Medium Tank M3А5 Lee

Medium Tank M3А5
США
Средний танк
|
масса |
29 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 37-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
7/6 чел. |
|
мощность силовой установки |
375 л.с. |
|
выпускался |
1942гг., Baldwin Locomotive Works (BLW) 210 шт. |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
Довольно скоро после запуска в серию М3А3 с дизельным двигателем и частично сварным корпусом, в январе 1942г., приняли решение вновь вернуться к клепаному корпусу: «примерно половина дизельных танков на заводе Baldwin Locomotive Works должна будет производиться с клепаными корпусами». Этот вынужденный шаг стал следствием увеличившихся заказов не только от армии США, но и от союзников. Дать вал танков с одновременным переходом на сварную конструкцию корпуса американцы в 1941 году не могли, посему пришлось сделать шаг назад – к клепаному корпусу. Такой вариант получил обозначение Medium Tank M3A5 (Рис.1).



Рис.1 - Medium Tank M3A5.
Танки Medium M3A3 и Medium M3A5 в целом были идентичны, но M3A5 был на 400 кг тяжелее за счет массы заклепок. Танки претерпевали те же метаморфозы, что и основная версия Medium Tank M3 - получили стабилизаторы орудий и противовесы, стали заваривать боковые люки (двери) в корпусе, под конец производства люки появилось 75-мм орудие M3. (Рис.2)

Рис.2 – Финальная версия M3A5 с 75-мм орудием M3 и без люков в бортах.
Весной 1942г. на одном из танков М3А5 опробовали новые воздухоочистители, поскольку к штатным возникли претензии. Из-за установки новых воздухоочистителей кормовая часть танка удлинилась на 12 дюймов. (Рис.3)

Рис.3 – Танк М3А5 с новыми воздухоочистителями. 11 марта 1942г.
От такого варианта отказались в пользу размещения воздухоочистителей внутри машины.
Вероятно, также в марте 1942г. один из М3А3
или М3А5 (SN1083/USA 305153) использовался для
испытаний рифленых бандажей опорных катков Firestone Experimental. Испытания
были признаны неудачными и прекращены на дистанции 2440 миль. (Рис.4)

Рис.4 – Результат испытаний Firestone Experimental.
К концу производства, на машинах М3А3 и М3А5 экипаж был сокращён с 7 до 6 человек: от радиста решили отказаться, а его функции частично стал выполнять водитель. (Рис.5)

Рис.5 – Табличка с танка SN 1099, экипаж указан 6 чел.
В варианте Medium Tank M3А5 с января/февраля 1942г. по декабрь 1942г. произвели 210 машин. Приводят также, что общий объем выпуска танков M3A5 составил 591 шт., но, вероятно в это число включают танки с британскими башнями, которые можно трактовать и как M3 Grant II.
Говорят, в октябре 1941 года танки Medium M3 были классифицированы как «запасной стандарт». Однако это не исключало их применение и боевой статус. Через месяц после нападения японцев на Перл-Харбор, 7 января 1942г. в Гонолулу прибыл 193-й танковый батальон, в состав которого входили танки М3А5. 1 апреля 1943г. Комитет вооружения присвоил танкам Medium М3 статус ограниченно стандартизированных. Год спустя, в марте 1944 года Технический комитет армии США по вооружению (Ordnance Technical Committee) официально перевел танки M3 Medium в категорию устаревшей техники.
С июля 1942г. начались поставки средних
танков М3 в Бразилию. Всего в эту страну было поставлено 100 или 104 машины
типа Medium M3, среди них 23 шт. М3А5. Интересно, что в Бразилии некоторое
количество машин прошло модернизацию - вместо дизельных двигателей на них
установили радиальные Continental. Работы проводились собственными силами
Центрального Парка Механизации. Обычно указывают, что бразильские Medium М3
оставались на вооружении этой страны вплоть до начала 1950-х гг., однако мне встретилась
фотография, на которой изображен строй бразильских танков Medium M3, фото датируется февралем
1960 года – возможно, это последний эпизод использования танков Medium M3 в Бразилии. (Рис.6)

Рис.6 – Можно насчитать до 20 танков Medium М3.
Некоторое количество своих Medium М3 (возможно, прошедших модернизацию в Бразилии) бразильцы приблизительно в 1950-е годы продали в Парагвай.
В 1976г. один из своих Medium М3 бразильцы возвратили в США в качестве музейного экспоната.
Машины на шасси Medium M3.
По мере поступления в войска более перспективных средних танков типа М4 часть танков Medium M3 переделывали в разного рода вспомогательные машины, причем процесс этот наблюдался у нескольких операторов: в армиях США, Британии, Австралии.
Практически все перечисленные выше операторы создавали на базе Medium M3 варианты ремонтно-эвакуационных машин.
В 1942г. американцы начали переделывать Medium M3 в бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), в английском варианте Armored Recovery Vehicle (ARV).
Проект американской ARV стартовал летом 1942г. на базе т.н. Heavy Tractor T16, который представлял собой представлял собой шасси Medium M3 с отсутствовавшей башней с вооружением и срезанной верней частью корпуса. Первоначально Heavy Tractor T16 назначался в качестве артиллерийского тягача – в апреле 1942г. фирма Baldwin Locomotive Works поставила 2 опытные модели этого тягача (получены на шасси дизельных танков М3А5). Однако летом 1942г. Управление по боевым действиям в пустыне (Desert Warfare Board) сместило акцент и начало испытания Т16 в роли танко-эвакуационной машины. Первым шагом трансформации Heavy Tractor T16 в БРЭМ явилась установка в кормовой части машины лебедки грузоподъемностью 40000 фунтов. (Рис.7)

Рис.7 – Т16 под номером 1 в DTC в январе 1943 года.
В августе 1942 года 100 новых M3A5 были
переданы Baldwin Locomotive Works для переоборудования под Heavy Tractor, T16,
но к концу сентября 1942г. был проработан новый
вариант БРЭМ - Т2. Опытный образец Т2 был доставлен в Управление бронетанковых войск (Armored Force Board) в Форт-Нокс (Fort Knox) в
ноябре 1942 года. Машина была получена на шасси М3А3. Издали можно было подумать,
что на линейную машину с сохранением ее штатного вооружения добавили кран со
стрелой. На деле, вооружение было удалено, но для маскировки приварили макеты
орудий. Внутри, под башней установили лебедку с тросом к крану. (Рис.8)

Рис.8 – Лебедка Gar Wood грузоподъемностью 60000 фунтов,
установленная в боевом отделении непосредственно под башней.
Gar Wood Industries оказалась единственным производителем лебедок
и стрел в районе Детройта.
Кран разместили в проеме башни сзади.
Стрела могла вращаться на 360°. (Рис.9, Рис.10)


Рис.9 – Пилотная БРЭМ Т2.

Рис.10 – Вид сзади, фото сделано на серийной машине.
Трос лебедки можно было протянуть либо к
передней, либо к задней части машины под корпусом через узлы «ролика троса
лебедки», прикрепленные к передней и задней части машины. На узел ролика троса
лебедки был установлен штифт (стрелка) для упрощения операций буксировки. (Рис.11)

Рис.11 – Виды узла ролика троса лебедки.
Грузоподъемность крана и лебедки составляла
10 000 фунтов (5 тонн) без стреловых домкратов и 30 000 фунтов (15 тонн) «со
стреловыми домкратами, установленными на основании».
На пилотном образце, скорее, стоят муляжи
орудий. В дальнейшем в связи с отсутствием реального вооружения в башне, она
потеряет вентилятор и отверстие для крепления «верхнего
кронштейна цилиндра», крепящего поршень узла гиростабилизатора 37-мм пушки.
(Рис.12)

Рис.12 – Стандартная башня для БРЭМ.
Фото Pierre-Olivier.
Основной доступ для экипажа из 6 человек
осуществлялся через модернизированную дверь в спонсоне 75-мм орудия. Эта дверь
получилась довольно хлипкой и легко повреждалась. (Рис.13)


Рис.13 – Дверь в спонсоне на серийных машинах.
Осенью 1942г. фирма Baldwin Locomotive Works получила заказ на выпуск к 1 апреля 1943г. 750 единиц БРЭМ Т2, которые были стандартизированы как M31 Tank Recovery Vehicle, из которых 150 машин будут конверсиями новых Lee M3A3 (M31B1) или M3A5 (M31B2). Но к марту 1943г. было получено только 163 единицы M31 Tank Recovery Vehicle. Программа завершилась в декабре 1943г. выпуском 805 единиц данной техники.
Считается, что первое боевое развертывание
М31 могло произойти в конце марта в составе 1-й бронетанковой дивизии во время
боев у Эль-Геттара. В дальнейшем БРЭМ М31 применялись армией США до конца войны
на Средиземноморском театре – считается, что здесь их могло быть более 300 шт.
Они должны были распределяться из расчета 1 единица на роту средних танков в
отдельных танковых батальонах, и еще 2 штуки в отделе технического обслуживания
каждого батальона. Самоходные истребители танков и бронетанковые дивизионы
полевой артиллерии должны были оснащаться аналогичным образом.
В августе 1945г. все машины типа М31 были
объявлены устаревшими, однако в 752-м батальоне, оккупировавшем Италию М31
служили и в ноябре 1946г.
Машины M31 Tank Recovery Vehicle находились на вооружении и других армий.
В СССР было отправлено 146 дизельных М31
(были произведены по специальному заказу для СССР в период с августа по декабрь
1943г.). Ленд-лизовским М31 были присвоены серийные и
регистрационные номера от 751/USA 40142501 до 896/USA 40142646. В американских документах указано, что СССР получил 115 машин
этого типа по ленд-лизу. Вероятно, остальные 31 были потеряны в море.
Практически не имеется сведений о службе М31 в РККА. Существует фотография,
предположительно, сделанная на полигоне в Кубинке в 1943г., где запечатлены эти
машины. (Рис.14)

Рис.14 – Две машины М31, предположительно, на полигоне в Кубинке.
Весной 1943г. французы получили некоторое количество БРЭМ М31, вероятно, исходя из потребностей
вооружения трех бронетанковых дивизий. Французы использовали по крайней мере
один М31 в Индокитае в начале 1950-х.
Не исключено, что 4 машины М31 служили в армии Бразилии.
Машинами М31 вооружались союзные части,
приданные 5-й армии США в Италии: подразделения из Польши,
Канады и Новой Зеландии. Например, из состава 5-й канадской бронетанковой
бригады, передислоцированной из Италии в Северную Европу, М31 были выведены из
эксплуатации в июле 1945г.
В послевоенное время некоторое количество
М31 оказалось в составе египетской армии. Одна из таких машин была захвачена
израильтянами и теперь выставляется в Тель-Авиве.
Кроме Израиля М31 можно увидеть в Туне в
Швейцарии. (Рис.15)

Рис.15 – М31 in Thun, Switzerland.