Medium Tank M3А3 Lee

 

 

Medium Tank M3А3

США

Средний танк

масса

28,602 т

вооружение

 

75-мм орудие

37-мм орудие

4 пулемета

экипаж

7/6 чел.

мощность силовой установки

375 л.с.

проект

1941г., Chrysler

выпускался

1942г., Baldwin Locomotive Works (BLW)

239 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

    В июне 1941 года Уильям С. Кнудсен (в переводе можно встретить также другой вариант имени: Уильям С. Надсен), глава Производственного управления (Office of Production Management), посетил Chrysler. (Рис.1)

 

Рис.1 – William Signius Knudsen, 1879 – 1948гг.

В 1940г. президент США Рузвельт назначил Кнудсена на пост Chairman of the Office of Production Management and member of the National Defense Advisory Commission. По сути дела, он стал руководителем процесса перевода промышленных мощностей Америки на военные рельсы.

 

     Поводом для этого визита стала сложная ситуация с обеспечением танков моторами. Заданные военными темпы строительства бронетехники вызвали дефицит двигателей Continental R975. В некоторых источниках сообщают, что Уильям С. Надсен/Кнудсен, являвшийся членом Совещательной комиссии по национальной обороне, отвечавшей за координацию работ американской оборонной промышленности, высказал богатую идею - создать альтернативный вариант силовой установки, базируясь на имевшихся наработках. Требовалась новая силовая установка, ориентированная прежде всего на танки для поставки по программе ленд-лиза. Летом 1941г. Кнудсен посетил предприятия, которые могли создать и массово выпускать танковые моторы. Помимо Guiberson, которая выпускала радиальные дизельные моторы воздушного охлаждения, в список целей попали Lycoming, Caterpillar, Ford, General Motors и Chrysler. Из них Lycoming, Caterpillar и Ford предложили наработки по авиационным моторам. В случае же с General Motors и Chrysler речь шла об адаптации готовых решений по линии автомобилестроения.

    В августе 1941г. были санкционированы работы по созданию силовой установки со спаренными моторами. Говорят, на такую деятельность американцев натолкнуло знакомство с британским танком А12 Matilda, имевшим подобную конструкцию силовой. Выбор пал на спарку двухтактных дизельных моторов воздушного охлаждения (в источниках также пишут, что мотор имел водяное охлаждение) GM 6–71, 6 цилиндров, объёмом 6,98 л, мощностью 140 л.с. (Рис.2)

 

Рис.2 – Мотор GM 6–71.

 

    Мотор не надо было запускать при помощи пиропатрона, как Guiberson T-1400–2. С 1940 года эти моторы ставились на автобусы, более известные как GM old-look. Два мотора поставили параллельно и соединили в один агрегат – система напоминала спарку моторов на британских танках А12 Matilda. Агрегат состоял из левого мотора 671LC24M и правого мотора 671LA24M, вращение у них происходило в разные стороны. Каждый из двигателей сохранял автономные системы топлива, смазки, охлаждения и пуска. Спаренный мотор получил обозначение General Motors 6046. В литературе встречаются немного разные обозначения: GM Detroit Diesel 6046D или GMC 6046 G71, вероятно, в зависимости от цели их применения. (Рис.3)

 

Рис.3 – Мотор General Motors 6046.

 

     На левый и правый моторы ставили инжекторы типа М. Выходные валы моторов сводились вместе с помощью винтовой передачи. Номинальная мощность всей установки составила 375 л. с. при 2100 об./мин, а максимальная — 400 (410) л.с. при 2900 об./мин. Масса агрегата составила 2323 кг – стандартный для танков типа Medium M3 мотор Wright R973ЕС2  имел массу 517 кг. Тем не менее, конструкцию оценили высоко, и уже в октябре 1941 года компания «Дженерал Моторс» расширила свой завод в Детройте для производства 1000 моторов для средних танков в месяц. 21 ноября 1941 года сдвоенный дизельный двигатель GM Model 6046 был разрешен к производству в качестве альтернативной силовой установки для среднего танка. В январе 1942 года завод расширили вновь - уже для производства 2000 моторов ежемесячно. Вообще, в производственной программе моторов GM 6046 участвовало до 11-ти производителей этих двигателей и поставщиков комплектующих к ним.

    В августе 1941 года с General Motors был заключен контракт на выполнение экспериментальной силовой установки GM 6046 на танке M3 (Medium Tank M3) с серийным номером 28 (регистрационный номер U.S.A. W-301026). Эта машина была отправлена с завода Chrysler на завод GM в Детройте.

    Размеры модели GM 6046 потребовали внесения ряда изменений в компоновку как моторного, так и боевого отделений. Например, добавление раздаточной коробки сделало силовой агрегат длиннее моторного отсека. Из-за выросших габаритов силовой установки моторный отсек пришлось удлинить на 300 мм, причем эту доработку провели за счет уменьшения объёма боевого отделения (раздаточная коробка заняла часть боевого отделения). Ширина расположенных рядом двигателей заставила отказаться от двух топливных баков, установленных вертикально в оригинальной конструкции М3. Вместо этого горизонтальные топливные баки были дополнены парой резервных баков, установленных на полу моторного отсека чуть ниже горизонтальных баков. Запас топлива дизельных моделей составлял 148 галлонов по сравнению со 172 галлонами версий с радиальным двигателем. Пришлось переработать трансмиссию. Теперь она состояла из двух однодисковых фрикционов сухого трения, поперечной соединительной передачи, карданного вала, коробки передач, механизма поворота и бортовых передач. Также претерпела изменения конструкция кормовой части корпуса. На уровне гусениц была установлена бронированная коробка выпускного воздушного канала, где размещался отражатель выхлопных газов и воздуха, охлаждавшего двигатель. Обслуживание двигателя осуществлялось через широкие двухстворчатые бронированные жалюзи над мотором. (Рис.4, Рис.5, Рис.6)

 

Рис.4 – Вид на корму танка с дизельным двигателем.

 

Рис.5 – Размещение силовой установки со спаркой моторов.

 

Рис.6 - Сравнение надмоторных палуб танков с радиальным двигателем – М3, М3А2 – (слева) и танков со спаркой дизелей – М3А3, М3А5 – (справа).

1 -горловина топливных баков, установленных горизонтально вдоль спонсонов в корме; 2 - горловины топливных баков, установленных вертикально с каждой стороны моторного отделения; 3 – топливная горловина на вспомогательный генератор, установленный в левой кормовой части боевого отделения; 4 – горловины горизонтальных баков; 5 – горловины для заливки масла; 6 – горловина для заливки воды в радиаторы; 7 – горловина к вспомогательному генератору; 8 - дверцы доступа к двигателю дизеля; 9 -воздухозаборные решетки для радиального двигателя.

Рисунок с сайта Sherman minutia homepage (free.fr).

 

     Вертикальный кормовой бронелист наклонили на 10°, убрав в нем створки технологического люка. (Рис.7)

 

Рис.7 – Продольный разрез танка со спаренной дизельной установкой.

 

    Первый образец танка М3 с дизелем GM 6046 доставили на Абердинский полигон, как будто, в ноябре 1941г. Внешне машина отличалось от базового варианта переработанной кормовой плитой с характерным «карманом» под выхлопные трубы. (Рис.8)

 

1 – верхний задний лист корпуса, 2 – дефлектор выхлопа из листового металла.

Рис.8 – Характерная кормовая часть для танков с дизельной силовой установкой. Фото 5 ноября 1941г.

 

    Верхний задний лист корпуса был изменен, удлинен и установлен под углом, чтобы разместить и защитить установленные сзади радиаторы. Дверцы доступа к двигателю в нижней задней пластине оригинальной конструкции M3 были удалены, и вместо этого поперек пластины была установлена ​​пара глушителей. На пилоте был установлен дефлектор выхлопа из листового металла.

   Боевая масса танка составила 28,602 тонн (указывают также 29 тонн). За счёт более мощного мотора максимальная скорость увеличилась до 48 км/ч. Благодаря более высокой экономичности дизеля, запас топлива был уменьшен с 652 (662) литров до 560 литров, при этом запас хода по шоссе вырос со 190 км до 240 км. 

     В октябре 1941г. модификацию М3 со спаренным дизелем стандартизировали, как М3А3. Танк шел на замену М3А2 со сварным корпусом, М3А3 также имел сварной корпус. (Рис.9, Рис.10, Рис.11, Рис.12)

 

 

Рис.9 - Medium Tank M3A3.

Внизу одна из первых дизельных машин со сварным корпусом (SN 1084). При этом в некоторых местах все еще используются заклепки (на нижнем левом снимке стрелкой показаны заклепки на внутренней части отливки спонсона).

 

Рис.10 – Современный вид М3А3 «со сплошной броней с обеих сторон».

Танк выставлен в Военной академии Агульяс Неграс в Резенде, Бразилия.

Фотография Colonel Renato Rocha.

 

Рис.11 – Вид части интерьера танка М3А3.

Цифрой 2 обозначена линия горизонтальных заклепок, 3 – линия вертикальных заклепок, которыми отливка спонсона 75-мм орудия крепилась к сварному корпусу.

 

Рис.12 – Разные варианты крепления дверей на танках М3А3.

 

   Считается, что практически все танки М3А3 получили короткоствольную 75-мм пушку М2.

   Встречается, что в 1942г. один из танков М3А3 (?) был оснащен подвеской с горизонтальными спиральными рессорами.

    В варианте Medium Tank M3А3 с марта/апреля 1942г. по декабрь 1942г. произвели 239 машин. Приводят также, что общий объем выпуска танков M3A3 составил 322 шт., но, вероятно в это число включают танки с британскими башнями, которые можно трактовать и как M3 Grant II.

     Говорят, в октябре 1941 года танки Medium M3 были классифицированы как «запасной стандарт». Однако это не исключало их применение и боевой статус. Через месяц после нападения японцев на Перл-Харбор, 7 января 1942г. в Гонолулу прибыл 193-й танковый батальон, в состав которого входили танки М3А5 и, возможно, М3А3. 1 апреля 1943г. Комитет вооружения присвоил танкам Medium М3 статус ограниченно стандартизированных. Год спустя, в марте 1944 года Технический комитет армии США по вооружению (Ordnance Technical Committee) официально перевел танки M3 Medium в категорию устаревшей техники.

     В период с сентября 1941г. по 26 июня 1942г.  в Британию было отправлено 49 дизельных танков Medium М3. В одних источниках указывают, что это были Lee Mk.IV – т.е. М3А1 с дизельным двигателем Guiberson; в других – что это были М3А3. Указывают, что эти танки оставались в Англии для испытаний и обучения экипажей.

     С июля 1942г. начались поставки средних танков М3 в Бразилию. Всего в эту страну было поставлено 100 или 104 машины типа Medium M3, среди них 77 шт. М3А3. Интересно, что в Бразилии некоторое количество машин прошло модернизацию - вместо дизельных двигателей на них установили радиальные Continental. Работы проводились собственными силами Центрального Парка Механизации. Обычно указывают, что бразильские Medium М3 оставались на вооружении этой страны вплоть до начала 1950-х гг., однако мне встретилась фотография, на которой изображен строй бразильских танков Medium M3, фото датируется февралем 1960 года – возможно, это последний эпизод использования танков Medium M3 в Бразилии. (Рис.13)

 

Рис.13 – Можно насчитать до 20 танков Medium М3.

 

   Некоторое количество своих Medium М3 (возможно, прошедших модернизацию в Бразилии) бразильцы приблизительно в 1950-е годы продали в Парагвай.

   В 1976г. один из своих Medium М3 бразильцы возвратили в США в качестве музейного экспоната.

     Машины на шасси Medium M3.

     По мере поступления в войска более перспективных средних танков типа М4 часть танков Medium M3 переделывали в разного рода вспомогательные машины, причем процесс этот наблюдался у нескольких операторов: в армиях США, Британии, Австралии.

   Практически все перечисленные выше операторы создавали на базе Medium M3 варианты ремонтно-эвакуационных машин.

    В 1942г. американцы начали переделывать Medium M3 в бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), в английском варианте Armored Recovery Vehicle (ARV).

   Проект американской ARV стартовал летом 1942г. на базе т.н. Heavy Tractor T16, который представлял собой представлял собой шасси Medium M3 с отсутствовавшей башней с вооружением и срезанной верней частью корпуса. Первоначально Heavy Tractor T16 назначался в качестве артиллерийского тягача – в апреле 1942г. фирма Baldwin Locomotive Works поставила 2 опытные модели этого тягача (получены на шасси дизельных танков М3А5). Однако летом 1942г. Управление по боевым действиям в пустыне (Desert Warfare Board) сместило акцент и начало испытания Т16 в роли танко-эвакуационной машины. Первым шагом трансформации Heavy Tractor T16 в БРЭМ явилась установка в кормовой части машины лебедки грузоподъемностью 40000 фунтов. (Рис.14)

 

Рис.14 – Т16 под номером 1 в DTC в январе 1943 года.

 

    В августе 1942 года 100 новых M3A3 были переданы Baldwin Locomotive Works для переоборудования под Heavy Tractor, T16, но к концу сентября 1942г. был проработан новый вариант БРЭМ - Т2. Опытный образец Т2 был доставлен в Управление бронетанковых войск (Armored Force Board) в Форт-Нокс (Fort Knox) в ноябре 1942 года. Машина была получена на шасси М3А3. Издали можно было подумать, что на линейную машину с сохранением ее штатного вооружения добавили кран со стрелой. На деле, вооружение было удалено, но для маскировки приварили макеты орудий. Внутри, под башней установили лебедку с тросом к крану. (Рис.15)

 

Рис.15 – Лебедка Gar Wood грузоподъемностью 60000 фунтов, установленная в боевом отделении непосредственно под башней.

Gar Wood Industries оказалась единственным производителем лебедок и стрел в районе Детройта.

 

     Кран разместили в проеме башни сзади. Стрела могла вращаться на 360°. (Рис.16, Рис.17)

 

Рис.16 – Пилотная БРЭМ Т2.

 

 

Рис.17 – Вид сзади, фото сделано на серийной машине.

 

     Трос лебедки можно было протянуть либо к передней, либо к задней части машины под корпусом через узлы «ролика троса лебедки», прикрепленные к передней и задней части машины. На узел ролика троса лебедки был установлен штифт (стрелка) для упрощения операций буксировки. (Рис.18)

 

Рис.18 – Виды узла ролика троса лебедки.

 

    Грузоподъемность крана и лебедки составляла 10 000 фунтов (5 тонн) без стреловых домкратов и 30 000 фунтов (15 тонн) «со стреловыми домкратами, установленными на основании».

   На пилотном образце, скорее, стоят муляжи орудий. В дальнейшем в связи с отсутствием реального вооружения в башне, она потеряет вентилятор и отверстие для крепления «верхнего кронштейна цилиндра», крепящего поршень узла гиростабилизатора 37-мм пушки. (Рис.19)

 

 

Рис.19 – Стандартная башня для БРЭМ.

Фото Pierre-Olivier.

 

   Основной доступ для экипажа из 6 человек осуществлялся через модернизированную дверь в спонсоне 75-мм орудия. Эта дверь получилась довольно хлипкой и легко повреждалась. (Рис.20)

 

Рис.20 – Дверь в спонсоне на серийных машинах.

 

     Осенью 1942г. фирма Baldwin Locomotive Works получила заказ на выпуск к 1 апреля 1943г. 750 единиц БРЭМ Т2, которые были стандартизированы как M31 Tank Recovery Vehicle, из которых 150 машин будут конверсиями новых Lee M3A3 (M31B1) или M3A5 (M31B2). Но к марту 1943г. было получено только 163 единицы M31 Tank Recovery Vehicle. Программа завершилась в декабре 1943г. выпуском 805 единиц данной техники.

     Считается, что первое боевое развертывание М31 могло произойти в конце марта в составе 1-й бронетанковой дивизии во время боев у Эль-Геттара. В дальнейшем БРЭМ М31 применялись армией США до конца войны на Средиземноморском театре – считается, что здесь их могло быть более 300 шт. Они должны были распределяться из расчета 1 единица на роту средних танков в отдельных танковых батальонах, и еще 2 штуки в отделе технического обслуживания каждого батальона. Самоходные истребители танков и бронетанковые дивизионы полевой артиллерии должны были оснащаться аналогичным образом.

     В августе 1945г. все машины типа М31 были объявлены устаревшими, однако в 752-м батальоне, оккупировавшем Италию М31 служили и в ноябре 1946г.

   Машины M31 Tank Recovery Vehicle находились на вооружении и других армий.

   В СССР было отправлено 146 дизельных М31 (были произведены по специальному заказу для СССР в период с августа по декабрь 1943г.). Ленд-лизовским М31 были присвоены серийные и регистрационные номера от 751/USA 40142501 до 896/USA 40142646. В американских документах указано, что СССР получил 115 машин этого типа по ленд-лизу. Вероятно, остальные 31 были потеряны в море. Практически не имеется сведений о службе М31 в РККА. Существует фотография, предположительно, сделанная на полигоне в Кубинке в 1943г., где запечатлены эти машины. (Рис.21)

 

Рис.21 – Две машины М31, предположительно, на полигоне в Кубинке.

 

   Весной 1943г. французы получили некоторое количество БРЭМ М31, вероятно, исходя из потребностей вооружения трех бронетанковых дивизий. Французы использовали по крайней мере один М31 в Индокитае в начале 1950-х.

  Не исключено, что 4 машины М31 служили в армии Бразилии.

  Машинами М31 вооружались союзные части, приданные 5-й армии США в Италии: подразделения из Польши, Канады и Новой Зеландии. Например, из состава 5-й канадской бронетанковой бригады, передислоцированной из Италии в Северную Европу, М31 были выведены из эксплуатации в июле 1945г.

   В послевоенное время некоторое количество М31 оказалось в составе египетской армии. Одна из таких машин была захвачена израильтянами и теперь выставляется в Тель-Авиве.

   Кроме Израиля М31 можно увидеть в Туне в Швейцарии. (Рис.22)

 

Рис.22 – М31 in Thun, Switzerland.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru