Light
Tank M5 Stuart

Light Tank M5
США
Полусредний по массе легкий танк
|
масса |
14,99 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 3/2 пулемета |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
296 л.с. |
|
выпускался |
1942г., Cadillac GM, Massey-Harris, South Gate Assembly GM 2074 шт. |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
В марте 1942 года на испытания вышел опытный танк Light Tank M3E3.
(Рис.1)

Рис.1 - Light Tank M3E3,
19 марта 1942 года.
Пока Light Tank
M3E3 еще строился, в феврале 1942г. его решили стандартизировать как Light Tank M5. (Рис.2)

Рис.2 – Компоновка
Light Tank M5.
Масса Light M5 14,99
т. Габариты: длина 4340 мм, ширина 2240 мм, высота 2590 мм, клиренс 420 мм.
Бронирование: верхний лобовой элемент 29 мм, нижний лобовой элемент 44 мм,
борта и корма корпуса 25 мм, крыша 13 мм, днище 10-13 мм, лоб башни 38-51 мм,
борта и корма башни 32 мм. Корпус танка выполнялся сварным, за исключением тех
мест, где днище сохранило болтовые соединения для деталей, которые
откручивались. (Рис.3)

Рис.3 – Схема бронирования Light Tank M5.
Экипаж 4 чел.
Вооружение 37-мм пушка М6 и 3 7,62-мм пуль. Боекомплект 123 выстрела, 6250
патронов. Двигатель – спарка Cadillac Series 42 суммарной мощностью 296 л.с. (по
другим данным, 220 л.с.) при 3400 об/мин, суммарный рабочий объем 11340
см³. (Рис.4)

Рис.4 - Левый и правый двигатели
Cadillac V8 1G для M5.
Автоматическая трансмиссия GM Hydra-Matic
62-й (-?) серии: две гидромуфты, две
четырехскоростные/пятиступенчатые автоматические коробки передач с
гидравлическим управлением, два карданных вала, двухступенчатый планетарный
редуктор (демультипликатор), соединявший потоки мощностей от обоих моторов,
двойной/двуступенчатый дифференциал, однорядные бортовые передачи с
двухдисковыми фрикционами сухого трения. Объем топливных
баков 340 литров. Ходовая часть: четыре одиночных обрезиненных опорных катка на
борт, сблокированных попарно в две тележки, каждая тележка подвешена на двух
вертикальных буферных пружинах, два поддерживающих ролика, направляющее колесо,
ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами
(зацепление цевочное); в каждой гусенице 66 траков, по одним данным шириной 294 мм, по другим – 194 мм, шаг трака
– 140 мм. Средства связи – радиостанция SCR 508, SCR 528 или SCR 538, имевшая
только голосовой режим связи, на дальность до 15 км. Командирские машины
оборудовались мощной радиостанцией SCR 506, имевшей дальность связи до
80 км в голосовом и 120—160 км в телеграфном режиме. Имелось также
внутреннее телефонное переговорное устройство RC 61.
Максимальная скорость ок. 60 км/ч. Запас хода 161 км. Удельная мощность
13,3 л.с./т. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 35°, высота стенки 0,61
м, ширина рва 1,83 м, глубина брода 0,91 м.
Танки Light Tank M5 решено
было строить на заводе Cadillac
в Детройте (Cadillac являлся подразделением General Motors), на котором
выпускалась моторно-трансмиссионная группа к машине. Предприятию, согласно
контракту T-3159-1, предстояло выпустить 2001 танк (одна головная машина плюс
2000 серийных). Для производства танков на Cadillac с 4 февраля 1942г.
полностью остановили выпуск легковых машин. Первый танк
с регистрационным номером U.S.A. W-3046702 покинул завод в апреле 1942 года.
(Рис.5)


Рис.5 – Первый
серийный танк Light Tank M5.
За первый месяц производства Cadillac сдал 3 танка, за май 16, за июнь
60. В июле завод сдал 123 танка, далее объем резко увеличился. (Рис.6)


Рис.6 – Сборка
танков на Cadillac. Похоже, машины выпускаются конвейерным способом.
В июне первые танки Light M5 опробовали в маневрах. (Рис.7)

Рис.7 – Light M5
на маневрах.
В целом, машина приглянулась военным, но имелись и претензии.
Эксплуатация выявила проблемы с вентиляцией отделения управления. Ее решили на
машинах поздней серии, установив вентилятор между люками водителя и его
помощника. Также возникли проблемы с выемкой трансмиссии, что чуть позже было
решено увеличением размеров съемной части верхнего лобового листа. Не нашли
никакого толка и в дополнительном курсовом пулемете. Хотя решение об отмене
курсового пулемета верхней лобовой детали приняли еще 6 марта 1942г.,
окончательно от него отказались только после июньских маневров. И все же
считается, что «как минимум сотня танков» получила этот пулемет. (Рис.8)

Рис.8 – Слева Light Tank M5 ранней
серии, на машине почти посередине верхнего лобового элемента торчит
дополнительный курсовой пулемет. На снимке справа танк поздней серии:
дополнительного курсового пулемета уже нет, между водителем и помощником появился
вентилятор.
Во время маневров
было высказано еще одно интересное предложение – перенести радиостанцию в
башню. Забегая вперед, скажу, что предложение это не пропало втуне.
Интересно, что американцы в 1943г. провели сравнительные испытания трофейного
«Ха-го» со своим легким танком М5. Как оказалось, ходовые качества обоих машин
были вполне сопоставимы, но обновленный американский легкий танк выгодно
отличался более толстым бронированием. Кроме того, во время скоростного теста
обеих машин, на мерном участке М5, показал преимущество в скоростных качествах.
Для поднятия темпов
производства Light M5 летом 1942 года General Motors стал
искать дополнительную производственную площадку. Таковой стал принадлежащий
корпорации завод South Gate Assembly (он же Southern California Division GM) в Саутгейт, штат Калифорния. С ним заключили
контракт T-3159-2 на выпуск около тысячи танков. Первые танки покинули новый
завод в августе 1942 года. За август здесь произвели 21 штуку, за сентябрь уже
51, а за октябрь 78. Еще одной площадкой стала компания Massey-Harris из Расин,
штат Висконсин. Massey-Harris был филиалом канадской компании, основной
деятельностью которой являлся выпуск тракторов. Во время войны предприятие
переименовали в US Racine Tank Division. Канадо-американский производитель
получил контракт T-3347 на выпуск 500 танков.
Первые танки здесь сдали в июле, но темпы выпуска были скромными: 4 шт.
в июле, 7 в августе, 16 в сентябре, 50 в октябре. В дальнейшем производство в
Racine Tank Division никогда не превышало отметку в 90 танков.
Следует отметить, что танки, выпускавшиеся на этих предприятиях,
производились уже в доработанном виде (без пулемета во лбу и с вентилятором).
(Рис.9)

Рис.9 – Первый танк Light M5 производства US Racine Tank Division.
Производили машины
Light M5
до декабря 1942г. Всего было
выпущено 2074 танка данного типа, из которых 1470 выпустила фирма Cadillac
(регистрационные номера U.S.A. 3043436-3044904 и 3046702), 354 шт. – South Gate
Assembly/ Southern California Division (регистрационные номера U.S.A.
3045702-3046055) и 250 шт. – Massey-Harris/ US Racine Tank Division
(регистрационные номера U.S.A. 3064984-3065233).
Таблица - Производство танков Light M5, апрель - декабрь 1942г.
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
GM |
|
|
|
3 |
16 |
60 |
123 |
240 |
382 |
465 |
180 |
1 |
1470 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
7 |
16 |
50 |
84 |
89 |
250 |
|
|
GM |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
51 |
78 |
105 |
99 |
354 |
|
|
|
|
|
3 |
16 |
60 |
127 |
268 |
449 |
593 |
369 |
189 |
2074 |
Упоминается, что в 1944-1945гг. танки М3А3, М5 и М5А1 модернизировались,
но каким образом – не поясняется.
Танки Light M5 успели попасть в американские
войска к началу боевых действий в Северной Африке. 2-я бронетанковая дивизия, а
также отдельные танковые батальоны, имели на вооружении Light Tank M5. 1-я бронетанковая дивизия получила эти танки весной 1943г.
(Рис.10, Рис.11)

Рис.10 - Light M5, очевидно, на
ученьях.

Рис.11 – Light Tank M5 в
Марокко, весна 1943 года.

Рис.12 – По полю
Light M5 грохотали.
Light Tank M5 прослужили
в передовых частях до конца войны, хотя машины такого типа в 1944-1945гг. не
были адекватными ни в смысле вооружения, ни в смысле бронирования. Тем не
менее, они применялись как танки-разведчики или против не защищенных целей.
Основным противником американских легких танков стала немецкая пехота и
легкобронированные объекты. (Рис.13, Рис.14, Рис15)

Рис.13 –
Знакомство с М5. Англия, март 1943г.

Рис.14 – В
разведке.

Рис.15 – Вероятно,
осень 1944г. или весна 1945г. – на машине укреплены мешки с песком от немецких
гранатометов с кумулятивными снарядами.
Практически все источники утверждают, что танки Light Tank M5 не
поставлялись американцами по ленд-лизу, однако встречается, что в 1943г. в
Марокко французы могли получить некоторое количество танков М5 – мне эта
информация кажется не убедительной, поскольку американская 1-я бронетанковая
дивизия в 1943г. как раз пересаживалась на М5, а французам отдала свои М3/М3А1.
Еще более странным выглядит появление танков
Light M5 у египтян. Понятно, что машины могли попасть к ним уже после WW II и, скорее всего,
от британцев, но при каких обстоятельствах они оказались у островитян, если
утверждают, что американцы не поставляли М5 британцам? Доказательством наличия
Light M5 у египетской армии является танк, скорее всего, находившийся у
египетского оператора, выставленный в израильском кибуце Яд-Мордехай, где в
1948г. еврейские поселенцы вместе с бойцами «Пальмах» несколько дней отбивали
атаки частей египетской армии. (Рис.16)



Рис.16 - Light Tank M5 в израильском
кибуце Яд-Мордехай.
Фото с сайта warspot.ru
Потерпев неудачу с размещением короткоствольной 75-мм гаубицы Pack Howitzer M1A1 на шасси Light M3 – полу-танк/полу-САУ HMC T18, американцы отнюдь не отставили тему установки данного орудия на платформу легкого танка. В декабре 1941г. Управление вооружений вновь выдвинуло требования по этой теме. Задание на проектирование новой САУ выдали все той же компании Firestone, которая отличилась с HMC T18.
Прорабатывалось сразу два варианта
конструкции новой 75-мм САУ: НМС Т41 и НМС Т47. НМС T41 представляла собой безбашенную
конструкцию с открытым верхом и верхним лобовым элементом, установленным
под углом 30°,
а НМС T47 являла собой предложение установить на шасси Light M3 новую башню с открытым верхом вместо
стандартной башни.
В первой версии Т41 (начало апреля 1942г.) 75-мм гаубица устанавливалась по продольной оси корпуса, что обеспечивало ей горизонтальный траверс по 15° в обе стороны и вертикальный в пределах от -10° до +20°. Гаубица также получила бронещит, защищавший от пуль и осколков. Водитель размещался слева от орудийной установки. (Рис.17)


Рис.17 – Макет НМС Т41 первый вариант. Справа вид сзади на боевое отделение.
Военная комиссия одобрила проект, параллельно потребовав внести ряд изменений: гаубицу пришлось передвинуть вправо, щит был ликвидирован, а надстройка получила усиленное бронирование. Обновленный макет появился в апреле 1942г. (Рис.18)


Рис.18 – Макет НМС Т41 второй вариант, апрель 1942г.
В таком виде предполагалось построить опытную версию машины, однако вскоре проект НМС Т41 был закрыт в пользу НМС Т47. (Рис.19)

Рис.19 – На этой стадии проект НМС 41 был закрыт. 10 апреля 1942г.
15 апреля 1942г. появился макет башенной САУ с 75-мм орудием Pack Howitzer - НМС Т47. (Рис.20)


Рис.20 – Деревяный макет НМС Т47.
Сравнение деревяных макетов не пошло на пользу НМС Т41 – конструкция САУ с открытой рубкой была отвергнута в пользу САУ с вращающейся башней - НМС Т47. Правда, башня на первом варианте НМС Т47 была раскритикована военными из-за очень маленького диаметра погона – всего 203 мм. В скором времени был предложен вариант с новой башней, с диаметром погона 1382 мм и приличной кормовой нишей. (Рис.21)


Рис.21 – Вариант НМС Т47 с большой башней.
Дальнейшую разработку САУ Т47 следовало продолжать не на шасси Light M3, а на шасси Light M5, поскольку верхний лобовой элемент на этом танке имел рациональный угол наклона. Вероятно, теперь к разработке САУ подключились специалисты Cadillac.
К 15 мая 1942 года был подготовлен новый макет САУ (уже не деревяный), на шасси реального танка Light Tank M5. На машине-макете была установлена сварная трехместная открытая сверху башня с диаметром погона 1382 мм и приличной кормовой нишей. (Рис.22)


Рис.22 - НМС Т47 на шасси Light M5.
Для сохранения сравнительно небольших размеров башни ствол орудия Pack Howitzer совместили с немного модифицированной орудийной установкой M34, которая использовалась на Medium Tank M4. Установку, получившую обозначение 75 mm howitzer mount M7, конструкторы прикрыли массивной бронировкой. (Рис.23)

Рис.23 - 75 mm howitzer mount M7.
Орудийная установка обеспечивала углы вертикальной наводки — в пределах от −20° до +40°.
После осмотра макета, в мае 1942г. Комитет по вооружениям стандартизировал HMC T47 как 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 (впоследствии машина получит название ‘Scott’) - ещё до постройки опытного образца машины. (Рис.24)

Рис.24 – Компоновка HMC M8.
Пилотный образец HMC M8 вышел на смотрины в сентябре 1942г. (Рис.25)

Рис.25 – Пилотный образец HMC M8 на Абердинском полигоне, 22 сентября 1942г.
Масса машины 16330 кг. Габариты: длина 4980 мм, ширина 2320 мм, высота 2720 мм, клиренс 255 мм. Бронирование: лоб корпуса (верх) — 29 мм, лоб корпуса (низ) — 44,5 мм, борт корпуса (верх) — 29 мм, борт корпуса (низ) — 25,4 мм, корма корпуса — 25,4 мм, крыша корпуса — 13 мм, днище — 10-13 мм, лоб башни — 38 мм, борт башни — 25,4 мм, корма башни — 25,4 мм, щит орудия — 38 мм. Башня с увеличенным диаметром погона заставила переделать носовую часть корпуса: установить здесь люки также, как на Light Tank M5, не представлялось возможным. По этой причине в лобовом листе появились смотровые люки. Для улучшения обзорности водитель и его помощник получили перископические смотровые приборы в крыше отделения управления. Поскольку размеры люков не позволяли через них забираться внутрь, водитель и его помощник попадали в машину через крышу башни. Экипаж 4 чел. В походном положении внутри башни находилось двое членов расчёта. В боевой обстановке к ним присоединялся помощник водителя, он же наводчик. В отличие от лёгких танков, в которых наводчик находился слева, в HMC M8 он размещался справа по ходу движения. Командир в боевой обстановке находился за наводчиком, а слева работал заряжающий. (Рис.26, Рис.27)

Рис.26 – Вид на боевое отделение.

Рис.27 – Размещение экипажа в боевом отделении.
В отличие от Light Tank M5, у башни HMC M8 не было ни полика, ни гидравлического механизма поворота. Заряжающий нередко работал стоя, при этом за счет низкого расположения валов от двигателя к трансмиссии он не испытывал такого дискомфорта, как на Light M3. Основным вооружением САУ стала модернизированная 75-мм гаубица, получившая индекс М2. На ней применили специфическую систему отката с дополнительным кожухом диаметром 165,1 мм и длиной 863,6 мм, надетым на ствол для создания цилиндрической опорной поверхности, тормозящий откат. Во избежание проворачивания ствола в кожухе были сделаны специальные направляющие. Противооткатные устройства находились по обе стороны ствола. Выпустили всего 197 гаубиц М2, после чего перешли к производству упрощённого орудия М3, в котором опорные поверхности с вырезанными в них направляющими составляли единое целое со стволом. Обе гаубицы были взаимозаменяемыми и монтировались в той же люльке М7. (Рис.28)

Рис.28 – Хорошо просматривается положение 76-мм гаубицы в кожухе.
Гаубица могла вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. (Рис.29)


Рис.29 – Максимальный угол возвышения 75-мм гаубицы на М8.
Для прямого огня командир мог использовать телескопический прицел M70D, для навесного — панорамный телескопический прибор М12А5. Кроме того, имелся квадрант М1 (наводчик) и четыре перископических прибора М9 (по два у водителя и его помощника). В боекомплект гаубицы, состоявший из 46 выстрелов раздельного заряжания, были включены осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды. Боекомплект размещался следующим образом: в боевом отделении, спереди находилась укладка первой очереди на 6 унитарных патронов, ещё 9 патронов располагалось в левой надгусеничной полке, основной боекомплект из 31 патрона разместили в задней части боевого отделения. (Рис.30)

Рис.30 – Размещение боекомплекта.
Вспомогательное вооружение M8 состояло из 12,7-мм пулемёта Browning M2HB, закреплённого на кольцевой установке в кормовой части башни. (Рис.31)

Рис.31 – Установка зенитного пулемета.
Боекомплект пулемёта состоял из 400 патронов в лентах по 50 патронов. В укладке возились: 11,43-мм пистолет-пулемёт Thompson M1928A1 (600 патронов), три 7,62-мм карабина M1 (735 патронов) и 12 ручных гранат. Силовая установка осталась без изменений – как на легком танке М5: она состояла из двух бензиновых 8-цилиндровых двигателей Cadillac Seris 42, объединенных в общий блок и развивавших суммарную мощность 220 л.с. Трансмиссия типа Hydramatic (гидравлического типа) включала 4-ступенчатую коробку передач, обеспечивавшую 4 скорости движения вперед и 1 заднюю скорость. Запас топлива находился в баке ёмкостью 89 галлонов (336 литров). Ходовая часть серийных самоходок М8 полностью заимствовалась от легкого танка М5 и, применительно на один борт, состояла из следующих компонентов: четыре обрезиненных опорных катка, блокированных попарно в две тележки с пружинными рессорами; три поддерживающих ролика; переднее ведущее колесо цевочного зацепления; заднее направляющее колесо, опущенное на грунт; — мелкозвенчатая гусеница набранная из 66 стальных траков типа Т16, Т36Е1 или Т55Е1, шириной 294,6 мм и шагом 140 мм. Электросистема снабжалась энергией от двух 12-вольтных генераторов (основного и вспомогательного) и одной 12-вольтной батареи. Средства связи состояли из радиостанции SCR 510 (находилась в правой надгусеничной полке, с ней работал командир) со штыревой антенной и интерфона RC 99 на три абонента.
Скорость по шоссе 58 км/ч (до 48 км/ч САУ разгонялась за 19 секунд, на коротком участке машина как-то показала скорость 73,5 км/ч), по проселку 29 км/ч (на ровной поверхности – 48 км/ч). Запас хода по шоссе 160 км. Преодолеваемые препятствия: уклон 60%, высота стенки 0,46 м, глубина брода 0,91 м, ширина рва 1,61 м.
В сентябре 1942г. первая пилотная модель побывала в Абердине, Форт Ноксе и в Пустынном тренировочном центре (Desert Training Center) в Калифорнии. Отзывы о М8 были преимущественно положительные, что позволило рекомендовать самоходку в серийное производство в том же месяце. Сборка была налажена на предприятии Cadillac Motor Car Division и продолжалась до января 1944 года включительно. Всего было выпущено 1778 самоходных орудий.
Эксплуатация HMC M8 выявила определенные особенности САУ такого типа. Во-первых, высокая скорость машины по бездорожью зачастую приводила к травмам членов экипажа. Диаметр погона в 1382 мм был признан маленьким для нормальной работы трёх номеров расчёта. Также отмечалась неважная обзорность с места водителя.
Во время производства конструкция HMC M8 менялась очень незначительно. Большинство переделок было связано с изменениями, которые претерпевала базовая машины, то есть Light Tank M5 и M5A1. Наиболее заметным изменением стало появление на бортах башни креплений для шпор и ящика ЗИП на корме корпуса. (Рис.32, Рис.33)

Рис.32 – Собирательный образ HMC M8.


Рис.33 – НМС М8 поздних серий.
В 1944-1945гг. многие самоходки оснащались бульдозерными отвалами, закрепленными на нижнем лобовом листе корпуса.
Первые самоходки М8 поступили на вооружение частей американской армии во второй половине 1942 года, но до действующей армии они добрались позже – например, 1-я бронетанковая дивизия получила первые M8 в июне 1943 года. (Рис.34)

Рис.34 – В строю американской армии.
В этом соединении они пришли на замену временных САУ с 75-мм гаубицей HMC T30 на шасси полугусеничного бронетранспортера М3. (Рис.35)
Рис.35 - 75 mm Howitzer Motor Carriage
T30.
До конца 1943г. самоходками М8 оснащали роты огневой поддержки танковых батальонов, однако затем их сменили танки огневой поддержки со 105-мм гаубицей. Такая же ситуация повторилась с М8 и в мотопехотных батальонах, только здесь их выдавливали 105-мм самоходные гаубицы М7. Нишей для М8 стали бронекавалерийские разведывательные эскадроны, вооружённые бронеавтомобилями М8 и лёгкими танками М5. В штат бронекавалерийского разведывательного эскадрона ввели две САУ М8. Такие эскадроны имелись в составе дивизий, а также сводились в разведывательные группы на уровне корпусов и армий. По другой версии, в штате отдельного эскадрона имелось 8 М8, а в штате танковой дивизии – 6 шт. (Рис.36, Рис.37)

Рис.36 – Строй бронекавалерийского разведывательного эскадрона.

Рис.37 – М8 возглавляет колонну
разведывательной роты 33-го танкового полка. Монтрейи-сюр-Лозон, Франция, 26
июля 1944 года.
finescale.com
Некоторое количество САУ М8 в 1944-1945 годах использовалось в нештатных разведывательных подразделениях пехотных дивизий.
Концепция применения этих САУ выглядела так: M8 действовали в одном строю с Light Tank M5, выполняя роль машин непосредственной поддержки. САУ могли поражать те цели, против которых мощности 37-мм пушки легких танков недоставало. Нередко самоходные гаубицы использовались в качестве средства поддержки пехотных подразделений - они успешно поражали закрытые цели по навесной траектории. В таком качестве САУ М8 активно применялись, начиная с высадки в Сицилии и до конца боевых действий в Европе.
На Тихоокеанском ТВД самоходные гаубицы М8 воевали в составе рот полковых орудий в пехотных полках, а также в штабных ротах большинства легких танковых батальонов. Здесь они зарекомендовали себя как эффективное средство поддержки пехоты. Для ведения боёв на островах машины получали шнорхели, что позволяло высаживаться на мелководье. Экипажам часто приходилось использовать зенитный пулемёт для работы по наземным целям – по причине отсутствия у японцев противотанковой обороны, самоходки могли приближаться к вражеским полевым укреплениям почти вплотную и расстреливать их в упор. Наиболее широко М8 применялись в 1-й кавалерийской дивизии, воевавшей на Филиппинах как пехотная. Кроме Филиппин, М8 приняли участие в боях на Биаке, Пелелиу, Окинаве. (Рис.38)

На машине
справа просматривается шнорхель.

Солдаты 77
пехотной дивизии проходят мимо САУ М8, Окинава, 26 мая 1945г.
Рис.38 - САУ M8 на Тихоокеанском ТВД.
К концу Второй мировой войны на вооружении американской армии находилось 862 HMC M8. После окончания войны эти САУ довольно быстро были сняты с вооружения.
Официально по программе ленд-лиза американские лёгкие самоходные гаубицы союзникам не поставлялись. Тем не менее, французы получали самоходные установки напрямую от американских войск. Всего в части «Сражающейся Франции» попало около 170 машин, которые использовались французами для поддержки разведывательных подразделений. Французские М8 участвовали в боях за Париж летом 1944 года. После окончания Второй мировой войны французские HMC M8 применялись в Индокитае. (Рис.39)

Рис.39 -Колонна французских HMC M8 в Индокитае, начало 1950-х годов.
После поражения французской армии в Индокитае в 1954 года оставшиеся САУ М8 были переданы южновьетнамской армии. К началу войны с Северным Вьетнамом практически все из них были выведены из эксплуатации. Также есть сведения, что по несколько экземпляров М8 использовалось войсками красных кхмеров в Камбодже и армией Лаоса (по всей видимости, из числа переданных Южному Вьетнаму). (Рис.40)

Рис.40 – Бывшая французская 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 Scott, современный вид, Musée des Blindés
В послевоенные период по несколько М8 американцы передали армии Филиппин и армии Гоминьдана.
С конца 1940-х годов американцы передали новой итальянской армии 140 САУ HMC M8.
САУ HMC M8 отметились в армиях Йемена (как минимум до начала 1960-х годов участвовали здесь в боевых действиях) (Рис.41), Мексики (позже башни от этих САУ мексиканцы установили на бронемашины V-100 Commando – получился вариант DN-V «Буфало» (Рис.42)) и, возможно, некоторых других государств Третьего мира.

Рис.41 - Йеменская САУ в Адене, 1961 год.

Рис.42 - Мексиканская бронемашина DN-V «Буфало» с башней от САУ М8.
На базе САУ HMC M8 пытались создать ПТ-САУ с 75-мм пушкой М3 (стандартное орудие средних танков М3 м М4). Предпосылкой к этому была относительно просторная башня HMC M8 с орудийной установкой М34 под ту же пушку М3. Опытный образец этого варианта HMC M8 (в литературе он известен как М8А1, хотя официально такой индекс не присваивался, видимо, более правильно обозначать вариант как M8 Howitzer Motor Carriage Modified) изготовили на заводе Cadillac на базе пятого серийного образца HMC M8 (регистрационный номер U.S.A. W-4051238) и доставили на Абердинский полигон к январю 1943г. (Рис.43)




Рис.43 - HMC M8 с 75-мм пушкой М3.
Под установку более крупногабаритного орудия немного переделали башню: с неё убрали зенитную турель, появился вырез в лобовой части, а в корме разместился противовес. В орудийной установке немного изменили систему отката. Масса машины составляла 16148 кг. Экипаж 5 чел. На полигоне доработали систему отката, убрали систему автоматического запирания затвора, а также сделали вырез в лобовой части башни.
С февраля 1943 года M8A1 испытывалась в Форт-Худ. Как показали испытания, установка нового орудия мало повлияла на характеристики машины, но экипажу в башне стало тесновато. Для оптимизации работы расчёта были испробованы разные варианты его размещения. (Рис.44)

Рис.44 – Положение наводчика.
В Форт-Худ машину разогнали до 73,6 км/ч!
В апреле 1943г. САУ отправилась в Форт-Нокс, где прошёл второй этап испытаний. При проведении стрельб обнаружилось, что 16-тонная самоходка отлетала назад, а длина казенной части пушки (и, как следствие, отката ствола) оказалась слишком большой. Стало понятно, что истребитель танков на базе HMC M8 в серию не пойдёт, проект был закрыт.
В ноябре 1943г. генерал-майор Барнс предложил на базе легкого танка разработать САУ со 105-мм гаубицей. По другой версии, это было не предложение, а задание: «5 ноября 1943 года Абердинский полигон получил от генерала Барнса, начальника технического отдела Управления вооружений, задание срочно разработать САУ с использованием шасси Light Tank M5».
Разговоры о такой САУ велись еще летом 1941г. 105-мм гаубица M2 выступала в качестве альтернативы для 75-мм гаубицы Pack Howitzer M1A1. Конструкторы выбирали из двух орудий. 105-мм гаубица M2 являлась гораздо более мощной системой, чем 75-мм орудие. Для САУ предлагалась укороченная версия М2А1. Однако в тот момент пришли к выводу, что такое орудие слишком велико для шасси лёгкого танка. Вторично вопрос поднимался американской пехотой в октябре 1942г., но практического выхода вновь не последовало. Теперь Барнс сумел убедить различные технические и военные комиссии в адекватности своего решения. Основным аргументом в пользу легкой гаубичной 105-мм САУ была возможность её использования в джунглях тихоокеанских островов, куда доставка тяжелой техники была затруднена. В качестве базы было выбрано шасси танка М5. Вооружить САУ надлежало 105-мм авиадесантной гаубицей M3A1. Стрельба из этого орудия могла вестись стандартными осколочно-фугасными выстрелами. Также в комплект могли входить выстрелы типа HEAT (осколочно-фугасные, противотанковые) и дымовые снаряды, но при этом начальная скорость снаряда оставалась одинаковой у всех и составляла 311 м/с (так указано в Technical Manual TM 9-1901, Artillery Ammunition, p 167-178). На вооружение она была принята в 1943 году и стандартизована как 105 mm Howitzer M3 on Carriage M3. (Рис.45)



Рис.45 - 105 mm Howitzer M3 on Carriage
M3
В период с февраля 1943-го по июнь 1945 года было выпущено 2580 гаубиц.
В декабре 1943г. опытный образец машины, получившей обозначение 105 mm Howitzer Motor Carriage T82, вышел на испытания. (Рис.46)


Рис.46 - Первый опытный образец HMC T82. Абердинский полигон, декабрь 1943 года.
С Light Tank M5 сняли башню и подбашенную коробку, заменив их на открытое сверху боевое отделение. Толщина листов рубки составляла 12,7 мм. Внутри, помимо самой гаубицы, удалось разместить 23 выстрела к ней. Пишут, что орудие установили со смещением вправо (- по фото этого не скажешь). Боевая масса машины составила 11 521 килограмм – меньше, чем у HMC M8 с 75-мм гаубицей. Экипаж 4 чел. На машине поставили более широкие траки T55E2 (ширина 356 мм против 297 мм у штатных траков).
Проведённые на полигоне испытания показали, что концепция такой машины вполне удачна. Проект был одобрен 30-го декабря 1943 года.
С ноября 1943г. разработкой темы занимались и специалисты отдела разработки Tank-Automotive Сenter в Детройте. Изучив разработку Абердинского полигона, там создали собственную конструкцию. Предварительный проект был готов к январю 1944 года. Сборкой опытной машины занималась фирма Massey-Harris (один из производителей Light Tank M5), установка орудия была возложена на Heil Company из Милуоки, штат Висконсин (по одной версии, компания специализировалась на постройке мусоровозов, по другой - занималась сборкой прицепов для большегрузных автопоездов).
На площадку Heil Company доставили ту самую машины, которую построили на Абердинском полигоне. Heil Company должна была доработать рубку машины и боевое отделение в соответствие с проектом Tank-Automotive Center. Контракт на изготовление двух опытных образцов был подписан с Heil 17 марта 1944 года.
Орудийная установка смещалась на 7,5 см вперёд. Орудие получало два телескопических прицела T17E4 и панорамный прицел M1. Боевая масса машины возросла, ширину трака пришлось увеличить с 356 мм до 406 мм (были поставлены траки с уширителями). Увеличивался боекомплект — теперь он включал 34 выстрела внутри боевого отделения и 24 в кормовой укладке. Машина получала дополнительное вооружение в виде крупнокалиберного пулемёта Browning M2HB. Он крепился на специальном вертлюге в боевом отделении. В левой надгусеничной полке размещалась радиостанция. (Рис.47)




Рис.47 – Корпус САУ HMC T82 после переделки силами Heil Company и Tank-Automotive Center.
Затем на Massey-Harris у САУ заменили двигатели и элементы трансмиссии.
Два пилотных образца были построены к середине лета 1944 года. 15 августа 1944 года оба опытных образца HMC T82 поступили на Абердинский полигон, но испытания начались только 27 ноября 1944г. (Рис.48, Рис.49)



Рис.48 - HMC T82.







Рис.49 – На фото представлен второй опытный образец, фото сделаны в ноябре 1944г.
Масса пустой машины составляла 12 701 килограмм, а боевая масса - 14 515 килограмм. Спереди рубка закрывалась бронелистами толщиной 12,7 мм, с бортов – 6,35 мм. Экипаж 4 человека. Хотя пишут, что боевое отделение САУ получилось относительно просторным (Рис.50), заряжающий при стрельбе рисковал получить травму из-за отсутствия у орудия ограждения.

Рис.50 – Боевое отделение HMC T82.
Еще одним неудобством было то, что наводить орудие должны были сразу два человека - у 105-мм гаубицы М3 было раздельное наведение по горизонтали и вертикали. Командир HMC T82 выполнял также задачи радиста. Боекомплект САУ составлял 58 выстрелов, 24 из которых размещались в ящике, закреплённом на вертикальном кормовом бронелисте корпуса и 34 — внутри боевого отделения.
В финальной версии САУ получила второй вертлюг для 12,7-мм зенитного пулемёта, размещавшийся на лобовом листе рубки, справа от орудия. Он был нужен на случай, если бы потребовалось вести огонь не по воздушным целям, а по пехоте противника. (Рис.51)

Рис.51 -Пулемет изготовлен для борьбы с воздушными целями.
Испытания HMC T82 на Абердинском полигоне продолжались до 17 марта 1945 года. САУ разгонялась до 56 км/ч, что было меньше, чем указывалось в задании (64 км/ч). Орудийная установка была признана удачной, хотя углы наведения орудия по горизонту составляли всего по 5° в обе стороны, а по вертикали от -5° до +30°. В целом же результаты испытаний оказались удовлетворительными. Самоходная установка была признана пригодной для задач, под которые она создавалась. В числе недостатков САУ указывались слабая защита и проблемы, связанные с большим откатом орудия. Переделка механизмов управления усложнила работу водителя. По итогам испытаний было предложено изготовить установочную партию HMC T82 для войсковых испытаний.
27 января 1945 года второй опытный образец HMC T82 отправили в Форт-Беннинг. 3 февраля САУ прибыла туда, после чего была подвергнута небольшим по объёму испытаниям. Несмотря на неплохие ходовые характеристики и успешные огневые испытания, комиссия назвала T82 вооружением, не соответствующим требованиям американской пехоты. 21 июня 1945 года работы по HMC T82 были прекращены.
21 августа 1941 года Комитет по вооружениям одобрил разработку САУ со 114-мм (4,5-дюймовым) орудием. Это было современное и мощное орудие, способное вести огонь со скоростью 4 выстрела в минуту. (Рис.52)

Рис.52 – 114-мм пушка M1 на едином лафете с 155-мм гаубицей M1. Масса орудия составляла 5,5 тонн.
Первоначально в качестве базы под «самоходный лафет» 114-мм орудия рассматривались шасси танков Light M3 и Light M7. В марте 1942 года появилась более подходящий вариант - шасси Light M5. Летом 1942 года шасси Light M5 стали рассматривать как оптимальную базу для новой САУ. Тема получила обозначение 4,5-inch Gun Motor Carriage T16. Контракт №2438 на разработку и постройку двух образцов 4,5-inch Gun Motor Carriage T16 был заключён с компанией Cadillac 2 сентября. В декабре контракт №2438 пересмотрели: было решено построить один образец Gun Motor Carriage T16.
Для установки столь крупногабаритного орудия шасси танка М5 существенно изменили – его удлинили на 30,5 см. В ходовой части появилась третья тележка с двумя опорными катками. Переделке подвергся и ленивец: его уменьшили в диаметре и приподняли вверх. Корпус также пришлось кардинально переработать, поскольку общая компоновка платформы разительно отличалась от исходной танковой: позади отделения управления теперь находилось моторное отделение, а за ним — орудие. Под орудийной установкой расположилась укладка на 26 выстрелов. Опытный образец GMC T16 был изготовлен компанией Cadillac 25 декабря 1942 года. (Рис.53)



Рис.53 - GMC T16.
Боевая масса машины составила 17 735 кг, то есть в полтора раза больше, чем у танка М5. Поскольку предполагалась, что GMC T16 должна была действовать во второй линии, необходимость в толстой броне отпала. Толщину лба корпуса снизили до 16 мм, а бортов — до 12,7 мм. Экипаж 5 человек, из них 2 — в отделении управления, и 3 — позади (прислуга орудия). Расчёт орудия в боевом положении стоял не на земле, а в машине, благодаря тому что в боевом положении опускался специальный лист с упором. Расчетная максимальная скорость машины 64 км/ч.
В январе 1943 года GMC T16 доставили на Абердинский полигон, где состоялся первый этап испытаний. В ходе тестов возникли нарекания к системе охлаждения силовой установки, при езде перегревались элементы трансмиссии, проявились проблемы с вентиляцией отделения управления. Были претензии и к вооружению. Особенности конструкции не позволяли опустить ствол 114-мм орудия ниже 0° по горизонту. В ходе испытаний стрельбой упор получил повреждения, хотя в целом платформа была признана устойчивой.
22-24 февраля 1943г. САУ направили в Форт-Брэгг (здесь находился полигон и одновременно командование полевой артиллерии), куда она дошла своим ходом. По итогам испытаний на местном полигоне артиллеристы подготовили свой список замечаний. По их мнению, требовалось поставить улучшенную подвеску, траки нового типа, изменить трансмиссию, улучшить вентиляцию отделения управления. Вновь высказывались претензии к упору, который требовалось усилить. В список замечаний попали также прицел и боеукладка.
Между сеансами испытаний, которые проводились в мае и в конце июня 1943г. GMC T16 немного изменялась – главным образом, это касалось некоторых элементов ходовой части (ленивцы, гусеничные траки). (Рис.54)


Рис.54 – Модернизированная GMC T16.
В итоге, 114-мм пушка вызвала разочарование у американских военных. Осколочно-фугасное действие её снарядов было ниже, чем у 105-мм гаубицы M2A1, уже и так имевшейся в виде самоходных артиллерийских установок, поэтому Форт-Нокс не рекомендовал дальнейшую разработку T16. (Рис.55)

Рис.55 – GMC T16 на Абердинском полигоне, 1947 год. Через пять лет самоходку отправили на слом.
У 114-мм пушки мелась «старшая» сестра по дуплексу – 155-мм гаубица М1. (Рис.56)

Рис.56 - 155-мм гаубица М1.
Для этого орудия также решили сделать «самоходный лафет», на той же базе, что и для 114-мм пушки.
В июле 1942г. Cadillac получил задание на проработку концепции установки на изменённое шасси Light M5 для 155-мм гаубицы M1. Согласно документам, эскизный проект такой установки был выслан Комитету по вооружениям 12 августа 1942 года и утверждён им 27 числа того же месяца. 22 октября Комитет по вооружениям утвердил вариант самоходной установки 155 mm Howitzer Motor Carriage T64. В декабре 1942г. было решено построить один образец HMC T64.
Машина HMC T64 была готова 15 января 1943г. (Рис.57)


Рис.57 - HMC T64.
Боевая масса HMC T64 составила 18 144 кг, боезапас - 18 выстрелов. В принципе конструкции GMC T16 и HMC T64 отличались орудиями и некоторыми особенностями с этим фактором связанными. Например, ствол 155-мм гаубицы был короче и дульный срез орудия оказался прямо над люками отделения управления.
25 января 1943г. HMC T64 прибыл на Абердинский полигон. К тем нареканиям, что имела GMC T16, добавились и характерные недостатки, связанные с более коротким орудием. При стрельбе ударная волна била по крыше корпуса машины, повреждения получали листы крыши, а также передние укладки, крылья и фары. Также в ходе испытаний выявились некоторые проблемы с наведением орудия.
В процессе испытаний, точнее, между ними машина незначительно модифицировалась – элементы ходовой части и обвеса. (Рис.58)



Рис.58 – Немного измененный HMC T64.
Летом 1943г. дальнейшие работы по теме «самоходного лафета» для 155-мм гаубице решили перенести на новое шасси - Light Tank T24.
Поскольку возимый боекомплект и на GMC T16, и на HMC T64 получился очень скромным – для них прорабатывался вариант транспортёра боеприпасов Cargo Carrier T22. Фактически это было то же самое шасси, но вместо орудия в корме появился отсек, куда можно было загрузить либо 112 выстрелов калибра 114 мм, либо 75 выстрелов калибра 155 мм. Cargo Carrier T22 отличался от других машин подвеской. Работы по Cargo Carrier T22 были утверждены Комитетом по вооружениям 4 марта 1943 года. После постройки машина отправилась на Абердинский полигон. (Рис.59)

Рис.59 - Cargo Carrier T22.
Летом 1943г. дальнейшую разработку Cargo Carrier T22 также решили перенести на шасси Light Tank T24.
Самоходные минометы
на шасси Light M5.
Шасси легкого танка М5 подошло для создания
на его базе самоходного миномета.
В 1941г. на шасси бронированного
полугусеничного тягача M2 появился 81 mm Mortar Carrier M4 (вместе с
улучшенными версиями M4A1 и M21 построено более 1000 экземпляров). (Рис.60)


Рис.60 - 81 mm Mortar Carrier M4.
В ноябре 1943 года появилось указание о разработке
аналогичной машины на танковом шасси. 4 января 1944г. Комитет по вооружениям
инициировал работу по двум машинам на базе Light Tank M5A1. Эти проекты
получили обозначение 81 mm Mortar Carrier T27 и T27E1.
Работы велись силами фирмы Chevrolet (Chevrolet, как и Cadillac входила в
состав General Motors).
Проектная документация по машинам была
готова к 20 января 1944 года. Рассмотрев её, Комитет по вооружениям одобрил
постройку Т27.
К 4 марта (по другим сведениям, к 21 марта)
1944 года был построен 81 mm Mortar Carrier T27. (Рис.61)



Рис.61 - 81 mm Mortar
Carrier T27. Абердинский
полигон, 31 марта 1944 года.
Боевая масса машины составила 14 288
килограмм. С танка сняли башню и подбашенный лист, сделав вместо них небольшую
надстройку. Она была частично открыта сверху, при этом элементы крыши были
выполнены на петлях и их можно было полностью откинуть. (Рис.62)

Рис.62 – Откидные элементы крыши надстройки.
При необходимости сверху рубка могла
закрываться тентом тент, для чего имелись съемные дуги. В полу боевого отделения монтировалось
основание миномета, куда крепилась его труба. Углы наводки орудия составляли:
46° по горизонтали и от 40° до 80° градусов по вертикали. С самого начала
предусматривалась возможность быстрого демонтажа миномета. На лобовом листе
корпуса крепилась штатная плита миномета, что позволяло отсоединить его и вести
огонь с земли. Помимо миномета в боевом отделении размещался расчёт из 2
человек и боезапас из 75 мин. Предусматривалось оборонительное вооружение.
Штатно возился один крупнокалиберный пулемет Browning M2HB, боезапас к нему
составлял 600 патронов. Пилотный образец нес на борту два таких пулемета.
Крепились пулеметы либо на тумбе сзади, либо на вертлюге спереди. Кроме того,
по наследству от Light M5 машине, кажется, достался курсовой пулемет Browning
M1919A4. (Рис.63)

Рис.63 – Вид на боевое отделение.
Миномёт можно было демонтировать, плита для
него крепилась на верхнем лобовом листе корпуса. Помимо миномёта, на вертлюге в
передней части надстройки размещался крупнокалиберный пулемёт Browning M2HB.
Дополнительный вертлюг находился в кормовой части боевого отделения, он
использовался для зенитного огня. Машина разгонялась до 64 км/ч.
Испытания T27 на Абердинском полигоне
начались в конце марта 1944 года. Проверялась не только стрельба из миномёта,
но и стрельба из пулемёта M2HB. Для тестов на машину установили сразу два
пулемёта. Зенитный огонь оказался не очень эффективным, поскольку вертлюг
обеспечивал сравнительно небольшой сектор обстрела. Стрельба из миномета
получила положительную оценку. После самоходный миномёт показали представителям
армейского командования, и эта демонстрация прошла успешно.
6 апреля 1944г. утвердили разработку
самоходки под 107-мм химический миномёт - 4,2 inch Mortar. По этой причине
строительство Т27Е1 отменили. Во многих источниках пишут, что носитель 107-мм
миномета M2 обозначили как 4,2 inch mortar carrier T29. Однако в некоторых
англоязычных источниках утверждают, что Т29 не был построен – мол, это был
«бумажный» проект, а построенный экземпляр со 107-мм минометом обозначают как
Т81.
Время постройки Т29/Т81 также указывают
разное – «к концу марта» или к 16 мая 1944г. Конструктивно самоходка Т29 (-
Т81?) аналогична Т27. (Рис.64)




Рис.64 - 4,2 inch Mortar
Carrier. Форт-Нокс, май 1944 года.
Боевая масса выросла до 14 402 килограмм. Плита
миномёта, закреплённая на лобовом листе корпуса, у T29 была заметно больше, а
более длинный ствол миномёта торчал из боевого отделения. Уменьшился сектор
обстрела: по горизонтали он составлял 35°, а по вертикали — от 40° до 65°.
Боезапас оказался меньшим — 60 мин. Динамические характеристики машины остались
на уровне T27.
Испытания стрельбой из Т29/Т81, проведенные
на Абердинском полигоне (было сделано 144 выстрела), вызывали вибрацию машины,
из-за чего оказалась повреждена система охлаждения двигателей.
14 апреля Т27 и Т29/Т81 были
продемонстрированы представителям армейского командования, которое
распорядилось отправить машины в Форт-Нокс.
28 августа 1944 года Бронетанковый
департамент забраковал обе машины. Претензии имелись к уровню броневой защиты
обеих машин и к тесноте их боевых отделений. Помимо этого, возникло некоторое
организационно-бюрократическое препятствие. Как указывают некоторые авторы, 81
mm mortar carrier T27 и Т29/81 рассматривали как «повозку для миномета, с
возможностью демонтажа и стрельбы с земли». Для ведения огня миномета с земли
требовался расчет в 6 человек, а на минометных самоходках экипаж составлял
всего 4 чел. Уменьшение расчета миномета не вписывалось в штатную организацию
минометных частей. Окончательно программа самоходных миномётов была закрыта 21
декабря 1944 года.
РСЗО на базе Light M5.
В источниках встречается, что для поддержки
пехоты на Тихом океане, обычную версию M5, предложили перевооружить комплектом
для запуска ракет T39. Установка была рассчитана на 20 ракет калибра 7,8 дюйма
(180 мм). (Рис.65)

Рис.65 – Установка для пуска ракет Т39 20.
Подобный проект обозначается в литературе
M5/T39 Rocket Armed Stuart или M5 with T39 Rocket Launcher. Вероятно, для
размещения подобной установки на танке М5 следовало убрать башню, но мы этого
никогда не узнаем, поскольку до производства данной РСЗО дело не дошло.
ЗСУ на шасси Light M5.
С 1942г. на удлиненном шасси Light M5 – подобный
вариант шасси был получен при разработке САУ под тяжелые орудия: 114-мм и
155-мм, соответственно, GMC T16 и HMC T64,
в литературе это шасси даже называется «универсальным» – прорабатывалось два
варианта ЗСУ или СЗУ. Один вариант подразумевал вооружение СЗУ 40-мм
автоматической зенитной пушкой Bofors, второй вариант - зенитная самоходная
установка со счетверёнными 20-мм пушками.
Работы по варианту ЗСУ со спаркой 40-мм
автоматических автоматов M1, американской версии шведских орудий Bofors были
инициированы в мае 1942г. 16 ноября 1942 года Комитет по Вооружениям
рекомендовал разработку ЗСУ с такой системой, обозначив ее как Twin 40mm Gun
Motor Carriage T65. Окончательное одобрение разработки GMC T65 было получено 5
ноября 1942 года.
В начале 1943 года изготовили два опытных
образца GMC T65. (Рис.66)



Рис.66 - Gun Motor Carriage T65.
Спаренная установка T12 обеспечивала круговой обстрел,
а в вертикальной плоскости углы наводки находились в пределах от -5° до 90°.
Благодаря электрическому приводу полный оборот установки T12 составлял 9
секунд, а скорость наводки по вертикали составляла 25 градусов в секунду.
Боезапас к орудиям M1 составлял 336 патронов, размещавшихся в ящиках по
периметру боевого отделения. Это позволяло оперативно заряжать орудия, а заодно
обеспечивало нормальную работу расчета из 4 номеров - двух наводчиков и двух заряжающих.
Два пилотных шасси GMC T65 отправили на
Абердинский полигон, откуда первый образец быстро уехал в Кэмп Дэвис, штат
Северная Каролина. Там проводились испытания силами департамента зенитной
артиллерии. По результатам испытаний общая концепция GMC T65 оказалась
одобрена, хотя имелся ряд замечаний по системам наведения. Среди требований
появилось использование прицельной системы M7 (Computing Sight M7). В отличие
от более ранней системы M3, она предусматривала использование телескопических
прицелов и более совершенных приспособлений наводки.
Командование ПВО США в феврале 1943 года
выдало заказ сразу на 1000 машин, но ко времени завершения испытаний GMC T65 и
выполнения доработок в серийное производство должен был поступить новый легкий
танк М24, шасси которого также получило статус «универсального». В результате,
проект Т65 был переработан под новое шасси.
Пишут, что для GMC T65, на такой же базе,
был разработан подвозчик боеприпасов Cargo Carrier T23, практически аналогичный
Cargo Carrier T22, но с расчетом на перевозку боеприпасов к 40-мм зенитной
системе Bofors.
В июне 1944 года были готовы два прототипа
со счетверёнными 20-мм пушками - 20mm Multiple Gun Motor Carriage Т85 и 20mm
Multiple Gun Motor Carriage Т85Е1, которые различались только
фирмой-изготовителем пушек – на одной из машин были установлены орудия Oerlikon 20mm. (Рис.67)


Рис.67 - 20mm Multiple
Gun Motor Carriage Т85/ Т85Е1.
Испытания обеих машин были успешно проведены на
Абердинском полигоне, однако рекомендаций запуска в серийное производство они
не получили и вскоре их разобрали. Причина была зеркальной, как и в случае с АА
Т65 – появление нового «универсального» шасси на базе легкого танка М24.
Считается, что на Тихом океане некоторые
М5 могли получить бульдозерный отвал, при этом башню «обычно» снимали. Таким
образом танк М5 превращался в M5 Dozer. К сожалению, я не встретил ни одного
изображения M5 Dozer.
