Medium Tank M2А1

 

 

Medium Tank M2А1

США

Средний танк

масса

18,74 т

вооружение

 

37-мм орудие

6 пулеметов

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

350-400 л.с.

проект

1940г., Rock Island Arsenal, Detroit Arsenal

выпускался

1940-1941гг., Rock Island Arsenal

94 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В 1940г. в войска поступил новейший средний танк Medium Tank M2 (Рис.1).

 

 

Рис.1 – Medium M2 в войсках.

 

     Довольно скоро, в 1940г., на основе жалоб танкистов о тесноте в башне (Рис.2) – следствие рационального наклона бронелистов башни - спроектировали новую башню.

 

 

Рис.2 – Внутри башни М2.

 

    Её основание осталось тем же, но борта были установлены под прямым углом. От люка в корме конструкторы отказались, заменив его большим одностворчатым люком в крыше. Новая башня также имела модернизированную орудийную установку. Наводчик получил возможность доворачивать орудие в горизонтальной плоскости без поворота башни. Также пишут, что теперь орудие было спарено с пулеметом.

   В марте 1940г. Детройтский арсенал проработал вопрос установки полуавтоматической пушки Browning калибра 37 мм в новую башню танка М2. Эта пушка отличалась магазинным питанием. Интересно, что в этом варианте орудие было спарено с пулеметом.

Впрочем, дальше опытного образца дело не пошло, как пишут, по причине того, что «большой выгоды пушка с магазинным питанием не несла». (Рис.3)

 

Рис.3 – 37-мм пушка с магазинным питанием.

 

    Опытную башню поставили на второй серийный Medium Tank M2, испытания подтвердили удачность её конструкции. (Рис.4, Рис.5)

 

Рис.4 – Новая башня для Medium M2.

 

M2A1 Anti-Tank Противотанковая самоходная установка

Рис.5 - Второй серийный Medium Tank M2 с новой башней.

 

   Следующим этапом стало усиление защиты. Выяснилось, что внутренние задвижки пистолетных портов уязвимы, поступило предложение их заменить. Анализ потерь немецкой бронетехники в Польше указывал, что бортовую броню необходимо усиливать, поскольку поражения танков с бортов оказались массовым явлением.

   Итогом всех изменений стала спецификация на модернизированный танк, получивший обозначение Medium Tank M2A1. Машина появилась в сентябре 1940г. (Рис.6)

 

 

Рис.6 - Серийный Medium Tank M2A1, Абердинский полигон, сентябрь 1940 года.

 

     Боевая масса выросла до 18,740 тонны, в некоторых источниках массу танка указывают в 21,336 т. Габариты: длина – 5185 (5380) мм, ширина – 2447 (2620) мм, высота – 2744 мм. В литературе также предлагаются и несколько иные габариты машины: длина 5330 мм, ширина 2590 мм, высота 2820 мм, клиренс 431 мм. Толщина бортовой брони выросла до 32 (31,8) мм, при этом, как будто, усиливать лобовую броню не стали, т.е. ее толщина составляла 28,58 мм (-?). Но на верхнем лобовом листе корпуса появилось несколько уголков, целью которых являлась защита от пуль, которые могли рикошетировать в смотровой люк водителя. Толщина крыши корпуса 9,5 мм, днища – 6,4 мм. Экипаж 6 чел. (в некоторых источниках указывают 5 чел.). Вооружение одна 37-мм пушка, 6 пулеметов в корпусе и спонсонах, плюс два зенитных пулемета. Боекомплект 200 выстрелов, 12250 патронов. Помимо хорошо заметной новой башни, Medium Tank M2A1 отличался и другими новшествами. Орудийная установка M19 получила развитую бронировку откатных механизмов пушки. Усилилась броневая защита пулемётных установок в спонсонах, а на лобовом листе появился специальные отбойники. Все смотровые лючки конструкторы поменяли: теперь они крепились с внешней стороны и были более надёжными. На этом варианте установили мотор Continental R-975E-C2, который являлся лицензионной версией Wright R-975. Двигатель Continental R975EC2 9-цилиндровый, карбюраторный, звездообразный, воздушного охлаждения; мощность 400 л.с. (294,4 кВт) при 2400 об/мин (эксплуатационная мощность 340 л.с.). Ёмкость бака 473 л. Трансмиссия: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач, двойной дифференциал, бортовые передачи. Трансмиссия получила гидравлическую систему управления, что заметно упростило работу водителя. Ходовая часть: шесть обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); гусеница состояла из 83 резинометаллических траков, с шагом 140мм, ширина гусеницы 356/357 или 362 мм. Средства связи радиостанция SRC508 со штыревой антенной и переговорное устройство Tannoy.

    Максимальная скорость по шоссе 43 (42) км/ч, по проселку – 29,6 км/ч, запас хода 210 (209) км. Давление на грунт 1,07 кг/см. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 35°, высота стенки 0,6 м, ширина рва 2,25 (2,31) м, глубина брода 1,06 м.

   В дальнейшем была предпринята попытка усилить бронирование машины. Для М2А1 разработали экраны, полностью закрывавшие башню и частично корпус, увеличивавшие толщину их брони до 76 мм. Боевая масса при этом возрастала на 4,3 тонны. (Рис.7)

 

Рис.7 - Экранировка, разработанная для Medium Tank M2A1.

 

   На одном из Medium M2A1 (по другим данным, это был М2) испытывали башню английского образца для среднего танка М3. (Рис.8)

 

Рис.8 – Танк типа М2 с башней британского типа для среднего танка М3, как будто, конец 1940г. или 1941г.

 

     Согласно первому заказу, за 1939 год арсенал Рок-Айленд должен был произвести 18 танков Medium Tank M2. Сдача танков началась летом 1939 года. Medium Tank M2 получили регистрационные номера U.S.A. W-30445-30462. За 1940 год предполагалось выпустить ещё 54 машины – уже в варианте Medium M2A1 (пишут, что М2А1 принят на вооружение в июне 1940г.).

    В 1940г. было принято решение о строительстве танкового завода в Детройте силами Chrysler Corporation. 17 июня 1940г. в Детройт прибыл полный комплект технической документации на средний танк М2А1. Используя полученные чертежи, на Chrysler построили деревянный макет корпуса танка. (Рис.9)

 

Рис.9 – Деревянный макет корпуса и башни, изготовленный по чертежам арсенала Рок-Айленд на Chrysler.

 

   15 августа 1940 года с Chrysler было заключено соглашение о выпуске 1000 единиц Medium Tank M2A1. Первые три танка планировалось изготовить в сентябре 1941 года, постепенно производство расширялось до 100 машин в месяц. Последние танки заказчик ожидал получить в августе 1942 года. Планы по выпуску тысячи Medium Tank M2A1 просуществовали очень недолго. Уже 28 августа 1940 года заказ на выпуск 1000 Medium Tank M2A1 был официально отменён и заменён контрактом на производство Medium M3.

   Пока завода в Детройте не было производство танков типа Medium M2А1 продолжили на арсенале Рок-Айленд. Было заключено соглашение на производство 126 танков данного типа. Строить их начали с ноября 1940г., первые из которых были готовы в декабре 1940 года (по другой версии, в сентябре того года). Последние M2A1 арсенал сдал в августе 1941 года. (Рис.10)

 

Рис.10 – Производство танков Medium M2А1 на арсенале Рок-Айленд, конец 1940г.

 

   Всего американская армия получила, по одним данным, 112 средних танков М2 и М2А1, по другим – 146 шт: 18 (указывают также 52 шт.) М2 и 94 (по другим данным, 92 шт.) М2А1.

   Известно, что из 18-ти М2 один танк остался на арсенале, второй направили на Абердинский полигон (Рис.11), остальные же отправились в 67-й пехотный полк в Форт-Беннинг.

 

Рис.11 – Вероятно, эта та машина, которая осталась в ведении Абердинского полигона, машина не имеет вооружения. Танк во время публичной демонстрации в декабре 1939г. на Абердинском полигоне.

 

   Первые маневры с участием Medium Tank M2 состоялись или в конце 1939г., или в начале 1940 года. (Рис.12)

 

 

 

Рис.12 - Танки Medium M2 из состава 67-го пехотного полка, 1940 год.

 

   С июля 1940г. танки М2 вошли в состав 2-й бронетанковой дивизии, но несколько оказались в 69 танковом полку 1-бронетанковой дивизии. (Рис.13)

 

Рис.13 – Танки М2 1-й бронетанковой дивизии, фото марта 1941г.

 

    К началу 1941 года Medium Tank M2A1 стали активно поступать в танковые полки. Прежде всего, их направляли в 69-й танковый полк 1-й бронетанковой дивизии (Форт-Нокс) и 67-м танковый полк 2-й бронетанковой дивизии (Форт-Беннинг).

   Средние танки М2А1 использовались в американской армии как учебные до октября 1942 года. (Рис.14, Рис.15)

 

Medium Tank M2A1 из состава 2-й бронетанковой дивизии отправляются на манёвры, 14 июня 1941 года.

https://www.armedconflicts.com/files/thumbs/t_mediumtankm2a1_711.jpg

Из состава 67-го танкового полка 2-й бронетанковой дивизии, Форт-Нокс.

Машина 69-го танкового полка 1-й бронетанковой дивизии.

Рис.14 – Галерея Medium М2А1 в войсках.

 

Рис.15 – На маневрах 1940 года.

 

   Пишут, что до наших дней сохранился один серийный Medium Tank M2A1, ныне находящийся в Форт-Беннинге, однако я встречал в сети относительно современные фото как М2 (пишут, что это второй серийный образец М2), так и М2А1. (Рис.16)

 

Рис.16 – Музейные экспонаты.

 

   В литературе встречается история о том, что в 1941г. в СССР прибыли, по крайней мере 2 танка М2А1. На русскоязычном сайте aviArmor (ныне закрытом), со ссылкой на П.Чемберлена и К.Элиса «Британские и американские танки Второй Мировой войны» АСТ\Астрель Москва 2003 и М.Коломиеца «Бои за Харьков в мае 1942 года», можно прочитать буквально следующее: «После прибытия в СССР два М2А1 направили в распоряжение 114-й танковой бригады, формирование которой началось в феврале 1942 года в г.Слободском (Кировская область)». Указывается, что по состоянию на 20.05.1942, в строю этой бригады числилось, в том числе, 2 танка М2с. Другой русскоязычный автор, Ю. Пашалок, доказывает, что танки типа Medium M2 в СССР не поставлялись. Он сообщает: «Стоит также, уже не в первый раз, упомянуть историю про якобы поставки Medium Tank M2A1 в СССР и даже их применение в 114-й танковой бригаде. На самом деле это миф, рожденный неточностями переписки и невнимательностью исследователей. Никаких M2A1 в Советский Союз не поступало… по ним есть четкие отправки. По регистрационным номерам четко видно, что это Medium Tank M3, а никак не M2A1». В подтверждение своей правоты автор прилагает копию документа поступления американских средних танков в СССР. (Рис.17)

 

Рис.17 – Ведомость поступления американских средних танков в СССР.

 

   Со ссылкой на П.Чемберлена и К.Элиса «Британские и американские танки второй мировой войны» Москва АСТ-Астрель 2003, встречается, что в июле 1937г. (-!!!) на базе танка М2А1 в мастерских Форт-Беннинг (штат Джорджия) была построена противотанковая САУ с 47-мм пушкой. Как пишут, превращение танка в САУ носило кустарный характер – башня была оставлена штатная, но она полностью лишилась крыши. Полуавтоматическая 47-мм пушка с 5-зарядным магазином устанавливалась в лобовом бронелисте башни и закрывалась массивной маской. Бронебойный снаряд этой пушки на дистанции 728 метров смог пробить вертикальную бронеплиту толщиной 30 мм. Экипаж САУ состоял из 3-х человек.

   Судя по дате появления описанной выше САУ и ее характеристикам (экипаж 3 чел.), авторы (или переводчики) перепутали легкий М2А1 со средним М2А1. На базе легкого М2А1 действительно в июле 1937г. была построена 47-мм САУ. (Рис.18)

 

Рис.18 - Anti-tank gun of 47 mm assembled on chassis of light tank M2A1.

 

    На базе среднего М2А1 47-мм САУ не производилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru