Wallace Tank

 

 

Wallace Tank

США

Подвижный форт

масса

? т

вооружение

6 орудий

экипаж

7 чел.

проект

1942г.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

    В 1942г. житель гор. Freeport, New York, USA Henry Wallace подал заявку на патент США US2371368. Он предложил боевую машину без гусениц или колес, опирающуюся на одну опору и за счет этой опоры перемещающуюся по планете Земля.

    Конструкция целиком состояла из корпуса с боевым отделением, вооружением, механизмами управления и мотором (внешне корпус напоминал кастрюлю-скороварку), корпус опирался на телескопическую раскладную (складывающуюся и раскладывающуюся) опору («ногу»). (Рис.1)

 

Рис.1 – Боевая машина Wallace в целом.

Illustration by Yuvnashva Sharma.

 

   Как видим, корпус имел круглую форму с шестью позициями для ведения огня, расположенными под углом 60° друг к другу. Каждая позиция имела поле обстрела до 45° в каждую сторону. (Рис.2)

 

Рис.2 – Вид машины Wallace сверху.

Рисунок из US Patent US2371368.

 

   Наверху корпуса просматривается кабина управления на одного человека, которая могла самостоятельно вращаться относительно корпуса машины. (Рис.3)

 

Рис.3 – Внутри кабины водителя Wallace машины.

Рисунок из US Patent US2371368.

 

  «Нога»-опора крепилась в восьмиугольном пространстве под кабиной водителя внутри корпуса. Вокруг нее располагались зубчатые передачи и гидравлические приводы для управления ее положением и направлением. (Рис.4, Рис.5)

 

Рис.4 – Компоновка корпуса (опора сложена, при этом вся конструкция «сидит» не на опоре, а на корпусе).

 

Рис.5 – Восьмиугольное центральное пространство занято движителем и связанными с ним гидравлическими поршнями для управления его положением и движением.

 

   Между внешними стенами и шестью огневыми позициями находилась приподнятая боевая платформа, под которой располагалось множество механического оборудования (например, насосов) для управления машиной. Внешняя обшивка машины поддерживалась сверху и снизу опорными балками. Вероятно, машине полагалась противопульная броня.

    Не совсем ясно, какое вооружение предполагалось устанавливать. Вероятно, можно допустить, что речь могла идти о пулеметах или скорострельных орудиях калибра 20 мм или 37 мм.

   На патентных чертежах прорисовано место для одного члена экипажа – водителя. Однако, по крайней мере, 6 чел. должны были обслуживать орудия, если не предусматривалось дистанционного управления огнем.

   Выдвижение ноги-опоры осуществлялось не гидравлически, а с помощью сжатого воздуха или, как предлагал Уоллес, посредством взрывного расширения газа. Привод машины должен был обеспечиваться двухтактным дизельным двигателем с впрыском топлива неустановленного типа. В подробном объяснении того, как должна была работать вся система, Уоллес объяснил, что этот взрывной метод должен был работать путем выброса топлива в верхнюю часть полых выдвижных цилиндров, образующих опору, и что при однократном взрыве в цилиндре, взрывоопасные газы от этого взрыва быстро поднимут транспортное средство вверх. Другими словами, весь аппарат подпрыгнет, почти как кенгуру. Используя четыре больших колеса, по одному с каждой стороны «ноги», и элемент вращения внутри корпуса, «ногу» можно было заранее расположить для перемещения в нужное направление. Ступня опоры имела полугибкое соединение в виде «лодыжки», соединяющее ее с «ногой». Это соединение допускало ограниченную степень гибкости, что было важно для решения проблемы стабильности конструкции на неровной поверхности. Помогало решить эту проблему устройство гироскопической стабилизации, расположенное вокруг центра тяжести и состоящего из двух противоположных гироскопов. И тем не менее, аппарат имел склонность к опрокидыванию на поверхности при уклоне более 10°. (Рис.6)

 

Рис.6 – Положение конструкции на поверхности с уклоном.

 

  Движение машины автор видел двумя способами. Первый способ быстрый – прыжки (Рис.7).

 

Рис.7 – Собственноручная Уоллеса схема передвижения машины.

Рисунок из US Patent US2371368.

 

   Видимо, были какие-то подозрения относительности реалистичности данного типа движения (не говоря о том, в каком состоянии мог находится экипаж машины в прыжках), поэтому предлагался еще один вариант движения – волочение. При этом способе к «стопе» «ноги»-опоры следовало приложить достаточное давление, чтобы поднять корпус от земли настолько высоко, чтобы гидравлика движения ноги могла немного перетащить машину, затем, корпус ложился на грунт, после чего цикл с выдвижение «ноги» повторялся.

   Сам автор полагал, что его машину можно применять на поле боя как передвижную огневую точку. В состоянии покоя машина могла действовать как форт или дот. При этом, по его мнению, танк сможет «раскачиваться» при движении, а всестороннее расположение орудий будет гарантировать, что огневая мощь будет постоянно обращена к противнику. Таким образом, машина могла наступать, отступать или двигаться вбок независимо от позиции противника или фланговых атак. (Рис.8)

 

Рис.8 – Изображения из патента.

 

    Не берусь никак комментировать данное изобретение с точки зрения боевой эффективности машины, ее полезности – все и так ясно. Однако вынужден признать, что объект можно считать танком, разработанным в рамках концепции шагохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru