Medium Tank M4А2(75) Sherman III

 

 

Medium Tank M4А2(75)

США

Средний танк

масса

30,9 т

вооружение

 

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

375 - 400/410 л.с.

выпускался

Выпускался 1942-1943гг., American Locomotive Company, Baldwin Locomotive Works, Pullman-Standard Car Company, Fisher Tank Arsenal, Federal Mashine & Welder Company

7053 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Дизельные танки М4 с 75-мм пушкой получили обозначение Medium Tank M4A2(75), первый образец появился в апреле 1942г. M4A2(75) являл собой М4 со сварным корпусом и литой башней. (Рис.1)

 

Рис.1 – Боковая проекция и компоновка танка М4А2.

 

   Масса варианта 30,9 т. Габариты: длина – 6,08 м, ширина – 2,69 м, высота – 2,88 м. Бронирование: лоб корпуса 64 мм/47°, борт и корма корпуса 38 мм, крыша 19-25 мм, днище 13-25 мм, лоб башни 76-89 мм, борт и корма башни 51 мм.

   В процессе выпуска изменялась конструкция лобовых деталей танка. (Рис.2)

 

Рис.2 – Варианты лобовых элементов танков М4А2(75) от производителя Fisher.

 

   С лета 1943 года производители танков М4, вероятно, в целях экономии начали сваривать между собой броневые плиты, не имевшие скосов – т.н. плиты квадратного сечения. На фото представлен М4А2(75) от Fisher – броневой лист не имеет скоса и как был, так и приварен к корпусу. (Рис.3)

 

Рис.3 - Вид на соединение броневых плит квадратного сечения на танке М4А2(75) от Fisher. Фото Jim Goetz.

 

     Состав экипажа 5 чел. (Рис.4)

 

Рис.4 – Часть интерьера М4А2. 1 – рулевые рычаги, 2 – конфигурация приборной панели отражает двухмоторную конструкцию силового агрегата, 3 – табличка с техническими данными танка, 4 – внутренняя канавка отбойника, 5 – приспособление для фиксации пулемета.

 

   Вооружение: одна 75-мм пушка М3, два 7,62-мм пулемета Browning M1919A4, прилагался также 12,7-мм зенитный пулемет.

    Боекомплект: 97 снарядов к орудию, 300 патронов к зенитному пулемету и 3600 или 4750 к пулеметам винтовочного калибра.

   97 75-мм патронов хранились стопками в открытых стеллажах. В деталях боекомплект 75-мм орудия размещался так: 30 снарядов (выделены желтым), помещались на полу танка, были наиболее защищенными, но наименее доступными. Большая часть оставшихся снарядов была размещена «высоко» в верхней части корпуса танка: 47 - в трех отсеках (выделены синим цветом) на «полках» спонсона, а 12 «готовых снарядов» (выделены красным) были прикреплены к башне. Еще 8 готовых снарядов (выделены зеленым) хранились на полу корзины башни у подножия заряжающего. (Рис.5)

 

Рис.5 - Рисунок из Технического руководства за январь 1943 года к варианту М4А2(75).

 

   Интересно, что морпехи США умудрялись затолкать в танк М4А2(75) до 125 снарядов – вспоминает американский ветеран высадки в Тараве: «Начнем с того, что у них были стойки на девяносто семь снарядов калибра 75 миллиметров. Мы модифицировали эти стойки и поместили в них сто двадцать пять снарядов».

    Танк получил спарку шестицилиндровых дизелей GM 6–71 мощностью 140 л.с. каждый, каковая спарка образовывала агрегат GM 6046, мощностью от 375 л.с. до 400/410 л.с. (Рис.6)

 

Рис.6 - GMC 6046.

 

   Высокий крутящий момент двигателя давал танку хорошую проходимость на малых скоростях. (Рис.7)

 

Рис.7 – Табличка с техническими характеристиками М4А2. Видны рекомендуемые значения для переключения передач. Фото Arnaud Marquet.

 

   Установка нового двигателя повлекла некоторые изменения в кормовой части машины. (Рис.8)

 

Рис.8 – Любопытная фотография частично разукомплектованного танка М4А2.

Через моторное отделение, в котором отсутствует двигатель просматривается

перфорированная стальная сетка (3) вокруг корзины башни. Фото датировано 21 мая 1945г.

 

    Верхний задний лист корпуса был изменен, удлинен и установлен под углом, чтобы разместить и защитить установленные сзади радиаторы. Дверцы доступа к двигателю в нижней задней пластине оригинальной конструкции M3 были удалены. (Рис.9)

 

 

 Наклонный кормовой лист.

 

Выхлопная система.

Рис.9 – Особенности внешнего вида М4А2(75).

 

    Обслуживание двигателя осуществлялось через довольно большую пару жалюзийных дверей на моторной палубе. (Рис.10)

 

 

Рис.10 – Вид на жалюзийные двери доступа к мотору.

 

    Согласно техническому руководству M4A2(75), «Доступ в моторный отсек осуществляется через моторный люк на задней палубе. Люк закрывается двумя тяжелыми стальными жалюзийными дверями, расположенными заподлицо с палубой. Между двигателями и жалюзи двери представляют собой брызговик из ​​термообработанной стали толщиной 1/4 дюйма, шарнирно закрепленный спереди так, что его можно поднять и открыть доступ к двигателю». (Рис.11)

 

 

Рис.11 – Фото крышки двигателя, которая располагалась сверху двигателя и масляных фильтров. 1- жалюзи, 2 – брызговик из термообработанной стали, 3 – отливка брызговика.

 

   Ходовая часть М4А2(75) была общей со всеми танками семейства М4.

   Скорость и запас хода дизельной машины указывают заметно больший, чем у предыдущих модификаций – 45 (или 48) км/ч и 240 или 295 км, соответственно (хотя запас топлива уменьшился до 148 галлонов, по сравнению со 172 галлонами у М4(75)/М4А1(75)).

   М4А2(75) проходил те же модернизации в ходовой части, башне, приборов наблюдения и наведения, бронировки трансмиссии. (Рис.12)

 

 

Первый серийный М4А2(75) на заводе Fisher Body Flint № 1.

На фото Medium M4A2(75) ранней серии, в лобовом элементе корпуса все еще просматривается спарка пулеметов, трехкомпонентная защита трансмиссии.

 

Строй танков М4А2(75) (-?), второй в ряду стоит танк, на котором видна опытная сварная бронировка трансмиссии. Эта была т.н. сварно-литой корпус дифференциала. Эту машину по ошибке 20 августа 1942г. отправили в СССР, но в целом этот вариант бронировки трансмиссии посчитали дорогим и от него отказались.

 

На снимках  нижнего ряда представлен танк от ALCO, цифрами обозначены особенности: 1 – дефлектор выхлопных газов, состоящий из кусков листового металла, закрепленных на концах парой кронштейнов; 2 – заглушка крышки грунтозацепа, установленная ​​заподлицо с броней; 3 – литая «шишка» рядом с носовым пулеметом, отливка предназначалась для спарки пулеметов, но заделана сваркой (имелась не на всех машинах).

 

На этих двух снимках хорошо просматривается положение курсового пулемета.

 

М4А2(75) от фирмы Baldwin.

Три представленных выше танка М4А2(75) от фирмы Pullman (SN 906 и SN 908), характерной их особенностью являются тележки старого образца М3.

На этих двух фото М4А2(75) также от фирмы Pullman, но уже с тележками нового типа М4.

Возможно, они были установлены на Честерском танковом депо в начале 1943 года во время подготовки к отправке за границу.

 

 

Так выглядели танки от Pullman к концу производства.

Первый М4А2(75) от Fisher.

  

 На снимке в середине цифрами обозначены точки заправки танка горючим, маслом и водой. Рядом справа показана конструкция заливной горловины.

 

От Federal Machine and Welder.

От Federal Machine and Welder.

 

Произведены на FMW в сентябре-декабре 1943г. Считается, что машины этого производителя отличались наилучшим качеством исполнения.

  

Рис.12 – Варианты Medium Tank M4A2(75).

 

   На некоторых танках М4А2(75) по требованию британской стороны на башнях устанавливался кронштейн для крепления «Солнечного компаса» (Sun Compass). (Рис.13)

 

Рис.13 – Кронштейн под Sun Compass обведен на башне. Во врезке фигурирует сам прибор. Справа – список модификаций для М4А2(75) на Chester Tank Depot по состоянию на 22 октября 1943 года, пункт 12: «Установить кронштейны Sun Compass».

 

   Компас изготавливался компанией Abrams Instrument Company в Лансинге, штат Мичиган. В техническом руководстве от ноября 1943 года он описывается как «механическое устройство, которое использует азимут Солнца для определения истинного направления». В руководстве приводятся указания, как и где его использовать, в том числе: «На танке он должен устанавливаться снаружи башни, чтобы командир танка мог наблюдать за ним при открытом люке». (Рис.14)

 

Рис.14 – Современное фото Sun Compass на башне танка. Танк выставлялся весной 2020г. на выставке аргентинского Министерства обороны в Буэнос-Айресе. Фото Mariano Paz.

 

   Британцы считали уместным использовать этот прибор в условиях солнечной Ливийской пустыни.

   Варианту М4А2(75) были присущи те же проблемы, что и у других модификаций М4: проблемы с воздухофильтрами, системой охлаждения, сцеплением.

    Для управления любым вариантом танков Medium M4 водителю требовалось приложить приличную мускульную силу. С самого начала конструкторы M3 и M4 искали способы облегчить водителю управление рулевыми рычагами, используя различные методы усиления. На одном из танков М4А2 (SN 908) тестировалась «Вакуумная система управления мощностью для средних танков, М4». Испытания оказались неудовлетворительными.

   В конце 1944 года Управление вооружений разработало бронированные дефлекторы выхлопных газов. Связано это было с тем, что данная деталь легко повреждалась осколками. Новый дефлектор получил в качестве дополнительной защиты бронещит, заменив прежнюю деталь из листового металла, над выхлопным отверстием и резонаторами. В феврале 1945г. новый дефлектор выхлопных газов смоделировали на М4А2(75) с серийным номером 47564. (Рис.15)

 

 

Рис.15 – Измененный вариант дефлектора.

 

    В литературе можно встретить, что некоторое количество машин М2А2(75), произведенных в 1944г., могли получить новую конструкцию боеукладок – так называемые, «мокрые боеукладки». Боевое применение танков типа М4 показало, что при попадании бронебойных снарядов в борта корпуса танк склонен к возгоранию пороховых зарядов боеприпасов. Новая конструкция боеукладки включала перемещение боеукладок на пол боевого отделения, а в промежутки между гнездами снарядов заливалась вода, смешанная с антифризом и ингибитором коррозии. «Мокрая» боеукладка имела значительно меньшую склонность к возгоранию при поражении бортов танка снарядами, а также при пожаре. Пишут, для реализации идеи подбашенная корзина лишалась полика и стенок. На бортах таких танков не было дополнительных броневых экранов. Вариант М4А2(75) с «мокрой боеукладкой» называют М4А2(75)W. В качестве подтверждения этого мнения приводится фотография танка М4А2(75), сделанная в феврале 1945г., принадлежавшего Корпусу морской пехоты США (USMC). (Рис.16)

 

Рис.16 – Указывают, что этот танк М4А2(75), принадлежал роте "С" 4-го танкового батальона морской пехоты. Фото сделано на о. Иводзима, февраль 1945г.

 

    Источники прямо указывают, что это М4А2(75)W, поскольку на нем не видно дополнительных бортовых аппликаций и очень похоже, что танк имел новый корпус с углом наклона лобовой брони 47° и большими/овальными люками водителя и его помощника. Дополнительных аппликаций на борту танка действительно не видно – по той причине, что борта данной машины зашиты досками (морпехи применяли такую импровизированную защиту против японских кумулятивных снарядов) и сказать, были на танке дополнительные бронированные бортовые экраны или нет – нельзя. По поводу второго замечания – о новом корпусе – возможно, это так. Тут следует пояснить, что танки М4А2(75), выпускавшиеся в 1944г. на Fisher Body и в самом деле получали новый корпус, но в этих машинах, как сообщают исследователи Pierre-Olivier Buan, Joe DeMarco and Leife Hulbert (Sherman minutia Website), не было мокрой боеукладки. Такой вариант М4А2(75) – с новым корпусом, но без боеукладки – выделяют в отдельную модификацию М4А2(75) Dry (он отнесен к следующему Этапу американского танкостроения). При этом танки М4А2 с 76-мм пушкой (М4А2(76)) действительно получали мокрую боеукладку, но рассказ о М4А2(76)W также выходит за рамки данного Этапа американского танкостроения.

     Систематизируя определенные крупные изменения, вносившиеся в конструкцию М4А2(75) в течение производственной программы, можно выделить несколько вариантов этой модификации. (Рис.17)

 

Рис.17 – Собирательный образ Medium М4А2(75).

 

Таблица – Основные варианты модификации М4А2(75).

сварной корпус

угол наклона лобовой брони 57°

75-мм орудие М3

2 пулемета, спарка лобовых пулеметов отсутствует (на танках совсем ранней постройки спарка могла быть)

подвеска VVSS

маленькие люки водителя и его помощника

сухая боеукладка

7053 шт.

Fisher Body, Baldwin LW, Federal Machine and Welder, ALCO and Pullman Standard

трехсекционный кожух трансмиссии

единый кожух трансмиссии

единый заостренный кожух трансмиссии

 

     В принципе, американская армия не была заинтересована в дизельных танках. Считалось, что использование дизелей на танках прекратится, как только промышленность сможет дать нужное количество бензиновых моторов. Дизельные танки решили не посылать за границу, а применять только в учебных целях. Но 13 июня 1942г. решение на производство дизельного варианта М4 пересмотрели. Оказалось, что СССР и Великобритания, которым США поставляли танки, предпочитают дизельные моторы бензиновым. 4 ноября 1942г. дизельные танки оставили в производстве: около 92% танков М4А2, собранных в США, шли либо в Великобританию, либо в СССР - из 8053 танков данного типа 7413 ушло по программе ленд-лиза.

   Британцы активно применяли М4А2(75) в бою в условиях пустыни Северной Африки с октября 1942г. В сводке за декабрь 1942г. они хвалили машины. По сравнению с бензиновыми M4A1(75) дизельные M4A2(75) вели себя гораздо лучше при езде по бездорожью. (Рис.18)

 

Рис.18 – Британский М4А2(75) преодолевает песчаный бархан.

 

    Топлива хватало на 90-100 миль (145-160 км) пробега без дозаправки. Машина уверенно вела себя при резком маневрировании. Хорошо зарекомендовали себя, установленные на башне 12.7-мм зенитные пулеметы Browning – они оказались более эффективными, чем британские пулемёты винтовочного калибра. Но танкисты жаловались, что пулемёт мешает выбираться из люка. «Браунинги» снимали, оставляя их только на одном танке в каждом взводе. Высвободившиеся пулемёты ставили на грузовики. Жаловались британцы на проблемы с инжектором. Образование нагара выводило их из строя в массовом порядке. Американцы уже знали об этом явлении и пытались с ним бороться, но безуспешно. В сводке отмечалось, что были осмотрены двигатели как с новыми, так и со старыми инжекторами, но проблема наблюдалась в обоих случаях. Расследование показало, что проблема заключается в попадании в мотор большого количества масла из-за несовершенной системы смазки. Так как штатным датчикам доверять было нельзя, танкистам пришлось изготавливать щупы и проверять уровень масла самим. Другие механические проблемы проявлялись редко и наблюдались чаще всего в левом двигателе. Сцепление требовалось регулировать каждые 30 миль (48 км) пробега. М4А2(75) страдали и от проблемы, типичной для всех модификаций семейства — разрушения бандажей опорных катков и резиновых накладок гусеничных траков. По мере накопления опыта эксплуатации танков в Африке, туда начали прибывать машины с металлическими гусеницами и катками с вентиляционными желобками. Также для сбережения ресурса бандажей скорость машин ограничили 20 милями (32 км) в час. Несмотря на все проблемы, при правильной эксплуатации танки оказались весьма надёжными. В июне 1943 года отмечалось, что отдельные машины в Африке имеют пробег свыше 2000 миль (3200 км). В среднем же срок службы оценивался примерно в 1500 миль (2400 км). Надёжность М4А2(75) оценили как «очень высокую», в то время как надежность М4А1(75) была оценена как «высокая». Максимальная скорость М4А2(75) достигала 32 миль (52 км) в час, в пустыне он развивал 20 миль (32 км) в час. По хорошей дороге топлива хватало на 120 миль (190 км) пробега. Осмотр подбитых машин показал, что лобовая броня корпуса и башни надёжно держит 50-мм снаряды, пробить борт или бронировку трансмиссии было гораздо легче. Удачное попадание немецкого 75-мм снаряда в башню могло заклинить орудие, а обстрел ходовой части фугасными снарядами мог обездвижить танк. Отмечалась также склонность к детонации боезапаса из-за «высокого» расположения боекомплекта внутри танка.

    В Италии проблемы танков М2А4(75) умножились. Из строевых частей жаловались, что на профилактическое обслуживание не хватает времени. Без тщательного ухода характеристики танков стали падать после пробега в 1000 миль (1600 км). Всё чаще наблюдались проблемы со сцеплением, падала мощность двигателей, танки вели себя довольно плохо на сложных участках местности. Частым явлением было низкое давление масла, наблюдались проблемы с электрогенераторами «Хоумлайт». Например, у машины с WD-номером T.152897 левый мотор вышел из строя после всего 120 миль (190 км) пробега. На другом М4А2 с пробегом всего 200 миль (320 км) сломалась трансмиссия. Трансмиссии производства компании «Катерпиллер» вообще оказались намного менее надёжными, чем другие. В горной местности обнаружился ещё один дефект. Длительное вождение танка в накренённом состоянии часто кончалось повреждением бортовой передачи из-за перелива масла, нарушавшего работу системы охлаждения. Резиновые бандажи опорных катков плохо реагировали на жаркую погоду и выходили из строя спустя порядка 400 миль (640 км) пробега; с металлическими гусеницами бандажи разрушались ещё быстрее. Повреждение поддерживающих катков тоже не было редкостью. К 600 милям (965 км) пробега резина с гусеничных траков слезала полностью, но бывало так, что заменить их было нечем, и траки представляли собой голый металл. (Рис.19)

 

Рис.19 – Замена траков на М4А2(75).

 

    В сентябре 1943г. британские механики стали отмечать более низкое качество прибывающих машин М4А2. Например, инжекторы прибывали ржавыми, забитыми мусором или неправильно собранными. Британцам приходилось вручную разбирать и осматривать каждый мотор. Американские же представители пеняли британским механикам, что они разбирают танки и чистят инжекторы без всякой надобности. Кроме того, датчики масла неправильно указывали его количество в баках; вероятно, из-за этого новые M4A2 прибывали с избытком до 5 галлонов (22,7 литра) масла в системе смазки, что приводило к дополнительным проблемам с инжекторами. Фиксировались дефекты воздушных фильтров. В условиях войсковой эксплуатации вскрылась проблема буксирного крюка. При использовании буксирного крюка решётка, защищающая глушители, деформировалась. Также выяснилось, что при работающем двигателе выхлопные газы отражаются решёткой вниз и поднимают значительное количество пыли. К 1944 году недостатки конструкции становились все более критичными. Детонация боеукладок также являлась существенным недостатком танка: 81% подбитых машин гибли именно из-за детонации боекомплекта. За счет экранировки выгадывались лишь секунды, прежде чем она взрывалась. При этом большая высота танка не всегда считалась британскими экипажами недостатком: некоторым нравилось, что командир с высоты башни имел обзор поверх близких препятствий и мог вовремя заметить опасность. Хотя количество жалоб росло, М4А2(75) оставался любимцем многих британских частей: «хорошим танком, которым британская армия гордится». Известен случай, когда 7 февраля 1944 года командованию 2-й бронетанковой бригады сообщили, что соединению придётся сменить свои М4А2 на танки-амфибии Sherman Mk.V DD. В ответ танкисты выдвинули условие, что после высадки на континенте дизельные машины им вернут.

   В начале эксплуатации танков М4А2 в СССР случились массовые поломки дизельных моторов этих танков - за декабрь 1942г. сломалось 5 моторов, при этом на тот момент в войсках РККА находилось всего 26 машин этого типа. Разбирательства, начавшиеся к началу 1943 года, выявили причину выхода моторов из строя - инжекторы серии M, благодаря которым достигалась высокая мощность двигателя. Пишут, что провели испытания инжекторов типа А и S (они перенастраивались под конфигурацию серии M), но попытка дала отрицательные результаты. Мощность мотора снижалась, одновременно повышался расход топлива. Тем не менее, в США срочно заказали 300 инжекторов серии A. Дальнейшие разбирательства показали, что основной причиной поломок являлось качество изготовления инжекторов.

   Чтобы объективно разобраться в возможностях танка Medium M4A2(75) в СССР провели его глобальные испытания. В качестве объекта испытаний выступал танк с серийным номером 2572 и регистрационным номером U.S.A. W-3021079. Это был типичный М4А2 ранних поставок, изготовленный Fisher Tank Division в августе 1942 года. На танке ставилась башня D50878, введенная с апреля 1942 года и продержавшаяся в производстве до весны 1943 года. Вместо резинометаллических траков T51 на танке были установлены цельнометаллические траки T49. (Рис.20)

 

 

Рис.20 – М4А2 с серийным номером 2572 и регистрационным номером U.S.A. W-3021079.

 

   При знакомстве с конструкцией танка советские специалисты обратили внимание на ряд моментов. 1. Слишком большая высота танка. 2. Хорошие условия работы в отделении управления. 3. Наличие перископических смотровых приборов, сообщавших хорошую обзорность водителю и его помощнику. (Рис.21)

 

Рис.21 – Схема обзорности из отделения управления, выполненная советскими специалистами.

 

    4. Комфортные условия работы экипажа в боевом отделении. 5. «Глухая» конструкция подбашенной корзины, усложнявшая работу заряжающего. 6. Отсутствие достаточного количества люков в башне (всего один) для покидания боевого отделения тремя членами экипажа (- позже появится еще один люк на башне). 7. Удачный механизм поворота башни, совмещенный с гидравлическим приводом, обеспечивавший полный поворот башни за 15 сек. 8. Наличие стабилизатора орудия в вертикальной плоскости. При стрельбе с хода, при отключенном стабилизаторе, удалось добиться 47% попаданий, а скорострельность составила 3,87 выстрела в минуту. После включения стабилизатора процент попаданий вырос до 80%, а скорострельность - до 5,17 выстрелов в минуту. 8. Хорошая обзорность из боевого отделения.

    Испытания танка разбили на несколько этапов. Первым из них стали кратковременные ходовые испытания. Согласно подписанной программе, танк должен был пройти 500 километров, из них 100 по шоссе, 250 по проселочной дороге и 150 по целине. Целью ходовых испытаний являлось определение скоростных характеристик, а также данных по проходимости. Не менее важным моментом являлось получение данных о зимней эксплуатации танка.

   Официально первый этап испытаний начался 19 декабря 1942 года, а закончился 3 февраля 1943 года. Вместо 500 километров машина прошла 665, из них на родных траках T49 первые 421 километр пути. Вторым этапом стало испытание вооружения, проходило оно с 11 февраля по 19 марта 1943 года.

   Для проведения полноценных ходовых испытаний их условия максимально приблизили к фронтовым. Это означало, что использовалось отечественное дизельное топливо. В системе смазки двигателей американское масло заменили на отечественное, марки ЭЛ. Американское масло в трансмиссии заменять не стали.

   Условия испытаний вполне подходили для проверки танка в зимних условиях. (Рис.22)

 

Рис.22 – Во время зимних ходовых испытаний.

 

    На Минском шоссе дорога была покрыта укатанным снегом. На такой трассе максимальная скорость, с использованием траков T49, составила 45,9 км/ч. Это было немного меньше паспортных данных. Средняя скорость по шоссе составила 29,1 км/ч. Это было заметно выше показателей Medium М3 (М3С). При установке на М4А2 траков T51 со шпорами максимальная скорость снижалась до 31,8 км/ч, а средняя - до 25,6 м/ч. Расход топлива по шоссе составил 195 литров на 100 километров. В случае установки траков T51 со шпорами (Рис.23) он возрастал до 306 литров на 100 километров.

 

Рис.23 – Траки Т51 с установленными шпорами.

 

   Средняя скорость по проселку, с траками Т49, составила 22,4 км/ч, а с траками Т51 и шпорами - 19,1 км/ч. По целине средняя скорость составила 17 и 16,5 км/ч соответственно. Расход топлива по проселку составил 268 литров на 100 километров с первым типом траков, и 396 со вторым типом. По целине расход составил 350 и 474 литра соответственно. 

   В случае с траками Т49 одной из задач, при их создании, являлось повышение сцепления с дорогой.  Испытатели в Кубинке по этому поводу выяснили, что во время езды траки довольно быстро забивались снегом, после чего танк становился неуправляемым. Был зафиксирован случай, когда танк, двигаясь на скорости 30 км/ч, улетел в кювет и завалился на бок. (Рис.24)

 

Обратная сторона траков Т49. Они быстро забивались снегом, после чего машина становилась неуправляемой.

Рис.24 – Танк на траках Т49 завалился на бок.

 

    Кроме того, во время движения крепления шпор постепенно выходили из строя. (Рис.25)

 

Рис.25 – Поврежденные шпоры.

 

   С 28 мая 1943 года испытуемый танк проходил летние тестирования, но из-за отсутствия запчастей, 3 июня их приостановили. (Рис.26)

 

 Второй этап испытаний проходил с 28 мая по 18 августа 1943 года.

Рис.26 - Танк М4А2(75) с серийным номером 2572 во время летних испытаний в СССР.

 

   Основной этап летних испытаний пришелся на период с 28 июля по 18 августа 1943 года. Всего предполагалось пройти 1700 километров, реально танк преодолел 2385. Главной причиной паузы в испытаниях стала проблема с мотором, впрочем, и в ходовой части выявились узкие места. С 1758-го километра началось разрушение бандажей опорных катков, а на 1930-м километре пробега разорвало правую гусеничную ленту из цельнометаллических траков T49. (Рис.27)

 

Рис.27 – Указывают, что на этом фото фиксируется момент разрыва трака, хотя, возможно, это просто эпизод вождения танка по косогору.

 

    Позже в американской армии имелось указание заменять траки T49 на другие модели, поскольку цельнометаллические траки изнашивали бандажи опорных катков. (Рис.28)

 

Рис.28 – Результат воздействия цельнометаллического трака Т49 на бандажи опорных катков.

 

    В летних условиях динамические характеристики танка оказались заметно выше. На мерном километре М4А2(75) показал 50 км/ч, что выше паспортных данных. Поскольку траки Т49 сломались в начале летних испытаний, на них смогли проверить только среднюю скорость по проселку, она составила 19,5 км/ч. На траках Т51 средняя скорость по шоссе составила 39,7 км/ч, а по проселку - 20,1 км/ч. Более низкая скорость по проселку была связана с тяжелыми дорожными условиями. Средний расход топлива по шоссе составил 167 литров на 100 километров, а по проселку - 246 литров. (Рис.29)

 

Рис.29 – Испытание на спуске.

 

    По итогам ходовых испытаний танк удостоился высоких оценок. Указывалась высокая надежность эксплуатации. Мотор GM 6046 проработал 176 часов. Отмечалось удобство обслуживания танка. По оценке испытателей, трансмиссионный блок мог работать, без замены масла 4000-4500 километров, так что американское масло рекомендовалось не сливать.

  Интересно, что в начале 1944г. в СССР обсуждалась идея установить на танк М4А2 башню от Т-34 с 85-мм пушкой – идея кажется странной, т.к. внутренний просвет башни М4 был шире, чем на советских танках Т-34. (Рис.30)

 

Рис.30 – Творческая реконструкция М4А2 с башней от советского Т-34-85.

 

   Несмотря на отсутствие глубокой заинтересованности в дизельных танках М4А2, американцы также испытывали боевые возможности этой машины.

   Практическая скорострельность из 75-мм пушки составила 6–7 выстрелов в минуту, а отстрел трёх снарядов занимал 24–28 секунд. Ограничивала скорострельность сильная загазованность боевого отделения. В отличие от М4(75) и М4А1(75), на которых проветривать боевое отделение помогал двигатель, дизельный двигатель на холостом ходу не проветривал боевое отделение в достаточной степени. Дело в том, что на холостом ходу обороты двигателя держались на уровне 300–400 в минуту - ниже, чем у других модификаций М4. В результате двигатель засасывал мало воздуха и плохо очищал боевое отделение от пороховых газов после стрельбы. Для уменьшения концентрации пороховых газов в боевом отделении наполовину требовалось 33 секунды по сравнению с 17 секундами у M4A1(75). Хуже всего с вентиляцией было в башне, особенно для заряжающего. Спустя 10 секунд после серии из пяти выстрелов концентрация соединений аммония у места заряжающего составляла 240–270 долей на миллион. У экипажа сильно слезились глаза, цель становилось не видно. Очистить воздух в боевом отделении можно было, поддав газу: при 1150–1200 оборотах в минуту время на очистку воздуха в боевом отделении снижалось до 5 секунд. В целом, вентиляцию в М4А2 признали недостаточной.

   В июле 1943г. шесть M4A2 прошли испытания в калифорнийской пустыне. За первые 15 дней пробега пришлось заменить 16 пружин подвески, 45 бандажей, один каток, три валика и пять соединений траков. За последующие 14 дней пришлось заменить еще два бандажа и пять пружин подвески. Надёжность ходовой части всё ещё оставляла желать лучшего, но стала приемлемой. В общей сумме машины прошли 9064 мили (14 590 км).

    Обстрел танка (Рис.31) показал, что удары снарядов о броню не сбивают приборы внутри. Более мощные удары, которые нарушали тыльную прочность брони, могли сбить перископический прицел.

 

Рис.31 – Корпус М4А2 в качестве стенда для баллистических испытаний. Цифрами обозначены особенности, характерные для производителя Fisher.

 

    При попадании снарядов в башню разрушались болты башенного погона. Удар рядом с механизмом поворота башни выводил его из строя. Танк можно было подбить, стреляя с воздуха по надмоторной плите или воздухозаборнику. Попадание осколочно-фугасного снаряда в корму башни, корпуса, надмоторную плиту, или даже разрыв непосредственно за танком могли вывести из строя машину. Разрыв 75-мм осколочно-фугасного снаряда о борт мог выбить половину подкрылка. Такие снаряды также могли разорвать гусеницу, но противопесочные щитки толщиной полдюйма (12,7 мм) могли вызвать предварительный подрыв снаряда и спасти танк. Испытатели отметили, что ящики из неброневой стали, наполненные металлическими предметами, тоже помогают предотвратить пробитие. Стрельба 75-мм бронебойными снарядами по бортам машины под углом 45° показала, что сварка была весьма высокого качества, и в сварных швах образовывались только маленькие трещины. Попадания в бронировку трансмиссии с нарушением тыльной прочности брони не выводили её из строя. В результате испытаний было рекомендовано улучшить крепление внутренних инструментов и усилить защиту радиаторов и масляных шлангов, а также механизма поворота башни. Основную защиту машины признали удовлетворительной. Тем не менее, во время боевых действий экипажи не были довольны уровнем защиты своих машин. Нередко бронирование танков улучшалось методом экранировки бортов с использованием листов брони, вырезанных из подбитых машин. В августе 1945 года эффективность полевой экранировки испытали на Абердинском полигоне. Из одного корпуса от М4А2 вырезали секции борта толщиной 1,5 дюйма (38 мм) с частью крыши шириной примерно 100 мм и установили на второй корпус М4А2. Крепления для экранов были сделаны также из обрезков корпуса танка-донора. Всего на экранировку ушло 4400 фунтов (2000 кг) металла и 90 фунтов (41 кг) электродов. На работу ушло 77 человеко-часов. Давление танка на грунт выросло на 0,07 кг/см². (Рис.32)

 

Рис.32 - Схема экранирования бортов М4А2.

 

   При обстреле слева 76-мм снаряды со скоростью 564 м/c (примерно соответствует дистанции 2 км) под углом 45° пробивали экран, но не основную броню. Четвёртое попадание в задний экран сорвало крепление, и экран отвалился. Обстрел правой стороны снарядами со скоростью 623 м/c (примерно соответствует дистанции 1600 метров) привёл к более значительным разрушениям: один снаряд из 10 пробил экран и основную броню, а некоторые крепления потрескались. Эффективность такого дополнительного бронирования оценивалась как достаточно высокая, а метод крепления сочли достаточно простым для установки таких экранов в полевых мастерских.

   В ходе боевых действий танки М4А2(75) подвергались разного рода паллиативным улучшениям и усовершенствованиям в зависимости от конкретной обстановки.

   Морпехи США оборудовали танки внештатными приспособлениями для борьбы с отчаянными японскими пехотинцами: противопехотными шипами (чтобы пехотинцы не могли вскарабкаться на танк), досками для борьбы с кумулятивными боеприпасами на палках и магнитными минами, которые японские пехотинцы использовали вполне успешно для борьбы с танками. (Рис.33, Рис.34)

 

Рис.33 – Танк, обшитый досками.

 

Рис.34 – Здесь показан еще один импровизированный вариант дополнительной бронировки, применявшийся американскими морпехами.

 

     Для участия в операции морского десантирования в Нормандии некоторые машины (- вероятно, первой линии) прошли протокол гидроизоляции. В рамках этих мероприятий машины оснащались металлическими коробами (шноркелями), для отвода выхлопных газов и вентиляции. Согласно техническому руководству, при правильном выполнении работы танк мог работать в воде на глубине до 6 футов в течение 8 минут. (Рис.35)

 

Рис.35 – М4А2(75) канадского танкового полка с установленными приспособлениями для преодоления водных препятствий.

 

     В дальнейшем эта система совершенствовалась. (Рис.36)

 

Рис.36 – Танк М4А2, SN 47564 с обновленными шноркелями. Фото июля 1945г.

 

     С апреля 1942г. по декабрь 1943г. произвели 7053 шт. М4А2(75).

     В апреле, на предприятиях Fisher Tank Arsenal (FTA) (Рис.37) и Pullman-Standard Car Company (P-SCC) началось производство танков М4А2(75).

 

Рис.37 – Производство M4A2(75) на заводе Fisher Tank Arsenal, 30 июля 1942 года.

 

     Дизельный вариант М4А2(75) в армию США практически не поступал – армия отдавала предпочтение танкам с бензиновыми моторами. Впрочем, во время боев в Тунисе после разгрома в начале 1943г. 1-й бронетанковой дивизии армии США британцы передали союзникам в аренду 54 танка М4А2(75) для создания резерва. Однако, как сообщают источники, противник отошел и в их «использовании не было необходимости». Пишут, что танки М4А2(75) были возвращены британцам 27 февраля 1943г., но встречается фото от 16 апреля 1943г, на котором танк М4А2(75) находится в руках у американского оператора. (Рис.38)

 

Рис.38 – М4А2(75). Фотография армии США датирована 16 апреля 1943 года «На Тунисском фронте». На фото запечатлен сержант Мануэль Сильвия из Маттапуазетта, штат Массачусетс, регулирующий колесо тележки на танке.

 

     Кроме того, в конце декабря 1944г. американцы запросили у союзников танки Medium M4 для срочного восполнения потерь, понесенных ими в ходе немецкого наступления в Арденнах. Помимо прочих вариантов, американцам предоставили 44 шт. М4А2(75). Эти машины (или часть из них) применялись армией США зимой 1944/45гг. (Рис.39)

 

 

Рис.39 – Танки М4А2(75) американского 31-го танкового батальона 7-й бронетанковой дивизии. Зима 1944/45гг.

 

     Если в части Армии США вариант М4А2(75) попадал как-то «полулегально», то для Корпуса морской пехотой (USMC) дизельные танки М4 стали штатными. Многие авторы считают, что морпехи выбрали дизельный вариант, поскольку большинство десантно-высадочных средств флота (танкодесантные баржи и плашкоуты) имело дизельные силовые установки. Это обстоятельство облегчало снабжение танковых подразделений горючим. Однако автор Romain Cansiere указывает, что решение Корпуса морской пехоты США использовать M4A2(75) в качестве основного боевого танка не имело ничего общего с дизельным топливом. Скорее, этот вариант был «первым, который Корпус мог быстро получить в больших количествах» из ограниченного запаса средних танков, имевшихся в конце 1942г. - начале 1943 года. Утверждается, что USMC получил в общей сложности 493 единицы М4А2(75), но из них, вероятно, 215 штук приходится на более поздний вариант М4А2(75) Dry. (Рис.40)

 

Рис.40 – Один из первых М4А2(75), поступивший на вооружение морской пехоты США.

Морпехи получили его в начале 1943г. в Кэмп-Эллиот (Camp Elliot), Калифорния.

 

     Формирование танковых рот в составе Корпуса морской пехоты, вооруженных средними М4, началось в середине 1943г. и велось по мере поступления новой материальной части. Большинство танков, принимавших участие в Тихоокеанских кампаниях, были гидроизолированы и оснащены глубоководными бродовыми стояками, поскольку предполагалось, что им придется добираться до берега во время десантов на различные острова. (Рис.41)

 

Рис.41 – На фото показан М4, который «покидает LSM во время испытания на разгрузку на глубине 6 футов у острова Лос-Негрос (Los Negros Island)».

LSM (Десантный Корабль Средний) мог нести на своей палубе пять средних танков и несколько тактических машин.

 

    Боевое крещение на Тихом океане М4А2(75) получили во время высадки на Тараву 20 ноября 1943г., в деле приняли участие 14 танков М4. (Рис.42, Рис.43)

 

Рис.42 – M4A2(75) с личным именем «Коммандо», подбитый на Тараве. На фотографии видны многочисленные попадания в борт.

 

Рис.43 – Еще один М4А2(75), подбитый на о. Тарава. Танк был подбит японским 75-мм зенитным орудием.

 

     В декабре 1943г. М4А2(75) принимали участие в боях на Соломоновых островах в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. (Рис.44)

 

undefined

Рис.44 – M4A2(75) вместе с морскими пехотинцами.

 

    В июне 1944г. USMC (2-й и 4-й танковые батальоны) применял свои танки в боях на Сайпане.

     Все без исключения японские танки были бессильны против средних М4. Даже 47-мм пушки средних танков «Шинхото Чи-ха» и аналогичные им по баллистике 47-мм противотанковые пушки Тип 1 не пробивали лобовую броню Medium M4 и могли поражать их только в борт и корму. Основными противниками американских танков стали мины, замаскированные противотанковые пушки, стрелявшие в упор, и пехотинцы-смертники. Бороться приходилось и с самой местностью. Не каждый танк мог справиться с мокрым песком на пляжах, на которые приходилось высаживаться, и тут как раз пригодилась особенность дизельных моторов. Для высадки прямо в воду танки оснащались особыми трубами для воздухозаборников. Иногда М4А2(75) не высаживали с десантных кораблей – танки вели огонь из танковых пушек прямо с палубы.

     К 1945 году морская пехота США начала переход от дизельного танка M4A2(75) к бензиновому M4A3(75). В июне 1945г. (по другим сведениям, осенью 1945г.) варианты М4А2(75) оказались обладателями статуса «ограниченного стандарта», т.е. – устаревшими типами. В морской пехоте М4А2(75) заменили на М4А3(75) в 1946г.

     Эксплуатация танков британцами.

     15 июля 1942 года США отправили британцам в Северную Африку 212 M4A1(75) и 90 M4A2(75). Это была почти вся продукция на тот момент, и она производилась в экстренном порядке. Пишут, что танки забирали прямо из американских частей. Британцы немедленно классифицировали новинку как тяжелый крейсерский танк. Краткое техническое описание новинки британцы составили 4 сентября 1942г. Британцы приняли собственную систему обозначений танков типа Medium M4. М4А2 по-британски звучал как Sherman III.    Всего британцам (включая армии Содружества) было поставлено 5041 ед. Sherman III.

    Осенью 1942г. начались крупные поставки дизельных вариантов Sherman III (М4А2). В сентябре 1942г. было отправлено 305 дизельных машин, в октябре – 370 (пишут, что к 23 октября 1942г. в войсках в Северной Африке находилось около 30 танков М4А2), в ноябре 600, в декабре – 685.

     В дальнейшем выделенные танки не перемещались к месту назначения мгновенно, а ждали своей очереди. 

   Для действий на Ближнем Востоке, включая Средиземноморье, помимо других вариантов М4, выделили 1618 M4A2 — фактически прибыли 1418 из них, а ещё 78 утонули при перевозке. 20 ноября 1943 года сообщалось, что в Италии и Северной Африке находилось 1135 M4A2 «в соединениях» или в резерве.

    К 20 июня 1943 года непосредственно для метрополии американцы выделили 1301 танк M4A1(75), M4A2(75) и M4A4(75), которые считались вместе. Из этих машин были поставлены только 994 единицы, прочие ждали отправки.

     Поставляемые в Британию «Шерманы» до поступления в войска расконсервировались и подвергались небольшой модификации, призванной обеспечить им соответствие принятым в британской армии стандартам.

   Вероятно, вначале многие переделки и обвесы могли производиться в мастерских МЕЕ уже после прибытия танков в Англию, но затем «подгонка под заказчика» проводилась в специальных танковых депо в США.

    Переделки состояли в следующем: 1. на танки устанавливался английский комплект Radio Set #19, состоящий из двух отдельных радиостанций и переговорного устройства. Радиостанции размещались в бронекоробке, приваренной к задней части башни, для доступа экипажа в задней стенке башни прорезалось отверстие; 2. на башню монтировалась английская 2-дюймовая дымовая мортирка, впоследствии она стала устанавливаться на все «Шерманы» ещё на заводе; 3. танк оборудовался двумя дополнительными системами пожаротушения; на башню и заднюю плиту корпуса монтировались ящики для ЗИП; 4. некоторые танки получили зеркало заднего вида, установленное на правой передней части корпуса.

    Кроме того, танки перекрашивались в стандартные, принятые для конкретного ТВД цвета, получали английскую маркировку и отличительные знаки, а также проходили небольшую модернизацию в зависимости от предполагаемого места применения. Например, танки, предназначенные для действий в Северной Африке, получали дополнительные крылья над гусеницами (противопылевые щитки), для уменьшения облака поднимаемой при движении пыли, крепления для маскировочных тентов, канистры с водой и топливом, забашенные ящики для имущества. Некоторое количество танков штабных рот маскировались под грузовики. (Рис.45)

 

Рис.45 – Танк М4А2(75), принадлежавший штабу британской 24-й бронетанковой бригады, замаскированный при помощи тентов под грузовик.

 

     К началу 1944г. британцы получили внушительное количество машин М4А2(75): 1747 из них прибыли на Ближний Восток, а 1092 — в Северную Африку. На этих театрах M4A2(75) стали самыми распространёнными «Шерманами», составляя 66% и 62% парка танков этого типа на театре военных действий соответственно. Однако теперь поставки «в регионы» прекратились, теперь танки накапливались в Англии в ожидании вторжения в Европу.

     Танки М4А2(75) начали свой боевой путь под британским флагом в 1942г. в Северной Африке. По итогам боев в Африке британские танкисты отдавали предпочтение именно дизельному варианту М4А2(75), который, в целом, хорошо показал себя в жарком климате. Британцы старались отправить как можно больше этих танков в Африку и Италию, оставляя в метрополии минимум машин для обучения экипажей. (Рис.46)

 

Рис.46 – М4А2(75), приготовленный американским персоналом к выдаче британским союзникам. Фото выполнено весной 1943г. в порту Оран. Эта база находилась в 600 милях от Туниса.

 

     На 31 декабря 1943г. британцы сообщили, что у них было около 4000 танков Sherman (разных модификаций) в Великобритании в рамках подготовки к вторжению в Нормандию.

К 20 июня 1944 года на острове скопилось 4459 M4A4 и 1595 M4A2. «Шерманов» М4(75) и M4A1(75) к этому времени поступило 1267, а ожидалось ещё 1065. К моменту высадки в Нормандии самым массовым танком в британской армии был Sherman M4A4.

     На 31 декабря 1943г. британцы сообщили, что у них было около 4000 танков Sherman (разных модификаций) в Великобритании в рамках подготовки к вторжению в Нормандию.

К 20 июня 1944 года на острове скопилось 4459 M4A4 и 1595 M4A2. «Шерманов» М4(75) и M4A1(75) к этому времени поступило 1267, а ожидалось ещё 1065. К моменту высадки в Нормандии самым массовым танком в британской армии был Sherman M4A4.

     С момента высадки в Нормандии разница в эффективности между бронетанковыми бригадами (Armoured Brigade) с «Шерманами» и танковыми бригадами (Tank Brigade) с «Черчиллями» обозначилась вполне чётко. К лету 1944 года огневой мощи 75-мм пушки уже не хватало. Бронебойный снаряд не был эффективным против тяжёлых немецких танков и даже не всегда пробивал поздние варианты Pz.Kpfw.IV. Осколочно-фугасный снаряд оставался мощным оружием танка, но стрельба по хорошо замаскированным противотанковым пушкам была делом сложным. С 2000 ярдов (1829 м) танкам приходилось выпускать порядка 15 снарядов для поражения цели. Броня «Шерманов» не позволяла безопасно приближаться к вражеским пушкам. Обследование подбитых танков показало, что усиление брони до толщины, способной отразить 50% попаданий, снизило бы количество общих пробитий всего на 15%. Таким образом, «протаранить» вражескую противотанковую оборону «Шерманами» было невозможно, и британцам приходилось тесно сотрудничать с артиллерией. Атака на не подавленный противотанковый рубеж могла закончиться плачевно. Отсечение пехоты от атакующих танков тоже создавало смертельную опасность, так как танки были уязвимы для фаустников. Импровизированные экраны давали некоторую защиту от ранних образцов фаустпатронов, но крупнокалиберные поздние варианты были способны пробить и такую броню. В итоге, живучесть «Шерманов» в бою была пропорциональна уровню взаимодействия с другими видами войск, а оно всегда оставляло желать лучшего. Компенсировали тактические недостатки танков Sherman их количеством - танков Sherman в армиях Британского Содружества не жалели.

    К концу войны британская танковая промышленность уже была готова заменить американские Sherman более совершенными отечественными «Кометами» и «Центурионами», а потому английские и канадские «Шерманы» были распроданы во многие страны (например, в Индию, Египет). Машины, оставшиеся в Англии, продавали в утиль.

    Танки Medium M4А2(75) в СССР.

     Крупным зарубежным оператором танков типа М4 оказался Советский Союз. По закону о ленд-лизе в Советский Союз всего направлено 4102 танка типа Medium M4 (по другим сведениям, 4063 танка), добралось до советских пунктов приема 3938 единиц, 164 танка были потеряны при проводке конвоев, военной приемкой ГБТУ приняты 3664 единицы. От этого количества к ранним модификациям М4А2(75) относилось, вероятно, 1191 шт. (указывают также 2005 шт). В СССР средние танки М4, как правило, называли «Эмча» (сокращение от Эм Четвертый), в документах машины чаще упоминается по модификации. (Рис.47)

 

Рис.47 – Как видим, в деловой переписке указано: М-4А2, название Sherman не употреблялось.

 

     Считается, что выбор (- если действительно выбирали, а не брали то, что предлагалось) этой машины для СССР был продиктован тем соображением, что на танке стоял дизельный двигатель – к тому времени машины с дизельными моторами были в приоритете у советских.

     Первые 26 танков М4А2(75), прибывших северным путем, направили в Горьковский АБТ Центр. Там проходила их окончательная приёмка, далее они попадали в учебные подразделения, а оттуда уже непосредственно на фронт. К 1 декабря 1942 года из 26 танков в Горьковский АБТ Центр прибыло 24, из них 2 ушли в 16-й запасной танковый полк, а 1 на НИБТ Полигон. 2 танка оставалось в порту из-за поломки моторов. Предполагалось, что первой частью, которая получит новые танки, станет 92-я танковая бригада, туда ушло 16 М4А2. Но в войсках начались массовые случаи выхода из строя моторов. За декабрь сломалось 5 моторов. Дело дошло до того, что прибывшие танки временно признали непригодными для боевой эксплуатации. Разбирательства, начавшиеся к началу 1943 года, выявили главную причину поломки моторов – инжектор типа М.

   С декабря 1942г. образец М4А2 отравили на испытания. Одной из задач летних испытаний было изучение эксплуатации танка, особенно на фоне жалоб из частей. По итогам испытаний НИБТ Полигон указал, что эксплуатация 229-м танковым полком и Горьковским АБТ Центром производилась неправильно. По итогам ходовых испытаний (зимних и летних) танк удостоился высоких оценок. Указывалась высокая надежность эксплуатации. Мотор GM 6046, на который шли жалобы, проработал 176 часов. По оценке испытателей, трансмиссионный блок мог работать, без замены масла, 4000-4500 километров, так что американское масло рекомендовалось не сливать. Отмечалось удобство обслуживания танка, к числу достоинств отнесли просторное боевое отделение и наличие мощных радиостанций, позволявших обеспечить связь и управление танковыми подразделениями. В отношении радиостанций встречается информация, что на советских М4А2 ставили радиостанции Wireless Sets № 19 Mk. II английского или канадского производства. Дело в том, что в СССР в товарных количествах поставлялись танки британского производства (в первую очередь, A12 Matilda и Valentine), на которых штатно стояла британская радиоаппаратура. Британские радиостанции WS 19№ 19 Mk. II работали на частотах в диапазонах 2—8 МГц и 229—241 МГц, а американские аналоги – в диапазоне 20—28 МГц. Работая в британских аппаратах телеграфом или амплитудной модуляцией, они были несовместимы со штатными радиостанциями американских танков. В то же время WS 19 полно перекрывали диапазон частот 4—5,63 МГц, в котором работали советские танковые радиостанции, и могли в полной мере использоваться в бронетанковых и механизированных войсках Красной армии.

    К недостаткам отнесли большую высоту машины, не самые удачные прицельные приспособления, проблемы с применением в сложных климатических условиях, а также низкое качество брони у первых машин.

  С конца 1943г. в СССР стали приходить танки с траками Т54, которые улучшили проходимость танков.

    Параллельно с испытаниями НИБТ Полигон подготовил памятку для экипажей М4А2, ставшую первым советским руководством по машине.

    Поставки танков М4А2 в СССР начались в ноябре 1942г. и велись нерегулярно - до мая 1943 года прибыло 211 танков: 36 штук в 1942 году и 175 в первой половине 1943 года. В их число входили танки выпуска июля-августа 1942 года, в начале 1943 года появились машины выпуска июня 1942 года, а в мае 1943 года появились танки, датированные сентябрем 1942 года. Эти машины уже лишились установки двух неподвижных курсовых пулеметов, а трансмиссионный кожух из единой литой детали. Затем в поставках случилась пауза, длившаяся полгода. В англоязычных источниках встречается, что процесс отчасти затянулся из-за невнятной позиции заказчика. Как будто, советская сторона не очень хотела получать танки из США, предпочитая продукцию британского танкопрома. В записке штаба британской армии в Вашингтоне от июня 1943 года отмечалось, что Советский Союз: «предпочитает танки Valentine…». Впрочем, вероятно, советские опасались, что американцы будут поставлять средние М3, которые не снискали особой популярности у советских танкистов, да и технические вопросы (массовый отказ двигателей) к танкам М4 первой поставки не были сняты до лета 1943г. После месяца колебаний советские согласились проложит принимать М4.

     Боевой дебют М4А2 в Красной Армии состоялся 3 мая 1943 года в районе Новороссийска. (Рис.48)

 

Рис.48 – Танки М4А2(75) 5-й ГвТБр.

 

     В литературе встречается отзыв из 5-й ГвТБр относительно танка Medium M4: «По сравнению с Т-34, M4A2 более легко управляем, более устойчив во время длительных маршей, поскольку двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».

     Воевали танки М4А2 и на Курской дуге.

     Настоящее применение М4А2 началось с начала 1944 года, когда поставки танков этого типа увеличились. Эти танки использовались на различных участках советско-германского фронта от Балтики до Черного моря. (Рис.49)

 

Рис.49 – Колонны танков М4А2(75) Красной Армии. 1943-1944гг.

 

     Ближе к зиме 1943/44г. советские танкисты начали получать танки М4А2 с 76-мм пушкой. Более поздние варианты М4А2 постепенно вытесняли танки с 75-мм орудием.

     Французы и М4А2(75).

    Передача танков М4 французам (силам «Свободной Франции») начались в 1943г. и продолжались в 1944г. От американцев французы получили, в частности, 382 танка М4А2(75). На этих танках французские танковые дивизии участвовали в освобождении Франции. (Рис.50)

 

Рис.50 – М4А2(75) из 5-го полка африканских егерей (5ème RCA), въезжающий в немецкий город Баден-Баден 12 апреля 1945 года. Фото of ECPAD.

 

     Французские М4А2(75) находились на службе до 1956г.

     Танки М4А2(75) находились на вооружении 2-й польской танковой бригады (была сформирована в Палестине в 1943г.), действовавшей в Италии – не менее 160 шт.

   В некоторых источниках допускают, что Египет мог получить 318 танков М4А1 и М4А2 – бывшие танки Британского Содружества. Другие сообщают (Christopher Weeks), что в конце 1940-х — начале 1950-х годов египтяне заполучили чуть более 100 M4A4 и M4A2. Египетские «Шерманы» дебютировали в бою во время Второй арабо-израильской войны, начавшейся 29 октября 1956 года. После войны 1956 года Египет предоставил большую часть оставшихся у него танков типа Medium M4 (около 50 единиц) базировавшейся в Газе 20-й дивизии Палестинской освободительной армии, чтобы у них мог быть танковый батальон поддержки. В «Шестидневной войне» (5-10 июня 1967 г.) защитники сектора Газа вели ожесточенный бой, но в конечном итоге были разбиты, а все танки типа Medium M4 Палестинского танкового батальона были либо захвачены, либо уничтожены.

    Трофейное применение.

    Средние танки М4, без сомнения, попадали в руки противника как в Северной Африке, так и на Восточном фронте. (Рис.51)

 

Рис.51 – Немецкие солдаты осматривают подбитые M4A2(75), зима 1944 года, Восточный фронт.

 

     В июне 1943 года немецкий еженедельник «Дас Райх» German weekly, "Das Reich," опубликовал анализ различных конструкций танков союзников. В отношении Medium М4 немцы писали: «ходовой» танк, «воплощающий тип стратегии, задуманной с точки зрения движения». В статье делается вывод: «В Тунисе немецкие солдаты продемонстрировали свою способность бороться с этим танком, но они знают, какую опасность представляют эти танки, когда они появляются большими массами».

   Вероятно, бывали единичные случаи применения исправных танков типа М4, захваченных на Восточном фронте или на Западном фронте, но развернутых сообщений на эту тему не встречается.

     На шасси танков Medium M4 проектировались и строились РСЗО, САУ огневой поддержки и противотанковые, а также другие виды техники (подробно см. «Американское танкостроение 1938-1942гг.»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru