Medium Tank M3 Grant I
&
Medium Tank M3
Grant II

Medium Tank M3 Grant I

Medium Tank M3 Grant II
США
Средний танк
|
масса Medium Tank M3 Grant I Medium Tank M3 Grant II |
27,921 т 28,602 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 37-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой установки Medium Tank M3 Grant I Medium Tank M3 Grant II |
340 л.с. 375 л.с. |
|
проект Medium Tank M3 Grant I |
1940-1941гг., L.E. Carr |
|
выпускался Medium Tank M3 Grant I Medium Tank M3 Grant II |
1941-1942гг., Baldwin Locomotive Works (BLW), Pressed Steel Car Company,
Pullman-Standard Car Manufacturing Company 1222/1221 шт. 1942гг., Baldwin Locomotive Works (BLW) 464 шт. |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
Летом
1940 года в США прибыла британская делегация по танковой проблематике во главе
с Майклом
Деваром (он же Михаэль Дьюар, Michael Dewar), главой British Timken Ltd. Сопровождал его Л. Карр (L.E. Carr), специалист
по танковым разработкам из Департамента механизации. В частности, британцы
предлагали наладить на мощностях американских предприятий производство танков
А12 Matilda (в некоторых источниках в этом же контексте упоминается и о
крейсерском танке А15). Однако американская сторона предложила британцам рассмотреть их новейший средний танк M3. Поскольку 26 августа 1940г. было принято решение о
строительстве 1000 танков Medium M3 и налаживать производство А12 Matilda, который
американцам не понравился, никто не собирался, британской
миссии пришлось согласиться на закупку танков американской разработки.
Британские специалисты осмотрели макет и определили особенности, которые
они сочли недостатками: высокий профиль, установленное в корпусе основное
орудие, отсутствие радио в башне (радио у танка было в корпусе), клепаный
броневой лист, гладкая конструкция гусеницы, недостаточное бронирование и
отсутствие брызгозащиты стыков. Британцы хотели получить модификацию танка
Medium M3 сообразно своим представлениям, однако на практике все свелось к улучшению
башни. Она была маленькой и оснащалась неудобной командирской башенкой.
Проектированием новой башни занялся L.E. Carr. Он
разработал литую башню с более толстым броневым листом (-?) и с развитой
кормовой нишей, куда переместилась радиостанция (кстати, британский вариант
оснащался британской радиостанцией №19), таким образом, экипаж танка снижался
до 6 чел. (обслуживанием радиостанции теперь занимался заряжающий 37-мм пушки),
но уменьшился комплект для 37-мм выстрелов – до 128 шт. По другим данным, с октября
1941г. боекомплект составлял 50 75-мм и 182 37-мм
унитарных снарядов на танк (даже на 4 шт. больше, чем на танках американской
конфигурации). Снаряды к 75-мм орудию хранились в тех же местах, что и на
танках американской конфигурации, а вот от 12-ти снарядов, прикрепленных к
стенке башни отказались, зато их стало больше в корзине башни. Кроме того,
имелось 5000 патронов для 7,62-мм пулемётов и 700 патронов 11,43-мм для
автоматов «Томпсон». С другой стороны, в нескольких
опубликованных источниках боекомплект среднего танка М3 в британской версии
указан как 65 снарядов калибра 75 мм и 128 снарядов калибра 37 мм. Некоторые
авторы допускают, что эти цифры отражают боекомплект танков Medium M3
британской конфигурации, прошедших модификацию в Великобритании по схеме
Департамента танкостроения (DTD). Ниже приводятся схемы DTD на эту тему. (Рис.1)


Рис.1
– Схемы укладки боекомплекта в средних танках М3 британской конфигурации.
От командирской башенки Карр отказался, заменив ее на двустворчатый люк
с перископическим прибором («люк британского типа»). Позади люка находился
вывод под антенну. Смотровые приборы (по одному с каждого борта) и бойницы для
стрельбы из личного оружия размещались ближе к задней части башни. Нашлось
место и для 2-дюймового дымового миномета/бомбомета ("2 inch bomb
thrower", or smoke mortar). Британская башня оказалась на 30 мм ниже
родной. Масса башни составила 2,75 тонн.
Макет башни примерялся на одном из танков Medium
M2A1. (Рис.2, Рис.3,
Рис.4, Рис.5, Рис.6, Рис.7, Рис.8, Рис.9, Рис.10)



Рис.2 – Макет
башни, разработанный Карром на танке М2А1.
Дата фото 7 ноября
1940г.

Рис.3 – Прототип
британской башни, отлит и установлен на M2 Medium 13 декабря
1940.
Цифрами
обозначены: 1 – люк заряжающего, 2 – отверстие под перископ заряжающего, 3 –
отверстие для 2-дюймовго миномета.


Рис.4 – Интерьер
британской башни.
Цифрами обозначены:
1 – воздушный вариометр радиостанции
(вариометр
- «отдельный блок настройки антенны... используемый чтобы согласовать выходной
сигнал передатчика с 12-футовой антенной штангой,
установленной
на башне или крыше машины»), 2 – защитная обивка для головы танкиста
на крыше башни, 3 - защитная обивка для головы танкиста на люке.

Рис.5 – Вид на
британскую радиостанцию "#19 British Radio" (Wireless Set No.19., WS19).
Цифрами
обозначены: 1 – система пультов дистанционного управления, 2 – наушники, 3 –
вариометр, 4,5 – детали крепления дымовых шашек для 2-дюймового миномета (для
миномета предусматривался боекомплект из 14-ти дымовых зарядов), 6 – заглушка
на отверстии для 2-дюймого миномета (переход к полной
заводской установке 2-дюймовых минометов произошел в мае 1942 года).

Рис.6 –
Стандартная установка антенн.

Рис.7 – На этом
фото отлично виден 2-дюймовый миномет.

Рис.8 – Здесь
разбирается установка гиростабилизатора для 37-мм пушки – разработка
американских конструкторов. С сайта Sherman minutia hjmepage (free.fr).
Теоретически,
это устройство удерживало орудие ровно и устойчиво, тем самым позволяя вести
«стрельбу на ходу».
Британцев
не впечатлила работа гиростабилизатора. Они решили, что не будут «требовать» их
для модернизации своего пула танков.

Рис.9
– Вид на люк башни изнутри и снаружи.

Рис.10 –
Британский вариант башни к танку Medium M3, современное фото.
Понимая, что новым танкам придется действовать в условиях жаркого
климата пустыни Северной Африки, британцы с самого начала обратили внимание на
целесообразность принудительной вентиляции танка. (Рис.11)

Рис.11 – Интерьер
боевого отделения танка Medium M3 в британской конфигурации.
Цифрой 1 отмечен
вытяжной вентилятор, 2 – перископ водителя, 3 – коробка для перископа, 4 –
12-галлонный резервуар для питьевой воды, 5 – крышка для бункера под 41 снаряд
к 75-мм пушке, 6 – некие выбоины на внутренней поверхности брони.
Американские конструкторы установили
вентиляторы на свой вариант танка М3 примерно с мая 1942 года, т.е. ближе к
финалу производства этих машин.
В ходовой части изменений почти не было, но резинометаллический трак
показался англичанам недостаточно совершенным. Особенно это касалось сцепных
свойств. Поэтому появился трак с каталожным номером детали WE210. Этот трак
стал характерной деталью танков по английскому заказу. (Рис.12)

Рис.12 – Трак
WE210.
Вплоть до начала производства британцы
продолжали настаивать на дополнительных улучшениях. Например, речь шла об
установке броневой защиты воздухозаборника и дополнительного топливного бака.
(Рис.13)

Рис.13
– Британский вариант М3. Красным выделена дополнительная бронировка
воздухозаборника, синим – дополнительный топливный бак.
Коллаж с сайта Sherman minutia homepage (free.fr).
Однако
американцы оказались что-либо исправлять поскольку «в конечном итоге не
возникла необходимость заморозить конструктивные изменения британской машины,
чтобы обеспечить серийное производство». (Рис.14, Рис.15, Рис.16)



Рис.14 – Проекции
М3 по британской спецификации.



Рис.15 – Medium M3 по британской
спецификации.

Рис.16
– Для сравнения: слева британский вариант M3, справа – американский.
Машины поздней комплектации, с
противопылевыми щитками на ходовой части.
23 октября 1940г. был заключен один из
первых контрактов на поставку американских средних танков M3 Medium. Британцы заказали сразу
2000 танков M3 Medium, однако уточненные
данные свидетельствуют о первичном заказе на 1001 танк. Изначально
(23 или 25 октября) контракт А-1795 был подписан с Pressed Steel Car Co. на
сумму 28,5 миллионов долларов на производство 501-го 28-тонного среднего танка
(британцы отправили Pressed Steel аванс в размере 500 000
долларов США). Еще один контракт, A-1381, подписали с Pullman Standard
Car Co. Завод в Хаммонде сдавал 500 танков. Танки Pressed Steel получили
английские регистрационные номера T.24689-T.25589, а машины Pullman Standard -
T.24189-T.24688. Третьим производителем
танков для англичан стала компания Baldwin Locomotive Works (контракт A-1960).
По другой версии, первый контракт на изготовление 685 танков английского
варианта Medium M3 получила компания Baldwin Locomotive Works. Позже появился
заказ на выпуск еще одной партии из 1000 танков. Его разделили пополам: 500
танков должна была выпустить вагоностроительная компания Pullman-Standard Car
Manufacturing Company, столько же досталось Pressed Steel Car Company, а также
был заключен контракт на 100 танков с фирмой Lima
Locomotive Company.
Пишут также, что контракты были заключены с 4 американскими компаниями
на 500 танков каждая: Baldwin Locomotive Co,
Pullman Standard Car Co, Pressed Steel Car Co и Lima Locomotive Co. Позже заказ с Baldwin
Locomotive Co
был увеличен до 685 танков М3, поскольку Lima
Locomotive Co
не произвела ни одного танка этого типа.
75-мм пушки для своих танков Medium M3 британцы
заказывали отдельно у фирмы Empire Ordnance Co.
Общая стоимость заказов составила примерно 240 миллионов долларов США
(120 000 долларов за штуку), включая средства на заводское переоснащение. Оплата шла за счет средств заказчика – т.е. британского
правительства. Это была общая сумма всех фондов правительства
Великобритании, хранящихся в США. Только 11 марта 1941г. Департамент вооружений США взял на себя ответственность за существующие британские контракты
в США, согласно, вступившему в силу закону о ленд-лизе. В качестве частичного
обмена приобретенные британцами машины и оборудование были переданы США по
обратному ленд-лизу.
Официальная презентация Medium M3 для
английской армии состоялась 13 июля 1941 года. Эта дата
официально считается началом выпуска М3 для британской армии, но показанный в июле
1941 года танк выпуска Pressed Steel еще требовалось закончить с точки зрения
вооружения и внутреннего оборудования, по факту танк приняли только в августе. (Рис.17)

Рис.17
– Первый
из Medium M3, построенных по британскому заказу на мощностях Pressed Steel Car
Company. 13 июля 1941 года.
22 сентября 1941г. британцы ввели новую
систему обозначения своих танков. M3 Medium по собственной спецификации они
назвали Medium Tank M3 Grant – в честь
генерала Улисса Гранта (Рис.18), командующего армией Севера во время
Гражданской войны в США, а M3 Medium в родном, американском исполнении был
назван ими Medium Tank M3 Lee – в честь его
противника, генерала Роберта Ли, главнокомандующего армией Конфедерации (Рис.19).
(Рис.20)

Рис.18 – Улисс С. Грант (Ulysses S. Grant, при рождении Хайрам
Улисс Грант), 1822-1885гг. Президент США в 1869-1877гг.

Рис.19
- Ро́берт
Э́двард Ли (Robert Edward Lee), 1807-1870гг.


Рис.20 - Названия
M3 разных модификаций в английской системе по состоянию на октябрь 1942 года.
Приведенный выше документ от августа 1942г.
Таблица - Британская индексация танков Medium M3 в комплектации с
башней американского типа.
|
М3 Lee I |
Medium M3 в
оригинальном базовом дизайне. Клепаный корпус. Стандартный бензиновый
двигатель. |
|
М3 Lee II |
Medium M3А1 с
верхней литой деталью корпуса. |
|
М3 Lee III |
Medium M3А2 со
сварным корпусом. |
|
М3 Lee IV |
Medium M3А1 с
дизельным двигателем. |
|
М3 Lee V |
Medium M3А3,
дизельный танк. |
|
М3 Lee VI |
Medium M3А4 c длинным
рядным бензиновым двигателем. |
Итак, Grant I представлял собой Medium M3 с
бензиновым двигателем Wright/Continental мощностью 340 л.с., башней британского
типа и клепаным корпусом. Grant II представлял собой Medium M3A5 c дизельным
двигателем мощностью 375 л.с. с литой башней и клепаным корпусом. Для танков в
конфигурации со сварным корпусом, не было предоставлено никакой номенклатуры
(пишут, что таких машин было 93 шт.), поэтому бензиновый М3А2 (10 шт.)
попадает в категорию Grant I, а дизельный М3А3 – в категорию Grant II.
Британцы получали свои M3 Grant, как на шасси
бензиновых вариантов Medium M3, М3А2, так и на шасси дизельных танков
М3А3 и М3А5.
Дело в том, что по контракту А-1960 с фирмой Baldwin Locomotive Works с октября
1941 по март 1942 года сдали 211 General Grant I, в том числе 10 M3A2 (по
регистрационным номерам General Grant I был где-то в пределах T.23504-T.23741), а затем строили дизельные танки - 83 M3A3 и
381 M3A5, которые индексировались британцами как Grant II. (Рис.21, Рис.22,
Рис.23)

Рис.21 – Общая
спецификация на Grant I и Grant II.

Рис.22 –
Стандартная конфигурация М3 Grant.

Рис.23 – Дизельный
вариант M3 Grant II. На фото на базе
М3А5.
Развитие М3 Grant несколько
отличалось от развития оригинальных Medium M3. Например, бортовые люки в
корпусе, которые в начале 1942 года стали заваривать на M3 (а под конец выпуска
совсем убрали), на Grant I не трогали. Однако улучшения в вооружении было общим
местом и для М3 Grant, и для
оригинального Medium M3. В 1942г. (с марта-апреля) на орудиях начали появляться
противовесы и стабилизаторы. (Рис.24)

Рис.24 - Grant I с противовесом на
75-мм орудии.
Под конец выпуска появилось и длинноствольное 75-мм орудие M3.
Американцы смогли произвести только 1685 штук
танков в варианте Grant.
Полномасштабный выпуск танков для британцев был налажен ближе к концу
осени 1941 года – например, в августе 1941г. Pullman Standard сдала 9 машин. На
Baldwin Locomotive Works сдавать их начали с октября 1941 года.
Объем производства варианта Grant I выглядит следующим образом: Pressed
Steel за 1941 год сдала всего 104 Grant I, еще 121 танк сдала Pullman Standard,
плюс 84 штуки построила Baldwin Locomotive Work. Итого 309 танков, из которых
136 сдали за декабрь 1941 года. Таким образом, основной выпуск Grant I велся в
1942 году. Последние машины данного типа сдали в июле 1942 года. (Рис.25)

Рис.25 – Готовая
продукция.
Можно говорить минимум о 1222/1221 танках
версии Grant I: 1212/1213 шт. базе М3, 10 шт. на базе М3А2.
Общий объем выпущенных дизельных Grant II оценивается в 464 шт: 83 шт.
на базе М3А3 (Рис.26) и 381 шт. М3А5.

Рис.26
– Фото, подтверждающее получение варианта Grant II со сварным
корпусом – т.е. на базе М3А3. Осень 1942г., р-н Эль-Аламейна.
Из 1686 произведенных танков М3 Grant только
один остался в США для испытаний и исторических целей.
Кроме того, британцы (и австралийцы напрямую
из США) получили 1207 танков M3 Medium Lee. Правда, эти машины
все же немного отличались от танков американской армии – например в них
ставились британские радиостанции Wireless Set No.19, вместо командирской
башенки устанавливались люки (но британцам отправлялись и танки с башенками). Интересно, что стоимость одного танка M3 Lee составляла 64 814
долларов, в то время как стоимость одного М3 Grant указывается в 120 000 долларов.
Поставка первой партии танков Medium M3 Grant в числе 309 машин
в Великобританию распределилась так. Три из первых произведенных M3 Grant
(Т-24689, Т-24193 и Т-24195) были экспортированы в метрополию примерно 21
сентября 1941 года. Остальные 306 танков направлялись прямиком к театру боевых
действий, в Египет. Считается, что первые 11 кораблей Empire Faith отплыли в
середине сентября и прибыли к месту назначения в конце октября или начале
ноября. 16 декабря 1941 года в Египте было зарегистрировано 10 «медиумов»
(скорее всего, речь шла о танках в варианте Grant), «пять из
которых находятся в школах... пять в мастерских в ожидании выпуска». Эту фразу
следует разъяснить. Дело в том, что первые танки из США отправлялись не в
полной комплектации. Отсутствовало вооружение, противопылевые щиты. Недостающее
оборудование отгружалось и доставлялось в Африку позже. Например, для некоторых
танков, произведенных фирмой Pullman, отгруженных в августе 1941г.
детали для их комплектации отправили только в декабре (!) 1941г. Вероятно,
такое положение объясняется элементарной нехваткой комплектующих для всех
танков в начале их массового производства. Доукомплектация танков, таким
образом, проводилась уже в мастерских Опытного завода механизации
(Mechanisation Experimental Establishment, M.E.E.) в Египте. (Рис.27)

Рис.27
– Фото, отгруженных с площадки завода в Hammond
танков Grant (WD № T.24190 –
T.24191) 12 августа 1941г.
На
вставке один из этих танков (T.24191), после «обработки» в Египте.
Можно встретить также замечание, что первые Grant I
оказались в Египте к 31 января 1942 года. Не исключено, что в данном случае
речь идет о танках, поступивших в строевые части, поскольку в записях
британских 3-го и 5-го танковых полков говорится, что первые танки Grant они
получили в конце января 1942г.
Британцам не терпелось получить несколько
M3 Medium для изучения и оценки. Говорят, в их внутренней переписке даже
появился небольшой куплет «Где танки?». Первые два, из трех прибывших Medium M3 Grant, отправили на испытательный полигон танкового
конструкторского отдела в Фарнборо (пишут также at Lullworth Proving Ground) в
конце октября 1941 года. Возможно, это были машины в варианте Grant (SN 1699/USA 305769 и SN 1708/USA
305778). (Рис.28)

Рис.28 – Grant T-24689. Предполагается, что он в ноябре 1941г. прошел оценку и испытания
на британском танковом полигоне в Лулворте. Фото сделано в марте 1942г.
Уже к 1 ноября на испытуемом танке появились поломки: начал барахлить
мотор, сломалась пружина подвески. Испытатели отмечали, что передние пружины
подвески танков были перегружены. Неравномерное распределение массы имело
отрицательное влияние не только на надёжность машины, а также на погрузку танка
на транспортёры.
Наблюдались также течи различных жидкостей, включая масло и жидкость
гидроусилителя управления. Отмечалось также, что воздухофильтры танка было
сложно обслуживать. До 9 ноября танк простоял в ожидании новой пружины. Поломки
продолжали преследовать машину: регулятор напряжения сгорел, а несколько
маслопроводов лопнули, вновь обездвижив танк. На следующей неделе похожие
проблемы начали проявляться на ещё одной испытуемой машине. Пришлось разбирать
мотор и чистить свечи зажигания от нагара. Также были обнаружены дефекты
клапана в масляной системе. Танки выходили из строя через несколько миль
пробега, проявляя различные дефекты. На одном Medium
M3 полностью вытекла жидкость из гидроусилителя
управления, после чего насос пришёл в негодность. Насос переставили с другого
сломавшегося танка и попытались использовать его с заменителем для
гидравлической жидкости, но после 4 миль сломался и этот насос. К 15 ноября
мастерская при полигоне вернула один танк в строй, заменив американские
маслопроводы британскими. Танк успешно прошёл короткие испытания, преодолев
скат в 22 градуса 33 минут крутизной (больше не получилось бы из-за
недостаточного сцепления гусениц) на первой передаче. Попытка заехать вверх по
скату в 18 градусов 55 минут на второй передаче оказалась неудачной. На
пробегах по пересечённой местности длиной в 3-5 км машина показала среднюю
скорость в 15,6 миль (25 км) в час. При этом в танке продолжали выявлять новые
механические неполадки: из двигателя доносилось визжание, причину которого
найти не удалось, двигатель имел тенденцию глохнуть при езде под высокой
нагрузкой. Расход масла был чрезмерно высоким. К 22 ноября проблемы с
двигателем стали более серьёзными. Мотор работал неравномерно и часто давал
обратные вспышки. Разобрав двигатель, испытатели отметили, что на свечах
зажигания образовался сильный нагар, а на некоторых свечах — слой масла. Свечи
пришлось вынимать и чистить. Для этого требовалось снимать плиты над и под
мотором, что было трудоёмким занятием. Пришлось также проводить ремонт скоб
катушки зажигания и стартёра, так как они сломались из-за некачественной
сварки. Испытания продолжились до 5 декабря, когда мотор начал барахлить и
терять мощность. Испытателям пришлось прекратить испытания и заказать новый
мотор. К этому времени машина прошла 936 миль (1506 км), мотор проработал 109
часов. Разборка мотора показала, что он был сильно изношен. Также сломались
некоторые внешние агрегаты. Поршневые кольца были отосланы в США для анализа.
Ответ от фирмы Wright (разработчика и производителя мотора) был следующим:
износ был ожидаемым и не произошёл по вине неправильной сборки. Новый мотор
прибыл к 13 декабря. Сотрудники полигона отмечали, что замена мотора была
довольно трудоёмкой: на извлечение старого двигателя ушло 3 человеко-дня, ещё 3
заняла установка внешних агрегатов на новый двигатель и ещё 4 на установку
двигателя обратно в танк. Для установки мотора с помощью крана требовался
клиренс в 312 см.
За период с 13 декабря по 3 января новый мотор проработал вхолостую 5
часов, и танк с ним прошёл 300 миль (482 км). Испытатели отметили, что новый
мотор оказался мощнее, но повтор испытаний езды по склонам показал, что
результат был практически тем же, и остальные испытания повторять не стали. С
новым мотором англичане замерили расход топлива. Он составил 60 галлонов на 40
миль езды по бездорожью, или 428 литров на 100 км. Проблема с подачей топлива
не разрешилась, танк глох при езде по сложным участкам. С новым двигателем танк
провёл испытания по преодолению вертикального препятствия. 24-дюймовую (61-см)
стену танк не преодолел, не прошёл и 19-дюймовое (48 см) препятствие. Ведущее
колесо проходило над препятствием, но передний каток упирался в него и гусеницы
начали буксовать. Специалисты полигона винили в этом переднее расположение
ведущего колеса. (Рис.29)

Рис.29 - Схема,
составленная британскими специалистами по результатам испытаний на преодоление
препятствий. Танк упирался тележкой в стену, и гусеница начинала буксовать.
Танк принял участие в испытаниях по пересечении водной преграды. Пребывание
в воде глубиной в 3 фута (91 см) привело к скоплению в моторном отделении 3-4
дюймов (7,5-10 см) воды. Испытатели отметили, что преодоление водной преграды
глубиной в 42 дюйма (107 см), указанное в руководстве, было бы невозможно, так
как створки кормового люка были очень плохо пригнаны и пропускали воду. Также
оказалось, что и в дождь танк набирает воду. Во время езды по бездорожью
произошла авария. Танк сполз одной гусеницей в глубокий кювет и опрокинулся.
Попытки перевернуть машину с помощью транспортёра «Скаммел» оказались тщетными,
и было принято решение завести двигатель машины, чтобы помочь. Это сработало,
но после того, как танк вновь встал вертикально, двигатель дал обратный удар
пламенем, из-за чего пролившийся бензин в моторном отделении загорелся. Пожар
удалось потушить с помощью внешнего огнетушителя. Водитель танка в докладе
отметил, что внутренняя система пожаротушения была бесполезной, так как с его
места нельзя было добраться до выключателя, находившегося в подбашенной
корзине, а в настоящем бою выключатель, вероятно, был бы завален имуществом
танкистов. Пожар не повредил мотор или танк, но специалисты полигона решили
установить более надёжную систему подачи топлива. Дефекты с регулятором
напряжения также повысили пожароопасность, и второй огнетушитель пришлось
израсходовать, когда проводка в моторном отделении нагрелась до красного
каления. Британцы советовали установить вспомогательную систему подачи топлива,
чтобы бороться с проблемой глушения двигателя на трудных участках местности.
17 января 1942г. испытатели уехали на выходные и оставили танк в
неотапливаемом помещении. По возвращении в танке нашли множество дефектов.
Максимальное давление масла упало, счётчик моточасов вышел из строя, ограничитель
оборотов двигателя тоже сломался. В системе гидроусилителя управления снова
образовалась течь. К 19 января танк вернули в строй, но испытатели отметили
значительный износ гусениц. Гусеницы были заменены к концу месяца, но на это
ушло несколько дней. Испытатели сетовали на то, что для обслуживания танка не
хватало инструментов. Всего танк с начала испытаний прошёл к 19 января 1848
миль (2974 км), половину по дороге, половину по бездорожью. За это время танк
проявил 12 серьёзных дефектов и провёл 253 часа в ремонте. Осмотр машины после испытаний
показал, что сломались ещё шесть пружин подвески.
После ходовых испытаний началось тестирование вооружения. Выяснилось,
что усилия для поворота башни танка были неравномерными, её пришлось снять и
обследовать. Оказалось, что после 2000 миль езды башенный погон был сильно
изношен. Отчасти износ был вызван низким качеством сборки. Британцы
рекомендовали установить поддерживающий механизм под подбашенную корзину.
Баллистику 75-мм орудия сравнивали с немецкой 75-мм пушкой, установленной на
танках Pz.Kpfw.IV и самоходках StuG III. Однако англичане отмечали в докладах,
что американская 75-мм танковая пушка является не только орудием поддержки.
Бронебойный снаряд орудия мог эффективно бороться с танками противника.
Британцы считали, что главным противотанковым орудием была именно 75-мм пушка,
а 37-мм пушку в башне следовало использовать против быстро движущихся целей
вроде лёгких танков и бронеавтомобилей. Указание было не только теоретическим:
экипажи танков предпочитали возить с собой как можно больше выстрелов для 75-мм
пушки в ущерб боеприпасов для 37-мм орудия.
Разумеется, британцы подметили и недостатки вооружения танка.
Расположение 75-мм пушки орудия в спонсоне не только ограничивало сектор
обстрела 28° (14 в каждую сторону), но и делало командование орудием
затруднительным. Командир не видел, чем занимался расчёт орудия, а при
работающем двигателе докричаться до наводчика было трудно даже через ТПУ.
Стрелять с заглушённым двигателем было нельзя: электроспуску орудия нужен был
генератор, а даже вспомогательный мотор был чрезвычайно громким. Также
требовалось заводить мотор для эффективной вентиляции боевого отделения. Даже
на холостом ходу со скоростью в 1000 оборотов в минуту концентрация угарного
газа на месте заряжающего была выше нормы. Стрелять на ходу из 75-мм пушки не
рекомендовалось. Механизм наведения не был достаточно надёжным, чтобы быстро
наводить пушку на цель, а в танке штатно возилось слишком мало 75-мм выстрелов,
чтобы расходовать их вслепую. При этом танк совсем не был оснащён для огня с
закрытых позиций. Для этого экипажи сами устанавливали клинометры, если могли,
или же довольствовались нарезами на маховике вертикальной наводки. В итоге был
разработан порядок ведения огня по всем правилам артиллерии, включая
корректировку с помощью артиллерийского наблюдателя. Ещё одним ограничивающим
фактором были прицелы. Ни перископический, ни телескопический прицел англичанам
не понравился. Перископ М1 был конструктивно неудачным. Его корпус пропускал
влагу и пыль, прицел легко было сломать во время чистки, также перископы
лопались во время стрельбы. Выверить прицел было сложно, а также бесполезно,
так как настройки ничем не фиксировались – т.е. настройки легко сбивались. Цели
на полигоне были видны через прицел на расстоянии до 1000 ярдов (914 м), в то
время как с фронта приходили показания, что стрельба часто производится с вдвое
больших дистанций. Телескопический прицел М21 тоже был далёк от совершенства.
Отсутствие увеличения означало, что стрелять на дальние дистанции было нельзя.
Прибор также передавал мало света, а разметка была такой жирной, что зачастую
заслоняла цель. Прицел также имел разметку для ограниченной номенклатуры
снарядов: бронебойные М61 и М72, а также М48 с усиленным зарядом. Остальными
типами снарядов приходилось вести огонь на глазок. Телескопический прицел
показал плохие результаты на испытаниях. С 950-1000 ярдов (868-914 м) через
него было не видно движущихся людей или 4-футовый (122 см) белый квадрат на
тёмном поле. Смотровые приборы водителя и командира были оценены как
удовлетворительные. Обзор был хорошим, кроме мёртвого пространства за танком,
но призмы искажали изображение, если в них смотрели под углом. Неудобные
прицельные приспособления исключали возможность наведения орудий на цель без
помощи командира с биноклем. Стрельба из 75-мм орудия омрачалась еще одним
обстоятельством. Если прицельная планка на командирском смотровом приборе
показывала командиру, куда наведена 37-мм пушка, то следить за огнём 75-мм
орудия оказалось невозможно. Командирам пришлось отрабатывать тактику стрельбы
с привлечением водителя, ведь 75-мм пушка могла поворачиваться лишь в секторе
шириной в 28°. Это заметно снижало скорость переноса огня на новую цель. 37-мм
орудие тоже подвергли испытаниям. Оказалось, что орудие сильно перевешивает назад,
что скорректировали с помощью противовеса. Мешок для стреляных гильз пришлось
заменить, так как мешок американской конструкции был слишком ненадежным.
Конструкция механизма вертикальной наводки понравилась, так как она давала
возможность наводить орудие на цель как с помощью маховика, так и с помощью
приклада. Однако такая установка давала очень плохое склонение: всего 4 градуса
50 минут по сравнению с 7 градусами, которые были обещаны в инструкции.
Спаренный пулемёт британцам понравился, но с оговоркой, что длина лент и
вместительность мешка для гильз были недостаточными. Пулемёт в командирской
башенке не понравился. Курсовые пулемёты в лобовой плите, по мнению британцев,
были совсем бесполезными и их требовалось убрать.
К
концу февраля 1942г. был проведён осмотр испытуемых танков. На двух танках
пришлось заменить мотор, у ещё одного треснули кронштейны передних тележек,
часто ломались траки, из-за постоянных течей пришлось разработать заменитель
для гидравлической жидкости американского производства. Случаи выхода из строя
пружин подвески оказались обычным явлением. Вне дорог, особенно в грязи или на
неровной местности, танк сильно водило из стороны в сторону в движении. Траки
со съемными грунтозацепами помогали мало, так как быстро забивались грязью или
отваливались при езде.
Занятные испытания – на воздействие химического оружия – британцы
провели в октябре 1942г. После внешней обработки танка из распылителя синильной
кислотой в танке погиб один член экипажа, его роль выполнял кролик (находился в
отделении управления), еще три кролика потеряли сознание (также находились в
корпусе), три кролика - члены экипажа не пострадали.
Несмотря на значительный список недочетов, американский танк был признан
не только боеспособным, но и считался лучшим, чем наличествующие в то время
британские танки. Британцы отнесли
американские средние танки Medium M3 к крейсерскому типу.
В товарных количествах Grant стали отгружаться ближе к концу 1941 года –
по 200 машин в месяц. (Рис.30, Рис.31)

Октябрь 1941г.

Рис.30 – Эшелоны с
танками Grant I отправляется заказчику.

Рис.31 – Разгрузка
танков в Британии, 29 июня 1942г.
В апреле 1942 года отгрузка достигла 400 штук в месяц. В мае 1942 года
объём поставок остался на том же уровне, а затем начал резко сокращаться.
Связано это было с тем, что в США началось производство нового среднего танка.
Обычно пишут, что поступление танков Grant I в Великобританию завершилось в
июле 1942 года. Также пишут, что, вероятно, в марте
1943г. из США были отправлены последние 185 танков в варианте Grant II.
Танки Medium M3 прибывали в
порты Англии и непосредственно сразу в Северную Африку. В Англии британцами для
испытаний и обучения экипажей использовалось 97 танков в комплектации Grant.
В Северной Африке британцев обращению с
новой материальной частью, прибывающей из США, обучали американские инструктора
из Ближневосточного учебного центра США. (Рис.32)

Здесь запечатлены
и Grant, и Lee. Оба в пустынном
обвесе, выполненным в британских мастерских в Египте.

Американский
инструктор знакомит британских танкистов с материальной частью.
Рис.32 –
Фотографии из Ближневосточного учебного центра США.
По прибытии в Северную Африку машины дорабатывались, получая
дополнительный обвес. На британских тыловых ремонтных базах в Тэль-эль-Кэбире и
Эль-Абассии танки получили ящики ЗИП английского образца, радиостанции №19,
маскировочные сети. Боевые машины перекрасили в пустынный камуфляж. Осенью 1941
года танки стали получать усиленные траки, получившие обозначение Rubber
Standart, более известные по каталожному номеру WE210 (Рис.33).

Рис.33 – Танк с
траками WE210.
Бронетанковый
музей в Бовингтоне
В отличие от штатных траков T41, они имели
грунтозацепы и были усилены, что повысило надежность в условиях пустыни.
К
концу 1941 года машины штатно (- т.е. на заводе) комплектовались развитыми
крыльями, оснащенными противопылевыми экранами. Пишут, что противопылевыми
экранами оснащались только танки в варианте Grant,
танки в варианте Lee комплектовать
песчаными экранами американцы отказались, но разрешили британцам устанавливать
их самим в танковых ремонтных мастерских. Вообще, ответ на вопрос об установки
на танки Medium M3 песчаных щитов
выглядит так – их устанавливали как штатно, на заводах США, так и в британских
мастерских в Египте (Экспериментальный завод механизации, Mechanisation
Experimental Establishment и Базовый склад вооружений № 5 в
Тель-эль-Кебире, No. 5 Base Ordnance Depot at Tel-el-Kebir), при этом
вариант машины (Grant или Lee) не имел значения. Видимо, в начале производства
танков (вплоть до зимы 1941/1942гг.) американцы не имели возможности
производить требуемое количество этих щитов, и британцы самостоятельно
устанавливали на месте поступающие со временем щиты из США, однако из некоторых
источником можно понять, что британцы для покрытия недостатка щитов занялись их
производством самостоятельно (-?). Вероятно, к зиме 1941/1942гг. американцы уже
могли покрывать щитами весь объем танков Medium
M3, направляемых по британскому заказу. На фотографиях
ниже представлены разные варианты танков Medium
M3, поступавших к потребителю в комплектации с
противопылевыми щитами. (Рис.34)

Рис.34 – М3 Grant, выпущенный компанией Pullman
Standard в октябре 1941 года.
Согласно
файлам Дьюера (Dewer
files), этот танк был отправлен «с принадлежностями» 17
декабря 1941 года из Нью-Йорка в Александрию. Фотография
выше датирована 29 марта 1942г.
Машины более позднего выпуска (- вероятно,
с весны 1942г. в США под напором британцев началась программа модернизации
танков типа Medium M3) стали
дополнительно оснащать противогрязевыми щитками, располагавшимися между
тележками. Кроме того, танки стали получать дополнительные топливные баки (с
марта 1942г.). Вспомогательный бензобак, вероятно, имел емкость около 50 галлонов, это увеличивало запас хода на
30 миль. (Рис.35, Рис.36)


Рис.35 – Обвес
Grant I в условиях пустыни.

Рис.36 – Поздняя
комплектация: установлен дополнительный топливный бак, ящики для личных вещей,
грязеотбойники между тележек, стабилизатор на 37-мм пушке M6.
В
январе 1942г. утвердили установку пылезащитной маски для 75-мм орудия, но
только с сентября 1942г. они стали регулярно появляться на танках Grant. (Рис.37)

Рис.37 – На этом
подбитом танке Medium M3 хорошо видна пылезащитная маска для 75-мм орудия.
Британцев очень серьезно волновал вопрос состава боекомплекта и
повышения защиты боекомплекта. В апреле 1942г. появилось требование увеличить боекомплект для 75-мм орудия с 75 до 80 выстрелов и
предусмотреть для их хранения бронированные бункеры.
Уже 10-го апреля 3-й танковый полк
сообщил, что «все танки Grant модифицированы под новый боекомплект калибра
80–75 мм и 80–37 мм». Таким образом, проектная вместимость танка Grant в 182
37-мм снарядов, судя по всему, была уменьшена, чтобы освободить место для 30
дополнительных 75-мм снарядов в дополнение к исходной вместимости танка в 50
таких снарядов.
Более важными были «броневые бункеры». С
самого начала британцы были обеспокоены уязвимостью боеприпасов M3 Medium и
дали срочные рекомендации Министерству вооружений США предусмотреть подобную
защиту. Решение, хоть и не сразу, было найдено. Контейнеры для хранения 75-мм
снарядов стали изготавливать из броневых листов толщиной 1/4 дюйма. Считается,
что в конфигурации MEE первоначальный небронированный бункер на 41 снаряд
непосредственно за основным орудием остался в том виде, в котором он был
построен, а остальные 23 снаряда были размещены в бронированном ящике или
ящиках в середине пола корпуса в пространстве, которое раньше было занято
укладкой для 37-мм снарядов. (Рис.38)

Рис.38 – Фото на
бронированную укладку танка Grant.
В
подписи сообщается «немецкий 50-мм снаряд (German 50 mm.
A.P.- H.E.”) вошел и взорвался внутри… но не вызвал
(детонации) ни одного неиспользованного снаряда».
Одновременно с требованием к изменению
боекомплекта было предписано «Удаление спаренных пулеметов Браунинга и
затыкание дыр». Эта модификация производилась в базовых мастерских по мере
подготовки к выпуску новых танков. На фотографиях того периода наблюдается
несколько вариаций «затыкания дыр» на танках Grant, уже находящихся
в полевых условиях, что означает, что вопрос был оставлен на усмотрение
отдельных подразделений. (Рис.39).

Рис.39
– На фото демонстрируется один из способов «затыкались» отверстий под спаренные
пулеметы.
В
отверстия словно вварена пара стальных стержней.
На фото также попадаются танки Grant в пустыне с
открытыми проемами, но без пулеметов. Считается, что ни один Grant не вступил в
бой со спаркой пулеметов.
На некоторых танках с кормы крепился ящик под телефонный аппарат для
связи пехоты с экипажем – Infantry Phone. Коробка под
пехотный телефон описывается как «броневой ящик толщиной 1/2 дюйма,
изготовленный Tata & Co». (Рис.40)

Рис.40 – Ящик под
пехотный телефон.
На некоторые дизельные танки британцы устанавливали бронированную крышку
воздухозаборника. (Рис.41)


Рис.41 – Бронированная крышка воздухозаборника.
Американская машина, которую в начале 1942
года английские генералы считали временной мерой, на деле оказалась лучшим
танком британской армии того периода. Привлекательность танков Grant/Lee обеспечивалась не
только за счет относительной технической надежности и прочного бронирования (на
начало 1942г.), но и полноценным 75-мм орудием, имевшим в боекомплекте как
осколочно-фугасные, так и бронебойные снаряды (британские линейные танки не
имели в боекомплекте фугасных снарядов, а гаубичные танки - бронебойных). В июле-августе
1942 года танки «Грант» называли «Последняя египетская надежда».
В течение лета-осени 1942г. американские средние танки типа М3 активно
использовались в боевых действиях различными соединениями и частями 8-й
английской армии. В мае 1942г. в британских 1-й и 7-й бронетанковых дивизиях
находилось, по одним сведениям, 167 танков Grant I; по другим – 138 танков “Grant”. Однако, скорее всего, не все эти
М3 были именно в варианте Grant, часть машин определенно являлись модификацией Lee. При этом всего в Египет к тому времени было
поставлено 478 танков M3 Grant.
27 мая 1942г. британские бронетанковые дивизии, оснащенные американскими
средними М3, приняли участие в боях в районе Бир-Хакейма (сражение получило
известность как битва при Газале). (Рис.42)

Рис.42 – Эпизод
боев в пустыне. 1942г.
Анализ боевого применения танков раскрыл как положительные, так и
отрицательные стороны танков типа Medium M3. Grant I оказался медленнее Crusader. Критике
подвергся малый сектор обстрела 75-мм орудия, но мощность 75-мм орудия была
признана хорошей. 37-мм пушка M6 показала более высокое бронепробитие, чем
стандартное британское танковое 2-фунтовое орудие. Несомненным достоинством
была толстая броня американского танка, поражать ее немецкие танковые пушки
калибра 50 мм (большинство танков Pz.Kpfw.III Африканского корпуса было
вооружено 42-калиберными 50-мм орудиями) могли только на ближних дистанциях. В
некоторых случаях танки, как пишут, выдерживали попадание 75-мм и даже 88-мм
(-!?) снарядов. (Рис.43)

Рис.43 – Ремонт
поврежденных в бою танков Grant I.
Однако немецкие орудия могли легко выбить люк водителя. Некоторые
экипажи даже предпочитали заваривать люк, но водить машину, смотря только через
прибор наблюдения, оказалось для водителей невыносимым. Плохо проявили себя
заклепки. При ударе снаряда о броню они отлетали внутрь танка, отмечались
случаи гибели танкистов от попавших в них заклёпок. Осколками снарядов могло
заклинить установку 37-мм или 75-мм орудий.
Последующая эксплуатация в условиях пустыни принесла немало неприятных
сюрпризов. Проблемой американских танков оказались двигатели. Помимо того, что
они работали на дефицитном высокооктановом бензине, выявились проблемы с
надежностью. В начальный период эксплуатации частыми были случаи возгорания
моторов после отработки 25 моточасов. Причина крылась в недостаточно
эффективной работе воздушных фильтров, а также в неправильной эксплуатации
двигателей. Проблему довольно быстро решили путем замены фильтров на более
эффективные, а также обучением экипажей правильной эксплуатации. Тем не менее,
после пробега в 400 миль (646 км) расход масла резко возрастал, вскоре после
этого мотор приходил в полную негодность. Однако, даже несмотря на указанные
выше проблемы, выяснилось, что пробег американского танка между капитальными
ремонтами значительно больше, чем у новейшего британского Crusader III, на который британцы возлагали большие надежды.
(Рис.44)

Рис.44 –
Техническое обслуживание мотора в полевых условиях.
Наблюдались проблемы с магнето, стартёрами, воздуховодами, перегорала
электропроводка. Песок имел обыкновение забиваться в топливную систему и в
рычаги управления, что затрудняло управление машиной. К тому же буксировочные
тросы оказались слишком слабыми для эвакуации сломавшихся машин. Поступала
масса жалоб на прицельные приспособления, из-за чего командирам приходилось
высовываться из башни, что вело к большим потерям среди командиров танков.
Смотровые приборы легко пробивались и лопались не только от прямого попадания,
а даже от удара снаряда о броню танка. Не хватало танку и мощности. Танкисты
жаловались, что на марше машина передвигается слишком медленно. Приходили
жалобы на резинометаллические гусеницы: давление на грунт было очень высоким и
траки быстро изнашивались. Гусеничные ленты также быстро растягивались, после
чего они начинали спадать с машины. Более долговечными оказались траки WE210,
но и их использование не сняло с повестки дня разработку цельнометаллических
гусениц. В результате появились траки T37 и T47, правда, на Lee/Grant они уже
не попали. Спиральные рессоры подвески начинали выходить из строя после 300
миль (482 км) пробега. Вдобавок, танкисты жаловались, что тележки подвески
часто повреждаются в бою, а гусеницы очень легко перебиваются, особенно при стрельбе
в лобовую проекцию. Но постепенно надежность танков увеличивалась. К концу
августа 1942г. варианты Grant, у которых
скорость двигателя ограничили 2100 оборотами в минуту, проходили
900 миль (1448 км) без поломок, хотя расход масла был высоким. Британские
танкисты продолжали приспосабливать заокеанские машины под себя. От
синхронизатора коробки передач и гидроусилителя управления решили отказаться,
так как от них было больше проблем, чем пользы.
Не ко двору в боевых условиях пришлась и защитная обивка внутренних
помещений танка. Представлялась, что она будет предохранять членов экипажа от
ушибов, но на деле оказалось, что защитная обшивка хорошо горит. Производитель
не озадачился идеей замены горючей обшивки на огнеупорный материал, и
британское командование приказало ликвидировать ее на танках. (Рис.45)

Рис.45 – На
«потолке» танка хорошо видно защитную обшивку.
Проявились и новые проблемы с 75-мм орудием. При
высоком темпе стрельбы пушка перегревалась, и механизм полуавтоматики выходил
из строя после 10-15 выстрелов. Затвор заклинивало при стрельбе, а в казённике
находили трещины. Ломались бойки. Из-за нехватки запасных бойков оружейники
изготовляли замену из подручных материалов.
Авторы замечают, что у британцев сложилась странная ситуация со
снарядами к 75-мм пушке. Как будто, проявились
некоторые проблемы с американскими 75-мм осколочно-фугасными снарядами. Для 75-мм американской танковой пушки М2
годились боеприпасы от 75-мм французской полевой пушки Canon
de campagne de 75 mm modèle 1897. Большие
запасы этих боеприпасов у англичан имелись еще со времён Первой мировой войны.
Британцы нашли 90 000 старых французских взрывателей к осколочно-фугасным
снарядам на складах в Сирии и послали их в Египет для модернизации американских
снарядов. Но эти взрыватели позволяли вести стрельбу на рикошетах, что было
невозможно делать с американскими осколочно-фугасными снарядами.
С бронебойными снарядами получалось так: безкаморный снаряд М72 не имел
бронебойного наконечника и раскалывался при попадании в немецкую поверхностно
закалённую броню – некоторые сообщают, что много американских снарядов были
дефектными, потому что патроны вместо положенных 32 унций (907 гр) заряда имели
всего 23 унции (652 гр). Лобовая броня немецкого танка Pz.III пробивалась лишь с 500 ярдов (450 метров), в то
время как опытные снаряды М61 с бронебойным наконечником пробивали 30 мм брони
под углом в 20 градусов с дистанции свыше 1000 ярдов (914 м), но такие снаряды
были в дефиците. У британцев были старые бронебойные 75-мм боеприпасы Mk.IT, пробивающие
до 60 мм брони под углом в 30° на дистанции в 600 ярдов, полубронебойные
снаряды, пробивающие до 51 мм брони под углом в 30° с 100 ярдов и другие.
Несколько устаревших снарядов были отстреляны на полигоне, испытатели
жаловались на техническое несовершенство конструкции патронов и быстро
выгорающие трассеры. Использовать бронебойные выстрелы старого образца
рекомендовалось только в учебных целях, полубронебойные на полигоне советовали
выбросить, так как от них не было совсем никакой пользы. Из-за большого
количества дыма, образующегося при стрельбе, использовать их в танке было
небезопасно. В этой ситуации британцы довольно творчески подошли к теме
бронебойного боеприпаса к 75-мм орудию. В начале 1942 года британцы разжились
значительным количеством трофейных немецких снарядов от 7.5 cm Pz.Gr, которые
использовались орудиями немецких танков Pz.Kpfw.IV. Бронебойно-трассирующий
остроголовый снаряд с баллистическим наконечником заинтересовал австралийского
майора Норти. Тот предложил сделать конверсию: вынимать немецкий снаряд из
немецкой гильзы и вставлять в американскую. После консультации с майором
Джарреттом, начальником американского танкового учебного центра в Египте,
созданный подобным образом снаряд испытали, и он продемонстрировал хорошие
результаты. Дополнительным плюсом оказалось то, что немецкий снаряд имел заряд
взрывчатого вещества, в отличие от штатного американского 75-мм бронебойного
боеприпаса M72, представлявшего собой простую болванку. Результаты испытаний
стали сигналом к массовой переделке бронебойных боеприпасов к 75-мм пушке,
которая проводилась в течение весны 1942 года. В общей сложности было
переделано 17 тысяч выстрелов. Кроме того, на базе немецкого бронебойного
снаряда американцы разработали свой аналог, получивший обозначение M61. Их
пробитие на дистанции в километр увеличилось до 65 мм. Такие снаряды появились
летом 1942 года.
Применяли британцы и дымовые 75-мм снаряды Mk.I и Mk.II, основанные на
конструкции снарядов для 3-дюймовой гаубицы.
В начале января 1943г. в британских войсках на этом театре оставался
только 131 средний танк М3, а спустя месяц – 88 единиц. В то же время в других
источниках сообщают, что 13 мая 1943г. в танковом штате 8-й британской армии
значилось 109 танков M3 Grant, из которых 43 были боеготовы. Оценивают, что больше
половины наличных танков M3 Grant была потеряна в
период с мая 1942г. по май 1943г. (Рис.46)




Рис.46 – Подбитые в пустыне.
Многие авторы указывают, что в Африке британцы перестали использовать
танки Lee и Grant весной 1943 года. К началу высадки в Италии средних танков М3
уже почти не было в передовых британских частях.
В Британии (- в метрополии), согласно документу "Tank State (United Kingdom) ...as at 31 December 1943", по состоянию на эту дату
числились 123 танка Grant/Lee в составе 21-й
группы армий, еще 241 штука находилось в учебных подразделениях, 6 - в
учреждениях и 36 - на складах вооружения. Таким образом, на конец 1943 года на
Британских островах имелось в общей сложности 406 танков Grant/Lee.
C весны 1942г. танки Grant/Lee в заметных количествах стали поступать в Австралию и
в Индию (для ведения боевых действий в Бирме). Британская
индийская армия получила 896 танков М3. В их число входило 379 M3 Grant (из них 10
дизельных). Как пишут, «первые экспортные танки из США были зарегистрированы 24
февраля 1942 года и состояли из 16 танков Grant и 8 танков Lee». Можно понять,
что танки в Индию направлялись непосредственно из США, т.е. в Индию приходили
новые машины. Техника разгружалась в портах Карачи
(ныне Пакистан) и Бомбея (ныне Мумбаи) на западном побережье страны. (Рис.47)
Рис.47
– В одном из индийских портов. Фото 27 апреля 1943г.
Поставки закончились к концу 1942г. Некоторые авторы замечают, что танки из Индии могли
направляться на Ближний Восток (- вероятно, Египет или Ирак). Возможно,
происходило это из-за мнения главнокомандующего в Индии: «Средние танки М3
непригодны для северо-западной границы и Бирмы, поскольку слишком тяжелые.
Оставьте только 400 М3, а не 896 экспортированных». В апреле 1944 года Ставка
(Индия) (GHQ (India)) сообщила, что у них «все еще» имеется «около 590 Lee/Grant» в
разной степени исправности в Индии». К кампании 1944г. средними танками
планировали оснастить 11 эскадрилий (- батальонов?) и иметь 100% резерв.
Штаб-квартира (GHQ) в связи с этими планами
потребовала, чтобы излишки средних M3 были отправлены из Великобритании и
Ближнего Востока. По одним сведениям, это распоряжение не было выполнено, и ни
один Medium M3 в Индию не вернулся, по другим - вывезенные из Индии танки
Medium M3 возвращали назад. Видимо, в связи с последним замечанием, в
литературе встречается, что часть машин поступила в Индию по окончании боевых
действий в Северной Африке.
Считается,
что средние танки М3 вступили в бой в Индии в середине апреля 1944г. в связи с
попытками союзников разблокировать осажденный японцами гарнизон в Кохиме.
Впоследствии
британские индийские части активно применяли свои танки Medium
M3 в Бирме и Юго-Восточной Азии до капитуляции
Японии. Вероятно,
последний раз британские войска применяли средние танки М3 16 мая 1945г.
В отчете Сухопутных войск союзников
в Юго-Восточной Азии от 28 августа 1945 года подводится итог службы M3 Medium:
«Эта машина впервые вступила в бой в Бирме в начале 1944 года. Она оказалась
очень успешной и понравилась пользователям. Она разделила со «Стюартами»
(легкие танки М3)…большую часть боевых действий бронетехники в Бирме… Если бы
операции продолжались, предполагалось снять башни с ряда Lee/Grant и
преобразовать их в эскадрилью бронетранспортеров». (Рис.48)


Рис.48 – Танки Grant в Бирме, 1944-1945гг.
Танки Medium
M3 поступали еще в один регион,
находившийся под контролем Британии – Ирак. Первые 30 дизельных танков Grant
прибыли в Ирак непосредственно из США., начиная с 23 сентября 1942г. К весне 1943г. в Ираке находилось 138 танков Medium
M3. Некоторые считают, что эти
машины поступили в Ирак из Северной Африки, но, не исключено, что эти машины
(или часть их) доставили из Индии. Они были распределены между 31-й индийской
бронетанковой дивизией и 7-й бронетанковой бригадой.
Вопросом поставки танков в Австралию британское
правительство озаботилось в январе 1942г.
в виду возможного японского вторжения на австралийский континент.
Поставки в Австралию велись из США напрямую, минуя метрополию. Первые 15 танков Grant прибыли в Австралию в начале апреля 1942г. В апреле в
Австралию из США отправили еще 114 дизельных танков Grant. К ноябрю 1942
года США отправили в Австралию 777 машин M3 Medium, в том числе 263 (или 266)
бензиновых М3 Grant I, 259 (или 232) дизельных М3 Grant II.
Танки типа Medium M3 в Австралии находились в составе стратегического
резерва на случай высадки в Австралии японцев, только три дизельных танка М3 Grant оказались на театре боевых
действий (Баликпапан, Balikpapan) в июле 1945г., где они были превращены в
бульдозеры. Ни одного выстрела по врагу австралийские Medium M3 не произвели.
(Рис.49)

Рис.49 – Австралийские Grant I.
Австралийцы провели с танками Medium M3 ряд экспериментов, пытаясь приспособить их для
преодоления глубоких бродов и болот. Работы проводились силами специалистов и
техников 4-й танковой бригады в августе 1943г. На кормовую часть танка при
помощи сварки крепился специальный кожух с целью обеспечения доступа воздуха к
двигателю. На крыше командирской башенки устанавливалась труба высотой 12
дюймов (30,5 см). На испытаниях, прошедших в 1943 году, танк с таким
оборудованием смог преодолеть брод глубиной 9 футов (2,75 метра), что лишь
немного уступало его полной высоте.
Аналогичные работы проводились и во 2/5-м бронетанковом полку. Идея была
схожая, но реализация несколько другая. Для подвода воздуха к двигателю
использовали трубу, один конец которой выходил наружу через командирскую
башенку, а второй крепился к отверстию в моторном отсеке. Выхлопные газы
отводились при помощи длинной трубы. Благодаря практически полной герметизации
корпуса удалось достичь в буквальном смысле подводного хода – теперь танк мог
преодолевать водные препятствия глубиной до 4,5 метров (15 футов). Экипаж мог находится внутри погруженного танка в течение получаса.
(Рис.50)

Рис.50 – Вариант
снаряжения для подводного хода, реализованный во 2/5-м бронетанковом полку.
Ещё один вариант предусматривал установку двух деревянных труб (для
входа воздуха и вывода выхлопных газов). Такой вариант не позволял достичь
результатов, подобных описанным выше модернизациям (на испытаниях танк с
деревяннымGrant.и трубами
преодолевал брод глубиной до 1,5 метра), но он был наиболее простым, доступным
любой полевой бригаде технического обслуживания. Увы, ни один из вариантов «подводного
хода» не нашел распространения в войсках.
В марте 1945г. австралийцы закупили 110 комплектов новых тележек М4 для
замены тележек старого типа М3 на своих танках Medium M3.
Строевая карьера танков типа Medium M3 продолжилась в Австралии до конца войны, но в
некоторых источниках сообщают, служба 149 дизельных Medium M3 (бензиновые варианты были списаны в сентябре 1945г.)
продолжалась вплоть до 1955г. К моменту окончательного списания в строю
находилось 50 танков Medium M3.
Трофейное применение танков типа Medium M3.
Считается, что первые трофейные Medium M3 появились в вермахте после
неудачного наступления сил Британского Содружества в Северной Африке
весной-летом 1942г. Вероятно, часть танков, включая модификацию Grant, оставленных британцами на поле
боя, имели незначительные повреждения и, после небольшого ремонта, могли
вступить в строй. (Рис.51)

Рис.51 – Немецкий
военнослужащий у разбитого танка типа Grant, Северная Африка.
Австралийская САУ на базе Grant.
В июле 1949 года
было дано разрешение на переоборудование одного Grant в САУ. Башня с 37-мм
орудием и 75-мм пушка с танкового шасси удалялась, но добавлялась новая сварная
надстройка с открытым верхом. В центре надстройки устанавливалась 25-фунтовая
пушка QF Mk 2/1 с системой отдачи, рассчитанной на 20 дюймов (510
мм). Угол наведения по горизонтали составлял 20° в обе стороны, угол наведения
по вертикали: +40° по высоте и -9,5° склонения. Боекомплект орудия составлял 88
осколочно-фугасных и/или дымовых снарядов и 16 бронебойных. Экипаж 6 чел. – из
них 4 чел. орудийный расчет.
Прототип (Рис.52)
прошел эксплуатационные и огневые испытания в Пукапуньяле в декабре 1949 года.

Рис.52 – Австралийская САУ Yeramba.
В феврале 1950 года было дано
разрешение переоборудовать еще 13 «Грантов» в САУ Yeramba. Первая
машина этого типа была готова в ноябре 1950 г., а последняя доставлена
в августе 1952г.
Все произведенные
САУ Yeramba были переданы 22-му полевому полку Королевской австралийской
артиллерии в период с 1950 по 1952 год и базировались в Пукапуньяле. (Рис.53)


Рис.53 - САУ Yeramba в
войсковой эксплуатации.
В 1957г. полк расформирован, а САУ Yeramba
утилизированы.
Американцы поставили британцам несколько
машин БРЭМ М31 на базе варианта Grant
– с башней британского типа. По другой версии, все танки М3 Grant
приходили в Британию в естественном виде, и британцы сами могли переделать
несколько этих танков в БРЭМ по типу М31. Британцы обозначали их Grant
ARV I. Количество таких машин не
установлено. Но существовал и собственно британский вариант, именуемый ныне Grant
ARV. Это был гораздо
более простой вариант БРЭМ – линейный танк лишился башни и вооружения, но
получил гусеницу с грунозацепами и, вероятно, какую-то лебедку, хотя на фото ни
лебедки, ни подъемного механизма не видно (Рис.54).

Рис.54 – Британский Grant
ARV.
Машина была изготовлена в единственном экземпляре. Судя по номеру по WD-номеру Т-23673 (здесь не виден), машина получена из танка М3
Grant.
В Британии на базе Medium M3 Grant строили настоящие
танки-тральщики в нескольких вариантах. Во всех случаях в передней части
корпуса монтировалась массивная рама, на которой устанавливался вращающийся
барабан с цепями.
С танка снималась 75-мм пушка и устанавливался вращающийся минный цеп с
приводом от двигателя танка. (Рис.55)


Рис.55 - Grant Scorpion III.
Зафиксированные боевые эпизоды, в котором участвовал
Grant Scorpion III произошли 21 и 22 апреля 1943 года в
составе 41-го танкового полка в Такруме, Ливия.
Существовал и вовсе безбашенный вариант минного трала типа Grant Scorpion III. (Рис.56)

Рис.56 – Grant-трал без башни.
Пишут, что несколько машин Grant Scorpion III было получено в Северной Африке, в
мастерских REME в январе 1943г. в
преддверии Тунисской кампании.
Ближе к концу кампании в Северной Африке в
мае 1943 года в Триполи начались работы над улучшенной версией Grant Scorpion
Mk IV. В варианте Grant Scorpion IV на машине для привода барабана минной цепи в задней
части машины устанавливался дополнительный мотор Bedford (или Ford). Известно, что 20 машин Grant Scorpion IV (на базе британского 41-го танкового полка был
сформирован 1st Scorpion Regiment, Royal Armoured Corps) принимали участие в
боевых действиях на Сицилии. (Рис.57)

Рис.57 - Grant Scorpion IV на Сицилии.
Считается,
что Сицилия, похоже, стала последним местом, где в боевых целях применялись
машины Scorpion на базе танков Grant,
поскольку они были заменены более новыми, улучшенными моделями на базе среднего
танка М4. Правда, появляются сведения, что, возможно, машины Grant Scorpion IV применялись
и позже, около 9 сентября 1943г., во время операции вторжения в Салерно (Invasion at
Salerno, Operation Avalanche).
В ходе эксплуатации машин Grant Scorpion заметили, что один цеповой двигатель был недостаточно мощными,
чтобы уничтожить новейшие немецкие мины. Тогда решили ставить два цеповых
двигателя. В качестве базы выступил вариант танка M3A5 Grant. Машина получила
обозначение Grant Scorpion V. В цеповой системе Mk V
использовался не один, а два 6-цилиндровых двигателя грузовика Dodge 222.
(Рис.58)



Рис.58 - Grant Scorpion V.
Машина была построена 30 октября 1943г. в мастерских 7-й базы вооружений
(7th Base Ordnance Workshops). Машина имела статус экспериментальной, поскольку
являлась испытательным стендом для создания минного трала
базе среднего танка М4.
Британцы мели обыкновение устаревшие танки преобразовать в командирские
машины. Medium M3 как нельзя боле подходил для этих целей, поскольку обладал
большим (если не сказать обширным) боевым отделением. Командирские машины на
базе Medium M3 назывались Grant Command. Название отражало назначение этой
машины – командная машина для старших начальников.
Вероятно, на ранних вариантах Grant Command удалялась только 37-мм пушка
из башни, при этом ее заменяли, как правило, на макет этого орудия. На
фотографии ниже запечатлено
подразделение
штаба британской 4-й бронетанковой бригады во время битвы при Газале. Как
считают исследователи, в кадр попал, вероятно, один из ранних вариантов Grant Command.
(Рис.59)

Рис.59 – Фото 31 мая 1942г.
На фото под 37-мм орудием можно разглядеть «распорку», очевидно,
поддерживающую макет ствола орудия. Кроме того, 37-мм
«пушка» установлена под неправильным углом по сравнению с
обычными танками этого типа. На то, что это командирский танк указывает одна из
антенн, установленная над левым спонсоном – в этом месте в командирских танках
устанавливалась дополнительная мощная версия радиостанции №19. У линейных
танков Grant тоже было две антенны, но
находились они в кормовой части башни.
Существовал и более радикальный вариант
преобразования линейных средних танков М3 в командирские танки. В этом случае
удалялось 75-мм орудие и укладки к нему. Вместо 75-мм пушки
устанавливался муляж ствола. 37-мм орудие в башне в начальных вариантах, как
будто, сохранялось. (Рис.60)

Рис.60 - Grant Command на базе Medium M3. Хорошо видно, что установка 75-мм орудия заменена
люком.
Экспонат танкового
музея в Сомюре.
Вероятно, в обоих вариантах срезались борта подбашенной корзины. В
освободившемся пространстве помещался картографический стол и дополнительное
радиооборудование. Командир получал новое более удобное сиденье, которое
складывалось, если ему надо было встать и посмотреть из люка. Внутреннюю укладку
перекомпоновали так, что за сиденьем водителя можно было добавить место
бортового радиста.
В условиях африканской пустыни преимущественно командные машины пытались
маскировать под грузовики. (Рис.61)

Рис.61 – На фотографии изображен, предположительно, командный танк Grant
штаба 3-го танкового полка, «оснащенный камуфляжем грузовика», июнь 1942 года».
К концу войны командирские танки стали маскировать под средние танки М4 Sherman. Из башни удаляли 37-мм орудие и
приделывали муляж ствола, напоминавший 75-мм орудие. (Рис.62)


Рис.62 – Grant Command, замаскированные по М4 Sherman.
Grant Command прослужили до конца WWII. Самой известной подобной машиной
считается личный Grant Command с именем Monty, который
использовал британский фельдмаршал Монтгомери в Северной Африке. (Рис.63)

Фото сделано 27 сентября 1944 года недалеко от Римини в Италии.

Рис.63 - Grant Command Monty. На мой взгляд, по внешнему виду
ничем не отличается от линейного танка.
Филиал Имперского
военного музея в Даксфорде.
Еще одним британским ноу-хау стали называемые «танки обороны канала»,
Canal Defense Lights (CDL). Судя по
названию, можно было подумать, что эти машины назначались для обороны
Английского канала, он же Ла-Манш, но на самом деле это название было применено
для маскировки. По замыслу, эти машины предназначались для ослепления
противника в ночных условиях и не обязательно при защите побережья Англии, а
при проведении наступательных операций. Идея заключалась в том, чтобы в ночном
бою ослепить противника мощными прожекторами. На место башни 37-мм пушки
устанавливалась башня (пишут также, что это была не башня, а неподвижная рубка)
с мощной угольной дуговой лампой (8 миллионов Ватт), которую можно настроить на
быстрое мерцание, чтобы дезориентировать противника. Такие башни ставились и на
некоторые британские танки, например, А12 Matilda. Спецификация на CDL Tank M3, как
будто, была готова уже в мае 1941г. У машины сохранялось 75-мм орудие (при этом
количество снарядов к ней увеличивалось до 77 шт.), а 37-мм пушка
демонтировалась, но в башне/рубке мог устанавливаться пулемет (стандартный
британский BESA). Правда, как
пишут, машины более позднего выпуска в башне/рубке получали еще и муляж 37-мм
пушки. (Рис.64, Рис.65)


Рис.64 - CDL Tank M3. Внизу чертеж от 10 мая 1944г.



Рис.65 - CDL Tank M3.
В вопросе с CDL на базе Grant
ясности нет, возможно, такие машины строились на базе Medium
M3 Lee.
В феврале 1945г. в Австралии был создан
орган по утилизации устаревших танков. Господа Г. и Дж. Стивены со станции
Окли-Парк, недалеко от Далби, Квинсленд предложили способ переделывать танки в
гражданские трактора. (Рис.66)

Рис.66
- Австралийский трактор из танка Medium
M3.
В
конце войны (лето 1945г.) австралийцы переделали три линейных танка Medium M3 в бульдозеры. (Рис.67)

Рис.67 – Австралийский бульдозер на базе М3 Grant.
Газетные статьи за 1946 и 1947 годы подробно
описывали ряд аукционов, проведенных Комиссией по утилизации по всей стране, и
сообщали о продаже M3 Medium с бензиновым двигателем, причем некоторые из них
были проданы всего за 10–25 фунтов стерлингов. Большое количество из них было
куплено фермерами для использования в качестве временных тракторов, бульдозеров
и валочных машин, в то время как другие были куплены как диковинки просто
потому, что покупатели не могли устоять перед распродажными ценами.

