Light Tank T7

&

Light Tank T7E2/M7

 

 

Light Tank T7

Light Tank T7Е2/М7

США

Средний по массе тяжелобронированный легкий танк

масса

Light Tank T7

Light Tank T7Е2/М7

 

22,697 т

23,5 т

вооружение

Light Tank T7

 

Light Tank T7Е2/М7

 

 

37-мм орудие

4 пулемета

57-мм орудие

4 пулемета

экипаж

Light Tank T7

Light Tank T7Е2/М7

 

4 чел.

5 чел.

мощность силовой установки

Light Tank T7Е2/М7

 

450 л.с

проект

Light Tank T7

Light Tank T7Е2/М7

 

1941г.

1941-1942гг., Rock Island Arsenal?

выпускался

Light Tank T7

 

Light Tank T7Е2/М7

 

1941/42г., Rock Island

1 шт. опытный

1942г., Rock Island Arsenal, International Harvester Corporation

4 шт. опытные

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

    С января 1941 года Артиллерийская Техническая Служба (АТС - вероятно, подразумевается Технический комитет США по вооружению, US Ordnance Technical Committee) начала формулировать требования к лёгкому танку, который должен был заменить конструкцию М2А4 и стать альтернативой дальнейшему развитию этой темы в рамках программы Light M3. Новый вариант легкого танка должен был превосходить M2A4 и M3 «во всем», особенно это касалось защиты. Тем не менее, по общей компоновке он являлся развитием идей, реализованных в M2A4. Проект получил обозначение Light Tank T7. 14 февраля 1941г. была принята спецификация на Light T7 (документ ОСМ 16582). В техническом задании, помимо прочего, определялось три основных параметра: боевая масса становилась почти на 1,5 тонны тяжелее M2A4, достигнув 14 коротких (12,7 метрических) тонн. При этом делалась ставка на литую конструкцию корпуса и башни.  Лобовое бронировании 38,1 мм. В качестве основного вооружения выступала 37-мм пушка и спаренный с неё пулемет, которые размещались бы в башне с силовым поворотным приводом и гироскопическим стабилизатором. Предусматривались курсовые 7,62-мм пулеметы (3 шт.) в корпусе и зенитный пулемет в башне. Техническим заданием также определялась скорость 12 миль/час (19,31 км/ч) по грунту с уклоном 10% и особые требования к силовой установке – двигатель должен был запускаться при 40-градусном морозе, а от системы охлаждения требовалось обеспечение бесперебойной работы двигателя при температуре до 51,6°С. Экипаж 4 чел.

  Данное техническое задание предполагало, что после изготовления полноразмерного макета последует постройка двух опытных образцов T7 (официальные индексы Т-серии проекты получат в мае 1941г.): Light Tank Т7 предполагалось изготовить со сварным корпусом и литой башней, подвеской VVSS и резинометаллическими траками шириной 384 мм (некоторые указывают: 412 мм). В качестве коробки передач предполагалось использовать автоматическую GM Hydramatic, работавшую с двигателем Continental W-760. T7E1 отличался клепаным корпусом и штампованной башней из листа гомогенной стали. В нём использовалась подвеска HVSS и резинометаллические траки шириной 362 мм (36,195 см). На этой машине предполагалось использовать гидротрансформатор Warner Gear.

    Полноразмерный макет Light Tank T7 был подготовлен в мае или ко второй половине июня 1941 года. (Рис.1)

 

 

Рис.1 – Полноразмерный макет нового легкого танка Light Tank T7.

Макет собран силами отдела Самоходного Оборудования.

 

     Глядя на макет, очевидно, что в машине сошлись как «родовые» решения по легким танкам (концепция ходовой части с опущенным на землю ленивцем), так и элементы от Medium M3. Например, двухместная башня танка конструктивно близка башне среднего танка М3, правда, без командирской башенки, но с зенитным пулеметом, установленным в кормовой части башни, а также в конструкции установки курсовых пулеметов, люка водителя. Пушка калибром 37 мм сохранялась от легкого М2А4, а пулеметов было с избытком – помимо зенитного еще 3 штуки в лобовой части корпуса – одна спарка (видимо, для водителя) и один для помощника водителя.

   Однако в конструкции T7 присутствовали оригинальные решения. Внешне ходовая часть выглядела привычно – тележки со сблокированными в них опорными катками, размещение элементов подвески напоминало систему VVSS. При этом подвеска представляла собой упругие элементы сдвоенных телескопических пружин для каждого опорного катка – на каждый балансир работала своя пара буферных пружин. Аналогичные упругие элементы предусматривались и для ленивцев. Подобная система позволяла автоматически поддерживать требуемое натяжение гусеничных лент. Еще одной особенностью машины стал способ установки трансмиссии. Коробка передач вместе с соединённым с нею дифференциалом могла выниматься через люк, предусмотренной в лобовой части корпуса. Демонтаж облегчался за счет рамы, на которой крепились КПП и дифференциал. Аналогичная рама-рельсы предусматривалась и для двигателя. (Рис.2)

 

Агрегат на рельсах-раме.

Рис.2 - Быстрый демонтаж двигателя и элементов трансмиссии. Внизу – демонстрация на макете.

 

    Разработчики утверждали, что данный процесс не будет занимать более 40 минут, но в ходе практических занятий однажды удалось уложиться в 20 минут.

   Во время обсуждения макета и спецификаций, которое состоялось 11 июля 1941г., специалисты пришли к мнению, что боевая масса T7 окажется выше - составит 16 коротких (14,5 метрических) тонн.

    В июле 1941 года Гладеон Барнс отдал распоряжение об установке британской 6-фунтовой (57-мм) пушки на новый легкий танк. (Рис.3)

 

Рис.3 – В 1941г. в США наладили производство британских противотанковых орудий QF 6-pounder Mk.I с длиной ствола 50 калибров.

Такая пушка была стандартизирована в США как Limited Standard (допущенная для использования) 57 mm Gun M1 on Carriage M1.

 

   Так появился вариант Light Tank T7E2. Под новое орудие следовало переделать башню – ее проектировали трехместной. T7E2 предполагалось делать с литой башней и литой верхней частью корпуса. Вначале рассматривали вариант установки на Т7Е2 двигателя Cummins, но в итоге остановили выбор на Wright/Continental R-975 в паре с гидротрансформатором Warner Gear.

   В августе (или к августу) 1941г. появились новые варианты Т7: T7E3 должен был получить сварные корпус и башню, автоматическую коробку передач Detroit Gear и спарку дизельных двигателей Hercules DRXBS. T7E4 планировался со сварным корпусом и башней, его предполагалось оснащать спаркой моторов Cadillac Series 42 и двумя КП GM Hydramatic на двух валах.

    В ходе проектирования T7E2, T7E3 и T7E4 было принято решение изменить конструкцию верхней части корпуса. Ее сделали на 18 см ниже (пишут, что высота шасси снизилась на 178 мм), одновременно увеличивая наклон верхней лобовой части. Также наклон в 22,5° сообщили бортам башни. Люки водителя и его помощника перенесли с лобовой части корпуса на его крышу, теперь они открывались вверх. Подобные решение улучшали стойкость защиты при той же толщине брони.

    Приоритетным считался проект T7E2. Его полноразмерный макет появился в ноябре 1941г. Относительно первой модели Т7 на Т7Е2 высота корпуса была уменьшена на 17,78 см, а ширина внутри увеличилась со 152,4 см до 190,5 см. Представители Танковых Войск одобрили нововведения и потребовали, чтобы проведенные доработки были внедрены на опытных образцах от Т7Е2 до Т7Е4 включительно. (Рис.4)

 

 

Рис.4 – Макет T7E2.

 

    Однако к концу 1941 года арсенал Рок-Айленд (Rock Island) начал сборку машин в вариантах T7 и T7E1. Правда, вскоре сборку Т7Е1 прекратили. В финальном варианте на T7E1 было решено ставить другую силовую установку – дизельный мотор Guiberson T-1071 воздушного охлаждения. Вместо гидротрансформатора планировалось установить автоматическую коробку передач Livermore. Причиной отмены варианта стала устаревшая технология сборки корпуса танка на заклепках.

   Light Tank T7 построили, кажется, осенью 1941г., а представили заказчику в январе 1942 года. (Рис.5, Рис.6)

 

 

Рис.5 – Опытный образец Light Tank T7, январь 1942 года.

 

Рис.6 – Сравнение Light T7 с моделью Light T7Е2.

По одним данным, фото получены осенью 1941г., по другим – в начале 1942г.

 

    Некоторые сообщают, что танк был изготовлен из неброневой стали. За трансмиссией располагалось отделение управления. В танке опустили вал от мотора к трансмиссии, теперь он не выступал над полом корпуса и не мешал танкистам. С левой стороны находилось место водителя, справа – установка подвижного 7,62-мм курсового пулемета. Ещё два аналогичных пулемета (спарка) монтировались в лобовом листе корпуса. В некоторых источниках указывают, что пулеметы спереди находились не в лобовом элементе корпуса, а в боковых спонсонах корпуса, но это ошибочная информация, поскольку в спонсонах корпуса были спрятаны фары. (Рис.7)

 

Рис.7 – Положение фар.

 

    В средней части корпуса размещалось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась двухместная сварная башня. В лобовом листе башни монтировалась общая маска для 37-мм орудия и 7,62-мм пулемета М1919А4. Предусматривалась установка зенитного пулемета, но на прототипе он отсутствовал.

   Машина была произведена с отклонениями от проекта. Сварным корпус оказался не полностью: носовая часть и часть кормы были выполнены литыми. Можно встретить и такое определение: «корпус был сварным и сбирался из нескольких больших элементов». Масса машины вышла за пределы расчетных показателей – 22697 кг? В результате, снизилась удельная мощность машины. Впрочем, авторы замечают, что: «Фактически T7 построили только для того, чтобы сравнивать его с более совершенной машиной». Под этой фразой, очевидно подразумевается вариант Т7Е2, поскольку от развития Т7Е3 и Т7Е4 отказались. С одной стороны, машины были очень похожи, а с другой – набирали массу. Для Т7Е3 изготовили корпус (Рис.8), а Т7Е4, кажется, завершился на стадии макета (Рис.9).

 

 

Рис.8 – Корпус для Т7Е3.

 

 

Рис.9 – Слева макет Т7Е2, справа - макет Т7Е4.

 

   По другой версии: «В ходе постройки прототипов на Т7Е3 бензиновые двигатели Hercules заменили на дизельные, а на Т7Е4 был уже практически готов для баллистических испытаний – тем не менее, оба опытных образца не достроили и в скором времени разобрали».

  Приблизительно к маю 1942г. была получена опытная установка 6-фунтовой пушки для Т7Е2 (Рис.10), а в мае 1942г. предстал и сам Т7Е2 (Рис.11).

 

 

Рис.10 - Опытная установка 6-фунтовой пушки для Т7Е2.

 

 

26 мая 1942г.

 

Рис.11 - Light Tank T7Е2.

 

    Масса машины оказалась запредельной для легкого танка той поры, каковым формально числился Т7Е2 – 23,5 тонн, по другим данным – 22,697 т, а некоторые приводят массу в 27 тонн – вероятно, это в коротких тоннах. Некоторые замечают, что по совокупности характеристик, в том числе по броневой защите, машина превосходила английский крейсерский танк Crusader III, который вполне относился к среднему классу. Габариты Т7Е2: длина по корпусу – 5232 мм, ширина – 2845 мм, высота – 2362 мм, клиренс 406 мм. Бронирование: лоб корпуса 38 мм, борт корпуса 32 мм, корма корпуса 25 мм, крыша корпуса 19 мм, днище 13-25 мм, лоб башни 51 мм (-?), борт и корма башни 38 мм, крыша башни 19 мм. В трехместной башне (диаметр погона в свету составлял 1600 мм) установили британскую 6-фунтовку (калибр 57 мм) – некоторые источники считают, что ставили не британскую 6-фунтовку Mk III, а американскую 57-мм копию этого орудия. От спарки курсовых пулеметов отказались, зенитный пулемет в кормовой части башни тоже не просматривается. Экипаж 5 чел. Указывают, что на машине стоял двигатель Wright Whirlwind R-975-EC2 мощностью 450 л.с. при 2400 об./мин. На танке впервые опробовали сдвоенное управление – теперь помощник водителя мог участвовать в управлении машиной.

    На испытаниях машина развила хорошую максимальную скорость – 62,4 км/ч, при этом ходовая показала себя с лучшей стороны, хотя проектировалась под машину с меньшей массой. В ходе испытаний выяснилось, что гидротрансформатор Warner Gear работает плохо, его заменили на гидротрансформатор Spicer.

   Увы, американские военные забраковали машину из-за вооружения. Хотя британская 6-фунтовка обладала неплохой бронепробиваемостью, у нее были проблемы с мощностью осколочно-фугасных боеприпасов и их наличием.

     В начале августа 1942 года было принято решение поставить 75-мм орудие М3 в T7E2, танк получил обозначение Light Tank T7E5 (документ ОСМ 18582), и 6 августа 1942г. стандартизирован как Medium Tank M7 (документ ОСМ 18582). Первые 3 танка М7 были собраны на International Harvester Corporation к 5 октября 1942 года. Эти танки в литературе относят к так называемой установочной партии, поскольку машины вооружались 57-мм пушками. Однако по факту их правильнее считать танками T7E2, от которых они отличались только тем, что в башне были заварены пистолетные порты и несколько изменилось навесное оборудование. В частности, появился большой забашенный ящик.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru