Medium Tank M7

Medium Tank M7
США
Средний танк
|
масса |
24,5-26 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
350 л.с |
|
проект |
1942г. |
|
выпускался |
1942г., International Harvester Corporation 10 шт. |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
В начале августа 1942 года было принято решение поставить 75-мм орудие М3 в T7E2, танк получил обозначение Light Tank T7E5 (документ ОСМ 18582). (Рис.1)

Рис.1 - Light Tank T7Е2. Вооружался 57-мм пушкой.
75-мм пушку следовало установить на лафете М47 (данную установку орудия называют также Combination Gun Mount T64) с наружной бронировкой маски вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом М1919А4. (Рис.2)

Рис.2 – 75-мм орудие М3 в установке для М7.
Орудие оказалось не единственным
изменением. Под
6-фунтовую пушку следовало внести изменения в башню. Толщина лобовой
части башни увеличивалась до 51 мм (- вероятно, это число указывается ошибочно,
возможно – до 64 мм), убирались пистолетные порты с ее бортов, появился новый
механизм поворота башни. Эти и другие изменения привели к тому, что боевая
масса танка выросла до 24,5 тонн.
6 августа 1942 года OC (Комитет по вооружениям) стандартизировал Light Tank T7E5 как Medium Tank M7 (документ ОСМ 18582). На фоне разворачивавшихся боевых действий на Тихом океане в конце августа 1942г. сформировали заказ на 3000 танков М7. В качестве подрядчика была выбрана International Harvester Corporation (Quad Cities Tank Arsenal, Bettendorf, Iowa). Это предприятие до того занималось сборкой полугусеничных транспортеров М5.
Первые 3 танка М7 были собраны на International Harvester Corporation к 5 октября 1942 года. Эти танки в литературе относят к так называемой установочной партии, поскольку машины вооружались 57-мм пушками. Однако по факту их правильнее считать танками T7E2, от которых они отличались только тем, что в башне были заварены пистолетные порты и несколько изменилось навесное оборудование. В частности, появился большой забашенный ящик. Последующие машины получили специальные щитки, которые использовались для очищения опорных катков от грязи, но они подержались недолго. Из-за подобных временных элементов, машины установочной партии немного отличались друг от друга. (Рис.3)




Рис.3 - Серийные образцы M7 из установочной партии.
Первый из этих танков доставили в Рок-Айлендский Арсенал, второй в Форт Нокс, а затем в Индио (штат Калифорния) для испытаний в разных погодных условиях. Третий танк отправили для тестов на полигон General Motors для ходовых испытаний.
Планам по производству 3000 танков М7 не суждено было сбыться, хотя сразу заложили 152 машины. (Рис.4)




Рис.4 – Это фото, сделанные на заводе International Harvester Corporation 22 марта 1943г. свидетельствуют, как основательно предприятие взялось за выполнение заказа.
Уже в июне 1942г. Medium Tank M7 сняли с производства – с датами тут какая-то неувязка, выше указано, что Medium Tank M7 стандартизировали 6 августа 1942г., т.е. уже после того, как машину сняли с производства? Вместо Medium M7 посчитали уместнее выпускать Medium Tank M4A3. Признали нецелесообразным производить два танка одинакового типа, но разных по конструкции. Всего International Harvester построила 13 танков. Шесть машин числились прототипам, а остальные семь приняли, как средний танк М7. Таким образом, в актах приёмки серийных машин значится всего семь средних танков М7.
Итак, вероятно, из 13 построенных танков 10 штук можно отнести собственно к Medium M7 с 75-мм орудием в установке М47, в литературе их называют танки основной серии. (Рис.5)



Рис.5 – Конфигурация танка М7 основного выпуска, май 1942г.
Масса Medium Tank M7 24,5-26 т. Габариты: длина по корпусу – 5232 мм, ширина – 2845 мм, высота – 2362 мм, клиренс 406 мм. Бронирование: лоб корпуса 38 мм, борт корпуса 32 мм, корма корпуса 25 мм, крыша корпуса 19 мм, днище 13-25 мм, орудийная маска – 64/63,5 мм (!), лоб башни 51 мм, борт и корма башни 38 мм, крыша башни 19 мм. В левом борту корпуса, за местом водителя был эвакуационный люк. В бортах башни удалены пистолетные порты. Башня оснащалась приводом поворота. Экипаж 5 чел. Спереди находились места водителя и его помощника, над головами которых находились люки с поворотными перископами непрямого обзора. В лобовом бронелисте, перед водителем и помощником, находились отверстия для прямого обзора с защитными закрывающимися бронезаслонками. Рабочее место наводчика находилось слева от 75мм пушки, перед командиром танка. Заряжающий помещался справа от орудия. Наводчик имел перископический прицел на крыше башни и телескопический прицел на левой стороне лафета М47. Командир и наводчик имели в своём распоряжении вращающийся перископ на крыше башни перед двустворчатыми люками. Единственный жёстко закреплённый перископ стоял за командирским люком для обзора заднего вида. Вооружение: 75-мм пушка (стабилизировалась в вертикальной плоскости), три пулемета три 7,62-мм пулемета М1919А4; в укладке один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1. Боекомплект: 71 выстрел, 4500 патронов калибра 7,62-мм, 450 патронов калибра 11,43-мм, 12 ручных гранат. Двигатель: Continental R-975 C1, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 350 л.с. при 2400 об/мин. Запас топлива 522 литра. Трансмиссия – автоматическая трехскоростная КПП Spicer (три скорости вперед и одна назад), но была предусмотрена возможность ручного переключения передач. Пишут также, что на танке имелась дублированная система управления. Ходовая часть (на один борт): 4 опорных катка сблокированных в две тележки, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 142 стальных траков шириной 420 мм и шагом 152 мм. Механизм регулировки натяжения гусеницы был перенесен на 50 мм вперед.
Электрическая система включала основной 24-вольтный и дополнительный 30-вольтный генераторы (оба по 50 Ампер). На танке, в нише башни, могли устанавливаться радиостанции SCR 508, 528 или 538 со штыревой антенной. Командир располагал собственной радиостанцией SCR 506 установленной в правом спонсоне корпуса.
Скорость 50-56 км/ч. Запас хода по шоссе 160 км. Преодолеваемые препятствия: угол уклона 50%, высота стенки 0,61 м, глубина брода 0,91 м, ширина рва 1,98 м.
Фактически ни один из танков М7 не был принят на вооружение. 4-й серийный танк был отправлен в Канаду, где его подвергли испытаниями в холодных климатических условиях, серийные танки с номерами 5, 6, 7, 9, 10 и 11 передали в Форт Нокс, где их испытывало Танковое Управление. Восьмой танк, переданный Абердинскому полигону, предназначался для огневых стрельб. (Рис.6)


Рис.6 - Medium M7 на испытательной службе.
Испытания показали, что все серийные танки перегружены, а это отрицательно влияло на ходовые качества и работу силовой установки. Анализ, проведенный военными специалистами, привел к выводам, что проблема избыточной массы заключалась в использовании литых деталей, толщина которых превышала требуемые значения. Было рекомендовано подвергнуть шесть танков доработке, использовав для них максимально облегченные детали и модернизировав силовую передачу. В частности, был улучшен конвертор, изменено передаточное отношение в бортовом редукторе с 2.5:1 на 2.685:1, а 13-зубый венец поменяли на 14-зубый. Подобную доработку прошел только один танк, который в некоторых документах обозначался как М7Е2. Несмотря на то, что его сухой вес удалось снизить до 50000 фунтов (22697 кг), а боевой вес составлял уже 53950 фунтов (24471 кг), от дальнейших работ над ним отказались. АТС закрыла проект.
Рассматривая проект с позиции последующих тенденций в американском, да и мировом танкостроении, представляется, что проект М7 явился предтечей нового типа легких танков, масса которых переваливала с лихвой за 20 тонн, но в 1942г. это было не очевидно.
Разработчики пытались реанимировать проект путем установки двигателя Ford GAA (как на М4А3). Инициатива нашла поддержку. Танк с таким мотором должен был называться Medium Tank M7E1. Был изготовлен макет двигателя Ford GAА, который установили в моторное отделение М7. Это решение повлекло повышение массы на 1500 фунтов (680 кг). Несмотря на повышение массы, в феврале 1943 года был одобрен выпуск шести танков, оснащенных данной силовой установкой, но ни одного из них не построили.
В январе 1943г. американцы пытались предложить М7 советским специалистам, посетивших Абердинский полигон в то время. В роли консультанта выступал лейтенант Пайл, который являлся ведущим инженером полигона по испытаниям танка. Машину (кажется, это был вариант Т7Е2 с 6-фунтовой пушкой) показали гостям без демонстрации ходовых возможностей. Осмотрев машину и получив достаточный объем информации, советская комиссия вынесла свой вердикт. Двигатель R-975 был признан неудачным, поскольку работал на бензине с высоким октановым числом. Также критике подверглась конструкция кормового воздухозаборника. Он был выполнен таким образом, что через него спокойно кидалась граната или бутылка с зажигательной жидкостью. Комиссия нашла и достоинства у машины. Общую конструкцию корпуса и башни советские специалисты признали удачной, преимуществом посчитали и невысокий силуэт. Положительно отмечались высокая удельная мощность, небольшое удельное давление на грунт, простота управления, легкий демонтаж двигателя и трансмиссии. При условии установки дизельного двигателя и переделки воздухозаборника этот танк, по мнению советских специалистов, мог стать лучшей американской боевой машиной своего времени. В июле 1943г. советские делегаты составили отчет о том, какие танки в настоящее время производятся либо разрабатываются в США. В документе нашлось место и для М7: «Новый средний танк М7 в настоящее время проходит испытания, но результаты таковых еще неизвестны. Очевидно, что танк не является удачной моделью среднего танка, ибо превратился в таковой совершенно случайно (перетяжеленная модель легкого танка). Подвеска танка, безусловно, будет часто выходить из строя в виду того, что в основе своей она взята от легкого танка и данная ей нагрузка в 25 тонн будет слишком велика. Замечательной особенностью танка является то, что и мотор, и коробка перемены передач с трансмиссией поставлены на специальные роликовые подвижные рамы. Если мотор вышел из строя, его легко можно будет отремонтировать на месте. Для этого необходимо будет только откинуть броневые листы корпуса вверх и вниз, выдвинуть мотор на раме в предельное заднее положение и доступ к нему будет открыт полностью. Инженеры нашей Закупочной Комиссии осмотрели данный танк и дали о нем хорошее заключение».
Автор Ю. Пашолок («Перетяжеленная модель») допускает, что, возможно, речь зашла о покупке советской стороной нескольких экземпляров M7 для изучения, но такой сделки не произошло.
20-го января 1944 года Артиллерийский Комитет (- скорее, Комитет вооружений) определил танки Medium M7 в статус устаревших, таким образом закончилась служба М7 и в качестве опытных машин. (Рис.7)





Рис.7 – Сохранившийся образец в разные годы существования.