапан. Воздух для двигателя подавался через ту же тягу, что и гидромуфта, и соединялся обратно через боевое отделение на крышу.

   Между четырьмя сферами-колесами помещалась плоская платформа, на которой покоилась высокая башня (более половины высоты всей машины). Вооружение и экипаж находились в башне, нижнюю часть платформы, по логике, должна была занимать гидромуфта или ее агрегаты. (Рис.5)

 

Рис.5 – Вид сверху на Amphibious Armored Vehicle от Williams.

 

   Вентиляция башни осуществлялась за счет двигателей в колесах, которые всасывали внешний прохладный воздух через зону экипажа, обеспечивая защиту экипажа от жары и дыма. Башня приводилась во вращение «снизу через систему зубчатых передач».

   Внутри башни основное орудие (калибр орудия автором не указан, но, вероятно, это было противотанковое орудие, калибром не более 57 мм) установлено на напольной цапфе, обеспечивающей поворот орудия, частично не зависящий от вращения башни. Таким образом орудие можно было перемещать на 30° (по 15° влево и вправо). Угол возвышения орудия составлял от -10° до +15°. Также изображено спаренное с основным орудием орудие меньшего размера, предположительно это был пулемет.

    Экипаж должен был состоять из четырех человек. Командир, водитель, наводчик и четвертый член, который должен был выполнять функции наблюдателя или запасного наводчика или водителя, но в реальности четвертый член экипажа выполнял бы функции заряжающего орудие. Все эти члены экипажа находились в башне, их доступ внутрь машины осуществляется посредством единственного большого люка на верху башни. В схеме размещения всего экипажа в башне есть один существенный минус – вместе с поворотом башни поворачивается и водитель, что определенно дезориентирует последнего.

   Williams не указал схему бронирования машины, он лишь «ясно дал понять, что экипаж должен быть защищен от огня противника и что, в частности, механизмы привода должны быть хорошо бронированы. При бронированном корпусе имеет смысл также бронировать колеса, поскольку это дает преимущество в понижении центра тяжести конструкции, что важно при плавании или движении по пересеченной местности… сочетание наклонной поверхности (- очевидно, колес-сфер) и толщины, гарантировали, что никакие пули или выстрелы малого калибра не смогут вывести машину из строя». Как видим, бронированию колес уделялось важное внимание, поскольку они защищали часть корпуса, и их герметичность обеспечивала машине амфибийность. (Рис.6)

 

Рис.6 – Художественное изображение машины Williams. С сайта Tank Encyclopedia (tanks-encyclopedia.com).

 

     Масса машины не указывается, но если ее приблизительные габариты на иллюстрации сайта Tank Encyclopedia помечены верно, то с учетом 4-х колес-сфер, каждое со своим двигателем, четырехместной башней, ее вес мог колебаться у отметки 12 тонн.

     Итак, на исходе 1942г., когда вооруженные силы США вели боевые действия на островах Тихого океана, богатых болотами и мягкими грунтами, Williams предложил боевую машину типа танк, которая благодаря оригинальному движителю, казалось, могла пройти там, где вязли гусеничные танки. Представлялось, что создание подобной боевой машины было полезно в конкретных сложившихся обстоятельствах, но практической разработки не последовало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru