Medium
Tank M3А2 Lee

Medium Tank M3А2
США
Средний танк
|
27,4 т |
|
|
вооружение |
75-мм орудие 37-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
7 чел. |
|
мощность силовой установки |
340 л.с. |
|
проект |
1941г., Rock Island Arsenal |
|
выпускался |
1941-1942г., Baldwin Locomotive Works (BLW) 2 шт. |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
21 июля 1941г. на площадке Абердинского полигона появился Medium M3 со сварным
корпусом, или частично сварным, поскольку некоторые элементы, похоже, крепились
заклепками. (Рис.1)

Рис.1 – Танк М3 со
сварным корпусом, 21 июля 1941г.
Стрелкой
показан заметный сварной шов.
Машина указана как «М3-2373 (корпус сварной R.I.A.)».
Т.е. произвел пилотный образец арсенал Rock Island За
На корпусе можно увидеть регистрационный номер USA W-304193. Некоторые
допускают, что серийный номер этого танка 2373. Он представлял собой танк уже
находившийся, до появления на нем сварных швов, в эксплуатации – машина к тому
времени прошла 556 миль.
Сообщают также, что в это же время был
представлен еще один сварной корпус от компании Carnegie-Illinois Steel
Corporation. Точнее говоря, как увидим ниже, это были сваренные друг с другом
верхний и нижний листы, вероятно, передней части корпуса. В августе 1941г. и
пилотный танк, и корпус «Карнеги» «подверглись трем и четырем выстрелам 75-мм
бронебойных боеприпасов соответственно». (Рис.2)

Рис.2
– Корпус Carnegie-Illinois после обстрела.
Интересно, что на сварном корпусе заклепок едва ли не больше, чем сварных швов.
В сентябре 1941 года APG (Абердинский
полигон) получил указание отправить пилотный танк со сварными швами (со сварным
корпусом RIA) и корпус Карнеги на завод компании Baldwin Locomotive. На Baldwin
следовало «изготовить полный танк из сварного корпуса Карнеги и отремонтировать
пробоины и трещины в сварном танке Рок-Айленда».
На APG, разумеется, отметили превосходство сварной конструкции над клепаной. Время изготовления
было сокращено за счет исключения «большой части машинных работ» (отверстий для
заклепок), «был уменьшен вес для заданной баллистической стойкости» и «были
устранены брызги (от заклепок) и другие опасные детали, хотя в сварных швах возникали
трещины вблизи точек попадания боеприпасов».
В связи с этим «было рекомендовано по
возможности применять сварную конструкцию на средних танках М3 и другой
бронетехнике».
11 сентября 1941 года Технический
комитет управления вооружений или Технический комитет по вооружениям (-?, Ordnance
Technical Committee) рекомендовал «разрешить сварку
утвержденных типов в качестве альтернативного метода изготовления корпусов и
башен танков». Кроме того, «Средний танк М3, оснащенный сварным корпусом, будет
обозначаться как Средний танк М3А2». Те. Medium M3 со сварным корпусом
стандартизировали как Medium Tank M3A2.
6 октября 1941 года на Baldwin Locomotive
«началось производство М3А2, газовый двигатель, сварной корпус». Танк строили с
нуля. (Рис.3)

Рис.3
– Сварной корпус для Medium M3.
Машину отгрузили на Абердинский полигон в
ноябре 1941г., при этом было отмечено «отсутствие соединительных уголков внутри
танка». Вероятно, под «соединительными углами» следует понимать клепанные
детали, которые можно увидеть внутри корпуса Карнеги. Другими словами, танк
изнутри совершенно не имел клепки. Компания Baldwin просила APG «осмотреть этот
танк, особенно на предмет указанных отклонений, и уведомить офис о том,
приемлемы ли они или какие исправления желательны».
Первый M3A2 прибыл на Абердинский полигон к 1 января 1942 года. (Рис.4)




Рис.4 -
Medium M3A2 со сварным корпусом. SN 1040. 1января
1942г.
Пишут, что на APG, вероятно, обнаружили
проблемы, связанные с приваркой отливки спонсона 75-мм пушки к бронелистам,
поскольку в этой области использовалась некоторая клепка.
За счет сварки масса изделия сократилась до 27 400 кг.
SN 1040 использовался в качестве
испытательной машины на APG и других местах. (Рис.5)

Рис.5 – SN 1040 (получил регистрационный номер 305110) снят на испытаниях
Инженерного корпуса (Engineer Corps) по преодолению препятствий. Фото
от марта 1943г. at
Ft. Belvoir, Viginia.
Инженеры перекрасили танк в сложный четырехцветный камуфляж (Рис.6),
очевидно, в интересах оценки вариантов танкового камуфляжа.

Рис.6 - SN 1040 в камуфляже.
Что касается корпуса Карнеги, который также
вменялось установить на танк, то авторы Pierre-Olivier Buan, Joe
DeMarco and Leife Hulbert с некоторым сомнением допускают, что он, возможно,
появился на танке с SN 1082 (Рис.7).

Рис.7
- SN 1082 на стоянке APG 30 января 1942 года. Красной стрелкой указаны
приваренные дверные петли.
Собственно, на этом производство танков
М3А2 в американском варианте (Lee) исчерпывается,
хотя з-д фирмы Baldwin Locomotive еще 20 ноября 1941г. получил предписание о
переходе с клепаного корпуса на сварной, начиная с 87-го танка в американском
варианте и с 221-го в британском варианте. Завод Baldwin Locomotive произвел
еще 10 танков со сварными корпусами типа М3А2, но в британской конфигурации (Grant): 2 танка в
январе, 5 в феврале и 3 в марте 1942 года, из них известны номера двух машин:
Т-23622 (январское производство) и Т-23708 (февраль).
Встречается, что января 1942г. по март 1942г. было произведено 12 машин
M3A2, но 10 из них были завершены как Grant I (т.е. с башней британского типа).