Medium Tank M4А4 Sherman V

 

 

Medium Tank M4А4

США

Средний танк

масса

31,644 т

вооружение

 

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

370-425 л.с.

выпускался

1942-1943гг., Detroit Tank Arsenal

7499 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В связи с дефицитом типом наличных танковых двигателей, пригодных для установки на танки средне класса 6 февраля 1942 года было принято решение об установке в Medium M4двигателя Chrysler A57 Multibank, который ранее был разработан для Medium M3. Танки М4 с таким мотором получили обозначение Medium Tank M4A4. Как и Medium Tank M4(75), Medium Tank M4А2(75), Medium Tank M4А3(75), эта версия также имела сварной корпус и литую башню и 75-мм пушку. 

     Агрегат Chrysler A57 Multibank представлял собой пять обновленных 6-цилиндровых автомобильных двигателей Chrysler Flathead, соединенных звездообразно. Каждый мотор Chrysler Flathead имел объем 250,6 кубических дюймов (4,11 литра) и мощность 120 лошадиных сил (обновленные двигатели предназначались для легковых машин моделей Windsor и Royal, заводское обозначение C-34, поэтому в некоторых источниках обновленный мотор называют Chrysler Royal, его мощность указывают в 115 л.с. при 3600 об./мин; выпуск легковушек с этими двигателями начался в 1942 году, но быстро прекратился). Агрегат с пятью соединенными моторами Chrysler Flathead (точнее, от моторов взяли блоки клапанов и головки цилиндров) имел, таким образом, 30-цилиндров (30 свечей зажигания!), а суммарно выдавал 370 лошадиных сил в эксплуатационном режиме, и 425 при максимальной мощности (в некоторых источниках указывают 445 л.с. при 2400 об./мин), т.е. каждый их пяти моторов был дефорсирован. По сути, пять независимых моторов (у них не было общего вала и работать они могли независимо) через коленчатые валы передавали мощность на шестеренчатую передачу, которая передавалась далее на главный вал, располагавшийся в передней части мотора. В блок объединенного агрегата входила система охлаждения. На маховике, который крепился к главному фрикциону, установили вентилятор. За вентилятором находился радиатор системы охлаждения. Из-за широкого использования чугуна масса нового агрегата получилась солидной, вместе с системой охлаждения – 2,5 т. Новому танковому двигателю присвоили обозначение Chrylser A57 Multibank. (Рис.1)

 

 

  

Размещение 5-ти блоков, по центру главный вал.

 

Без системы охлаждения.

 

В полном сборе.

Рис.1 – Разные виды Chrylser A57 Multibank. 

 

    Мотор Chrysler A57 Multibank оказался одним из самых тяжелых, но обладал некоторыми преимуществами по сравнению со штатным Continental R975. Независимо работающие моторы увеличивали шанс функционирования двигателя при поломках, даже при выходе из строя 12 из 30 цилиндров мотор продолжал работать – т.е мотор Chrysler был более надежным. Двигатель Chrysler A57 Multibank получился мощнее, чем Continental R-975, при этом Chrysler A57 Multibank потреблял бензин с октановым числом не более 80, а Continental R-975 потреблял авиационный бензин с октановым числом 91. Правда, расход топлива был выше, чем у Continental R975.

     Фактически работы по будущему Medium Tank M4A4 начались раньше февраля 1942 года. 5 января 1942 года с Chrysler (точнее, с Детройтским Танковым Арсеналом, или Chrysler Tank Arsenal, Уоррен, штат Мичиган) был заключен контракт на изготовление, как пишут, третьего пилотного образца Medium Tank T6. Именно он, в феврале 1942 года, и стал первым Medium Tank M4A4. При этом в обозначении указано Medium Tank M4A4, #3. Эта пометка #3 позволяет наблюдателям считать, что это третий пилотный танк среди T6, и первый среди M4A4. Сдали танк с регистрационным номером U.S.A. W-3058315 9 мая 1942 года, а к 28 мая он оказался на Абердинском полигоне (по другим сведениям, испытания на полигоне начались 15 мая). (Рис.2)

 

 

 

Рис.2 - Пилотный образец M4A4 на Абердинском полигоне. На верхнем фото, в подписи под машиной указан номер 3 (#3) – то есть, это Medium Tank T6 #3 - третий пилотный образец (pilot #3), который построили в конфигурации M4A4.

 

     Пилотный образец M4A4 оказался весьма примечательной машиной. Довольно позднее появление танка привело к тому, что пилотный M4A4 не имел характерных для ранних M4 деталей. Корпус был уже без пары курсовых пулеметов. Башня получила обычный порт для перископического прицела. Вероятно, это был первый танк, на котором установили резинометаллические траки T48. Этот трак имел V-образный грунтозацеп, являвшийся единым целым с резиновым массивом (за характерную форму грунтозацепа трак Т48 получил прозвище «шевронный» трак). Однако габариты двигателя Chrysler A57 Multibank определяли изменение габаритов МТО танка. Над надмоторной плитой появилась выступающая крышка радиатора. (Рис.3)

 

Рис.3 – М4А4, вид сзади.

 

     Корпус танка получился длиннее на 160 мм (с 590 см до 606 см) за счет удлинения в кормовой части. По причине удлиненного корпуса тележки опорных катков расставили более широко. По сравнению с M4 или другими танками семейства, на 4 трака увеличилась длина гусеничной ленты (до 83 траков, пишут также – с 79 до 83 траков), при этом удельное давление на грунт немного снизилось. Боевая масса выросла до 31600 кг. Был поставлен вопрос о начале конструкторских работ по снижению массы мотора, который прибавлял танку почти 2,5 тонны, так как испытатели волновались за влияние дополнительного веса на срок службы подвески.

    Что касается Medium Tank T6 #3, то встречается его фото от февраля 1943г. (Рис.4), пишут, что вскоре танк был переоборудован в минный трал.

 

Рис.4 - Medium Tank T6 #3, 4 февраля 1943г.

 

   Серийный M4A4 внешне почти не отличался от пилотного танка. (Рис.5)

 

Схема внутренней компоновки танка М4А4: 1 — рым,  2 — вентилятор, 3 — башенный люк, 4 — перископ, 5 — окантовка люка, 6 — башенное сиденье, 7 — сиденье наводчика, 8 — сиденье, 9 — башня, 10 — воздушный фильтр, 11 — крышка горловины радиатора, 12 — воздушный коллектор, 13 — силовая установка, 14 — патрубок, 15 — ленивец, 16 — водяной насос, 17 — радиатор, 18 — генератор, 19 — задний карданный вал, 20 — боеукладка, 21 — контактное кольцо, 22 — передний карданный вал, 23 — тележка подвески, 24 — коробка передач, 25 — ведущая звёздочка, 26 — сиденье водителя, 27 — сиденье стрелка, 28 — 75-мм орудие, 29 — люк водителя, 30 — пулемёт М1919А4.

Рис.5 – Схема танка М4А4 и первый серийный М4А4.

Внизу на танке у водителя и его помощника просматриваются приборы прямого наблюдения.

 

   Табличные данные М4А4 выглядят следующим образом. Масса 31,644 тонны. Габариты: длина – 6,058 м, ширина – 2,616 м, высота – 2,743 м. Бронирование: лоб корпуса 51 мм/57°, борта и корма корпуса 38 мм, крыша 19-25 мм, днище – 13-25 мм, лоб башни 76 мм, борта и корма башни 51 мм.

   Лобовая деталь М4А4 немного отличалась от таковых на других вариантах М4 со сварным корпусом. Лобовая деталь имела три секции. В верхней части к сварной секции прикреплялись отливки «широких» капотов водителя и его помощника (разработка фирмы Chrysler). Еще одной особенностью отличалась нижняя секция (D52417, включала установку пулемета) – она была не литой, а катаной. (Рис.6)

 

Рис.6 – Установка лобового элемента танка М4А4.

 

   Правда, встречались исключения, когда установка пулемета являла собой приваренную отливку. (Рис.7)

 

Рис.7 – Нижняя секция лобовой детали выполнена «в конфигурации Ford». К секции приварена отливка курсового пулемета.

 

     В июле 1943 года производители М4А4 (компания Chrysler) перешла на использование боковых броневых листов квадратного сечения - практику, которую уже использовало большинство других производителей. В результате, соединение броневых листов корпуса М4А4 получило «неряшливый» вид. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Вид на места соединения броневых плит М4А4. Слева бортовой лист имеет красиво скошенный край, справа – квадратного сечения.

 

   Все машины М4А4 имели трехсекционные корпуса кожуха трансмиссии.

   Экипаж 5 чел. Вооружение: 75-мм пушка М3, два 7,62-мм пулемета Browning M1919A4, зенитный пулемет 12,7 мм М2НВ. Согласно техническому руководству к модификации М4А4, общее количество 75-мм снарядов в боекомплекте указано в 98 шт. Однако в прилагаемой схеме прорисовано только 97 75-мм выстрелов. (Рис.9)

 

Рис.9 – Схема боеукладок танка М4А4. В левом спонсоне подписано 15 снарядов (рядом помечено звездочкой), тогда как в руководстве говорится, что здесь должно было храниться 16 снарядов.

 

    30 снарядов хранились в относительной безопасности на пола корпуса (выделено синим цветом), а остальные снаряды располагались в уязвимых местах в башенной корзине или в спонсонных полках (выделены розовым).

   Боекомплект к пулеметам составлял: 300 патронов к зенитному пулемету и 4750 патронов к пулеметам винтовочного калибра.

   Пишут, что танки М4А4 получали поворотный механизм башни марки Oil Gear Power Traverse, но, вероятно, первоначально не все. (Рис.10)

 

 

Рис.10 - Рабочее место наводчика, зафиксированное советскими на танке типа М4А4.

 

   Двигатель Chrysler A57 Multibank мощностью 370 л.с. (Рис.11, Рис.12)

 

 

Рис.11 – Установка мотора Chrysler A57 Multibank в танк М4.

 

Рис.12 – Табличка танка М4А4 с техническими характеристиками машины.

Отлично просматриваются рекомендуемые режимы передач.

 

    Удлиненный корпус позволил увеличить топливные баки в спонсонах до 80 галлонов каждый.

     Как уже указывалось выше, из-за громоздкости двигателя задняя часть корпуса машины имела специфические особенности: выступающая крышка радиатора, единый верхний лист без жалюзи. (Рис.13)

 

 

 

 

На фото слева показан дефлектор выхлопа в нижнем положении. Для доступа к двигателю дефлектор можно поднять, как показано справа.

 

Рис.13 – Кормовая часть танка М4А4 в деталях.

 

     Удельная мощность 10,6 л.с./т. Максимальная скорость по шоссе 40 км/ч, запас хода по шоссе 160 км. (Рис.14, Рис.15)

 

Рис.14 – Танк М4А4 ранней производственной серии.

 

 

Рис.15 – М4А4 с регистрационным номером U.S.A. W-3057449

в типичной конфигурации выпуска лета-начала осени 1942 года.

Машина поставлена в СССР в 1943г., сохранилась до нашего времени.

 

    С осени 1942г. на М4А4 для водителя и его помощника начали устанавливать перископы в удлиненных выступах. Появилась на модели и новая орудийная установка М34А1. (Рис.16)

 

 

 

Рис.16 – Так выглядели машины М4А4 производства конца 1942г. – начала 1943г.

Внизу слева - в руках британского оператора; справа – в руках французского.

 

     Испытания серийных танков выявили проблему с вентиляцией боевого отделения. После отстрела 30 снарядов залпами по пять штук с перерывом в 5 минут между залпами концентрация угарного газа в башне становилась опасной для здоровья. Глаза у тех, кто находился в башне, начинали слезиться настолько, что они не могли видеть цель.

   С началом эксплуатации танков с мотором Chrylser A57 Multibank британцами, у последних возникли сложности с его обслуживанием. Т.А. Деметри (T.A. Demetry), один из техников Chrysler в базовом цехе в Эль-Крубе в Алжире, сообщил, что первоначально в руках британских специалистов «силовой агрегат вообще не работал, настолько сложным, насколько они изначально себе представляли». (Рис.17)

 

Рис.17 – Британские техники веселятся с мотором Chrysler A57 Multibank.

 

    Дело в том, что каждый двигатель агрегата имел собственную водяную помпу и привод к ней. Несмотря на то, что в кормовой части моторного отделения имелся большой двухстворчатый люк, заменить ремни приводов к помпам можно было, только демонтировав мотор. Который, как уже упоминалось, весил 2,5 тонны. Непросто было обслуживать и другие части двигателя, особенно находившиеся внизу. Пишут даже, что британские экипажи, воевавшие раньше на дизельных танках М4А2, не хотели пересаживаться на М4А4.

   В январе 1943 года Chrysler был вынужден направить своих специалистов в Англию и в Северную Африку, чтобы помочь британским механикам. Впрочем, о проблемах с системой охлаждения мотора Chrysler A57 Multibank знали с самого начала его производства, по ходу производства, к весне 1943г. его немного изменили. Водяную помпу сделали единой (вместо пяти отдельных помп), что положительно сказалось на проблеме охлаждения и рационализировало обслуживание. (Рис.18)

 

 

Рис.18 – Модернизированный Chrysler A57 Multibank.

 

    С мая 1943г., с началом третьей производственной серии (по контракту Т-3603), с машины с серийным номером 20555 на Детройтском танковом арсенале стали выпускать машины М4А4 с одной водяной помпой.

     По всем другим параметрам танк британцев устраивал - жаловались только на сцепление при эксплуатации по пыли и песку. Британцы просили, чтобы на траки устанавливали сразу по 80 грунтозацепов, но их просьбу отклонили.

    На танках М4А4 помимо траков Т48 использовали цельнометаллический «шевронный» трак T54E1, а его разновидность, T54E2, была эксклюзивной для M4A4, поскольку этот трак производился непосредственно на Chrysler. Также Chrysler выпускал и цельнометаллический трак T62, который ставился исключительно на танки М4А4. Он напоминал T54E2, но имел клепаную конструкцию. 3 заклепки являлись характерным признаком этого трака. (Рис.19)

 

Рис.19 – Превосходно смотрится цельнометаллический трак Т62.

 

     Интересные тактико-технические данные о танке М4А4 получили советские специалисты в ходе испытаний машины этого типа летом 1943г. Впрочем, с моторами Chrysler A57 Multibank советские познакомились еще в сентябре 1942г. на Детройтском танковом арсенале. Здесь группе советских специалистов продемонстрировали два двигателя Chrysler A57 Multibank. Один из них к тому моменту непрерывно работал 300 часов, второй — 400 часов. Это само по себе большой шаг вперед по сравнению с другими танковыми моторами, моторесурс которых в то время, как правило, составлял 100-160 часов.

   13 июня 1943г. на советский НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку был доставлен танк Medium M4A4 с регистрационным номером U.S.A. W-3057484. (Рис.20)

 

  

 

Рис.20 - Танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057484.

 

     Технически эта машина относилась к типичным M4A4 выпуска лета-осени 1942 года. Танк U.S.A. W-3057484 был одним из последних со смотровыми приборами водителя и его помощника. Танк оснащался металлическими траками T54E1 с шевронными грунтозацепами. На машине использовался гидроэлектрический механизм поворота башни.

    Для танка составили программу испытаний, согласно которой, ему предстояло пройти 2 тысячи километров, из которых 500 по шоссе, 1000 по просёлочной дороге и 500 по целине. Также планировалось испытать вооружение и определить степень удобства для работы экипажа. Поскольку танк имел новый тип траков с развитыми грунтозацепами, предполагалось определить эффективность их работы. Испытания начались 13 июня 1943г., закончились 18 августа.

    К началу испытаний танк уже прошёл 202 километра. На ходовых испытаниях он прошёл ещё 1850 километров, из них 1296 километров по просёлку и 564 по шоссе различного типа. Причем на ходу машина была 15 дней, остальное время пришлось на простои, связанные с отсутствием запчастей. На испытаниях использовался советский бензин Б-70 с добавлением авиационной присадки Р-9, а также советское авиационное масло МК.

     На ходовых испытаниях максимальная скорость танка составила 40,3 км/ч. Это оказалось ниже M4A2, который на мерном отрезке показал максимальную скорость 50 км/ч. Средняя скорость чистого движения M4A4 по шоссе составила 33 км/ч, у M4A2 этот же показатель составил 39,7 км/ч. На просёлочной дороге средняя скорость M4A4 составила 16,5 км/ч (у M4A2 20,1 км/ч).

   Важным параметром являлся расход топлива. В то время как спарка дизельных двигателей расходовала 167 литров на 100 километров (что значительно ниже, чем, например, у Pz.Kpfw.III Ausf.H), танк с Chrysler A57 Multibank пожирал 309 литров на 100 километров по шоссе и 509 литров на 100 км по проселку (М4А2 расходовал на проселке 246 литров на 100). Показатели расхода топлива оказались больше, чем у Medium M3 с таким же мотором – по проселку 441 литр на 100 км. На одной заправке M4A4 мог преодолеть 182 километра по шоссе и 115 по просёлку, у M4A2 те же показатели составляли 310 и 210 километров. Испытания показали, что у M4A4 не вырабатывалось до 10% топлива в баках.

    В отличие от бензина, масла двигатель потреблял относительно немного — 2 литра за 118 часов работы.

    Вооружение испытывалось ограниченно: стрельбу из пулемётов не проводили, а из 75-мм пушки произвели 82 выстрела. Скорострельность при стрельбе с места оказалась ниже (12–16 выстрелов в минуту у M4A4 против 20 выстрелов в минуту у M4A2). Объясняется это тем, что стрельба из орудия M4A2 проводилась весной, когда поднималось меньше пыли при выстреле. Стрельба с хода дала одинаковую скорострельность — 5 выстрелов в минуту с гироскопическим стабилизатором и 3,8 выстрела в минуту без него. Отмечалось, что при стрельбе со стабилизатором удавалось добиться до 80% попаданий, а без него точность снижалась до 50%. Гидроэлектрический механизм поворота башни оказался более удачным, чем гидравлический привод. У M4A4 ручной привод требовал 464 оборотов маховика для поворота башни на 360 градусов, на это тратилось 2 минуты 45 секунд. У M4A2 башня вручную поворачивалась быстрее - за 300 оборотов, или 1 минуту 30 секунд. Зато электрический привод был быстрее - 16 секунд против 18 секунд у M4A2. При использовании гидроэлектрического привода время поворота увеличивалось до 22 секунд. Самое важное, что система на M4A4 была плавнее и позволяла точнее прицеливаться. Также имелся выключатель поворотного механизма с места командира, что оказалось плюсом с точки зрения наводки. Общим недостатком вооружения называлась плохая нарезка шкал прицела.

    Последним пунктом испытаний стало преодоление подъёмов и косогоров. (Рис.21)

 

 

 

Рис.21 – Упражнения на преодоление подъемов и косогоров.

 

    Максимальный угол подъёма составил 27 градусов, после чего начинали буксовать гусеничные ленты. Отмечалось, что мощности двигателя хватает для преодоления и более крутого подъёма. Предельным уровнем крена стали 26 градусов. Отмечалось, что металлические траки с шевронными грунтозацепами работают лучше, чем резинометаллические траки, которые использовались на M4A2.

    Советские по итогам испытаний танк M4A4 с бензиновым двигателем Chrysler A57 Multibank забраковали - слишком прожорливый и сложный. Единственным плюсом Chrysler A57 Multibank стала его надёжность: в ходе испытаний нареканий к его работе не было, имевшие место неисправности были связаны с работой ходовой части и масляным фильтром.

    К лету 1943 года, когда выяснилось, что танк имеет критичные для попаданий вражеских снарядов зоны на корпусе и башне (Рис.22), на бортах корпуса в районе размещения боеукладок (одной слева и двух справа) и на передней правой скуле башни стали появляться приварки дополнительной брони (экраны).

 

Рис.22 – На данном фото зафиксированы результаты баллистических испытаний М4А4, проведенных американцами. В корпусе и башне следы от попадания 37-мм и 75-мм снарядов.

 

     Получали экраны, как новые машины (с августа 1943г.), так и танки в ходе капремонта. Также появился стопор орудия по-походному, который крепился по центру верхнего лобового листа корпуса. (Рис.23)

 

Рис.23 – Вверху танк М4А4 выпуска февраля 1943г., хорошо просматриваются экраны.

Внизу также экранированный М4А4.

 

     Поздней осенью 1943г. в США стартовала программа модернизации танков М4А4. Фактически инициировали этот процесс британцы, которые устами Монтгомери определили свою позицию таким образом: «Пушка в танке должна быть способна стрелять хорошим фугасным снарядом... По этой причине мы определенно не хотим любые 76-мм Шерманы». Таким образом, британцы продолжали требовать 75-мм модели М4 в 1944 году. Было решено, что 75-мм М4, находящиеся в руках войск США, будут собраны и переработаны, чтобы максимально соответствовать требованиям Британского Содружества. Для этих целей M4A4 были отозваны в Детройтский танковый арсенал начиная с лета 1943 года.

     Машины получали улучшенный поворотный механизм башни марки Oil Gear Power Traverse, пушечную установку M34A1, вентилятор в башне, бронированные боеукладки, отверстие для установки 50-мм казнозарядного миномёта, экранирование бортовой и лобовой брони, а также гусеничные траки со стальным протектором взамен резинового. Для повышения надёжности ходовой части на танки ставили новое сцепление, двигатель получил хромированные поршневые кольца и заполнение выпускных клапанов натрием, что улучшило их охлаждение.

    Из служебной записки DTA от 30 октября 1943 года: «Восстановление этих танков требует в два с половиной раза больше работ, чем сборка новых танков. Их необходимо полностью разобрать, затем каждая часть будет проверена, очищена, отремонтирована или заменена, в зависимости от потребностей. Также необходимо внести определенные изменения. Во всех отношениях они должны быть эквивалентом новых танков, когда они покинут Арсенал». (Рис.24)

 

Рис.24 – Фотографии сделаны на Детройтском танковом арсенале. На верхнем снимке M4A4 на «линиях разборки» (слева и в центре), где они будут полностью разобраны.

На нижнем - в марте 1944 года во время программы модернизации.

 

     К 13 июня 1944 года было модернизировано 1188 танков, доработку ещё 350 закончили к августу. (Рис.25)

 

 

Рис.25 – Модернизированный М4А4. Фото Carl J. Dennis.

 

   Британцы также имели намерение закупить в полностью разобранном состоянии еще 600 машинокомплектов М4А4. Затем они планировали собирать эти машины в качестве эвакуационных машин или минных тралов. Этот запрос был отклонен США, поскольку протокол ленд-лиза предусматривал поставку боеготовых танков, а не сборку разобранных частей. Однако компании Chrysler было поручено предоставить британцам все, что осталось по окончании программы модернизации M4A4. Предположительно, в этот перечень запасных частей входили двигатели Multibank, трехкомпонентные дифференциальные силовые передачи Chrysler и другие детали, которые больше не требовались для более поздних вариантов Medium M4. 

     Испытания модернизированных танков показали эффективность принятых мер. Надёжность двигателя заметно выросла: из четырёх танков один сняли с испытаний после 339 часов, остальные проработали по 400 часов. На обслуживание каждого танка во время пробега ушло в среднем 608 человеко-часов. Больше всего внимания потребовали трансмиссия (300 часов) и ходовая часть (228 часов). Множество деталей, включая сцепление, шестерни бортовых передач и ограничители карбюраторов заменяли неоднократно. Танки развивали среднюю скорость в 22 км/ч на шоссе, 12 км/ч по песку и 10,5 км/ч по пересечённой местности.

     Однако многие агрегаты танка не были такими живучими, как мотор. Во время отдельного 2000-мильного (3218 км) испытательного пробега неоднократно расшатывались болты. Через 817 км сломались гармошки обеих выхлопных труб, после 1096 км отказал стартёр. Резиновые бандажи правого ленивца были разрушены через 1189 км, левого — через 2250, болты поддерживающих катков сломались после 1983 км. (Рис.26)

 

Рис.26 – Повреждение диска опорного катка.

 

     Также вышли из строя 10 пружин подвески, каждая из которых прошла в среднем 2424 км. Во время испытаний танк расходовал 442 литров топлива на 100 км пути.

     Британцы за время эксплуатации танков М4А4 тоже провели анализ некоторых узлов танка (механизм поворота башни, стабилизатор орудия). Выявились и недочёты в плане удобства для экипажа. Оказалось, что, в отличие от М4А2, водителю некуда девать левую ногу, и её приходилось держать на весу над педалью сцепления. Также англичанам пришлось приваривать планку к педали, чтобы нога водителя с неё не соскальзывала.

     Помимо официальных модификаций, британские М4А4 обрастали множеством полевых импровизаций. Например, по мнению британских танкистов, заправка танков М4А4 топливом занимала слишком много времени. Изменение горловины и фильтра горючего позволило уменьшить время заправки почти вдвое. Один командир танковой бригады приказал приварить к своим машинам ступеньку, чтобы пехоте было легче залезать на танк и разговаривать с экипажем.

    В Италии вскрылись новые проблемы. Резиновые бандажи катков, и до того показавшие себя не лучшим образом, в условиях каменистой почвы и высоких температур быстро снашивались, особенно при использовании цельнометаллических траков Т62. Разрушение бандажей смогли уменьшить, приказав экипажам не ездить со скоростью выше 32 км/ч и натягивать гусеничные ленты максимально туго. Уже известные проблемы с выхлопной системой и сцеплением также дали о себе знать, однако поломки подвески происходили не чаще, чем на других М4, несмотря на б’ольшую массу.

    Встречается информация, что на танки М4А4, проданные британцами в Индию, очевидно, в начале 1950-х годов, устанавливали 76-мм пушки от советских танков ПТ-76. Правда, не вполне ясно, когда и откуда британцы или индусы могли получить орудия от советских танков ПТ-76.

     С июля 1942г. по сентябрь 1943г. произвели 7499 шт. М4А4(75).

     В июле/августе 1942г. на Detroit Tank Arsenal (DTA) развернули производство М4А4. (Рис.27)

 

Рис.27 – Фото выполнено на DTA в июне 1942г. Как видим, в цеху полным ходом идет сборка танков Medium M3, на переднем плане слева просматривается единичный Medium M4.

 

     В сентябре 1942г. к теме присоединится American Locomotive Company (ALCo), в октябре - Baldwin Locomotive Works (BLW), а в декабре 1942г. - Federal Mashine & Welder (FMW).

   Ю. Пашолок транслирует драматические подробности производства танков М4А4 на Detroit Tank Arsenal (DTA)., он же Detroit Tank Arsenal Plant (DATP). Всего на заводе Detroit Arsenal по контракту W-ORD-461 выпустили 7499 танков M4A4, которым присваивали регистрационные номера в диапазонах USA 3056615-3058014 (это М4А4 базовый), 3016861-3020860, 3029082-3031158, 3031162-3031182. Исключением стал 1401-й танк, имевший серийный номер 56620 и регистрационный номер U.S.A. W-3098786. Запуск в серию М4А4 проходил параллельно со строительством последних танков Medium M3А4. (Рис.28, Рис.29)

 

Рис.28 – В одном сборочном цеху DTA и Medium M3A4(75), и Medium M4A4.

 

Рис.29 – Из цеха DATP выходит последний M3 и первый M4. На самом деле танки некоторое время производились параллельно.

 

    За июль 1942г. сдали всего 2 танка М4А4, а полноценное производство началось уже с августа. Как раз к этому моменту завершился выпуск M3A4, коих сдали 109 штук. (Рис.30)

 

Рис.30 – Вверху показаны готовые M4A4, загружаемые в железнодорожные вагоны на Детройтском танковом арсенале. Внизу – сборка танков М4 далее по производственной линии. Танков М3 в цеху уже не просматривается. Верхняя фотография датирована 21/22 августа 1942 года, нижняя – сделана приблизительно в это же время.

 

     Первый производственный контракт, T-2593, предусматривал выпуск 1400 танков с серийными номерами 4805-6204 и регистрационными номерами U.S.A. W-3056615-3058014. Арсенал довольно быстро задал темп по производству. Если в августе 1942 года сдали 167 танков М4А4, то в сентябре их было уже 502 штуки, с просадкой до 364 штук в октябре.  В ноябре 1942 года начался выпуск второй партии M4A4 - T-3333. По новому контракту сдавалось 4000 танков с серийными номерами 16555-20554 и регистрационными номерами U.S.A. W-3016861-3020860. Некоторое время производство по контрактам T-2593 и новому T-3333 велось параллельно. В ноябре 1942г. было сдано 335 танков по контракту T-2593, плюс 155 танков по контракту T-3333. Пик производства M4A4 пришелся на декабрь 1942 года: помимо 29 танков по контракту T-2593, Арсенал сдал 878 танков по контракту T-3333. Итого 907, абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения ежемесячного выпуска танков на одном заводе (советской делегации, посетивший з-д примерно в это время сообщили слегка округленное число – 1000 в месяц, интересно, что в том же декабре 1942г. советский з-д №183 сдал 758 средних танков типа Т-34 – второй показатель за мировую историю танкостроения). (Рис.31)

 

 

Рис.31 – Строительство танков М4А4 на Детройтском арсенале.

 

   В январе 1943 года сдали 625 танков, в феврале 665, в марте 678 и в апреле 612 штук.

  Третий производственный контракт, T-3603, начал выполняться Детройтским танковым арсеналом с мая 1943 года. Предполагалось, что по нему будет построено 3350 танков. Он был разделен на 2 части. Первая часть, основная, подразумевала выпуск 2077 танков с серийными номерами 20555-22631 и регистрационными номерами U.S.A. W-3029082-3031158. Под самый конец производства был еще маленький кусочек из 21 танков, с серийными номерами 22632-22652 и регистрационными номерами U.S.A. W-3031162-3031182.

   В мае 1943 года было сдано 378 танков по контракту T-3333 и 201 танк по контракту T-3603. В июне по контракту T-3333 построили 8 танков, 1 в июле и 1 в сентябре 1943 года. Что же касается контракта T-3603, то в июне Арсенал сдал 573 танка, в июле 654, а в августе 489. В сентябре 1943 года по контракту T-3603 сдали 160+21 танк. Последний танк по этому контракту сдали 10 сентября 1943г., после чего выпуск М4А4 прекратили. Таким образом, вместо 3350 танков, заказанных по контракту T-3603, было построено 2098 машин. (Рис.32)

 

 

Рис.32 – Фотографии M4A4, ожидающих отправки за границу в порту посадки Хэмптон-Роудс (Hampton Roads Port of Embarkation) в сентябре 1943 года.

 

   Таким образом, M4A4 оказался первым из танков семейства M4, чьё производство полностью прекратилось. Столь ранний «уход» из серии стал причиной того, что американцам танк с мотором Chrysler A 57 Multibank был не нужен, кроме того, на эти машины не получили ни «мокрой» укладки, ни монолитного корпуса трансмиссионного блока, ни других улучшений.

     Вариант М4А4 не понравился американским военным. Первые Medium Tank M4A4 поступили в Пустынный тренировочный центр (DTC, располагался в районе штатов Калифорния и Аризона для подготовки американских частей к войне в Северной Африке) в августе 1942 года.

    25 августа 1942 года один М4А4 (SN 4872, USA 3056682) был получен для оценки Советом бронетанковых войск в Форт Нокс, Кентукки (Armored Force Board at Ft. Knox, Kentucky). В «Итоговом отчете о среднем танке M4A4 с двигателями Chrysler Multibank» от 15 декабря 1942 года рекомендовалось «признать двигатель Chrysler Multibank неудовлетворительным в качестве силовой установки для средних танков и прекратить его производство как можно скорее». Несколько месяцев спустя Совет по войне в пустыне (The Desert Warfare Board) вынес ту же рекомендацию.

    Танк был признан надежным, но обслуживание двигателя вызвало массу нареканий – например, для замены ремней приводов к помпам (а их было пять штук) требовалось демонтировать мотор, который весил 2,5 тонны.

   Обычно встречается, что «американская армия заказала всего 56 танков М4А4». Однако есть сведения, что по состоянию на лето 1943г. 7-я бронетанковая дивизия США имела на вооружении 232 M4A4 в Кэмп-Янг, Калифорния. (Рис.33)

 

Рис.33 – М4А4 в аризонской пустыне. Танки 40-го бронетанкового полка 7-й AD на маневрах в Учебном центре в пустыне. В некоторых источниках фото датируется весной 1943г.

 

     К концу июня 1943 года 100 из них были отправлены в DTA для подготовки к передаче британцам. Получается, что 132 танка M4A4 продолжили свою службу в армии США?

     Танки М4А4 оказались обладателями статуса «ограниченного стандарта», т.е. – устаревшим типом 19 июля 1945г.   

     Эксплуатация танков британцами.

     Британцы немедленно классифицировали новинку как тяжелый крейсерский танк. Краткое техническое описание новинки британцы составили 4 сентября 1942г. Британцы приняли собственную систему обозначений танков типа Medium M4. М4А4 по-британски звучал как Sherman V. Поставки этих машин начались в сентябре 1942г. В январе 1943 года планировали выделить целых 650 танков. Позднее было принято решение отправлять все выпущенные танки M4A4 в Великобританию. Всего британцам (включая армии Содружества) было поставлено 7180 или 7167 единиц Sherman V.

     Поставляемые в Британию «Шерманы» до поступления в войска расконсервировались и подвергались небольшой модификации, призванной обеспечить им соответствие принятым в британской армии стандартам.

   Вероятно, вначале многие переделки и обвесы могли производиться в мастерских МЕЕ уже после прибытия танков в Англию, но затем «подгонка под заказчика» проводилась в специальных танковых депо в США.

    Переделки состояли в следующем: 1. на танки устанавливался английский комплект Radio Set #19, состоящий из двух отдельных радиостанций и переговорного устройства. Радиостанции размещались в бронекоробке, приваренной к задней части башни, для доступа экипажа в задней стенке башни прорезалось отверстие; 2. на башню монтировалась английская 2-дюймовая дымовая мортирка, впоследствии она стала устанавливаться на все «Шерманы» ещё на заводе; 3. танк оборудовался двумя дополнительными системами пожаротушения; на башню и заднюю плиту корпуса монтировались ящики для ЗИП; 4. некоторые танки получили зеркало заднего вида, установленное на правой передней части корпуса.

    Кроме того, танки перекрашивались в стандартные, принятые для конкретного ТВД цвета, получали английскую маркировку и отличительные знаки, а также проходили небольшую модернизацию в зависимости от предполагаемого места применения. Например, танки, предназначенные для действий в Северной Африке, получали дополнительные крылья над гусеницами (противопылевые щитки), для уменьшения облака поднимаемой при движении пыли (Рис.34), крепления для маскировочных тентов, канистры с водой и топливом, забашенные ящики для имущества.

 

Рис.34 – Британский обвес на примере М4А4.

Танк имеет характерные экраны ходовой части.

 

  Некоторое количество танков штабных рот маскировались под грузовики.

    К 20 июня 1943 года непосредственно для метрополии американцы выделили 1301 танк M4A1(75), M4A2(75) и M4A4(75), которые считались вместе. Из этих машин были поставлены только 994 единицы, прочие ждали отправки.

     Последние М4А4 (Sherman V) отправились в Британию в 1944 году.

     M4A4 составляли основную часть 75-мм танков Medium M4 в войсках Содружества. (Рис.35)

 

Рис.35 – М4А4 во время учений в Англии, июнь 1943 года.

 

     Модификацию М4А4 (Sherman V) британцы (точнее, канадский контингент, 12-й канадский танковый полк) ввели в дело летом 1943г (10 июля) во время сражения за Сицилию. В конце июня 1944 года 21-я группа армий сообщила, что у них имеется 762 M4A4. (Рис.36)

 

Рис.36 – М4А4 из состава 1-й канадской танковой бригады. Июль-август 1943г.

 

    В Италии британцы разработали новую тактику применения танков Sherman. Как правило, их старались применять в паре с тяжелыми танками Churchill. Тяжелобронированные танки Churchill действовали в первой линии, как таран, а танки Sherman поддерживали их и закрепляли успех. Кроме того, в гористой местности Италии танки Sherman частенько применяли как САУ для стрельбы с закрытых позиций. Корму танков вкапывали в землю, чтобы увеличить угол возвышения пушки. При этом танкисты возили с собой боекомплект в 200 снарядов, загружая их куда попало. Интересно, что кроме штатных снарядов, танкисты возили с собой холостые патроны для 75-мм гаубицы, чтобы выбивать застрявшие снаряды из ствола.

     С момента высадки в Нормандии разница в эффективности между бронетанковыми бригадами (Armoured Brigade) с «Шерманами» и танковыми бригадами (Tank Brigade) с «Черчиллями» обозначилась вполне чётко. К лету 1944 года огневой мощи 75-мм пушки уже не хватало. Бронебойный снаряд не был эффективным против тяжёлых немецких танков и даже не всегда пробивал поздние варианты Pz.Kpfw.IV. Осколочно-фугасный снаряд оставался мощным оружием танка, но стрельба по хорошо замаскированным противотанковым пушкам была делом сложным. С 2000 ярдов (1829 м) танкам приходилось выпускать порядка 15 снарядов для поражения цели. Броня «Шерманов» не позволяла безопасно приближаться к вражеским пушкам. Обследование подбитых танков показало, что усиление брони до толщины, способной отразить 50% попаданий, снизило бы количество общих пробитий всего на 15%. Таким образом, «протаранить» вражескую противотанковую оборону «Шерманами» было невозможно, и британцам приходилось тесно сотрудничать с артиллерией. Атака на не подавленный противотанковый рубеж могла закончиться плачевно. Отсечение пехоты от атакующих танков тоже создавало смертельную опасность, так как танки были уязвимы для фаустников. Импровизированные экраны давали некоторую защиту от ранних образцов фаустпатронов, но крупнокалиберные поздние варианты были способны пробить и такую броню. В итоге, живучесть «Шерманов» в бою была пропорциональна уровню взаимодействия с другими видами войск, а оно всегда оставляло желать лучшего. Компенсировали тактические недостатки танков Sherman их количеством - танков Sherman в армиях Британского Содружества не жалели.

    К концу войны британская танковая промышленность уже была готова заменить американские Sherman более совершенными отечественными «Кометами» и «Центурионами», а потому английские и канадские «Шерманы» были распроданы во многие страны (например, в Индию, Египет). Машины, оставшиеся в Англии, продавали в утиль.

     Детективная история вышла с британскими танками типа М4 (как пишут, преимущественно в варианте М4А4) в 1946г. на территории Бельгии. Британская комиссия по утилизации излишних танков на металлолом составила ведомость на продажу ненужных танков, находившихся в Бельгии. Согласно этому документу, общая стоимость лома составила более 32 миллионов бельгийских франков. (Рис.37)

 

Рис.37 – Опись танков, предназначенных к сдаче в металлолом.

 

     Танки располагались на двух складах недалеко от Антверпена, причем более крупный (167 R.V.P.) представлял собой технику, «переданную канадской армией при выводе этих сил». На другой свалке находились английские машины. На самом деле, многие из этих танков не были ни разоружены, ни списаны. И произошло странное. Вместо лома некоторые танки были реквизированы Министерством национальной обороны Бельгии, а сотни машин были экспортированы без лицензии в Аргентину. Точное количество танков, прибывших в Аргентину неизвестно до сих пор. Автор Ricardo Fogliani считает, что только танков М4 с 75-мм орудием, вывезенных с британского склада, оказалось не менее 154 шт., а с канадского – более 360 единиц (некоторые утверждают, что почти 450 шт.), правда, какие модификации представляли эти машины никто не уточняет. Пишут, что к 1962г. аргентинский парк М4 с 75-мм орудиями все еще составлял 114 шт. (Рис.38)

 

Рис.38 – Один из аргентинских нелегалов – М4А4.

 

   Забавно, что, когда махинация вскрылась и между правительствами США, Великобритании и Бельгии вспыхнул дипломатический скандал – официальные лица британского и бельгийского правительств заявили, что им ничего не известно о подобном экспорте.

     Довольно много танков М4А4 в 1943-1944гг. передали французам (силам «Свободной Франции») – 274 штуки. На этих танках французские танковые дивизии участвовали в освобождении Франции. Французские М4А4находились на службе до 1956г.

     В 1943г. два танка М4А4 испытывалось в СССР, но советским машиа не понравилась (речь об этом шла выше).

     Танками М4А4 была оснащена 1-я польская танковая дивизия генерала Мачека, действовавшая в Северо-Западной Европе. Сообщается, что 30 июня 1944 года, еще находясь в Великобритании, дивизия располагала 139 танками М4А4. К концу 1944 года запасы М4А4 были исчерпаны, и части 1-й польской танковой дивизии были перевооружены на M4A1(76)W, с которыми поляки закончили войну в Северной Европе.

     Формально танки типа М4 китайцам не поставлялись. Однако в 1944г. Британское Содружество «передало по ленд-лизу» 126 своих M4A4 в Индии «силам США». 18 декабря 1945 года техника группы была сдана китайцам. По словам лейтенанта Фрэнка Пайла (Lt. Frank Pyle), ветерана 1-й временной танковой группы, 1st Provisional Tank Group была «преобразована в отдельный бронетанковый отряд под знаменем националистического Китая. Подразделение погибло возле моста Марко Поло в 1949 году в борьбе с коммунистическими силами Китая».

   В некоторых источниках допускают, что Египет мог получить более 100 M4A4 и M4A2 – бывшие танки Британского Содружества. Причем многие из них обрели необычный вид: на M4A4 установили дизельные моторы от М4А2, при этом у них немого изменился вид моторного отсека. (Рис.39)

 

Рис.39 – Указано: М4А4 с мотором от М4А2.

Машина сфотографирована во время «Парада в честь трехмесячной годовщины Революции» в Каире 23 октября 1952 года.

 

    Египетские «Шерманы» дебютировали в бою во время Второй арабо-израильской войны, начавшейся 29 октября 1956 года. После войны 1956 года Египет предоставил большую часть оставшихся у него танков типа Medium M4 (около 50 единиц) базировавшейся в Газе 20-й дивизии Палестинской освободительной армии, чтобы у них мог быть танковый батальон поддержки. В «Шестидневной войне» (5-10 июня 1967 г.) защитники сектора Газа вели ожесточенный бой, но в конечном итоге были разбиты, а все танки типа Medium M4 Палестинского танкового батальона были либо захвачены, либо уничтожены.

     Начиная с 1949г. новая итальянская республика стала получать от США в рамках неофициальной военной помощи танки типа Мedium M4. Видимо, итальянцам досталось и некоторое количество танком М4А4. (Рис.40)

 

Рис.40 – Строй итальянских танков, 1949г. Первым в ряду стоит М4А4. Далее также можно распознать несколько танков М4 с 75-мм орудием.

 

     На шасси танков Medium M4 проектировались и строились РСЗО, САУ огневой поддержки и противотанковые, а также другие виды техники (подробно см. «Американское танкостроение 1938-1942гг.»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru