Light Tank M3А3 Stuart

 

 

Light Tank M3А3

США

Полусредний по массе легкий танк

масса

14,68 т

вооружение

 

37-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1942г.

выпускался

1942-1943гг., American Car & Foundry Company

3425 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Параллельно с запуском Light Tank M3A1 (Рис.1) в серию в мае 1942г. начались работы по его модернизации.

 

Рис.1 - Light Tank M3A1.

 

     Смысл модернизации заключался в переделке корпуса машины, особенно ее носовой части по типу обводов корпуса на Light Tank M5 (Рис.2), не меняя ничего внутри машины.

 

Рис.2 - Light Tank M5.

 

     Правда, толщина лобового листа, установленного под рациональным наклоном, в этом варианте составляла 25 мм (25,4 мм). Зато на танке, по совету танкистов (см. эпизод с войсковыми испытаниями М5 в июне 1942г.), решено было выполнить новую башню с комовой нишей. Проект обозначили как Light Tank M3A3.

     Корпус M3A3 немного отличался от M5. Появились скосы по углам корпуса. Рациональные углы наклона получили борта корпуса. Для защиты стыка листов в лобовой части был сделан специальный отбойник. Пулемета в верхней лобовой детали не было. В крыше отделения управления между люками сразу разместили вентилятор. Сидения водителя и его помощника, также как на М5, могли подниматься, в походном положении водитель управлял танком, высунувшись из люка, над которым можно было укрепить съемный ветровой щиток.

   Главные изменения затронули башню. Она получила развитую кормовую нишу, куда переместилась радиостанция SCR 508. В задней стенке башни появился люк для демонтажа орудия. Его створка одновременно случила антенным портом (антенну переставили с надмоторной плиты на заднюю стенку башни). С радиостанцией работал командир танка, который одновременно являлся заряжающим. (Рис.3)

 

Рис.3 – Радиостанция в кормовой нише.

 

   Первоначально на башнях имелись бортовые смотровые лючки. Также на бортах башни появились крепления для шпор, которые ставились на гусеничные ленты в условиях сильно пересеченной местности. Установка зенитного пулемета Browning M1919A4 переместилась на правый борт. Огонь из него мог вести командир-заряжающий. Сектор обстрела из пулемета оказался ограниченным – в основном, вперед-вправо. Обновилась крыша башни: на ней появилось два больших люка, это упросило попадание экипажа внутрь танка. Створки люков откидывались назад, при этом они могли фиксироваться в походном положении. В створке люка заряжающего/командира появился перископический смотровой прибор M6. На крыше башни появился прожектор. В башню поставили новую орудийную установку Combination Gun Mount M44. Говорят, что это была переделка предыдущей – в установку включили телескопический прицел. На танках модификаций M3A3 применялись телескопические прицелы М54LS (поле зрения 12°19′, увеличение ×3).

   Внутренне пространство башни с высоким положением полика не претерпело изменений. (Рис.4)

 

Рис.4 – Подбашенная корзина Light Tank M3A3.

 

    В качестве штатного указывался зенитный пулемет. (Рис.5)

 

Рис.5 – Компоновка Light Tank M3A3.

 

    Изменения, внесённые в конструкцию, привели к увеличению массы танка (по сравнению с Light Tank M3A1) почти на 2 тонны - масса Light Tank M3A3 составила 14 700 килограмм. Для компенсации возникшей дополнительной нагрузки внесли некоторые изменения в конструкцию ходовой части (- какие конкретно не указывается). Рост массы снизил максимальную скорость машины до 50 км/ч. (Рис.6)

 

 

Рис.6 – Опытный/пилотный вариант Light Tank M3A3. Опытный образец выполнен на шасси Light Tank M3A1.

 

   Серийные машины M3A3 получали дополнительный обвес. В качестве стандартной комплектации прилагались массивные противопылевые экраны, которые крепились к брызговикам и бортам корпуса. Также на корме корпуса появился большой короб для личных вещей и тента.

   Первый серийный Light Tank M3A3 был изготовлен American Car & Foundry Company в сентябре 1942 года, а второй серийный Light M3A3 покинул завод только в ноябре 1942 года. (Рис.7)

 

Рис.7 – Конфигурация серийной машины M3A3.

 

    Масса Light Tank M3A3 14700 (14680) кг. Габариты: длина – 5,03 м, ширина – 2,52 м, высота – 2,57 м, клиренс 420 мм. Бронирование: лоб 25-44 мм, корма 25 мм, крыша, днище 13 мм, башня 51-32 мм, крыша башни 13 мм. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Схема бронирования Light M3A3, внизу - выполненная советскими специалистами.

 

    Танкам, вроде бы, полагалось иметь полностью сварной корпус, но некоторые замечают, что для American Car & Foundry это была невыполнимая задача и на M3A3 «заклепок хватало с запасом». Экипаж 4 чел. Вооружение 37-мм пушка М6, один пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм и один пулемет Browning М1919А5 того же калибра (устанавливался в орудийной установке). Двигатель Continental W670-9A, 7-цилиндровый, карбюраторный, звездообразный, воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 9832 см³. Трансмиссия: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизатором, дифференциал, бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения; тормоза ленточные. Ходовая часть: четыре одиночных обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах, два поддерживающих ролика, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); в каждой гусенице 66 траков, по одним данным шириной 294 мм, по другим – 194 мм, шаг трака – 140 мм. Внешние средства связи – радиостанция SCR 508, SCR 528 или SCR 538. Внутреннее переговорное устройство RC 61.

    Максимальная скорость M3A3 до 50 км/ч. Запас хода 144 км, с дополнительными баками до 217 км.

    Полномасштабное производство Light Tank M3A3 началось в январе 1943 года после завершения программы выпуска Light M3A1. Впрочем, работы по их модернизации прекратились уже в начале 1943г. (Рис.9, Рис.10)

 

Рис.9 - Light M3A3, собирательный образ.

 

Рис.10 - Машины M3A3 ранней и поздней производственных серий – отличия минимальны.

Начиная с танка с серийным номером 10443 убрали пистолетные порты в бортах башни. Машины более позднего выпуска получили ящик ЗИП измененной конструкции.

 

  Строительство машин M3A3 окончилось в ноябре 1943г. Всего было изготовлено 3427 танков этого типа. (Рис.11)

 

Рис.11 – Производство танков M3A3 на American Car & Foundry Company.

 

Таблица – Производство танков Light Tank M3A3.

1942

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

2

1943

83

420

475

475

475

475

475

500

47

 

 

 

3425

 

   Упоминается, что в 1944-1945гг. танки М3А3, М5 и М5А1 модернизировались, но каким образом – не поясняется.

 

Таблица – Модернизация танков М3А3 в 1945гг.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

М3А3

 

 

6

75

85

54

 

 

 

 

 

 

220

 

     Американская армия не имела видов на Light Tank M3A3. Себе американцы оставили всего 205 таких танков. Едва ли не единственными частями американской армии, которые получили Light M3A3, стали подразделения военной полиции. Например, ими был вооружен 751-й батальон военной полиции. (Рис.12)

 

Рис.12 – 751-й батальон военной полиции, имевший на вооружение Light Tank M3A3.

 

     В апреле 1943 года Комитет по вооружениям изменил статус M3A3 до «понижено стандартизированного» танка.

     Танки M3A3 активно поставлялись союзникам по ленд-лизу.

     В начале 1943г. танки направлялись с завода прямиком в английскую армию, правда, к разгрому Африканского корпуса в Тунисе они опоздали. Дебютировали Light Tank M3A3 в ходе боев за Сицилию летом 1943 года. 

    В английской системе обозначений бронетанковой техники танк получил индекс Stuart V. Часть танков попала на фронт в стандартной «американской» комплектации, но постепенно англичане доводили машины до своих стандартов. Пишут, что Stuart V несколько отличался от базового Light Tank M3A3 как внешне, так и по внутреннему оборудованию. (Рис.13)

 

Рис.13 - Light Tank M3A3 в британской конфигурации Stuart V.

 

    Согласно стандартной британской комплектации, на левом борту башни танка монтировались два дымовых миномета. Крепления шпор для гусениц с передней части бортов башни убирались, их устроили на верхнем лобовом листе корпуса. Американская радиостанция SCR 508 заменялась на английскую радиостанцию №19. Немного изменился состав навесного оборудования: на корме появились крепления для ручного огнетушителя, а также аптечки. Вместо штатных пистолетов-пулеметов Thompson в качестве личного оружия предусматривались английские пистолеты-пулеметы Sten. Также в башне крепился сигнальный пистолет и боезапас к нему.

    В Британию было поставлено 2045 единиц Light Tank M3A3 (Stuart V). Вероятно, эти танки поступали на вооружение разведывательных полков английских танковых дивизий. Машины активно применялись в Италии и в Нормандии, есть мнение, что М3А3 использовались британскими частями в Бирме. (Рис.14)

 

 

Нормандия, лето 1944г.

Рис.14 – Галерея М3А3.

 

     Британцы передавали эти танки не только в войска стран Содружества, но и чехословакам, и полякам. Полякам, вероятно, главным образом во 2-ю Варшавскую бронетанковую дивизию, действовавшую в Италии. 

   Британцы снабжали этими танками Народно-освободительную армию Югославии. Машины этого типа югославы под командованием маршала Тито начали получать с осени 1943г. Их направляли на вооружение 1-й югославской танковой бригады. Всего в состав соединения попало 75 таких танков. (Рис.15)

 

Рис.15 – Танки Stuart V 1-й югославской танковой бригады.

 

   В других источниках транслируются более скромные данные о поставках танков типа Stuart от британцев югославам. Мол, всего во второй половине 1944г. Народно-освободительной армии Югославии передали 56 танков типа Stuart, но в это число входили как ранние варианты (M3A1), так и более поздние (M3A3). Вероятно, вторых было большинство. 

    Югославские М3А3 вышли в бой в июне 1944г. Их противниками выступали, как правило, довоенные танки французского или итальянского производства (некоторые даже вспоминают про польские танки).

   В 1945-1946гг. британская армия применяла танки М3А1/М3А3 в Индонезии. В 1946г. британцев сменили голландцы, точнее, части Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии (Royal Netherlands East Indies Army). Англичане передали им свои легкие танки. (Рис.16)

 

Рис.16 – Возглавляет колонну голландских легких танков М3А3, далее, кажется, следуют М3А1. Фото сделано в 1946г. в Батавии, современная Джакарта. Затем некоторые из этих танков перешли в индонезийскую армию.

 

    Голландцы использовали танки М3А1/М3А3 против местных националистов в боевых действиях до 1949г. Танки участвовали в боевых действиях во время восстаний Дарул Ислам в Ачехе и Яве, восстаний Республики Южный Малуку в Южном Малуку, восстаний PRRI на Суматре, восстаний Перместа в Северном Сулавеси и боевых действий против Движения 30 сентября. После окончания конфликта некоторые из британо-голландских танков перешли в индонезийскую армию.

     После провозглашения независимости Индии в 1947г. некоторое количество танков М3А3 перешло на вооружение индийской армии и, вероятно, пакистанской.

     Вероятно, также в конце 1940-х неустановленное количество танков М3А3 (возможно, и М5А1) британцы передали египтянам и иракцам.

    Light Tank M3A3 попали и в части «Сражающейся Франции». Как можно понять из источников, французам М3А3 передавали не британцы, а поставки шли напрямую из США, т.е французы использовали оригинальные М3А3, а не в конфигурации Stuart V. Французы получили 227 танков М3А3 (- точно не ясно, входили в это количество танки М5А1 или только М3А3). Наиболее массово эти танки применялись французами летом 1944 года в ходе в боев в Нормандии. Использовались они и в ходе наступления, которое закончилось освобождением Парижа. Французы сражались на этих машинах до конца войны. (Рис.17)

 

Рис.17 - Французские Light M3A3, весна 1945 года.

 

   Допускают, что французские М3А3, как и М5А1, принимали участие в Индокитайской войне (1946-1954гг.) до завершающих этапов кампании.

   В годы войны по ленд-лизу американские легкие танки получала Бразилия – 427 шт. В это число попало некоторое количество М3А3 - предположительно, 77 шт.

   Общим местом в литературе стало утверждение, что вторыми потребителями Light Tank M3A3 оказались китайцы, точнее, правительство Гоминьдана. Из официальной американской справки следует, что по программе ленд-лиза Китай получил 1000 таких танков. Но встречаются и другие данные: мол, 1000 хотели предать правительству Гоминьдана, но отправили только 536 шт., а из отправленных до китайцев дошли и вовсе 100 машин. Пишут также, что китайцы «массово» применяли эти танки с 1943г. Впрочем, не факт, что массово и, что с 1943г. В 1943г. материковый Китай, подконтрольный Гоминьдану, был полностью изолирован от внешнего мира.

   Более или менее определенно известно, что для боевых действий в Бирме американцы сформировали из остатков китайских отрядов, действовавших на территории Бирмы в 1942г. некие части. Среди них - 1-ю временную танковую группу (1st Provisional Tank Group). Подразделение состояло из 230 человек 527-й артиллерийской роты тяжелого технического обслуживания (военнослужащие США) – к этой роте придавалось 1800 китайских солдат. Из этого ядра были сформированы два батальона. Батальоны 1-й временной танковой группы были оснащены и обучены для поддержки последнего наступления союзников в Бирме. На вооружении батальона имелось 125 легких танков М3А3 и 126 средних М4А4. Танки пробирались на фронт через горы и джунгли по дороге Ледо. (Рис.18, Рис.19)

 

Рис.18 – Китайские М3А3 на дороге Ледо.

 

 

Рис.19 - Танки МЗАЗ в Бирме. Танки из состава 1-й китайской сводной танковой бригады/1-й временной танковой группы.

 

    В Бирме противниками танков M3А3 являлись слабейшие японские танки «Ха-Го», которые не могли составить конкуренцию американским танкам. Впрочем, танковые бои были редкостью. Японские танкисты предпочитали действовать из засад. (Рис.20)

 

Рис.20 – «Ха-го» рядом со своим главным противником – американским легким танком M3А3.

 

    После поражения японцев в Бирме планировалось крупное наступление в Китае, но в конце войны 1-я временная танковая группа оказалась в Чаньи, Китай (Chanyi, China), где она была расформирована 18 декабря 1945 года. Техника группы была сдана китайцам. По словам лейтенанта Фрэнка Пайла (Lt. Frank Pyle), ветерана 1-й временной танковой группы, 1st Provisional Tank Group была преобразована в отдельный бронетанковый отряд гоминьдановского Китая. Гоминьдановские М3А3 использовались в гражданской войне. На май 1946г. в войсках Гоминьдана, помимо прочего, находилось 116 танков М3А3. Сообщается, что отдельный бронетанковый отряд прекратил свое существование возле моста Марко Поло в 1949 году в борьбе с коммунистическими силами Китая. (Рис.21)

 

Рис.21 – М3А3 в эпизоде гражданской войны в Китае, 1949г.

 

    Некоторое количество танков М3А3 было эвакуировано гоминьдановцами на Тайвань (Рис.22), но, вероятно, большая их часть оказалась в руках Народно-освободительной армии Китая.

 

Рис.22 – Погрузка танков в порту Шанхая при эвакуации войск Гоминьдана на о. Формозу (Тайвань), октябрь/декабрь 1949г. На переднем плане хорошо различимы, как минимум, три танка Т-26, справа выглядывает М3А3 Stuart.

 

   Как пишут, танки M3A3 «довольно долго» находились на вооружении Народно-освободительной армии Китая (Рис.23) и вооруженных сил Тайваня.

 

Рис.23 – Боец Народно-освободительной армии Китая рядом с М3А3, предположительно 1949г.

 

     В конце 1940-х американцы продавали или поставляли в рамках военной помощи танки типа М5А1/М3А3 ряду европейских и дружественных стран: Бельгии, Нидерландам, Италии, Греции, Турции.

    Данные о количестве поставок в Бельгию, Нидерланды, Италию и Грецию не приводятся.   

    В отношении Турции с некоторой натяжкой можно говорить о 150-200/210 танках этого типа, но в литературе встречается, что Турция еще в 1942-1943/44гг. получила от Британии такое количество легких американских танков, в таком случае это могли быть машины типа Light M3/M3A1 – тогда поставлялись ли в Турцию М5А1/М3А3 или это были M3/M3A1?

   САУ и ЗСУ на базе Light M3A3.

    Неудачи с проектами ПТ-САУ на базе легкого танка М3 GMC T29 (75 мм) и GMC T50 (76 мм) не поставили крест на программе создания 76-мм САУ на этой платформе. С появлением нового варианта танка Light М3А3, его шасси стало основой для создания очередной самоходной установки. Впервые о новой машине заговорили в Комитете по Вооружению 13 августа 1942 года. Тогда в Управление был представлен эскиз установки 76-мм орудия на лёгком танке с размещением вооружения в кормовой части машины. Компоновка машины предполагала, что вести огонь можно только с места, причем для этого требовалось откинуть специальную рампу. Идею, предложенную American Car & Foundry Co., одобрили, и 16 сентября 1942 года Комитет по вооружению инициировал разработку новой САУ. Согласно требованиям, боевая масса машины предполагалась на уровне 13608 кг (30000 фунтов), скорость - 61 км/ч, боезапас к орудию – 64 выстрела.

    Для проверки различных вариантов силовых установок было запущено два в принципе одинаковых проекта. Друг от друга машины, получившие индексы T56 GMC и T57 GMC, отличались двигателями. T56 GMC получила 288-сильный Continental W-670 12-series, форсированную версию штатного мотора танка M3A3. Второй вариант САУ, получивший индекс T57 GMC, был оснащён 400-сильным двигателем Continental R-975-C1 (устанавливался на среднем танке M4). В связи с установкой более мощного мотора воздухоочистители пришлось выносить наружу корпуса. Из-за кормового расположения орудия на обеих машинах, моторное отделение перенесли в середину корпуса. Сзади осталось место для орудийной установки, укладки боеприпасов и места для расчёта – правда, пишут, что сидений для расчета не было. Во время стрельбы сзади откидывалась специальная рампа, на которой и находился расчёт орудия. Размещение моторного отделения в центре машины стало причиной тесноты в отделении управления. 3-дюймовое орудие М7 (орудие М7 было получено из зенитного 76-мм орудия, вероятно, М3) (Рис.24) имело горизонтальные углы наведения по 15 градусов влево и вправо и вертикальные углы наведения от -5 до +25 градусов.

 

Рис.24 – Американское зенитное 76-мм орудие М3.

 

     М7 имело длину ствола 50 калибров. К орудию прилагались разные типы боеприпасов: APC M62 Projectile (APCBC/HE) – бронебойный, трассирующий; HVAP M93 Shot (APCR-T) – бронебойно-подкалиберный, трассирующий; AP M79 Shot (AP-T) – бронебойный трассирующий; HE M42A1 Shell (HE) – фугасный; HC B1 M88 Shell, Smoke – дымовой. Судя по типам боеприпасов, САУ с таким орудием можно назвать многофункциональной/многозадачной. Максимальная начальная скорость сообщалась снаряду HVAP M93 Shot – 1036 м/с. Начальная скорость снаряда APC M62 Projectile составляла 792 м/с. Бронепробиваемость пушки М7 по гомогенной броне под углом 30° составляла в зависимости от типа бронебойного снаряда: на дистанции 500 ярдов от 93 мм до 157 мм; на дистанции 1000 ярдов от 88 мм до 135 мм, на дистанции 1500 ярдов от 76 мм до 116 мм, на дистанции 2000 ярдов от 64 мм до 98 мм. В качестве дополнительного вооружения предусматривалась установка пулемёта .30 cal для защиты от вражеской пехоты и авиации. Экипаж 5 чел.: 2 в отделении управления и 3 в боевом отделении.

     Первой была изготовлена T56 GMC, которую в ноябре 1942 года доставили на Абердинский полигон – машина с завода пришла без прицелов, их монтировали прямо на полигоне. (Рис.25)

 

Рис.25 – Первый вариант САУ T56 Gun Motor Carriage.

 

   Реальная масса машины составила 14515 кг, при этом боезапас к орудию оказался меньше, чем требовала спецификация – всего 40 снарядов.

   Испытания GMC T56 официально проходили с 10 ноября 1942 по 4 февраля 1943 года. На первом же тестировании выяснилось, что боеукладка полностью закрывала доступ к двигателю сзади. Для того, чтобы добраться до мотора, необходимо было эту боеукладку демонтировать. А чтобы извлечь двигатель, следовало снять орудие.

    Ходовые испытания машины в объёме 190 километров показали высокую максимальную скорость 62,5 км/ч, по другой версии – 64 км/ч. Однако машина получилась сильно перегруженной в кормовой части. Огневые испытания показали, что стрельба из орудия отбрасывала САУ T56 GMC назад на 35 сантиметров. Ввиду особенностей конструкции орудийной установки (далеко разнесенных друг от друга механизмов наведения орудия по вертикали и горизонтали) наводить её на цель приходилось двум членам расчёта.

    Уже в ходе испытаний сотрудники Абердинского полигона установили на T56 GMC орудийный щит толщиной брони 0,5 дюйма – некоторые сообщают, что щит был макетным. (Рис.26)

 

 

Рис.26 - GMC Т56 со щитом. Вероятно, на нижнем снимке показан максимальный угол наведения орудия по вертикали.

 

     8 декабря 1942 года на Абердинский полигон поступила T57 GMC. (Рис.27)

 

Рис.27 – T57 GMC. Внизу – орудие на максимальном угле возвышения.

 

     Машина испытывалась с 17 декабря до 13 апреля 1943 года, за это время T57 GMC проехала 1419 километров. По другой версии, САУ Т57 не стали испытывать, сходу от неё отказавшись. Тем не менее, встречаются некоторые данные с испытаний Т57. Благодаря более мощному двигателю, её максимальная скорость по шоссе достигала 80 км/ч, а по просёлочной дороге – 48 км/ч.

   В феврале 1943г. программу Т56/57 закрыли в связи с появлением более перспективных 75/76-мм ПТ-САУ с башней (GMC Т67 и GMC T70). В свою очередь, представители Специального Бронетанкового Управления и Абердинского полигона единодушно констатировали, что 3-дюймовое орудие являлась слишком тяжёлым для шасси лёгкого танка.

    Югославы также пробовали разместить орудия подобного калибра на шасси М3А1. Они устанавливали немецкую противотанковую 75-мм пушку Pak 40/41. Югославская САУ внешне выглядела более успешно, чем американская. Орудие за щитом поместилось почти на месте боевого отделения – вместо башни, а само боевое отделение с бортов прикрывалось бронещитами. САУ получила обозначение SO-75. (Рис.28)

 

Рис.28 – Югославская САУ SO-75.

 

    Количество таких САУ именно с пушками Pak 40/41 не известно, но приводится, что 5 САУ SO-75 были «построены» с 75-мм пушкой Pak 50. Все они находились в строю 1-й югославской танковой бригады.

   Более того, на М3А3 югославам удалось получить одну САУ с 150-мм полевым орудием 15 см sIG 33 – обозначалась SO-150.  

   Кроме того, югославы на шасси М3А3 оборудовали одну СЗУ со счетверенными 20-мм зенитными пушками Flakvierling 38. (Рис.29)

 

Рис.29 - M3A3/Flak 38.

 

    В 1950-е (или в 1970-е) годы в Бразилии, как пишут, на базе танка М5А1 была создана и «возможно производилась» ЗСУ Bernardini X1A Anti Aéreo. Я сомневаюсь, что платформой для бразильской ЗСУ выступил М5А1. Судя по отсутствию характерного выступа под радиатор в корме танка над МТО, это, скорее, база М3А3. (Рис.30)

 

Рис.30 – Бразильская СЗУ Bernardini X1A Anti Aéreo.

 

   Как видим, машина имеет счетверенную установку, вероятно, 20-мм автоматов. В верхней лобовой наклонной детали появились большие прямоугольные вырезы.

   В 1943г. наметилась тенденция переделывать легкие танки типа М3/М5 во всякого рода вспомогательные машины: тягачи, разведывательные машины, бронетранспортеры и т.п. Первыми этими «модернизациями» занялись англичане, далее к процессу присоединились канадцы.

   Разведывательные машины (Stuart Recce). Танки лишались башни, подбашенной корзины и боеукладки, машину вооружали пулеметом Browning M1919A4, либо Browning M2HB на вертлюге и снабжали, как правило, мощным радиооборудованием. В 1943-1945гг. британцы снабжали своими Stuart Recce армии Содружества и союзников. (Рис.31)

 

Рис.31 – Веселое Рождество 1943 года, Италия, Stuart V Recce 2-й Варшавской бронетанковой дивизии.

 

   Примерно также поступали голландцы, когда в 1946г. к ним от британцев попали легкие танки типа М3. Правда, пулемет они устанавливали за щитом. (Рис.32)

 

Рис.32 – Dutch turretless M3A3 Recce version, in Indonesia.

 

    Пишут, что китайцы таким же способом «модернизировали» свои М3А3, когда танки теряли башни. Их вооружение было аналогичным Stuart Recce и включало крупнокалиберный пулемет Browning M2HB на вертлюге, установленный в лобовой части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru