Light Tank M5А1

 

 

Ранний вариант.

Поздний вариант.

Light Tank M5А1

США

Полусредний по массе легкий танк

масса

15,2/15,4/15,72 т

вооружение

 

37-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

296 л.с.

выпускался

1942-1944гг., Cadillac GM, South Gate Assembly GM, Massey-Harris, American Car & Foundry

6810 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Летом 1942г. появился вариант Light Tank M3A3 с развитой комовой нишей башни (Рис.1).

 

Рис.1 – Light Tank M3A3 с развитой кормовой нишей на башне.

 

     Собственно говоря, развитая ниша на корме башни спровоцировала модернизацию Light Tank M5 (Рис.2).

 

Рис.2 – Light Tank M5.

 

     Эту башню военные захотели увидеть и на Light Tank M5. М5 с башней от M3A3 был утвержден 24 или 21 сентября (в другом месте указано 24 октября) 1942 года под обозначением Light Tank M5A1. В процессе проработки проекта немного изменили бронировку корпуса – в частности нижний лист лобовой детали получил толщину 64 мм. (Рис.3, Рис.4)

 

Рис.3 – Схема бронировки М5А1.

 

Рис.4 – Ранний вариант Light Tank M5A1 с первоначальной конфигурацией противопылевых экранов и наличием в бортах башен смотровых лючков.

 

    Масса варианта M5A1 составила 15,2 т или 15,4 т, или 15,72 т. Габариты: длина 4840/4839 мм, ширина 2290/2286 мм, высота 2570/2565 мм, клиренс 420 мм. Бронирование: лоб корпуса 29-64 мм (в некоторых источниках приводят этот показатель, как 38-64 мм), борт, корма корпуса 15-29 мм, крыша 13 мм, днище 10-13 мм, лоб башни 44 (или 38)-51 мм, борта, корма башни 32 мм. Корпус сварной. Экипаж 4 чел. Вооружение 37-мм пушка М6 и два 7,62-мм пулемета. Боекомплект 147 выстрелов, 6750 патронов. Указывают также и немного другой боекомплект: 116 выстрелов, 6400 патронов. Двигатель – спарка Cadillac Series 42 суммарной мощностью 296 л.с. (по другим данным, 220 л.с.) при 3400 об/мин, суммарный рабочий объем 11340 см³. Автоматическая трансмиссия GM Hydra-Matic: две гидромуфты, две четырехскоростные/пятиступенчатые автоматические коробки передач с гидравлическим управлением, два карданных вала, двухступенчатый планетарный редуктор (демультипликатор), соединявший потоки мощностей от обоих моторов, двойной/двуступенчатый дифференциал, однорядные бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения. Объем топливных баков 340 литров. Ходовая часть: четыре одиночных обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах, два поддерживающих ролика, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); в каждой гусенице 66 траков, по одним данным  шириной 294 мм, по другим – 194 мм, шаг трака – 140 мм. Средства связи – радиостанция SCR 508, SCR 528 или SCR 538, имевшая только голосовой режим связи, на дальность до 15 км. Командирские машины оборудовались мощной радиостанцией SCR 506, имевшей дальность связи до 80 км в голосовом и 120—160 км в телеграфном режиме. Имелось также внутреннее телефонное переговорное устройство RC 61.

   Максимальная скорость ок. 60 км/ч. Запас хода 161 км. Удельная мощность 12,7 л.с./т. (-?) Преодолеваемые препятствия: угол подъема 35°, высота стенки 0,61 м, ширина рва 1,83 м, глубина брода 0,91 м.

   В процессе производства исчезли бортовые экраны, точнее, пишут, что их изменили, открыли доступ к ходовой части, но и в таком виде экраны ставились не на все танки. Бортовые лючки в башне также сочли неуместными – сначала их просто заваривали, а позже от них совсем избавились. (Рис.5, Рис.6, Рис.7, Рис.8)

 

Рис.5 – Танк с заваренным лючком в борту башни.

 

Рис.6 – Серийный танк М5А1 выпуска Massey-Harris, июнь 1943 года.

Типичная конфигурация танка средних серий.

 

Рис.7 – Легкие танки М5А1 позднего выпуска. Внизу - со штампованными опорными катками.

 

Рис.8 - Light M5A1 с оборудованием для морского десантирования.

 

   Ближе к концу 1943 года внешний вид Light Tank M5A1 немного изменился. С правой стороны башни появился специальный футляр, в который прятался зенитный пулемет. В связи с этим крепления шпор были перенесены на левый борт и корму башни. На корме корпуса появился массивный ящик, предназначенный для личных вещей (ящик ЗИП). На верхнем лобовом листе корпуса появилось крепление ветрового щитка для водителя, который можно было использовать во время езды в по-походному (т.е. когда голова водителя торчала из люка). Именно такая конфигурация стала самой массовой, в общей сложности, она составляла не менее чем 2/3 от объема производства Light Tank M5A1. (Рис.9, Рис.10)

 

Рис.9– Финальный вид М5А1. Внизу - с оборудованием для морского десантирования.

 

 

Рис.10 – Кормовой ящик крупным планом.

 

    Производство M5A1 было начато в ноябре 1942 года, первым на новую модель перешел завод Cadillac. Месяцем позже к производству подключились фирмы South Gate Assembly и Massey-Harris. В августе 1943г. программу производства М5А1 завод South Gate Assembly (построил 1196 машин), но в октябре того же года его сменил American Car & Foundry в Беруике.

   Выпуск М5А1 начал постепенно сворачиваться весной 1944 года. В апреле 1944 года прекратился выпуск танков М5А1 на American Car & Foundry, всего там их построили 1000 штук. (Рис.11)

 

Рис.11 – Последний М5А1, построенный на American Car & Foundry, апрель 1944г.

 

    Cadillac перестал производить М5А1 в мае 1944 года. За все время в Детройте изготовили 3530 таких машин. Последний танк этого типа построили в июне 1944 года на мощностях Massey-Harris, общий выпуск на мощностях этого предприятия составил 1084 М5А1.

   Таким образом, с учетом построенных South Gate Assembly 1196 танков, с декабря 1942 по июнь 1944 года было выпущено 6810 М5А1.

 

Таблица – Производство танков М5А1.

1942г.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Cadillac

GM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

236

468

704

South Gate Assembly

GM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73

73

Massey-Harris

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

236

548

784

1943г.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Cadillac

GM

215

190

190

110

100

100

106

146

138

146

138

193

1172

South Gate Assembly

GM

125

150

150

125

100

123

159

191

 

 

 

 

1123

Massey-Harris

61

60

62

58

60

60

86

66

60

60

60

60

753

ACFC

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

150

220

415

 

401

400

402

293

260

283

351

403

198

251

348

473

4063

1944г.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Cadillac

GM

230

230

270

250

74

 

 

 

 

 

 

 

1054

Massey-Harris

60

60

60

60

60

24

 

 

 

 

 

 

324

ACFC

200

168

183

34

 

 

 

 

 

 

 

 

585

 

490

458

513

344

134

24

 

 

 

 

 

 

1963

  

     Упоминается, что в 1944-1945гг. танки М3А3, М5 и М5А1 модернизировались, но каким образом – не поясняется. Встречается лишь замечание, на заводе American Car & Foundry, производившем с октября 1943г. танки М5А1, с декабря 1944г. по июнь 1945г. модернизировали 775 Light Tank M5A1 более ранних выпусков. В данном случае модернизация заключалась в том, что машины снабдили элементами более позднего обвеса, но футляры для зенитных пулеметов не ставили.

 

Таблица – Модернизация танков М5 и М5А1 в 1944-1945гг.

1944г.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

М5, М5А1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

92

110

1945г.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

М5, М5А1

136

150

154

2

131

92

 

 

 

 

 

 

665

 

    От общего объема произведенных Light Tank M5A1 (6810 шт.) в американскую армию поступило 5148 танков данной модификации. Эти машины постепенно вытесняли в частях американской армии Light Tank M5. Впервые американцы применили Light Tank M5A1 во время высадки на Сицилии или в Италию. В Италии M5A1 стали стандартным легким танком американских частей.  Всего в боевых действиях в Италии войсками США было потеряно 424 танков типа М5/М5А1. (Рис.12)

 

Рис.12 – Не исключено, что фото сделано в Италии.

 

    Далее эти машины участвовали во всех крупных операциях американской армии, проходивших в Европе. (Рис.13)

 

Корпус машины прикрыт дополнительной импровизированной защитой – мешками с песком против кумулятивных зарядов немецких гранатометов Panzerfaust и Panzerschreck.

На танк установлен также специальный нож для преодоления живых изгородей бокажей.

Общий вид танка с ножами для бокажей.

M5A1, встречаемый жителями французского городка. Франция, сентябрь 1944 года.

Здесь хорошо можно разглядеть нож для преодоления бокажей.

М5А1 из состава 67-го танкового полка 2-й танковой дивизии. Германия, ноябрь 1944 г.

Рис.13 - Light M5A1 в Европе.

 

   С 1944г. M5A1 стали использоваться и на Тихом Океане. Воевали в составе танковых батальонов Корпуса морской пехоты. (Рис.14)

 

Рис.14 – Кадры сделаны во время битвы за атолл Кваджалейн в феврале 1944 года.

 

    Танки М5/М5А1 продолжали службу в американской армии до самого конца войны WWII и вскоре после нее были выведены их эксплуатации. Правда, известно, что до 1950г. М5А1 все еще находились на складах Корпуса морской пехоты США на Филиппинах и в Японии. Около 1950г. американцы снабжали танками М5А1 китайцев на Тайване и армию Южной Кореи.

    В отличии от Light M5 вариант М5А1 поставлялся союзникам.

   1431 танк М5А1 был поставлен в Великобританию, где он получил обозначение Stuart VI. Британцы минимально изменили конфигурацию машины: на правой стороне башни была установлена спарка дымовых минометов, под британскую радиостанцию №19 вместо одной антенны поставили две.

   Британцы массово применяли эти машины до конца войны. (Рис.15)

 

 

Рис.15 - Stuart VI на марше.

Вверху в районе коммуны Комон, Франция, 30 июля 1944 года.

Внизу - в 1945 году.

 

   Британцы, как и американцы, вскоре после окончания WWII сняли танки М5А1 с вооружения.

   Британские М5А1 в конфигурации Stuart в годы войны распределялись по частям армий Содружества и сателлитов. Точное количество машин, попавших в канадские, новозеландские, австралийские части не приводится. Известно, что чехословакам отдали 30 шт. М5А1 в 1944г. А полякам в 1943-1944гг. выделили 110-130 шт. М5А1, но, вероятно, сюда же вошло и некоторое количество М3А3.

   После войны британцы продолжили раздавать танки М5А1. Пишут, что во время Первой индо-пакистанской войны 1947-1948гг. индусы применили, как минимум, 11 танков М5А1. Эти машины отличились при штурме перевала Зоджила 1 ноября 1948г. Боевые действия велись на высоте 3500 метров. До сих пор этот эпизод считается рекордом высоты, на которой танки когда-либо действовали в боевых условиях. В Индии танки данного типа сняли с вооружения в 1965г.

    226 машин М5А1 (- точно не ясно, входили в это количество танки М3А3 или только М5А1) оказалось у французов, которые также использовали их в конце WWII. Во французской армии танки задержались до Индокитайской войны (1946-1954гг.), в которой, как будто, принимали участие. Сообщается, что машины этого типа были заменены «на завершающих этапах» этой войны.

     В годы войны по ленд-лизу американские легкие танки получала Бразилия – 427 шт. В некоторых источниках допускают, что в это число могло попасть какое-то количество танков М5А1, но мне представляется, что поставка М5А1 в Бразилию маловероятна – кажется, искажение происходит из-за путаницы вариантов М5А1 и М3А3.

   В 1943 году американцы отправили в Советский Союз 5 танков М5А1 для тестирования. Первые два танка прибыли в июле 1943 года, еще два – в августе и последний – в сентябре. Поставки производились южным путем – через Баку. В ряде документов они были зафиксированы как «М3 легкие», но на самом деле, как выяснили историки, это были М5А1.

   В августе 1943 года была составлена программа испытаний М5А1 в летних и осенних условиях. Предполагалось, что машина пройдет в общей сложности 1000 километров, из них 250 по шоссе, 500 по проселку и 250 по пересеченной местности. Затем было решено ограничиться шоссе и проселочной дорогой. На НИБТ Полигон два танка М5А1 (U.S.A. W-3047060 и U.S.A. W-3047028) пожаловали, кажется, летом 1944. По другой версии, испытывался один танк с регистрационным номером U.S.A. 3047050. (Рис.16)

 

Рис.16 - М5А1, НИБТ Полигон, лето 1944 года.

 

    М5А1 оказался еще быстрее, чем М3 и М3А1. Его максимальная скорость на испытаниях достигла 60,3 км/ч - чуть больше, чем паспортная. Расход топлива при этом оказался 135 литров на 100 километров. Средняя скорость танка по сухому проселку составила 23,4 км/ч. Расход топлива при движении в таком режиме составил 197 литров на 100 километров.

    Последний раз американский легкий танк М5А1 проходил испытания на НИБТ Полигоне в Кубинке летом 1945 года. Машину испытывали болотом, т.е. ездой по болоту. Танк ездил по нему вместе с канадским снегоходом Bombarder B-3 (Armoured Snowmobile Mk.I). (Рис.17)

 

Рис.17 - М5А1 в компании с Bombarder B-3 (Armoured Snowmobile Mk.I) – крайний слева.

 

     Испытания показали, что машина нормально двигается по болотистой местности при погружении гусениц не более 40 см. При более глубоком погружении гусеницы начинали буксовать, и танк застревал. (Рис.18)

 

Рис.18 – Испытания танка М5А1 болотом в СССР.

 

    Вероятно, после войны 5 танков М5А1 на Гаити завезли американцы.

    После окончания Гражданской войны в Китае, закончившейся провозглашением 1 октября 1949г. КНР, армии Гоминьдана, укрывшейся на Тайване и нескольких островах в материковой зоне Китая, американцы передали для восстановления танковой мощи излишки танков М5А1 (22 шт.), находившихся на Филиппинах. Этими машинами оснастили две танковые роты армии Гоминьдана (составили 3-й танковый полк). 25-27 октября 1949г. части НОАК попытались захватить несколько мелких островов около побережья материкового Китая, крупнейшим из которых был Цзиньмэнь, на которых укрепились части Гоминьдана. Попытка коммунистов не увенчалась успехом. Эти события вошли в историю, как битва при Кунинтоуитва при Гунинтоу или битва при Цзиньмэнь.

   В сражении прославился один танк М5А1, получивший гордое имя «Медведь Цзиньмэнь» (金門之熊). Машина некоторое время экспонировалась на Тайване. «Медведь Цзиньмэнь» был увековечен, как сказано: «из-за его выдающихся результатов против Народно-освободительной армии Китая (НОАК) во время битвы при Гунинтоу». (Рис.19)

 

Рис.19 - «Медведь Цзиньмэнь» (金門之熊).

 

   Армия Южной Кореи в 1950г. из американских запасников в Японии получила от американцев неустановленное количество танков М5А1.

   В 1956г. португальская армия получила от Канады в качестве военной помощи 90 танков М5А1. 70 танков служили в португальской армии, а 20 машин с 1956 по 1972гг. находились на вооружении Republican National Guard. В 1967 (по другим сведениям, в 1961г.) году португальская армия перебросила три легких танка M5A1, прозванные их экипажами "Milocas", "Licas" и "Gina", в северную Анголу, в Намбуангонго. Машины находились в составе 1927-го кавалерийского батальона под командованием майора кавалерии Жоау Мендеса Паулу (Cavalry Major João Mendes Paulo). Танки в основном использовались для сопровождения конвоев, а также для ограниченных операций против боевиков Фронта национального освобождения Анголы (ФНЛА), которые окрестили танки “Elefante Dundum”. "Milocas" был уничтожен случайным пожаром в 1969 году, а "Gina" и "Licas" были выведены из боевой службы в 1972 году. Первый был отправлен в Луанду, а второй оказался в 1973 году в качестве дота аэродромной охраны в составе португальских ВВС (аэродром Zala). Пишут, что на фотографиях того периода (к сожалению, не видел) видны некоторые изменения в базовой конструкции, а именно отсутствие носового пулемета, установленного на цапфе в крыше башни, и небольшого прожектора, установленного перед командирской башенкой.

     По одним данным, 21 декабря 1943 года Сухопутные войска США запросили бронированную гусеничную машину разведки. По другим - в январе 1944 года командование AGF (сухопутных войск) США инициировало разработку такой конверсии.

   В отличие от англичан и канадцев, которые из башенного танка получали безбашенную машину, вооруженную пулеметом Browning M1919A4, либо Browning M2HB на вертлюге и имевшей, как правило, мощное радиооборудование, американцы пошли по пути похожей, но более глубокой конверсии. Американский вариант Stuart Recce получил обозначение Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8. Разрабатывалась машина на базе М5А1. 17 февраля 1944 года Управление вооружений (Ordnance department) заказало модификацию двух M5A1 для испытаний версии с открытым боевым отделением. В обоих случаях с шасси Light M5A1 удалили башню, подбашенную корзину, укладки под боекомплект.

   На Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8 вместо башни установили кольцевую турель M49C, такую же, как на полугусеничных тягачах. Поставили ее с некоторым смещением вправо, чтобы пулеметчик не мешал остальному расчету. На этой конструкции крепился крупнокалиберный пулемет Browning M2HB, боекомплект 1000 патронов. В надгусеничных полках разместили две радиостанции - SCR 506 с левой стороны и SCR 508 с правой стороны. (Рис.20)

 

Рис.20 – Бортовые радиостанции.

 

   По бортам появились укладки под противотанковые мины. Вместо вентилятора в отделении управления поставили 2-дюймовый миномет, который применялся для создания дымовых завес. Сзади появились крепления для канистр на 120 дополнительных литров бензина. (Рис.21)

 

 

 

Рис.21 – Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8.

 

    Боевая масса T8 составила 12791 кг. По замыслу, экипаж составлял 6 чел. – двое в отделении управления и четверо в боевом отделении, но боевое отделение для четверых получилось откровенно тесным. (Рис.22)

 

Рис.22 – Вид на боевое отделение Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8.

 

    Вторая машина по теме получила индекс Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1. Концепция, вооружение и радиооборудование не изменилось, но по установке вооружения имелись отличия. Кольцевую турель T49C поставили четко в створе башенного погона, а также снизили высоту стоек. В результате высота машины снизилась с 2062 до 1816 мм. (Рис.23)

 

 

 

Рис.23 - Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1.

На нижнем снимке стрелкой показана установка 2-дюймового миномета.

 

    Боевая масса варианта достигла 14016 кг. Машина получила траки Burgess-Norton шириной 406 мм. Это позволило снизить удельное давление на грунт. На лобовом листе корпуса также появилось крепление шпор.

    Обе машины были готовы в марте 1944 года, после чего поступили на территорию испытательного центра бронетанковых сил в Форт-Нокс. Здесь обе машины-разведчика проходили совместные испытания с Light Tank M5A1, HMC M8 и Armored Car M8. (Рис.24)

 

Рис.24 – Слева направо: Armored Car M8, Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1, Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8, Light M5A1, HMC M8.

 

   Из двух вариантов Full Tracked Reconnaisance Vehicle благодаря более низкому силуэту предпочтительнее смотрелся T8E1. Armored Car M8 уступал T8E1 в смысле проходимости по бездорожью (Рис.25), хотя и имел башню.

 

Рис.25 - T8E1 вытаскивает застрявшую в мягком грунте Armored Car M8.

 

   Такой же результат вышел в сравнении T8E1 с легким танком M5A1.

   В представленной компании Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1 оказалась лучшей в нише разведывательных машин. В заключении комиссия указывала на необходимость создания специальных комплектов для переделки Light M5A1 в Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1. Однако вскоре тему разведывательных машин на шасси М5 закрыли в пользу более перспективного шасси. Во многих источниках встречается, что после принятия на вооружение сменщика М5/М5А1 – Light М24 – большую часть легких танков М5А1 переделали в Stuart Recce, но вероятно, это обобщенное мнение, более применимое к британским М5А1. В США, как пишут: «только ограниченное количество Т8 было принято в качестве служебной машины «ограниченного стандарта», использовавшейся в Европе в 1944-45 годах».

    Вероятно, почти идентичен разведывательному варианту T8/Т8E1 был вариант командирской машины на базе М5 - M5 Command Tank. То же пулеметное вооружение и мощное радиооборудование, но имелась небольшая надстройка. (Рис.26)

 

Рис.26 – Указывают, что это изображение M5 Command Tank.

 

   Говорят, M5 Command Tank был единственным американским безбашенным вариантом М5/М3А3, который производился «крупной серией».

    С 1943г. британцы начали переделывать легкие танки М3/М5 в бронетранспортеры типа Stuart Cangaroo. С танков снимались башня и крыша боевого отделения, в самом боевом отделении устанавливались скамьи для перевозки личного состава. Такие машины типа прикреплялись к британским бронетанковым бригадам. (Рис.27)

 

Рис.27 – Британский транспортер типа Stuart Cangaroo на базе М5А1.

 

    В бронетранспортёры Stuart Cangaroo переделывались также разведывательные машины Stuart Recce, командирские и другие специализированные машины.

    На снимке выше Stuart Cangaroo буксирует пушку, очевидно, вместе с расчетом. Пишут, что существовала отдельная версия Stuart, которая выполняла роль тягача 17-фунтовой пушки, но, представляется, что никакой существенной разницы между Cangaroo и тягачом Stuart не было.

    У американцев существовал проект БРЭМ на базе М5А1, назывался T6 Armored Recovery Vehicle, но в 1943г. он был прекращен в связи с переносом темы на более прогрессивное шасси (Light M24).

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru