Medium Tank M3А4 Lee

 

 

Medium Tank M3А4

США

Средний танк

масса

29,056 т

вооружение

 

75-мм орудие

37-мм орудие

4 пулемета

экипаж

7 чел.

мощность силовой установки

3750/445 л.с.

проект

1941г., Chrysler

выпускался

1942гг., Detroit Tank Arsenal

109 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В июле 1941 года Управление вооружений обратилось к корпорации Chrysler, может ли она «в спешке» спроектировать альтернативную танковую силовую установку к среднему танку. К ноябрю 1941г. специалисты Chrysler разработали еще одну силовую установку для среднего танка типа М3. Агрегат представлял собой пять обновленных 6-цилиндровых автомобильных двигателей Chrysler Flathead, соединенных звездообразно. Каждый мотор Chrysler Flathead имел объем 250,6 кубических дюймов (4,11 литра) и мощность 120 лошадиных сил (обновленные двигатели предназначались для легковых машин моделей Windsor и Royal, заводское обозначение C-34, поэтому в некоторых источниках обновленный мотор называют Chrysler Royal, его мощность указывают в 115 л.с. при 3600 об./мин; выпуск легковушек с этими двигателями начался в 1942 году, но быстро прекратился). Агрегат с пятью соединенными моторами Chrysler Flathead (точнее, от моторов взяли блоки клапанов и головки цилиндров) имел, таким образом, 30-цилиндров (30 свечей зажигания!), а суммарно выдавал 370 лошадиных сил в эксплуатационном режиме, и 425 при максимальной мощности (в некоторых источниках указывают 445 л.с. при 2400 об./мин), т.е. каждый их пяти моторов был дефорсирован. По сути, пять независимых моторов (у них не было общего вала и работать они могли независимо) через коленчатые валы передавали мощность на шестеренчатую передачу, которая передавалась далее на главный вал, располагавшийся в передней части мотора. В блок объединенного агрегата входила система охлаждения. На маховике, который крепился к главному фрикциону, установили вентилятор. За вентилятором находился радиатор системы охлаждения. Из-за широкого использования чугуна масса нового агрегата получилась солидной, вместе с системой охлаждения – 2,5 т. Новому танковому двигателю присвоили обозначение Chrylser A57 Multibank. (Рис.1, Рис.2)

 

 

  

Размещение 5-ти блоков, по центру главный вал.

 

Без системы охлаждения.

 

В полном сборе.

Рис.1 – Разные виды Chrylser A57 Multibank. 

 

Рис.2 – Положение мотора в МТО танка.

 

    Мотор Chrysler A57 Multibank оказался одним из самых тяжелых, но обладал некоторыми преимуществами по сравнению со штатным Continental R975. Независимо работающие моторы увеличивали шанс функционирования двигателя при поломках, даже при выходе из строя 12 из 30 цилиндров мотор продолжал работать – т.е мотор Chrysler был более надежным. Двигатель Chrysler A57 Multibank получился мощнее, чем Continental R-975, при этом Chrysler A57 Multibank потреблял бензин с октановым числом не более 80, а Continental R-975 потреблял авиационный бензин с октановым числом 91. Правда, расход топлива был выше, чем у Continental R975.

   Цена нового мотора была доступной 2700 долларов.

  Мотор Chrysler A57 Multibank одобрили к установке на танк типа Medium M3. 15 ноября 1941 года на испытания вышел танк, оснащённый этим мотором (к сожалению, фото этой машины найти не удалось).

   26 декабря 1941 года M3 с таким мотором стандартизировали как Medium Tank M3A4. Согласно подписанному с Chrysler контракту, предполагалось выпустить 100 таких танков, причем они получались дороже базового Medium Tank M3 на 15 тысяч долларов.

   Вторая пилотная модель M3A4 была отправлена ​​в APG в начале 1942 года. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Пилотный танк с мотором Chrylser A57 Multibank (USA 304741). 

В отчетах APG он указан как «Многомоторная силовая установка Chrysler в среднем танке M3A4 № 671».

Фото 13 февраля 1942г.

 

    Внешне от базового М3 машина отличалась удлинённым моторным отделением – на 280 мм (Рис.4), что повлекло общее увеличение длины корпуса до 6147 мм, а корма корпуса получила свес длиной 381 мм.

 

Рис.4 – Вид моторного отделения. На нижнем снимке цифрами обозначены: 1 – горловины бензобаков; 3 – бронированный выступ защиты радиатора мотора; 4- горловина для заливки воды в радиатор; 5 – воздухозаборник двигателя; 6 -броневые отливки, обеспечивающие отведение выхлопных газов.

 

   В некоторых источниках уточняют, что пилотный танк удлинили на 18 дюймов (46 см), а на 28 см длиннее получались серийные танки с этим двигателем.

   Изменилась и геометрия крыши моторного отделения. Поскольку радиатор системы охлаждения двигателя Chrysler A 57 Multibank выпирал выше уровня крыши, на крыше появился выступ, который прикручивался к надмоторной плите на болтах. Отличалось и днище - там сделали выступ под лопасти маховика вентилятора двигателя, которые оказались ниже уровня днища танка, этот выступ уменьшал клиренс танка. (Рис.5)

 

Рис.5 - Фото серийного двигателя Chrysler A 57 Multibank, октябрь 1942г. Размеры агрегата впечатляют.

 

   В связи с удлинением корпуса пришлось увеличить длину гусениц до 83 траков и увеличить расстояние между тележками. Центральные и задние тележки были сдвинуты дальше назад, так что между опорными катками оставался 10-дюймовый зазор, в отличие от 3-дюймового зазора между опорными катками на других типах M3 Medium.

   Несмотря на увеличение габаритов моторного отсека, из него пришлось удалить два топливных бака. Вместо них снаружи установили две дополнительные ёмкости для топлива на 352 литра каждая. Масса танка составила по одним сведениям, 29,056 т, по другим – 34 т (-?). (Рис.6)

 

Рис.6 - Продольный разрез Medium M3 с мотором Chrylser A57 Multibank, различимы характерные патрубки системы выпуска, выходящие через верхний кормовой лист.

 

   Опытный образец испытывался в феврале 1942гг., прошел 6500 км и произвел неплохое впечатление. (Рис.7)

 

Рис.7 – Испытания пилотного образца M3A4.

 

     Но, как и положено, вскрылись недостатки. Во время работы двигатель был склонен к перегреву. Электропроводка и водяные помпы автомобильного типа буквально плавились при чрезмерно высокой температуре в моторном отделении. Дело в том, что ради оптимизации производства двигатели подвергли минимальным изменениям по сравнению с автомобильным вариантом, а это значило, что у каждого мотора оставалась своя помпа и привод к ней. Водяное охлаждение вообще было плохим выбором: так как блоки изначально конструировались для работы в вертикальном положении, четыре из пяти имели проблемы с перетеканием воды в системе охлаждения. Радиатор оказался чувствительным к попаданию пыли и грязи, страдали от попадания инородных частиц и электроприборы, особенно система зажигания. Залезть в моторное отделение и осмотреть двигатель и его агрегаты было трудно. Приходилось снимать двигатель с танка, благо демонтаж силами четырёх танкистов с правильным оборудованием занимал всего лишь час.

     Проводилась доводка на том же пилотном образце, в основном, в двух направлениях: улучшение силовой установки и усиление ходовой части танка в связи с возросшей нагрузкой.

   Дальнейшие тесты в Форт-Ноксе показали, что двигатель все же недостаточно надёжен, после 200 часов пробега выходит из строя - причиной тому было обгорание выпускных клапанов и износ поршневых колец. Всего за время испытаний на танке сменилось 3 силовых установки. Дошло до того, что 29 апреля 1942 года командующий бронетанковыми войсками США генерал Джейкоб Диверс выступил против использования А57 в танках, но Департамент вооружений настоял на своём решении, так как без моторов А57 невозможно было выдержать объёмы производства средних танков.

     В отношении усовершенствования ходовой части удалось достичь большего прогресса. Компания Chrysler спроектировала и включила в ходовую часть более мощные тележки. Новая тележка имела усиленные спиральные рессоры и продольный рычаг возвратного ролика. (Рис.8)

 

Рис.8 – Конструкция новой тележки для средних танков.

 

    Пилотный танк получил новые тележки 9 мая 1942 года. В литературе эти тележки часто обозначают «тележки М4», поскольку в основном они пошли на танки Medium M4. На танках Medium M3 такими тележками комплектовались только машины варианта М3А4 и машины типа Medium M3, проходившие капитальный ремонт в 1943г.

    К лету 1942 года Chrysler A 57 Multibank дошел до той стадии, чтобы можно было начать сборку машин (с июля 1942г.). Серийные Medium M3A4 имели все признаки M3 поздних серий: отсутствие бортовых люков (некоторые уточняют, что заваривался только левый бортовой люк), как правило, 75-мм пушку M3, стабилизаторы для обоих орудий. (Рис.9, Рис.10)

 

Рис.9 – Серийные Medium M3A4.

 

 

Рис.10 – Исключение из правила – М3А4 с 75-мм пушкой М2.

 

     В некоторых источниках сообщают, что в 1942 году испытывался танк М3А4 с направляющим колесом, установленным на задней тележке опорных катков.

    В варианте Medium Tank M3А4 с июня 1942г. по август 1942г. произвели 109 машин.

   Говорят, еще за несколько месяцев до того, как появились первые серийные Medium M4, в октябре 1941 года танки Medium M3 были классифицированы как «запасной стандарт». 1 апреля 1943г. Комитет вооружения присвоил танкам Medium М3 статус ограниченно стандартизированных. Год спустя, в марте 1944 года Технический комитет армии США по вооружению (Ordnance Technical Committee) официально перевел танки M3 Medium в категорию устаревшей техники.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru