Medium Tank M4А3(75) Sherman IV
.files/image002.jpg)
Medium Tank M4А3(75)
США
Средний танк
|
масса |
30,2 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
450-500 л.с. |
|
выпускался |
1942-1943гг., Ford Motor Company 1690 шт. |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
В мае 1942г. собрали первый М4 с новым бензиновым
двигателем Ford GAA V8. Машина
имела сварной корпус и литую башню. Этот вариант получил обозначение Medium
Tank M4A3.
Мотор, как следует из его названия, был разработан силами конструкторов
автомобильной фирмы Ford (говорят, создавался как авиационный, в танковом
варианте дефорсирован). (Рис.1)
.files/image006.jpg)
.files/image008.jpg)
Рис.1 - Мотор Ford
GAA V8.
Ford GAA V8 (встречается также обозначение Ford GAA-III) имел 8
цилиндров, общим объемом 18 литров, мощностью 450 л.с. при 2600 об./мин;
максимальную – до 500 л.с. Впрочем, замеры, произведенные на серийных моторах
могли показать расхождение реальных характеристик с паспортными данными: вместо
450 л.с. он выдавал только 390 л.с., а степень сжатия уменьшилась с 7,5 до 6,7.
Масса мотора 709 кг. Новый двигатель запустили в производство на заводе
«Линкольн» в Детройте.
Пилот М4А3(75) появился 13 мая 1942г., машина была построена на базе
танка М4А2. (Рис.2)
.files/image011.png)
.files/image013.jpg)
.files/image015.jpg)
Рис.2 – Пилот
М4А3(75). На верхнем снимке на машине установлены тележки М3, на нижнем – М4.
Как пишут, замена произошла примерно через неделю.
Серийные машины М4А3(75) начали приниматься с августа
1942г. (Рис.3)
.files/image017.jpg)
.files/image019.jpg)
.files/image021.png)
Рис.3 – Проекции и
компоновка танка М4А3(75).
Не вполне ясно,
насколько корректно на проекциях показана антенна в передней части танка.
Масса М4А3(75) 30,2 т. В некоторых источниках массу танка указывают в
31586 кг (69637 фунтов). Габариты: длина – 5,9 м, ширина – 2,62 м, высота –
2,74 м. Уровень бронирования полностью соответствовал варианту М4А2(75).
В
связи с установкой нового двигателя (Рис.4) появились характерные изменения в
кормовой части машины. (Рис.5)
.files/image023.jpg)
Рис.4 – Вид на
двигатель Ford GAA V8 в МТО танка.
По бокам
установлены воздушные фильтры.
.files/image025.jpg)
Рис.5 – Табличка с
техническими характеристиками М4А3, просматриваются рекомендуемые режимы
переключения скоростей. Фото Steve Tyliszczak.
Изменились форма кормовой плиты и решётки, защищающей «карман»
воздухозаборника. (Рис.6)
.files/image029.jpg)
Рис.6 – Наклон
заднего листа корпуса.
На надмоторной плите появилась большая решетка (Рис.7).
.files/image031.jpg)
Рис.7 – Решетка на
надмоторной плите.
Логично было думать, многие так и пишут, что эта решетка могла
растворяться для доступа к двигателю, но в некоторых источниках утверждают, что
единственная дверца доступа к двигателю находилась в нижней
задней части корпуса. (Рис.8)
.files/image033.jpg)
.files/image035.jpg)
Рис.8
– Вид на корму танки сзади-снизу. Прекрасно просматриваются выхлопные трубы.
В
отношении экипажа, вооружения и боекомплекта никаких изменений не произошло.
(Рис.9)
.files/image037.jpg)
Рис.9 – Интерьер
М4А3(75), современное фото.
На танках М3А3 устанавливался новый стабилизатор
орудия фирмы Westinghouse. (Рис.10)
.files/image039.jpg)
Рис.10 – Установка
стабилизатора Westinghouse и рабочее место наводчика.
Работу нового стабилизатора оценили британцы. Британским танкистам он не
понравился, так как наводчик при работе с ним быстро уставал. Опрос
американского атташе в британских частях показал, что это мнение почти универсально.
Из нескольких опрошенных частей стабилизатор одобрили только в одной. Стрельба
по очень близким целям тоже была затруднена, и британские инструкции советовали
наводить пушку через открытый затвор. Просверлив отверстие в дне гильзы, можно
было создать простейший прицел. В результате англичане забраковали стабилизатор Westinghouse, заметив, что стабилизатор на варианте Medium M4A1 работал лучше. Данный стабилизатор показал себя
настолько плохо, что британские испытатели рекомендовали использовать его
только при стрельбе из пулемёта, а орудие применять лишь на предельно близких
дистанциях.
Первоначально сохранялась общая для танков Medium
M4 ходовая часть с тележками М4, но фирма Ford, серийно строившая вариант М4А3(75) в 1942-1943гг.,
выпускала ведущие звездочки собственной конструкции. (Рис.11)
.files/image041.jpg)
Рис.11 – Ведущая
звездочка конструкции Ford.
Удельная мощность танка составила 13,5 л.с./т. Максимальная скорость машины составляла 42
км/ч, запас хода 210 км.
Ранние варианты М4А3(75) характеризовались углом наклона лобовой брони корпуса
в 57°, маленькими люками в передней части корпуса для водителя и его помощника,
сухой укладкой боекомплекта. (Рис.12)
.files/image045.jpg)
.files/image049.jpg)
Рис.12 – М4А3(75) Ford № 3, первая серийная машина, принятая в августе 1942 года.
Первые 50–100 единиц М4А3(75) выглядели как М4А3(75) Ford № 3, но к октябрю 1942 года была изменена отливка лобового
листа (Рис.13), а затем на машинах появился заостренный кожух трансмиссии.
(Рис.14, Рис.15)
.files/image053.jpg)
Рис.13 – Широкие и
узкие отливки капота водителя и его помощника.
С сайта Sherman minutia homepage (free.fr).
.files/image055.jpg)
.files/image057.jpg)
.files/image059.jpg)
На этой машине
выделяются выступающие капоты водителя и его помощника.
Рис.14 – Ранние
варианты М4А3(75).
Нижнее фото Paul and Lorén Hannah.
.files/image063.jpg)
Рис.15 – М4А3(75)
с заостренным кожухом трансмиссии.
В литературе встречаются сведения об испытаниях танка
М4А3(75) британцами, которые раскрывают некоторые тактико-технические
характеристики этой машины. В начале января 1943 года танк такого типа с серийным
номером 2659 (получил британский WD-номер Т.146190) попал на полигон боевых
машин (Fighting Vehicle Proving Establishment — FVPE) в Великобритании. В
документах машина числилась как General Sherman M4A3 (Ford Engine).
В первую неделю января M4A3(75) тщательно изучили и совершили небольшой
пробег. Оказалось, что с машиной прибыли новые цельнометаллические траки Т49, и
их сравнили с похожими траками типа Т47Е1, у которых тыльная сторона имела
резиновую подушку для предохранения резиновых бандажей на опорных катках.
Цельнометаллические траки показали себя не с лучшей стороны. Танк скользил по
обледенелой дороге, а в двух случаях даже съехал в кювет. Большой интерес
вызвали траки Т47Е1. При их использовании первый бандаж сорвался после 102 миль
(164 км), второй — после 144 миль (231 км), а на отметке 222 мили (357 км)
новый каток тоже потерял бандаж. После этого стали выходить из строя и
поддерживающие ролики. После 335 миль (539 км) пробега англичане закончили
испытания траков Т47Е1 и поставили резиновые траки. В примечании говорилось,
что М4 других модификаций на полигоне прошли до 1000 миль (1600 км), и таких
проблем с бандажами у них не наблюдалось.
Помимо траков проявились и другие проблемы. Танк вяло поворачивал, а
управление действовало с задержкой, испытатели посчитали, что неправильно были
отрегулированы поворотные тяги. В масляной системе появилась течь, и испытатели
отметили, что добраться до неё было нелегко. В системе электропитания танка
вместо привычных предохранителей обнаружилось нововведение – пробки. Оказалось,
что они пропускали ток только при нажатии кнопки, а без них проводить испытания
было невозможно. Пробки пришлось обойти.
К 16 января специалисты полигона привели танк в порядок и начали ходовые
испытания. Максимальную скорость при гонке на четверть мили (400 метров)
оценили в 23,1 мили/ч (37 км/ч) с разгона или 18,6 мили/ч (30 км/ч) при старте
с места. Средняя скорость составила 20,6 мили/ч (33 км/ч) по дороге и 11,9
миль/ч (19 км/ч) по целине через грязь. На трассе в Бикон-Хилл (460 метров по
склону крутизной 5°) танк показал скорость 10 миль/ч (16 км/ч). Во время этих
испытаний двигатель вышел из строя. К этому времени машина прошла 495 миль (797
км). Вскоре пришло сообщение от американцев: те предупреждали, что параметры двигателя
не являются типичными, так как это двигатель раннего типа без последних
модификаций.
После поломки машина пропала из сводок полигона примерно на две недели.
К 6 февраля вышедший из строя двигатель сняли и осмотрели. Степень износа
цилиндров оказался невелик, кроме цилиндров №4 в обоих рядах, которые были
весьма изношены. Новый мотор поступил на полигон к концу февраля. Испытатели
жаловались на то, что из-за тесного моторного отделения устанавливать двигатель
сложно: сначала надо было снять водяную помпу и маслопровод, дальше двигатель
требовалось опустить в моторное отделение под очень точным углом — требовалось
пронести его под скобой, державшей вентиляторы, снять которую оказалось
невозможно. При этом сами вентиляторы и радиатор при установке двигателя тоже
надо было снять.
После установки нового двигателя оказалось, что он действительно
существенно отличается от старого. Он работал со скоростью 2800 оборотов в
минуту вместо 2400, что добавило танку скорости: при 400-метровом пробеге она
возросла до 28,45 мили/ч (45 км/ч) с разгона и 22,1 мили/ч (35,5 км/ч) с места.
На бездорожье разница была несущественной, зато на трассе в Бикон-Хилл машина
практически взлетела: скорость выросла до 18,3 мили/ч (29 км/ч). После пробега
в 1534 мили (2468 км) скорость упала до 15,3 мили/ч (24,6 км/ч), что всё ещё
было лучше первоначального показателя. Ценой этому стали более высокие
температуры воздуха и воды, а также расход топлива, который вырос с 1,29 мили
на британский галлон (219 литров на 100 км) до 1,09 (259 литров на 100 км). Не
обошлось и без дефектов. После 14 миль (22,5 км) пробега потекло масло, после
301 мили (484 км) двигатель стал терять мощность, после 475 миль (764 км)
правый блок цилиндров начал давать перебои. После 526 миль (864 км) заменили
правое магнето. Проблемы с течью масла продолжались, но к 713 милям (1147 км) к
ним добавились и проблемы с течью воды. Тем не менее, танк доехал до отметки
2000 миль (3218 км), оставаясь на ходу.
К концу месяца танк прошёл с новым двигателем 2575 миль (4144 км), из
них 1086 миль (1748 км) по шоссе и 1489 миль (2396 км) по целине. Всего машина
к этому времени прошла 3078 миль (4953 км) и была не в лучшем состоянии —
особенно это касалось отдельных элементов трансмиссии. На этом этапе случилась
довольно серьёзная поломка карданного вала. Танк починили и продолжали
испытывать, но сравнительно недолго. В основном, за последние 1000 с небольшим
миль у M4A3 наблюдались дополнительные проблемы с сальниками и масляным
фильтром.
После пробега в 3189 миль (5132 км) и 259 отработанных моточасов
испытания прекратили. Мощность двигателя не падала до самого конца, но
испытатели начали находить металлические частицы в масляном фильтре, а расход
масла начал резко расти. Об испытаниях составили детальный отчёт. Британцы
сочли M4A3 очень надёжным танком и рекомендовали только два изменения: сделать
скобу под вентиляторы съёмной и упростить процедуру заливки масла в двигатель.
Хотя поступление M4A3(75) на вооружение британской армии не ожидалось,
британцы для M4A3(75) разработали программу его модернизации. Первым делом,
собирались установить люк заряжающего в крыше башни. Вторая крупная модификация
конструкции башни тоже касалась заряжающего: ограждение орудия предлагалось
сделать складным. Для казённика пришлось изготавливать новый чехол, так как
штатный был слишком маленьким. Прицельные приспособления тоже переработали. На
башню установили прицельную планку для командира, у перископического прицела
появился винт для закрепления его в пазе. Телескопический прицел М55 сочли
непригодным, — если глаз наводчика находился не строго по центру окуляра,
видимость значительно ухудшалась, — но замены ему не было. Танк также нуждался
в индикаторе положения башни. Разметку маховика подъёмного механизма перевели
на стандартную британскую. Требовалось доработать и боеукладки: качество их
изготовления, по мнению англичан, было низким (пряжка ремня в боеукладке не
была прикреплена на место, другая держалась только на краске), снаряды
застревали в ячейках. Некоторые места, отведённые под ящики с патронами, плохо
для этого подходили, а кое-где они не помещались совсем. Укладку магазинов к
штатному пистолету-пулемету Томпсон сочли бесполезной. Сложно было представить,
что в случае покидания горящего танка экипажем кто-то останется внутри и будет
извлекать 20 магазинов из индивидуальных ячеек. Укладку заменили более
рациональной, из которой можно было быстро достать все магазины сразу.
Водонепроницаемый ящик с патронами, гранатами и пайком крепился снаружи машины,
чтобы экипаж мог его прихватить с собой, если в танке нельзя было оставаться.
Также требовалось перенести складной лафет для пулемёта, так как, если он
находился на месте, невозможно было сложить сиденье помощника водителя. Сварные
швы во многих местах пришлось переделывать: британцы отмечали, что они были
весьма низкого качества, а в некоторых местах отсутствовали совсем. Британцы
рекомендовали установить в танк электроплиту: экипажи на привале непременно
готовили чай — даже в случае, когда костёр мог привлечь внимание противника.
Чтобы вскипятить воду, танкисты периодически пытались развести огонь даже
внутри машины, что, несомненно, было очень опасно. Электроплита решила бы эти
проблемы. (Рис.16)
.files/image065.jpg)
Рис.16 –
Британская идиллия - экипаж танка типа М4 пьет чай.
В докладе отмечалось,
что по отдельности эти дефекты не сильно влияют на боеспособность машины, но
являются признаком небрежного отношения к работе со стороны сборщиков.
Модернизированную машину с WD-номером Т.150733 представили к испытаниям
весной 1944 года. Танк прошёл 3022 мили (4863 км): 1506 миль (2423 км) по шоссе
и 1516 миль (2440 км) по целине. Крупные дефекты, требующие аварийной остановки
или более трёх часов на устранение, не проявлялись до 1000 миль пробега. Затем
до 2000 миль случилось три серьёзных поломки: одна с карбюратором и две с
гусеницами. После этого до конца испытаний серьёзных проблем не было, но
набрался 51 мелкий дефект, из которых четыре приходились на мотор, 35 — на
ходовую часть (14 сломанных пружин, два ленивца, 19 разрушенных бандажей опорных
и поддерживающих катков), семь дефектов траков и пять дефектов электросистемы.
Течи масла продолжали преследовать M4A3. Тем не менее, M4A3 посчитали
выдающейся по надёжности машиной.
С августа 1944г. по апрель 1945г. 681 танк М4А3(75) был модернизирован
по американской программе Quick Fix (наложение
бронеаппликаций на борта корпуса, бронировка боеукладок, скелетизация
подбашенной корзины). (Рис.17)
.files/image067.jpg)
Рис.17 –
Модернизированные М4А3(75) на танковом складе Ford в
Ричмонде, осень 1944 года.
На этом снимке
крайний левый танк имеет заостренный кожух трансмиссии (деталь Е8543), а
центральный и правый – ранний вариант единого кожуха трансмиссии Е4186.
В
1950г. американцы приспособили 76 танков М4А3(75) для боевых действий в Корее,
для чего усилили их огневую мощь, заменив в штатной башне М4А3 75-мм пушку на
76-мм пушку М1. Интересно, что такое решение предлагалось еще в 1942г., но
тогда оно было отвергнуто.
Систематизируя определенные крупные
изменения, вносившиеся в конструкцию М4А3(75) в течение производственной
программы, можно выделить несколько вариантов этой модификации. (Рис.18)
.files/image069.jpg)
.files/image071.jpg)
.files/image072.png)
Рис.18 – Собирательный образ Medium М4А3(75).
Таблица – Основные
варианты модификации М4А3(75).
|
сварной корпус |
|
|
угол наклона лобовой брони 57° |
|
|
75-мм орудие М3 |
|
|
2 пулемета, спарка лобовых
пулеметов отсутствует |
|
|
подвеска VVSS |
|
|
маленькие люки водителя и его
помощника |
|
|
сухая боеукладка |
|
|
1690 шт. |
|
|
Ford Motor Company |
|
|
единый кожух трансмиссии |
единый заостренный кожух трансмиссии |
С июня 1942г. по сентябрь 1943г.
произвели, наиболее вероятно, 1690 танков М4А3(75).
В июне 1942г. сборку модификации М4А3(75) начали на мощностях Ford Motor Company (FMC).
Практически все выпущенные варианты М4А3(75) в годы войны назначались на
вооружение армии США. (Рис.19)
.files/image078.jpg)
Рис.19 – М4А3(75)
на маневрах, вероятно, осень 1943г. Танки, возможно, из состава 10-го или 81-го
танковых батальонов 5-й бронетанковой дивизии, Пайн-Кэмп, Нью-Йорк (Pine Camp,
New York).
М4А3(75) массово поставлялись на замену выбывших из строя танков Medium M4 в ходе боевых
действий в Западной Европе. По состоянию на 17 сентября 1944
года сообщалось, что 92 M4A3(75) были выгружены в Юта-Бич и 53 в Омахе. Еще 140
судов находились «в водах Великобритании» в ожидании швартовки на континенте. Их
пытались распределять по частям на пропорциональной основе. (Рис.20)
.files/image079.png)
.files/image081.jpg)
M4A3(75) в
Бретани, август 1944 года.
Рис.20 – Галерея
танков М4А3(75) в руках американского оператора.
В Северной Европе танки Medium M4 разных модификаций практически безальтернативно
применялись американцами с момента высадки в Нормандии вплоть до конца войны. В
прямых столкновениях с немецкими танками, особенно PzKpfw V и PzKpfw VI,
средние М4 уступали противникам.
Танкистам союзников в основном приходилось рассчитывать на своё
подавляющее численное превосходство (Рис.21), отлично работающие ремонтные
службы, а также на действия своей авиации и артиллерии.
.files/image083.jpg)
Рис.21 – Как видим, практиковалась стрельба с позиций целыми подразделениями.
Во время действий в Нормандии в среде союзников тиражировалось такое
мнение относительно опыта применения средних танков союзников против новых
немецких танков: «Наши командиры придумали новую тактику. Если немцы посылают в
бой один «Тигр», то мы высылаем ему навстречу 8 «Шерманов», при этом, надеясь,
что хоть один из них выживет». Интересно, что, несмотря на считавшийся хорошим
обзор из танка, американские командиры средних танков М4 во время боя
предпочитали выглядывать из открытых люков, наблюдая за обстановкой. Эта манера
американских танкистов выпукло показана в художественном фильме «Ярость».
Предполагается, что большинство М4А3(75)
после окончания войны были законсервированы и помещены на склады по всей территории
США, например, в Леттеркенни Арсенал (Letterkenny Arsenal) (Рис.22).
.files/image085.jpg)
Рис.22
– Свежеиспеченные М4А3(75) at
Letterkenny Arsenal.
В 1946 году М4А3(75) были объявлены
«неприемлемыми» для Сухопутных войск армии США, но правительство в течение
нескольких лет колебалось, пытаясь решить, следует ли их сохранить или списать.
Управление вооружений 28 октября 1948г. (OCM 32443) в отношении танков
М4А3(75), произведенных фирмой Ford заявило: «Лом на
запчасти (двигатель Ford)». Далее сообщалось, что на вооружении США имеется
1413 единиц М4А3, в том числе 120 единиц, находящихся на вооружении
Национальной гвардии. Однако с началом Корейской войны Управление вооружений 25
мая 1950 года (OCM 33280) переклассифицировало М4А3 из «устаревших в
ограниченный стандарт». Оставшуюся 1181 единицу предполагалось сохранить для
возможного «экстренного переоборудования». И
действительно, такой случай подвернулся. Известно, что в начале войны в Корее (лето 1950г.)
американцы решили перебросить танки М4А3(75) поздних вариантов из Японии на
театр боевых действий. Но поскольку танки с 75-мм орудием уже не обладали
достаточной огневой мощью было решено перевооружить их 76-мм орудиями M1.
Перевооружение производилось в Токийском арсенале, пушки устанавливались в
обычные башни М4А3, всего было переоборудовано 76 танков.
В январе
1951 года компания Bowen McLaughlin York получила контракт на восстановление
1493 M4A3(75) и M4A3E2(75). Кроме того, в приказе была предусмотрена «установка
торсионов на дверях двигателя» (для облегчения открытия дверей/решеток
двигателя). Некоторые из восстановленных Ford M4A3(75) в 1950-е годы были
предоставлены в качестве военной помощи, например, Перу. Некоторые были
возвращены на службу в армию США. (Рис.23)
.files/image086.png)
Рис.23 – Один из восстановленных М4А3(75).
.files/image087.png)
Рис.24 – Так выглядело большинство танков М4 в 1958г.,
на переднем плане М4А3(75).
Американцы очень мало снабжали танками
М4А4(75) своих союзников. Британцы получили всего 7 ед., видимо, в
ознакомительных целях, тем не менее британцы присвоили им обозначение Sherman IV.
В 1956г. Перу получили 40 шт. М4А3. Также
в 1950-е годы некоторое количество танков М4А3 поступило в Парагвай. Пишут, что
по состоянию на 2010г. в этой стране все еще имелось 5 этих танков.
На шасси танков Medium M4 проектировались
и строились РСЗО, САУ огневой поддержки и противотанковые, а также другие виды
техники (подробно см. «Американское танкостроение 1938-1942гг.»).
.files/image074.jpg)
.files/image076.jpg)