Medium Tank T5 Phase III

 

 

Medium Tank T5 Phase III

США

Средний танк

масса

19 т

вооружение

 

37-мм орудие

6 пулеметов

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

346 л.с.

выпускался

1938г., Rock Island Arsenal

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В ноябре 1938 года на испытания вышел танк, получивший обозначение Medium Tank T5 Phase III. Танк был, вероятно, построен в июле 1938г. Это был второй опытный образец по теме среднего танка Т5: машину с индексом Phase II (с альтернативной силовой установкой) не построили. Из некоторых источников можно допустить, что Phase III был получен путем переделки Medium M2, который находился в ведении арсенала Рок-Айленда, однако Medium M2 появился несколько позже – летом 1939г. (Рис.1, Рис.2)

 

Рис.1 – Иногда указывают, что это прототип Т5 Phase III.

 

 

 

 

Рис.2 – Medium Tank T5 Phase III, верхние фото датируются ноябрем, видимо, 1938 года, а две нижние – 28 июля 1938г.).

 

    Масса машины составила 19 т. Оценочные габариты машины: длина – 5330 мм, ширина – 2590 мм, высота – 2820 мм, клиренс – 431 мм. Максимальная толщина брони корпуса составляла, по одним данным, 28,5 мм, по другим – 32 мм. Борт – 25 мм, корма – 9 мм. На данном танке была заметно изменена конфигурация лобового наклонного листа. Он был усечен влево (рубка водителя над ним также сместилась влево). За счет этого открылось довольно значительное пространство по правому борту в вертикальной плоскости корпуса – что создавало предпосылки для увеличения правого спонсона. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Сравнение конфигурации лобового наклонного листа, слева - Phase III, справа Phase I.

 

   Внутри машины место водителя сдвинули влево, одновременно сместив вправо один из курсовых пулеметов. (Рис.4)

 

Вид на место водителя.

Рис.4– Интерьеры танка.

 

    Экипаж 6 чел. Пишут, что на танке в литой (-?) двухместной башне, бронированной до 25 мм, была размещена пехотная 37-мм пушка М3 (Т1). Штатных пулеметов внутри корпуса и башне насчитывалось 6 штук. Кроме того, на башне предусмотрели крепление зенитного пулемета, второй зенитный пулемет крепился на корпусе, вероятно, их можно было переносить с одного борта на другой. (Рис.5, Рис.6)

 

Рис.5 – На этом фото, что по правому борту на башне и корпусе крепились зенитные пулеметы.

 

Рис.6 – На этом фото также набор из двух зенитных пулеметов, но по левому борту танка.

 

   Полной переделке подверглась моторно-трансмиссионная группа. На танк установили 9-циллиндровый двигатель Wright R-975 Whirlwind, объемом 16 литров. В авиационном исполнении он развивал мощность более 400 лошадиных сил, но для использования в танке её снизили до 346 лошадиных сил. По регламенту, этот двигатель следовало перебирать после 100 часов работы, а в капитальный ремонт отправлять после 300 часов. (Рис.7)

 

Рис.7 – Авиационный двигатель Continental R-975. Танковый музей во французском Сомюре.

 

    Переделывать пришлось и трансмиссию. В танк установили новую коробку передач, а также изменили конструкцию бортовых передач. Изменилась конструкция ведущих колёс, а траки были расширены с 295 до 406 мм.

    Испытания танка, которые проходили сначала на территории Rock Island Arsenal, а затем, с ноября по декабрь 1938 года, на Абердинском полигоне, показали неплохую динамику машины, максимальная скорость составила 52,6 км/ч. С другой стороны, возрос расход топлива. Если T5 Phase I проходил на одной заправке 200 километров, то T5 Phase III — 168 километров. В качестве решения проблемы предлагалось установить дизельный авиационный 400-сильный двигатель Guiberson А-1020. Как и Wright R-975, он был воздушного охлаждения и имел звездообразную форму. Переделку утвердили 20 сентября 1938 года, при этом танк был переименован в Medium Tank T5E1. Возможно, машина с новым двигателем появилась, и, скорее всего, на ее базе создали безбашенный вариант танка Medium T5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru