Medium Tank M3А5 Lee

 

 

Medium Tank M3А5

США

Средний танк

масса

29 т

вооружение

 

75-мм орудие

37-мм орудие

4 пулемета

экипаж

7/6 чел.

мощность силовой установки

375 л.с.

выпускался

1942гг., Baldwin Locomotive Works (BLW)

210 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Довольно скоро после запуска в серию М3А3 с дизельным двигателем и частично сварным корпусом, в январе 1942г., приняли решение вновь вернуться к клепаному корпусу: «примерно половина дизельных танков на заводе Baldwin Locomotive Works должна будет производиться с клепаными корпусами». Этот вынужденный шаг стал следствием увеличившихся заказов не только от армии США, но и от союзников. Дать вал танков с одновременным переходом на сварную конструкцию корпуса американцы в 1941 году не могли, посему пришлось сделать шаг назад – к клепаному корпусу. Такой вариант получил обозначение Medium Tank M3A5 (Рис.1).

 

Рис.1 - Medium Tank M3A5.

 

     Танки Medium M3A3 и Medium M3A5 в целом были идентичны, но M3A5 был на 400 кг тяжелее за счет массы заклепок. Танки претерпевали те же метаморфозы, что и основная версия Medium Tank M3 - получили стабилизаторы орудий и противовесы, стали заваривать боковые люки (двери) в корпусе, под конец производства люки появилось 75-мм орудие M3. (Рис.2)

 

Рис.2 – Финальная версия M3A5 с 75-мм орудием M3 и без люков в бортах.

 

   Весной 1942г. на одном из танков М3А5 опробовали новые воздухоочистители, поскольку к штатным возникли претензии. Из-за установки новых воздухоочистителей кормовая часть танка удлинилась на 12 дюймов. (Рис.3)

 

Рис.3 – Танк М3А5 с новыми воздухоочистителями. 11 марта 1942г.

 

    От такого варианта отказались в пользу размещения воздухоочистителей внутри машины.

   Вероятно, также в марте 1942г. один из М3А3 или М3А5 (SN1083/USA 305153) использовался для испытаний рифленых бандажей опорных катков Firestone Experimental. Испытания были признаны неудачными и прекращены на дистанции 2440 миль. (Рис.4)

 

Рис.4 – Результат испытаний Firestone Experimental.

 

   К концу производства, на машинах М3А3 и М3А5 экипаж был сокращён с 7 до 6 человек: от радиста решили отказаться, а его функции частично стал выполнять водитель. (Рис.5)

 

Рис.5 – Табличка с танка SN 1099, экипаж указан 6 чел.

 

     В варианте Medium Tank M3А5 с января/февраля 1942г. по декабрь 1942г. произвели 210 машин. Приводят также, что общий объем выпуска танков M3A5 составил 591 шт., но, вероятно в это число включают танки с британскими башнями, которые можно трактовать и как M3 Grant II.

     Говорят, в октябре 1941 года танки Medium M3 были классифицированы как «запасной стандарт». Однако это не исключало их применение и боевой статус. Через месяц после нападения японцев на Перл-Харбор, 7 января 1942г. в Гонолулу прибыл 193-й танковый батальон, в состав которого входили танки М3А5. 1 апреля 1943г. Комитет вооружения присвоил танкам Medium М3 статус ограниченно стандартизированных. Год спустя, в марте 1944 года Технический комитет армии США по вооружению (Ordnance Technical Committee) официально перевел танки M3 Medium в категорию устаревшей техники.

     С июля 1942г. начались поставки средних танков М3 в Бразилию. Всего в эту страну было поставлено 100 или 104 машины типа Medium M3, среди них 23 шт. М3А5. Интересно, что в Бразилии некоторое количество машин прошло модернизацию - вместо дизельных двигателей на них установили радиальные Continental. Работы проводились собственными силами Центрального Парка Механизации. Обычно указывают, что бразильские Medium М3 оставались на вооружении этой страны вплоть до начала 1950-х гг., однако мне встретилась фотография, на которой изображен строй бразильских танков Medium M3, фото датируется февралем 1960 года – возможно, это последний эпизод использования танков Medium M3 в Бразилии. (Рис.6)

 

Рис.6 – Можно насчитать до 20 танков Medium М3.

 

   Некоторое количество своих Medium М3 (возможно, прошедших модернизацию в Бразилии) бразильцы приблизительно в 1950-е годы продали в Парагвай.

   В 1976г. один из своих Medium М3 бразильцы возвратили в США в качестве музейного экспоната.

     Машины на шасси Medium M3.

     По мере поступления в войска более перспективных средних танков типа М4 часть танков Medium M3 переделывали в разного рода вспомогательные машины, причем процесс этот наблюдался у нескольких операторов: в армиях США, Британии, Австралии.

   Практически все перечисленные выше операторы создавали на базе Medium M3 варианты ремонтно-эвакуационных машин.

    В 1942г. американцы начали переделывать Medium M3 в бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), в английском варианте Armored Recovery Vehicle (ARV).

   Проект американской ARV стартовал летом 1942г. на базе т.н. Heavy Tractor T16, который представлял собой представлял собой шасси Medium M3 с отсутствовавшей башней с вооружением и срезанной верней частью корпуса. Первоначально Heavy Tractor T16 назначался в качестве артиллерийского тягача – в апреле 1942г. фирма Baldwin Locomotive Works поставила 2 опытные модели этого тягача (получены на шасси дизельных танков М3А5). Однако летом 1942г. Управление по боевым действиям в пустыне (Desert Warfare Board) сместило акцент и начало испытания Т16 в роли танко-эвакуационной машины. Первым шагом трансформации Heavy Tractor T16 в БРЭМ явилась установка в кормовой части машины лебедки грузоподъемностью 40000 фунтов. (Рис.7)

 

Рис.7 – Т16 под номером 1 в DTC в январе 1943 года.

 

    В августе 1942 года 100 новых M3A5 были переданы Baldwin Locomotive Works для переоборудования под Heavy Tractor, T16, но к концу сентября 1942г. был проработан новый вариант БРЭМ - Т2. Опытный образец Т2 был доставлен в Управление бронетанковых войск (Armored Force Board) в Форт-Нокс (Fort Knox) в ноябре 1942 года. Машина была получена на шасси М3А3. Издали можно было подумать, что на линейную машину с сохранением ее штатного вооружения добавили кран со стрелой. На деле, вооружение было удалено, но для маскировки приварили макеты орудий. Внутри, под башней установили лебедку с тросом к крану. (Рис.8)

 

Рис.8 – Лебедка Gar Wood грузоподъемностью 60000 фунтов, установленная в боевом отделении непосредственно под башней.

Gar Wood Industries оказалась единственным производителем лебедок и стрел в районе Детройта.

 

     Кран разместили в проеме башни сзади. Стрела могла вращаться на 360°. (Рис.9, Рис.10)

 

Рис.9 – Пилотная БРЭМ Т2.

 

 

Рис.10 – Вид сзади, фото сделано на серийной машине.

 

     Трос лебедки можно было протянуть либо к передней, либо к задней части машины под корпусом через узлы «ролика троса лебедки», прикрепленные к передней и задней части машины. На узел ролика троса лебедки был установлен штифт (стрелка) для упрощения операций буксировки. (Рис.11)

 

Рис.11 – Виды узла ролика троса лебедки.

 

    Грузоподъемность крана и лебедки составляла 10 000 фунтов (5 тонн) без стреловых домкратов и 30 000 фунтов (15 тонн) «со стреловыми домкратами, установленными на основании».

   На пилотном образце, скорее, стоят муляжи орудий. В дальнейшем в связи с отсутствием реального вооружения в башне, она потеряет вентилятор и отверстие для крепления «верхнего кронштейна цилиндра», крепящего поршень узла гиростабилизатора 37-мм пушки. (Рис.12)

 

 

Рис.12 – Стандартная башня для БРЭМ.

Фото Pierre-Olivier.

 

   Основной доступ для экипажа из 6 человек осуществлялся через модернизированную дверь в спонсоне 75-мм орудия. Эта дверь получилась довольно хлипкой и легко повреждалась. (Рис.13)

 

Рис.13 – Дверь в спонсоне на серийных машинах.

 

     Осенью 1942г. фирма Baldwin Locomotive Works получила заказ на выпуск к 1 апреля 1943г. 750 единиц БРЭМ Т2, которые были стандартизированы как M31 Tank Recovery Vehicle, из которых 150 машин будут конверсиями новых Lee M3A3 (M31B1) или M3A5 (M31B2). Но к марту 1943г. было получено только 163 единицы M31 Tank Recovery Vehicle. Программа завершилась в декабре 1943г. выпуском 805 единиц данной техники.

     Считается, что первое боевое развертывание М31 могло произойти в конце марта в составе 1-й бронетанковой дивизии во время боев у Эль-Геттара. В дальнейшем БРЭМ М31 применялись армией США до конца войны на Средиземноморском театре – считается, что здесь их могло быть более 300 шт. Они должны были распределяться из расчета 1 единица на роту средних танков в отдельных танковых батальонах, и еще 2 штуки в отделе технического обслуживания каждого батальона. Самоходные истребители танков и бронетанковые дивизионы полевой артиллерии должны были оснащаться аналогичным образом.

     В августе 1945г. все машины типа М31 были объявлены устаревшими, однако в 752-м батальоне, оккупировавшем Италию М31 служили и в ноябре 1946г.

   Машины M31 Tank Recovery Vehicle находились на вооружении и других армий.

   В СССР было отправлено 146 дизельных М31 (были произведены по специальному заказу для СССР в период с августа по декабрь 1943г.). Ленд-лизовским М31 были присвоены серийные и регистрационные номера от 751/USA 40142501 до 896/USA 40142646. В американских документах указано, что СССР получил 115 машин этого типа по ленд-лизу. Вероятно, остальные 31 были потеряны в море. Практически не имеется сведений о службе М31 в РККА. Существует фотография, предположительно, сделанная на полигоне в Кубинке в 1943г., где запечатлены эти машины. (Рис.14)

 

Рис.14 – Две машины М31, предположительно, на полигоне в Кубинке.

 

   Весной 1943г. французы получили некоторое количество БРЭМ М31, вероятно, исходя из потребностей вооружения трех бронетанковых дивизий. Французы использовали по крайней мере один М31 в Индокитае в начале 1950-х.

  Не исключено, что 4 машины М31 служили в армии Бразилии.

  Машинами М31 вооружались союзные части, приданные 5-й армии США в Италии: подразделения из Польши, Канады и Новой Зеландии. Например, из состава 5-й канадской бронетанковой бригады, передислоцированной из Италии в Северную Европу, М31 были выведены из эксплуатации в июле 1945г.

   В послевоенное время некоторое количество М31 оказалось в составе египетской армии. Одна из таких машин была захвачена израильтянами и теперь выставляется в Тель-Авиве.

   Кроме Израиля М31 можно увидеть в Туне в Швейцарии. (Рис.15)

 

Рис.15 – М31 in Thun, Switzerland.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru