Light Tank T6

 

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/usa/light_t6/t6_1.jpg

Light Tank T6

США

Легкий танк

масса

8,8-8,9/9,525 т

вооружение

 

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

280 л.с.

проект

1938г., John K. Christmas, Н. Knox

выпускался

1939г., Rock Island Arsenal

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В апреле 1938г. Барнс (Рис.1) предложил вариант легкого безбашенного мобилизационного танка. (Рис.2)

 

Рис.1 - Гладеон Маркус Барнс, иногда пишут Бернс (Gladeon Marcus Barnes), 1887-1961гг., фото 1940-х годов, на фото Барнс в звании генерал-майора армии США.

Начальник Абердинского полигона.

Отвечал за исследования, разработку и стандартизацию 1600 различных видов оружия.

В 1938 году возглавил конструкторское бюро при Управлении вооружений.

 

Рис.2 - Light Tank Barnes.

 

     Военное ведомство США после рассмотрения проекта Барнса отказалось от его реализации, однако в июле 1938 года аналогичные наработки были предложены майором Дж. К. Кристмасом (John K. Christmas), хотя настоящим автором, скорее всего, являлся Гарри Нокс. (Рис.3)

 

Рис.3 – Вверху – чертеж шасси мобилизационного танка, которое приписывают майору Кристмасу (июль 1938г.). Внизу – патент Нокса по той же теме (патент зарегистрирован в 1942г.).

 

     Безбашенный вариант мобилизационного танка Christmas-Knox проектировался на шасси массой 9525 кг (10,5 коротких тонн). На шасси размещались два 2-рядных мотора Buick Series 60, мощностью 141 л.с. каждый. Суммарно они развивали 282 лошадиных силы. Двигатели стояли параллельно, каждый имел индивидуальный вал, ведущий к трансмиссионному блоку. Экипаж состоял из двух человек: место механика-водителя находилось слева и имело небольшую выступающую вперед рубку, командир располагался справа, ближе к моторному отделению и обслуживал вооружение. Нокс применил на танке новый тип подвески. Это была горизонтальная подвеска, позже известная как HVSS. Изюминкой конструкции оказалось то, что во второй тележке был блокирован опорный каток и ленивец, имевший большой диаметр; ленивец, располагался сзади и был опушен на землю. В результате увеличилась длина опорной поверхности - достигала 2489 мм. В теории, такая система позволяла получить достаточную длину опорной поверхности, чтобы танк не болтало, как его предшественников. Christmas-Knox предполагали толщину брони легкого мобилизационного танка 25,4 мм, а максимальную скорость порядка 60 км/ч.

    3 августа 1938г. Департамент вооружений (Комитет по вооружениям) одобрил строительство мобилизационного танка на шасси безбашенного варианта Christmas-Knox, но с возможной последующей установкой на нем башни (- практически неразрешимая задача на шасси с моторами длиной как у Buick Series 60). Опытный образец получил обозначение Light Tank T6.

   Первый и единственный прототип танка Т6 (номер 30462) был построен силами арсенала в Рок-Айленде (Rock Island Arsenal) и поступил на испытания в июне 1939 года. (Рис.4)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/usa/light_t6/t6_1.jpg

 

 Рис.4 - Light Tank T6.

 

    Масса ~8845-8900 кг или 9525 кг. Габариты: длина – 4800 мм, ширина – 2200 мм, высота – 2200 мм. Корпус танка был клёпаным, с небольшим применением сварки. Бронирование: лоб корпуса (надстройка) — 25,4 мм, борт корпуса (надстройка) — 25,4 мм, корма корпуса (надстройка) — 25,4 мм. Компоновка машины: в носовой части трансмиссия, в средней части боевое отделение, в корме – моторный отсек. Экипаж 2 чел. В лобовом листе корпуса должна была устанавливаться 37-мм пушка М2 (-?) и 7,62-мм пулемет Browning. В качестве силовой установки использовались два карбюраторных двигателя Buick мощностью 140 л.с. Трансмиссия механического типа: трехскоростная КПП (две скорости вперед и одна назад). Ходовая часть применительно на один борт состояла из одной двухкатковой тележки с амортизацией на вертикальной пружине, третий каток имел индивидуальную подвеску, а над ним располагался поддерживающий ролик. Ведущее колесо располагалось спереди, направляющее находилось сзади и в целях улучшения сцепления с грунтом было опущено на землю. (Рис.5)

 

Рис.5 – Конструкция ленивца, опущенного на землю.

 

    Гусеница – мелкозвенчатая, с резиновыми вставками. Для усиления жесткости конструкции узлы подвески опорных катков и направляющего колеса были соединены горизонтальной металлической балкой.

    В целом, машина произвела неплохое впечатление, но отсутствие башни и, как следствие, ограниченный сектор обстрела, отрицательно сказались на её дальнейшей судьбе. Проект безбашенного танка Т6 дальнейшего развития не получил. Однако машина выполнила важную задачу, как носитель технологий и испытательная лаборатория. Это был первый опыт американских инженеров со спаренной установкой моторов. На T6 обкатали идею с большим ленивцем, опущенным на землю, что увеличивало длину опорной поверхности, и новую подвеску HVSS. Еще одним интересным техническим решением стал трансмиссионный блок. Ранее у американских танков демонтаж элементов трансмиссии был раздельный. Отдельно снимались бортовые передачи, чтобы добраться до коробки передач и других элементов, требовалось демонтировать панель на верхнем лобовом листе корпуса. В случае же с T6 сделали единый трансмиссионный блок, с литым кожухом из трех частей. Крепились они друг с другом на болтах, на них же блок крепился к корпусу. (Рис.6)

 

Рис.6 – Прекрасно виден быстросъемный трансмиссионной блок.

 

    Такая система получалась более удобной, чем с отдельными составляющими. В дальнейшем на легких американских танках единый блок не прижился, зато он стал непременным атрибутом танков типа Medium M3 и Medium M4.

   С большой долей вероятности можно говорить, что полученные на T6 конструктивные наработки по ходовой части нашли применение на американском скоростном тракторе M4 High Speed Tractor (HST). Упругий элемент подвески тележки был горизонтальным. HST разрабатывался в интересах полевой артиллерии и ПВО для транспортировки либо 90-мм зенитки, либо 155 мм орудия (Рис.7) или 8-дюймовой гаубицы.

 

Рис.7 – Одно из орудий, для которого разрабатывался М4 HST - 155-мм пушка М1 с длиной ствола 45 калибров. Получило прозвище Long Tom.

 

     Проект выполнялся в 1941-1942гг. фирмой Allis-Chalmers Corporation.  В 1942г. M4 High Speed Tractor (HST) был принят в эксплуатацию. (Рис.8)

 

Рис.8 – Галерея M4 High Speed Tractor.

 

   Масса машины 15,29 т. Габариты: длина – 5,23 м, ширина – 2,46 м, высота – 2,52 м. Бронирования нет. Экипаж 1+11 чел. орудийный расчет. В качестве оборонительного вооружения мог крепится крупнокалиберный пулемет. Двигатель устанавливался в середине шасси, а боеприпасы укладывались в заднем отсеке. Мотор: Waukesha 145GZ или F817G, 6-цилиндровый бензиновый, 210 л.с. при 2100 оборотов/минуту. Коробка передач 3-х скоростная. Максимальная скорость по шоссе 53 км/ч. Запас хода 290 км. Преодолеваемые препятствия: брод 1,04 м, высота стенки 0,7 м, ширина рва 1,5 м.

    Серийное производство машины, по одним сведениям, началось в 1942г., по другим – в августе 1943г. Выпускалось несколько версий машины: М4 (базовая модель), М4С (с запасными боеукладками), М4А1 (с широкими гусеницами типа "duck bill", Е9). Тягачи тяжелых орудий снабжались краном для погрузки снарядов. Производство машин продолжалось до 1945г. включительно. Всего было построено 5552 шт. M4 HST: 2464 для буксировки 90-мм зенитной пушки, 3088 - на буксировку 155-мм пушки или 8-дюймовой гаубицы. После войны M4 HST использовались в американской армии преимущественно в качестве тягача для прицепа с боеприпасами к САУ М40 с тем же 155-мм орудием.

    В рамках послевоенной программы военной помощи (MDAP) М-4 (в основном, в комплектации М4А1) в небольших количествах поставлялся в Японию, Бразилию, Югославию и Пакистан.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru