Medium
Tank M3А1 Lee

Medium Tank M3А1
США
Средний танк
|
28,6-28,975 т |
|
|
вооружение |
75-мм орудие 37-мм орудие 4-3 пулемета |
|
экипаж |
7 чел. |
|
мощность силовой установки |
350 л.с. |
|
проект |
1941г. |
|
выпускался |
1941-1942г., American Locomotive Company 300 шт. |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
В сентябре 1940 года General Steel изготовила опытную отливку верхней
части корпуса для танка Medium M3. (Рис.1)

Рис.1 - Medium Tank M3.
Интересным фактом было то, что опытная отливка отражала текущую на тот
момент конфигурацию Medium M3 - изначально корпус танка больше напоминал M2A1,
причем пулеметы по периметру сохранялись. С правой стороны, естественно, стояла
орудийная установка, поэтому с левой стороны было два пулемета. (Рис.2)


Рис.2 – Опытный
литой корпус.
Это считалось самой крупной отливкой брони,
когда-либо изготовленной в США.
В марте 1941г. появилась верхняя отливка
корпуса №2. (Рис.3)


Рис.3 – General Steel Casting Corp. №2.
18 марта 1941г.
Внешний вид
корпуса №2 немного отличался от предыдущего. Написанные мелом цифры указывали
толщину корпуса. Ширина передней части в верхней части составляет около 3
дюймов, уменьшаясь до 1 5/8 дюймов в нижней части, а по бокам в среднем около 1
3/4 дюйма по периметру.
Испытания обстрелом первых отливок дали обнадеживающие результаты. Сталелитейная промышленность смогла продемонстрировать, что такие
отливки могут производиться в соответствии с государственными баллистическими
спецификациями. После баллистических испытаний в отчете APG (Абердинский
полигон) от 14 апреля 1941г. было
сообщено, что Top Hull №2 «соответствовал всем требованиям для литой брони с
некоторым запасом. Кроме того, этот литой корпус очень хорошо противостоит
другим видам огня (особенно ударным)». APG рекомендовал «в ближайшее время
стандартизировать литой верхний корпус для среднего танка M3 как альтернативную
конструкцию». Кроме того, литье сократило время
сборки и устранило заклепки оригинальной конструкции корпуса. Было заявлено, что
этот метод позволил сэкономить около 3000 долларов на один танк.
19 июня 1941 года Комитет по
вооружениям (Ordnance Committee) «разрешил использование литых
верхних корпусов средних танков» в качестве альтернативного метода
строительства, пытаясь отойти
от клёпки.
Идеей постройки танков из крупногабаритных литых деталей американцев,
возможно, заразил французский инженер, имевший отношение к разработке
французского среднего танка SOMUA
S35 (Рис.4), который
летом 1940г. объявился в Канаде.


Рис.4
- Схема соединения четырех литых
броневых деталей корпуса танка S35. Внизу конечный результат.
Идея Преваля
выглядела интересной. Помимо
упрощения производства литой корпус позволил бы более рационально использовать
внутренние объёмы и был дешевле. Фактически предстояло отливать единой деталью
только верхнюю часть корпуса, закрывающую трансмиссию, отделение управления и
переднюю часть боевого отсека. Нижнюю часть корпуса оставили клёпаной, хотя
вначале планировали, как на SOMUA
S35, верхнюю часть корпуса крепить к нижней на болтах, но вскоре от этой идеи
отказались.
Сообщают, что 4 июня 1941г. на Абердинский полигон прибыла машина на
шасси типа Medium M2/M3 с верхней литой деталью корпуса, но без башни и
вооружения (выполнена, как будто, в арсенале Рок-Айленда (RIA)). Из некоторых источников можно понять, что,
возможно, этой верхней литой частью являлась отливка №1. Приводят выдержку из
отчета Абердинского полигона от 14 апреля, содержащую такую информацию: «другая отливка верхней части корпуса General Steel, Eddystone,
была обработана и отправлена в арсенал Рок-Айленда,
где из нее будет изготовлен средний танк M3». К сожалению, фотографий этой
машины (в отчетах APG она именуется как танк №2372) от 1941г.
не сохранилось, но, как пишут, испытатели в июне 1941г. заострили внимание на
возможностях «гусениц с прерывистыми параллельными грунтозацепами,
изготовленных из литой стали на Американском сталелитейном заводе...
установленных на Medium Tank, M3 № 2372 (литой корпус)». Сообщалось, что
«протестированные гусеницы весили на 2000 фунтов больше, чем стандартные с
резинометаллическим траком. Это приводит к тому, что машина становится «вялой»,
и для поворотов требуется значительная мощность из-за твердого сцепления с этой
гусеницей». Кроме того, Комитет по вооружениям заметил, что следует исключить
боковые двери «из литого стального корпуса, [что] позволит структурно укрепить
отливку, а также приведет к улучшению баллистической стойкости» и предусмотреть
аварийный люк в днище. 10 июля 1941 года на шасси с литым корпусом установили
радиальный дизельный двигатель Guiberson Т-1400. Испытания показали, что
характеристики и расход топлива были лучше, чем у бензинового двигателя
Wright/Continental R-975-EC2, но двигатель оказался ненадежным. Свою судьбу
«танк №2372» закончил на Абердинском полигоне в качестве учебной мишени. В
августе 1943 года машина использовалась в качестве мишени для испытаний
снарядов 7,5 cm A.P.-H.E. (бронебойно-фугасное вещество)
трофейной немецкой противотанковой пушки Pak 40. (Рис.5)

Рис.5
– Единственное фото части корпуса «танка №2372». 8 августа 1943г.
19 июня 1941 года Комитет по Вооружениям утвердил работы по организации
выпуска танка с литой верхней частью корпуса. 9 октября
1941 года Комитет вооружения утвердил план производства танков с литым
корпусом, стандартизировав их как Medium Tank M3A1.
Внешне новая модификация отличалась от М3 более плавными очертаниями
люков на верхней части боевого отделения и по бортам. На литом корпусе верхний
люк был смещен с наклоном к корме и развернут на 45°. В боевом отделении машины
появилось три вентилятора. Первый образец Medium Tank M3A1 появился на Абердинском полигоне к декабрю 1941 года.
(Рис.6)




Цифрой 1 отмечен
кронштейн антенны. Красной чертой отмечена «полка» на отливке корпуса.

Рис.6 – Вероятно,
первый серийный М3А1. Serial Number (SN)
1962/USA 306032. Построен фирмой ALCO.
Вследствие применения
крупногабаритных литых деталей корпуса (особенность литья в том, что оно
получается более толстым, нежели катаные листы, а это сильно влияет на массу)
боевая масса танка выросла от 28,6 до 28,975 тонн.
Встречаются и другие данные по массе М3А1 – 30700 кг. Габариты: длина 5640 мм,
ширина 2720 мм, высота 3120 мм, клиренс 431 мм. Бронирование:
лоб корпуса — 50,8 мм/45-90°, лоб надстройки (верх) — 35,8 мм/37°, лоб
надстройки (низ) — 50,8 мм/60°, борт корпуса — 35,8 мм/90°, башня — 50,8 мм/43-85°,
крыша башни — 22 мм/0° мм, маска пушка — 89 мм/90°, корма — 38 мм/90°, крыша —
13 мм/0-7°, днище (спереди) — 25 мм/0°, днище (центр и корма) — 13 мм/0°. Экипаж
6 чел. Вооружение одна 37-мм пушка М6 в башне, одна 75-мм пушка М2 в спонсоне и
три 7,62-мм пулемета Colt-Browning М1919А4 (один в башне и два в корпусе).
Позже М3А1 впускались с длинноствольными 75-мм пушками М3. Боекомплект 178
выстрелов для 37-мм пушки, 50 выстрелов для 75-мм пушки и 9200 патронов.
На первом серийном танке (SN 1962/USA 306032) устанавливался радиальный
дизельный 350-сильный мотор Guiberson T-1400–2 (- цифра «2», возможно,
обозначает усовершенствованный?). Причины появления этого мотора со стартом при
помощи пиропатрона – значительная экономичность по сравнению с Continental
R975. Испытания, проходившие в несколько этапов, показали целый ряд преимуществ
дизельного двигателя. (Рис.7)

Рис.7 – Medium M3A1 с дизелем Guiberson T-1400.
С крутящим
моментом у дизеля Guiberson T-1400 дела оказались лучше, так что машина стала
быстрее на некоторых режимах, при этом максимальная скорость составляла всего
40 км/ч. До 400 км вырос запас хода. Правительство США заключила с
производителем контракт на новый мотор. По некоторым сведениям, танков М3А1 с
такими моторами предполагалось выпустить 685 шт. или 300 шт. Но в мае 1942г.
заказчик расторг заказы на Guiberson T-1400, как пишут, из-за разногласий: «...подрядчик грубо представил ложные сведения о том, что № 1400
был усовершенствованным двигателем». Автор Ричард Ханникатт (Richard
Hunnicutt) утверждает, что произвели 28 дизельных
M3A1 – обозначались M3A1 (Diesel). Автор Дэвид Дойл (David
Doyle) приводит выдержку из OCM (- материалы Департамента
вооружений) 22178 от 25 ноября 1943 года (OCM 22178, dated 25 November
1943), в котором говорится: «На сегодняшний день построен
только одна машина с этим двигателем». Далее OCM рекомендует утилизировать 111
двигателей T1400, находящихся на хранении, как «устаревший материал». Интересно, что британцы стандартизировали М3А1 с дизельным
двигателем Guiberson как М3 Lee IV. В некоторых источниках считают,
что таких танков в Британию поставили 49 шт.
На серийных танках типа М3 ставили двигатель Continental R-975-EC2, но в
некоторых источниках указывают, что на М3А1, якобы, устанавливался двигатель
Wright R973ЕС2, радиальный, карбюраторный, 9-цилиндровый, мощностью 350 л.с.
Впрочем, двигатель Continental R-975-EC2 являлся лицензионной копией Wright
R973ЕС2. Запас топлива 662 литра. Трансмиссия механического типа с
синхронизатором, дифференциалом, карданным валом и 6-скоростной коробкой
передач (5+1) типа Synchromesh (разработка компании Spicer
Manufacturing Company). Ходовая часть на борт: 6 опорных катков,
сблокированных в 3 тележки, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее
направляющее колесо, подвеска блокированная с вертикальными спиральными
пружинами; гусеница резинометаллическая крупнозвенчатая. Средства связи:
радиостанция SRC508 со штыревой антенной и переговорное устройство Tannoy.
Скорость по шоссе 40 км/ч, по проселку – 24 км/ч. Запас хода по шоссе
193 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,60 м, ширина рва 2,29 м.
(Рис.8)

Рис.8 - М3А1 во
время испытаний на Абердинском полигоне, февраль 1942г.
Как видим на изображении выше, на 75-мм пушке установлен противовес
(стабилизатор). Считается, что противовес для 75-мм пушки М2
был чуть ли не стандартным на пушках М2 в производстве танков M3 Medium, в том
числе и для варианта М3А1, а вот на 37-мм пушках противовесы встречаются не
всегда. (Рис.9)


Рис.9
– На нижнем фото танки М3А1 во время инспекционных испытаний на APG.
Время
от времени APG проверяла готовые машины, «чтобы посредством тщательного
механического осмотра и стандартной серии испытаний определить неисправности...
которые можно отнести к недостаткам конструкции, производства или для
проверки». По сути, это было второе приемочное испытание.
В процессе производства отказались от
пистолетных бойниц в задней стенке надстройки и в соответствии с рекомендацией
Комитета по вооружениям (еще от 9 октября 1941г.) удалили бортовую дверь
(бортовой эвакуационный люк), которую нередко срывало при прямом попадании
снаряда. (Рис.10, Рис.11)

Рис.10 – Отливка
верней детали корпуса без боковой двери. 14 июля 1942 года,
завод General Steel.

Рис.11 – М3А1
поздней серии – отсутствует боковая дверь.
Указывают также, что был демонтирован один курсовой пулемет.
В варианте Medium Tank M3А1 с февраля 1942г. по август 1942г. произвели 300/272 машин.
Говорят, в октябре 1941 года танки Medium M3 были классифицированы как «запасной стандарт». Однако это не
исключало их применение и боевой статус. Теоретически танки в варианте M3А1 могли принять участие в составе армии США в Тунисской
кампании в 1943г., но прямых подтверждений этому я не встретил. 1 апреля 1943г.
Комитет вооружения присвоил танкам Medium М3 статус
ограниченно стандартизированных. Год спустя, в марте 1944 года Технический комитет армии США по
вооружению (Ordnance Technical Committee) официально перевел танки M3 Medium в категорию устаревшей
техники.
В период с сентября 1941г. по 26 июня 1942г. в Британию было отправлено 49 дизельных
танков Medium М3. В одних источниках указывают, что это были Lee
Mk.IV – т.е. М3А1 с дизельным двигателем Guiberson;
в других – что это были М3А3. Указывают, что эти танки оставались в Англии для
испытаний и обучения экипажей.
Говорят, на базе M3A1 американцы строили так называемые «танки обороны канала», Canal Defense Lights (CDL) – британское ноу-хау. По замыслу, эти машины предназначались для ослепления противника в ночных условиях и не обязательно при защите побережья Англии, а при проведении наступательных операций. Идея заключалась в том, чтобы в ночном бою ослепить противника мощными прожекторами. На место башни 37-мм пушки устанавливалась башня (пишут также, что это была не башня, а неподвижная рубка) с мощной угольной дуговой лампой (8 миллионов Ватт), которую можно настроить на быстрое мерцание, чтобы дезориентировать противника. Помимо того, что на машине устанавливали специфическую для CDL башню, в ней была предусмотрена шаровая установка для пулемета калибра .30 (Browning M1919). Устанавливался ли в башнях американских CDL пулемет в реальности – вопрос открытый. Предполагается, что Т10 CDL были оснащены двумя перископами водителя, расположенными рядом. (Рис.12)

Рис.12 – Американская машина CDL на базе Medium M3.
В Европу американцы доставили около 250
машин CDL – т.е. примерно
половину от произведенных.
Осенью 1944г. все четыре простаивающих без дела американских
подразделения CDL были преобразованы; два в обычные
танковые батальоны, а два — в батальоны минно-взрывных устройств. Автор Стивен
Залога (Steven
Zaloga) сообщает: «В феврале 1945 года, когда были вероятны
операции вдоль Рейна, 65 танков «Лифлет» (- Leaflet) были вывезены со складов и использованы
для охраны ключевых мостов от ночных атак немцев. Они были переданы трем
танковым батальонам: 738-му, 739-му и 748-му».
История построенных в США Shop Tractor T10
имела некоторое продолжение и после WWII. (Рис.13)

Рис.13
– Фото двух T10 CDL, февраль 1949г.
Музей
вооружений на Абердинском полигоне.
Слева
с клепаным корпусом на базе M3, справа с литым на базе M3A1.
В сентябре 1950г. от 8-й армии,
действовавшей в Корее, поступил запрос «о средствах прямого видимого освещения
поля боя». Ответ последовал такой: машины (или машина) с клепаным корпусом
утилизированы, а машины (или машина) с литым корпусом «подлежал ремонту и
выдавался Auto. Div». В конечном итоге было решено, что стандартные 18-дюймовые
прожекторы могут быть предоставлены за небольшую часть стоимости специально
изготовленных прожекторных танков.