Light Tank T9 Marmon-Herrington

Light Tank T9 Marmon-Herrington
США
Легкий по массе авиадесантный танк
|
масса |
7,5 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
162 л.с |
|
проект |
1941г., Marmon-Herrington |
|
выпускался |
1942г., Marmon-Herrington 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
22 мая 1941г. прошло совместное совещание Управления вооружений, представителей бронетанковых войск и ВВС, на котором было принято положительное решение о разработке авиадесантного танка. Проект получил обозначение Т9 Airborne Tank. Согласно одобренной спецификации, боевая масса машины такого типа должна была составлять не более 8 коротких тонн/7500 кг (без экипажа), длина – 3,5 метра, ширина – 2,13 метра, высота – 1,68 метра. Вооружение включало пушку калибра 37 мм либо 57 мм, пулемет и должно было находиться во вращающейся башне, оснащаться гироскопическим стабилизатором. Экипаж танка - 2–3 человека. Следует пояснить, что спецификация авиадесантного танка версталась под возможности военно-транспортного самолета С-54 (Рис.1), который тогда проектировался.


Рис.1 - Douglas C-54
Skymaster. Проектировался на базе
пассажирского лайнера DC-4. Первый полет
состоялся 14 февраля 1942г. Масса пустого самолета 17660 кг, максимальная
взлетная масса 33000 кг. Вместимость 50 военнослужащих или 14700 кг груза (до
15 тонн груза).
Впрочем, британцы оказались правы в своих выводах в том смысле, что американцы
при разработке авиадесантного танка по-прежнему допускали возможность
транспортировки танка под фюзеляжем самолета.
Пишут, что военные сделали заказ на проект авиадесантного танка сразу трем разработчикам: United States Convertible Systems Inc., которая в то время формально, вероятно, принадлежала не Кристи, а Уильяму Бигли, что, впрочем, не отменят возможности участия самого Кристи в разработке; Marmon-Herrington Company, Inc. и Pontiac, одно из подразделений General Motors.
В августе 1941г. фирма Marmon-Herrington подготовила полноразмерный макет Light Tank T9. Внешне машина выглядела иначе, гораздо прогрессивнее, чем предыдущие легкие танки Marmon-Herrington типа CTLS или CTMS и напоминала обводы лёгкого танка T7, который как раз в это время проектировался; а вот ходовая часть для новой машины была типичной для танков Marmon-Herrington CTLS. (Рис.2)

Рис.2 – Деревянный макет танка Light Tank T9 разработки Marmon-Herrington, август 1941 года.
На макете видно, что на машину собирались устанавливать клёпаный корпус традиционной для американских лёгких танков формы. На танк планировалось ставить литую двухместную башню, по конструкции похожую на ту, что ставилась на средний танк M3. Вооружалась машина 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом Browning M1919. В качестве двигателя Marmon-Herrington предлагала использовать танковую версию 7-литрового оппозитного авиационного двигателя Lycoming O-435T мощностью 162 л.с. (планировался к запуску в серию в серию в 1942г.).
Машину осмотрели представители Управления вооружений, американских ВВС, и инженеры компании Douglas. Следовало подогнать машину под концепцию, при которой под фюзеляжем самолета подвешивался только корпус танка, а башня грузилась внутрь самолета. На мой взгляд, довольно неудобная концепция, принимая во внимание, что после доставки танка к месту действия, боевую машину следовало перед употреблением собрать. В ноябре для Douglas изготовили полноразмерный макет, предназначенный для подгонки к C-54.
К апрелю 1942г. на Marmon-Herrington изготовили первый опытный образец лёгкого танка T9. Этот образец заметно отличался от макета. Клепаный корпус ушел в прошлое - корпус был собран теперь в основном при помощи сварки, только верхний лобовой лист крепился на болтах, чтобы обеспечить доступ к трансмиссии. Усилилось пулеметное вооружение – целых три пулемета Browning M1919: один спаренный с орудием и два в спарке в лобовом элементе корпуса. Стрелять из спарки лобовых пулеметов вменялось водителю, а перезаряжать их должен был заряжающий, сидящий в башне. (Рис.3)



Рис.3 – Опытный образец Light Tank T9, апрель 1942 года.
Тогда же, в апреле 1942г., опытную машину отправили в Форт-Беннинг, где проходили ходовые испытания, а также «примерка» T9 к макету фюзеляжа C-54. В плане подвижности машина заявила о себе хорошо, разогнавшись до 56 км/ч. Однако выяснилось, что ходовая часть обладает недостаточной жёсткостью. Пришлось установить между тележками сначала швеллеры, а затем специальные усилители. Разработал их инженер Marmon-Herrington Уильям Кост (William A. Cost).
Испытания Т9 закончились в январе 1943г. Позже эта машина использовалась на Marmon-Herrington в качестве ходового стенда.
ПТ-САУ на базе Light T9.
Пишут, что осенью 1941г. появились планы разработать на базе Т9 вариант
легкой ПТ-САУ с 37-мм пушкой по теме GMC T42 (37 mm Gun Motor Carriage T42).
Первые эскизные чертежи, как будто, датируются 27 октября 1941 года, а 12-го
ноября появился новый эскиз (Е4466). В обоих случаях, как пишут, налицо была
близость конструкции САУ конструкции Т9. Ходовая часть обеих машин должна была
включать четыре опорных катка блокированных попарно в две тележки с
амортизацией на горизонтальных пружинных рессорах, 2 поддерживающих ролика,
переднее ведущее колесо с механизмом натяжения, заднее ведущее колесо опущенное
на грунт и гусеницу из стальных траков. Корпуса также были схожи, но имелись и
некоторые различия. Так, на эскизных чертежах Е4466 от 12-го ноября 1941 года,
надстройка САУ явно выглядит более высокой. На её крыше должна была
устанавливаться открытая сверху башня с круговым вращением, в которой
устанавливалась 37-мм пушка М3 в орудийной установке М22 и спаренный с ней
7,62-мм пулемет.
После рассмотрения проекта было выдвинуто требование нарастить габариты
машины для повышения продольной устойчивости. 7-го ноября появился документ, в
котором рекомендовалось увеличить длину корпуса и опорной поверхности гусениц
на 300 мм, а клиренс – с 280 до 355 мм. Это влекло за собой возрастание массы,
вследствие чего следовало пересмотреть конструкцию не только подвески, но и
ходовой части вообще.
Обновленный проект САУ Т42 был готов к 11 декабря 1941 года. Теперь
самоходку предполагалось оснастить башней, заимствованной, как считают
некоторые, от колёсного истребителя танков Gun Motor Carriage T22 (позже
перевоплотившегося в M8 Armored Car), в которой устанавливалось всё то же 37-мм
орудие М3 со спаренным пулеметом. (Рис.4)

Рис.4 - Gun Motor Carriage T22/M8 Armored Car.
Длина корпуса в новой версии
составила 3917 мм, а опорные катки получили индивидуальную торсионную подвеску.
Армейская комиссия отказалась принимать улучшенный проект к реализации,
выдав новую порцию требований. В частности, торсионы были признаны слишком
тяжелыми для данной машины. Очередная версия переработанного проекта Т42 (эскиз
E4470) была готова к 29 декабря 1941 года, а её официальное представление
состоялось 5-го января 1942 года. (Рис.5)

Рис.5 – Проект GMC T42 на базе Т9. Башня, традиционно для американских ПТ-САУ открыта сверху.
Оценочная масса Т42 составляла 6500 кг при использовании лобовой брони
толщиной 22 мм и 9,5 мм бронирования башни, бортов и кормы. На эскизе
прорисован корпус, скорее, напоминающий первый вариант Light Tank T9 со
ступенчатой лобовой деталью корпуса. В целях улучшения стабильности длину
корпуса нарастили до 4715 мм, а башню, по сравнению с GMC
T22/M8 немного
переделали. А вот ходовая часть не имеет ничего общего с ходовой Т9 в любом его
варианте. С каждого борта теперь имелось по четыре опорных катка диаметром 840
мм и переделанные ведущие колеса. По сути дела, в эскизе указан вариант свечной
подвески Барнса с наклонными пружинами, уже применявшейся в 1930-е годы на
«средних» танках типа Т4. Поскольку конструктивно проект GMC T42 значительно
отклонился от шасси Т9, Marmon-Herrington прекратила работы по данной САУ, в конце
марта 1942 года дальнейшие работы по GMC T42 было решено передать на General
Motors.