Medium Tank M4(75) Sherman I
.files/image001.png)
Стандартный
вариант.
.files/image003.jpg)
Вариант М4 Composite Hull или M4(75) Hybrid.
Medium Tank M4(75)
США
Средний танк
|
30,3/31,6 т |
|
|
вооружение |
75-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
350 л.с. |
|
проект |
1941г., Rock Island Arsenal |
|
выпускался |
1942-1944гг., Pressed Steel Car Company, Detroit
Tank Arsenal, American Locomotive Company, Baldwin Locomotive Works, Pullman-Standard
Car Company 6748 шт. (из них 1676 шт. варианте М4 Composite Hull/M4(75) Hybrid) |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
5 сентября 1941г. Medium T6 (Рис.1) был
стандартизирован, как Medium M4, 11 декабря 1941г. индекс Medium Tank M4 присвоили варианту со сварным корпусом.
.files/image004.png)
Рис.1 - Medium Tank T6.
В серийное
производство намеревались запустить сразу два варианта М4 с 75-мм орудием: со
сварным корпусом Medium Tank M4(75) и с литым корпусом
Medium Tank M4A1(75).
В целом, табличные данные обоих вариантов Medium M4(75) и М4А1(75) совпадали. Боевая
масса 30,373 или 30,372 т, указывают также 30 364 кг. В некоторых
источниках массу М4 (75) указывают в 31688 кг (69861 фунт). Габариты: длина – 5893 мм (для М4А1(75) иногда указывают
5840 мм), ширина – 2616 мм, высота – 2743 мм (в некоторых источниках высоту
машины приводят в 3140 мм), клиренс – 432 мм. Бронирование: лоб корпуса 51
(50,8) мм/57° (- во многих источниках указывают соотношение 51 (50,8) мм/56° ,
вероятно, показатель 56° справедлив к танкам с литым корпусом М4А1, а для
танков с катаной броней верно - 57°), борт и корма корпуса 38,1 мм, крыша 19-25
мм, днище 13 (12,7)-25 мм, лоб башни 76-89 мм у М4(75) и 76 мм у М4А1(75),
борта и корма башни 51 мм.
В отношении бронирования танков с литыми
корпусами и катаными бронеплитами следует сделать замечание. На М4 применялась
т.н. вязкая катаная броня, которая по свойствам снарядостойкости отличалась от
литой брони. У американских производителей и литая, и катанная броня была в
пределах 300 единиц по шкале Бреннеля, но вязкая катаная броня считалась более
устойчивой к перфорации. (Рис.2)
.files/image006.jpg)
Рис.2 – Пробитие литой брони М4.
При этом утверждается, что американская
вязкая броня имела снарядостойкость на 30% меньше, чем твердая броня,
применявшаяся на немецких или советских танках (за исключением советских
танков, выпускавшихся в 1942г.). Считалось, что плюсом вязкой брони было
отсутствие вторичных осколков. Однако на практике все зависело от кинетической
энергии снаряда, если она была высокой – вторичные осколки в вязкой броне все
равно появлялись.
Башня
устанавливалась с подбашенной коробкой из перфорированного металла. (Рис.3)
.files/image008.jpg)
Рис.3 – Башня и
подбашенная корзина из перфорированного металла.
В корзине было три
отверстия, но в зависимости от ориентации башни во время аварийных ситуаций
члены экипажа могли оказаться зажатыми внутри или снаружи корзины. У командира
имелось два сиденья, одно из них – откидное крепилось к стенке башни. Командир мог сидеть или стоять на нем, если действовал через
открытый люк.
Изначально поворот башни осуществлялся за счет механического механизма Logansport (-?). Однако поворачивать башню вручную было
трудно - башня была плохо уравновешенной из-за чего её сильно перевешивало
вперёд. Поворот башни на 120° вручную занимал 25 секунд, однако если
требовалось повернуть башню меньше чем на 17°, ручной привод был быстрее
механизированного. При вращении башни имелся заметный люфт (у рукоятки было 6°
мёртвого пространства), который в начале эксплуатации скрывался густой смазкой.
Американцы пытались исправить дефекты, связанные с ручным вращением башни. В
результате, у новых образцов ручного механизма поворота башни мертвое
пространство рукоятки достигло 18,5°, а время поворота башни на 90° возросло с
7,3 до 8,8 секунды. То есть, получилось хуже, чем было.
Компания Westinghouse выпускала механизм поворота
башни с электрическим приводом. Британцы отмечали, что механизм поворота
башни марки Westinghouse ведёт себя хорошо только
когда танк стоит ровно. Если же танк стоял на склоне, неуравновешенная башня
начинала влиять на работу механизма. Электрический привод использовал в 1,6-2,3
раза больше электроэнергии для поворота башни при крене в 16° по сравнению с
работой на ровном месте, а при крене в 30° уже не мог повернуть башню.
Компании Logansport и Oil Gear предложили
вариант с гидравлическим приводом - Oil Gear Power Traverse. (Рис.4)
.files/image012.jpg)
Рис.4 – Механизм поворота
башни Oil Gear
Power Traverse.
Фотография
справа предоставлена Доном Алленом (Don Allen).
Гидравлический механизм Oil Gear работал от
электросети машины (- вероятно, поэтому некоторые авторы называют его
гидроэлектрическим). 24-вольтовый электромотор приводил в движение масляную
помпу, которая, в свою очередь, позволяла наводчику вращать башню с помощью
двух гидроусилителей. Маслосистему механизма поворота сделали автономной,
поэтому уязвимых маслопроводов из моторного отделения в башню не было. Рукоятка
механизма оказалась удобной, и наводчик управлялся с ней одной правой рукой.
Две пружины возвращали рукоятку в нейтральное положение, если её отпускали.
Башня двигалась плавно и реагировала на воздействие быстро. Поворачивать башню
можно было со скоростью до 24,2° в секунду влево и до 25° в секунду вправо.
Пишут, что полный оборот от гидравлического привода башня делала за 15 секунд.
Британцы тщательно сравнили все механизмы поворота башни и подметили
интересные особенности. Механизм Oil Gear действовал
плавно, что помогало следовать за целью на средних дистанциях, а Westinghouse заметно дёргал башню при медленном повороте направо
и на всех скоростях при повороте налево. Но у Westinghouse
было одно превосходство над Oil Gear — дублированное
управление для командира, который мог сам направить наводчика на замеченную
цель
В конце концов, Oil Gear Power Traverse
признали лучшим, он был стандартизирован для всех средних танков М4 30 марта
1943 года.
Первоначально бронировка трансмиссии выглядела как на Medium M3 с тремя литыми деталями, соединенными болтами. Левая секция имела номер детали E1231, средняя или «несущая»
деталь - номер детали E1232, а правая отливка, номер детали E1230, имела вырез
сверху («с выемкой на полосе затвора», где «полоса затвора» – это место
соединения кожуха дифференциала и верхнего лобового элемента) – т.е. деталь
E1230 не закрывала в лобовой проекции корпус танка по всей ширине. Поскольку
деталь E1230 не вписывалась, производителям вначале пришлось приваривать
удлинитель, чтобы деталь E1230 лучше подошла. (Рис.5)
.files/image014.jpg)
.files/image016.jpg)
.files/image018.jpg)
Рис.5 – Вверху и в
середине – деталь E1230 на среднем танке М3 – из-за спонсона
башни деталь E1230 ниже, чем деталь E1231 слева. На нижнем фото во вставке - деталь
E1230 на М3, а на танке М4 та же деталь, но уже, как пишут,
с удлинителем.
Впрочем, на производстве довольно быстро появилась
новая деталь Е4151 с полосой затвора без надрезов. (Рис.6)
.files/image019.png)
.files/image020.png)
Рис.6 – Кожух
трансмиссии со стандартной деталью Е4151.
В декабре 1942 года компания Chrysler
начала переход на новую конфигурацию трехсекционного кожуха трансмиссии, в
которой к каждой из литых секций была добавлена «кромка», чтобы
защитить верхние болты от повреждения брызгами пуль. (Рис.7)
.files/image024.jpg)
Рис.7
– Слева – пример обычного соединения трехсекционного кожуха трансмиссии с
нижней деталью лобового элемента; справа – соединение (болты) защищены
выступающей кромкой.
Массивные детали трансмиссии в определённой степени защищали экипаж от
поражения бронебойными снарядами и вторичными осколками, но, с другой
стороны, такая конструкция повышала вероятность повреждения самой трансмиссии
при попадании в её корпус снарядов, даже в том случае, если не было пробития
брони.
.files/image026.jpg)
Рис.8 – Боевое
отделение танка.
.files/image028.jpg)
Рис.9 – Вид на
кресло водителя и элементы трансмиссии. Современная реконструкция.
Большинство выпущенных танков имели внутренний подбой обитаемого
пространства из пенорезины, призванный защищать экипаж от вторичных осколков
при поражении танка снарядами. Основное вооружение –
75-мм пушка первоначально находилась в установке М34 (о ней подробно сообщалось
выше). В конце 1942г. установка М34 претерпела некоторые улучшения. К отливке щитка несущего винта добавлена пара
защитных «щек», прикрывавших орудие от осколков. С этой же целью был создан
литой щиток для спаренного пулемета. (Рис.10)
.files/image032.jpg)
Рис.10
– Слегка улучшенная установка М34.
.files/image034.jpg)
Рис.11 – В
отношении зенитного пулемета бытовало мнение, что им неудобно пользоваться,
особенно для стрельбы по наземным целям.
Рис.12 - Оригинальная незащищенная боеукладка на 30 патронов на полу корпуса
за «сиденьем носового стрелка».
Рис.13 - Изначальная схема
боеукладки в среднем танке М4.
.files/image042.jpg)
Рис.14
– Экипаж танка М4 и полный комплект боеприпасов и снаряжения.
Двигатель Continental (Wright) R975-EC2 в начале производства, с лета 1942г. -
R975-С1 (работал на бензине с более низким октановым числом 80),
9-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность
350 л.с. (257,6 кВт) при 2400 об/мин. (Рис.15)
.files/image044.jpg)
Рис.15 - Двигатель Continental (Wright) R975 с танка М4А1.
Трансмиссия танка располагалась в передней
части танка (Рис.16), крутящий момент от двигателя передавался на неё карданным
валом, проходящим в коробе по полу боевого отделения (Рис.17).
.files/image048.jpg)
Рис.16– Трансмиссионный блок в сборе. Но фото показан
более поздний кожух трансмиссии.
Рис.17 – На данной
схеме танка типа Medium M4 красным выделен
короб карданного вала.
Трансмиссия имела
двойной дифференциал типа Cletrac и два раздельных тормоза, при помощи которых
осуществляется управление. (Рис.18, Рис.19, Рис.20, Рис.21)
.files/image054.jpg)
.files/image058.jpg)
.files/image062.jpg)
Рис.18 – Устройство коробки передач и переход к
дифференциалу (внизу).
.files/image066.jpg)
Рис.19 – Дифференциал и рулевые
тормоза.
.files/image068.jpg)
.files/image069.png)
.files/image070.png)
.files/image071.png)
Рис.20 – Дифференциал танка.
.files/image075.jpg)
.files/image077.jpg)
Рис.22 – Дифференциал внутри кожуха.
Коробка передач
5-скоростная, 2-3-4-5 передачи синхронизированы, плюс задняя передача.
(Рис.22)
.files/image079.jpg)
Рис.22 – Таблица переключения скоростей, прикреплялась
к стенке корпуса слева от сиденья водителя.
В оригинальной трансмиссии, унаследованной
от M3 Medium, использовалась система рулевого управления Hycon. В начале 1942 года
Комитет по вооружению рекомендовал «не использовать систему управления рулевыми
тормозами Hycon на средних танках M4». Поскольку для управления танком
требовалась заметная мускульная сила водителя, разработали и пытались применить
«Вакуумную систему управления мощностью для средних танков, М4», однако дальше
опытов дело не пошло - ни одно из испытаний не оказалось удовлетворительным.
Ходовая часть, как на Medium M3, Vertical Volute Spring System (VVSS): шесть обрезиненных опорных катков на борт,
сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на вертикальных
буферных пружинах; три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее
колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление
цевочное); резинометаллическая мелкозвенчатая гусеница, в каждой гусенице 79
траков шириной 420,6 мм. шаг трака – 152 мм.
Средства связи: радиостанция SCR-508, или
SCR-528, или SCR-538, а также внутреннее переговорное устройство.
Максимальная скорость 38 км/ч или 39 км/ч,
запас хода по шоссе 192 км. Удельная мощность 10,5 л.с./т. Преодолеваемые
препятствия: угол подъема 31°, высота стенки 0,61 м, ширина рва 2,29 м, глубина
брода 1,02 м.
Medium Tank M4(75) начали производить несколько позже, чем Medium M4А1(75) с литым корпусом – с июля 1942г. За
исключением типа верхнего элемента корпуса оба варианта не имели принципиальных
отличий. Правда, машины со сварным корпусом имели 4
вентилятора: по одному возле каждого люка водителя, один на башне и один внутри
щитка башни справа сзади. Основная масса Medium Tank M4(75) выпускались с катаной лобовой деталью, но существовал
и гибридный вариант с литой лобовой деталью.
В некоторых источниках сообщают, что Medium M4(75) «сразу выпускали с литой бронировкой трансмиссии
(- очевидно, имеется ввиду деталь Е4186), в отличие
от M4A1, которые пошли в серию с бронировкой из трёх катаных частей, собранных
на болтах». (Рис.23, Рис.24)
.files/image081.jpg)
Рис.23 – М4(75) с цельной бронировкой кожуха
трансмиссии.
.files/image083.jpg)
Рис.24 - Указывают, что это первый Medium Tank M4(75), переданный британцам в 1942г.
Однако встречаются фотографии, на которых
вариант М4(75) имеет обычную для ранних машин трехкомпонентную бронировку
кожуха трансмиссии. (Рис.25, Рис.26)
.files/image087.jpg)
Рис.25 – Medium Tank M4(75). Справа вид на корму танка.
.files/image091.jpg)
Рис.26 – На фото танк М4(75) (SN24871 / USA 3033401), принятый на вооружение армией США около июля 1943г.
Произведен компанией ALCO. На борту установлены
дополнительные бронеэкраны.
Выставлен в Военном музее в
Оверлоне в Нидерландах (War Museum at Overloon in The Netherlands).
Фото Axel Recke.
Можно встретить фото, на котором позирует
танк М4(75) в зимнее время года, его кожух трансмиссии плотно
укутан тканью и видны только буксировочные скобы, которые, как считают
наблюдатели, выдают деталь E8543. (Рис.27)
.files/image092.png)
Рис.27
– В этом кадре танк М4(75), USA 3039609, вероятно, с кожухом трансмиссии E8543.
Машина выпущена Pullman в августе
1943г. Фото сделано на зимних испытаниях
в Миннеаполисе, штат Миннесота, в
феврале 1944 года.
Впрочем, все
же можно отыскать фото М4(75) с кожухами трансмиссии E8543 с заостренными
носами. (Рис.28)
.files/image094.jpg)
Рис.28 – Кажется, что эти М4(75)
определенно имеют кожух трансмиссии E8543.
Надо заметить,
что на танках со сварными корпусами в лобовой части встречались литые элементы.
(Рис.29, Рис.30)
.files/image096.jpg)
.files/image098.jpg)
Рис.29 – Секции 1, 2 и 3
представляли собой катаные бронелисты, а капоты водителя/его помощника (4) и
деталь D51011 (5) — отливки.
.files/image100.jpg)
Рис.30 – Лобовые детали корпуса М4(75), в данном
случае от Baldwin.
Лобовые элемента сварного корпуса пытались
совершенствовать, но все же выявлялась слабость конструкции в многочисленных
сварных соединениях и выступах. (Рис.31)
.files/image102.jpg)
Рис.31 – Баллистические испытания более позднего
варианта лобового элемента корпуса.
В
январе-феврале 1943г. британцы провели испытания одного Medium M4(75) на определение
качества американской брони. Броня танка оказалась как минимум эквивалентна
британской броне стандарта IT80, или даже намного её превосходила. Пробить
лобовую броню башни из 6-фунтовки можно было примерно с 1200 метров, литую
лобовую плиту корпуса с 165 метров. Уже в феврале 1943 года стало известно, что
машина уязвима в столкновениях с немецкими машинами и противотанковыми
орудиями. Немецкая длинноствольная 75-мм пушка могла пробить лоб башни с 1800
метров. 88-мм зенитка пробивала лобовую
деталь с километра, а башню с 2400 метров. (Рис.32)
.files/image104.jpg)
Рис.32 – На данном фото представлены шасси и корпус от
пилотного танка Medium T6 #3 (ошибочно указано М4А2).
Заштрихованные области показывают наиболее уязвимые
места для бронебойных снарядов калибра 37-мм и выше.
Машины Medium Tank M4(75) прошли практически те же модернизации, что и Medium M4А1, связанные с оборудованием (приборы наблюдения,
орудийные установки), усовершенствованием элементов ходовой части и двигателя
(подробно см. Основную статью «Американское танкостроение 1938-1942гг.», или
статью Medium Tank M4А1(75)), но были и свои особенности, связанные с технологией
сварки. Пишут также, что вариант М4(75) получил тягу управления электроприводом
башни для командира и индикатор курса М19. Поставили на машину и дополнительный
вентилятор над казенником орудия. (Рис.33, Рис.34)
.files/image106.jpg)
Рис.33 – Танк М4(75) выпуска Press Steel Car декабря 1942г. или января 1943г. На танке можно
разглядеть некоторые появившиеся к тому времени новинки: арматура
для прожектора и сигнального фонаря, пылезащитная крышка носового пулемета (обе
обведены кружками), сирена в защитном кожухе на лобовой части (в исходном
состоянии находилась на левом переднем крыле). Танк принадлежал 11-й
американской бронетанковой дивизии, дивизия до февраля 1944г. дислоцировалась в
Учебном центре пустыни (Desert Training Center) в Camp Banning, California. Фото сделано в январе 1944г.
.files/image108.jpg)
Рис.34 – Танк М4(75), построенный,
примерно, в апреле 1943г.
Надо понимать, что изменения в танки
вносились разными производителями не вдруг, процесс этот занимал время.
Например, танки с новыми тележками стали появляться к концу октября 1942г., но
машины со старой ходовой и приборами прямого наблюдения производили почти до
весны 1943 года. Приводится фото от января 1943г. танков М4(75), выпущенных
предприятием ALCO, машинах всё ещё используется установка M34 и приборы прямого
наблюдения, но спарки курсовых пулемётов уже нет. (Рис.35)
.files/image110.jpg)
Рис.35 – Строй танков, выпущенных на предприятии ALCO,
январь 1943 года.
Кроме того, танки от разных производителей
могли отличаться в деталях. (Рис.36)
.files/image112.jpg)
Рис.36 – Защитные кожухи задних
фонарей, используемые компаниями Pressed Steel, Lima Locomotive и Pacific Car. Монтаж с сайта Sherman minutia homepage (free.fr).
В октябре 1942г. Департамент вооружений (Ordnance Department) совместно с
корпорацией Chrysler начал проектирование литой передней части корпуса. Дело в
том, что строительство танков с полностью литыми корпусами требовало
значительного количества
литейных заводов, способных отливать столь крупные
отливки, но число таких заводов и их мощности были ограничены. С другой
стороны, сварные корпуса требовали большого количества человеко-часов
квалифицированных сварщиков и большого расхода электродов. Поэтому приняли
соломоново решение – переднюю часть сварного корпуса делать литой. Передняя
отливка была не такой огромной, как весь литой корпус, поэтому ее мог
изготовить литейный завод меньшей мощности, при этом экономилось время и ресурсы на сварку и упрощалась
технология изготовления танка. (Рис.37)
.files/image113.png)
.files/image115.jpg)
Рис.37 – Отливка передней части корпуса танка М4(75).
Машины с литой передней частью корпуса
выделялись обозначением М4 Composite Hull или M4(75) Hybrid. (Рис.38)
.files/image119.jpg)
Рис.38 – Наглядные отличия в
очертаиях корпуса М4(75) – слева и М4(75) Composite Hull – справа.
С сайта Sherman minutia
homepage (free.fr).
М4 Composite Hull с сентября 1943г. производили на Detroit Tank
Arsenal (Chrysler) (1676 шт.). (Рис.39)
.files/image121.jpg)
.files/image123.jpg)
.files/image125.jpg)
.files/image127.jpg)
Машина построена на Chrysler 28 августа 1943г
.files/image129.jpg)
.files/image131.jpg)
SN 44256, приемка сентябрь 1943 г.
Командирская смотровая башенка были
добавлены во время модернизации весной 1945 года.
Фото Paul and Loren Hannah.
.files/image134.png)
Рис.39 – М4 Composite Hull, он же M4(75) Hybrid.
Помимо Detroit Tank
Arsenal (Chrysler) танки М4 Composite Hull, видимо, ограниченно (используя передние отливки, которые стали избыточными для Chrysler) выпускали на мощностях фирмы American Locomotive Company (ALCO). Сравнение Composites, построенных
Chrysler, с немногими известными образцами ALCO дает незначительные различия.
Передний край правой передней аппликационной пластины на моделях ALCO
закруглен, а на Chrysler срезан под прямым углом. ALCO оснащены так называемыми
«простыми» ведущими звездочками, тогда как Chrysler использовал свои
собственные оригинальные звездочки. Большинство Chrysler Composites имеют более
поздние «перевернутые» возвратные роликовые рычаги. (Рис.40)
.files/image137.jpg)
Рис.40 – Сравнение образцов М4 Composite Hull от Chrysler и от ALCO.
Сравнение проведено авторами Pierre-Olivier Buan, Joe DeMarco and Leife Hulbert.
В июле 1944г. британцы протестировали М4
Composite Hull. Испытатели отметили превосходство новой литой лобовой детали
над старой катаной. Люки экипажа стали больше, их створки из-за лучшей
балансировки легче открывались (некоторые ранние образцы
композитного/гибридного варианта имели небольшие люки). Меньший угол
наклона лобовой детали также позволил выгодно перекомпоновать панель
инструментов и положение главных выключателей электроприборов.
.files/image139.jpg)
.files/image141.jpg)
Рис.41 – М4 с
башней Т23 и ранним вариантом 76-мм пушки. Июль 1943г.
Башня имела командирскую башенку, во вращающейся части крышки люка
которой имелась шахта для перископического прибора наблюдения. Перед
командирской башенкой установлен перископический прицел, а за ней по оси машины
– кронштейн крупнокалиберного зенитного пулемета. Слева от командирской башенки
люк для заряжающего.
В середине июля-августе 1943г. на танках со
сварными корпусами была введена наклонная броня перед люками водителями и его
помощника (Рис.42)
.files/image143.jpg)
Рис.42 – Чертежи дополнительной защиты рубок водителя
и его помощника.
Начиная с
августа 1943 года, было изготовлено 10 000 комплектов такой защиты. (Рис.43)
.files/image147.jpg)
.files/image149.jpg)
Рис.43 – Вверху крупным планом представлена
экранировка лобовой брони перед местами водителя и его помощника. Внизу- М4(75)
с этими элементами.
Музей Сомюра во Франции.
В середине июля-августе 1943г. ввели внешний
фиксатор орудия, крепившийся на лобовом элементе корпуса. (Рис.44, Рис.45)
.files/image151.jpg)
Рис.44 – Вид на лобовой элемент танка М4(75),
построенного на заводе Press Steel Car приблизительно в сентябре 1943г. Цифрой 5 обозначен
орудийный фиксатор, 4 – наклонная броня перед люками водителя и помощника,
цифрой 3 – перископические ограждения. Фото с сайта Sherman minutia homepage (free.fr).
.files/image153.jpg)
Рис.45 – Общий вид на переднюю деталь танка в варианте
Composite Hull.
.files/image155.jpg)
.files/image157.jpg)
.files/image159.jpg)
Рис.46
– Собирательный образ Medium
М4(75).
Таблица – Основные
варианты модификации М4(75).
|
М4(75) |
М4(75) composite |
|
сварной
корпус |
сварной
корпус + литая лобовая деталь |
|
угол наклона лобовой брони 57° |
литая
лобовая деталь |
|
75-мм
орудие М3 |
75-мм
орудие М3 |
|
2
пулемета, спарка лобовых пулеметов отсутствует |
2
пулемета, спарка лобовых пулеметов отсутствует |
|
подвеска VVSS |
подвеска VVSS |
|
маленькие
люки водителя и его помощника |
маленькие
люки водителя и его помощника |
|
сухая
боеукладка |
сухая
боеукладка |
|
6748 шт. |
1676 шт. |
|
Baldwin LW, Pressed Steel Car, ALCO and Pullman Standard |
Chrysler, American Locomotive Company |
|
трехсекционная деталь кожуха
трансмиссии
единая деталь кожуха трансмиссии
единая деталь кожуха трансмиссии с
заостренным носом |
|
С июля 1942г. по январь 1944г. произвели
6748 шт. Medium Tank M4(75).
Серийное производство модификации Medium Таnk M4 стартовало в июле 1942г. на Pressed Steel Car
Company (PSCC).
В
американскую армию танки типа М4 начинают поступать уже в 1942г. Первым
соединением армии США, получившим танки М4А1 и М4(75), стала 2-я танковая
дивизия. В танковой
дивизии армии США образца 1942 г. насчитывалось 232 танка типа Medium М4.
Первой боевой операцией дивизии является высадка американских войск в
Северной Африке в начале ноября 1942г. Американские танкисты оказались плохо
подготовленными к боевым действиям в пустыне - танки прибыли в пустыню в
оливково-зелёной окраске, которая не помогала маскировать машины в песках.
Нужную краску для всех машин достать не получилось, и большинство из них просто
замазали грязью.
Боевой дебют М4(75)/М4А1(75) в составе армии США состоялся 6 декабря
1942 г., когда взвод 66-го танкового полка 2-й танковой дивизии атаковал
германские противотанковые позиции близ Дьебель-бу- Аукар в Тунисе. Из-за
неопытности экипажей большинство американских танков оказалось подбито. В
феврале 1943г. состоялось крупное столкновение с немецкими танками в ходе
отражения контрнаступления армии Роммеля в проходе Кассерин (операция
Fruhllingswind).
В войсках танк получил хорошие отзывы, и
очень скоро M4 стал основным средним танком в американских частях,
заменив средний танк M3. В то же время танки М4(75)/М4А1(75) использовались на
территории США в качестве учебных машин.
В ноябре 1944 года в Европе в боевых частях американских войск находилось 7591 танков Medium M4 разных модификаций, в том числе варианты М4(75)/М4А1(75)/М4А3(75) и более поздние модификации, а в резерве еще 3759 единиц танков этого типа.
В Северной Европе танки Medium M4 разных модификаций практически безальтернативно применялись американцами с момента высадки в Нормандии вплоть до конца войны. В прямых столкновениях с немецкими танками, особенно PzKpfw V и PzKpfw VI, средние М4 уступали противникам. Танкистам союзников в основном приходилось рассчитывать на своё подавляющее численное превосходство (Рис.47), отлично работающие ремонтные службы, а также на действия своей авиации и артиллерии.
.files/image169.jpg)
Рис.47 – Как видим, практиковалась стрельба с позиций целыми подразделениями.
Во время действий в Нормандии в среде союзников тиражировалось такое
мнение относительно опыта применения средних танков союзников против новых
немецких танков: «Наши командиры придумали новую тактику. Если немцы посылают в
бой один «Тигр», то мы высылаем ему навстречу 8 «Шерманов», при этом, надеясь,
что хоть один из них выживет». Интересно, что, несмотря на считавшийся хорошим
обзор из танка, американские командиры средних танков М4 во время боя
предпочитали выглядывать из открытых люков, наблюдая за обстановкой. Эта манера
американских танкистов выпукло показана в художественном фильме «Ярость».
На итальянском театре танки М4(75) и
М4А1(75) ранних серий продержались до завершения кампании.
На Тихом океане танки М4(75) также применялись в армейских частях.
(Рис.48)
.files/image171.jpg)
Рис.48 - Пара М4(75) 706-го
танкового батальона в бою в Агане, Гуам, 2 августа 1944 года.
Все без исключения японские танки были бессильны
против средних М4. Даже 47-мм пушки средних танков «Шинхото Чи-ха» и
аналогичные им по баллистике 47-мм противотанковые пушки Тип 1 не пробивали
лобовую броню Medium M4 и могли поражать их только в борт и корму. Основными
противниками американских танков стали мины, замаскированные противотанковые
пушки, стрелявшие в упор, и пехотинцы-смертники. Бороться приходилось и с самой
местностью. Не каждый танк мог справиться с мокрым песком на пляжах, на которые
приходилось высаживаться, и тут как раз пригодилась особенность дизельных
моторов. Для высадки прямо в воду танки оснащались особыми трубами для
воздухозаборников.
После окончания боевых действий в Европе
ранние варианты М4(75) и М4А1(75), видимо, удалялись из действующих частей
армии США. Решением Департамента вооружения (Ordnance Department) несколько машин были предоставлены в распоряжение
Абердинского полигона для опытов.
В октябре
1948 года модели VVSS M4(75) и M4A1(75) были классифицированы как «Ограниченный
стандарт» с пометкой, что они «непригодны для удовлетворения требований США, но
удовлетворительны для удовлетворения требований иностранной помощи». В начале 1950-х годов некоторые из
них были отремонтированы и предоставлены союзникам по НАТО в качестве военной
помощи. Например известно, что до января 1954г. голландцы получили 88 танков М4
с 75-мм орудиями. В январе 1956г. М4А1 с 75-мм орудием был объявлен устаревшим.
Эксплуатация танков британцами.
Британцы немедленно классифицировали
новинку как тяжелый крейсерский танк. Краткое техническое описание новинки
британцы составили 4 сентября 1942г. Британцы приняли собственную систему
обозначений танков типа Medium M4. Medium M4(75) по-британски звучал как Sherman I. Всего британцам (включая
армии Содружества) было поставлено 2096 ед. Sherman I.
Поставляемые в Британию «Шерманы» до поступления в войска
расконсервировались и подвергались небольшой модификации, призванной обеспечить
им соответствие принятым в британской армии стандартам.
Вероятно, вначале многие переделки и обвесы могли производиться в
мастерских МЕЕ уже после прибытия танков в Англию, но затем «подгонка под
заказчика» проводилась в специальных танковых депо в США.
Переделки состояли в следующем: 1. на танки устанавливался английский
комплект Radio Set #19, состоящий из двух отдельных радиостанций и
переговорного устройства. Радиостанции размещались в бронекоробке, приваренной
к задней части башни, для доступа экипажа в задней стенке башни прорезалось
отверстие; 2. на башню монтировалась английская 2-дюймовая дымовая мортирка,
впоследствии она стала устанавливаться на все «Шерманы» ещё на заводе; 3. танк
оборудовался двумя дополнительными системами пожаротушения; на башню и заднюю
плиту корпуса монтировались ящики для ЗИП; 4. некоторые танки получили зеркало
заднего вида, установленное на правой передней части корпуса.
Кроме того, танки перекрашивались в стандартные, принятые для
конкретного ТВД цвета, получали английскую маркировку и отличительные
знаки, а также проходили небольшую модернизацию в зависимости от
предполагаемого места применения. Например, танки, предназначенные для действий
в Северной Африке, получали дополнительные крылья над гусеницами (противопылевые
щитки), для уменьшения облака поднимаемой при движении пыли, крепления для
маскировочных тентов, канистры с водой и топливом, забашенные ящики для
имущества. Некоторое количество танков штабных рот маскировались под грузовики.
В Британии проводились соответствующие испытания средних танков типа М4
на пригодность к десантным операциям. Кажется, один Medium Tank M4(75) (регистрационный
номер T.232666) использовался в качестве испытательного стенда, одновременно
для противомагнитного покрытия и пересечения водных преград. 20 сентября 1944
года этот танк, обмазанный покрытием, был обработан согласно инструкции по
преодолению водных преград глубиной до 6 футов, и провёл 12 минут в воде. Из-за
вибрации мотора разболтались и дали течь некоторые прокладки, из-за чего
небольшое количество воды попало в танк. Погружение не повлияло на
противомагнитное покрытие. 27 сентября танки Sherman десантировали с
танкового десантного корабля типа LCT Mk.III. Все танки, спущенные на глубину
до 2,3 метров, успешно достигли берега в течение 6 минут.
В бой под британским флагом танки Sherman первых модификаций были направлены осенью 1942г. в Северной Африке во время т.н. Второй битвы при Эль-Аламейне. К началу этого сражения, к 23 октября 1942г. в Северной Африке сосредоточили 318 танков Medium M4. Некоторые наблюдатели замечают, что явление сотен танков Sherman (прибавка к имевшимся в войсках Medium M3 – 165 шт.) в сражении при Эль-Аламейне сыграло едва ли ни ключевую роль в переломе этой решающей битвы в Северной Африке: «Вступление в бой двух с половиной сотен еще более мощных и современных танков стало для немцев полной неожиданностью и окончательно переломило ситуацию в пользу англичан» (М.Б. Барятинский «Танки Второй мировой войны»).
Британцы были в восторге от новых машин. В телеграмме MILSTAF от 30 октября 1942 сообщалось: «Первые сообщения из Западной пустыни свидетельствуют о большом удовлетворении «Шерманом»... Войска говорят, что присылайте нам больше «Шерманов» как можно скорее». Длинноствольные 75-мм пушки М3 эффективно поражали немецкие танки и противотанковые орудия с расстояния до двух километров, а лобовая броня танков показала себя довольно стойкой. Пробитий наклонной лобовой брони корпуса не отмечалось, пробоины от 75-мм и 88-мм снарядов нашли только в бронировке трансмиссии и других вертикальных деталях. Качество брони корпуса сочли высоким, отколов и трещин было мало. Броня башни давала немного больше отколов при попаданиях, но тоже проявила себя с лучшей стороны.
В
Комитет вооружений приходили самые лестные отзывы, британскому атташе в
Вашингтоне писали: «Доклады из Западной пустыни подтверждают полную удовлетворительность
среднего танка M4 («Шерман»). Расположение главного орудия в башне позволяет
максимально использовать позиции на обратном скате холмов, а также позволяет
командиру вести эффективное наблюдение. Есть надёжная информация об уничтожении
вражеских танков, включая особые Pz.Kw.IV (с длинной 75-мм
пушкой) с дистанций до 2000 ярдов. Военнослужащие просят прислать больше
«Шерманов», как только это будет возможно».
В немецких докладах тоже хорошо оценили новые танки. Захваченный американцами немецкий документ, переданный англичанам, сообщал: «Томми использует американские танки (M4 средний) с удивительным бронированием и очень хорошим вооружением». Однако вскоре в немецких инструкциях предлагалось несколько приемов для успешного поражения танков типа Sherman. На поле боя - стрелять по бортам из 75-мм противотанковых/танковых пушек с 1600 метров, а из 50-мм пушек — с 1300 метров. В обороне следовало не открывать огонь до дистанции в 800 метров. При стрельбе по лобовой броне следовало целиться в бронировку трансмиссии. На тот момент немцы могли противопоставить танкам Sherman 74 танка Pz.IIIJ с длинноствольной 50-мм пушкой и 27 танков Pz.IVF2 с длинноствольной 75-мм пушкой, которые могли пробивать броню американских средних танков.
Несмотря на то, что, по признанию самих британцев, Sherman были их лучшими машинами – танки этого типа несли большие потери в условиях открытой пустынной местности в прямых боестолкновениях с немецкими танками типа Pz.IV и Pz.III с длинноствольной 50-мм пушкой. В открытой пустыне, стиснутые со всех сторон минными полями, скопления «Шерманов» становились лёгкой добычей для артиллерии и штурмовой авиации.
В «Бронетанковом техническом отчёте» (AFV Technical Report), составленным британскими специалистами по итогам первых боев отмечались следующие слабые стороны танков Sherman. Смотровые приборы водителя и пистолетный порт в башне легко пробиваются, из-за чего многие экипажи предпочли приварить поверх смотровых приборов запасные траки и ездить, смотря в перископ. Вертикальные борта машины подвергли критике: за ними располагались снаряды и горючее, что делало машину уязвимой при стрельбе по бортам. При обстреле танка осколочно-фугасными снарядами срывались катки и гусеницы, но тележки обычно оставались целыми. (Рис.49)
.files/image173.jpg)
Рис.49 – Повреждения ходовой части. На переднем плане крест, как печальное напоминание о погибших британских танкистах.
Снаряд мог сорвать выхлопной коллектор, что увеличивало вероятность пожара из-за вылетающих языков пламени.
Отмечалось также, что Sherman легко горят — даже чаще, чем танки типа Medium M3. Преимущественно, дело было в расположении боеукладок. Один из английских авторов в бронетанковом журнале размышлял, что хорошо бы поместить боеукладку в 32 снаряда вдоль правого борта на пол боевого отделения. Не добавляло живучести «Шерману» и то, что при штатном боекомплекте в 96 снарядов англичане шли в бой со 140–150 выстрелами. При попадании в такой танк вражеского снаряда осколки неизменно поражали боекомплект, что приводило к его детонации и пожару. Была и ещё одна причина возгораний: открытые люки водителя или его помощника (нередко эти члены экипажа намеренно не закрывали люки в бою, чтобы иметь возможность экстренно покинуть танк) вызывали приток воздуха, из-за чего любой огонь мгновенно охватывал машину. По мнению британских танкистов, орудие было мощным и легко заряжалось, но перископический прицел им не понравился. Он плохо пропускал свет и не годился для стрельбы на большие дистанции, так как разметка полностью закрывала цель на расстоянии 2500 ярдов (2300 метров), хотя пушка могла поджечь немецкий танк типа Pz.Kpfw.III c дистанции 2800 ярдов (2600 метров). Верхняя призма перископического прицела не имела защиты, из-за чего её было легко повредить не только противнику в бою, но и членам экипажа — забираясь по крыше башни. Также призма не была защищена от бликов солнца, что оказалось весьма неприятно в пустыне. Перископические прицелы быстро сбивались на марше. Рабочие места экипажа также подвергли критике. У командира вместо одного подвижного сиденья было два: одно для верхнего положения, другое для нижнего — оба слишком маленькие. Спинка сиденья наводчика мешала занимать и покидать его место, а также заслоняла доступ к половине боевого отделения. Сиденье заряжающего тоже было слишком маленьким, а его положение нашли слишком высоким для того, чтобы можно было заряжать пушку сидя. Заряжающий, лишённый собственного люка, был вынужден пробираться под ограждением орудия, что могло стоить жизни. Многие экипажи снимали ограждения, предпочитая риск травмы при откате, чем смерть в горящем танке. Из-за спинок кресел водителя и его помощника их было почти невозможно вытащить из люка в случае ранения. Надевать на них специальные лямки для вытаскивания при помощи крана тоже было сложно. Предложение постоянно носить их не прибавляло танкистам жизненного оптимизма.
Пулемётные установки не очень понравились танкистам. Крепление
спаренного с орудием пулемета быстро разбалтывалось, из курсового пулемета без
прицела попасть в цель было сложно. Мнения о зенитном пулемёте расходились:
некоторые экипажи хотели избавиться от него совсем, другие желали получить
что-то более лёгкое, а иные считали, что оружие может быть полезным на марше,
но во время боя его следует складывать за башней. В вооружении, по мнению
британцев, имелось одно существенное упущение – отсутствовал так любимый ими
2-дюймовый казнозарядный миномёт. Британцы соорудили переходник для установки
миномёта вместо курсового пулемёта, но при максимальном угле возвышения всего в
21° пользы от него было мало — дальность выстрела составляла всего 100 ярдов
(90 метров).
Не устроил британских танкистов и стабилизатор орудия. Британские танки
обычно стреляли с остановок на дальние дистанции, и от большого и тяжёлого
механизма в башне не было пользы. Американцы с этим мнением не были согласны и
послали экспертов для обучения британских экипажей. Демонстрация не смогла
убедить англичан в полезности приспособления. Количество попаданий в движении
возросло до 50%, но демонстрация происходила на малых дистанциях порядка 300
ярдов и при низкой скорости движения по ровной поверхности. Кроме того, уровень
ознакомления с «Шерманом» у американцев был намного выше, чем у
среднестатистического британского наводчика. Американские инструкторы выпустили
из стабилизированной пушки по 300 снарядов, что, по мнению англичан, было
больше допустимого для обучения рядового танкиста.
Приводов поворота башни от Ойлгир» и «Логанспорт» британцам в принципе
понравились, а вот к прибору от «Вестингауз» были большие замечания. Впрочем,
приводы поворота башни использовали только для грубой наводки, а точная
производилась вручную.
В реальной обстановке бензина в танке хватало на 60 миль (100 км) езды
по пустыне со средней скоростью в 15 миль/час (24 км/час), или на 90 миль (145
км) по дороге со средней скоростью 25 миль/час (40 км/час). Скорость при езде
задним ходом оценили как слишком низкую: по мнению англичан, для достаточно
быстрого отступления танку нужна была скорость 10 миль/час (16 км/час). Ресурса
двигателя хватало на 700–900 миль (1130–1450 км) пробега, или 180–200
моточасов. Двигатель следовало осматривать и ремонтировать после 100 часов, что
заметно продлевало его срок службы, но времени на такую работу не хватало, и
среди танкистов бытовало мнение, что пользы от такой процедуры мало. У
«Шерманов» хватало и других дефектов, включая обрывающуюся проводку, ломающиеся
катушки системы зажигания и тяги сцепления.
Из ходовой части, кажется, худшее мнение сложилось о резинометаллических
траках. Резина быстро отслаивалась, и после пробега в 600 миль (970 км)
гусеницы приходили в негодность. Некоторые танки продолжали кататься на «лысых»
траках без резиновой подушки, но с такими траками резиновые бандажи катков
стачивались намного быстрее. Появление бандажей с радиальными канавками помогло
справиться с перегревом при быстрой езде в пустыне, но расслаивание бандажей
всё равно вело к трещинам в катках после пробега в 300 миль (480 км).
Качество радиосвязи оказалось высоким. В отличие от английских
командирских танков, командные и линейные радиостанции не создавали взаимных
помех, что позволяло командирам общаться внутри подразделения и с командованием
одновременно.
К
20 июня 1944 года на острове скопилось 4459 M4A4 и 1595 M4A2. «Шерманов» М4(75)
и M4A1(75) к этому времени поступило 1267, а ожидалось ещё 1065. К моменту
высадки в Нормандии самым массовым танком в британской армии был Sherman M4A4.
К концу войны британская танковая промышленность уже была готова
заменить американские Sherman более
совершенными отечественными «Кометами» и «Центурионами», а потому английские и
канадские «Шерманы» были распроданы во многие страны (например, в Индию,
Египет). Машины, оставшиеся в Англии, продавали в утиль.
Французы и М4.
Передача танков М4 французам (силам «Свободной Франции») начались в
1943г. и продолжались в 1944г. От американцев французы получили, в частности,
53 танка М4(75).
В Бразилию, в 1944г., по одним данным, поставили 175 танков типа Medium M4, по другим – 53
машины М4(75). Второе число, кажется, более верно отражает реальное положение
вещей. Однако сроки поставки машин растянулись на 10 лет, если не больше.
Сообщается, что до 31 января 1954 года в рамках Программы взаимной оборонной
помощи (MDAP) в Бразилию было поставлено 22 «танка, среднего, 75-мм пушки,
серия M4». Таким образом, можно говорить, что по ленд-лизу в 1944-1945гг.
поступило 53 танка Medium Tank M4(75) и еще 22 аналогичные
машины по послевоенной программе MDAP, что в сумме дает 75 танков Medium M4.
(Рис.50)
.files/image175.jpg)
Рис.50 – Бразильские танки M4 на маневрах в окрестностях Рио-де-Жанейро,
1957г.
На вооружении армии Бразилии эти танки находились до 1972г.
Средние танки М4, без сомнения, попадали в
руки противника как в Северной Африке, так и на Восточном фронте.
В июне 1943
года немецкий еженедельник «Дас Райх» German weekly, "Das Reich," опубликовал анализ различных конструкций танков союзников. В
отношении Medium М4 немцы писали: «ходовой» танк, «воплощающий тип стратегии,
задуманной с точки зрения движения». В статье делается вывод: «В Тунисе
немецкие солдаты продемонстрировали свою способность бороться с этим танком, но
они знают, какую опасность представляют эти танки, когда они появляются
большими массами».
Вероятно, бывали единичные случаи применения
исправных танков типа М4, захваченных на Восточном фронте или на Западном
фронте, но развернутых
сообщений на эту тему не встречается.
На шасси танков Medium M4 проектировались
и строились РСЗО, САУ огневой поддержки и противотанковые, а также другие виды
техники (подробно см. «Американское танкостроение 1938-1942гг.»).
.files/image040.jpg)
.files/image050.jpg)
.files/image161.jpg)
.files/image163.jpg)
.files/image165.jpg)
.files/image167.jpg)