Light Tank T9Е1/М22 Locust

Light Tank T9Е1/М22
США
Легкий по массе авиадесантный танк
|
7,4 т |
|
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
162 л.с |
|
проект |
1942г., Marmon-Herrington |
|
выпускался |
1942-1944гг., Marmon-Herrington 831 шт. включая
1 опытный |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
К апрелю 1942г. на Marmon-Herrington изготовили первый опытный образец лёгкого танка T9. (Рис.1)

Рис.1 – Опытный образец Light Tank T9, апрель 1942 года.
Помимо варианта Т9 с февраля 1942г. начались работы по созданию улучшенной версии танка T9 - Light Tank T9E1. В апреле полноразмерный макет танка отправили в Форт-Беннинг и испытали подвеской под макет фюзеляжа C-54. По итогам этих испытаний переделали корпус – теперь он стал похож на корпус легкого танка Т7Е2. Лобовой лист стал состоять из одной детали, расположенной под большим углом наклона. Переделке подверглись и другие части корпуса, в частности, корма. На люке водителя появилась отдельная рубка, благодаря которой улучшилась обзорность. Башня вместо одного большого люка получила два меньшего размера.
Для транспортировки корпуса танка под фюзеляжем по бортам корпуса танка устанавливались специальные крепления, за которые машина цеплялась к самолету-носителю. (Рис.2, Рис.3, Рис.4)

Рис.2 – Т9Е1, по борту видны установленные крепления.

Рис.3 – Эта часть танка подвешивалась под фюзеляжем самолета.



Рис.4 – Крепление корпуса танка под фюзеляжем самолета.
Конструкция башни была отработана под задачу быстрого демонтажа. Для демонтажа/монтажа башни на прежнее место придумали использовать внутренний подъемник самолета С-54. (Рис.5)

Подготовка к погрузке башни.

Подъем башни внутрь самолета с помощью внутреннего
подъемника самолета.

Башня танка внутри самолета.
Рис.5 – Этапы демонтажа башни.
Эксперименты показали, что для возвращения башни на место потребуется 10 минут. Разумеется, подобные манипуляции были невозможны непосредственно на поле боя (впрочем, как и приземление С-54, где придется). Все это предполагало, что в целевой зоне десантников будет посадочная площадка, достаточно большая для посадки С-54 – довольно неудобное ограничение для десантного танка.
Говорят, по причине улучшений масса танка вышла за допустимое ограничение. Для возвращения в приемлемый массовый диапазон пришлось освободиться от некоторых нужных и не очень нужных аксессуаров: спарки курсовых пулемётов Browning, гироскопического стабилизатора орудийной установки и электропривода башни (теперь использовался только облегченный механический привод).
Первый опытный образец лёгкого танка T9E1 был изготовлен в ноябре 1942 года. (Рис.6)



Рис.6 – Light Tank T9E1, Абердинский полигон, декабрь 1942 года.
Масса машины 7,445 или 7,439 т. Габаритные размеры: длина – 3937 мм, ширина – 2159/2248 мм, высота – 1854/1842 мм. Корпус собирался из гомогенных катаных бронелистов при помощи сварки. Верхний лобовой бронелист толщиной 13 мм расположили под углом 65° к вертикали, а крышка люка водителя, являвшаяся своеобразной рубкой, имела толщину брони 25 мм. Толщина бортовых листов составляла 10 мм, но они имели угол наклона 45°, что почти в полтора раза повышало их устойчивость. Корма и днище танка была защищена 13-мм лобовыми листами, толщина крыши не превышала 10 мм. Башня танка имела угол наклона лобового бронелиста 30°, толщина её стенок составила 25 мм, крыши – 10-19 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение: 1 пушка М6 калибра 37 мм с прицелом М46, плюс спаренный с пушкой пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм. Углы вертикального наведения пушки составляли -10…+30°. Боекомплект 50 выстрелов, 2500 патронов. Двигатель Lycoming 0-435Т. 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный, карбюраторный, воздушного охлаждений, рабочий объем 7,11 литров, мощность 162 л.с. (119 кВт) при 2800 об/мин. (Рис.7)

Рис.7 – Двигатель Lycoming 0-435Т.
Трансмиссия: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, четырехскоростная коробка передач (3 вперед, одна назад) с синхронизатором, дифференциал, бортовые передачи; тормоза ленточные. Ходовая часть: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки (каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах), два поддерживающих ролика, заднее направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); в каждой гусенице 106 траков шириной гусеницы 286 мм, шаг трака 76 мм. Средства связи – радиостанция SCR-508 или SCR 510.
Максимальная скорость 56/40 км/ч, запас хода 180/177 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 26°/30°, высота стенки 0,46 м, глубина брода 0,92 м, ширина рва 1,67 м.
Вторую машину сразу же после постройки отправили для ознакомления и испытаний в Британию. Приблизительно, в марте 1943г. британцы и американцы стали рассматривать авиадесантный тип Light Tank T9E1, как единый союзный стандарт авиадесантного танка.
В некоторых источниках третью произведенную машину Light Tank T9E1 (появилась также в ноябре 1942г.) называют - Light Tank T9E2. Мол, на ней окончательно отработали все улучшения, и это был предсерийный вариант. Данный образец в феврале 1943г. передали на войсковые испытания. Однако другие авторы сообщают другую информацию относительно варианта Light Tank T9E2. В ноябре 1943 года была запущена программа по установке в башню вместо 37-мм пушки 81-мм казнозарядного миномёта с поршневым затвором T24E1. В августе 1944 года один T9E1 был оснащён таким миномётом. Танк получил индекс Light Tank T9E2. Машина осталась опытной. Вероятно, вторя трактовка варианта T9E2 более верная, поскольку в официальной сводке производства танков фирмой Marmon-Herrington от 21 января 1946г. серийные машины аэромобильного типа обозначаются как T9E1, а не как T9E2.
В апреле (по другим данным, в марте) 1943 года началось серийное производство Light Tank T9E1. Первоначальный заказ, как будто, составлял 1800 танков. Всего до февраля (включая февраль) 1944 года Marmon-Herrington выпустила 830 танков этого типа. В сентябре 1944г. машина была стандартизирована как Light Tank M22. В Британии тип получил прозвище Locust (саранча). (Рис.8)

Рис.8 – Сводка о производстве танков и тракторов фирмой Marmon-Herrington от 21 января 1946г. В данной сводке указаны не все типы танков, произведенные фирмой в указанный период, но в отношении М22 (9ТЕ1) точно определено, что 680 машин было сдано в 1943г. и еще 150 – в 1944г.
Light Tank М22 можно назвать вершиной творчества фирмы Marmon-Herrington в области разработки и производства гусеничных танков. (Рис.9)


Рис.9 – Сравнение танков производства Marmon-Herrington: Light Tank М22 и MTLS -1GI4.
В некоторых источниках указывают, что люк-рубка водителя были только на первых 26-ти серийных танках, а затем этот элемент удалили, «фактически сделав лобовой лист монолитным», но практически на всех доступных снимках М22 люк-рубка водителя присутствует на своем месте. (Рис.10)



Во время тактических занятий на Абердинском полигоне.
1944 г.




M22 Locust tank is on display
at the Museum of American Armor in Old Bethpage, Long Island, NY.
Рис.10 – Галерея Light М22.
В 1944г. появился самолет Fairchild C-82 Packet, в который Light Tank M22 входил целиком. (Рис.11)


Рис.11 – Погрузка и разгрузка Light M22 в Fairchild C-82 Packet.
В американскую армию попало 570 легких танков типа М22. Пишут, что американцы практически сразу после вступления танков в строй перевели танки Light M22 в категорию машин «ограниченного применения». Военные США никогда не использовали эти танки в боевых действиях. Несмотря на фактическое отсутствие послужного списка в американской армии, сохранившиеся М22 (а на территории США, говорят, их не менее десятка) с удовольствием используют современные реконструкторы. (Рис.12)




Рис.12 - This M22 Locust tank is owned by the
Roberts Armory in Rochelle, IL.
Отчет о «маневрах» 2015г. at Rockford, IL
Англичане получили 260 танков этого типа. Предварительный заказ составлял 500 танков, но позже его сократили. Машины, в английской армии получили регистрационные номера начиная с T.15877 по T.159376. Британцы, очевидно, с самого начала имели намерение транспортировать Light M22 на борту воздушного судна, а не под его фюзеляжем. Для этой цели у них имелся тяжелый планер GAL.49 Hamilcar Mk.I. (Рис.13)


Рис.13 - Light M22 выходит из GAL.49 Hamilcar Mk.I.
Когда дело дошло до боевого применения авиадесантных танков – высадка в Нормандии – британцы предпочли, однако, пойти в бой не на М22, а на своих авиадесантных танках Tetrarch. Говорят, британские экипажи считали отечественную машину быстрее и удобнее. На театре М22 начали появляться с осени 1944г. Тогда же британцы приспособили под американскую 37-мм пушку специальную насадку Littlejohn, увеличивающую начальную скорость снаряда. Пишут, что часть танков М22 получали Littlejohn.
Считается, что в реальном деле британцы
применяли М22 всего один раз. В 20-х числах марта 1945 года союзные войска
провели операцию Varsity, целью которой являлось
форсирование Рейна. 24 марта 6-я британская и 17-я американская воздушно-десантные
дивизии должны были высадиться на парашютах и планерах вблизи города Везель,
захватить стратегически важную деревню и несколько мостов через реку Эйссел и удерживать их до подхода основных сил. В помощь
парашютистам британцы выделили, по одним сведениям, 8 танков М22, по другим –
12, но в ударной группе находилось 8 танков Locust.
Танки загрузили в планеры GAL.49 Hamilcar Mk.I. В полете один планер оторвался от буксировавшего его «Галифакса» и
распался, по-видимому, в результате разрушения конструкции, а танк упал на
землю и разбился. Еще три планера попали под сильный немецкий зенитный огонь, и
танки на их борту получили повреждения при приземлении; у одного танка
оказался неисправен пулемет, другой врезался в постройку фермы, что вывело из
строя его радиостанцию и основное вооружение, а третий вырвался
из планера при приземлении и перевернулся на башню. До места сбора добрались 4
танка М22. Один танк пришел на помощь группе американских десантников,
находившихся под огнем немецкой самоходки (в русскоязычных источниках любят
писать, что это была «Пантера»), он был быстро подбит немецкой машиной, хотя,
говорят, успел выпустить по немцу дюжину снарядов, не нанесших вреда
противнику. Еще один танк сломался при попытке буксировать джип из
разбившегося планера, но экипаж остался с танком и поддерживал британские
воздушно-десантные войска в этом районе. Последние два танка были переброшены
на возвышенность к востоку от Дирсфордтер-Вальда на
помощь роте десантников. Их присутствие вызвало сильный артиллерийский и
противотанковый огонь противника. Несколько десантников были убиты или
ранены, и через несколько часов танки были вынуждены отступить. В итоге
образовался отряд из 4-х танков, способных вести огонь, и группы десантников,
которые отбивали вражеские атаки до подхода основных сил. (Рис.14)


Рис.14 – М22 6-й британской воздушно-десантные дивизии.
На этом эпизоде боевая карьера американских авиадесантных танков М22 закончилась. В 1946 году танки Locust были признаны британцами устаревшими, их начали списывать. Вероятно, дольше всего танки М22 находились в составе 3-го гусарского королевского полка (3rd The King’s Own Hussars), который в 1946-1947гг. охранял британские владения в Палестине.
Небольшое количество британских М22 попало в Бельгию. (Рис.15)






Рис.15 – Фото М22 из собрания бельгийского музея Bastogne Barracks Museum.
Фото с сайта warspot.ru
В Египте (куда М22 также, скорее всего, попали от британцев, хотя некоторые считают, что от бельгийцев) по состоянию на 1948 год в армии находилось около 50 машин этого типа. Египтяне активно использовали эти танки в ходе войны за независимость Израиля, которая шла с 1948 по 1949 годы.
Наиболее известным эпизодом применения египетских Locust стала операция «Асаф», проходившая 5–7 декабря 1948 года. В её ходе 6 декабря египетская пехота, при поддержке танков, произвела атаку на позиции в Шейх Норан (ныне кибуц Маген) и Хирбет-Мааин. Обороняющиеся оказались в затруднительном положении. Остановить продвижение египтян удалось только после того, как на помощь подошел полугусеничный бронетранспортер вооруженный 57-мм пушкой. Расчет пушки подбил 5 танков Locust на подступах к населенным пунктам. Ещё один танк, прорвавшийся в Шейх Норан, подбили из английского противотанкового гранатомёта PIAT. Атака египтян захлебнулась. (Рис.16)

Рис.16 – Репортаж с места события: бойцы ЦАХАЛ изучают побитый египетский Locust, декабрь 1948 года.
В боях за Ауджа бойцам израильского ЦАХАЛа в работоспособном состоянии досталось три танка М22. Всего в ходе конфликта израильтяне захватили девять М22. По состоянию на 1 марта 1949 году армия Израиля эксплуатировала, по меньшей мере, три трофейных египетских М22 (один исправный и два в ремонте).
Считается, что израильские М22 находились на вооружении до 1952г., а египетские до 1956г., правда, с оговоркой, что обе стороны использовали эти машины в качестве учебных.